Принцип обогащения мотивации речевой деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное общение; индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для воспитателей

«Принципы построения воспитательно-образовательной

работы по развитию речи дошкольников

4.Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
5.Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

6.Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.
7.Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей ребёнка.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей.

Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.

В статье рассматривается развитие речи дошкольников на современном этапе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования разных средств мотивации для повышения речевой активности дошкольников. Подчеркивается значение мотивации дошкольников для разных видов деятельности, в том числе и речевой деятельности детей. Авторы описывают возможность использования художественной литературы как средства мотивации дошкольников к речевой деятельности. В статье описывается, как художественная литература помогает детям общаться с ровесниками и социализироваться в обществе. Описываются методы и приёмы использования художественной литературы для активизации речевой активности дошкольников и приводятся примеры на конкретных произведениях художественной литературы. Описывается мотивация речи на разных возрастных этапах и как отличается повседневная речь ребенка от занятий, как возникает мотив у детей и после чего он может пропасть. Предлагается комплекс диагностических методик на определение доминирования мотивов; определение запаса слов в активной памяти ребенка; исследование связной речи детей. Авторы делают выводы о прямой взаимосвязи между развитием речи у детей дошкольного старшего возраста, художественной литературы и мотивацией к общению.


3. Гиззатуллина Р.И., Левшина Н.И. Рассказывание и чтение художественной литературы как средство литературного образования дошкольников// Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. - С. 416-417.

5. Гневэк О.В., Горшкова И.В. Моделирование речемыслительной деятельности как метод обучения эссе/ Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2014.№ 9-2. С.41-50.

6. Дунаева Н. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – №6. – С. 35 – 40.

9. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации //Концепт. -2016. -№9.

Речь является важнейшей психической функцией ребенка и одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.

Для стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста необходима мотивация, ведь речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами.

Мотив – это повод к какому–либо поступку, к активности. Присутствие речевой мотивации у детей означает, что существует внутреннее побуждение к выражению собственных мыслей, переживаний. Поэтому перед педагогом стоит задача не просто дать ребенку знания, а сформировать интерес, научить действовать самостоятельно: находить себе интересное занятие, уметь определять задачи, цели деятельности и уметь находить решение проблемных ситуаций. И здесь первостепенное значение имеет сформированность познавательной мотивации. В дошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы: достижения ус­пеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи. Равнодушие младших до­школьников к удачам и неудачам сменяется у средних дошкольников переживани­ем успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех — умень­шение его). У старших дошкольников стимулировать может и неуспех.

А.А. Леонтьев, И.А.Зимняя выделяют несколько условий, без которых затруднена речевая деятельность. Среди таких условий – потребность в высказываниях, ведь без необходимости высказать свои стремления, чувства и мысли человек не смог бы заговорить. Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение данной нужды, стремление вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса, т.е. мотивации [1;3].

В повседневном речевом взаимодействии и в деятельности детей мотивы являются элементарными потребностями ребенка в позитивных эмоциях, в признании и поддержке. Во время занятий по речевому развитию часто исчезает эта естественность общения, уменьшается желание выражать мысли, т.к. педагог просит ребенка дать ответ на вопрос, пересказать что-то или повторить. Не всегда учитывается, есть ли желание у ребенка это делать.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Чтобы повысить интерес детей на занятиях по речевому развитию возможно использование следующих приемов:

- игровой (любые игры);

- сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.);

- использование схем, моделей;

- поощрение разными предметами (ленточками, флажками, фишками);
- чтение художественных произведений [4].

Художественная литература – одним из важных компонентов в формировании речи детей. Литература является важным источником развития всех сторон речи детей, дает образец русского литературного языка, помогает почувствовать красоту родного языка и его разнообразность. Именно при помощи художественной литературы у детей формируется грамотная, связанная диалогическая и монологическая речь, развивается фонематический слух, звуковая и интонационная культура речи [4].

Приобщение детей к художественной литературе начинается с самого раннего детства со стихотворений А. Барто, рассказов Н. Носова, сказок С.А. Пушкина и многих других. Развитие речи у детей дошкольного возраста так же происходит при рассматривании картинок сюжетно-ролевого характера с известными для детей сказочными персонажами. Очень важно использовать в развитии речи разные формы включения детей в речевую практику, например, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрация и пересказ их содержания, чтение стихотворений и разучивание их, загадывание загадок и др.

Важность приобщения детей к художественной литературе отмечали педагоги, лингвисты, психологи такие, как Л.С. Выготский, Е.А. Флерина, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и другие [6;7].

Е.А. Флерина говорила, что обогащение структуры речи, расширение лексикона, развитие детского словотворчества, все это происходит благодаря детской художественной литературы. Именно она выделила критерии отбора детской литературы и особенности восприятия текста детьми, определила ее значение в воспитании дошкольников, предложила методику чтения литературы с учетом возрастных групп.

Во всех вариативных программах дошкольных учреждений прописывается содержание работы по речевому развитию дошкольников, определяются требования к объему умений и навыков, требования к речи детей в разных возрастных группах [9].

Первоначально ребенок оценивает только свои поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк - обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

В некоторых случаях само эмоциональное отношение к герою определяется этической оценкой его действий. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п.

Не маловажное значение для мотивации детей к речевой активности играет чтение художественной литературы.

Основными методами чтения и рассказывания художественных произведений детям являются следующие:

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  • Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  • Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
  • Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
  • Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала) [8].

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончания чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.

В результате качественного анализа были выявлены прямые взаимосвязи между развитием речи у детей младшего дошкольного возраста и преобладанием познавательного мотива в общении у детей. Исходя из таких результатов исследования, можно сделать вывод, что усиление мотивации детей на развитие речи будет способствовать более эффективному освоению детьми речевых навыков. В связи с этим мы планируем разработать технологию развития речи детей младшего дошкольного возраста, основанную на усилении мотивации к речевой активности с использованием художественной литературы.

Таким образом, мотивация речевой активности играет огромную роль в развитии речи дошкольников. Художественная литература, наряду с другими средствами и методами, является одним из актуальных средств мотивации дошкольника к речевым высказываниям, формирования коммуникативных навыков детей.

От мотива, как важнейшего компонента в структуре ре­чевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение.

В повседневном общении моти­вы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает есте­ственность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это де­лать. Положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными зада­чами являются создание педагогом положительной моти­вации для каждого действия ребенка в процессе обуче­ния, а также организация ситуаций, вызывающих потреб­ность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интерес­ные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих рече­вых умений.

Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваива­ется в процессе его употребления, речевой практики. Рече­вая активность является одним из основных условий свое­временного речевого развития ребенка. Повторность упот­ребления языковых средств в меняющихся условиях позво­ляет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усво­ить обобщения.

Речевая активность - это не только гово­рение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

На занятиях следует использовать различные фак­торы, обеспечивающие речевую активность всех детей:

1) эмоционально-положительный фон;

2) субъектное общение;

3) индивидуально направленные приемы;

4) широкое использование наглядного материала, игровых приемов;

5) смена видов деятельности;

6) задания, обращенные к лично­му опыту, и др.

Следование этому принципу обязывает создавать усло­вия для широкой речевой практики всех детей на заняти­ях, в разных видах деятельности.

2.2 Экспериментальное исследование: цель, задачи, методы, экспериментальная база исследования

Цель экспериментального исследования – изучение особенностей мотивации речевой деятельности у детей дошкольного возраста с помощью игр.

В соответствии с целью был определен круг задач:

1. Подобрать адекватные целям и задачам исследования диагностические задания, обобщив их в комплексную диагностическую методику по изучению особенностей мотивации речевой деятельности у детей дошкольного возраста с помощью игр и без помощи игр.

2. Осуществить экспериментальное исследование особенности мотивов речевой деятельности у детей дошкольного возраста с помощью игр и без помощи игр.

3. Обработать результаты исследования.

В данной группе воспитателем для повышения речевой мотивации используются игры:

Играть можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоем. Ведущий обращается к партнеру.

Барыня прислала сто рублей.

Что хотите, то купите.

Черный, белый не берите.

— Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?

— А видел ли там медведя?

— Он был бурый или белый?

3) "Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

Учитывая сложность поставленных задач, нами был подобран адекватный диагностический инструментарий:

2) метод интент-анализа, предложенный Т.Н. Ушаковой, позволяющий описать интенциональную направленность речевой деятельности [7] ;

3) методика М.Р. Гинзбург для выявления различных мотивов деятельности;

4) беседа с воспитателем [8] .

Описание диагностических методики методов исследования приводится в ПРИЛОЖЕНИИ 2,3,4,5 сюжетные картинки представлены отдельно в ПРИЛОЖЕНИИ 4 рис. 1,2. Протоколы исследования особенностей речевой мотивации дошкольников представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 6.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Предварительный этап был направлен на выделение выборки детей. Нами были собраны две экспериментальные группы детей в общем количестве 20 человек.

Основной этап исследования был ориентирован на получение сведений об особенностях мотивации речевой деятельности у детей с помощью игр и без помощи игр.

Протоколы обследования 1,2,3,4,5,6 представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 6.

Заключительный этап предполагал обобщение результатов диагностического исследования, подсчет результатов для определения мотивов речевой деятельности с помощью игр.

2.3 Анализ результатов обследования мотивации речевой деятельности у детей

Проведенное комплексное обследование позволило определить мотивы речевой деятельности у дошкольников с помощью игр и без помощи игр, при анализе сформированной связной речи старших дошкольников. В таблице 1 представлены результаты по исследованию этапа внутреннего программирования связного высказывания детей дошкольников, а именно по уровню выполнения задания при обследовании диалогической речи с опорой на сюжетную картинку и серию сюжетных картинок по методике Р. И. Лалаевой ( ПРИЛОЖЕНИЕ 4 рис.1, рис.2 ).

Уровень выполнения задания в целом

Кол-во детей Параметры Без помощи игр с помощью игр
1. Самый высокий
1. Выше среднего
1. Средний
1. Ниже среднего
1. Низкий

По полученным данным обследования в таблице 1 мы можем отметить, что дети с помощью игр в большинстве своем справлялись с заданием на самом высоком (семь человек) и на выше среднем уровне (два человека). Это объясняется тем, что дети давали ответы соответственно ситуации и старались отвечать полным предложением, причем соблюдая причинно-следственные связи.

В таблице 2 приведены данные при исследовании выраженности уровней языкового оформления текста на этапе внутреннего программирования при составлении пересказов и рассказов с опорой на сюжетную картинку и серию сюжетных картинок по методике Р.И. Лалаевой (ПРИЛОЖЕНИЕ 4 рис.1, рис.2).

Уровень языкового оформления текста на этапе внутреннего программирования

Интент анализ, предложенный Т. Н Ушаковой, показал, что интенциональная направленность наравне с мотивом проявляется у всех детей, но в разной степени и по разным параметрам.

В таблице 3 представлены результаты исследования, в ходе которого мы определили параметры возникновения мотива (речевой интенции) в речевой деятельности у дошкольников старшей группы.

Параметры выявления мотива (речевой интенции) в речевой деятельности

В таблице 4 представлены результаты по обследованию уровней развития потребности в общении у дошкольников.

Уровень развития потребности в общении у дошкольников

Обследование познавательных мотивов по методике М.Р. Гинзбург

Для более полного представления ведущих мотивов речевой деятельности потребовалось обследование мотивов взаимодействия со взрослыми. Данные работы представлены в таблице 6.

Обследование мотивов взаимодействия со взрослыми

Сводные протоколы исследования особенностей мотивации речевой деятельности дошкольников (по данным констатирующего эксперимента) представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 6 протоколы 1,2,3,4,5,6.

Дети привлекая внимание взрослого в новой ситуации общения получают поддержку и подкрепление своей деятельности, а также уверенность в формировании речевой деятельности. Одобрение и оценка со стороны взрослого становится одним из важнейших мотивов их речи. Потребность в общении таких детей достаточно высока, содержательный компонент речевой деятельности зависит от ведущих интересов детей, зачастую очень узкой направленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Удовлетворение потребностей человека в общении, представляет собой активный, целенаправленный, а главное, мотивированный процесс передачи готовой мысли.

Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме мотивации речевой деятельности дошкольников. Любая форма человеческой деятельности, речевая деятельность характеризуется и всеми сущностными свойствами, выделяемыми общей теорией деятельности, и их единым построением с необходимыми компонентами в своей взаимообусловленности и многосторонних связях, обеспечивающих результат, к которому стремится человек.

Нам удалось определить значение потребностно-мотивационной сферы речевой деятельности.

Дети привлекая внимание взрослого в новой ситуации общения получают поддержку и подкрепление своей деятельности, а также уверенность в формировании речевой деятельности. Одобрение и оценка со стороны взрослого становится одним из важнейших мотивов их речи. Потребность в общении таких детей достаточно высока, содержательный компонент речевой деятельности зависит от ведущих интересов детей, зачастую очень узкой направленности.

Подводя итоги проведенного нами исследования, отметим, что в целом выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи реализованы, поставленная цель достигнута.

Направлениями дальнейшей работы могут стать: разработки консультаций для родителей, проведение индивидуальных и групповых занятий на повышение коммуникативной интенции, которая бы способствовала возникновению мотивации к общению и взаимодействию как со сверстниками так и со взрослым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 159с.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

3. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. – 80с.

4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1996. – 123 с.

5. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. – 30с.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 тт. — М., 1982

7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф.Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160с.

8. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология.1995. №6

9. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. – 53с.

10. Дошкольная педагогика: Учебник / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М., 1991. – 55с.

11. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

13. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М.,2004.

14. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей// Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).

15. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и вопросы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения иностранному языку: Сб. Статей / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. — М., 1967.

16. Леханова О.Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи / // Сборник трудов молодых учёных / Отв. За выпуск В.В. Заболтина. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005.

17. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.

18. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-пресс, 1999. - 315с.

19. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - кн.1: Общие основы психологии. - 345с.

20. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2001. - кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640с.

21. Пахомова И.Ю. , Овчарова Р.В. Методика М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оце­нок в 1993 г..

22. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. – 80с.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 433с.

24. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. – 20с.

25. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С.Ушаковой. - Самара, 1994. - 10с.

26. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М., 1997. - 215с.

27. Ушакова Т.Н., Бартенева З.С. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2.

Читайте также: