Принципы обновления деятельности школы

Обновлено: 07.07.2024

Цели: повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС второго поколения и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, освоение педагогами инновационных технологий обучения.

- Совершенствовать условия для реализации ФГОС начального образования (НОО - обновлённое содержание) и ФГОС основного общего образования (ООО – обновлённое содержание), совершенствовать качество обученности выпускников на ступени среднего общего образования (СОО).

- Создавать условия (организационно-управленческие, методические, педагогические) для обновления основных образовательных программ НОО, ООО и СОО образовательного учреждения, включающих три группы требований, в соответствии с Федеральным государственным стандартом нового поколения.

- Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями (НСУР

– национальная система учительского роста).

- Активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.

- Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.

- Обеспечивать методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.

- Создавать условия для самореализации учащихся в образовательной деятельности и развития ключевых компетенций учащихся.

- Развивать и совершенствовать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

- Развивать ключевые компетенции учащихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.

ПЯТЬ ШАГОВ К ЦЕЛИ

Методическая тема на 2021-2022 учебный год:

«Современные требования к качеству урока – ориентиры на обновление

Цель : повышение теоретических и практических знаний педагогов в области методики проведения современного урока и его общедидактического анализа.

- Продолжить модернизацию системы обучения в школе путем изучения теории по вопросу требований к современному уроку.

- Активнее и эффективнее использовать современные образовательные технологии в образовательной деятельности, в частности — поисково-исследовательскую деятельность, метод проектов.

- Расширять область использования информационных технологий при проведении уроков с учетом имеющейся в школе материально-технической базы: рабочего места учителя, интерактивной доски.

- Выстраивать систему поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе.

- Совершенствовать работу со слабоуспевающими учащимися.

- Продолжить работу по реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО.

- Совершенствовать работу по качеству знаний выпускников школы (СОО).

Методическая тема на 2022-2023 учебный год:

Цель: совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение качества образования и разностороннее развитие личности учащихся, повышение престижа образовательного учреждения.

- Создавать оптимальные условия (правовые и организационные) для повышения образовательного уровня педагогических работников по квалификации с учётом современных требований (нормативно-правовой базы ФГОС).

- Совершенствовать учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности с учётом современных тенденций развития образования.

- Совершенствовать управленческую компетенцию руководителей образовательного учреждения.

- Постоянно работать над повышением мотивации педагогов в росте профессионального мастерства, в получении современных знаний.

- Развивать культурно-образовательную среду в школе, открытую всем субъектам педагогической деятельности,

направленную на обеспечение высокого уровня образовательной деятельности.

- Обеспечивать рост профессиональной компетентности педагогов школы в ходе работы учителей по темам

самообразования с целью ориентации на развитиемотивации обучения, способностей и возможностей каждого

учащегося, на раскрытие его личностного, интеллектуального, творческого потенциала.

- Создавать единую систему урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленную на разностороннее развитие личности участников образовательных отношений.

- Осуществлять в системе психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.

- Расширять сферу использования информационных технологий, создавать условия для раннего раскрытия интересов и склонностей учащихся к научно- исследовательской деятельности, для освоения учащимися исследовательских, проектировочных и экспериментальных умений.

- Организовать и проводить мероприятия в рамках социальных практик среднего общего образования.

Методическая тема на 2023-2024 учебный год:

Цель: совершенствование педагогического мастерства учителя, качества образовательной деятельности и успешности учащихся через использование системно-деятельностного подхода в обучении.

- Обновить педагогическую систему учителя на основе выделения сущности его опыта в технологии деятельностного обучения.

- Способствовать формированию системы универсальных учебных действий средствами технологии деятельностного обучения.

- Обеспечить методическое сопровождение реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и основного общего образования; и введения ФГОС среднего общего образования.

- Содействовать полной реализации основных образовательных образовательной программ на основе стандартов нового поколения.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ :

Методическая тема школы на 2024-2025 учебный год:

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, его эрудиции, компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания; применение новых технологий, направленных на обеспечение самораскрытия, самореализации учащихся, повышение качества образовательной деятельности.

- Реализовывать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

- Непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство учителей.

- Внедрять современные педагогические технологии обучения и воспитания, информационные образовательные технологии.

- Адаптировать образовательную деятельность к запросам и потребностям личности учащегося; ориентация обучения на личность учащихся; обеспечивать возможности её самораскрытия; совершенствовать систему поиска и поддержки талантливых детей.

- Совершенствовать предпрофильную подготовку учащихся.

- Реализовывать принципы сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательной

деятельности, использовать в системе здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности.

- Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание через повышение воспитательного потенциала

Формы методической работы:

а) работа педагогического совета школы;

б) работа методического совета школы;

в) работа педагогов над темами самообразования;

г) открытые уроки;

д) обобщение передового педагогического опыта учителей;

е) внеклассная работа по предмету;

ж) проведение предметных декад;

з) аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;

и) организация и контроль курсовой подготовки учителей.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ.

1.Организационное обеспечение:

- Работа по образовательным программам школы.

- Обновление содержания образования, совершенствование граней образовательной деятельности на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребенка и совершенствование педагогического мастерства педагога.

- Повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение единых методических дней, предметных декад, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских.

- Совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.

-Непрерывное самообразование педагогов и повышение уровня профессионального мастерства.

- Включение педагогов в творческий поиск, в инновационную деятельность.

2. Технологическое обеспечение:

- Творческая ориентация педагогического коллектива на овладение технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребёнка.

- Обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей.

- Совершенствование кабинетной системы.

- Укрепление материально-технической базы методической службы школы.

3. Информационное обеспечение :

- Оказание помощи педагогам в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления.

- Обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.

4. Создание условий для развития личности ребенка:

- Формирование мотивации к учебной деятельности через создание эмоционально- психологического комфорта в общении ученика с учителем и другими детьми.

- Организация УВР, направленной на формирование личности, способной к социальной адаптации через сотрудничество школы и семьи.

- Педагогическое сопровождение образовательной программы школы.

- Изучение особенностей индивидуального развития детей.

- Формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности.

- Развитие ученического самоуправления.

5. Создание условий для укрепления здоровья учащихся:

- Отслеживание динамики здоровья учащихся

- Разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровье сберегающих методик и

преодолению учебных перегрузок школьников;

- Совершенствование взаимодействия с учреждениями здравоохранения.

6. Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности:

- Контроль за качеством знаний учащихся.

- Совершенствование механизмов независимых экспертиз успеваемости и качества знаний учащихся.

- Совершенствование у учащихся универсальных учебных действий.

- Диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий и элективных курсов.

1) Какие проблемы должна решать модернизация содержания, и согласны ли Вы с их интерпретацией?

2) В чем автор видит принципиальные новации стандарта по отношению к существующей школьной практике?

3) Оцените реалистичность достижения заявленных целей посредством изменения содержания образования.

Любая реформа образования — это, прежде всего, реформа содержания образования. Все остальное — изменения в системе образования, то есть в его инфраструктуре. Более того, как это ни покажется парадоксальным, всякие изменения только в экономике образования, как и всякие только технологические изменения, мало того, что недостаточны — они в определенной мере даже опасны.

2. Жесточайшая перегрузка учащихся. Длительное время мы шли и до сих пор идем по пути экстенсивного наращивания содержания школьного образования. Только за последние десять лет нагрузка школьников возросла в полтора раза, а число учебных предметов увеличилось на треть. Нельзя вместе с тем не отметить и другой важнейший социально-охранительный смысл перегрузки. Учебная перегрузка школьников — один из способов их унификации, обезличивания, выравнивания под школьным прессом.

Образование может работать либо на воспроизводство, либо на развитие общества. Но сегодня оно не способно работать на развитие. В этом плане вопрос о состоянии нынешнего содержания школьного образования давно уже перешел из педагогической в социальную плоскость. В фундамент разработки нового стандарта общего образования должны быть положены десять базовых принципов, составивших в совокупности принципиально новые концептуальные основания построения образовательного стандарта. Именно эти основания позволили сделать кардинальный шаг на пути превращения стандарта из механизма консервации содержания школьного образования в механизм обновления, развития этого содержания.

Это впервые делает образование в его сущности подлинно вариативным, дифференцированным, личностно-ориентированным.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.

2 2 2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

3 Актуальность (новое качество российского образования) Традиционная парадигма образования (формирование знаний, умений и навыков) Деятельностная парадигма образования (цель - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности)

4 4 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества ; сформированность основ гражданской идентичности ); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира )

5 Новые подходы к управлению образовательным процессом Функционирующая школа Функционирующая школа Развивающая и развивающаяся школа Развивающая и развивающаяся школа

7 Проблема проекта Как перейти от функционирующей школы к развивающей? Как обучать в новых условиях? Как обучить учителей работать но- новому, чтобы воспитать конкурентноспособную личность?

10 Участники проекта Целевые аудитории Учащиеся Педагоги, психологи Педагоги, психологи Заместители директоров по УВР Заместители директоров по УВР Директора ОУ Директора ОУ Родители

11 Этапы проекта Подготовительный ( август - октябрь ) Основной ( ноябрь - апрель ) Заключительный ( май - июнь ) Изучение нормативно - правовой базы, современных технологий, технологий проектирования программ Разработка программ, апробация и внедрение в практику деятельностных технологий Определение готовности педагогов к внедрению ФГОС, презентация программ, определение результативности сдачи ЕГЭ и др.

18 Информационная работа по подготовке всех участников образовательного процесса к ЕГЭ и ГИА Содержание информационной деятельности по вопросам ЕГЭ ПедагогиУчащиесяРодители 1. Изучение нормативно - правовой документации по ГИА и ЕГЭ. 2. Информирование о ходе подготовки к ГИА и к ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ. 3. Составление плана – графика подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА, информирование об этом педагогов 1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся: правила поведения на экзамене; правила заполнения бланков; расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет). 2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ. 3. Проведение занятий по тренировке заполнения бланков. 4. Проведение собрания выпускников по школам района: * о порядке окончания учебного года; * об учёте результатов ЕГЭ при выставлении итоговых отметок; * об организации приёма и рассмотрения апелляций по результатам ЕГЭ; * об организации выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ; * о правилах приёма в вузы и ссузы; * о сроках вступительных испытаний в вузы и ссузы в форме и по материалам ЕГЭ. 1.Родительские собрания по классам (в течение года): информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, информирование о ресурсах Интернет, о результатах пробных ГИА и ЕГЭ, пунктах проведения экзамена. 2. Индивидуальное консультирование родителей(кл.руководители, педагог-психолог).

20 Психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Знакомство с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Отработка навыков уверенного поведения. Тренинги по развитию чувства эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим, навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы. Оказание помощи в осознании собственной ответственности за поступки, анализе своих установок. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

21 Возможные риски и способы их преодоления Риски Нежелание административных работников и педагогов работать по - новому, заниматься исследовательской деятельностью, изучать и внедрять в практику новые инновационные технологии обучения. Риски Нежелание административных работников и педагогов работать по - новому, заниматься исследовательской деятельностью, изучать и внедрять в практику новые инновационные технологии обучения. Причины отсутствие стимулирования педагогической деятельности, сложившийся стереотип педагогической деятельности на основе репродуктивного изложения материала, личностные особенности педагога, др. Причины отсутствие стимулирования педагогической деятельности, сложившийся стереотип педагогической деятельности на основе репродуктивного изложения материала, личностные особенности педагога, др. Способы преодоления выявление профессиональной компетентности педагогов, разработка маршрута профессионального роста педагога, проведение убедительной разъяснительной работы. Способы преодоления выявление профессиональной компетентности педагогов, разработка маршрута профессионального роста педагога, проведение убедительной разъяснительной работы.

23 Ожидаемые результаты Разработан механизм информационно - методического сопровождения обновления содержания образования. Освоение нормативно - правовой документации, учебных программ, учебников стандартов второго поколения начального образования. Развитие умений проектирования образовательного процесса в контексте системно - деятельностного подхода, внедрение в практику метапредметный урок. Освоение технологии проектирования : Программы развития ОУ, образовательной программы ОУ, авторской программы предметных и метапредметных курсов. Получение соответствующих образовательных продуктов и их сертификация. Развитие исследовательской культуры педагога и вовлечение школьников в научно - исследовательскую деятельность на основе сотрудничества. Динамика уровня самостоятельности, креативности, ответственности руководящих и педагогических работников. Повышение уровня базовых компетентностей и функциональной грамотности руководящих работников и педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном плане.

Анализ педагогического опыта позволяет выделить основные тенденции развития, обновления принципов, содержания и методов образования.

Принципы конструирования содержания современного образования.

1. В содержании предмета необходимо выделять ведущие, стрежневые понятия. Это делает весь предмет более доступным.

2. Изучение материала надо пронизывать соотнесением частных фактов с познавательными структурами, схемами.

3. Процесс усвоения основных понятий и принципов должен вести к освоению школьниками способов познавательной деятельности, значимых за предметами конкретного содержания.

4. Целесообразно применять "спиралевидное" изучение основных представлений и понятий.

5. Важно ставить учащегося в положение исследователя, первооткрывателя.

Требования к содержанию образования:

1. У учащегося должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Они должны прийти к ощущению их ограниченности, расхождения с представлениями научного сообщества.

2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание. Это не означает, что учащиеся обязаны их придерживаться сами, верить в то, что они описывают реальный мир.

3. Новые представления должны быть правдоподобными (потенциально допустимыми) в восприятии учащихся и сочетаться с имеющимися у них представлениями о мире. Школьники должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.

4.Новые идеи и понятия должны быть продуктивнее старых, обладать более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

Требования к процессу обучения:

1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представлять их в явном виде.

2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.

5. Представлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

В соответствии с вышеперечисленными положениями, существует несколько активных методов обучения, значимых для развития, модернизации современного образования. Представим их.

1. Урок-исследование. В начале урока происходит ознакомление учащихся с предметной областью, содержанием предстоящего исследования, включая сами методы исследования. Далее учитель или сами учащиеся формулируют проблему исследования и приступают к поиску ее возможных решений. При этом учащимся предоставляется возможность самостоятельно пересматривать свои подходы к исследованию, планировать эксперимент, осуществлять поиск данных, выдвигать гипотезы, строить умозаключения и т.д. В своей опытно-экспериментальной работе мы использовали два варианта этой модели: 1) лабораторное исследование и 2) модульное обучение в группах, при котором последовательность действий при исследовании отражена в виде отдельных блоков-модулей. Эффективность данной модели обучения обусловлена возможностью ее применения для изучения как естественнонаучных, так и гуманитарных, философских знаний.

2. Словесно-логический метод обучения. Его применение к изучению любой дисциплины позволяет обучаться умению найти и разрешить противоречие, вывести новое понятие. Такой способ обучения призван преобразовать сознание, т.е. реализовать сущность разума видеть и разрешать противоречия, а следовательно, прогнозировать события.

5. Дидактическая игра, характерными чертами которой являются целенаправленность, состязательность, моделирование, имитация. Как и вышеописанные методы дидактическая игра применима к изучению различных областей знания.

6. Дискуссия как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Использование дискуссии в учебном процессе наиболее эффективно, когда учащиеся уже умеют приобретать знания, формулировать проблемы.

Рассмотренное позволяет сделать вывод о том, что процесс модернизации образования основывается на следующих принципах:

1). Изменение содержания естественнонаучного образования, его гуманизация, гуманитаризация, в том числе, за счет иррациональных знаний.

2). Использование диалоговых и исследовательских технологий, активных методов обучения.

3). Систематизация знаний в процессе познания окружающего мира школьником, осознание их эпистемности.

4). Развитие ноосферного мышления как цель, процесс и результат обучения.

5). Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

6). Развитие субъектного, сакрального отношения личности к природным объектам.

____________

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Обоснуйте необходимость модернизации российского образования. Насколько, на ваш взгляд, направления модернизации, заявленные в Национальной доктрине образования, реализованы на практике?

2. Оцените педагогическую роль инноваций в образовании. Каковы законодательные основы их обеспечения?

3. Каковы основные направления совершенствования профессиональной подготовки педагогов, обоснуйте их необходимость.

4. В каком направлении происходит обновление структуры и содержания современного образования. Обоснуйте педагогическую ценность инновационных методов образования.

5. В каком направлении происходит совершенствование образовательного законодательства. Выскажите и обоснуйте Ваши предложения по его совершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

И ДОКУМЕНТ Ы КО ВСЕМ ГЛАВАМ

Литература

Основная литература

Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. Т.II. – М., 1982.

Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М.,1980.

Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М., 2000.

Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. – М., 2004.

Образовательное право: Уч.-методич. пособие / Колл. Авторов: Е.Д. Волохова, Ю.А. Кудрявцев, Рожков И.А., В.М. Сырых и др. – Уфа, 1999.

Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. – М., 2002.

Федорова М.Ю. Образовательное право: Уч. пособие для вузов. – М., 2004.

Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М.,2001.

Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М..2001.

Дополнительная литература

Андреев Ю.П., Н.М. Коржевская, Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. – Свердловск, 1989.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М., 2004.

Байденко В.И.Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (Опыт системного исследования).: Автореф. дисс. … доктора педагогических наук. – М., 1999.

Баранников А.В. Концепция управления качеством образования / А.В.Баранников, М.Ф. Королёв, Б.Н. Науменко // Вестник образования Минобразования РФ. – 1992. - №6-7. - С. 25-48

Бахрах Д. Н. Правовой статус студента в Российской Федерации / Д. Н. Бахрах, С. В. Барабанова // Университетское управление: практика и анализ, 2003. № 3(26).

Беспалько В.П. Поможет ли стандарт образования? (О необходимости введения стандарта образования в школах России) // Педагогический вестник. – 1993. – Сентябрь (№16). – С. 2

Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. – 1995. - №1. – С. 89-94

Борисова Л.Г. Эффективность образования. – М., 1991.

Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1992.

Загвоздкин В. Качество – это процесс постоянного совершенствования. //Директор школы,2003, № 5 С..33-37

Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург, 2000.

Иванов С.С., Волкова И.Е. Концепция образовательных стандартов, обеспечивающих качество российского образования в XXI веке //Проблемы качества образования, его нормирования и управления: Сборник научных статей: Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Минобразования Российской Федерации. – М., 1999. С.125-130

Ильичев И.Е. , Лазарев А.Ю., Лазарева И.И., Сапрыкина В.Т. Трудовой договор (контракт) с педагогическим работников. // Право и образование № 3, 2001. С. 132-139.

Казакевич Н.М. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. – М.: Институт профессионального образования Минобразования России, 1993

Кальней В.А. Мониторинг качества образования / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – 2-е изд. – М.: Педобщество России, 1998.

Читайте также: