Подвижные и спортивные игры как здоровьесберегающая технология в доу

Обновлено: 08.07.2024

6 - песочная-терапия - музыкального воздействия - психогимнастика. 1.Укреплять здоровье играющих. Основные задачи подвижных игр 2.Способствовать их правильному физическому развитию. 3.Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них. 4.Воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества. 5.Прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми. Подвижные игры и их роль в развитии дошкольников Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане. Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Общие требования к проведению оздоровительно-игрового часа Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем урок физкультуры, продолжительти (до мин у младших и до мин у старших дошкольников). У детей младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей преобладает слово или слово сочетается с показом. Цель разминки обеспечить постепенную подготовку функциональных систем ребенка к более интенсивным нагрузкам. В период разминки необходимо наиболее тщательно подготовить те мышечные группы, которые будут в наибольшей степени задействованы в основной части занятия. Обычно в разминке используются разнотемповая ходьба, бег, имитационные прыжки и т.

7 п. Упражнения для разминки с участием различных групп мышц (1 2 мин), дыхательные упражнения (2 3 мин). Основная часть занятия посвящается развитию физических качеств или обучению движениям путем выполнения гимнастических упражнений с различными предметами в игровом или эстафетном режиме (12 15 мин) и подвижной сюжетно-ролевой игры (12 15 мин). Наиболее сложные движения разучивают в начале основной части занятия, а развивать и совершенствовать физические качества лучше в следующей последовательности: упражнения на координацию, быстроту, силу, выносливость. Длительность основной части от мин у младших дошкольников, до мин у старших. В заключительной части спокойная ходьба, упражнения на расслабление, легкий бег трусцой, дыхательные упражнения (2 3 мин). Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны: влиять на психофизиологическое развитие детей; развивать моторные умения; организовывать детей для коллективного действия; легко усваиваться детьми; по мере возможности проводиться на свежем воздухе; легко усваиваться педагогами для проработки с детьми; не требовать особых приспособлений и пособий. желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди; упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях. Организованные подвижные игры развивают у детей силу, скорость, выносливость, гибкость, ловкость. Они являются основой гармоничного развития ребенка. Ценность коллективных игр заключается в том, что они представляют первую ступень коллективного общения детей, помогают развивать самостоятельность ребенка, его творческое воображение и фантазию. Преимущество игры еще и в том, что в ней могут участвовать дети, по состоянию здоровья отнесенные к разным (по разрешаемой физической нагрузке) группам. В игре возможно индивидуальное дозирование нагрузки. Игры с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюдетное дошкольное образовательное учреждение

с. Кневичи Артемовского городского округа

Проект по здоровьесберегающим технологиям:

Воспитатель первой категории

Шайдуллина Гульфия Гадулахатовна

Актуальность выбранной темы…………………………………………………….стр 5

Этапы реализации проекта …………………………………………………………стр 7

Принципы реализации проекта …………………… ………………..………..…. стр 8

Ожидаемые результаты…………………………………………………. ………. стр 9

Основные мероприятия по реализации проекта………………………………. стр 10

Краткая аннотация к проекту

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Помочь детям повысить низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья– стало целью данной педагогической работы.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные,преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию всестороннего развития ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. У детей формируются первые представления об организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья согласно современным представлениям.

Овладение практическими способами сохранения и укрепления здоровья – это подготовка ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Существенную роль в этом направлении занимает активная деятельность ребенка, характеризующаяся физическими нагрузками соответственно возрасту, точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами .

Важное значение при работе с дошкольниками придается развитию представлений о самоценности здоровья , положительному отношению к не му, содействию нормальному росту, укреплению важнейших функций и систем организма ребенка с учетом возраста.

Актуальность темы

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.

Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленное цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важных специальных задач физического воспитания.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям.

Цель проекта:

Укрепить здоровье и повысить работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.

Задачи проекта:

Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, удовлетворять потребность детей в движении.

Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

Развивать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д .

Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).

Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой , как к о рганизованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

Проведение мероприятий в группах.

Проведение НОД с использованием подвижных игр.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с подвижными играми .

Заключительный этап

С овершенствование форм и методов.

Участники проекта:

Срок реализации проекта: август 201 8 – ноябрь 201 8 г.

Принципы реализации проекта:

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе игрвой деятельности.

Принцип наглядности оснаван на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному.

Принцип сочетания. Педагогическое управление с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Формы реализации проекта:

НОД с использованием подвижных игр .

Организация игр с детьми.

Подвижные, народные , имитационные игры, инсценировки здоровьесберегающей направленности.

Ресурсное обеспечение проекта:

С портивный зал, спортивная площадка, о борудование, спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи и т.д. ).

Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированное у детей бережное, ответственное отношение к своему здоровью.

2 . Сформированные представления об организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья согласно современным представлениям.

3.Сформированные навыки и умения самостоятельно организовывать подвижные игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные игры,как вид здоровьесберегающей технологии,имеют большое значение в укреплении здоровья дошкольника и являются важным средством воспитания.

Проект здоровьесберегающие технологи

Выполнила Фролова И.В.

Автор: Фролова Ирина Владимировна

Населенный пункт: Челябинская область,

Еманжелинский район,пос. Красногорский

Давайте детям больше и больше содер­жания общего,

человеческого, мирово­го, но

старайтесь зна­комить их с этим

через родные и на­циональные явления.

В. Белинский

Актуальность темы проекта

Приобретенное в ранний и дошкольный период детства хорошее здоровье , служит фундаментом для общего развития и сохраняет свое значение в последующие годы жизни.

Дошкольный возраст- это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья.

Данные медицинской статистики говорят о том, что дети в настоящее время испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, нарушение осанки, что влечет за собой разного вида сколиозы, плоскостопие, задержку возрастного развития.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Подвижные игры, как вид здоровьесберегающей технологии, одно из самых любимых и полезных занятий детей. Они имеют большое значение в укреплении здоровья дошкольника и являются важным средством воспитания. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки, равновесие.

Подвижные игры воспитывают, удовлетворяют потребности в общении, получении внешней информации, дают приятную физическую нагрузку. Игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.

Цель проекта:

Укрепить здоровье и повысить работоспособность детей через организацию народных подвижных игр .

Задачи проекта:

Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.

Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, удовлетворять потребность детей в движении.

Формировать умения выполнять правила народных подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

Развивать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.

Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).

Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, как к организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

Охранять и укреплять здоровье детей.

Участники проекта:

Дети; воспитанники логопедической группы и родители.

Вид проекта .

долгосрочный ( 9 месяцев).

Срок реализации проекта: сентябрь2018–май 2019 г.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап

Разработка проекта

1.Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

2. Подобрать методическую, научно – популярную, художественную литературу, иллюстративный материал, электронный и видеоматериал по теме народные подвижные игры

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности; 4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

5. Составить план мероприятий.

II этап. Практический

Физическое развитие

Создать у детей праздничное настроение; привлечь внимание к народным играм; закрепить знания детей ранее изученных народных игр; развивать выносливость, ловкость, терпение, быстроту реакции, умение работать в команде.

Здоровьесбережение

Задачи: закреплять представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства; дать представление о том, что важность здорового образа жизни влияет на социализацию в обществе (сильные, спортивные, здоровые люди справляются с любыми трудностями).

Социально-коммуникативное развитие

побуждать детей к развертыванию сюжетно – ролевых игр, дидактических игр;

развивать творческое воображение, фантазию;

привлекать детей к изготовлению атрибутов для театрализованных и дидактических игр;

учить детей совместно развертывать игру, согласовывать свой игровой замысел с игровым замыслом сверстников;

следить, чтобы дети четко выполняли правила дидактических игр;

развивать личностные качества детей: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки самоконтроля, дружелюбное отношение к сверстникам;

воспитывать умение решать проблемы до конца, сопереживать и радоваться успеху, работать в одной команде

Познавательное развитие

Просмотр электронных презентаций:

Просмотр тематических видеофильмов

Цель: закреплять знания ( русские ,татарские, башкирские), повторить ранее изученные игры , углублять знания о правилах игр.

Задачи: познакомить детей с историей заселения Урала.

Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности народов Урала; воспитывать любовь к малой Родине – Уральскому краю.

Цель: расширить представления о русских народных играх.

Задачи: расширять знания детей о людях разных национальностей проживающих на территории Урала.

Цель: познакомить с культурой и традициями башкирского народа; с башкирскими народными играми.

Задачи: продолжить работу по ознакомлению дошкольников с культурой народов Урала;

Цель: познакомить культурой и традициями татарского народа; с татарскими народными играми.

Задачи: познакомить детей с атрибутами для народных игр.

Речевое развитие

Задачи: учить детей задавать интересующие их вопросы тем людям, которые могут на них ответить; развивать диалогическую речь, учить делать выводы из услышанного.

Заучивание считалок, скороговорок

Задачи: закреплять знания детей об игре, воспитывать сознание о необходимости соблюдения правил, развивать память, речь.

Чтение:

Задачи: познакомить детей с произведениями уральского сказителя П.П.Бажова, расширять представления у детей о культуре и традициях родного края; расширить словарный запас детей.

Художественно-эстетическое развитие

развивать у детей потребность в творческой деятельности;

учить передавать свое эмоциональное отношение;

развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках;

развивать детскую фантазию, умение оценивать свою деятельность;

закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, помогать друг другу в работе.

Музыка

Прослушивание мелодий к народным подвижным играм, игры.

Задачи: познакомить детей с новыми музыкальными произведениями; развивать чувство ритма, музыкальной памяти, координации движений, создать эмоционально - радостного настроения.

Работа с родителями

информировать родителей о теме проекта;

привлечь родителей к оснащению группы игровым материалом;

привлечь родителей к изготовлению атрибутов для народных игр;

привлечь родителей к проявлению интереса к народным играм;

III этап. Заключительный

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобранные игры, НОД, продуктивная деятельность помогают детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по данной теме.

Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали формированию у детей ответственного отношения к своему здоровью.

С помощью художественного слова, музыкального развития, изобразительных средств, у детей закреплялись знания по данной теме.

При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности дети легко усвоили весь учебный материал по теме, у них сформировались навыки и умения самостоятельно организовывать подвижные игры.

Заключительным этапом работы над проектом стало:

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59

2.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с

2. Выготский Л.С. Педагогическая технология Под ред.В. В. Давыдова М, П16.

3.Горячев В. Здоровье - категория педагогическая / В. Горячев // Народное образование, 1999, №9 - С.219-231.Педагогика, 2007г с.87

4.Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14

5. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 2006. - 137 с.

6. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ// Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.

7. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2007.

8. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2008. Т.7. №2. С.29.

9. Сивцова А.М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий технологий в ДОУ на последующую адаптацию детей к школе. с.110, 112.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999

11.Мой дом –Южный Урал .

Приложение №1

У Матрешиной сестрицы .Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже. удары кулачками.

Подвижные игры, как здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающую деятельность в своей работе осуществляю в следующих формах: Утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, игротерапия, ритмопластика, самомассаж, подвижная игра, прогулка.

Но мне бы хотелось остановиться на одном из видов здоровьесберегающей технологии – подвижных играх.

Подвижная игра Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка в своей работе придаю развитию движений и физической культуры. Кроме подвижных игр, в нашей группе мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений.

Также следует помнить, что любая физическая нагрузка сопровождается усилением сердцебиения. Таким образом, подвижные игры классифицируются по степени воздействия на организм: малой, средней и высокой степенью.
В своей работе уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья.
В индивидуальных беседах, на родительских собраниях убеждаю родителей в необходимости формировать у детей привычки здорового образа жизни через организацию подвижных игр в домашних условиях. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, советую родителям, как организовать ту или иную деятельность, преследуя основную цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Читайте также: