Почему возросла роль армии и кгб в управлении государством кратко

Обновлено: 08.07.2024

За спиной генерала войны — командировки, десятки секретных операций. На парадном мундире — награды страны. Но он его редко достаёт из шкафа. Мы знакомы давно, но до сих пор генерал связан обетом молчания. Никаких шпионских историй, имён, фамилий. И даже согласившись побеседовать о, пожалуй, самой больной для него теме — судьбе Главного разведывательного управления Генерального штаба России, он не отступил от своих правил.

- Как мне к Вам обращаться?

Почему ГРУ проморгало распад Союза?

— В твоём вопросе — типичная ошибка тех, кто мало знаком со спецификой ГРУ. ГРУ никак не могло воспрепятствовать распаду Союза прежде всего потому, что Главное разведывательное управление Генерального штаба — это военная разведка, чьи усилия и поле деятельности всегда находились вне границ Союза. На территории СССР ГРУ просто не имело права ни создавать свою агентуру, ни вести здесь оперативную работу: всё это была исключительная прерогатива КГБ. Так что твой вопрос правильнее переадресовать туда.

Но скажу своё суждение по этому вопросу.

- А ГРУ? Что происходило с ним?

— Как я уже сказал, проблема ГРУ в это время была в том, что мы законодательно не имели права создавать свою агентуру на территории СССР и, как следствие, не имели права проводить на своей территории никакие нелегальные операции без увязки с КГБ. Соответственно, на территории СССР у нас для этого просто не было ни структур, ни подразделений для эффективного противодействия разрушительным процессам.

Поэтому всю информацию, которую мы получали с мест, — а почти везде находились части и подразделения Министерства обороны СССР, откуда нам постоянно шли доклады, — мы просто передавали наверх, неизменно получая жёсткие указания не вмешиваться.

Нас в этот период не раз упрекали в том, что ГРУ никак себя не проявляет. Вспыхивали конфликты в Фергане, Баку, Карабахе, Тбилиси, Вильнюсе, куда перебрасывались части Минобороны, но зачастую действия военных были похожи на действия слона в посудной лавке. Переброшенные в район конфликта части ситуации на месте не знали, основным источником информации служила информация, поступавшая по линии КГБ, а она, как я уже сказал, часто носила противоречивый характер, а иногда и просто была неточной.

Пойми, ГРУ — это не киношный монстр, который может делать что хочет, ГРУ — это лишь инструмент. Причём инструмент очень тонкий, имеющий кучу законодательных и системных ограничений. Более того, это очень компактный инструмент: всё ГРУ, включая уборщиц и секретчиц, можно усадить на одной трибуне Лужников. И очень многое зависит оттого, в чьих руках этот инструмент находится, как им пользуются. Поэтому возлагать вину на ГРУ за распад Союза — то же самое, что обвинять кинжал, висящий на стене, в том, что его хозяин ушёл в лес без него и был задран там волками.

То у ГРУ забирают бригады спецназа, то возвращают. Что же происходит сейчас с ГРУ? И насколько вообще была необходима реформа ГРУ?

— Безусловно, ГРУ к концу 90-х годов уже не в полной мере отвечало требованиям времени, и требовалась его реформа. ГРУ нужно было адаптировать под современные реалии. На мой взгляд, одним из атавизмов было то, что, являясь фактически равной СВР по масштабу и возможностям разведывательной службой страны, ГРУ не имело прямого выхода на высшее политическое руководство, являясь лишь одним из управлений Генерального штаба и замыкаясь на начальника Генерального штаба и Министра обороны. Такая подчинённая конструкция часто шла во вред делу, особенно там, где речь шла об оперативном реагировании и о координации действий с другими спецслужбами.

Необходимо было законодательно и структурно адаптировать работу ГРУ на территории России. Реформа была необходима. Но не зря говорится, что дьявол кроется в деталях.

Реформа была нужна, но разумная и хорошо просчитанная по своим последствиям. У нас же всё пошло по самому худшему сценарию.

Главная проблема реформаторов в том, что, с одной стороны, затевая реформу, они совершенно не представляли себе, какие же цели она преследует и какие результаты должны получиться в её итоге. А с другой стороны, они вообще крайне слабо ориентировались в военном деле, пытаясь на армию перенести принципы, отработанные ими ранее в сфере бизнеса. При этом превалировал просто механистический подход. Без какого-либо обсуждения и проработки вдруг пришла директива сократить личный состав почти на 30%. Откуда взята эта цифра, как она обоснована, насколько разумна, никто не знает. Почему именно 30, а не 40 или 50?

Чтобы судить о состоянии спецслужб, достаточно посмотреть на состояние самой открытой из силовых структур — МВД. Взяточничество, протекционизм, клановость, непрофессионализм — об этом пишут и говорят. Но точно такие же проблемы коррозируют и другие силовые структуры, просто информация об этом не выходит на уровень общеизвестной.

Разведка сегодня переживает очень непростое время. Главная проблема сегодняшней разведки — размывание мотивации и убеждений, той веры, без которой невозможна работа разведчика. Людям всё труднее объяснять самим себе, что же они защищают, — свою страну или интересы конкретных финансовых и политических групп.

С каждым годом разведку всё больше привлекают к обслуживанию и защите коммерческих интересов вполне конкретных фирм и концернов. И можно долго самому себе доказывать, что ты защищаешь интересы России, действуя в интересах банка или нефтяного концерна, но когда по специфике своей работы знаешь, куда, на какие счета уходят прибыли от операций, которые ты прикрываешь, становится очень трудно сохранять убеждения и внутреннюю целостность. Разведчик и так постоянно находится во враждебной среде. Его воля и убеждения постоянно проходят испытания на прочность. И когда в дополнение к внешнему воздействию и постоянному напряжению добавляется ещё и размывание некогда незыблемых принципов, на которых строилась твоя служба, то это может стать тем клином, который сломает личность и толкнет человека на предательство.

Это всё усугубляется преступной глупостью реформаторов, когда непродуманные массовые сокращения, проведённые в оперативных подразделениях, привели к тому, что сотни офицеров, выполняющих задачи вдали от Родины, без всякого объяснения и повода в одночасье оказались перед перспективой быть просто вычеркнутыми из жизни без работы и будущего. При этом, многие из них не имеют в России крыши над головой, их семьи не устроены. Такое отношение к кадрам иначе, чем предательством по отношению к ним, я назвать не могу. И это предательство так же провоцирует людей на малодушие.

Предательству, разумеется, нет оправдания. И чем бы ни руководствовался предатель, он всегда останется падшей душой, парией, отверженным.

А за его спиной десяткам людей придётся искать спасения в бегстве, и те, кто не успеют скрыться, окажутся в тюрьмах на долгие десятилетия, а ктото просто умрёт от яда или пули. Исключений не бывает. Но, осуждая предательство, мы должны вскрывать его причины, понимать его генезис.

- Неужели нет надежды? Неужели ГРУ так и уйдёт в историю легендарным флотом Александра Македонского, растворившимся без следа в неизвестности?

— Знаешь, я живу так долго, что уже не раз видел, как светлое будущее становилось тёмным прошлым.

Моя судьба разведчика приучила меня сохранять спокойную созерцательность там, где ты не в силах что-либо изменить, потому что, поддавшись отчаянию, эмоциям, ты упустишь мгновение, когда ситуация начнёт меняться. На нашей земле нет ничего конечного и окончательного, кроме, разве что, египетских пирамид. И нынешние разрушители — все эти сердюковы и макаровы— не вечны. Как бы они ни о птимизировали, ни сокращали и ни сравнивали с землёй ГРУ, в нём остаются те люди, которые хранят в себе его геном и которые, безусловно, переживут этих временщиков.

Есть вечные ценности, которые не зависят от политической конъюнктуры и чиновничьего самодурства. Помнишь слова императора Александра III о том, что у России есть лишь два верных союзника — русская армия и русский военный флот? Это было сказано почти 150 лет назад. Но и 100 лет назад, и 50 лет назад, и сегодня, и через 50 лет они останутся аксиомой. Россия невозможна без сильной армии и флота. А сильные армия и флот невозможны без сильной военной разведки — и значит, история ГРУ не закончена.

Когда-то мой любимый писатель Антуан де Сент-Экзюпери, покинув разгромленную, оккупированную немцами Францию, написал пророческие слова: «Сегодня мы побеждённые.

Потому что если не было бы армии и КГБ то государство ни дня бы не Они охраняют покой всех граждан а какое государство без граждан. Если бы не было КГБ или армии то не было бы мира внутри государства.

потому что его учителя указывали на саму сущность мира и указывали в нём что он может так же и идти на все жестокости что бы оставаться на своём месте и не давать верхушку главенства.т.е мир не хотел что бы им один человек и это просто не под силам.

италики, не будучи римскими гражданами, не только не имели права на получение участков при разделе земли после походов или в результате проведения аграрных законов, но теряли свои земли, которые захватывались крупными римскими зем- левладельцами. единственным путем для них к сохранению своих земель и получению новых наделов, избавлению от произвола рим- ских властей было получение римского гражданства.

Ответ

Потому что если не было бы армии и КГБ то государство ни дня бы не просуществовало. Они охраняют покой всех граждан а какое государство без граждан. Если бы не было КГБ или армии то не было бы мира внутри государства.

Ответ

ты в своём уме? это долго, в интернете забей, я тебе с некоторыми предложениями, а так ты сам! ок? ! спрашивай если, что я готов

65 лет назад в Советском Союзе был создан Комитет государственной безопасности. Историки называют спецслужбу одной из наиболее эффективных в мире. Однако эксперты отмечают, что, несмотря на всё могущество КГБ, организации, которая была призвана защищать интересы страны, не удалось предотвратить распад СССР. Аналитики считают это главной загадкой советской эпохи.

Потребность в собственной спецслужбе руководство Советской России ощутило вскоре после Октябрьской революции. Большевики опасались актов массового саботажа со стороны своих идеологических противников. 20 декабря 1917 года постановлением Совнаркома была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Возглавил её Феликс Дзержинский.

В составе ВЧК вскоре появились территориальные подразделения и органы военной контрразведки. Кроме того, комиссия выполняла разведывательные задачи за рубежом. 20 декабря 1920-го в рамках ВЧК был учреждён Иностранный отдел — первый специализированный орган внешней разведки в отечественной истории.

6 февраля 1922 года ВЧК была реорганизована в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР, а 15 ноября 1923-го Объединённое ГПУ создали на всесоюзном уровне. В 1934 году на базе ОГПУ было образовано Главное управление Государственной безопасности НКВД СССР. В его обязанности входила борьба с разведывательным проникновением в СССР иностранных спецслужб, контрреволюцией, терроризмом и диверсиями, а также внешняя разведка и охрана государственной тайны.

В начале 1941 года управление на время стало отдельным ведомством под названием Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ), но вскоре после начала войны вернулось в состав НКВД. В апреле 1943-го НКГБ воссоздали снова. В 1946 году на его базе образовали Министерство государственной безопасности, которому постепенно были переданы основные силовые подразделения МВД — милиция, внутренние и пограничные войска. 5 марта 1953-го на базе МГБ и МВД было образовано единое Министерство внутренних дел СССР во главе с Лаврентием Берией, напоминавшее по своей структуре довоенное НКВД.

После того как Серов в 1958 году возглавил ГРУ Генштаба, председателем КГБ стал бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Шелепин, который в 1941-м, будучи сотрудником московского горкома ВЛКСМ, занимался отбором комсомольцев для службы в партизанских отрядах и сделал карьеру после подвига Зои Космодемьянской.

В 1961-м Хрущёв перевёл Шелепина на партработу, а на должность председателя КГБ назначил ещё одного сугубо гражданского комсомольского работника — Владимира Семичастного. Он был соратником Шелепина и продолжил его курс на сокращение структуры комитета.

Комитет госбезопасности блестяще показал себя в ходе Карибского кризиса. Его сотрудники обеспечили режим строгой секретности в ходе переброски на Кубу советских войск, а затем — при организации переговоров о деэскалации между Москвой и Вашингтоном. В Советский Союз не впустили ряд иностранных шпионов.

Сместились акценты в самой работе спецслужбы. Притом что комитет продолжал активно заниматься разведкой и контрразведкой, гораздо больше внимания, чем в хрущёвские времена, стало уделяться внутригосударственным вопросам. Возникли трения с диссидентским движением. В 1967 году в составе КГБ СССР было создано Пятое управление, предназначавшееся для борьбы с идеологическими диверсиями. Оно контролировало культурный и научный международный обмен, студенческую среду, религиозные организации, спортивные мероприятия, боролось с правыми радикалами. Именно с его сотрудниками многие советские граждане ассоциировали в принципе весь КГБ.

В целом, по его словам, в 1970—1980-е годы сотрудники КГБ присутствовали практически во всех мало-мальски заметных ведомствах, учреждениях и на предприятиях.

При этом личность председателя КГБ эксперт оценивает неоднозначно. Историк отмечает, что об Андропове уже давно принято говорить исключительно в позитивном ключе. Однако, как считает Александр Колпакиди, он был ориентирован на перестройку общества и невольно способствовал тому, что произошло в 1991 году.

После того как Андропов ушёл на партийную работу, его на посту сменил бывший председатель КГБ УССР Виталий Федорчук. Однако спустя полгода он уступил кресло многолетнему зампреду КГБ Виктору Чебрикову, при котором отечественная внешняя разведка добилась большого успеха.

Сотрудники резидентуры в США завербовали начальника советского отдела управления внешней контрразведки ЦРУ Олдрича Эймса. Он передал в КГБ данные на ориентировочно 25 основных агентов западных спецслужб из числа советских граждан. Благодаря этому советская контрразведка смогла практически заблокировать агентурную работу ЦРУ в СССР на несколько лет.

Чебрикова в 1988 году сменил ещё один соратник Андропова — Владимир Крючков. При нём в СССР произошли ключевые события, приведшие к развалу страны. В августе 1991 года Крючков участвовал в ГКЧП, за что и был уволен. Вместо него комитет возглавил Вадим Бакатин, ставший последним председателем КГБ СССР.

По мнению Игоря Пыхалова, необходимость создания КГБ была продиктована реалиями времени, а попытки очернить его, предпринимаемые недоброжелателями, по большому счёту безосновательны.

Читайте также: