Политический процесс и политическая деятельность кратко

Обновлено: 12.05.2024

Политический процесс – процесс, в ходе которого изменяется политическая власть, представляя целую систему с изменяющимся состоянием и стадиями развития в политической системе. Политический прогресс также выражается в борьбе за власть, конкурентность, использовании коллективных или индивидуальных интересов. Процесс можно представить в виде цепи, где каждый элемент взаимосвязан, состоит из политических явлений и различных действий субъектов политической власти, направленный на захват, удержание власти.

Типология политических процессов

Из-за неоднородности культуры западных государств создается база иных двух вариантов политического прогресс:

  1. Согласно Веберу, существует два типа политического прогресса, которые соответствуют иным типам культуры – демократический и элитарный.
  2. Существующие политики и культурные ориентации объясняют процессы в политической деятельности:
    • горизонтально ориентированных процесс – базируется на всеобщем равенстве и автономности весомых участников, которые обладают политической властью и способами давления;
    • вертикально организованный процесс – непредсказуемое появление интересов и потребностей, которые напрямую противопоставляются интересам государства, принятым ценностям в обществе; управляющее лицо должно организовывать интересы различных социальных групп, обеспечивать свободы гражданам.

Максимальное достижение равновесия в политической сфере в ходе изменения всей системы:

  1. Технократический. В политике приобретают популярность технологические и процедурные факторы, куда относятся традиции, нормы, способы и методы принятия решений. Технократический способ нашёл своё воплощение в странах, характеризующихся однородной культурой – англосаксонские страны. Стабильность в политической сфере достигается с помощью следования населением традиций, что способствует эффективной работе институтов, т.к. их лидеры являются представителями интересов населения.
  2. Идеократический. Политический процесс, которому свойственно независимость личности, разделение политических ролей и выполняемых ими функций, формирование модернизации – это всё характерно традиционным обществам. Внедрение новых культурных особенностей, норм и интересов в этнических и социальных отношениях принималось общенациональным решением.
  3. Харизматический. Тип политического процесса нашёл своё распространение в восточных обществах, где максимальное значение имеют статус и роль политического деятеля, часто лидера приравнивают к богам. Оптимальной эффективности можно добиться, смешивая харизматический, технократический и политический процесс, где политические изменения приобретут положительный оттенок.

Основные виды политических процессов

  1. Создание специализированных органов политической системы, где появляются политические учреждения и формируется свод норм и правил во взаимоотношении с ними;
  2. В ходе деятельности процессов политической системы, происходит воспроизведение компонентов: в политической деятельности происходит постоянное изменение системы, появление новых политических учреждений и формирование отношений, помимо этого, политическая жизнь обеспечивается действиями, направленными на поддержание созданных отношений, через культурные, правовые, идеологические предписания.
  3. Действия, направленные на разработку и принятие политических решений, определение целей и задач, а также путей их достижения., выбор средств для эффективности выполнения задач.

Считаясь 3 компонента обеспечивают постоянство политической жизни и её отношений, постоянное изменение и динамику.

Экстремальные виды политического процесса разделяются по социальным характеристикам, уровню интенсивности, длительности по времени, уровню достигнутого, организованности мероприятий, которые заинтересуют участников действий:

– мероприятие, которое имеет высокий уровень организованности, где руководители восстания определяют и назначают цели и задачи. Цели выражаются в социальных установках, листовках, лозунгах.

– характеризуется массовостью, интенсивностью действий, имеет большое количество участников и ограничено по времени существования. Бунты появляется в качестве реакции на какие-либо проблемы и причины, ноющие экстраординарные действия правительственных органов.

Основные компоненты политического процесса: деятельность социальных и политических институтов, которые представлены государством, правоохранительными органами, организациями и т.д.; действия, носящие как спланированный, так и стихийный характер, т.е. регулируются органами власти и стихийными акциями со стороны социальных групп.

Политическое решение – действия, имеющие спланированные цели, задачи, методы достижения запланированного, осуществимо в форме коллективного или индивидуального процесса, связанное с реализацией власти.

Функции политического процесса:

  1. Координация – действия людей, направленные в определённом характере, способные изменяться при необходимости.
  2. Корреляция – изменения в проводимой программе, связанные с появлением некоторых обстоятельств, затрудняющих или облегчающих достижение цели.
  3. Программирование – выбор наилучшего метода достижения цели, поиск рационального способа.

Планирование политического процесса

  1. Согласованность действий и задач между политическими силами и институтами.
  2. Информированность участников действий о программе мероприятия.
  3. Создание оценочного листа на той или иной территории проведения политического процесса, куда входят доминанты, противоречия, интересы.
  4. Принятие решений о формировании общего настроя участников, который создаст условия для достижения намеченных целей и задач.

Политический порядок – совокупность действий, направленных на функционирование системы общества.

Политический процесс — это совокупность политических событий и явлений, изменяющихся в результате взаимодействия политических субъектов. Выступает как способ функционирования политической системы, обеспечивает ее развитие и существование.

Содержание каждого процесса зависит от черт отдельной системы и национального режима. В демократиях гражданам предоставляют широкие права, и они активно влияют на процесс. В тоталитарном государстве процесс протекает без участия населения, и все функции полностью принадлежат верховной власти.

Характерные черты процесса:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • состоит из политически значимых действий участников;
  • влияет на состояние политической системы;
  • влияет на работу власти по принятию управленческих решений;
  • осуществляется с момента возникновения государства.

Структура:

  • субъекты и участники;
  • объекты;
  • средства и ресурсы, направленность и методы достижения целей.

Объектом является политическая проблема.

Субъекты:

  • инициаторы — заявляют о проблеме;
  • исполнители — обладают полномочиями для принятия решений по ситуации и приведению их в исполнение.

Также существует еще одна классификация участников по уровню вовлеченности:

  • участники социального уровня — группы, классы этносы;
  • представители институционального слоя — государство, партии, университеты, профсоюзы;
  • функциональные группы — армия, церковь, СМИ, службы безопасности.

Виды процессов

По значимости для общества:

  • базовый влияет на деятельность большинства субъектов, затрагивает важные области;
  • частный распространен в отдельных сферах жизни.

По масштабу действия и территории:

  • внутренний проходит в рамках одной страны;
  • в международный вовлекаются разные государства, международные сообщества.

По публичности:

  • открытый, когда решения власти принимаются публично, через голосование граждан на выборах, с учетом мнения общества;
  • теневой, когда государственные решения принимаются тайно и бесконтрольно, а граждане не участвуют в политической жизни страны.

По способу достижения результата:

  • консенсусный ориентирован на сотрудничество и достижение согласия между сторонами;
  • конфликтный возникает на основе конкуренции.

По степени правовой культуры и легитимности выделяют демократический и недемократический.

Признаки демократического:

  • конституционный и законный характер;
  • защита интересов граждан;
  • свобода оппозиции;
  • гражданский контроль деятельности органов власти;
  • защита интересов меньшинств.

Особенности недемократического:

  • тоталитарный режим;
  • отсутствует институт правового общества;
  • преобладают интересы узких слоев населения;
  • нарушаются права гражданина.

По длительности существования различают долговременные и кратковременные.

По типу изменений различают избирательный механизм, революцию, контрреволюцию, восстание, реформы, прямые действия.

Относительно устойчивости протекания классифицируют стабильный и нестабильный политические процессы.

Для стабильного характерны устойчивые формы политических структур и определенность отношений между субъектами.

Нестабильный существует в условиях кризиса, когда прежний режим оказывается не в состоянии реагировать на потребности населения. Не поддается планированию.

Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, экономический и во всех других сферах общества. Так, политический процесс говорит о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется. Дадим определение политическому процессу.

Политический процесс – это совокупность действий индивидов, групп, политических институтов, реализующих свои цели и интересы и обеспечивающих формирование, функционирование и изменение политической системы.

Рассмотрим структуру политического процесса:
- Субъекты (инициаторы и исполнители)
государство, политические институты, граждане
- Объекты промышленность, здравоохранение, избирательная система
- Цель процесса(решение политической проблемы)
- Средства, методы правовые, социально-психологические, экономические
- Ресурсы знания, наука, финансовые средства, общественное мнение и др.
- Результат

Главная задача субъектовзаключается в реализации своих властно значимых интересов и требований посредством принимаемых государством решений.

Несогласованность элементов политического процесса говорит о его нестабильности. Она возникает, как правило, в условиях кризиса власти.


Рассмотрим каждую классификацию политического процесса.
- Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики внутри государства, чья деятельность направлена на завоевание, удержание и использование политической власти. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами.
- Открытый политический процесс характеризуется гласностью, доступностью для граждан, участвовавших в процессе принятия политических решений. Для закрытых политических процессов характерно отсутствие публичности при принятии политических решений, полное отсутствие контроля за правящей элитой со стороны общества.
- Консенсусные политические процессы ориентированы на сотрудничество. Конфликтные, наоборот, ориентированы на соперничество.
- Базовый политический процесс связан с принятием ключевых политических решений разнообразными способами политического участия граждан. Периферийный не оказывает принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

Одна из важнейших особенностей политического процесса — его динамика, поэтому в своем развитии он проходит ряд стадий.



По мере демократизации общества все большую значимость приобретает демократический политический процесс . Как правило, он стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и достижении консенсуса. Такой процесс осуществляется на глазах у всего общества и при его сознательном активном участии.

Для общего понимания, давайте рассмотрим такой пример политического процесса, как Всенародное голосование по принятию проекта Конституции Российской Федерации в 1993. Данный референдум относится к базовым политическим процессам, поскольку предполагает принятие решений , важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Приведенный нами пример также является открытым процессом, т.к. он характеризуется гласностью и доступностью для всех граждан. Помимо этого, он относится к внутриполитическим процессам, происходящим внутри нашего государства. Субъектами данного референдума будут являться государство, обычные граждане. Объектом в данном случае выступает Конституция РФ. Цель политического процесса – принятие основного закона страны – Конституции РФ. Результатом явилось принятие Конституции РФ народом России 12 декабря 1993 года.

Многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в социальной, культурной, экономический и во всех других сферах общества. Так, политический процесс говорит о том, что политическая система существует, функционирует, развивается и совершенствуется. Дадим определение политическому процессу.

Политический процесс – это совокупность действий индивидов, групп, политических институтов, реализующих свои цели и интересы и обеспечивающих формирование, функционирование и изменение политической системы.

Рассмотрим структуру политического процесса:
- Субъекты (инициаторы и исполнители)
государство, политические институты, граждане
- Объекты промышленность, здравоохранение, избирательная система
- Цель процесса(решение политической проблемы)
- Средства, методы правовые, социально-психологические, экономические
- Ресурсы знания, наука, финансовые средства, общественное мнение и др.
- Результат

Главная задача субъектовзаключается в реализации своих властно значимых интересов и требований посредством принимаемых государством решений.

Несогласованность элементов политического процесса говорит о его нестабильности. Она возникает, как правило, в условиях кризиса власти.


Рассмотрим каждую классификацию политического процесса.
- Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики внутри государства, чья деятельность направлена на завоевание, удержание и использование политической власти. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами.
- Открытый политический процесс характеризуется гласностью, доступностью для граждан, участвовавших в процессе принятия политических решений. Для закрытых политических процессов характерно отсутствие публичности при принятии политических решений, полное отсутствие контроля за правящей элитой со стороны общества.
- Консенсусные политические процессы ориентированы на сотрудничество. Конфликтные, наоборот, ориентированы на соперничество.
- Базовый политический процесс связан с принятием ключевых политических решений разнообразными способами политического участия граждан. Периферийный не оказывает принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

Одна из важнейших особенностей политического процесса — его динамика, поэтому в своем развитии он проходит ряд стадий.



По мере демократизации общества все большую значимость приобретает демократический политический процесс . Как правило, он стабильный, основанный на конструктивном диалоге политических сил, поиске компромиссов и достижении консенсуса. Такой процесс осуществляется на глазах у всего общества и при его сознательном активном участии.

Для общего понимания, давайте рассмотрим такой пример политического процесса, как Всенародное голосование по принятию проекта Конституции Российской Федерации в 1993. Данный референдум относится к базовым политическим процессам, поскольку предполагает принятие решений , важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Приведенный нами пример также является открытым процессом, т.к. он характеризуется гласностью и доступностью для всех граждан. Помимо этого, он относится к внутриполитическим процессам, происходящим внутри нашего государства. Субъектами данного референдума будут являться государство, обычные граждане. Объектом в данном случае выступает Конституция РФ. Цель политического процесса – принятие основного закона страны – Конституции РФ. Результатом явилось принятие Конституции РФ народом России 12 декабря 1993 года.

Читайте также: