Приемы педагогической техники в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет — он будет читать при свечах.

В основе организации учебного процесса в с ов ременной массовой школе лежит

деятельностно - компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное

действующее лицо — ученик. При таком подходе учиться приходится как школьникам,

— приемами у правления к лассом, поддержа ния дисциплины и внимания, эффективной

проверки знаний и др. Представлю проверенные на практике приемы педагогиче ской

техники, позволяющие связать фрагменты урока в начальной школе в е дин у ю сеть,

А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники.

 Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо

предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной

 Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать

ученика с проблемами, решения которых лежат за пределам и из у чаемого к у рс а.

 Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преиму шественно

 Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью

 Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы с амих

учащихся с целью повышения резу льтативности и у меньшения з атрат в процесс е

Охарактеризуем основные приемы реа лизаци и каждого принципа в начальной школе.

1. Взаuмоопрос: в течение 3 - 5 мин ученики опрашивают дру г др у га по основным

вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отме тки, выставленные учениками дру г

2. Защитный лист: перед каждым у роком у ченик (без объяснени я причин) може т вписать

свою фамилию в "Лист защиты", который находится всегда в одном и том же м есте.

После этого он может быть уверен, что его се годн я не спросят. Учитель может

реагировать на запись в "Листе защиты" с лед ующим образом: "Я очень огорчен, что

так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы

наилучшим образом. Правда? Я постараюсь дать вам возможность показать свои

знания"; "Ладно, но завтра контрольный тест" (срез, контрольная), и "Лист защиты" не

3. Задание массивом: ученикам предлагается сразу м ного заданий (в рамках большой

изучаемой или повторяемой темы) . Каждый шк ольник должен выбрать и решить

(выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

4. Самостоятельный выбор задания дает учащимся дополнительную возможность

самореализации, из множества зданий ученик выбирает тот урове нь сложн ости, на

который способен "замахнуться" , отслеживая, таки м образом, уровень своей

5. Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу , например, они

придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изуче нного материала.

6. Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе со школьниками ищет ответ на вопрос:

каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен

При регулярном использовании этот прием значительно повышае т сознательность

1. Выход за пределы: в ходе констру ировани я у рока учитель выходит за пределы

учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань у рока последние события, примеры из

окружающей действительности, сюжеты из попу лярных мультфильмов (например, при

2. Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже

обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на у роке, а

точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании у чениками.

Например, на уроке окру жающего мира во 2 кл ассе при и зу чении темы "Вода" учитель

- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об у ди вительной стране, в

которой люди ходят по воде! И самое интересн ое, что это был правдивый рассказ!

А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде? (Дело происходит зимой,

Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительн ых свойств.

3. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальну ю сит у ацию фантастикой

(например, переносом реального или литературного героя во време ни ; исключением его

из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае бу д ут

развиваться события; рассм отрени ем ситуа ции с необычной точк и зрения, например,

4.Вопрос к тексту: при изучении нау чного текста перед учениками ставится задача —

составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. За тем

—вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, сложный (проблемный),

организовать взаимоопрос у чеников п о составленным вопросам;

использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов (проектов) учащихся.

При чтении художественного текста с использованием технологии про дуктивного чтения

используются приемы изучающего ч тения (диалог с автором и комментированное

чтение), школьники учатся выявлять подтекстову ю инфо рмацию и контролировать себя

5.Пересечение тем: ученики подбирают (или придумыва ют) примеры, з адачи, вопросы,

связывающие материал, изученный на данном у роке, с любой ранее изученной темой,

Например, по русскому языку можно предложить выполнить задание: найти разные виды

предложений по цели высказывания, найти слова на определённу ю орфограмм у,

несколько простых (сложных) предложений в произведении, изуч аемом на у роках

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Приемы педагогической техники в начальной школе

Идеальная дидактика — это ее отсут- ствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет — он будет читать при свечах.

В основе организации учебного процес- са в современной массовой школе лежит де- ятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При таком подходе учиться приходится как школьни- кам, так и педагогам.

урока в начальной школе в единую сеть, обеспечив его логическую стройность.

А. Гин1 выделяет пять основных прин- ципов педагогической техники.

• Принцип свободы выбора — в любом

обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравно- вешивается осознанной ответствен- ностью за свой выбор.

• Принцип открытости — не только да-

вать знания, но и показывать их грани- цы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

• Принцип деятельности — освоение

учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятель- ности.

• Принцип обратной связи — регулярно

контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

• Принцип идеальности — максимально

использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью по- вышения результативности и умень- шения затрат в процессе обучения.

Охарактеризуем основные приемы реа- лизации каждого принципа в начальной школе.

3. Задание массивом: ученикам предла- гается сразу много заданий (в рамках боль- шой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и ре- шить (выучить) не менее заранее оговорен- ного минимального объема задания.

4. Свои примеры: ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.

5. Обсуждаем домашнее задание: учи- тель вместе со школьниками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее зада- ние, чтобы новый материал был закреплен качественно?

При регулярном использовании этот прием значительно повышает сознатель- ность выполнения домашнего задания.

Принцип свободы выбора

1. Взаимоопрос: в течение 3–5 мин уче- ники опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.

1. Выход за пределы: в ходе конструиро- вания урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов.

2. Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при кото- ром даже обыденное становится удивитель- ным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации проти- воречия и ее осознании учениками.

3. Фантастическая добавка: учитель до- полняет реальную ситуацию фантастикой

1 См.: Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Об- ратная связь. Идеальность. М., 2011.

(например, переносом реального или лите- ратурного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае бу- дут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, нап- ример, глазами инопланетянина или древ- него грека).

4. Вопрос к тексту: при изучении науч- ного текста перед учениками ставится зада- ча — составить к нему список репродуктив- ных и расширяющих, развивающих вопро- сов. Затем они распределяются на группы:

— вопросы, на которые можно ответить на уроке;

— вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

Дополнительно можно провести кон- курс на самый интересный, сложный (проб- лемный), важный, оригинальный вопрос; организовать взаимоопрос учеников по сос- тавленным вопросам; использовать некото- рые вопросы как темы будущих докладов (проектов) учащихся.

При чтении художественного текста с использованием технологии продуктивно- го чтения используются приемы изучающе- го чтения (диалог с автором и комментиро- ванное чтение), школьники учатся выяв- лять подтекстовую информацию и контро- лировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору.

5. Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, воп- росы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Например, по русскому языку можно предложить выполнить задание: найти не- сколько простых (сложных) предложений в произведении, изучаемом на уроках лите- ратурного чтения.

1. Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.

Он предлагает ученикам (в доброволь- ном порядке!) разработать материал, кото- рый применим для дальнейшего использо- вания на уроках (это могут быть задания

для контрольной работы, кроссворд на пов- торение).

4. Повторяем с контролем: ученики сос- тавляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассни- ка) отвечают на них, ученики могут попар- но отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов.

5. Идеальное задание: учитель предлага- ет выполнить дома работу по выбору уча- щихся.

6. Организация работы в группах, при- чем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

7. Игры-тренинги: если необходимо вы- полнить большое число однообразных уп- ражнений, то учитель заключает их в игро-

8. Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.

Принцип обратной связи

1. Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупрежда- ет: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совмест- ное обсуждение.

3. Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Ис- пользовать резюме можно в III–IV классах не чаще одного раза в месяц.

5. Светофор: при опросе ученики под- нимают светофор (полоску картона, с од- ной стороны красного, а с другой — зелено- го цвета), одной из сторон к учителю, сиг-

нализируя о своей готовности (неготовнос- ти) к ответу.

7. Оценка — не отметка: учитель отмеча- ет вслух (или жестом) каждый успех уче- ника.

1. Демонстрация профессионального уровня: учитель показывает пример выпол- нения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.

4. Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за отве- том у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у однокласс- ников образ ответа, к которому нужно стремиться.

6. Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу тра- диционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.

7. Блицконтрольная: учитель в течение 7–10 мин проводит письменный опрос в

Универсальные учебные действия

Приемы педагогической техники

Результаты развития УУД

Личностные Задание массивом. Дай себе помочь. Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку.

Театрализация. Идеальное задание Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее моти2 вом.

Нравственно2этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.

Обсуждаем домашнее задание. Резюме.

Вопрос к тексту. Отсроченная реакция. Лови ошибку.

Показательный ответ Саморегуляция как способность к преодолению пре2 пятствий.

Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Целеполагание как постановка учебной задачи на ос2 нове соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные Свои примеры. Удивляй.

Фантастическая добавка. Пересечение тем.

Дай себе помочь. Повторяем с контролем.

Тренировочная контрольная ра2 бота.

Блицконтрольная Поиск и выделение необходимой информации; реф2 лексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового ха2 рактера.

Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структуриро2 вание знаний.

Логические универсальные действия: построение ло2 гической цепи рассуждений; подведение под поня2 тие, выведение следствий.

Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Организация работы в группах.

Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин2 формации

1 См. ссылку на таблицу на с. 12.

быстром темпе для выявления степени ус- воения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится само- проверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно за- дать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены пра- вильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).

8. Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по ко- торым выставляются отметки за разные ви- ды работ.

9. Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. За- писывается дробь. Например: 4/5, где 4 — отметка ученика, 5 — отметка преподавате- ля. Прием используют с целью согласова- ния критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формирова- нии умения регулярно оценивать свой труд.

11. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии. Немаловажным результатом использо- вания описанных приемов в условиях реа- лизации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) явля- ется формирование универсальных учеб- ных действий (УУД), обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовер- шенствованию. Развитие УУД в результате применения описанных приемов педагоги- ческой техники представлено в таблице на

Использование описанных приемов пе- дагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вто- рых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознатель- ного и активного присвоения нового соци- ального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в услови- ях реализации ФГОС НОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Родничок Кострикина Е.И.

Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий

Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Родничок Кострикина Е.И.

Идеальная дидактика — это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет — он будет читать при свечах. Анатолий Гин В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам.

Идеальная дидактика — это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет — он будет читать при свечах. Анатолий Гин

Принцип свободы выбора

  • Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее.
  • Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в «Листзащиты", который находится всегда в одном и том же месте. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят
  • Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы).
  • Самостоятельный выбор задания
  • Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу

Принцип открытости Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой Вопрос к тексту: при изучении текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Принцип открытости

Принцип деятельности

Принцип обратной связи

Принцип идеальности

Развитие УУД в результате применения приемов педагогической техники

Универсальные учебные действия

Приемы педагогической техники

Результаты развития УУД

Задание массивом. Дай себе помочь. Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация. Идеальное задание.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, Самоопределение.

Универсальные учебные действия Приемы педагогической техники Регулятивные Результаты развития УУД Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь. Опрос

Универсальные учебные действия

Приемы педагогической техники

Регулятивные

Результаты развития УУД

Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь. Опрос "по цепочке". Тренировочная контрольная работа.

Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений;

Универсальные учебные действия Приемы педагогической техники Коммуникативные Взаимоопрос. Организация работы в группах.

Универсальные учебные действия

Приемы педагогической техники

Коммуникативные

Взаимоопрос. Организация работы в группах. "Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь

Результаты развития УУД

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение учителя оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на учащихся во многом зависит от овладения им педагогической техникой и в то же время говорит о его педагогическом мастерстве. Каково же соотношение педагогической техники и педагогического мастерства?

Для осуществления качественного образования учителям начальных классов следует использовать эффективные педагогические технологии. Они выявляют систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на учащихся, предлагают способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.

Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

Цель: отбор педагогических технологий и приёмов педагогической техники, приемлемых для осуществления качественного обучения в начальной школе.

Составить перечень эффективных педагогических технологий для использования в начальной школе.

Раскрыть принципы и приёмы педагогической техники по А.А. Гину.

Создать научную статью - памятку для молодых специалистов, творчески работающих учителей.

Сегодня нам представят свою работу, используя педагогические техники:

Петрова Н.А, Лобанова С.В, Савельева Е.В, Недобитко Е.В, Самкова Е.В.

Послушаем выступление Петровой Н.А о том, что такое педагогическая техника и какими они бывают.

“Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.

Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество.

Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми”. Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.

педагогических техник.
Формирование творческо-поисковой деятельности педагогов

Цель: Содействовать формированию у педагогов потребности использовать в своей работе разнообразные приемы педагогической деятельности.

Проанализировать состояние использования учителями школы приемов педагогической техники на основе посещения уроков.

Познакомиться с разными приемами педагогической техники через посещение уроков и устные выступления по темам самообразования.

Приобщить учителей к самоанализу и самооценке психолого-педагогических знаний.

Педагогическая техника, таким образом, - это те умения, которые помогают учителю через то, что видят и слушают воспитанники, донести до них мысли и душу.

Овладение педагогической техникой лишь одна из ступенек к мастерству. Оно невозможно без осознания педагогом истинных причин, мотивов и целей каждого его педагогического действия, без ответа на вопрос: каким меня видят дети? С ответа на этот вопрос и начинается формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, начинаетсятворческое поведение учителя.

Сегодня мы остановимся на самых распространённых приёмах педтехники - знакомых и незнакомых и постараемся сконструировать урок, или другими словами результатом нашей с вами работы должен стать конструктор урока.

(деление на группы)

В конструктор урока мы не можем поместить такие приёмы как эмоциональная атмосфера, настрой урока, настроение учителя, учеников, одним словом, оценивание детей во время урока.(Ивлева Е.В.)

Я думаю, что сегодня каждый из нас пополнил свою педагогическую копилку, и все названные приёмы найдут своего учителя и ученика.

Творчество в повседневной работе, в отношениях, с людьми, сегодня насущная потребность, всего общества, необходимое свойство каждого человека. Для учителя – это профессионально необходимое свойство. Педагог, не способный к творчеству, прямолинеен, упрям, и предсказуем. Его привычки, пристрастия, симпатия и антипатия, даже слова и жесты известны ученикам. Он как прочитанная малоинтересная книга – кто же по доброй воле станет её перечитывать?!

Да только ребёнок, как крепостной крестьянин, которому некуда податься от произвола и пристрастности помещика, вынужден изо дня в день общаться с нелюбимым учителем, зависеть от него.

В основе осознания особенностей своего взаимодействия с другими людьми два замечательных явления нашей психической жизни: рефлексия и эмпатия. В кратком психологическом словаре сказано, что эмпатия- это понимание и осознание эмоциональных состояний другого человека. У учителя она выражается в умении по мельчайшим особенностям облика или поведения воспитанника понять его чувства и переживания, истинные мотивы поступков и реакций.

Рефлексию психологи определяют как осознание человеком своих психических актов и состояний, а также того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Низкий уровень эмпатии и рефлексии – одна из главных причин непродуктивной стандартизации поведения учителей, лежащая внутри личности.

Привести чистые примеры в доказательство этих рассуждений довольно трудно. Но всё же попробуем это сделать, понимая однако, всю ограниченность такого эмпирического доказательства.

Умение учителя оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на учащихся во многом зависит от овладения им педагогической техникой и в то же время говорит о его педагогическом мастерстве. Каково же соотношение педагогической техники и педагогического мастерства?

Много раз пытались исследователи решить вопрос: что называть педагогическим мастерством? Определяли качества личности учителей-мастеров, составляли списки умений, которыми они владеют, считали виды работ, которые они выполняют. И распадался целостный образ педагога-мастера на эти списки и количества и что-то важное ускользало, и начинало казаться, что ни один обычный живой человек не может, не в состоянии обладать всеми этими качествами, умениями, выполнять все эти работы.

Из всего многообразия определений педагогического мастерства, представленных в научно-педагогической литературе, время заставляет выбрать одно и именно то, в котором мастерство учителя оценивается по конечному результату его труда – по степени подготовленности его воспитанников к продолжению образования, творческому труду, активному участию в жизни общества.

Только тогда мы можем сказать, что педагог-мастер – это тот учитель, который, глубоко осознавая свою ответственность перед обществом, добивается в профессиональной деятельности высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности, наиболее полно реализует в ней свой творческий потенциал.

От чего зависят успешность педагогической деятельности, ее результаты? По-видимому, в первую очередь речь должна идти о личности самого педагога. Известно, что педагоги-мастера – это убежденные, высоконравственные, широко образованные, духовно богатые люди. Однако мастерами они становятся не только в силу своих личных качеств. Эти качества должны сочетаться с необходимыми профессиональными знаниями, умениями, скажет читатель, и будет прав. Что должен уметь современный учитель? Задача его непроста – уметь активно влиять на формирование личности растущего человека.

Педагогика и психология отвечают на этот вопрос: главные пути формирования личности – деятельность и общение. А значит, и все главные умения педагога должны быть направлены на организацию деятельности детей, их общения между собой и с педагогом.

Таким образом, в практической учительской работе общение играет едва ли не ведущую роль, в то время как подготовка учителя в вузе к профессиональному общению влачит жалкое существование нелюбимой падчерицы. Небольшое количество спецкурсов и спецсеминаров по педагогическому общению, используемых в разных педагогических вузах страны, не меняют общей картины – выпускник вуза к общению с детьми, их родителями; своими коллегами сегодня не подготовлен. В результате он испытывает трудности в работе.

Отметим одну, но чрезвычайно важную, на наш взгляд, особенность общения в педагогической деятельности.

Мы видим эту особенность в том, что если для учителя общение – это вид профессиональной деятельности, то для ученика – это вид жизнедеятельности. Отсюда и очевидная разница позиций педагога и ребенка в общении. Ребенок живет, как ему живется, и общение с педагогами, родителями, сверстниками – часть его жизни. Учитель, общаясь с детьми, работает, и это значит, что он всегда должен отдавать себе отчет в том, что происходит между ним и его учениками. Участвуя в общении, учитель всегда должен быть как бы и вне его: наблюдать, анализировать, принимать решения, находить оптимальные способы его осуществления.

Оптимальные – значит дающие максимальные результаты при минимально затраченных средствах. В педагогическом общении этими средствами являются слово, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства и переживания учителя. Умеем ли мы рачительно распорядиться этими средствами? Всегда ли точно выражаем свои мысли и чувства, всегда ли ум и сердце воспитанника отзываются нам так, как бы хотелось, как мы рассчитывали? Всегда ли мы точно знаем, какую мысль и какое чувство вызвали наше слово, взгляд, жест в каждом из наших учеников?

Педагогическая техника и есть тот комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. Недооценивать эти умения нельзя. Если они наличествуют в деятельности, то учитель сумеет во взаимодействии с воспитанниками наиболее полно раскрыть, выразить все богатство своей личности, в той мере, конечно, в какой он этим богатством обладает. Если же педагог не владеет этими умениями, то лучшее, профессионально значимое в личности учителя может быть скрытым от воспитанников, не оказать влияния на них. Сам учитель в этом случае не станет активным участником педагогического процесса, а неким внешним по отношению к нему субъектом. В таком случае он не способен ни увлечь интересным делом, ни убедить в своей правоте, ни воздействовать личным примером. Он лишь более или менее сознательно и умело манипулирует учениками, отношениями, мелом, техническими средствами, школьной документацией.

Ситуация, по существу, начала меняться лишь в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Возродившийся интерес к проблеме дал импульс целому ряду исследований по отдельным направлениям педагогической техники и привел, в частности, к выводу о том, что под педагогической техникой понимается комплекс умений учителя, способствующих его оптимальному и творческому поведению и эффективному взаимодействию с детьми в любых педагогических ситуациях.

Надо заметить, что с течением времени и по мере развития теории и методики обучения и воспитания содержание педагогической техники менялось. Однако при любом подходе сохраняется некое устойчивое ядро элементов педагогической техники, которое включает:

умения педагогического общения;

технику и культуру речи учителя (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная окраска и т. д.);

выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, вообще внешний облик учителя);

профессиональную саморегуляцию педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т. п.).

В целом это и составляет содержание педагогической техники учителя, которая наряду с интуицией образует фундамент педагогического творчества.

Отчет по движению и успеваемости за 1 четверть 2016-2017 учебного года

Читайте также: