Поисково исследовательская деятельность в школьном музее

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Поисково-исследовательская работа в школьном музее

(методические рекомендации).

Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает формирование и пополнение фондов, разработку и обновление экспозиции, расширение тематики экскурсий.

Поисково-исследовательскую работу проводят активисты школьного музея с помощью руководителя музея или педагога-куратора. Успех этой деятельности во многом зависит от того, насколько продуманно организована работа, как ее участники владеют техникой исследовательского поиска, основами информационной и коммуникативной культуры.

При этом вопросам методики поисково-исследовательской деятельности уделяется недостаточное внимание. Практически отсутствуют материалы, рассчитанные непосредственно на учащихся, а также отражающие специфику исследовательской работы в музее.

Настоящие материалы рассчитаны на учащихся 5-9 классов и их педагогов, их цель – оказать помощь в проведении самостоятельной поисково-исследовательской работы на базе школьного музея.

Основные задачи:

– приобретение знаний по методике исследовательской работы;

– формирование умения организации индивидуальной или групповой работы на всех этапах исследования (планирование, поиск, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, подготовка и защита отчета);

– воспитание коммуникативной и информационной культуры.

Пособие носит практический характер . Здесь даются практические рекомендации, как организовать поисковую и исследовательскую работу, составить план, распределить обязанности, где искать информацию, как вести переговоры, какую форму зачетной работы выбрать и как ее защитить.

Музеи называют грандиозной памятной книгой человечества. Но это не застывшая коллекция. Школьный музей должен непрерывно развиваться, обновляться, пополняться новыми экспонатами. Все это благодаря поисково-исследовательской деятельности, которую, как правило, ведут члены актива музея или учащиеся разных классов.

Поисково-исследовательская деятельность.

Успех поисково-исследовательской деятельности во многом зависит от того, насколько продуманно организована работа. Можно выделить следующие этапы поисково-исследовательской работы:

1. Выбор и формулирование темы.

2. Определение цели и задач исследования.

3. Составление плана (определение источников поиска информации, распределение обязанностей и уточнение сроков, формы выполнения итоговой работы).

4. Проведение исследовательской работы: сбор, уточнение, накопление информации, ее изучение и анализ, выводы.

5. Подготовка и защита итоговой работы: реферат, доклад, экскурсия, стендовый доклад, разработка экспозиций, выставок, оформление альбомов, макетов и моделей, компьютерные презентации, видеофильмы и пр.

1. Выбор и формулировка темы поисково-исследовательского задания.

В музейной практике исследования чаще всего проводятся по следующим направлениям:

– поиск и анализ документов и предметов по определенному вопросу;

– изучение и описание музейных экспонатов;

– разработка тематико-экспозиционных планов, структуры выставок, текстов экскурсий, сценариев мероприятий.

2. Определение цели и задач исследования.

Этот этап работы проводится одновременно с выбором и изучением темы. Определить цель исследования – значит ответить на вопросы: зачем мы его проводим, что хотим получить в конечном итоге.

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги исследователя. Обычно планируется 2-3 задачи. Требования к ним: иерархичность (последовательность), достижимость (чтобы было под силу сделать), фиксирование по срокам.

3. Составление плана поисково-исследовательской работы.

Например, познакомиться с материалами музея, прочитать книги или статьи по теме, спросить у других знающих людей, найти информацию в Интернете и пр.

Если поисковая работа проводится группой (2-4 человека), необходимо продумать распределение обязанностей между участниками исследования. Возможно, организовать распределение функций по тематическому принципу, когда каждый участник выбирает узкий вопрос общей темы или фамилии отдельных лиц и проводит поисково-исследовательскую работу от начала и до конца. Второй вариант – это выполнение каждым определенного вида работы (один отвечает за интервью или переписку, второй работает в библиотеке и т.д.). Эти обязанности уточняются на разных этапах работы.

Результатом поисково-исследовательской работы в музее должны стать не только найденные документы и предметы, но и их анализ, итоговый отчет. Формы отчета могут быть письменными, устными, наглядными. Среди них есть типичные для подведения итогов исследовательской работы (рефераты, доклады, стендовые доклады, и пр.) и характерные, в основном, для музейных исследований (альбомы, макеты, исследования музейных предметов, разработки экспозиций и выставок и пр.).

Исследование – процесс творческий и в ходе его проведения этот план зачастую приходится изменять, что-то дополнять, от чего-то отказываться. Но вместе с тем он дает возможность четкой организации работы, отслеживание результатов ее по срокам, их уточнение.

Методика исследовательской работы.

Первый этап – сбор, уточнение и накопление информации.

На основании разработанного плана начинается непосредственно поисково-исследовательская работа.

Для этого используются все намеченные источники информации (просмотр каталогов и подбор литературы в библиотеках; подбор документов в архивах и музеях; Интернет; интервью, опросы и переписка с выпускниками, учителями, ветеранами).

Одновременно со сбором информации необходимо создавать базу данных, в которой накапливаются все найденные материалы: копии статей и фрагменты текстов книг, интернет-подборки, документы, фотографии, записи воспоминаний ветеранов и выпускников, различные учебные предметы и пр.

Второй этап поисково-исследовательской работы

- изучение и анализ информации, ее достоверности и исторической ценности;

- отбор материала;

- формулировка выводов.

Иногда в источниках встречаются различные трактовки одного и того же события, несовпадение цифр, понятий, фамилий и т.д. При обнаружении неточности и в поиске истины приоритетными источниками информации следует считать официальные документы (приказы, постановления), справочные издания.

В зависимости от темы и цели поискового исследования изучение информации может проводиться в разных формах. Например, составление литературного обзора. Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно по исследуемой теме из разных источников. Он обычно содержит наиболее существенную информацию из текста основного источника, сравнение и сопоставление этой информации с другими документами, критическую оценку прочитанного. Обычно литературный обзор составляется как часть реферата или при подготовке доклада и помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечая на вопросы.

Подготовка и защита итоговой работы – заключительный этап поисково-исследовательской деятельности .

Итоги исследовательской работы в школьном музее можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (реферат, доклад, экскурсия, сценарий, описание музейных предметов и пр.), наглядные формы (стендовый доклад, разработки экспозиций и выставок, альбомы, макеты и модели). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.

Текстовые работы.

1). Реферат часто является итоговой формой поисково-исследовательской работы по определенной теме. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации, самостоятельных выводов. Некоторые темы разрабатываются как зачетные по различным учебным предметам. Например, учащийся М. Берилло собрал интересные документы о трудовом обучении в десятой школе, в том числе из личного архива руководителя производственных мастерских В.С. Ковылина. На основании этих материалов он подготовил реферат и выступил с докладом на областной научно-практической конференции. Его реферат представлен в экспозиции Музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области.

Традиционно реферат имеет следующую структуру:

– введение (1-2 стр.), где формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата;

– основная часть организуется по главам или разделам в соответствии с планом работы. Каждый раздел завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, и собственной оценкой материала;

– заключение , где подводятся итоги работы, формулируются выводы;

– список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом (см. Приложение 2). Он может содержать не только литературные источники (книги, статьи из периодических изданий и сборников), но и интернет-подборки, кино-, фото-, аудио- документы, записи бесед.

2). Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности. Чаще он готовится для устного выступления (на конференциях, семинарах), может быть опубликован в печати. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание, обоснованы выводы и предложения.

Главная цель экскурсий – раскрыть содержание экспозиции, фондов музея. Методика подготовки экскурсии такая же, что и при подготовке других устных выступлений (докладов, лекций): выбор темы и определение цели, изучение литературы, подбор экспонатов, составление текста.

Возможны два варианта разработки содержания экскурсии.

Первый - в начале проводится беседа по теме, а затем даются ссылки на экспонаты. Второй вариант – проведение экскурсии в форме обзора экспонатов. Видео, музыка, стихи используются для иллюстрации содержания и усиления эмоционального воздействия на аудиторию.

Экскурсия по одному экспонату (фотография, открытка с фронта, старинный учебник или предмет быта) может раскрывать разные аспекты исследовательской работы.

Второй вид исследования – это анализ самих предметов и документов: установление их происхождения, место и время возникновения, авторство, назначение и применение, признаки предметов (надписи, украшения, стилистические особенности, материал), обстоятельства появления в музее.

Возможно объединение этих двух видов исследования.

Наглядные формы

4). Стендовый доклад . Данная форма принята в современной практике как наиболее удачная, обеспечивающая наглядность и концентрированность восприятия содержания.

Требования к стендовому докладу:

– соотношение иллюстративного и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.;

– оптимальность . Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 мин.;

– популярность . Информация должна быть представлена в доступной форме.

Структура стендового доклада включает: цели и задачи работы, описание сделанного, методы, используемые в ходе исследовательской деятельности, основные результаты и выводы. Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Разработки экспозиций, выставок, оформление альбомов.

В музейной практике распространенными наглядными формами итоговых работ являются

В их подготовке можно выделить следующие этапы: выбор темы, подбор материала, разработка структуры, оформление.

Защита проекта.

Обычно оно имеет следующую схему:

– актуальность избранной темы;

– постановка цели и задачи исследования;

– составление плана исследования;

– используемые методы и средства исследования;

– выводы и предложения, что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Таким образом, успех поисково-исследовательской работы в музее зависит не только от желания и интереса ее участников, но и от умения самостоятельно организовать и вести эту работу. Помочь в этом – цель педагогов и настоящих методических рекомендаций.

В ходе поисково-исследовательской работы в музее вам приходится вступать в контакт со многими людьми, зачастую старше вас по возрасту, имеющими большие заслуги, очень занятыми по работе (ветераны войны и труда, педагоги, ученые, специалисты, родители выпускников и др.).

Умение общаться, знание правил делового этикета, такт – необходимые качества исследователя.

Наиболее типичные формы общения в процессе поисковой работы – это разговор по телефону, интервью, переписка.

Разговор по телефону

Прежде всего, надо быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече.

Начиная разговор, поздоровайтесь и представьтесь.

Телефонный разговор – это, в некотором роде, непрошенный визит. Поинтересуйтесь, не помешал ли этот звонок, и могут ли сейчас с вами разговаривать. Никогда не звоните рано утром или поздно вечером.

Если приходится звонить незнакомым людям домой, необходимо объяснить, кто из общих знакомых дал вам номер телефона и порекомендовал это сделать.

Четко изложите причину, по которой звоните, какую информацию хотите получить.

Имейте под рукой ручку и блокнот, чтобы быстро записать необходимые сведения.

Если договариваетесь о визите, уточните адрес встречи, дату и время. Сообщите свои контактные телефоны, адрес электронной почты.

Не забудьте поблагодарить и попрощаться.

_______________________________________________________________________________

Приложение 2

Библиографическое описание документов.

Составление списка литературы

Библиографическое описание – совокупность сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.

Описание книги

Основные элементы описания и обязательные знаки препинания между ними можно представить в следующей схеме:

Сведения об авторе. Основное заглавие: Пояснения к заглавию/ Сведения об авторах; о редакторах; о художниках – О повторности издания. – Место издания: Издательство, Год издания. – Количество страниц. – (Название серии).

Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора, фамилии остальных указываются в сведениях об ответственности после косой черты. Например:

Бахметьев А. Оч. умелые ручки / А. Бахметьев, Т. Кизяков; худож. Д.Б Бурусов. – М.: РОСМЭН, 2002. – 94 с.: ил.

Гетманов А.Д. Логика. 10-11 кл.: учеб. пособие / А.Д. Гетманов, А.Л. Никифоров, М.И. Панов. – М.: Дрофа, 1995. – 253 с.: ил.

Мировая художественная культура. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Интербук, 2000.- 253 с.: ил. – (Московский учебник).

Волшебные краски: сказки рос. писателей / сост. И. Полякова; худож. В. Бритвин. – М.: Оникс, 2001. – 250 с.: ил. – (Золотая библиотека).

Аналитическое описание составной части документа – описание статей из периодических изданий и сборников.

Аналитическое описание состоит из двух частей. В первой части указывается автор и название статьи, во второй – источник публикации. Они разделяются двумя косыми чертами.

Описание статьи из журнала :

Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы // Преподавание истории в школе. – 2003. - №2. – С. 67-70.

Описание статьи из газеты:

Описание статьи из сборника:

Сухова Л.А. Чтение детей в семье // Читали, читаем и будем читать. – Новосибирск, 2006. – С. 36-42.

Описание документов на небумажных носителях.

От Кремля до Рейхстага. (Электронный ресурс). – Электрон., текстовые, граф., зв. дан. – М., Респ. мультимедиа центр, 2001. – 1 электрон. опт. диск ( CD - ROM ). – (Познавательная коллекция).

Библиографический список – это упорядоченное множество библиографических записей. К исследовательским работам чаще всего составляются списки использованных и просмотренных документов. Искусство составления библиографических списков состоит не только в отборе и правильном описании документов, но и в продуманном расположении (группировке) материала. Это значительно облегчает использование этой информации. Существуют различные виды группировки: от общего к частному, от менее сложного к более сложному, в алфавите авторов и названий документов, в обратной хронологии изданий, по видам документов и др. Выбор способа группировки материала зависит от вида, темы и цели работы. Иногда, чтобы раскрыть логику представленного материала, используют несколько видов группировки. Например, к докладу, посвященному жизни и деятельности А.А. Католикова, список литературы состоял из двух разделов. В первом – книги и статьи самого А.А. Католикова (в обратной хронологии создания), а во второй – публикации о нем в алфавитном порядке.

________________________________________________________________________

1) Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. – С. 61-66 .

2) Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. - №3. – С.136-138.

5) Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. – М.: Экономика, 2000. – 271 с.

Белоусова Ирина Ягофаровна


МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

В образовательно-воспитательной деятельности музея заложен большой воспитательный потенциал. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления. Музей – это место, где ребёнок воспринимает накопленный исторический опыт, то есть получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.

В течение 2010 года ребята из поискового отряда вели переписку с работниками архива и представителями Администрации Новгородской области, в результате которой обнаружено место захоронения погибшего во время Великой Отечественной войны родственника учителя нашей школы. Весной 2012года мы планируем посетить это памятное место и сотрудничать с ребятами местной школы, которые ухаживают за братской могилой, попытаемся при возможности узнать о событиях военных лет, при которых погибли участники боёв 1941 года.

В нашей школе есть традиция проведения уроков памяти, на которых учащиеся, исследователи музея, выступают с результатами своих исследований. Это позволяет ребятам развивать навыки общения, самореализации.

Вся деятельность в нашей школе направлена, прежде всего, на воспитание патриотизма, чувства долга перед Отечеством, ответственности за будущее нашей страны. А истинный патриот своего Отечества – это человек, дорожащий памятью поколений, ведь без прошлого нет будущего. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поисковая и исследовательская деятельность в нашем школьном музее формирует у ребят собственную активную гражданскую позицию, уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, национальное самосознание личности, а значит, помогает в воспитании настоящих патриотов Родины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе освещена поисково исследовательская деятельность школьного музея. Материалы об участниках великой отечественной войны села.

Работу подготовила Учитель истории мбоу сош 12 С. Новоалексеевского Белореченского района Сасина Валентина Ивановна Знакомьтесь, школьный историко-краеведческий музей МБОУ СОШ 12 с. Новоалексеевского Белореченского района.

Работу подготовила

Учитель истории мбоу сош 12

С. Новоалексеевского

Белореченского района

Сасина Валентина Ивановна

Знакомьтесь, школьный историко-краеведческий музей МБОУ СОШ 12 с. Новоалексеевского Белореченского района.

Визитная карточка музея. Наименование учреждения образования, на базе которого действует музей: МБОУ СОШ 12 Полное наименование музея: школьный историко-краеведческий музей. Дата основания музея: 2004 г. Почтовый адрес, телефон, факс, сайт, e-mail: 352622 с. Новоалексеевское, ул. Красная 21, Белореченского района. Телефон – 75-6-19 Факс – 75-6-12 Сайт – belschool12.kuban.ru E-mail – mbousosh_12@mail . ru 5. Руководитель музея: Сасина Валентина Ивановна

Визитная карточка музея.

  • Наименование учреждения образования, на базе которого действует музей: МБОУ СОШ 12
  • Полное наименование музея: школьный историко-краеведческий музей.
  • Дата основания музея: 2004 г.
  • Почтовый адрес, телефон, факс, сайт, e-mail:

352622 с. Новоалексеевское, ул. Красная 21, Белореченского района.

Телефон – 75-6-19

Факс – 75-6-12

5. Руководитель музея: Сасина Валентина Ивановна

История создания школьного историко-краеведческого музея

В 2002 году учителем истории Сасиной В.И. был организован музейный уголок на базе кабинета истории. В него вошли предметы домашней утвари, подаренные жителями села Новоалексеевского и прилегающих хуторов: рушники, прялка, ухват, самовары, орудия труда древних жителей прошлых веков, найденные жителями во время полевых и строительных работ.

в 2004-2005 гг., в преддверии юбилейной даты, посвящённой 60-летию Победы советского народа в ВОВ, был открыт музей, в который были перенесены все имеющиеся в кабинете истории экспонаты. В настоящее время фонд пополняется новыми коллекциями.

Поисковая экспедиция активистов музея собрала государственные и правительственные награды односельчан-участников ВОВ, фотографии военного времени, похоронки, воспоминания ветеранов, видеоматериалы.

Стена Памяти, на которой расположены фотографии ветеранов ВОВ, воинов, исполнявших свой интернациоальный долг, выпущены боевые листовки о ветеранах войны, оформлены витрины, на которых помещены: предметы времён войны, награды, похоронки и письма солдат.

Открытие школьного музея в 2005 году. Свечу памяти зажигают председатель совета ветеранов Варибрус В.А. и преподаватель ОБЖ Лантратов В.Н.

Открытие школьного музея в 2005 году.

Свечу памяти зажигают председатель совета ветеранов Варибрус В.А. и преподаватель ОБЖ Лантратов В.Н.

Описание системы работы школьного музея.

  • Организация поисково-краеведческой работы музея:

2. Краткая характеристика фондов музея: Историко-краеведческий музей насчитывает 569 экспонатов, из них 260 основного фонда, подлинных – 86.

Описание системы работы школьного музея.

4. Экскурсионная, просветительская, методическая работа музея:

Методическая работа: Методист музейной работы проводит семинары с педагогами школы с целью знакомства их с новыми методами патриотического воспитания учащихся.

Экскурсионная работа: экскурсоводы проводят экскурсии, посвящённые памятным датам, лекции, организовывают передвижные выставки, участвуют в митингах и факельных шествиях.

Описание системы работы школьного музея. 5. Совет музея: Руководитель: учитель истории Сасина Валентина Ивановна. Секретарь : Скибина Наталья Петровна Дёмина Наталья – ученица 10 класса. Лапшина Влада – ученица 10 класса. Попкова Валерия – ученица 10 класса. Савощенко Максим – ученик 10 класса. Шмыгленко Анна – ученица 9 класса. Новикова Диана – ученица 8 класса. Кукоба Елизавета – 7 класс.

Описание системы работы школьного музея.

5. Совет музея:

Руководитель: учитель истории Сасина Валентина Ивановна.

Секретарь : Скибина Наталья Петровна

  • Дёмина Наталья – ученица 10 класса.
  • Лапшина Влада – ученица 10 класса.
  • Попкова Валерия – ученица 10 класса.
  • Савощенко Максим – ученик 10 класса.
  • Шмыгленко Анна – ученица 9 класса.
  • Новикова Диана – ученица 8 класса.
  • Кукоба Елизавета – 7 класс.

Описание системы работы школьного музея.

6. Работа актива:

Актив музея собрал государственные и правительственные награды односельчан-участников ВОВ, фотографии военного времени, похоронку, каску, авиаснаряд, пулемётную ленту, предметы старины для кубанской избы, в которой воссоздан внутренний облик XIX-XX вв.

Систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, обновляет экпозиции, проводит экскурсионно-лекторскую работу, информирует о работе через СМИ, участвует в исследовательских конференциях и конкурсах.

7. Контакты с другими музеями: Школьный музей поддерживает тесные связи с городским музеем.

Залы музея. Комната боевой славы .

Комната боевой славы .

Залы музея. Кубанская горница.

Кубанская горница.

Деятельность школьного музея. 1. Встречи с ветеранами ВОВ, участниками вооружённых конфликтов, военнослужащими Российской Армии. Ветеран Великой Отечественной войны, защитник Кубани Огиенко Н.Ф.

Деятельность школьного музея.

1. Встречи с ветеранами ВОВ, участниками вооружённых конфликтов, военнослужащими Российской Армии.

Ветеран Великой Отечественной войны, защитник Кубани Огиенко Н.Ф.

Встреча с тружениками тыла. Выступление труженицы тыла Лобас Н.И.

Встреча с тружениками тыла.

Выступление труженицы тыла

Встреча с подполковником в отставке, бывшим учеником школы Никулиным А.А.

Встреча с подполковником в отставке, бывшим учеником школы Никулиным А.А.

Будущий офицер Российской Армии, выпускник школы Лантратов Иван.

Будущий офицер Российской Армии, выпускник школы Лантратов Иван.

Деятельность школьного музея. 2. Музейные уроки.

Деятельность школьного музея.

2. Музейные уроки.


Деятельность школьного музея. 3. Уроки мужества. Письмо неизвестному солдату. Они приближали победу.

Деятельность школьного музея.

3. Уроки мужества.

Письмо неизвестному солдату.

Они приближали победу.

Песни в военной шинели .

Песни в военной шинели .


Деятельность школьного музея. 4. Митинги. 9 мая – День Победы . 31 января – День освобождения Белореченского района от немецко-фашистских захватчиков.

Деятельность школьного музея.

9 мая – День Победы .

День освобождения Белореченского района

от немецко-фашистских захватчиков.

5. Экскурсии: По местам боевой славы Белореченского района .

5. Экскурсии:

По местам боевой славы Белореченского района .

Экскурсия в г. Тимашевск Музей семьи Степановых.

Экскурсия в г. Тимашевск

Музей семьи Степановых.

Деятельность школьного музея.

6. Поисково-исследовательская деятельность. Ветераны ВОВ.

Родился в с.Новоалексеевком 9 мая 1927 года.

отец — Ананченко Константин Антонович, мать — Ананченко Матрёна Дмитриевна. В армию был призван в октябре 1944 года. Служил в действующей армии, в правительственных войсках связи, связистом. Войну закончил на Украине, в городе Виннице, в 1945 году, в звании младшего сержанта.

Ананченко Николай Константинович.

Деятельность школьного музея.

6. Поисково-исследовательская деятельность. Односельчане-участники вооружённых конфликтов.

Дегтярёв Сергей Сергеевич.

Родился в1963 году в селе Новоалексеевском. В 1982 году был призван на службу в Республику Афганистан, г. Кабул. Воинское звание- сержант- связист.

Период службы: 1982- 1884 год.

Деятельность школьного музея.

6. Поисково-исследовательская деятельность. Дети блокадного Ленинграда.

Ляшенко (Законенко) Елена Алексеевна.

Родилась 18 мая 1927г. В деревне Невежино Псковской области. С 1940г. Проживала в Ленинградской области с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944г.

Деятельность школьного музея. 6. Поисково-исследовательская деятельность. Вдовы нашего села. Бушманова Александра Тихоновна. Мигель Екатерина Алексеевна.

Деятельность школьного музея.

6. Поисково-исследовательская деятельность. Вдовы нашего села.

Бушманова Александра Тихоновна.

Мигель Екатерина Алексеевна.

Деятельность школьного музея. 6. Поисково-исследовательская деятельность. Пропавшие без вести. Прославленный казак, стрелок-краснофлотец Семён Андреевич Приходько, родился в 1904г. в селе Новоалексеевском, когда началась война, ему было 37 лет. В сентябре 1941 года его призвали в армию. Бывший моряк попал в 75-ю отдельную морскую стрелковую бригаду. В 2011 году поисковики г.Холм Новгородской области нашли захоронение нашего односельчанина С.А.Приходько, пропавшего безвести в 1942 году. Семён Андреевич Приходько.

Деятельность школьного музея.

6. Поисково-исследовательская деятельность. Пропавшие без вести.

Прославленный казак, стрелок-краснофлотец Семён Андреевич Приходько, родился в 1904г. в селе Новоалексеевском, когда началась война, ему было 37 лет. В сентябре 1941 года его призвали в армию.

Бывший моряк попал в 75-ю отдельную морскую стрелковую бригаду.

В 2011 году поисковики г.Холм Новгородской области нашли захоронение нашего односельчанина С.А.Приходько, пропавшего безвести в 1942 году.

Семён Андреевич Приходько.

Деятельность школьного музея. 6. Поисково-исследовательская деятельность. Дети военных лет. Лантратова Зоя 1943г. Бургацкие Зоя, Галя и Володя 1945г.

Деятельность школьного музея.

6. Поисково-исследовательская деятельность. Дети военных лет.

Лантратова Зоя

Бургацкие Зоя, Галя и Володя

Деятельность школьного музея. 6. Поисково-исследовательская деятельность. Офицер – профессия героическая. Огиенко Борис Николаевич родился 9 апреля 1949 года в х. Большом Бродовом Белореченского района. Начальную школу закончил в х. Большом Бродовом, с 5 по 8 класс учился в Новоалексеевской школе, а 9-10 классы – в Воронцово-Дашковской. С 1967 года по 2000г. служил в вооруженных силах нашей Родины. В 2000 году в звании полковник вышел в отставку.

Деятельность школьного музея.

6. Поисково-исследовательская деятельность. Офицер – профессия героическая.

Огиенко Борис Николаевич родился 9 апреля 1949 года в

х. Большом Бродовом Белореченского района.

Начальную школу закончил в х. Большом Бродовом, с 5 по 8 класс учился в Новоалексеевской школе, а 9-10 классы – в Воронцово-Дашковской.

С 1967 года по 2000г. служил в вооруженных силах нашей Родины.

В 2000 году в звании полковник вышел в отставку.

Приходько Евдокия Васильевна Деятельность школьного музея. 6. Поисково-исследовательская деятельность. Сердце солдатской матери.

Деятельность школьного музея.

6. Поисково-исследовательская деятельность. Сердце солдатской матери.

t1585295910aa.jpg

Перед современным обществом стоит серьезная опасность потери исторической памяти, поэтому особую роль в деле воспитания и образования молодежи приобретает изучение истории нашей Родины и краеведения: истории своей малой Родины. С помощью изучения истории и краеведения, в большей мере, чем какого-либо другого вида деятельности, можно восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании школьников применяется деятельностный подход, который предполагает приобретение знаний и опыта, формирование универсальных учебных действий в ходе решения проблемных задач, исследовательской и проектной деятельности.

Воссоздавая при школе историко-краеведческий музей в 2015 году я ставила перед собой задачу построить работу таким образом, чтобы музей не был храмом для поклонения раритетам или местом сбора старинных вещей. Музей должен был стать мостиком между сегодняшним поколением и поколениями предыдущими. Это не столько место для экскурсий, это место для серьезной исследовательской работы, творческая мастерская, призванная установить связи между днём сегодняшним и днями уже прошедшими. Ведь сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.

В ходе урочной и внеурочной деятельности по истории и краеведению основная цель учителя – показать живость и непрерывность процесса, донести до детей, что каждая прошедшая минута – это уже история. История вокруг каждого из нас, и мы сами – это история: семьи, родного хутора и большой страны.

Одна из главных особенностей краеведческой работы школьного историко-краеведческого музея состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и обучающиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.

Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Изучение документов в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий, сбор артефактов для формирования фондов музея, а также воссоздание экспонатов для музея – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия , присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности .

В условиях маленького хутора наличие школьного историко-краеведческого музея актуально не только для школьников. Старшее поколение охотно интересуется и участвует в работе музея. Они чувствуют себя носителями истории, сказывается удовлетворение от того, что они нужны, что их жизненный опыт и знания пригодились. Делятся не только воспоминаниями, но и предметами старины, которые составляют основу наших музейных фондов.

Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, которому предстоит войти в историю школы и своей Родины до старичка на лавочке, судьба которого - уже история.

Главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине.

При организации работы школьников в музее ставлю перед собой следующие задачи:

- создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития личностных качеств у обучающихся;

- применять современные технологии обучения и воспитания;

-формировать коллектив творчески работающих единомышленников, использующих уроки истории, стремящихся к правде, добру и справедливости, милосердию и памяти прошлого, формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию обучающихся;

- развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно - исторических ценностей страны, региона, района, хутора, широко используя традиции донского казачества, Верхнедонского района и хутора Казанская Лопатина, школы;

- формировать общечеловеческие ценности, качества интеллигентности, профессионализма.

Создавая экспозиции музея мы обращались к жителям хутора с просьбой поделиться тем, что им досталось в наследство от их родителей: предметами быта, информацией. После получения первых экспонатов и информации, дети заинтересовались и старательно выясняли, кого ещё можно отнести к категории старожилов села и о чём с ними надо побеседовать. И те экспонаты, которые хранились у нас в музее стали приобретать для них совершенно иное значение.

А после того как у нас побывали первые посетители , проявили интерес к нашим экспозициям, подтвердили уникальность некоторых экспонатов (например: патефон 1939 года, керамика, подлинные каски солдат времен Великой Отечественной войны, гильзы, военные документы и документы послевоенных лет), после того как нам удалось наладить контакт с уроженцем нашего хутора краеведом Валерием Александровичем Дроновым и история хутора столетней давности ожила перед глазами детей, так как живы родственники писателя, – вот тогда ребята стали сами напрашиваться на поисково-исследовательскую деятельность.

Надо видеть глаза своих воспитанников, держащих в руках письмо-похоронку с фронта, открытку солдата, написанную в госпитале во времена Первой Мировой войны, газетные вырезки разных лет о нашем хуторе и сельском поселении.

Именно эти впечатления и показывают значимость работы музея, определяют её основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы музейной педагогики сотрудничества .

Использование именно данного метода работы позволяет мне поддерживать стремление детей к проявлению природных возможностей, содействовать развитию личностных качеств и достижению метапредметных результатов. При организации таких условий деятельности ребята получают возможность проявить свои способности, сделать выбор при определении цели, содержания и форм реализации проекта. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Организация работы в школьном музее и её успешность.

Если первое время, когда музей еще только создавался, когда шел процесс накопления экспонатов, работа нашего музея проходила несколько хаотично. Все члены краеведческого кружка работали над одной проблемой, над решением одной задачи. По мере расширения музея, а, самое главное, по мере появления новых желающих работать в данном направлении, появилась необходимость распределить обязанности. Совет музея вынес решение создать следующие отделы:

Ребята распределяются по отделам добровольно, согласно своим интересам и способностям. Но чаще происходит так, что работа выполняется всеми ребятами, независимо от их распределения. Наряду с этим распределением обязанностей все члены совета проводят экскурсии, обработку экспонатов, участвуют в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность

Исследовательская работа на основе деятельностного подхода главный приоритет работы музея и проводится на всех этапах.

В своей работе по оформлению экспозиций, проведению экскурсий, учету экспонатов мы тесно сотрудничаем в районным историко-краеведческим музеем и получаем большую поддержку.

Исследовательская работа в нашем школьном музее планируется индивидуально. Для меня, как для руководителя, выбор темы школьником не является приоритетным вопросом. Это – личная инициатива ребенка. Главное, чтобы для него это стало потребностью. Важно поддержать интерес к теме, показать её значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, помогаю в организации консультаций с учителями-предметниками, с подбором литературы, обеспечением доступа обучающихся ко всем формам и способам получения информации.

В ходе работы достигаются такие результаты:

реализация творческих способностей ученика;

создание ситуации успеха для конкретного ребенка;

в процессе работы над темой школьник или группа школьников формируют как предметные, так и метапредметные учебные действия.

Такая работа позволяет проводить совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории села, района, края, обобщать изученный материал в рефератах, видеофондах, творческих работах, готовить ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Исследовательская работа в основном организована в виде проектов.

Проектный метод в работе школьного историко-краеведческого музея наиболее удобен, так как в основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие у ребят памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.д.). Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины. Это содействует развитию творческих способностей, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Просветительская деятельность.

Основная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций и проведение экскурсий для учащихся;

Уровень хутора включает в себя творческие встречи с жителями хутора, экскурсии для них, мероприятия с их участием;

Но деятельность учащихся, которые работают в музее, не ограничивается только сбором и исследованием материала.

Организована работа школьного музея и с населением. Она не ограничивается сбором материалов, экспонатов, воспоминаний. Мы чувствуем ответственность за те сведения и вещественные источники, которые нам передали на хранение. На их базе нами создаются сценарии экскурсий в виде театрализованных представлений на базе музейных экспонатов.

Занятия в музее – альтернатива уроку.

В последние годы урок стал фактически безальтернативной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это видно на практике, об этом можно прочитать в любом учебнике по дидактике. Более того, многие попытки преобразования образования связаны с улучшением и совершенствованием урока: речь идет о режиссуре урока, о поисках нетрадиционных его форм и т.д. Наверное, это правильно. Но может быть стоит попытаться найти другие варианты, в том числе и связанные с использованием школьного или находящегося неподалеку от школы краеведческого музея.

Такие виды работ можно организовать практически по всем предметам. Дальше – только творчество и выдумка учителей-предметников.

И тогда музей станет не только молчаливым хранителем прошлого, а источником, развивающим у детей качества, необходимые для будущего.

// Практика административной работы. № 6,7 \ 2003.

// Преподавание истории в школе.
- Троицкий Ю.М. Дети пишут историю. № 1 \ 1999.
- Черникова М.Н. Изучаем историю семьи. №3 \ 2001.

Работа совета школьного музея. Барнаул, РИО, 1989.

Читайте также: