Подцарство многоклеточные план урока

Обновлено: 03.07.2024

Подцарства многоклеточных животных.

Цель урока: Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения и

питания многоклеточных организмов на примере медуз, коралловых

полипов, актиний, кораллов и т.д.

Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе, как целостному

организму всего живого. Методы активизации мыслительной деятельности.3-5 мин. Орг. Момент. План урока. Методы контроля знаний.

Проверить знания полученные при изучении темы одноклеточные организмы. 1часть - проверка письменной работы. 2 часть - устные ответы.

1. Почему беспозвоночных называют простейшими?

2. Расскажите о строении амебы.

3. Расскажите о строении инфузории-туфельки.

4. Расскажите о строении эвглены зеленой.

5. Особенности строения Бодо.

6. Особенности размножения Бодо.

Многоклеточные организмы .

Тела этих организмов состоит из множества клеток. К подцарству многоклеточных

относят беспозвоночные и позвоночные.

Тип кишечнополостных.

Двухслойные организмы с полостью тела.

Эктодерма –наружный слой клеток(покровная и двигательная ф-ция)

Энтодерма – внутренний слой(переваривания пищи)

У кишечнополостных первые появляются примитивные ткани, тело кишечнополостных

имеет лучевую симметрию. Тело имеет вид мешочка, непереваренные остатки

выбрасываются через рот. Рот окружен щупальцами. У всех кишечнополостных имеются

стре6кательные клетки., есть примитивная нервная система, которые соприкасаются и

образуют вид сеточки. Живут свободно или прикрепляясь к подводным предметам.

Неподвижные кишечнополостные представлены коралловыми полипами, а свободноплавающие - медузами. Имеют вид зонтика, по краям которого располагаются щупальца, а посередине находится рот. Плавает выпуклой стороной тела вперед. Размножаются кА половым так и бесполым путем. Половые органы располагаются как на внешней, так и на внутренней стороне тела, но редко встречается и обоеполые (гермафродиты).

Актинии. Из яйцеклетки развивается зародыш , он выходит наружу и дальнейшее развитие происходит вне организма.. Многие кишечнополостные обладают процессом регенерации (клетки находятся в наружном слое клеток – промежуточные) При повреждении происходит усиленный рост клеток, и это приводит к восстановлению утраченных частей тела. Актинии живут, неподвижно прикрепляясь к подводным предметам при этом питаясь мальками рыб и мелкими организмами.

Кораллы. Отдельные особи живут поодиночке, а путем почкования образуют целые колонии. В своей нижней части колония становится безжизненной, а сверху продолжают расти и почковаться молодые кораллы.

Ушастая медуза. Имеет форму чаши, свободно плавает в воде. Рот состоит из четырех углов, где находится по одному щупальцу. Рот-глотка-желудок-пищеварительные

канальца. Это раздельнополый вид. Оплодотворение яйцеклетки происходит в воде, личинка развивается и называется планула. Она покрытая ресничками, свободно плавает, а затем прикрепляясь начинает бесполое размножение,

ВложениеРазмер
urok_po_teme_podtsarstvo_mnogoklentochnye._bespozvonochnye_zhivotnye.docx 2.41 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по теме "Беспозвоночные животные" 7 класс"

Контрольная работа составлена по принципу единого государственного экзамена. Что позволдяет уже на уровне 7 класса готовить обучающихся к выпускным экзаменам.


Контрольная работа по теме "Простейшие.Многоклеточные беспозвоночные животные."

Контрольная работа состоит из 2 вариантов ,составлена в форме тестовой проверки.


Методическая разработка по теме "Многоклеточные позвоночные животные"

Обобщающий урок в форме игры.

Разработка урока "Беспозвоночные животные" учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин природоведение 5 класс

Тема "Беспозвоночные животные" конспект урока.


Тест по теме "Многоклеточные беспозвоночные животные" 7 класс

Данный тест может быть использован на обобщающем уроке по теме "Многоклеточные беспозвоночные животные" в 7 классе. В тесте имеются вопросы по вем типам беспозвоночных животных.

Разработка урока "Беспозвоночные животные" учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин природоведение 5 класс

План-конспект урока "Безпозвоночные животные".

Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

Презентация к уроку биологии 5 класс "Многоклеточные.Беспозвоночные животные".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представления учащихся о подцарстве многоклеточные; дать знания о примитивных представителях многклеточных организмов. Познакомить с происхождением многоклеточных и основными признаками подцарства; рассмотреть представителей типа Губки, показать их роль в природе.

Тема урока: Подцарство многоклеточные. Тип губки.

Цель: сформировать представления учащихся о подцарстве многоклеточные; дать знания о примитивных представителях многклеточных организмов.

Образовательная: познакомить с происхождением многоклеточных и основными признаками подцарства; рассмотреть представителей типа Губки, показать их роль в природе.

Развивающая: создать условия для развития умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обеспечить в ходе урока развитие операций логического мышления (сравнение, сопоставление, выделение главного, обобщение, доказательность).

Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к предмету, любовь к природе.

Оборудование: проектор, компьютер.

Тип урока: комбинированный.

Словарь: фагоцителла, энтодерма, эктодерма, регенерация, биофильтратор.

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Актуализация ранее изученного.

1) устная фронтальная беседа:

- Какое царство мы изучаем на наших уроках?

- Перечислите основные признаки животных.

-С какими животными познакомились на прошлом уроке? (одноклеточными).

- Каковы основные признаки этой группы организмов?

- Перечислите представителей простейших.

2) устный индивидуальный опрос.

Изучение нового

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним подцарством, а как оно называется вы должны отгадать:

Q M g н d о n го v к i л w е u т l о s ч z н q ы r е. (Многоклеточные).

Итак, тема урока: Подцарство многоклеточные. Тип Губки.

Формирование новых знаний

Значимым этапом в истории Земли и эволюции жизни стало возникновение многоклеточности. Это дало мощный толчок к увеличению разнообразия живых существ и их развитию.

Ученые предполагают, что возникновение многоклеточных связано со специализацией клеток колониальных жгутиковых; предковый многоклеточный организм И.И. Мечников назвал фагоцителлой.

Фагоцителла обитала в толще воды, но не имела ни рта, ни кишечника, а ее пищеварение было внутриклеточное. Потомки фагоцителлы приспосабливались к многообразным условиям существования при оседании их на морское дно, при перемещении к поверхности или при изменении источников питания. Благодаря этому у первых многоклеточных организмов постепенно появились рот, кишечник и другие жизненно важные органы.

Многоклеточные организмы подразделяют на две большие группы:

- беспозвоночные животные (это двухслойные животные с лучевой симметрией. Их тело образовано двумя тканями: эктодермой, покрывающей тело снаружи, и эндодермой, образующей внутренние органы – губки и кишечно-полостные.

К беспозвоночным относятся также плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие, моллюски и иглокожие двусторонне-симметричные и радиальные трехслойные организмы, у которых помимо экто- и эндодермы имеется и мезодерма, в процессе индивидуального развития дающая начало мышечным и соединительным тканям).

- хордовые (Все животные, имеющие осевой скелет: хорду или позвоночный столб. Это бесчерепные (ланцетники) и черепные, или позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие).

- Как вы думаете, какие из перечисленных многоклеточных наиболее примитивные?

- Верно, Губки – это примитивные беспозвоночные животные.

Эти морские животные прикреплены ко дну и подводным предметам. У них отсутствуют органы. Представители этого типа имеют минеральный или органический скелет.

Работа по группам

Задание 1 группе:

- Найти в учебнике информацию об основных ароморфозах в эволюции многоклеточных животных.

Задание 2 группе:

Подписать слои клеток: эктодерма, энтодерма, мезоглея. Рассказать о строении клеток.

Задание 3 группе:

1 группа (Слайд 7)

2 группа (Слайд 8)

3 группа (Слайд 9)

Что дало толчок к увеличению разнообразия живых существ и их развитию? (возникновение многоклеточности).

Чем клетки многоклеточных организмов отличается от клеток одноклеточных организмов?

Что назвал И.И. Мечников фагоцителлой (предковый многоклеточный организм).

Учет особенностей конкретной аудитории. Урок проводится в 7-м классе.

Психологические особенности детей данного класса заключаются в повышенных познавательных потребностях и возможностях. Основные из них: любознательность и исследовательское поведение, самостоятельность мышления, неприятие авторитаризма и давления со стороны учителя. Уровень умственных способностей оценивается выше среднего. Для работы с данной аудиторией (из опыта работы и учебных диагностик) более приемлемы технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, а именно: технология проблемного обучения (с упором на эвристическую беседу), направлена на формирование умений: сравнивать, сопоставлять и анализировать.

Введение в урок

Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, являющегося логическим продолжением предыдущих уроков. На основе систематизации знаний проводится эвристическая беседа, которая переходит в актуализацию знаний. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний на момент принятия темы. В ходе беседы определяют цель урока и этапы ее достижения, которые учитель записывает на доске. Таким образом, происходит побуждение к определению образовательных целей на диагностической основе. Осмысление необходимости получения новых и нужных знаний и умений.

Развивающее значение урока:

  • способствует обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах.
  • способствует обучению школьников умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты.
  • Способствует формированию умения конструировать творческие вопросы

Воспитательное значение урока:

  • воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

Триединая дидактическая цель: обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: многоклеточные, фагоцетелла, беспозвоночные, хордовые, двухслойные, трехслойные, бесчерепные, черепные;

Развивающая цель: создать условия для развития умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обеспечить в ходе урока развитие операций логического мышления (сравнение, сопоставление, выделение главного, обобщение, доказательность);

Воспитательная цель: способствовать воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

Оборудование и средства наглядности: ИКТ (виртуальная школа Кирилла и Мефодия: презентация к уроку), карточки с тестами

Организация начала урока

2. Организация внимания.

1. Проверка готовности класса к уроку.

2. Показ презентации (слайды с представителями царств живой природы)

3. Внимание к состоянию учащихся.

1.Психологический настрой на работу.

Проверка имеющихся знаний на начало урока

1. Проверка объема и качества усвоения материала.

2. Проверка образа мышления отвечающих учеников.

1.На уроках биологии мы с вами изучаем царства живой природы. Перечислите их. Слайд 1

2. Выделите основные особенности каждого царства. Слайды 2-6.

3. Один учащийся работает у доски используя карточки составляет схему систематики живой природы.

1. Отвечают на вопросы

2. Дополняют, корректируют ответы друг друга.

3. Составляют схему систематики живой природы.

4. Выполняют тест, меняются работами. Выставляют друг другу оценки. Слайд 8

5. Работы сдаются одному ученику, который все оценки сводит в ведомость. (Приложение 2)

Актуализация и систематизация знаний и умений. Подготовка к восприятию учебного материала

1. Задание на актуализацию.

2. Формулировка цели изучения нового материала.

3. Мотивация учащихся к его усвоению.

4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

2. Подготавливает дидактический материал по признакам каждого подцарства. Слайд 9-10

3. Побуждает учащихся к формулированию проблемного вопроса, темы и целевых установок урока.

3. Помогает сформулировать ученикам предполагаемые результаты обучения.

1. Дополняют схему признаками.

2. Сталкиваются с проблемной ситуацией. (незнание признаков подцарства многоклеточные)

3. Формулирование путей решения проблемы

4. Формулируют тему урока,

целевые установки: Слайды 11-12

1. Признаки подцарства Многоклеточные

2. Классификацию подцарства

1. Выделять признаки подцарства, делать выводы

2. Классифицировать живые организмы по группам, делать выводы.

3. Относить предложенных животных в группы на основании изученных признаков.

4. Пользуясь полученными знаниями выполнять предложенные задания.

5. Формулируют представление о конечном результате согласно целевым установкам

Усвоение новых знаний и способов действий

2.Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления первичного обобщения и систематизации учебного материала.

1. Организует внимание учащихся

2.Привлечение всех учащихся к активному обсуждению. За счет использования учебной задачи. Пользуясь материалом учебной статьи, дополните предложенную схему. Слайд 13-15

3. Направляет работу с текстом, помогает детям корректировать свои выводы.

5. Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы

Возникает проблемный вопрос. На основании каких признаков данные организмы распределяются по группам?

1. Активно обсуждают учебную задачу. Выделяют признаки характерные для подцарства многоклеточных. Предлагают свои решения. Слайд 13-15

2. Заполняют схему

3. Выполняют практическую работу, выдвигают гипотезы о принадлежности животных к той или иной группе, спорят.

4. Приходят к выводу о том, что, не зная признаки каждой группы животных подцарства многоклеточные, нельзя точно определить принадлежность предложенных животных.

Первичная проверка усвоения

1. Организация процесса осознания, осмысления первичного усвоения.

1. Организует работу класса, используя полученные знания.

2. Дает целевые установки, на использование полученных знаний.

1. Формулируют определения.

На основании признаков учащиеся самостоятельно (сначала в тетради каждый) формулируют определение подцарств. Используя конструкцию определений. Например, многоклеточные животные – это………. которые…… . Затем предлагаются варианты определений, выбирается лучшее по правилам трех П: правильно, полно, последовательно.

Обсуждают их правильность Оценку правильности производит учащийся, который сможет обосновать свою точку зрения. Используя следующую конструкцию: Я считаю более правильным определение …., потому что…. .

Закрепление знаний и способов деятельности

1. Закрепление изученного материала на основе работы с текстом естественнонаучного содержания.

1. Организует работу с текстом. (Приложение 3)

Сейчас вам будет предложен текст о растениях, которые мы обсуждали на уроке. Ваша задача провести анализ предложенного текста по алгоритму (учащиеся с более высоким уровнем получают другой алгоритм):

Алгоритм для всего класса

1. Внимательно прочитайте текст.

3. Сконструируйте творческие вопросы по содержанию. (Почему…? Каковы причины…? Что произойдет если…? Какова взаимосвязь…? От чего зависит…?)

4. Приготовьтесь задать свои вопросы классу.

Алгоритм для сильных учащихся

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Определите объекты (явления) для сопоставления, определите черты сходства, черты различия. Ответ оформите в виде тезисов.

1. Работают с текстом по предложенному алгоритму.

2. Обсуждают результаты работы с текстом.

Обобщение знаний и способов деятельности

1. Подведение итогов на основе фронтальной беседы

1. Организует фронтальную беседу по вопросам:

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какая цель ставилась вами в начале урока?

- Что вы должны были узнать и чему научиться?

- Вся ли цель урока раскрыта до конца?

- Когда мы сможем полностью раскрыть цель урока Слайд 24

1. Отвечают на вопросы:

Соотносят полученный результат с целью урока.

Настраиваются на дальнейшее изучение темы

Контроль и самоконтроль

1. Тестовая работа

1. Организует проверку знаний на уровне осознания и осмысления. (Приложение 4)

1. Царство животные делится на два подцарства

2. Подцарство многоклеточные – самая многочисленная группа живых организмов

3. Для многоклеточных организмов свойственна специализация клеток по выполняемым функциям

Тема: Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные

- рассмотреть процесс возможного происхождения многоклеточных от колониальных жгутиковых. Оценить широкое разнообразие типов и классов многоклеточных животных.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала. Комбинированный урок.

- Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения и

питания многоклеточных организмов

- Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

- Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе, как целостному организму всего живого.

Проверка домашнего задания

1. Почему беспозвоночных называют простейшими?

2. Расскажите о строении амебы.

3. Расскажите о строении инфузории-туфельки.

4. Расскажите о строении эвглены зеленой.

5. Особенности строения Бодо.

6. Особенности размножения Бодо.

Изучение нового материала

Самым важным свойством многоклеточного животного стала слаженность работы клеток, тканей и органов, ее координация нервной системой. Эти качества присущи даже таким примитивным многоклеточным, как губки или гидры. Тела этих организмов состоит из множества клеток. К подцарству многоклеточных относят беспозвоночные и позвоночные.

Сходное строение имеют взрослые губки, также напоминающие двуслойный мешок, внутренний слой которого (эндодерма) содержит клетки со жгутиками, которые самостоятельно отлавливают частицы пищи из воды, втягиваемой внутрь через поры. Тем самым очевидно, что единая пищеварительная система, а также другие органы и ткани у губок отсутствуют. Жизненно значимое качество губок – способность к регенерации (восстановлению) утраченных частей организма.

Защищаются губки пассивно – за счет колючих скелетных кристаллов. У некоторых видов форму тела поддерживает упругий пористый скелет, с древних времен используемый человеком для мытья.

Большинство видов губок имеет небольшие размеры (от 1–2 см до 0,5 м), но в южных морях встречаются высокие (до 2 м) гиганты изящной формы с красивыми названиями: кубок Нептуна, корзинка Венеры.

Весьма любопытный пример симбиоза корзины Венеры и мелких рачков обнаружен в Японском море. В обширной полости прочной стеклянной губки нередко поселяются новорожденные рачки. Здесь они находят защиту от врагов, а губка получает для питания остатки их пищи. Но выросшая пара взрослых рачков, в отличие от своего потомства, уже не может выплыть через узкое устье губки наружу из этого жилища и становится его пожизненными узниками. Вероятно, поэтому в Японии новобрачным преподносят корзинку Венеры с парочкой неразлучных рачков, как символ неразрывности их семейных уз.

Читайте также: