Подготовка к художественной школе что важно уметь

Обновлено: 06.07.2024

Актуальность данной программы – повышение умений и навыков в работе графическими и живописными материалами, композиционного решения работы, а также развитие умений построения художественного образа, отражающего творческий взгляд на окружающий мир. Рассчитана на 2 года, Включает календарно-тематическое планирование.

ВложениеРазмер
programma_kruzhka_2015_podgotovka_k_hudozhestvennoy_shkole._2_goda_docx.4_chasa.docx 87.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Твери

Утверждена решением педагогического

(методического) совета школы

Протокол №_______от_________ 2015г.

. Директор школы______ Зверькова Л.К.

Педагог дополнительного образования – Плотникова С.Н.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2 года

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3

П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 7

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ. 9

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. . 11

V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………11

I. Пояснительная записка

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс :

В школе много талантливых обучающихся, многие из которых планируют поступать в художественную школу (ВУЗ). И, конечно, для сдачи экзаменов необходима дополнительная подготовка по рисунку, живописи, композиции.

Программа рассчитана на обучение в течении одного года.

Программа разработана с учетом пожеланий родителей, желающих обучать детей дальше изобразительному искусству (рисунку и живописи).

Основное направление – освоить основные законы изобразительной деятельности, подготовить обучающихся для поступления в художественную школу, а также познакомить обучающихся с различными графическими и живописными материалами, научить детей наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы и мира вокруг нас в своих работах, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания. Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию окружающего мира, к душе ребенка, его нравственному чувству. Занятия по данной теме способствуют развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе карандашом и кистью, художественного мышления, чувства композиции. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в изобразительном искусстве. Вывод совпадает с концепцией универсального механизма таланта В Клименко и И. Акимова: через работу таланта идет совершенствование души человека.

Программа имеет практическую значимость, т.к. обучающиеся должны освоить основные навыки изобразительной деятельности для поступления в художественную школу.

Актуальность данной программы – повышение умений и навыков в работе графическими и живописными материалами, композиционного решения работы, а также развитие умений построения художественного образа, отражающего творческий взгляд на окружающий мир.

В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Обучающийся, создающий работу своими руками и видящий прекрасный результат, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

2. Цель и задачи программы.

Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности обучающегося, его художественного воображения, пространственного мышления, памяти, умений и навыков изобразительной деятельности, эмоционального и эстетического отношения к окружающему миру . Основные задачи программы:

  1. Освоить основные законы изобразительной деятельности.
  2. Дать детям общее понятие об изобразительном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.
  3. Формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы и искусства.
  4. Способствовать становлению творческой личности , дать фундамент единых представлений, лежащих в основе человеческой
    деятельности и в искусстве.
  5. Побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе.

• Позн акомить детей с основами изобразительной деятельности, в т.ч. с техникой рисунка и живописи;

• Научить ребенка приемам и навыкам изобразительной деятельности;

• Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями искусства.

• Развивать творческие способности у детей;

• Развивать чувство композиции, перспективы;

• Развивать художественный вкус, внимание, память, образное мышление, фантазию ;

• Развивать конструктивные навыки и умения;

• Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.

• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, искусству, своему труду;

• Воспитывать художественный вкус;

• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность

• Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
• Побуждать детей участвовать в коллективной работе;

• Предоставить детям возможность самим создавать композиции, новые творческие работы;

• Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций.
Профориентационные задачи:

• Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

3. Отличительные особенности программы:

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности.

Во введении дети знакомятся с содержанием программы, инструментами и материалами, средствами выразительности.

Программа обучения рассчитана на 1 год, включает 3раздела:

Раздел 1. Основы рисования и живописи.

Здесь обучающиеся последовательно от простого к сложному освоят основные законы рисунка и живописи, различные жанры живописи.

Раздел 2. Применение различных техник и материалов.

С целью развития творчества и интереса к изобразительной деятельности обучающиеся освоят различные техники графики и использование в работах различных материалов.

Раздел 3. Итоговые работы.

Структура занятий: введение, раскрывающее в общем виде через рассказ и показ содержание темы; упражнения и творческая работа, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным творцом, пробующим свои силы в изобразительном искусстве; индивидуальный подход поможет каждому ребенку выбрать особый
вариант задания, доступный его уровню и возрасту;

Программа рассчитана на период обучения - 1 год.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Программа рассчитана на детей 10-12 лет. При некоторой корректировке методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей более старшего возраста.

Группа формируется по предварительному отбору.

Занятия проводятся в свободное от учебы время 2 раза в неделю. Занятия групповые: Группа - не более 15 чел.

5. Режим занятий:

• общее количество часов в год – 144 ч.;

• количество часов и занятий в неделю - 2 раза в неделю по 2 ч.;

Все обучающиеся уже занимались в кружке ранее (многие не один год), поэтому считаю приемлемым длительность занятий по 2 часа, с тем, чтобы выполнять задания, доводя до логического завершения. При растягивании работ на длительный срок ребята теряют к ним интерес или просят забрать домой.

Форма занятий - комплексная: сочетание теории и практики.

Занятия проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая.

  1. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Стартовый уровень известен при приёме в студию (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы выполненные на 1-х занятиях), все занимались ранее в кружке. Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.

Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний детей об изобразительном искусстве, о природе, растительном и животном мире, художниках и других людях искусства, отражающих мир природы и культуры в своих произведениях.

Оценка результатов занятий по программе осуществляется:

-по уровню художественного мастерства;

-по уровню теоретических знаний;

-по способности взаимодействовать с другими детьми;

-по способности принимать самостоятельные решения;

-по широте кругозора.

По окончании 1 года обучения ребенок должен знать:

- основные инструменты изобразительного искусства;

- основы композиции, цветоведения, перспективы;

- особенности создания творческого образа;

- основные критерии оценки творческих работ;

- пользоваться художественными материалами и инструментами ;

- сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составлять композицию;

- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции .

В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и городских выставках изобразительного искусства.

По окончании 2 года обучения ребенок должен знать:

- основные возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;

- основные законы композиции, цветоведения, перспективы;

- особенности создания творческого образа;

- основные критерии оценки работ и их реализация в творческой работе;

- пользоваться художественными материалами и инструментами, выбирать наиболее соответствующие для создания художественного образа ;

- сознательно выбирать художественные материалы, перспективное изображение, составлять композицию;

- подчеркивать в рисунках красоту окружающего мира через художественный образ с помощью цветового решения;

- выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры .

В конце каждой четверти ими выполняются выставочные работы, по качеству исполнения которых определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.


С какого возраста можно копить художественные впечатления, развивать художественный вкус?

Когда родителям лучше заметить способности ребенка, узнать, что ребенку нравится, на что он обращает внимание и что любит делать, чтобы затем подсказать ему правильное направление развития, помочь определиться с будущей профессией?

Об этом поговорим с руководителем Центра художественной подготовки и дизайна, Исаевой Татьяной Олеговной.

– С какого возраста вы принимаете деток в свою художественную студию?

– У нас политика такая, что дети занимаются с 5 лет.

– А если 4,5 годика ребенку?

– Здесь надо смотреть. Ведь занятия идут по часу (30+30мин.). В работе большой формат бумаги, надо совладать с кистью, красками, надо, в конце концов, самостоятельно подготовить и убрать рабочее место. Это нагрузка, это требует определенного навыка. Не все дети в этом возрасте готовы к такому испытанию.

– Как проходят занятия с малышами?

– Первый год рисуем гуашью, это подготовка к “маслу”.

Материалы покупают родители сами: краски – об этом лучше у преподавателя проконсультироваться – кисти, бумагу.

– Если ребенок очень подвижный, сможет он заниматься?

– Надо ребенка настраивать на работу. Конечно, темперамент у детей разный. Но ребенок смотрит, что все дети сидят, работают, и он настраивается, увлекается. Мы делаем перерывчики в занятиях – пусть пять минут побегает, сок выпьет – и назад. Пробное занятие бесплатное. Руководитель смотрит, может, ребенку совсем неинтересно, может, тема, атмосфера не понравились, иногда психологически ребенок не готов заниматься.

У нас в мастерской дети одни сидят, родители уходят. Если мама остается, бывает, что ребенок отвлекается, плачет. Необязательно тогда начинать обучение сейчас, можно прийти через годик-другой. Это мы говорим родителям.

– У вас занятия проходят по академической программе?

– Да, у нас есть программа, список тем. Но мы – не ДХШ. У нас в студии более творческий подход к занятиям, более свободный. Я, например, могу дать что–то из декоративной живописи в качестве задания. Но что у нас одинаково – дети постигают законы жанра. Дети начинают рисовать грамотно. Мы не готовим к поступлению в вуз. Мы не занимаемся с ребенком индивидуально. Мы его развиваем в творческом плане.

– Вы водите сами рукой по работе ученика?

– Да, но сначала делается подготовительный шаблон, потом ребенок рисует сам. А потом мы вмешиваемся, иногда что-то подправляем. Иначе не получится работа.

Лучшие живописные картины отправляем на выставку в художественный музей. У нас бывает по две-три выставки большие в год. А так экспозиция в студии обновляется каждый месяц.

– Что родители говорят, для чего водят детишек сюда?

– Хотят, чтобы ребенок занялся творчеством. А куда определить его в пять лет? В изостудию! Мы учимся работать с цветом. С формой.

Ребенок учится не бояться листа.

– А что значит выражение “набить руку”?

– Это расхожее выражение. Рука механически отрабатывает движения, и на 101 раз рисунок получается как надо.

– Насколько занятия развивают творческое воображение?

– Конечно, сначала дети повторяют какие–то примеры, но потом потихоньку отходят от них. Есть для этого специальные задания. Самостоятельно абстрактно рисуют, беспредметно. Такого не будет в более жестких заведениях. Копии иногда пишем. Мы выбираем художника и просим копировать его картину. Мы не берем произведения эпохи Возрождения, а берем, например, модерн: Гогена, Матисса. “Подсолнухи” Ван Гога, например.

– Стремление к цели тоже развивается. Да?

– Я не скажу, что это суровая школа жизни, но в качестве творческого начала – это школа. И важно ее закончить. Дети приходят к результату. В жизни лишним это точно не будет.

– Вы можете повлиять на дальнейшую судьбу ребенка?

– Я разговариваю с родителями, рекомендую пойти учиться дальше, если вижу способности у ребенка. Некоторые дети толчок в профессию здесь получают.

– Это статичная работа, родителям кажется, что дети мало двигаются здесь, и лучше бы их было отдать в спорт?

– Я бы так не сказала. Это труд, иногда в поте лица. Младшие дети все устают к концу занятий, я не скажу, что у них нет движений. Надо мольберт поставить, размашисто кистью поработать, ходить туда–сюда посмотреть на работу. Выплескивается очень много энергии, как физической, так и эмоциональной.

Так что ребенок развивается по многим направлениям. Важно начать развитие вовремя, не упустить благодатное время, когда еще он – чистый лист.

Моему ещё рано, конечно. Но хотелось бы быть осведомленной в этом вопросе.

Из вводных данных: есть ребенок почти 5 лет. Очень любит рисовать, может это делать часами (добровольно). До карантина ходил в обычный кружок недалеко от дома - нравилось и ему и преподаватель его хвалила.

Вопросы у меня следующие:
1) какие требования при поступление в художественную школу? (Там ведь по прежнему с 11 лет?)
2) как готовятся к поступлению? С какого возраста начинают?
3) есть ли аналогичные учебные заведения ещё у нас в городе, кроме художественных школ?
4) есть ли где-то занятия для дошкольников и младших школьников, где не просто рисуют, а объясняют теорию, учат разным техникам, ну и в целом более углубленно что ли?
5) ещё можно поделится полезными ссылками с обучением по этой теме, или названием учебных пособий и прочей информацией, которая может быть полезна.


Решили отдать ребенка в художественную школу, но не знаете, какое направление выбрать, и в каком возрасте лучше начинать занятия? Преподаватель рисунка Дарья Вострикова рассказала, как готовиться к вступительным экзаменам, легко ли попасть на бюджетное место и что ждет ученика после поступления.

Дарья преподает рисунок и живопись, а также декоративно-прикладное искусство (ДПИ). Ее ученики умеют не только рисовать, но и делать плетеные панно, коллажи и даже кукол.

– Мне нравится работать преподавателем. Время меняется, открываются новые техники, хочется научить детей необычным приемам. На некоторых уроках приходится соблюдать академические основы, но на ДПИ я даю ребятам оторваться. Это предмет, где фантазия воплощается в жизнь, и мы не ограничены жесткими рамками, – с улыбкой рассказывает Дарья. – Недавно у нас состоялась персональная выставка ученицы 3 класса, посвящённая 8 марта. Этим может похвастаться не каждый школьник. От этого остальные ребята заряжаются оптимизмом и начинают стараться еще больше.

По словам преподавателя, количество учеников не уменьшается, и каждый год приходят дети с большим интересом к изобразительному искусству. Но не каждый готов полностью проходить обучение, для них больше подходят кружки по интересам.

Поступать в 1 класс художественной школы нужно в 10 лет. Пройти отбор будет проще тем, кто ходил в подготовительной группу, потому что они знакомы с основными правилами рисунка. Поступают и те, кто учился по урокам на YouTube или занимался в другом кружке. На экзамене нужно нарисовать натюрморт: крынку и яблоко. Работать нужно красками.

– Бывало, что ребенок плохо сдавал экзамен и его не брали на обучение. По настоянию родителей проводили повторную экспертизу, ребенок справлялся с заданием, а после зачисления проявлял большой интерес к обучению и показывал хорошие результаты, – поясняет Дарья.

После поступления необходимо закупить все необходимые материалы для обучения. В среднем уходит 2,5-3 тысячи рублей на ребёнка. После этого в течение года родители докупают расходники: бумагу, белила и карандаши.

– Бывает, что ребята бросают обучение. В основном, это связано со школьной нагрузкой, из-за которой времени на художественное образование не остается. Ученики выбирают занятия по своему будущему профилю. К примеру, ребёнок хочет быть стоматологом и перед поступлением в вуз у него огромное количество дополнительных занятий. Понятно, что родители сделают упор на важное, а не второстепенное. Всегда грустно расставаться с такими ребятами, особенно когда видишь, что у ученика есть талант и хватка, – поделилась учитель.

Но, по словам Дарьи Востриковой, самое главное в ее работе – интерес детей. Многие ученики планируют пойти учиться на дизайнеров, иллюстраторов и художников анимации. А начиналось все с простого натюрморта…

Читайте также: