Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся кратко

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНОГО ПОРФОЛИО

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию обучающихся;
  • поощрять активность и самостоятельность учащихся;
  • расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешного обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО:

Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося; документов, подтверждающих его участие в научных конференциях, конкурсах. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося; документов, подтверждающих его участие в научных конференциях, конкурсах. Портфолио отзывов – включает оценку учеником своих достижений, анализ различных видов учебной деятельности, отзывы учителей. Портфолио документов – собрание сертифицированных индивидуальных образовательных достижений: дипломы, грамоты, свидетельства.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОРТФОЛИО:

КАК ВЫГЛЯДИТ ПОРТФОЛИО?

  • Для фиксирования собственной успеваемости, например, в виде оценок текущей аттестации.
  • Для определения учебных целей и планирования своего образования.
  • Для улучшения результатов проделанной работы.
  • Чтобы реально оценивать свои навыки и умения.
  • Для развития учебных навыков.
  • достижения в освоении основной образовательной программы;
  • достижения в системе дополнительного образования;
  • достижения в исследовательской и творческой деятельности;
  • достижения в общественной деятельности.

. Портфолио учащихся позволяет учебному заведению получать регулярный отчет о значимых образовательных результатах своих учеников и их динамике по годам; поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся и в определенной мере работать на сохранение контингента учащихся. . Портфолио учащихся позволяет учебному заведению получать регулярный отчет о значимых образовательных результатах своих учеников и их динамике по годам; поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся и в определенной мере работать на сохранение контингента учащихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

На сегодняшний день использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка, рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования, более эффективного использования учебного времени.

Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным, и мотивировал ребенка добиваться еще более высоких результатов?
Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного процесса следует рассматривать педагогическую технологию портфолио.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио. Внимание на слайд.
Портфолио – это:
• способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения;
• коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
• систематический и специально организованный сбор работ, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.
Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важным элементом практико - ориентированного подхода в образовании.
Портфолио это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач, которые вы можете увидеть на слайде.

Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

В портфолио отмечаются успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:

Екатерина Енина

Факультет Истории и права, 3 курс

В зависимости от целей создания портфолио, его содержания, можно выделить его виды.

1. В зависимости от цели выделяются портфолио-собственность и портфолио-отчет. Первое собирается для самооценивания, второе - для отчета перед учителем.

2. По содержанию портфолио бывает:

- портфолио достижений; оно представляет собой собрание лучших результатов работы ученика;
- рефлексивным; особенности такого портфолио выражаются в оценке или самооценке достижения целей, качества работы, достижений и т.п.;
- проблемно-ориентированным: строится на материалах, которые позволяют отразить цели, процесс и результаты решения возникающей проблемы;
- тематическим (в таком портфолио используются материалы, которые отражают работу учащегося по различным темам) [1].

3. По субъекту деятельности портфолио может быть индивидуальным либо групповым.

Для полного понимания значения портфолио, следует рассмотреть его структуру. Несмотря на различие существующих видов, портфолио, прежде всего, представляет собой набор материалов / документов, которые создают определенную структуру.

Значительные собрания материалов получили название разделов, а разделы в свою очередь подразделяются рубрики. Их количество в структуре портфолио не ограниченно и зависит лишь от каждого индивидуального случая. Чаще всего в портфолио выделяют только четыре раздела:

Структура портфолио является неопределенной, то есть она может изменяться, зависит от ее согласования между учеником и учителем, а также от цели использования портфолио.

Одним из главных плюсов введения портфолио в систему обучения является возможность реализовать все существующие функции оценивания: воспитание, диагностика, обучение, организация. Функция диагностики свидетельствует об уровне знаний, умений, навыков, а также с помощью портфолио указывает причины недочетов, которые образовались в подготовке учащегося.

Создание и работа учащихся над индивидуальным портфолио позволит: показать уровень активности при обучении различным предметам; предоставить возможность более конкретно отслеживать индивидуальный уровень достижений учащихся в различных направлениях их деятельности; глубже понять истоки причин их успехов, неудач, выявленных в процессе обучения.

Еще одной положительной чертой применения портфолио является то, что именно оно расширяет потенциал педагогического контроля и предоставляет дополнительные возможности:
- выявления пробелов в знаниях учащегося на защите портфолио;
- выявления оригинальности в творческом подходе к составлению портфолио;
- осуществления связи от ученика к учителю при самооценивании своих достижений учеником;
- повышения мотивации к необходимости контроля, прежде всего самому учащемуся, поскольку в результате регулярного самооценивания, совершенствуются и систематизируются знания, а так же повышается и развивается самоконтроль.

Согласно приказу Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783 была предусмотрена разработка индивидуального портфолио учебных достижений. В 2004 году состоялось проведение эксперимента по предпрофильной подготовке, в нем предполагалось использование портфолио в качестве составляющего образовательного рейтинга выпускников основной школы, вместе итоговой аттестацией. В результате эксперимента были созданы некоторые модели портфолио и предоставлены методические рекомендации к их использованию, но официальное закрепление портфолио в российской системе образования не произошло [2].

В данный период времени в Российской Федерации технология портфолио не введена как обязательная ни на одном уровне системы образования. В школах Москвы и Санкт-Петербурга была проведена проба портфолио [4]. Портфолио, как накопительную оценку применяют в оценивании достижении одаренных школьников Ленинградской области [5]. Его используют при выявлении и развитии молодых талантов [3].

Портфолио используется при поступлении в российские вузы и колледжи творческой направленности, помогая приемной комиссии оценить реальные возможности абитуриентов, которые могут реализоваться в стенах именно этого образовательного учреждения. С помощью ведения индивидуального портфеля молодые люди, получившие образование, смогут освоить необходимые навыки саморекламы, которые пригодятся в дальнейшей социализации, а именно при составлении резюме и его использовании в поиске места работы.

При дальнейшем развитии применения новейших информационных технологий в образовании, роль портфолио в качестве оптимального способа оценивания будет расти. Полное внедрение портфолио в образовательный процесс, поможет преобразовать к лучшему традиционную систему оценивания. Применение данного метода оценивания обеспечит реализацию совершенно всех функций контроля и оценки процесса обучения, а так же повысит самоконтроль и самооценку обучающихся. Использование портфолио имеет свои перспективы, которые определены тем, что в методе портфолио отражаются новые цели образования, суть учебного процесса и самая важная ценность образовательного процесса – развитие личности учащегося.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио ученика как средство оценивания достижений учащегося.

Реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов, к оценке образовательных результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой аттестации.Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменение системы оценивания. В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)

Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.

Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и приминается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования. Портфель достижений позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана. Портфель достижений предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Цели и задачи портфолио:

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

-оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

-диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;

-целеполагания – поддерживает учебные цели;

-мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

-содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

-развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

-рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет ученику осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда прийти к их переоценке.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

-готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

-потребность в активной познавательной деятельности.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

С чего же начать работу над портфолио?

1. Начать с мотивации (Рассказать, что портфолио – это папка–накопитель, коллекция работ учащихся, демонстрирующая учебные достижения, прогресс в знаниях и умениях школьника, какова цель создания портфолио, какие виды портфолио существуют).Далее познакомить со структурой портфолио.

Элементы портфолио датировать, чтобы можно было отследить динамику работы учащихся.

2 . В режиме сотрудничества определить вид и структуру портфолио.

3 . Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио (на уроках в классе, во время проектной деятельности, творческой и исследовательской работы дома или на уроке. Консультации по портфолио проводить и на уроках, и на индивидуально-групповых занятиях. Проверка – 2 раза в год; обязательное задание на каникулы – пополнить разделы портфолио).

4 . Обговорить и критерии оценивания (например, следующие):

- наличие шкалы достижения цели;

- соответствие материалов портфолио цели;

- наличие системы оценивания.

Портфолио состоит из титульного листа, – который содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс),фото ученика.

Портфолио учащегося может состоять из 4 разделов:

2)Внеучебная познавательная деятельность.

Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися.

Лист индивидуальных достижений — это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая успешность формируемых основных навыков и умений по предметам.

Листы индивидуальных достижений оформляются учителем после каждой четверти.

Информация Листов применяется при рефлексии учебной деятельности учащимися, при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений.

Лист является для родителей наглядным документом успешности ученика и используется классным руководителем при проведении родительских собраний, а также в организации индивидуальной работы с родителями.

Лист индивидуальных достижений учащегося хранится в его портфолио.

работа учащегося в органах классного самоуправления в разные годы обучения;

деятельность по организации классных дел;

участие в различных мероприятиях класса.

деятельность в школьной Думе;

участие в школьных, районных сборах актива.

работа учащегося в творческих коллективах и спортивных соревнованиях на школьном, районном, краевом, российском уровне.

Следует отметить, что портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности и личностного роста учащихся, но и помогает решать важнейшую педагогическую задачу: формировать умение учиться, ставить перед собой цели, планировать и организовывать собственную деятельно

Экспертная комплексная накопленная оценка достижений

1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Например:

- появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение учеником этих целей в начале каждого года).

- возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих достижений, включение учеником в портфель материалов по самым разным достижениям в учёбе и вне учебы);

Недопустимо делать выводы по другим сферам личностных результатов (самоидентификация, моральный выбор и т.п.).

- сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат?

а) Не сформировано – нет материалов о результатах достижений.

- умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

- умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

3. Каковы предметные результаты? (на основании решения задач по предметам – текущих и контрольных)

По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?

а) Не освоил – нет материалов о результатах достижений.

Итоговая оценка за ступень начальной школы  это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);

3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов – оценок результатов по предметам и УУД:

(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели
(процентные показатели)

(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.

1.В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

2.Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

3.Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

4.Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

5.Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Читайте также: