Представители этой школы знают преступления но не знают и не выделяют преступность как ответ явление

Обновлено: 07.07.2024

1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
а) убийство;
б) разбой;
в) массовые беспорядки;
г) кражи.
13.Естественная латентность -это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
14.Косвенные последствия преступности – это:
а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
а) возраст;
б) мотив;
в) совершение преступления в группе;
г) прежняя судимость.
16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
а) служащим;
б) рабочим;
в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
а) корыстные;
б) экономические;
в) против порядка управления;
г) насильственные.
18.Криминогенный тип личности — это:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
а)условия преступности;
б) причины преступности;
в) проявления преступности;

20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
а) теория опасного состояния;
б) теория социальной дезорганизации общества;
в) теория стигмы.
21.Виктимология -это:
а) наука о жертве преступления;
б) наука о последствиях преступности;
в) наука о личности преступника;
г) наука о мерах борьбы с преступностью.
22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
б) привлекательность преступного поведения;
в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
а) теория дифференциальной ассоциации;
б) виктимология;
в) теория аномии.
24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
а) учителя;
б) работники торговли;
в) сотрудники правоохранительных органов.
25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
а) антропологическая школа криминологии;
б) теория опасного состояния;
в) теория стигмы.
26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
а) предупреждение преступности;
б) профилактика преступности;
в) предотвращение преступности.
27.Общий рецидив преступлений – это:
а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
б) повторное совершение не однородного преступления;
в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
а) кражи;
б) убийства;
в) хулиганств
29. Преступность – это:
а) объект криминологии;
б) предмет криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
а) Ч. Беккария;
б) И. Бентам;
в) Л. Фейербах.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
а) в 1960–70-х гг.;
б) в 1970–60-х гг.;
в) в 1990-х гг.;
г) в начале ХХIв.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
а) причины;
б) состав;
в) условия;
г) уровень, структура, динамика;
д) предпосылки.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.


Оглавление

  • Глава 1. Криминология как наука, ее предмет, цели и методы
  • Глава 2. Возникновение и развитие криминологии. Зарубежные криминологические теории и школы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология. Вопросы и ответы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Возникновение и развитие криминологии. Зарубежные криминологические теории и школы

Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платона, Аристотеля), эпох Возрождения (М. Лютера, Дж. Локка), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку.

Классическое и антропологическое направления криминологических теорий

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII–XIX веках решительно отвергли теологическое понимание преступности как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление — следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни. Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но устрашающего, исправляющего и обезвреживающего преступника.

В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений.

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом якобы различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

Несмотря на научную несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

Так, достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям.

Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Однако все эти положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают критики последующих научных исследований, проведенных как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами.

Вместе с тем вряд ли правильно абсолютное игнорирование биологических, а точнее, биосоциальных концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для современных криминологов, рассматривающих человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника как результат влияния социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую лишь определенной предпосылкой (условиями) последующего поведения.

Социологическое направление криминологической теории

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.

Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность как продукт общества подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т. п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т. п.).

Последователи Кетле расширили (до 170–200) количество факторов, влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.

Теория множественности факторов расширила и углубила представление о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Недостаток ее в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов, критериях их отнесения к причинам или условиям преступности.

Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии — безнормативности, т. е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений.

Известным развитием этих концепций является теория конфликта культур, исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп.

Американский ученый Сатерленд в начале XX века разработал теорию дифференциальной ассоциации, в основе которой лежит положение о том, что преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в профсоюзах и т. п.).

Широким социологическим подходом отличаются виктимологические теории, дополняющие криминологическую проблематику учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую теорию; теорию лишений и т. п.

Все рассмотренные выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут быть оценены однозначно — положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности. Исследования, проводимые в рамках социологической школы, охватывают широкий комплекс социальных отношений и дают весьма полезные для практического использования в деле борьбы с преступностью рекомендации. К таким положениям можно отнести предложение о необходимости целенаправленного воздействия на криминальные субкультуры и их носителей, являющегося важным условием коррекции взглядов, установок, поведения правонарушителей; об экономии репрессии, отказе от карательных мер стигматизации преступников; о воспрепятствовании обмену криминальным опытом; о снижении виктимности потенциальных жертв преступлений.

К недостаткам социологических концепций можно отнести эклектичность ряда положений, невыделение в системе криминологических факторов наиболее значимых детерминантов и т. п.

В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней мер.

Развитие отечественной криминологии

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности. В условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и другие ученые продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30-х годов XX века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако затем (с середины 30-х до начала 60-х годов) криминологические исследования в стране были свернуты. Возобладала политическая установка об отсутствии объективно присущих социалистическому обществу причин преступности, о ее искоренении преимущественно репрессивными мерами. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60-х годов появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии. Особую роль при этом сыграли ученые-юристы И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова и др. В 1963 году был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне — НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации). С 1964 года криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

Вопрос 3. Какие основные элементы изучения входят в общую часть криминологии – это:

1.​ преступность, ее детерминанты, личность лица, совершившего преступление;

2.​ механизм преступного поведения, личность жертвы преступления;

3.​ общая теория предупреждения преступности, криминологическа я обоснованность криминализации и декриминализации деяний;

4.​ все вышеперечисленно е+

Вопрос 4. Их какой науки выделилась в 70-е годы криминология?

1.​ уголовного права;+

3.​ семейного права;

4.​ международного права

Вопрос 5. На какие эпохи можно разбить историю криминологии?

1.​ классическая школа ХVIII в.;

2.​ позитивистская школа ХIХ в.;

3.​ криминология новейшего времени (с середины ХХ в.);

4.​ все вышеперечисленно е+

Вопрос 7. Кто оказал значительное влияние на реформу уголовного права Англии?

1.​ Иеремия Бентам;+

3.​ Фридрих Энгельс;

Вопрос 8. Позитивистская школа криминологии основывается на:

1.​ юридических выводах;

2.​ наблюдениях, подкрепленных серьезными доказательствами ;

3.​ нет правильного ответа;

4.​ ответ в п. 1, 2+

Вопрос 9. Зарождение криминологически х исследований в России связано с именем?

2.​ Д. А. Антиповым;

4.​ Е. С. Проскуровой

Вопрос 10. С какой наукой наиболее тесно взаимосвязана криминология?

1.​ с уголовным правом;

2.​ с уголовным процессом и прокурорским надзором;

3.​ все вышесказанное;

Вопрос 11. Аналитическая задача криминологии включает в себя:

1.​ исследование преступности, личности преступника, жертв преступления, причин и условий преступности;

2.​ системы и эффективности предупреждения преступности, их состояние в целом и по категориям преступлений (организованной, экономической, насильственной) либо по особенностям контингента преступников (преступления несовершеннолетн их, рецидивные преступления);

3.​ все вышеперечисленно е;+

4.​ нет правильного ответа

Вопрос 12. Что включает в себя практическая задача криминологии?

1.​ внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменитель ную практику;

2.​ экспертирования проектов нормативных актов на предмет их криминологическо й обоснованности и последствий в изменении преступности;

3.​ все вышеперечисленно е;+

4.​ внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменитель ную практику преступлений

Вопрос 13. Кто являлся представителем классического направления в уголовном праве:

1.​ М.Н. Гернет, И.Я. Фойницкий, С.Н. Доронин, А. А. Щербин;

2.​ М.Н. Гернет, И.Я. Фойницкий, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин;+

3.​ С.Н. Доронин, А. А. Щербин, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин;

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 14. Под научным исследованием в криминологии понимается:

1.​ процесс выработки новых знаний о преступности (ее состоянии, структуре, динамике), детерминирующих ее факторах, лицах, совершающих преступления в целях разработки;

2.​ реализации мер, направленных на повышение эффективности деятельности по предупреждению противоправных явлений;

3.​ все вышеперечисленно е;+

4.​ реализация мер, детерминирующих ее факторах, лицах, совершающих преступления в целях разработки

Вопрос 15. Криминологически е исследования классифицируются :

1.​ По целевой направленности;+

2.​ По объему исходной информации;+

3.​ По пространству и объему исходной информации;

4.​ По целевому значению

Вопрос 16. Какие функции выполняет криминологическо е исследование?

1.​ Описательную, объяснительную, прогностическую, регулятивную;+

2.​ Описательную, объяснительную, охранительную и целевую;

3.​ Целевую, пространственную , прогностическую и общую;

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 17. В 1925 г. при НКВД РСФСР был создан:

1.​ Государственный институт по изучению уголовного права;

2.​ Государственный институт по изучению преступности и преступника;+

3.​ Государственный институт по изучению криминалистики;

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 19. Группировка представляет собой:

1.​ систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам;+

2.​ систематизацию документов первичного учета и анализа краж;

4.​ систематизацию документов первичного учета

Вопрос 20. Прогностическая задача криминологии включает в себя:

1.​ раскрытие обоснованных предположений о возможном развитии криминологически х явлений;+

2.​ раскрытие обоснованных предположений о возможном не развитии явлений и фактов;

3.​ раскрытие не обоснованных предположений о преступлении;

4.​ раскрытие преступления по ст. 158 УК РФ

Вопрос 21. Цели криминологически х исследований включают в себя:

1.​ выявление достоверных показателей преступности на той или иной территории;+

2.​ оценка тенденций изменения преступности и ее перспективы на ближайшее будущее;+

3.​ установка зависимости уровня преступных проявлений от действующих на данной территории социально-эконом ических и других факторов;+

4.​ оценка степени эффективности профилактической деятельности правоохранительн ых органов и иных субъектов профилактики и познание свойств и качеств лиц, совершающих преступления.+

Вопрос 22. Какие этапы криминологически х исследований вы знаете?

1.​ подготовительный (составление программы и методики исследования);

2.​ рабочий (сбор, обобщение и анализ материала);

3.​ заключительный (разработка выводов, рекомендаций, мер по предупреждению преступности или преступлений);

4.​ все вышеперечисленно е+

Вопрос 23. Отметьте признаки преступности:

1.​ Историческая изменчивость и неизбежность преступности;

2.​ Общественная опасность преступности;

3.​ Преступность – социально-правов ое явление;

4.​ Все вышесказанное+

Вопрос 24. Объектами специально-крими нологического предупреждения преступности несовершеннолетн их являются:

1.​ причины, условия и факторы преступности несовершеннолетн их;

2.​ личность несовершеннолетн его преступника;

3.​ причины и условия конкретного преступления; группы несовершеннолетн их с антиобщественным образом жизни; преступные группировки;

4.​ все перечисленные+

Вопрос 25. В науке криминология опрос – это:

2.​ получение сведений криминологическо го характера от отдельных лиц (респондентов) путем постановки перед ними определенных вопросов, отражающих проблему исследования;+

3.​ получение сведений криминологическо го характера от отдельных лиц (респондентов) путем добровольного сознания в совершении преступления;

Вопрос 26. Какие требования предъявляются к криминологическо й информации?

1.​ достоверность – степень соответствия криминологическо й информации той реальной ситуации, которую она отражает;

2.​ полнота заключается в получении криминологическо й информации в полном объеме;

3.​ своевременность – касается проведения криминологическо го исследования;

4.​ все ответы верны+

Вопрос 27. Современные задачи криминологии

1.​ Аналитическая задача;

2.​ Прогностическая задача;

3.​ Практическая задача;

4.​ Все вышеперечисленно е+

Вопрос 28. В особенной части криминологии содержится:

1.​ криминологическа я характеристика отдельных видов преступлений (преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против собственности, преступлений в сфере экологии);+

2.​ по содержанию преступных деяний (преступлений насильственно-аг рессивного характера, преступлений корыстной направленности); +

3.​ по особенностям контингента преступников (преступления, совершенные несовершеннолетн ими, женщинами, рецидивистами, профессионалами) ;+

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 29. Сводка предполагает сведение:

1.​ результатов обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений;+

2.​ выводов по проделанной работе в области криминологии, как науки;

3.​ результатов краж, за период 1 года и грабежей за период 5 лет;

4.​ все вышесказанное

Вопрос 30. Какие основные явления включает в себя предмет криминологии:

1.​ Преступность и личность лиц, совершивших преступление, а также личность лиц с таким социально-отклон яющимся поведением;+

2.​ Причины и условия, а также факторы (урбанизация, миграция населения, изменение его половозрастной структуры) преступности, влияющие на нее;+

4.​ Криминологическа я обусловленность криминализации и декриминализации деяний+

Большинство отечественных и зарубежных криминологов считают, что криминология — это наука о преступности, ее причинах, личности преступника, преступном поведении, путях и способах борьбы с преступностью. Таким образом, видно, что криминология состоит из пяти основных элементов:

  1. преступность;
  2. причины преступности;
  3. личность преступника;
  4. преступное поведение;
  5. пути и способы борьбы с преступностью.

Есть и иные определения предмета криминологии, они, в сущности, сводятся к перечисленным элементам. Следовательно, криминологию можно рассматривать как науку о преступности — это краткое определение — или как науку, включающую в себя названные выше пять основных элементов, — развернутое определение.

Разумеется, в центре внимания криминологии — изучение преступности как общественного явления, ее основных характеристик, причин появления, количественных и качественных особенностей, а также рассмотрение вопроса о том, какое явление представляет собой преступность — вечное или преходящее.

Остановимся на наиболее важных характеристиках преступности.

Во-первых, рассмотрим вечное или преходящее явление преступности, появившейся на определенном этапе человеческой истории и исчезающей на каком-то ином этапе в будущем. Марксистская криминология, из недр которой мы все вышли (имеем в виду ученых, исследователей старшего поколения), считала, что преступность — это явление преходящее, что она появилась в тот период развития общества, когда возникло материальное неравенство людей, разделение их на классы богатых и бедных, на эксплуататоров и эксплуатируемых, ну и соответственно, когда такое общество неравных возможностей и неравного достатка будет ликвидировано, т.е. с построением коммунизма, преступность исчезнет. Оговаривалось при этом, что будет она исчезать постепенно, очень долго и в разных формах и т.п. Известно, какова судьба коммунистического учения, что это, в общем, оказалось иллюзией, и притом очень вредной иллюзией, и такой же вредной иллюзией, была, конечно, позиция относительно временности, преходящего характера преступности.

Преступность существовала и в первобытном обществе. Об этом имеется достаточное количество убедительной литературы. Здесь же скажем только, что если обратиться к исследованиям далекого прошлого человечества — этнологов, мифологов, антропологов, историков, особенно к работам тех авторов, которые изучают современных ископаемых — нынешних дикарей, людей, ведущих первобытное существование, то окажется, что среди них в полном объеме было и есть то, что мы сейчас называем преступностью. Совершались и совершаются преступления, хотя они назывались и называются иначе, не так, как мы теперь их называем в цивилизованном мире. Но не было никакого уголовного кодекса, не было писаных законов, но существовали твердые, принятые всем сообществом, родом, племенем, народом правила, нарушение которых каралось очень строго. Это было правом обычая или традиции. В Древнем мире (в Древней Греции, Древнем Риме) совершались и мелкие правонарушения, регулируемые сейчас административным правом.

Нам не следует ориентироваться только на наличие в данном конкретном обществе (государстве) писаных законов. Главное, были определенные правила, за нарушение которых людей карали. В сочетании с анализом современного состояния преступности приходим к выводу, что преступность — явление вечное, как болезнь, зачатие, рождение и смерть.

Мы можем с разной силой доказанности, с разной глубиной проникнуть в сущность преступности, понять основные рычаги, которые управляют ею. Но это другая проблема, и сейчас, постепенно переходя к вопросу о причинах преступности, хотелось бы отметить, что усилия криминологов и в прошлом и в настоящем справедливо сосредоточены на вопросах о том, почему люди совершают преступления, какие явления и процессы в нашей жизни, жизни отдельной страны, отдельного общества, отдельного народа или отдельной личности порождают преступления. Думается, что такая постановка вопроса справедлива, поскольку важно знать, почему сейчас, как и в древности, люди совершают преступления. Правильный ответ на этот вопрос имеет огромное практическое значение. Он позволяет предпринимать наиболее эффективные меры борьбы с преступностью. Следовательно, такая постановка вопроса вполне актуальна и важна.

Такие же вопросы перед собой должны ставить специалисты в области административно-деликтного права, тем более что многие преступления схожи с мелкими правонарушениями, и очень часто оказывается, что тот, кто был раньше мелким правонарушителем, а теперь преступником, — одно и то же лицо.

Однако, на наш взгляд, вопрос о причинах преступности следует перевести несколько в иную плоскость, рассмотреть эту проблему более абстрактно. Почему люди не добиваются своих целей с помощью действий, которые не запрещены моралью и правом? И сейчас, и в XVIII в., и до нашей эры, и в Древнем Египте, и в Древнем Риме, и даже в первобытном обществе, которое отнюдь не было свободным от преступлений. Попытаться так абстрактно поставить вопрос, считаем, небезынтересно и для практики, и, несомненно, для теории, может быть, для нее в первую очередь. Но предварительно надо заметить: понять причины преступности нельзя, не зная, почему люди вообще совершают преступления, — ведь преступления в своей совокупности составляют преступность.

Можно было бы предложить такой вариант ответа: всегда в любом обществе, в любые времена и в любую эпоху были, есть и будут люди, которые недовольны своим положением, своим статусом, своими возможностями. Причем недовольство нужно понимать в самом широком аспекте. Это и неудовлетворенность своим социальным и экономическим положением, следствием которого являются чувства зависти, гнева, возмущения, которые нередко принимают форму корыстных, а иногда и разрушительных преступлений, проявляющихся в процессе революции или массовых беспорядках. Это и интимные переживания, также вызывающие у человека недовольство своим положением, например различного рода сексуальные переживания, связанные с межполовыми отношениями. Подобные переживания, как показывают наши исследования, порождают целый ряд преступлений, причем самых жестоких, которые бессознательно детерминируются в глубине психики.

Следовательно, есть все основания полагать, что в основе преступлений и мелких правонарушений лежит несогласие людей со своим статусом в социальном и даже интимном аспектах. В этом причина того, почему они всегда совершали, совершают и неизбежно будут совершать преступления и менее опасные проступки. Разумеется, это весьма пессимистический вывод, но криминолог, как и представители многих других научных специальностей, например историк или административист, должен быть пессимистом в душе, он не может возлагать ни на криминологическую науку, ни на административное право, ни на правоохранительную деятельность несбыточных надежд. Строить иллюзии — весьма опасное дело, как показала практика строительства коммунизма в России. Именно его строители и утверждали, что с преступностью будет покончено при коммунизме, а при социализме она будет медленно сокращаться.

Изучение причин преступности неизбежно уводит в другие области жизни и в соответствующие им отрасли научных знаний: экономику, политологию, социологию, психологию и т.д. но они, разумеется, не входят в предмет криминологии, хотя последняя должна широко использовать их достижения, их методологию, но не сливаться с ними, поскольку у них разные предметы. Чем активнее и на постоянной основе криминология будет сотрудничать и взаимодействовать с другими науками, тем весомее и достовернее будут ее результаты.

Личность преступника и преступное поведение занимают очень важное место в криминологии. Без знания того, что представляет собой личность преступника, каковы причины и механизмы совершения отдельных преступлений, вообще преступного поведения, немыслим успех в борьбе с преступностью. Несколько забегая вперед, хотелось бы констатировать: если не знать, что представляет собой личность преступника и от чего зависит преступное поведение, нельзя успешно бороться с преступлениями, преступниками и преступностью. В каждом конкретном случае перед правоохранительными органами, перед всеми теми, кто ставит перед собой задачу предупреждения преступлений, должен быть живой конкретный человек, со своими страстями, со своими переживаниями, со своим горем и драмами гоже, со своими влечениями, которые могут быть и грязными и мерзкими, но тем не менее это его влечения, это его жизнь, всегда неповторимая. Мы это должны знать и учитывать в работе.

Такое же место в административной деликтологии должны занять административные деликты и их причины, личность мелкого правонарушителя и его проступков: их генезиса, природы, причин. О личности преступника в криминологии написано очень много, поэтому административно™ вполне могут воспользоваться соответствующей методологией и теорией (понятие личности мелкого правонарушителя, ее генезис, отличительные черты, мотивы правонарушающего поведения, социологические и психологические особенности и т.д.). Это потребует введения такого понятия, как деликтность, наряду с понятием преступности.

Если эта идея получит поддержку ученых-административистов (или криминологов, пожелающих исследовать проблемы деликтности), административная деликтология выйдет из административно-деликтного права и обретет самостоятельность. Она будет схожа с криминологией, которая тоже в свое время вышла из уголовного права. Это уже будет не правовая наука, но юридическая, при этом комплексная, изучающая социальные, психологические, экономические, этические и иные проблемы, которые помогут ей понять природу и причины деликтности, личность виновного в деликтном поведении, его механизм и мотивы, вопросы предупреждения и т.д. Иными словами, предмет административной деликтологии составят схожие с криминологией явления, не непреступные.

В девиантность Я.И. Гилинский включал преступность, терроризм, коррупцию, наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийства, отклонения в сфере сексуального поведения, мелкие правонарушения. Автору, несомненно, известно, что терроризм, коррупция, наркотизм — преступны. Выделять их отдельно от преступности столь же необоснованно, как и, например, убийства или кражи. Если поведение конкретного человека не соответствует установленным или фактически сложившимся нормам в субкультуре или группе, это не означает, что его поведение является отклоняющимся, если, например, субкультура криминальная или группа преступная.

Административная деликтология должна ограничиваться лишь теми явлениями, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Те, кто будут исследовать личность мелкого правонарушителя, должны учитывать, что многие криминологические школы отличаются друг от друга именно своим отношением к личности преступника, к причинам и механизмам преступного поведения. Сохраняется множество споров о том, кто такой преступник, даже есть проблема такая — можно ли говорить о личности преступника или лишь о лицах, совершающих преступления. Думается, что, конечно же, нужно говорить о личности преступника как о некой абстрактной модели, которая является объектом не только научного познания, но и общего практического профилактического воздействия. Что имеется в данном случае? Воспитательное, профилактическое воздействие государства и общества на преступников в целом, например, путем надлежащего их исправления в местах лишения свободы, а также на тех, кто способен стать на преступный путь, посредством улучшения их экономического положения, оказания помощи и т.д.

Итак, если нельзя покончить с преступностью, криминология должна вырабатывать пути, способы, формы, методы удержания преступности в тех пределах, которые условно можно назвать цивилизованными, т.е. когда уровень преступности невысок, граждане не боятся выйти из дома, не опасаются за безопасность свою личную, своих близких и своего имущества, когда не происходит сращивания воров и бандитов с прочим населением.

На наш взгляд, криминология — не правовая наука. Несомненно, юридическая наука, так же как и криминалистика, но не правовая.

Она, конечно, изучает деяния, которые установлены законом в качестве преступных, но на этом связь криминологии с законом и заканчивается. Криминология изучает социологические, психологические, когда нужно — экономические, педагогические и иные проблемы преступности и преступного поведения, но не правовые. Но поскольку преступность состоит из преступлений, которые, несомненно, правовые явления, определим преступность в качестве правового явления. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на го очень важное обстоятельство, что криминология изучает не только преступность и преступное поведение, но и околопреступные проявления, которые являются фоном для преступности, активно ей способствуют. Например, такие явления, как бродяжничество, попрошайничество, проституция, наркотизм, алкоголизм, которые не являются преступными, но они теснейшим образом связаны с преступностью и очень сильно влияют на совершение преступления. Статистические и иные данные полезны для криминологии. Они характеризуют состояние не преступности, а общественного порядка и нравственности.

Административное деликтное право есть часть административного права, и правовая природа этой части не вызывает сомнений.

Но если административист станет исследовать социальную и психологическую природу деликтов, их причины, структуру, динамику, личность виновного в мелком правонарушении и т.д., он уйдет в административную деликтологию, младшую сестру криминологии. Тогда это уже будет не правовая, а какая-то иная комплексная дисциплина, очень схожая с криминологией. Ее можно назвать административной деликтологией (или просто деликтологией), причем польза от нее будет более очевидной.

Криминология может изучать личность еще до того, как человек совершил преступление. На основании этого она дает рекомендации, как удержать человека от повторного нарушения уголовного закона. Полагаем, в этом нет ничего плохого, это не стигматизация, т.е. не социальное клеймение личности, не стремление унизить. Так проявляется разумное действие общества к выявлению тех людей, которые могут стать на преступный путь, с тем чтобы удержать их от этого. В этом заинтересованы не только потенциальные потерпевшие, но и потенциальные преступники, поэтому в данных мероприятиях не видим проявлений нарушений законности. Ведь в подавляющем большинстве случаев, прежде чем совершить преступление, человек часто все-таки проявляет себя в качестве антиобщественного элемента или лица, склонного к антиобщественным действиям, тут помощь и поддержка должны быть ему оказаны своевременно.

Но чаще криминологи изучают преступников во время отбывания ими наказания в исправительных учреждениях. Это массовое изучение для того, чтобы выявить и оценить типичные для них социальные и психологические черты. Поэтому можно сказать, что личность преступника — это собирательное понятие, как и личность мелкого правонарушителя.

Личность преступника может изучаться по материалам уголовных дел, по статистическим данным и т.д.

Криминология состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть включает в себя такие вопросы, как предмет криминологии, ее структура, история, методология, методы криминологических исследований; понятие преступности, ее природа и причины; личность преступника и преступное поведение; теория предупреждения преступности. Особенная часть состоит из проблем, относящихся к отдельным видам преступности, например преступности несовершеннолетних, корыстной преступности и т.д.

Структуру науки криминологии составляют и ее частные теории, например теория причин преступности, теория личности преступника, криминальная сексология, криминальная психиатрия и т.д. Наличие частных криминологических теорий говорит о зрелости этой науки: она уже достигла такого системного уровня, что может выделять из своей среды относительно обособленные и самостоятельные учения. Развитие каждого из них способствует прогрессу криминологии в целом и тем самым повышению эффективности борьбы с преступностью. Такие же частные теории могут быть созданы в административной деликтологии.

Криминологию часто называли социологией преступности. Это отчасти верно, поскольку она изучает социальные явления (преступность, преступление, личность), порождаемые опять-таки социальными явлениями, заключенными в обществе. Но социологического изучения, в чем давно убедились криминологи, совершенно недостаточно, потому что необходимо исследование психологических особенностей личности преступника, мотивов и психологических механизмов преступного поведения. Стало быть, криминологию можно было бы назвать еще и психологией преступности, но и это еще не все. Многие преступления, особенно корыстные, порождаются экономическими явлениями и процессами, в том числе косвенно. От уровня экономического развития страны и благосостояния ее граждан зависят возможности профилактики преступлений. Поэтому криминологию можно было бы обозначить и как экономику преступности. В профилактической работе широко используются достижения, подходы и методы педагогики, а значит, криминологию можно назвать еще педагогикой преступности или педагогикой борьбы с преступностью.

Разумеется, все это не так. Криминология есть комплексная наука, широко использующая достижения других наук. Каждая наука ставит и решает свои специфические задачи. Каждая наука развивается, во-первых, в силу потребностей практики и, во-вторых, повинуясь логике и потребностям своего внутреннего развития. Во втором случае она каждый раз опирается на свои собственные достижения, но при этом удовлетворяет (пытается удовлетворить) практические нужды. В этом отношении криминология не составляет никакого исключения. Более того, как раз она в наибольшей степени (как, например, медицина) призвана помочь самой жизни, потому что ее усилия всегда должны быть направлены на обеспечение сохранности жизни, здоровья, чести, достоинства и собственности людей, общества и государства. Теоретические изыскания криминологов являются абсолютно необходимыми, поскольку они обеспечивают достоверность тех рекомендаций, которые вырабатываются ими для практики.

То же самое можно сказать об административной деликтологии — она должна использовать достижения социологии, психиатрии, экономики, педагогики, медицины и др. Но пока это лишь пожелания, поскольку, если мы всерьез хотим добиться успехов в укреплении общественного порядка, необходимо превратить деликтологию в отдельную научную дисциплину.

Несмотря на сталинские гонения на криминологию (как, впрочем, и на другие общественные науки), а затем жесткий партийный диктат, ученые-криминологи и в советские годы много сделали для понимания и объяснения преступности. Не будет преувеличением сказать, что криминология внесла весомый вклад в гуманизацию общества и общественных нравов, показав корни преступности, раскрыв механизмы и истоки преступного поведения. Это позволило сформировать принципиально иное отношение к преступнику, в котором в первую очередь стали видеть человека, что для тоталитарного режима, уничтожившего многие тысячи невинных жертв, было крайне необходимо.

Аналогичные задачи стоят и перед административной деликтологией. Но деликтология находится в сравнительно выгодном положении, поскольку многие методологические и теоретические вопросы, которые потребуются для ее функционирования и развития, уже решены в рамках криминологии.

Читайте также: