Предмет и задачи педагогической психологии кратко

Обновлено: 26.04.2024

Человек развивается, усваивая социальный опыт, который начинается с первых дней жизни ребенка и сопровождает его всю жизнь. До школы ребенок усваивает многое в процессе игры. Такое усвоение является побочным продуктом игровой деятельности. Приходя в школу, ребенок начинает заниматься деятельностью, цель которой является усвоение социального опыта. Особенность этой деятельности происходит с помощью учителей, которые организуют ее. Такой вид усвоения называется учением. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания. Педагогическая психология исследует также возрастные и индивидуальные особенности учения. Центральное место занимает изучение условий, дающих наибольший эффект развития. В процессе учения человек усваивает не только интеллектуальный опыт, но и другие виды опыта: нравственный, эстетический и т.д. Когда речь идет об усвоении этих видов опыта, то этот процесс называют воспитанием. Таким образом, объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания. Во всех теориях учения объект один и тот же. Однако то, что изучается в этом объекте, т.е. собственно предмет исследования, зависит уже от теории.

ВложениеРазмер
referat_po_psihologii_4_kurs.docx 34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Реферат по предмету

Студентка группы 444 з 3

По специальности 44.02.01 Дошкольное образование

( заочная форма обучения)

Волкова Любовь Ивановна

Преподаватель: Ковкина Инна Владимировна

Нижний Новгород - 2018

  1. Введение.
  2. Предмет педагогической психологии.
  3. Задачи педагогической психологии.
  4. Структура педагогической психологии.
  5. Заключение.
  6. Список источников.

Человек развивается, усваивая социальный опыт, который начинается с первых дней жизни ребенка и сопровождает его всю жизнь. До школы ребенок усваивает многое в процессе игры. Такое усвоение является побочным продуктом игровой деятельности.

Приходя в школу, ребенок начинает заниматься деятельностью, цель которой является усвоение социального опыта. Особенность этой деятельности происходит с помощью учителей, которые организуют ее. Такой вид усвоения называется учением.

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания. Педагогическая психология исследует также возрастные и индивидуальные особенности учения. Центральное место занимает изучение условий, дающих наибольший эффект развития.

В процессе учения человек усваивает не только интеллектуальный опыт, но и другие виды опыта: нравственный, эстетический и т.д. Когда речь идет об усвоении этих видов опыта, то этот процесс называют воспитанием. Таким образом, объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания. Во всех теориях учения объект один и тот же. Однако то, что изучается в этом объекте, т.е. собственно предмет исследования, зависит уже от теории.

Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета. Нормативная структура совместной деятельности, в которой учащийся усваивает, а обучающий передает ему социальный опыт и создает благоприятные условия для усвоения.

Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте.

Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии.

Например, В. А. Крутецкий считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований".

Совершенно другой точки зрения придерживается В. В. Давыдов. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В. В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется.

Так, Н. Ф. Тылызина выделяет в качестве предмета педагогической психологии ориентировочную часть деятельности учения. Основанием является точка зрения (она развивалась в работах С. Л. Рубинштейна и П. Я. Гальперина), что при исследовании деятельности психология должна ограничиваться анализом процессов, обеспечивающих функцию регуляции (мотивация, ориентировка).

Авторами оговаривается, что суть заключается в функции этих компонентов, а вовсе не в том, что представлены во внутренней форме. Действительно, на более поздних стадиях развития деятельности и психики доминируют именно внутренние формы регуляции, однако в общем случае она может осуществляться в разных формах, в частности во внешней. Например, ориентировка предполагает совершение внешнедвигательных актов, направленных на выяснение возможности выполнения некоторого действия и определение адекватного способа этого действия. При этом указывается, что далеко не всякое внутреннее, умственное, действие должно представлять интерес для психолога (например, отработанные арифметические действия, выполняемые в уме).

В соответствии с требованием системного подхода предмет педагогической психологии нельзя ограничивать лишь познавательной деятельностью учащегося (учением). Последняя является основной подсистемой общей, совместной деятельности; другую – подготовительную – подсистему составляет деятельность обучающего лица. В научной педагогике эта позиция является, безусловно, традиционной. Что касается психологов, то здесь единство отсутствует.

Еще один важный момент – определение предмета педагогической психологии предполагает выявление структуры деятельности участников учебного процесса. Главной целью принято считать психолого-педагогические исследования выявление закономерностей усвоения социального опыта у человека.

Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:

- раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

- изучение психологических основ деятельности педагога;

- определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

- определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;

- разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом исследования различных наук: философии, социологии, истории, педагогики и психологии. Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт; социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно-воспитательных институтов; целей, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.

В педагогической психологи важное место занимает так же задача изучения возрастных возможностей детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогическая психология является одной из базовых наук педагогики и частных методик.

Профессиональная подготовка педагога невозможна без изучения педагогической психологии. Она позволяет педагогу корректно разрабатывать циклы обучения, анализировать трудности учащихся, возникающие в ходе усвоения; проводить необходимую коррекционную работу и решать многие другие профессиональные задачи.

Таким образом, задачи дают возможность профессионально подготовить педагога к проведению работы.

Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:

взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;

соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;

возможностей управления процессами учения и развития ребенка;

психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др.

Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

Исследования непосредственно самого процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик.

Учение - это система специальных действий, необходимых учащимся для прохождения основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, что и любые другие.

Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения. В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в усвоении различных научных понятий учащимися средней школы. Изучена также роль жизненного опыта учащихся, характера предъявляемого учебного материала в усвоении знаний.

В 70-х гг. XX в. в педагогической психологии все чаще стали использовать другой путь: изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения. Исследования показали, что управление процессом учения существенно меняет ход усвоения знаний и умений. Проведенные исследования имеют важное значение для нахождения наиболее оптимальных путей обучения и выявления условий для эффективного умственного развития учащихся.

Педагогическая психология изучает также зависимость усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся.

В отечественной педагогической психологии созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного формирования умственных действий и др.

2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировозрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

Исследования в этой области направлены на изучение:

- содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;

- различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;

- структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;

- условий и последствий психической депривации и др.

3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:

- определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;

- изучение эмоциональной устойчивости учителя;

- выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд.

Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития.

Педагогическая психология в последние века стремительно развивалась. В ее изучение были вложены труды великих педагогов, которые оставили значительный след в ее истории.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.

3. Выгодский Л.С. В 92 / Педагогическая психология/ Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с. (с.5 – 17).

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001 – 238с. (с. 4 – 22).

6. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.

7. Краевский В.В., 1977.

8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

9. Леонтьев А.Н., т.2, с.146

11. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.

12. Каптеров П.Ф."Новая русская педагогия, её главнейшие направления и деятели" - 1897г..

13. Ильясов И. И. "Структура процесса учения" - 1986г..

14. Митина Лариса Максимовна "Психология профессионального развития учителя." - 1998г..

Цель: систематизация представлений о теоретико-методологических основах и принципах педагогической психологии, об основных этапах её развития как науки, формирование умений выбора адекватных методов исследования.

План лекции:

1. История развития педагогической психологии.

2. Объект, предмет и задачи педагогической психологии.

3. Структура педагогической психологии.

4. Принципы педагогической психологии.

5. Методы научного исследования в педагогической психологии.

Уделял большое внимание психологическим проблемам И.А. Сикорский. Конечную цель воспитания он видел в достижении гармонии развития: духа и тела; психического и физического; ума, чувства, воли, уравновешенности умственного, нравственного и эстетического начал. Прежде всего, важно соблюдать соразмерность развития духовной и физической сфер. Опасно слишком раннее и быстрое развитие умственных способностей в ущерб физическим. Поэтому игры и забавы, требующие движения, беготни, он относил к числу жизненно необходимых. Под этим углом зрения он проанализировал сущность детских игр, их классификацию, указывая на тесную взаимосвязь и взаимозависимость умственного и физического развития. В любом виде труда участвует нервная система, а нервные центры устроены таким образом, что их жизнь и здоровое состояние поддерживаются только работой, они страдают, атрофируются, вырождаются от бездеятельности. Но труд чрезмерный и неправильно организованный может стать причиной нарушения здоровья. Одним из первых в отечественной науке, учёный обратился к изучению проблемы работоспособности и утомления. Он предположил, что умственное утомление должно, прежде всего, появиться в изменениях психомоторной деятельности, для чего исследовал, в частности, характер письменных заданий, выполненных до и после наступления утомления. Это были диктанты, которые проводились до и после обязательных занятий. Анализ ошибок (точнее – описок, обмолвок) позволил сделать экспериментально обоснованный вывод о том, что 4-5-часовые занятия отрицательно влияют на способность тонко различать психофизические величины, вызывают раздражительность.




Объектом педагогической психологии выступает человек – или обучающий, или обучающийся – субъекты образовательного процесса.

Предметомпедагогической психологии являются психологические механизмы и закономерности освоения индивидом социокультурного опыта, взаимосвязи обучения и развития личности.

Педагогическая психология изучает факты, механизмы, закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в условиях образовательного процесса.

Структура педагогической психологии. Первая часть – психология обучения, задачами которой выступают: 1) исследование психологических основ содержания обучения; 2) изучение особенностей усвоения понятий в разных возрастах; 3) формирование учебной деятельности; 4) управление познавательной деятельностью обучающихся; 5) формирование навыков и умений гностической деятельности; 6) развитие психических, познавательных, эмоциональных и волевых процессов обучающихся; 7) особенности обучения взрослых. Вторая часть – психология воспитания, задачами которой выступают: 1) изучение психологических основ содержания воспитания; 2) изучение психологических закономерностей воспитания, формирования убеждений, привычек поведения, мировоззрения; 3) психологический анализ требований, предъявляемых к обучающемуся; 4) формирование и развитие психологической культуры личности; 5) психологические аспекты самовоспитания. Третья часть – психология педагогического взаимодействия, задачами которой выступают: 1) изучение структуры и содержания педагогических способностей; 2) научная организация труда педагога; 3) психологический анализ требований деятельности, предъявляемых к учителю; 4) оптимизация процесса управления учебно-познавательной деятельностью; 5) анализ межличностного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Несколько иная структура предложена И.А. Зимней – 1) психология учебной деятельности и её субъекта (ученик, студент); 2) психология педагогической деятельности и её субъекта (учитель, преподаватель); 3) психология педагогического сотрудничества и общения; и Л.Д. Столяренко – психология дошкольного, школьного, профессионального образования, психология высшей школы.

Методы педагогической психологии: основные: 1) наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта; 2) эксперимент – метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. В зависимости от цели выделяются: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты (см. КТС); вспомогательные: 1) психодиагнос-тические – стандартизированные задания (тесты), предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, навыков и умений; 2) опросные, обеспечивающие получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения; 3) анамнез – совокупность сведений о развитии личности и условиях жизни, необходимых для прогноза или предупреждения возможных отклонений в обучении и воспитании; 4) метод изучения продуктов деятельности, позволяющий собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической деятельности (учебной, игровой, творческой и др.); 5) социометрия– метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах; 6) биографический метод – сбор и анализ данных о жизненном пути личности.

Все методы, используемые в педагогической психологии делятся на: 1) организационные (касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований); 2) процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей); 3) оценочные (включают способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования); 4) методы сбора данных и обработки (с помощью которых собирается необходимая информация об испытуемом; служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).

Цель: систематизация представлений о теоретико-методологических основах и принципах педагогической психологии, об основных этапах её развития как науки, формирование умений выбора адекватных методов исследования.

План лекции:

1. История развития педагогической психологии.

2. Объект, предмет и задачи педагогической психологии.

3. Структура педагогической психологии.

4. Принципы педагогической психологии.

5. Методы научного исследования в педагогической психологии.

Уделял большое внимание психологическим проблемам И.А. Сикорский. Конечную цель воспитания он видел в достижении гармонии развития: духа и тела; психического и физического; ума, чувства, воли, уравновешенности умственного, нравственного и эстетического начал. Прежде всего, важно соблюдать соразмерность развития духовной и физической сфер. Опасно слишком раннее и быстрое развитие умственных способностей в ущерб физическим. Поэтому игры и забавы, требующие движения, беготни, он относил к числу жизненно необходимых. Под этим углом зрения он проанализировал сущность детских игр, их классификацию, указывая на тесную взаимосвязь и взаимозависимость умственного и физического развития. В любом виде труда участвует нервная система, а нервные центры устроены таким образом, что их жизнь и здоровое состояние поддерживаются только работой, они страдают, атрофируются, вырождаются от бездеятельности. Но труд чрезмерный и неправильно организованный может стать причиной нарушения здоровья. Одним из первых в отечественной науке, учёный обратился к изучению проблемы работоспособности и утомления. Он предположил, что умственное утомление должно, прежде всего, появиться в изменениях психомоторной деятельности, для чего исследовал, в частности, характер письменных заданий, выполненных до и после наступления утомления. Это были диктанты, которые проводились до и после обязательных занятий. Анализ ошибок (точнее – описок, обмолвок) позволил сделать экспериментально обоснованный вывод о том, что 4-5-часовые занятия отрицательно влияют на способность тонко различать психофизические величины, вызывают раздражительность.

Объектом педагогической психологии выступает человек – или обучающий, или обучающийся – субъекты образовательного процесса.

Предметомпедагогической психологии являются психологические механизмы и закономерности освоения индивидом социокультурного опыта, взаимосвязи обучения и развития личности.

Педагогическая психология изучает факты, механизмы, закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в условиях образовательного процесса.

Структура педагогической психологии. Первая часть – психология обучения, задачами которой выступают: 1) исследование психологических основ содержания обучения; 2) изучение особенностей усвоения понятий в разных возрастах; 3) формирование учебной деятельности; 4) управление познавательной деятельностью обучающихся; 5) формирование навыков и умений гностической деятельности; 6) развитие психических, познавательных, эмоциональных и волевых процессов обучающихся; 7) особенности обучения взрослых. Вторая часть – психология воспитания, задачами которой выступают: 1) изучение психологических основ содержания воспитания; 2) изучение психологических закономерностей воспитания, формирования убеждений, привычек поведения, мировоззрения; 3) психологический анализ требований, предъявляемых к обучающемуся; 4) формирование и развитие психологической культуры личности; 5) психологические аспекты самовоспитания. Третья часть – психология педагогического взаимодействия, задачами которой выступают: 1) изучение структуры и содержания педагогических способностей; 2) научная организация труда педагога; 3) психологический анализ требований деятельности, предъявляемых к учителю; 4) оптимизация процесса управления учебно-познавательной деятельностью; 5) анализ межличностного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Несколько иная структура предложена И.А. Зимней – 1) психология учебной деятельности и её субъекта (ученик, студент); 2) психология педагогической деятельности и её субъекта (учитель, преподаватель); 3) психология педагогического сотрудничества и общения; и Л.Д. Столяренко – психология дошкольного, школьного, профессионального образования, психология высшей школы.

Методы педагогической психологии: основные: 1) наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта; 2) эксперимент – метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. В зависимости от цели выделяются: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты (см. КТС); вспомогательные: 1) психодиагнос-тические – стандартизированные задания (тесты), предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, навыков и умений; 2) опросные, обеспечивающие получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения; 3) анамнез – совокупность сведений о развитии личности и условиях жизни, необходимых для прогноза или предупреждения возможных отклонений в обучении и воспитании; 4) метод изучения продуктов деятельности, позволяющий собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической деятельности (учебной, игровой, творческой и др.); 5) социометрия– метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах; 6) биографический метод – сбор и анализ данных о жизненном пути личности.

Все методы, используемые в педагогической психологии делятся на: 1) организационные (касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований); 2) процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей); 3) оценочные (включают способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования); 4) методы сбора данных и обработки (с помощью которых собирается необходимая информация об испытуемом; служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).

Педагогическая психология – это прикладная отрасль психологии, которая возникла по причине запросов теоретической педагогики и образовательной практики.

Массовое образование – достижение цивилизации, а вместе с тем и условие развития человечества.

В психике человека выделяются те аспекты, которые связаны с образовательным процессом. Этот процесс занимает одно из главных мест в жизни современного человека, поэтому важность практического применения педагогической психологии аргументировать нет необходимости. Обучение и воспитание нуждаются в психологическом сопровождении.

Предмет педагогической психологии

Предметом педагогической психологии выступают явления, законы их развития, связанные с процессом обучения, а также механизмы психики субъектов образования. Субъектами образовательного процесса являются учащиеся, студенты, слушатели и учителя, преподаватели. Целенаправленным изучением структуры и динамики психологического образа в процессе обучения и воспитания занимается педагогическая психология.

У педагогической психологии имеется множество задач, определяемых особенностями образовательного процесса.

Образование – это получение и усвоение человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения.

Образованный человек в жизни – это грамотный, начитанный, эрудированный человек. Если говорить об образовании в широком смысле, то процесс и результат образования – это созидание человека, становление его как личности. То есть, это принципиальное, качественное изменение, переоснащение психики и личности. Содействие развитию личности, ее самореализации и самоизменению называется образованием. Поэтому уровень образованности не определяется количеством лет, которые предназначены для обучения. Различают образование: начальное, среднее, средне-специальное, высшее. Эти градации условны. Целостным результатом является образованность. Это нечто большее, чем аттестаты, дипломы и удостоверения. Полученные знания меняют сознание человека, его отношение к миру только в совокупности с процессом воспитания. Образование человека – это не только обучение, но и построение образа собственной личности, усвоение образцов социального и профессионального поведения. Образовательный процесс непременно должен быть учебно-воспитательным, комплексным.

Кажется, что данное утверждение очевидно. Но в истории российского образования совсем недавно звучали идеи изъятия воспитания из образовательного процесса. Обучение и воспитание невозможно применить по отдельности, они неразрывно связаны, впрочем, как сознание и мышление, как психика и личность. Для того, чтобы обучение и воспитание были эффективными, требуются особые социальные условия и педагогические усилия, нужна государственная образовательная система и профессиональная подготовленность учителей.

Задачи педагогической психологии

Это пять основных задач, которые пересекаются, зависят друг от друга, то есть, не являются только психологическими:

  • комплексное изучение психики учащегося;
  • психологическое обоснование и отбор учебного материала;
  • разработка методов обучения и воспитания и их психологическая апробация;
  • изучение психики профессиональной деятельности педагога;
  • участие в разработке теоретических вопросов в области педагогического знания.

Комплексное изучение психики учащегося – это организованное, целенаправленное исследование. Проводится для того, чтобы оптимизировать и индивидуализировать процесс образования, который в свою очередь содействует формированию грамотного психологического сопровождения в ходе обучения и воспитания.

Здесь следует решить множество задач частного характера и общепсихологического плана для ответа на вопрос об основном субъекте процесса: кто обучается?

Чтобы выявить психологические особенности личности каждого ученика, необходимо использовать все параметры психологической структуры личности: потребности, самосознание, способности, темперамент, характер, особенности психических процессов и состояний, психический опыт личности.

Поэтому образование должно быть достаточно широким и всесторонним. Невозможно научить всех и всему, но содействовать развитию личности в процессе образования и обучения необходимо.

Третья задача отвечает на вопрос: как учить? Разрабатываются и апробируются педагогические методы, технологии обучения и воспитания.

Изучение психики и профессиональной деятельности педагога отвечает на вопрос: кто обучает? В этой части поднимаются проблемы как социальные, так и психологические. Всякий ли может стать учителем? Каковы профессионально-значимые качества педагога? Каким должен быть его социально-психологический и материальный статус? Как повысить мастерство учителя и обеспечить его самореализацию?

Чтобы решать эти и многие другие задачи образования, разработаны направления:

  • психология обучения;
  • психология воспитания;
  • психология труда и личности педагога.

Первые два раздела педагогической психологии посвящены психике обучаемого субъекта. В настоящее время больше развита психология обучения. Существуют научные школы, концепции. Особенно важным является формирование и трактовка теоретических категорий и понятий раздела. Методики, психолого-педагогические конструкции, педагогические техники являются производными от основ научно-понятийного аппарата. Хотя многие современные авторы выдают их за психолого-педагогические инновации. К сожалению, за схемами и конструкциями зачастую теряется человеческая личность и ее психологические особенности.

Педагогическая психология, наука межпредметного характера. Любая задача педагогической психологии является многопредметной и комплексной. Образовательный процесс изучают философия, медицина, социология и т.д. Все аспекты образовательного процесса выходят на человека, субъекта образования. Не все позиции отечественной научной психологии являются бесспорными. Вопросы вызывают ранняя профилизация обучения, упрощение и сокращение школьных программ, наличие двух ступеней высшего образования, повсеместное тестирование. Будем относить эти явления к переходному этапу российской образовательной системы и ее модернизации. В целом, отечественные психологи считают, что образование должно быть разумно, выверено избыточным, опережающим нынешнее общество и сегодняшнего обучаемого. Его основная цель – работать на будущее, быть развивающим и воспитывающим.

Междисциплинарный характер педагогической психологии

Педагогическая психология обязательно находится в другом разделе психологии прикладного характера: юридической, спортивной, медицинской, либо включает в себя разделы современной психологии.

Общая психология – это методологическая, категориальная и понятийная база педагогической психологии. Общепсихологические понятия и термины работают здесь в контексте образования.

Детская психология неразрывно связана с педагогической. Ребенок – качественно иная личность по утверждению Ж.Пиаже, поэтому обучать и воспитывать его нужно особым образом на разных ступенях взросления. Без учета возрастных особенностей выстроить образовательный процесс невозможно.

Развитие и обучение находятся в сложном взаимодействии и являются актуальной проблемой современного образования. Дело в том, что обучение и развитие происходят на данном этапе в новых социальных условиях. Субъекты образовательного процесса стали качественно другими. Все это требует систематических исследований психологического и межпредметного направления и прямого выхода на массовую образовательную практику в школах и вузах.

Образование существует в социуме, поэтому наличие социально-психологической проблематики в педагогической психологии необходимо. Общественные, государственные и личностные задачи субъектов образования могут не только не совпадать, но и находиться в противоречии. Например, общество не нуждается в таком количестве юристов, экономистов и банковских служащих. Объективно не хватает представителей инженерных и рабочих профессий. Необходимо согласовывать желания и потребности, это задача государственных структур. Однако, чтобы оптимально решить эту проблему, нужна работа психологов.

Педагог работает не только с учеником как индивидуальностью, но и с малой социальной группой, родителями, коллегами. Все влияния социума на образовательный процесс должны быть запланированы, учтены, измерены, скоординированы.

Одной из главных является связь педагогической психологии и педагогики. Они имеют общие цели и методы, одинаковые научные объекты, научное сообщество – Российскую академию образования, общие исторические корни. Организацией психолого-педагогического процесса занимались К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко. Существуют примеры систематического и эклектического объединения этих двух направлений, существуют модели построения современной психодидактики. Отрабатываются научные и практические психолого-педагогические направления.

Будущий педагог начинает свое обучение в вузе по психолого-педагогической триаде: психология – педагогика – частная методика преподавания. Такая связка учебных предметов является особенностью профессионально-педагогического образования в России. Эта триада обеспечивает психолого-педагогическую грамотность и культуру студентов, будущих учителей. Предмет профессионального труда учителя включает в себя не только знание дисциплины, но и взаимодействия с учеником. Профессионализм педагога заключается в знании преподаваемого предмета и в усвоении педагогических теорий и приемов. Настоящая психолого-педагогическая образованность учителя может быть только комплексной и целостной.

Необходимо сказать, что триада имеет ряд нерешенных вопросов, методических неувязок и недоработок. В массовом преподавании этих дисциплин нет должной методологической, понятийной и операциональной преемственности. Существуют содержательные повторы, несоответствия трактовок, особенно психологических явлений.

Психолого-педагогическая триада не всегда может быть реализована как единый цикл дисциплин. Современные психология и педагогика находятся в сложных, часто противоборствующих отношениях, что является допустимым в академической науке. Применительно к образовательной практике такое положение не желательно. Школьный учитель не должен быть профессиональным психологом, но психологическую подготовленность и образованность не следует сводить к минимуму. Школьный психолог не обязан быть учителем, но для эффективности и полезности психологической работы он должен быть знаком с педагогическими теориями и повседневными реалиями образовательного процесса.

Педагогическая психология — отдельное направление, которое возникло под влиянием других наук. Эта отрасль изучает влияние обучения, воспитания на развитие человека. Также она занимается разработкой подхода к обучению отдельных личностей.

Предмет изучения и задачи

Педагогическая психология — самостоятельное направление, главной задачей которого является изучение закономерностей, механизмов развития личности. Предмет изучения педагогической психологии — определение психологических закономерностей, которые касаются воспитания, обучения. Изучается подход преподавателей, восприятие новой информации учеником.

  1. Определение взаимосвязей между уровнем собственного развития, интеллектом и формами воспитания, обучения.
  2. Раскрытие закономерностей воздействия механизмов воспитания, обучения на становление личности, развитие интеллектуальных способностей.
  3. Изучение методов, применяемых педагогами.
  4. Исследование закономерностей, механизмов, усвоения учеником социокультурного опыта, сохранение полученной информации.

Главная цель этой науки — координация педагогического процесса, разработка методов обучения отдельных личностей.

Классификация

Педагогическая психология имеет внутреннюю структуру, которая состоит из трех частей:

  1. Психологии учителя. Аспекты, на основании которых строится работа педагога при обучении студентов.
  2. Психологии воспитания. Становление личности, которое происходит в заранее сформированных условиях организации деятельности ребенка. Это направление изучает усвоение убеждений, нравственных норм, формирование мировоззрения.
  3. Психологии обучения. Изучает развитие процессов познавательной деятельности.

Каждое из направлений изучает разные аспекты, которые формируют педагогическую психологию.

Становление и развитие науки

Развитие, выделение этой отрасли в отдельное научное направление происходило в три этапа:

В процессе формирования педагогической психологии появлялись новые теории, методики обучения, которые со временем совершенствовались.

Теории

Педагогическая психология имеет ряд теорий, которые были разработаны в результате развития этой отрасли:

  1. Ассоциативная теория. Она преобладала до конца 19 века. Эта теория объясняла, что мышление является репродуктивной функцией памяти. Движение любой мысли зависит от того, какие идеи будут репродуцироваться из хранилищ памяти.
  2. Теория социального научения. Она объясняет, что для обучения детей чему-то новому, недостаточно применять практики наказаний, поощрений. Важнейшими формами обучения являются — имитация, идентификация, подражание.
  3. Теория самовоспитания. Это процесс, с помощью которого человек усваивает опыт от предшествующих поколений. Для этого задействуются внутренние душевные факторы. При этом воспитать ребенка без самосовершенствования невозможно.
  4. Теория самообучения. Процесс получения человеком опыта предыдущих поколений, который происходит с помощью собственных устремлений.

Помимо теорий, в педагогической психологии существует несколько законов:

  1. Закон готовности. Объясняет скорость реакций человека от его подготовленности к задуманному.
  2. Закон эффекта. Если в процессе установления связи между реакцией и ситуацией человек испытывает удовлетворение, то эта связь укрепляется.
  3. Закон упражняемости. Чем чаще возникают одни и те же временные последовательности стимула, сопутствующие им реакции, тем прочнее связи образуются.

Бихевиористские теории оказали весомое влияние на развитие этой научной отрасли.

Методы изучения

В педагогической психологии применяются разные методы изучения:

Отдельной методикой является изучение продуктов деятельности обучающихся. После выполнения исследований ученые могут углубленно изучить методики, с помощью которых преподаватели обучают студентов.

Проблемы направления

Педагогическая психология имеет ряд проблем, которые подвергаются углубленному изучению:

Фото 1682

  1. Взаимосвязь между психологическим развитием ребенка и организованным педагогическим воздействием. Психологи до сих пор не могут ответить, как и насколько сильно обучение, воспитание влияет на развитие, процесс созревания детей.
  2. Поиск, применение сенситивных периодов развития психики детей. Сенситивный период — это временной промежуток, в который проявляется наибольшая чувствительность психических процессов к различным воздействиям.
  3. Взаимодействие между возрастными закономерностями и особенностями развития, которые подходят для различных возрастных категорий, конкретных детей. При выборе метода обучения нужно учитывать, что разные возраста детей открывают различные возможности, которые важны для дальнейшего развития.
  4. Проблема разработки методик обучения детей. При этом подбираются такие программы, методики воспитания, обучения, которые лучше соотносятся с особенностями каждого ребенка. Во время образовательного процесса нужно учитывать способности, задатки разных детей.
  5. Педагогическая запущенность. Часто возникают ситуации, когда один ребенок отстает от сверстников по развитию. Это обуславливается различными причинами, которые являются приоритетными для изучения психологов. При этом специалист должен уметь отличать умственную отсталость из-за психологических нарушений от педагогической запущенности.
  6. Готовность детской психики к применению обучающих методик. Если у ребенка нет задатков к обучению точным наукам, привить желание в этом случае крайне сложно.

Способы обучения и воспитания

Методы обучения представляют собой действия, оказываемые преподавателями на учеников, чтобы добиться результатов. Классификация этих методик строится на способах передачи содержания, среди которых выделяют:

  • практические — самоуправление, тренировки, упражнения;
  • словесные — инструктажи, беседы, рассказы;
  • наглядные — демонстрация интересных материалов.

Методы обучения разделяются по разным факторам. По способу организации упорядоченной учебной деятельности:

  1. Способы оценки знаний, навыков, умений.
  2. Методики формирования навыков, умений, позволяющие применять полученные знания на практике.
  3. Методы получения новых данных.

По характеру деятельности:

  1. Репродуктивные — при их применении преподаватели составляют задачи, вопросы, отвечая на которые ученики начинают самостоятельно воспроизводить усвоенный учебный материал.
  2. Объяснительно-иллюстративные — рассказы, лекции, беседы с аудиторией. При их проведении ученики должны усваивать новую информацию, узнавать изображения.
  3. Эвристические, частично-поисковые — методики, с помощью которых организовывается поиск выдвинутых задач, которые были заранее сформированы на основе усвоенных учебных материалов.
  4. Методики проблемного изложения — с их помощью учитель формулирует задачу, составляет интересующую проблему и объясняет ученикам способы решения, приводит ряд доказательств.
  5. Исследовательские методы. Преподаватель дает ученикам материалы по теме изучения и они ищут дополнительную информацию самостоятельно, проводят углубленный анализ интересующих вопросов.

В ходе проводимых исследований, психологи, педагоги ищут методики для обучения учеников, зависимо от их способностей, задатков.

Взаимодействие с другими науками

Педагогическая психология связана с такими науками:

Фото1677

  • социологией;
  • философией;
  • анатомией;
  • физиологией.

Эти науки помогают педагогической психологии развиваться.

Вопросы о том, как влияют методики обучения, воспитания на развитие личности интересуют ученых многие столетия. Для изучения этого взаимодействия было создано отдельное направление. На основе получаемой информации в ходе проводимых исследований, ученые составляют новые методы для обучения детей, подростков, студентов.

Полезное видео

В видео подробно рассмотрено понятие педагогической психологии.

Читайте также: