Предметное содержание речевой деятельности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Наряду со структурным содержанием, любая, в том числе и речевая, деятельность характеризуется также предметным или психологическим содержанием. В предметное содержание деятельности включаются условия деятельности, определяемые такими элементами, как предмет, средства, орудия, продукт, результат (122, 131, 84).

Потребности практики речевой работы определяют необходимость известной конкретизации, уточнения этой задачи через соответствующую возможную конкретизацию самого предмета речевой деятельности.

Если предметом речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение которой направлено говорение, то средством существования, формирования и выражения этой мысли является язык или языковая система. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, представляющего собой систему фонетических (графических), лексических, грамматических и стилистических средств и соответствующих правил их использования в процессе общения (речевой коммуникации). Особенности речевой деятельности, отличающие ее от других видов деятельности человека, заключаются и в особом характере се орудий, в качестве которых выступают знаки языка. Язык есть система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли [1] .

В качестве элемента предметного содержания речевой деятельности может выступать также результат деятельности. Результат любой деятельности человека, как правило, выражается в реакции па продукт этой деятельности других людей и, соответственно, в том, что побуждает их к новой (ответной) деятельности. В рецептивных видах речевой деятельности результатом (слушания, чтения) является понимание смыслового содержания речевого высказывания и последующее говорение (или другая, неречевая деятельность). Результатом деятельности говорения является ответное (речевое или неречевое) действие другого участника речевого общения.

Речевая деятельность - это языковой процесс. Впервые заговорил об этом А.Н. Леонтьев.

Но, что касается первых упоминаний о речевой деятельности, то впервые упоминания о речевой деятельности мы находим у Л.С.

Существуют три обязательные составляющие характеристики речевой деятельности: структура, предметное содержание и сложный механизм.

Только в 60-ых годах прошлого столетия речевая деятельность начала глубоко изучаться отечественной психологической наукой. В 60-ые годы формируются основные научные позиции теории речевой деятельности - основоположник Алексей Алексеевич Леонтьев.

Старший Алексей Николаевич Леонтьев утверждал, что речь не обязательно называть деятельностью, речь вплетается в канву всех деятельностей. Младший говорил,

что у нее есть своя структура, свои положения, и она должны быть отдельной деятельностью.

Речевая деятельность и ее связь с другими видами деятельности

Речевая деятельность - это процесс активного целенаправленного взаимодействия между людьми в ходе общения. Речевая деятельность связана с другими видами человеческой деятельности:

1) с мыслительной деятельностью;

2) с мнестической деятельностью (памятью);

3) с нейромоторной деятельностью.

Речевая деятельность по двум каналам связана с другими видами человеческой деятельности:

1. Речевая деятельность является частью психической жизни человека, поэтому она будет

связана с подобными видами психической деятельности (познавательной,

интеллектуальной, мнестической, сенсорной, перцептивной, коммуникативной,

2. Речевая деятельность также будет связана с ведущей деятельностью возраста: предметно-практической => игровой => учебной => профессиональной. Профессиональная деятельность может быть: трудовой, интеллектуальной, смешанной. Характеристика основных видов речевой деятельности

Основные виды речевой деятельности:

2) аудирование (слушание);

Есть еще дополнительный вид речевой деятельности - думание. Одна часть специалистов считает, что не нужно и не имеет смысла его выделять. Всякий раз, когда мы говорим - мы думаем. Другие говорят, а как же быть с особой речью, которая не имеет собеседника - это внутренняя речь.

Дифференциация видов речевой деятельности

Основные виды речевой деятельности взаимодействуют друг с другом по характеру, по выполняемой в процессе роли.

1) по характеру речевого общения все виды речевой деятельности дифференцируется на:

- устные: говорение, аудирование. К устным видам речевой деятельности у человека формируется наследственная предрасположенность;

- письменные: письмо, чтение. Они требуют целенаправленного обучения. Трудности овладения письмом и чтением объясняются тем, что в них отражен самый сложный внешний графический образ.

2) по выполняемой в процессе общения роли они дифференцируется на:

- инициальные - это те, от которых исходит инициатива в момент речи. Данные виды речи выступают инициаторами (говорение и письмо);

- реактивные - ответные виды речевой деятельности, отвечают на инициативу. Это чтение и аудирование.

- рецептивные - принимают речевой продукт (аудирование, чтение);

- продуктивные - создают речевой продукт (говорение и письмо).

4) виды речевой деятельности могут быть дифференцированы с учетом способов общения или форм речи:

- внешняя устная речь (говорение, аудирование);

- внешняя письменная речь (письмо и чтение);

- внутренняя речь (думание).

Структурная организация речевой деятельности

Оценка речевой деятельности с точки зрения ее структуры.

Речевая деятельность представлена тремя основными уровнями:

I) мотивационно-побудительный уровень. Этот уровень характеризуется сложным взаимодействием мотивов, потребностей и целей действия.

- Потребность является основным источником речевой деятельности (желание говорить).

Потребность всегда имеет коммуникативно-познавательную ориентацию, она является предпосылкой к речевой деятельности. Сама же по себе потребность не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в мотиве, она как бы находит себя в нем, опредмечивается в мотиве.

- Мотив - это опредмеченная потребность, это то же желание говорить, но уже направленное на предмет. Это значит в голову человеку, который намеревается говорить, уже приходит какая то мысль.

- Цель - это то, к чему мы стремимся в момент речи. В условиях разговора мы так же можем встречаться и с немотивированной речью.

Сам по себе этот уровень чрезвычайно значим.

II) операционально-технический уровень. Он представлен двумя фазами:

а) ориентировка в речевой ситуации. Включает в себя три глобальных момента: изучение условий, в которых протекает речевая деятельность; выделение предмета разговора; выделение основных свойств предмета разговора.

б) формирование модели высказывания. Здесь выделяются два процесса:

- смысловое программирование будущей речи. Поиск ответа на вопрос: "что я должна (должен) сказать?". Здесь мы работаем над содержанием высказывания, которое включает три составляющие:

1) введение в тему с подчеркиванием ее важности, актуальности;

2) передача основной мысли, основного содержания темы;

3) выводы или заключение.

Специфика смыслового программирования заключается в том, что мы строим план будущей речи. Программируя содержание, в нашем сознании работает два закона: один закон - на развертывание текста (контаминация) и один на сжатие текста (процесс компрессии).

- оформление основной программы высказывания средствами языка:

а) Лексически. Важно иметь в виду, что здесь мы осуществляем выбор слов. Важно выбрать слова для конкретной речевой ситуации.

б) Грамматически. Комбинируем отобранные слова и объединяем их в структуре целого предложения

III) исполнительный (реализующий) уровень.

На этом уровне мы включаем артикуляцию, речевую просодику.

Все уровни пронизывают две обязательные задачи:

1) операция оценки;

2) операция контроля, которую осуществляет сам говорящий человек.

Предметное содержание речевой деятельности

Предметное содержание речевой деятельности включает в себя сам предмет, продукт, результат, средства, способы и единицы речевой деятельности.

Основной базовый компонент - это предмет. Именно в предмете реализуется (находит) себя потребность речевой деятельности. Предметом речевой деятельности является мысль, имеющая сложную структуру смысловых отношений.

С психолингвистической точки зрения, мысль - это процесс установления смысловых связей и отношений. Эти отношения могут быть довольно неодинаковы.

Существует несколько уровней организации смысловой связи:

1) "межпонятийная" связь - это связь, которая устанавливается между двумя понятиями.

- предикативная связь - связь между предметом и действием. Генетически - это самая ранняя связь;

- дополнительная связь - вижу дерево, читаю книгу;

- обстоятельственная связь - плакать громко;

2) связь между членами предложения - это связь, которая возникает на основе различных вариантов комбинирования межпонятийной связи.

3) тема-рематическая связь.

Включает в себя тему, тема есть то главное, о чем мы сообщаем. Рема - это то, что раскрывает тему. Тема всегда лаконична, минимальна.

Продукт речевой деятельности - это то, в чем объективируется, материализуется речевая деятельность. В продуктивных видах речевой деятельности (говорение, письмо) - продуктом речевой деятельности выступает связное высказывание или текст. В рецептивных видах речевой деятельности (аудирование, чтение) - продуктом является умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции.

Результат речевой деятельности - это реакция окружающих нас людей на продукт нашей речевой деятельности. Результатом говорение является характер слушания. Результатом письма является характер его прочтения, характер восприятия письменного текста.

Результатом слушания является процесс понимания текста и последующее говорение. Результатом чтения является понимание прочитанного и последующая его оценка.

Способом речевой деятельности - является сама речь, формирующая и формулирующая наши мысли.

Средствами речевой деятельности - являются единицы языка и речи: звуки, фонемы, слоги, морфемы.

Что касается единиц речевой деятельности, то в продуктивных видах речевой деятельности (говорение, письмо) в качестве единицы выступает речевой поступок, который реализуется на уровне суждения, а суждение высказывается в форме предложения. В рецептивных видах речевой деятельности (аудирование, чтение) в качестве единицы выступает смысловое решение.

Психолингвистические механизмы речевой деятельности

- процесс выбора слов. Выбор слов представляет собой вычленение слов из состава семантического поля. Выбирая слова из семантического поля, человек обязательно ориентируется на три важных момента: на звуковые признаки слова; на семантические признаки слова; на возможности лексической сочетаемости главного слова с другими словами.

- процесс комбинирования слов. Это объединение этих слов в единую последовательноорганизованную сукцессивную структуру, необходимую для создания предложения.

Помимо общего функционального механизма речевой деятельности, существует еще три механизма, которые дают общему полноценно работать:

- Механизм осмысления - очень важный операциональный механизм речевой деятельности. В основе его лежит процесс установления смысловых связей и отношений. Механизм осмысления зависит от двух условий, первое из которых - это качество нашей памяти. Нужно иметь хорошую оперативную память, ведь именно она выступает в качестве одного из условий успешного осуществления речевой деятельности, память является средством организации и удержания материала.

Экспериментально доказано, что объем оперативной памяти определяется магическим числом 7 (слогов) +- 2 (слога ) = 3-4 двусложных слова.

Вторым условием является количество актуализированных нами вербальных (словесных) гипотез. В ходе нашей речи, мы следуем двум правилам: строя предложения, мы действуем по одному и тому же стереотипу и набираем при этом различные варианты одной и той же гипотезы; в ходе построения предложения мы меняем характер самих гипотез.

- Механизм удержания речевой информации в памяти.

Данный механизм напрямую связан с организацией словесной вербальной памяти человека. Он нужен нам для двух моментов: чтобы усваивать язык и для того, чтобы в момент разговора, обсуждения удерживать в памяти предмет разговора. Работает механизм на основе тесного взаимодействия кратковременной и долговременной памяти, при чем, особая роль отводится кратковременной памяти, потому что в момент разговора она выполняет ключевую функцию, она выступает неким фильтром, через который поступает информация.

- Механизм "упреждающего синтеза" или вероятностного прогнозирования.

Последующие элементы речевой цепи в той же мере влияют на предыдущее, как и предыдущие на последующие. В результате создается целостное объединение в котором последующее звено должно быть "упреждено" предваряющим импульсом, для того чтобы было сформировано предшествующее. На уровне современного представления - этот механизм осуществляется на трех неодинаковых уровнях:

1) упреждение по линии словесной артикуляционной стереотипии. Суть этого уровня заключается во взаимовлиянии друг на друга рядом стоящих звуков в составе слова. Здесь упреждающий синтез проявляется в характере самих артикуляционных движения, в характере интонационного оформления слова.

2) упреждение по линии лингвистических обязательств. Это выражается во взаимовлиянии друг на друга слов в составе предложения. Взаимовлияния могут аккумулировать в себе:

- грамматические обязательства (например: серое, следующее слово должно быть сущ. среднего рода, ед. ч. и так далее).

3) упреждение по линии смысловых обязательств. Здесь речь идет о взаимовлиянии друг на друга предложений объединенных в составе целого текста (например: первая фраза в тексте должна сочетаться со второй фразой и т.д.). Л.С. Выготский говорил об этом как о взаимовлиянии смыслов. Смыслы обладают способностью вливаться друг в друга.

1. Расскажите о психологическом определении речевой деятельности.

2. Что такое речевая деятельность и, какова ее связь с другими видами деятельности?

Понятие речевой деятельности трактуется нами в контексте теории А. Н. Леонтьева, что означает фиксирование, с одной стороны, ее психологического содержания (то есть предмета, средств, способов, продукта и результата, специфических для речевой деятельности) и потребности как предпосылки всякой деятельности. С другой стороны, такой подход предполагает анализ процессуальной стороны (фазовости) и внешней структуры (или операционально-мотивационных планов деятельности). По предложенному нами определению, речевая деятельность есть активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Речевые действия являются единицами речевой деятельности, но они могут осуществляться и самостоятельно, независимо от нее, входя в другие виды деятельности. Можно полагать, что эмотивная, конативная и фатическая функции языка, по Р. Якобсону, скорее всего и могут быть выражены отдельными речевыми действиями, тогда как референционная, или метаязыковая, предполагают осуществление речевой деятельности в развернутой, полной форме.

Способ формирования и формулирования мысли заложен в тексте как продукте говорения и объекте рецепции. Но такое толкование требует деятельностного подхода к самому общению и осуществляющим его речевым процессам как видам речевой деятельности и, соответственно, включения языка и речи в ее внутреннюю структуру. Это требование основывается на том положении, что, как и всякая другая деятельность человека, его речевая деятельность (во всех ее видах) может осуществляться только при помощи определенных средств и способов, при этом средства и способы совершения деятельности человека всегда соотносятся с ее предметом.

Предлагаемый нами подход к исследованию речевых процессов с точки зрения теории деятельности предполагает другое толкование речевой деятельности:

Как и всякая другая деятельность человека, характеристика речевой деятельности определяется целым рядом параметров и прежде всего:

  1. структурной (внешней и внутренней) организацией,
  2. предметным (психологическим) содержанием,

Речевая деятельность человека обусловливается сложным взаимодействием функционирования внимания, восприятия, мышления, памяти, которые выступают в качестве

  1. общефункциональных психологических механизмов этой деятельности,
  2. единством внутренней и внешней стороны,
  3. единством содержания и формы реализации этой деятельности.

Структурная организация речевой деятельности

Говоря о внутренней структурной организации речевой деятельности, прежде всего отметим, что всякая деятельность человека, согласно теории А. Н. Леонтьева, и речевая деятельность, если она рассматривается в качестве таковой, определяются трехфазностью. В эту структуру входит побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская (аналитико-синтетическая) и исполнительная фазы.

Источником речевой деятельности во всех ее видах является коммуникативно-познавательная потребность. Эта потребность, находя себя в предмете речевой деятельности, в качестве которого выступает мысль, становится внутренним коммуникативно-познавательным мотивом этой деятельности. Мотив определяет динамику и характер всех видов речевой деятельности. Как подчеркивал Л. С. Выготский, раскрывая природу речевого процесса,

Тем самым мотивационно-побудительная фаза деятельности, ее мотив входят таким образом во внутреннюю структуру деятельности, определяя и направляя ее.

Вторую фазу деятельности составляет ее ориентировочно-исследовательская (или аналитико-синтетическая, по С. Л. Рубинштейну) часть, направленная на

Аналитико-синтетическая фаза деятельности предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления деятельности. И, в частности, можно полагать, что на этой фазе речевой деятельности реализуется отбор средств и способа формирования и формулирования собственной или чужой (заданной извне) мысли в процессе речевого общения. Это — фаза планирования, программирования и внутренней языковой организации речевой деятельности при помощи ее средств и способов.

Предметным (психологическое) содержание речевой деятельности

Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психологическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средства, орудия, результат и т. д..

Речевую деятельность можно рассмотреть и как трехуровневое образование, где средний уровень — это мотивационно-потребностно-целевой, нижний уровень — предметный план деятельности, а верхний — операциональный. Схематически в общем контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева и применительно к речевой деятельности это может быть представлено следующим образом (см. схему).

Не менее значимым (но уже в аналитических целях дальнейшего распредмечивания условий деятельности) элементом предметного содержания деятельности является ее продукт. Продукт — это то, в чем объективируется, материализуется, воплощается деятельность. Применительно к речевой деятельности существенно отметить, что ее продукт может быть идеален, вещественно не материализован. Так, в качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтение, слушание) выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Оно может быть осознаваемым как продукт деятельности, а может и не осознаваться в качестве такового, представляя собой в этом случае как бы промежуточное решение, принимаемое субъектом в ходе деятельности. Высказывание (текст) — продукт таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. В высказывании, тексте объективируются вся совокупность психологических условий деятельности и индивидуально-психологические особенности ее субъекта. Подробнее о тексте как продукте говорения (письма) и объекте слушания (чтения) будет сказано ниже.

Важным элементом предметного содержания деятельности наряду с предметом и продуктом является также ее результат. Результат деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт деятельности других людей и соответственно в том, что побуждает их к другой деятельности. В рецептивных видах речевой деятельности внутренним результатом слушания, например, являются понимание (или непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение, результат продуктивных видов речевой деятельности — реакции (вербальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт.

Естественно, что идеальная форма предмета, продукта и результата речевой деятельности, равно как и другие условия ее реализации, в значительной мере определяют ее специфику в общей иерархии деятельности человека. И в то же время речевая деятельность соответствует общему определению деятельности (А. Н. Леонтьев), согласно которому этим термином обозначаются только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают вызвавшей его потребности. В нашей трактовке речевая деятельность отвечает потребности общения, коммуникативной, познавательной потребности, являющихся высшими духовными потребностями человека. Эти потребности, воплощаясь во внутреннем мотиве и коммуникативном намерении, определяют цель речевой деятельности, выражающуюся в самом предмете, то есть в том, на что она направлена, в самом содержании мысли. Таким образом, намечается и внутренняя неразрывная связь между структурной организацией деятельности и ее предметным содержанием.

Рассматривая характеристики деятельности, следует определить и ее единицу. Как отмечает Л. И. Анцыферова:

Представляя собой особый вид человеческой деятельности, речевая деятельность имеет и специфическую единицу: в рецептивных видах речевой деятельности — слушании и чтении — это смысловое решение, а в ее продуктивных видах — говорении и письме — это речевой поступок. По определению В. А. Артемова,

Третья характеристика речевой деятельности — ее общефункциональные психологические механизмы. Они представляют собой сложное многозначное образование, каждое из звеньев которого тесно связано с другими. При этом собственно речевые механизмы, например, грамматическое структурирование, основываются на действии общефункциональных механизмов мышления, памяти, опережающего отражения.

. Четвертой характеристикой речевой деятельности является единство ее внутреннего и внешнего планов. Как и всякая другая деятельность, она определяется единством двух сторон — внешней, исполнительной, реализующей саму деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В этой характеристике речевой деятельности проявляется принцип единства сознания и деятельности, согласно которому, по С. Л. Рубинштейну, психика, сознание являются внутренней, интегральной частью деятельности, формируемыми в деятельности и определяющими реализацию этой деятельности.

Основываясь на том, что структура любой модели интеллектуального акта, и в том числе речевого, должна иметь как минимум четыре уровня, А. А. Леонтьев наметил следующие четыре основных этапа процесса речепорождения для продуктивных видов речевой деятельности: этапы мотивации, замысла, реализации замысла и сопоставления реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побудительную фазу и фазу формирования и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого, например, внутреннего, смыслового кода. При этом структура внутренней (и внешней в то же время) сторон рецептивных видов речевой деятельности та же, что и продуктивных видов, но с другим порядком следования и наименования фаз (этапов).

Общность характера внутренней стороны всех видов речевой деятельности выявляется:

  • в ее трехфазности — наличии побуждающего, смыслоформирующего и формулирующего, то есть внутренне реализующего, уровня;
  • в обязательном включении в этот процесс способа формирования и формулирования мысли посредством языка (или средствами предметно-схемного, универсального, предметного кода), то есть речи;
  • в определяющей, инициирующей для всей деятельности роли внешнего и внутреннего мотива (как опредмеченной потребности), который сам является следствием детерминирующего осознаваемого или неосознаваемого человеком воздействия внешнего по отношению к нему раздражителя.

В этом же плане анализа единства содержательной и формальной сторон речевой деятельности может быть рассмотрен и ее продукт. Содержанием продукта рецептивных и продуктивных видов является заключенная в нем мысль, смысл, смысловое содержание. Формой продукта говорения (письма), в качестве которого выступает текст, служит его лексико-грамматическое и фонетическое оформление, формой рецептивных видов — характер предицирования умозаключения.

Взаимосвязь всех видов РД, форм речи (или способов формирования и формулирования мысли посредством языка) и характера общения достаточно сложна. Сложность этой взаимосвязи отражает многогранность и многообразие самого речевого общения посредством языка.

Сегодня в выпуске:

  1. Предметное содержание речевой деятельности
  2. Игра для автоматизации или дифференциации проблемного звука в слове

Предметное содержание речевой деятельности

Логопеду в его практической работе важно расставить акценты при формировании речевой деятельности, формируя в первую очередь его ведущие компоненты. Такими компонентами речевой деятельности являются:

  • Предмет;
  • Продукт;
  • Результат;
  • Средства;
  • Способы;
  • Единицы.

Не менее важным элементом предметной деятельности является ее продукт. Продуктом рецептивных видов речевой деятельности является умозаключение. Продуктом продуктивных видов речевой деятельности является текст в случае письма и связное высказывание в процессе говорения.

Средства РД — это языковые единицы, организованные по правилам синтагматики и парадигматики. (О синтагматических и парадигматических отношения подробнее будем говорить в следующих выпусках рассылки).

Способ РД — сама речь как процесс формирования и формулирования человеческой мысли.

Единицей РД в рецептивных видах выступает смысловое решение, а продуктивных видах — речевой поступок.

Игра для автоматизации или дифференциации проблемного звука в слове

Для антуража игры можно дать ребёнку шапку фокусника и волшебную палочку.

Далее работаем на развитие памяти. Логопед берёт пары картинок и просит ребёнка припомнить, что и во что было превращено.

На сегодня всё! До новых встреч!

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".

Читайте также: