Примеры межпредметных проектов для формирования коммуникативных ууд в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Булыгина Оксана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №18"
Населённый пункт: город Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных УУД младших школьников через организацию проектной деятельности"
Раздел: начальное образование

Текст к презентации по теме:

«Формирование коммуникативных УУД младших школьников через

учителя начальных классов

г.Дзержинска

Оксаны Юрьевны

американский

1859 -1952 Согласно его воззрениям опыт и знания ребёнок

проблемной обучающей среды, изготовления различных

целом – восхождения от частного к общему, т. е. использования

индуктивного метода познания.

американский

1918 Первое теоретическое описание метода проекта в

процессе должны играть желания и наклонности детей. Под

проектом данным автором понималась любая деятельность,

самостоятельности группой учащихся, объединённых в данный

момент общим интересом

1905 Была организована группа сотрудников, апробировавших

различные виды проектирования с детьми и пропагандировавших

их среди российских учителей.

1984 Акцентирует личностный эффект совместной деятельности.

По её мнению, общей особенностью совместной деятельности

учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций

личности, что выражается в изменении ценностных установок,

смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у

каждого из участников обучения.

автор и создатель психологической теории деятельности.

Центральной проблемой, согласно Выготскому, выступает вопрос

об отношении мысли к слову.

Д.Б. Эльконин

1989 В их исследованиях зафиксировано позитивное влияние

опыта сотрудничества на развитие общения и речи.

1993
Цель:
Развитие коммуникативных УУД для общения и взаимодействия с

взрослыми и сверстниками.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: 
Развивать социальную компетентность в партнерском общении;

Формировать умения слушать и вступать в диалог, работать в

группах;

Воспитывать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками и взрослыми;

Организовывать

деятельность

использованием проектной деятельности.

Презентация на тему: " Формирование коммуникативных УУД посредством проектной деятельности Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Шурыгиной О.А." — Транскрипт:

1 Формирование коммуникативных УУД посредством проектной деятельности Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Шурыгиной О.А.

3 В Программе развития УУД выделены четыре блока: 1. Формирование личностных УУД 2. Формирование регулятивных УУД 3. Формирование коммуникативных УУД 4. Формирование познавательных УУД

4 Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

5 КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОЗИЦИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТА УЧЕТ МНЕНИЙ И УМЕНИЕ ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ

6 КОММУНИКАЦИЯ КАК СОТРУДНИЧЕСТВО УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ И НАХОДИТЬ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ УМЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, УБЕЖДАТЬ И УСТУПАТЬ СПОСОБНОСТЬ СОХРАНЯТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ВЗАИМОКОНТРОЛЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ ПО ХОДУ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

7 К КОММУНИКАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОТНОСЯТСЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПОИСКЕ И СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ УМЕНИЕ ДОСТАТОЧНО ПОЛНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ В ДИАЛОГЕ

8 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ КОММУНИКАЦИИ ВЫБРАН ПАРТНЕР РАСПРЕДЕЛЕНЫ ФУНКЦИИ И РОЛИ УЧЕНИКИ УМЕЮТ ДЕЙСТВОВАТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ Сбор информации, опрос учащихся при подготовке к проекту

9 ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ПАРТНЕРА ПЕРЕСПРАШИВАЙ И УТОЧНЯЙ ОТМЕЧАЙ ПРЕЖДЕ ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ УВАЖАЙ ЧУЖИЕ ОШИБКИ, ВЕЖЛИВО ОБЪЯСНИ СВОЕ МНЕНИЕ ПРОСИ ПОМОЩИ У ПАРТНЕРА, ПОМОГАЙ САМ РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШЕ ОБЩЕЕ МНЕНИЕ ПОБЛАГОДАРИ ПАРТНЕРА ЗА РАБОТУ

10 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК УЧЕНИК- УЧЕНИК ГРУППОВАЯ ПАРНАЯ

11 УРОВНИ УСТНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 1. ОБСУЖДЕНИЕ И ДИСКУССИЯ 2. НЕБОЛЬШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 3. ПРЕЗЕНТАЦИИ Групповой учебный проект по математике учащихся 2-б класса

12 ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЖЕЛАНИЕ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБЩЕНИЕ УМЕНИЕ РЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ПАРЕ, ГРУППЕ

19 Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю / могу, хочу, делаю.

20 Важным элементом формирования универсальных учебных действий, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять.

21 Проекты класса Учебный проект: выполняется на уроке, способствует сплочению коллектива, развитию чувства ответственности, формированию коммуникативных умений.

22 Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.

28 Метод проектов Учебные проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов. Проекты заставляют учащихся взять на себя определенную роль, например: решающий проблему; принимающий решение; исследователь; документалист. Проекты

30 Первые учебные проекты. Модуль ОРКСЭ 4-а, 4-б классы

31 Шурыгин Дмитрий Тулаева Кристина

32 Наш дружный 2-б класс

34 Задача учителя - вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Активность, самостоятельность, инициативность становятся ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы субъективности через овладение ребенком учебной деятельности, освоение умений учиться. Однако в настоящее время остается неразрешенным на уровне образовательной практики противоречие между требованиями жизни, предъявляемыми к развитию и образованию школьника, и реальной практикой овладения ими универсальными учебными действиями, умениями учиться. Одна из претензий к нашим школьникам – неумение пользоваться арсеналом разных средств в новой, незнакомой, нестандартной ситуации. Эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в подростковой школе [1, с. 6].

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Направленность образовательного процесса на формирование целостной личности обучающегося, его личностного потенциала, его способностей к усвоению знаний состоит: во-первых, в создании организационных и психолого-педагогических условий для формирования и развития целостной личности ребенка, его духовного и культурного потенциала, в контексте, которых осваивается ведущая для младшего школьного возраста учебная деятельность, формируются универсальные учебные действия;

во-вторых, в реализации инновационных технологий в обучении и воспитании школьников (совместно-распределенная деятельность на уроках и во внеурочной работе, учебные диалоги, проектно-исследовательская деятельность, компьютерные программы), что позволит выйти на новое качество образования.

Введение инновационных образовательных технологий (проектных технологий) выдвигает более сложные задачи перед школой и учителем, качественно преобразует характер учебного процесса и учебной деятельности. Школьники должны овладеть навыками планирования, работы с информацией, осуществлять контроль и оценивание процесса деятельности и достижений. В современной педагогике проектные технологии используют как компонент системы образования. Проект - это “5П”: Проблема (значимая задача); Проектирование (план действий, выбор продукта, форма презентации); Поиск информации (поиск и сбор материала); Продукт (результат работы, изделие); Презентация (представление продукта, результата).

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность ученика;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Используются современные образовательные технологии (проектные технологии):

– на уровне организации учебного взаимодействия (групповые формы работы, учебное сотрудничество, учебные диалоги; проектно-исследовательские работы);

– на уровне методов и средств (инновационные методики, коммуникативно-информационные технологии);

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться, а главное, учит умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. [2,с.287]

Активно внедряя в практику проектно-исследовательскую технологию, применяя ее не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, педагог руководствуется следующими мыслями. Пробуждение интеллектуальных чувств – одно из важнейших значений исследовательской деятельности. Способность младшего школьника радоваться “открытию”, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития целостной личности ребенка. Современная образовательная реальность становится ориентированной на отрыв интеллектуального от эмоционального, что наиболее резко проявляется в начальном звене школы. Маленькие школьники оказываются “вынужденными” в большей мере рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, искать и пр. Образы восприятия, воображения, мысли, которые должны быть источником эмоций, в учебном процессе не вызывают их у детей, поскольку эмоции (чувства) не рассматриваются как цель и ценность, а современные образовательные технологии ориентированы на формирование компетенций уже в начальной школе.

Участвуя в проекте, школьники включаются в творческую, практическую деятельность, выдвигающую перед ребенком новые перспективные задачи, живое созерцание с целью вызвать эмоциональный отклик, сопереживание, содействие, актуализирующую эмоциональные чувства и интеллектуальную работу детей. Формирование исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания – анализа через синтез. Ребенок не просто получает знание, научные сведения, он овладевает научным методом, что принципиально отлично от простого усвоения информации. Расширение и обогащение чувственного опыта ребенка представлениями о мире, о человеке, о самом себе – составляющая исследовательской деятельности младшего школьника. Мыслящее наблюдение, созерцание является одним из основных методов образования и развития ребенка на начальном этапе обучения. Наблюдение явлений окружающего мира, природы, событий и жизни людей, собственных душевных проявлений становится необходимой предпосылкой формирования целостного представления о жизни и мире.

Конкретное педагогическое и методическое воплощение данной технологии с позиции коммуникативных универсальных учебных действий нашло свое отражение в проектной деятельности во внеурочное время. Школьники с желанием занимаются внеурочной проектной деятельностью. Ведущую роль играет так называемый социальный заказ. Каким бы ни был проект, он должен “родиться” из потребности воплотиться в некий конечный продукт, в котором кто-то заинтересован. Например, приближение осеннего праздника – проект “ Прощай, осенняя пора!”.

Идея проекта “ Прощай, осенняя пора!” возникла в ходе разговора учеников с учительницей, который состоялся перед осенним праздником. Сразу возникло много вопросов. Как изготовить маски? В какой форме провести праздник? Какие подготовить конкурсы?

Отвечая на вопросы, обратили особое внимание на:

- согласованность задач, поставленных перед каждым членом;

- выработку единой системы ценностей;

- формирование умений выходить из конфликтных ситуаций;

- воспитание поддержки и взаимного доверия;

- разработка подходящей методики работы;

- обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

- регулярный отчет о проделанной работе;

- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;

- развитие навыков общения.

Перед проведением работы над проектом четко выстроили логическую схему:

Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить, сочинить, изобразить…

Методы – виды деятельности.

В качестве примера предлагаю рассмотреть проект “Прощай, осенняя пора!” с точки зрения формирования УУД, представляю его в виде таблицы [3, с.10].

Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления о проекте;

- формирования интереса к данному проекту;

2. Организация проектной и исследовательской работы:

- выбор темы и цели проекта (через беседу);

- определение участников проекта

- определение источников информации;

- планирование способов сбора информации и анализа информации;

- формы представления результата;

- распределение обязанностей среди членов, участников проекта.

- выставка рисунков и поделок из природного материала,

- конкурс стихов про осень,

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

3. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

4. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

- основные формы работы: (групповые, в паре, индивидуально).

2. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Ценным в проектной деятельности является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.


Как формитровать коммуникативные УУД в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности. Это приоритетная цель образования. Приёмы формирования КУУД. Использование современных образовательных технологий. Основные формы учебной коммуникации. Виды работ в паре. Работа в группе. Метод интеллект - карт и другие. Технологический процесс групповой работы. Приёмы. которые способствуют укреплению сотрудничества. Виды групповых заданий.

Содержимое разработки

Формирование коммуникативных УУД в начальной школе Учитель начальных классов Сальникова Т.Н.

Формирование коммуникативных УУД в начальной школе

Учитель начальных классов

Особенности КУУД у младших школьников

Требования: Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать.

Трудности: Уровень подготовленности учащихся 1-го класса на момент поступления в школу всегда различный, они испытывают затруднение в общении со сверстниками и со взрослыми.

Особенности КУУД у младших школьников Коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся. От коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

Особенности КУУД у младших школьников

Виды Коммуникативных УУД

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
  • Постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • Разрешение конфликтов - выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • Управление поведением партнёра – контроль , коррекция. Оценка его действий;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы работы с младшими школьниками:

Приёмы формирования КУУД: (по Агафоновой И.Н.)

Создание условий для формирования КУУД

  • Важную роль в организации урока играет побуждающий диалог . Он приводит к созданию различных ситуаций на уроке:

3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем . Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ.

Использование современных образовательных технологий

Технология проблемно-диалогического обучения

Технология сотрудничества

проектно-исследовательской деятельности

Использование современных образовательных технологий (по Асмолову А.Г.) технология решения изобретательских задач технология развития критического мышления метод интеллект-карт

Использование современных образовательных технологий (по Асмолову А.Г.)

технология решения изобретательских задач

технология развития критического мышления

метод интеллект-карт

Метод интеллект- карт

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

- целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма . Она позволяет выделять причинно-следственные связи.

Используемые технологии

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

- универсальная технология анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности .

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой деятельности

Диалогические формы речевой деятельности

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Доказывать и опровергать

Виды пар (по Границкой А.С.)

2 такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой;

3 такт – работа с прежним партнером, но по новой карточке.

Работа завершена, как только вернулась своя карточка.

Виды работ в паре:

Виды работ в паре:

Работа в группе

  • Формировать группы можно по разным признакам:

Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

Этапы работы в группе:

1 этап. Выдвижение каждым участником

своих гипотез , версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного.

3 этап. Выработка группового решения . Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор.

Технологический процесс групповой работы

Групповая работа должна занимать

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества

1. Обучающиеся работают в группах, состоящих из детей разного уровня обученности. Состав групп периодически необходимо менять.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3. Члена группы, который должен отчитаться за задание может выбирать учитель или члены команды.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия и совместная работа.

Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества

2. Стимулирующее общение вызывает радость, воспитывает любовь и доверие; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

Виды групповых заданий

1. Каждый ученик занят своей частью своего варианта задания.

3. Эксперты возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы

Для формирования коммуникативных

задания для работы

1.Окружающий

2. Математика

Проекты

Результаты по формированию коммуникативных учебных действий 1.Умение детей учитывать позиции других людей. 2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать. 3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении. Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Результаты по формированию коммуникативных учебных действий

  • 1.Умение детей учитывать позиции других людей.
  • 2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.
  • 3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Вывод: Итак, овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

  • Итак, овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Спасибо за внимание.


-75%

Читайте также: