Принципы и направления коррекционно педагогической работы по формированию готовности к школе

Обновлено: 05.07.2024

Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми

Коррекционно-педагогическая помощь – это работа психолога, нацеленная на оказание помощи в устранении или снижении степени проявления недостатков в физиологическом и психическом развитии ребенка.

Рисунок 1. Коррекционно-педагогическая деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Коррекционно-педагогическая работа проявляется в оказании детям следующих видов помощи:

  1. Медицинская помощь – лечение лекарственными препаратами, прохождение курса ЛФК, назначение лечебного массажа, физиотерапевтических процедур, ортопедическая помощь;
  2. Психологическая помощь – проведение психологических тренингов, консультаций, ориентированных на устранение отклонений в личностном развитии, устранении психического дисбаланса, нервных нарушений;
  3. Социальная помощь – проведение социальной коррекции, помощь в процессе прохождения социальной адаптации;
  4. Педагогическая помощь – ориентация на развитие познавательной деятельности, развитие самостоятельности и навыков самообслуживания у детей с отклонениями в развитии;
  5. Логопедическая помощь – работа по коррекции речевых нарушений, устранение дизартрических нарушений.

Коррекционная работа с детьми ориентирована на исправление недостатков психического или физиологического развития детей либо на их ослабление. Такая работа пронизывает весь процесс обучения, затрагивая все его сферы. Коррекционная работа помогает упростить и облегчить процесс развития детей, имеющих какие-либо отклонения. Она развивает положительное восприятия процесс обучения и развития ребенка с отклонениями любой степени сложности.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными направлениями коррекционно-педагогической помощи являются следующие:

  1. Ориентация на развитие визуального и слухового восприятия;
  2. Ориентация на развитие органов артикуляции, улучшении их функциональных возможностей путем применения артикуляционного массажа и гимнастики;
  3. Ориентация на развитие эмоциональных реакций организма;
  4. Ориентация на развитие двигательного аппарата, функциональное развитие движений рук, развитие навыков действий с предметами и объектами;
  5. Речевое развитие и подготовка к активному речевому восприятию и практическому действию;
  6. Нормализация системы взаимоотношений и взаимодействия с социальной средой;
  7. Устранение пробелов в духовно-нравственном развитии личности;
  8. Ориентация на развитие положительных качеств личности, создание необходимых условий для этого;
  9. Способствование накоплению опыта социальной деятельности, обогащение знаний о практическом взаимодействии в социальной среде.

Все направления коррекционной работы могут видоизменяться, исходя из возрастных особенностей развития ребенка, степени его отклонений в развитии, возможностей деятельности.

Принципы оказания коррекционно-педагогической помощи

Коррекционная работа с детьми строится на основании следующих принципов:

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Он означает составление прогноза развития ребенка с отклонениями на основе коррекционных занятий, исключая текущее отклоняющееся поведение;
  • Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекционная работа должна непрерывно подкрепляться диагностированием текущего состояния ребенка, степенью его отклонений и динамикой их развития и коррекции;
  • Принцип учета индивидуальной специфики развития ребенка и возраста;
  • Принцип комплексного воздействия. Он означает, что коррекция проводится на основе применения комплексной системы методов и приемов;
  • Принцип деятельности. Означает определение тактики проведения коррекционных мероприятий;
  • Принцип интеграции. Предполагает построение взаимодействия ребенка со сверстниками, а также привлечение родителей к участию в коррекционной работе.

Стадии проведения коррекционно-педагогической помощи детям с различными отклонениями

Эффективность проведения коррекционно-педагогической помощи детям определяется последовательностью ее организации.

Целью коррекционно-логопедической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.

Основные принципы коррекционно-педагогической работы

1) Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми с ППП ЦНС (с первых недель и месяцев жизни), так как нарушение развития отдельных функций доречевого периода приводит к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.

3) Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, то есть кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц. В основу представленной в пособии системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной афферентации (процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности) в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П. К. Анохиным. При разработке системы упражнений, направленных на коррекцию и развитие артикуляционной моторики, учитывалось положение Н. И. Жинкина о том, что отсутствие обратной связи (кинестезии) прекратило бы всякую возможность накопления опыта для управления движениями речевых органов (человек не смог бы научиться речи), а усиление обратной связи ускоряет и облегчает обучение речи.

4) Принципы отечественной дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с ППП ЦНС требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные дидактические принципы, но при этом учитываются специфические особенности детей с ППП ЦНС.

5) Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.

6) Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете и иметь индивидуальный характер. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

2) в положении на спине под шею ребенка подложить валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову (ноги при этом согнуты в коленях);

3) в положении на спине валиками с обеих сторон зафиксировать голову ребенка (это позволит удерживать его голову на средней линии);

5) в положении на животе под грудь ребенка подложить валик, а ягодицы зафиксировать поясом с грузом.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

• нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

• развитие зрительного и слухового восприятия;

• развитие эмоциональных реакций;

• развитие движений рук и умения действовать с предметами;

• формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

• развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления работы видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, является стимуляция голосовых реакций.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на I уровне доречевого развития:

• нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

• стимуляция голосовых реакций;

• развитие зрительной фиксации и прослеживания;

• выработка слухового сосредоточения;

• нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, является стимуляция гуления.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на II уровне доречевого развития:

• нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

• увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления;

• развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;

• формирование умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого;

• развитие хватательной функции рук.

Занятия, проводимые в этот период, носят индивидуальный характер, по длительности не превышают 10–15 минут. Они проводятся в

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на III уровне доречевого развития, является стимуляция интонированного голосового общения и лепета.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на III уровне доречевого развития:

• нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

• выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;

• формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;

• выработка зрительных дифференцировок;

• стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания;

• выработка акустической установки на звуки и голос;

• развитие слуховых дифференцировок;

• формирование подготовительных этапов понимания речи.

Логопедические занятия проводятся ежедневно и носят индивидуальный характер. Длительность занятий не превышает 20 минут. Занятия проходят в логопедическом кабинете, оснащенном специальной мебелью и набором необходимых игрушек. В зависимости от своих двигательных возможностей во время занятия ребенок находится на пеленальном столе, в специальном стуле или кресле, то есть в позе, адекватной его возможностям.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, является развитие общения с взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития:

• нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

• увеличение силы и длительности выдоха;

• стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;

• развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;

• формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

Занятия проводятся индивидуально в логопедическом кабинете. Длительность занятия 25–30 минут.

Особое внимание уделяется правильному положению ребенка во время занятий, в котором бы минимально проявлялись патологические рефлексы. С этой целью используются специальные кресла-качалки, стулья, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии. Нередко ребенка во время занятий усаживают в резиновый надувной круг соответствующего диаметра, в котором его поза приближается к эмбриональной.

Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. В силу того что дети этого уровня понимают обращенную к ним речь, особое внимание уделяется привлечению ребенка к выполнению задания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Организация коррекционной работы

Организация коррекционной работы I. Некоторые общие положенияПостараемся проследить основные направления и правила коррекционной работы при раннем нарушении эмоционального развития.1. Логика аффективного развития аутичного ребенка, как было показано выше, в силу тех

7.2. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

7.2. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ Я предлагаю несколько принципов, которые должны быть приняты участниками как аксиомы. Они одинаково важны как для участников, так и для ведущего. Следование этим принципам может гарантировать каждому члену группы и ведущему психологическую

Глава 5 Направления работы по развитию зрительно-пространственных функций в целях профилактики трудностей обучения

Глава 5 Направления работы по развитию зрительно-пространственных функций в целях профилактики трудностей обучения В данной главе представлены 12 типичных заданий, которые показывают разработанную нами последовательность направлений работы по развитию и коррекции

Принципы и основные направления полового воспитания

Принципы и основные направления полового воспитания Принципы полового воспитания представляют собой его методологическую основу. Их можно рассматривать как самое общее руководство к действию, определяющее решение частных задач.Принцип идейности определяет решение

Основные принципы работы

Основные принципы работы 1. Системообразующий принцип – коммуникативный. Как известно, наша речь есть прежде всего акт коммуникации, общения с партнерами. Основное в речевой коммуникации – коммуникативное состояние, которое возникает из потребности определенным

VI. Дальнейшие задачи и направления работы

VI. Дальнейшие задачи и направления работы До сих пор мы исследовали две искусственные массы и нашли, что в них действует два вида эмоциональных связей, из которых первая – связь с вождем – играет, по крайней мере, для этих масс, более определяющую роль, чем вторая, – связь

Содержание коррекционной работы

Содержание коррекционной работы Определение содержания коррекционной работы основано на выявлении структуры нарушения психомоторного развития и включает в себя формирование всех нарушенных функций и развитие предпосылок их становления.Дыхательная

Часть первая ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МОЗГА

Часть вторая ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С МОЗГОМ

Часть вторая ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С МОЗГОМ В первой части этой книги мы рассматривали основные принципы работы мозга, что само по себе, конечно, интересно, но далеко не самоцель. Знать эти принципы необходимо, чтобы иметь возможность каким-то образом влиять на работу

Часть 1. Принципы работы мозга

Часть 2. Принципы работы с мозгом

Часть 2. Принципы работы с мозгом В первой части этой книги мы рассматривали основные принципы работы мозга, что само по себе, конечно, интересно, но далеко не самоцель. Знать эти принципы необходимо, чтобы иметь возможность каким-то образом влиять на работу собственного

VI. Дальнейшие задачи и направления работы

VI. Дальнейшие задачи и направления работы До сих пор мы исследовали две искусственные массы и нашли, что в них действуют два вида эмоциональных связей, из которых первая – связь с вождем – играет, по крайней мере, для этих масс, более определяющую роль, чем вторая – связь

3. 1. Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК) , ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. УГ Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Необходимо раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречёвого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3 — 4 лет, В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогаческх воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психо-речевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом! возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

Изучение компонентов готовности к школе дает возможность составить целостную картину о личности ребенка, определить те сферы, в которых он готов к школе, а также области, где тот или иной показатель готовности недостаточно выражен. На основе анализа готовности к систематическому обучению необходимо составить карту прогноза развития личности, определить основные стратегии работы с ребенком на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.

Чаще всего психолог и педагог выбирают либо путь коррекционной, либо развивающей работы.

Первый путь – это путь коррекционной работы с детьми, когда взрослый имеет некий эталон среднего развития, к которому он хочет приблизить ребенка.

Второй путь – это развивающая работа; в этом случае психолог ориентируется на средневозрастные нормы для создания условий развития, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Причем этот уровень может быть ниже или выше среднестатистического.

Чаще всего, оказание психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе рассматривается через понятие развития, а не коррекции.

Однако, предлагая те или иные формы развивающих занятий с детьми, психологи часто ограничиваются тренингами отдельных психических функций. Но здесь они сталкиваются с проблемой, как сделать своих подопечных активными субъектами деятельности. Дело в том, что большинство детей неготовых к школьному обучению отличаются отсутствием познавательного интереса и нежеланием учиться. Поэтому, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми приоритетным является мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации.

Развитие памяти.

Зрительная и зрительно-моторная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти). Для развития данного вида памяти можно использовать следующие виды заданий:

работа по образцу (сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой, затем время рассматривания образца сокращается по 15 – 20 секунд). Эти виды упражнения можно проводить во время рисования, лепки, списывания с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам;

найди отличия (ребенку предъявляется сюжетная картинка, содержание которой он должен запомнить, а потом воспроизвести. Затем предъявляется похожая картинка, в которой недостает каких либо деталей, или появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети).;

Вербально-моторная память необходима для выполнения работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т.п.

Для развития данного вида памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности

Логическая память обеспечивает запоминание последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, запоминание последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения:

запоминание набора слов (10 –15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.);

запоминание рассказа с четко выделенными смысловыми блоками.

Для дошкольников более естественно запоминание материала, который включен в игровую деятельность. Поэтому желательно использовать игровые приемы: например, включать сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др.

Развитие мышления

Сформированное наглядно-действенное мышление позволяет ребенку хорошо справляться с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов. Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования.

Для наглядно- образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе.

Развитию данного вида мышления способствуют следующие виды заданий:

работа с конструктором по словесной инструкции и замыслу ребенка;

сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

Помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена;

логические загадки и задачи.

И.В. Дубровина предлагает целый ряд упражнений, которые способствуют развитию мышления в целом: головоломки, различные виды заданий с палочками и спичками ( выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение и т.п.).

Развитие моторики и координации движений. Как показывает практика, дети 6- лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:

нарисуй простой узор;

работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание;

продевание нитки в игольное ушко, шитье, вышивание, вязание, плетение;

С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:

Развитию этих навыков способствует также весь спектр спортивных игр, физических упражнений, занятий танцами, ритмикой, аэробикой.

Развитие произвольности

Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Эта система включает в себя следующие компоненты:

способность удерживать цель выполняемой деятельности;

способность составлять программу исполнительских действий;

умение формировать модель значимых условий деятельности;

умение пользоваться обратной связью и способность корректировать допущенные ошибки как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит:

конструирование по наглядному образцу;

конструирование по словесной инструкции;

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: