Презентация проект дымковская игрушка в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: приобщать детей к миру прекрасного, через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров.

Задачи:

  1. Формировать представления о дымковской игрушке, процессе ее изготовления, цветовой гамме и многообразии форм.
  2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины.
  3. Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству и народным промыслам России.

Презентацию можно использовать: педагогам, на занятиях в детском саду, при знакомстве с дымковской игрушкой и в свободной деятельности детей; родителям, в домашних условиях, для расширения кругозора детей о видах народного творчества (особенно в том случае, если ребенок не посещает детский сад).

Использование презентации помогает не только познакомить детей с дымковскими изделиями и процессом их изготовления, но и показать разнообразие форм при лепке и росписи одной и той же игрушки.

Особенно эффективна будет презентация, если после её просмотра детям будет предоставлена возможность рассмотреть настоящие дымковские игрушки, манипулировать с ними, обыграть с ними сюжет. Это поможет развитию детской познавательной активности, и станет отличным стимулом для дальнейшего обучения детей дымковской росписи.

  • Людмила Владимировна
  • 2 мая 2012
  • 63887
  • 36

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с разл.

Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Цель и задачи:Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого ин.

Цель и задачи:
Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:
-Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
-Развивать умение рисовать элементы дымковской росписи.
-Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
-Формировать умение создавать узоры.
-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Этапы разработки проекта:Подготовительный этап: Проблематизация, целеполагани.

Актуальность
Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло.
И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия
эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого
праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и
выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и
творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и
чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в дошкольном
учреждении дает возможность решать задачи художественного
развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с
промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и
росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных
навыков у детей, развивает у них творческую инициативу,
уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к
народному творчеству.

Актуальность
Русская народная игрушка является особым видом
народного творчества. Она будит мысль и фантазию
ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта
развивается фантазия и воображение ребенка; вся
деятельность подводит его к восприятию художественных
достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять
их отличительные признаки, красоту, декоративность и
любоваться дымковской игрушкой.

4. Проблема Что такое народная глиняная игрушка? Незнание детьми истории создания Дымковской игрушки.

5. Гипотеза Если дошкольников знакомить с народным промыслом, изготовлением игрушек, давая возможность игры с поделками,

произойдет
расширение кругозора детей, приобщение их к изобразительному
искусству, развитию интереса к традициям и истории русского народа.

6. Цель Развитие эстетического восприятия детей через приобщение к декоративной деятельности, умение видеть красоту цвета в

Задачи проекта
Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить
украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и
других предметов.
Развивать творческий потенциал детей.
Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.
Развивать интерес детей к изобразительной деятельности,
русской художественной культуре.
Совершенствовать навыки использования инструментов
и материалов для рисования (как держать карандаш,
кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и
аппликации (как намазывать кисточкой фигуру,
прижимать салфеткой, формировать навыки аккуратной
работы).
.

Принципы реализации проекта
Принцип интеграции работы с различными направлениями
воспитательной работы и видами деятельности детей
(художественное творчество, художественная литература,
театрализованная деятельность, игры, музыка)
.
Принцип доступности

Методы и приемы
Методы и приемы , которые использовала в работе, были выбраны,
исходя из цели и задач, поставленных мною в данном проекте, его структуры,
с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников,
уровня сформированности коллектива
Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная
инструкция, художественное слово, речевые игры
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ презентаций с
проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами
Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических)
игр, создание проблемной ситуации
Игровой метод
.

Создание условий
Немаловажное значение имеет создание условий для развития
конструктивного мышления, творческих способностей, установления
атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и
их свободное пользование, оформление выставок из детских работ
Оборудовать место в группе – уголок народного умельца
Сделать пооперационные карты на каждую фигурку
Подобрать литературные произведения для инсценирования,
драматизаций, настольного театра.
.

Предполагаемые результаты
.
Для детей:
Расширятся представления о дымковской игрушке,
процессе её изготовления
Научатся выделять элементы дымковской росписи
Научатся видеть и откликаться на проявление красоты в
искусстве, в предметном мире
Приобретут изобразительно-выразительные умения
(передача формы, пропорций, композиции)
Сформируется побудительное отношение к собственной
деятельности.

Планируемые результаты
Для родителей:
.
Примут участие в подборе предметов народного промысла
Приобретут знания о народных традициях,
праздниках
Укрепят внутрисемейные связи
Они научатся делать своими руками дымковские игрушки

Обеспечение
Познавательная литература, художественная литература,
фотоальбомы, материал для изобразительного творчества,
дополнительный материал и атрибуты для
театрализованной деятельности.
Продукт проектной деятельности
Детские работы
Презентация проекта
Создать мини-творческую мастерскую
.

Этапы работы:
Подготовительный этап
Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом
возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей
Создание развивающей среды, оснащение уголков группы
материалами по теме проекта
Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к
сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды
группы к проекту
.

2 В Дымкове, за Вяткою-рекою… В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут. Красная за окнами калина, Пароходный движется дымок, на столе еще сырая глина, Грубый, неоформленный комок. За своей работою старушка На скамейке низенькой сидит. Глиняную вятскую игрушку Лепит,…, нет, не лепит, а творит! Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно - светла, И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.

4 Цель и задачи проекта Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников и воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев дымковской игрушки, обобщить знания о декоративном народном творчестве. З а д а ч и: изучить истоки декоративного народного творчества; закрепить знания детей о характерных особенностях дымковской росписи; формировать умения создавать узоры по собственному замыслу используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов; развивать эстетическое восприятие чувство ритма цвета творческие способности; воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

5 Реализация проекта знакомство с историей дымковского промысла; освоение элементов дымковской росписи; лепка и роспись дымковских фигурок вылепленных детьми; выставка детских работ в группе.

6 Дымковская игрушка Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки.

8 История создания дымковской игрушки Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

10 Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.

11 Технология изготовления игрушки 1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

12 2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают. Следы "примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали

16 4. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. … Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица.

18 Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

20 Конь бежит, вся земля дрожит. В поле травушка- муравушка ничком лежит.

21 Утка Марфутка Бережком идет Уточек Марфуточек Купаться ведет.

22 Каждая игрушка отличается своим индивидуальным узором, позой, колоритом

23 А вот и дымковские барышни…

25 А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.

26 Рассмотрим элементы росписи…

30 Уголок изобразительного творчества в нашей группе

32 Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

33 Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

34 Оформлена выставка, где помещены дымковские игрушки, сделанные руками детей вместе с воспитателем

36 Заключение Изучив материал для данного проекта, мы с детьми узнали, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

37 Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду.

Читайте также: