Почему вопрос о мире считался одним из самых сложных вопросов кратко

Обновлено: 05.07.2024

735 сложных вопросов Библии и ответы на них. Лэрри Ричардс.

Библия является самой важной книгой в мире. Христиане убеждены, что в Библии содержится совершенно надежное и достоверное послание, переданное Господом через людей — авторов Писания. В нашей культуре большинство людей относится к Библии с большим уважением. И, тем не менее, периодически критика Писания завладевает общественной мыслью.

Многие полагают, например, что Библия не совсем точно передает исторические сведения. Одни говорят, что Бог Ветхого Завета — жесток и мстителен и совершенно не такой, как Иисус Христос. Вы удивитесь, когда узнаете, сколько людей, уважающих Библию, считает ее историю о сотворении мира мифом, при этом слепо веря так называемой научной гипотезе о том, что жизнь стихийно возникла из неживой материи.

Не разобравшись, они соглашаются с теорией о том, что в результате эволюции появились мириады сложных форм жизни, наполняющих биосферу Земли.

И все же многие отрывки Библии вызывают у нас немало вопросов. Можем ли мы согласиться с тем, что жизнь людей до потопа, описанного в Бытии, длилась несколько сотен лет? А как объяснить повеление, которое Бог дал народу в Исходе: полностью истребить все население Ханаана? Что на самом деле имел ввиду Иисус, когда сказал, что человек должен возненавидеть своих родителей, своего супруга, своих детей, чтобы следовать за Ним?

Когда я взялся за эту книгу, то решил, что начну со следующего предположения: Библия — это заслуживающая доверия, необходимая книга. Это Писание, вдохновленное Богом, несет в себе достоверную информацию. Будучи сам уверен в том, что Писание есть истинное откровение, я стремился к тому, чтобы рассмотреть как можно больше вопросов, возражений и нападок, связанных с достоверностью этой книги. Одновременно я исследовал много отрывков, которые называют трудными просто потому, что нелегко понять, чему они учат.

Смею надеяться, что эта книга послужит хорошим подспорьем для христиан, которые действительно доверяют Библии и верят в то, что и на трудные вопросы есть ответы, даже если они еще не знают, где их искать. Не могу гарантировать, что каждое предлагаемое мною решение данных трудных отрывков — правильное. Но могу уверить вас, что такое решение есть, и именно оно стоит на страже непогрешимости Писания, этого надежного откровения нашего любящего Бога.

Хаплография Буквы (слова), которые должны быть написаны дважды, написаны

Диттография Буквы (слова), которые должны быть написаны один раз, написаны

Метатеза Неправильный порядок букв (слов).

Слияние Соединение последней буквы предыдущего слова

со словом, которое следует за ним.

Расщепление Неправильное деление одного слова на два.

Омофония Когда путают слова, звучащие одинаково,

например, коза и коса.

Смысл всего сказанного очень прост. Несмотря на то, что в наших текстах Ветхого и Нового Заветов такие ошибки имеются, они несущественны. Это означает, что ни одна из этих ошибок не вызывает у нас серьезных сомнений относительно важных исторических данных или доктринальных положений Библии.

Многие из трудных отрывков Библии можно отнести к категории, которую я называю второстепенной. Например, цифры, указанные при переписи, или количество человек, принявших участие в сражении или находившихся в каком-то определенном месте, часто расходятся в описаниях 1-й и 2-й, 3-й и 4-й книг Царств и 1-й и 2-й Паралипоменон. Чаще всего эти разночтения связаны с ошибками, возникшими в результате списывания копий. Дело в том, что цифры в Ветхом Завете обозначались буквами алфавита, дополненными точками, написанными сверху букв. Когда упускали или, наоборот, дописывали одну или несколько точек, и когда переписчик путал буквы, появлялись разночтения. Совершенно ясно, что они не создавали каких-то серьезных трудностей. Им легко найти объяснение. А было ли в армии 330 тыс. или 33 тыс. человек,— не так важно, ведь, в первую очередь, в тексте правильно сказано о том, кто победил в этом сражении.

Но если мы готовы признать, что в Библии есть ошибки, преднамеренно допущенные при списывании копий, то это — нечто совершенно иное. Это — обвинения, в которых утверждается, что тексты оригиналов содержат вопиющие ошибки, и что учение в оригиналах не согласуется с более поздним учением христианства.

Некоторые ошибки пытаются объяснить с научной точки зрения. Например, библейское описание сотворения мира рассматривают с позиции современной теории эволюции, а истории о долгожительстве людей до потопа считают неправдой. Также вырывают стихи из контекста, которые будто бы учат, что земля имеет четыре угла (следовательно, она плоская), что солнце восходит (следовательно, оно вращается вокруг Земли, а не планета Земля — вокруг Солнца). Но и на эти трудные вопросы можно найти ответ. В одних случаях отвечают, что подобные противоречия действительно имеют место, но все же аргументы говорят в пользу библейской позиции; в других — на основании научных знаний, объясняющих данное явление; в-третьих — демонстрируя, каким образом поэтический или феноменологический язык Библии используется ненаучно.

Эти отрывки, трудные для понимания, нужно рассматривать отдельно. И когда они становятся понятными и исчезают трудности, тогда в них нам нередко открываются вечные истины.

Наверное, исследование тех сложных вопросов, которые задают люди, и есть самым захватывающим при изучении Библии. Нам не нужно бояться честного взгляда на трудные отрывки или трудные вопросы. Ибо Библия заслуживает доверия, ведь она — верное Божье откровение. Библия способна выдержать любую проверку. И если мы стремимся находить ответы на трудные вопросы о Библии, наша вера не разрушается, а становится все сильнее.

Брестский мир имел множество неблагоприятных последствий. Коалиция с левыми эсерами становилась невозможной (15 марта они покинули правительство в знак протеста, не желая компрометировать себя капитуляцией перед Германией) . Оккупация Германией Украины (с последующей экспансией на Дону) нарушала связи центра страны с хлебными и сырьевыми районами. Одновременно страны Антанты начали интервенцию в России, стремясь снизить возможные издержки, связанные с ее капитуляцией. Оккупация Украины усугубляла продовольственную проблему и еще сильнее обостряла отношения горожан и крестьянства. Его представители в Советах, левые эсеры, развернули агитационную кампанию против большевиков. Капитуляция перед Германией стала вызовом национальным чувствам русского народа, миллионы людей независимо от их социального происхождения были настроены против большевиков. Только очень жесткая диктатура могла противостоять таким настроениям.

Мир с Германией не означал отказа большевиков от идеи мировой революции как таковой. Большевистское руководство считало, что без революции в Германии изолированная Россия не сможет перейти к строительству социализма. После начала Ноябрьской революции в Германии Совнарком аннулировал Брестский мир 13 ноября 1918. Однако его последствия уже дали о себе знать, став одним из факторов начала широкомасштабной Гражданской войны в России. Послевоенные отношения России и Германии были урегулированы Рапалльским договором 1922, по которому стороны отказались от взаимных претензий и территориальных споров, тем более, что к этому времени у них не было даже общей границы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БОЛЬШЕВИКОВ.

ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

После этого занятия учащиеся смогут:

Давать описание исторических событий на основе текста;

Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Характеризовать и анализировать содержание первых декретов Советской власти;

Объяснять причины изменения позиции партии большевиков в отношении Учредительного собрания;

Выявить общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

Работать в группе, выступать публично;

Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России;

Задуматься над мерой ответственности личности за ход исторического развития.

ТИП УРОКА: урок-исследование.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Тест. Февральская и Октябрьская революции.

А 1. Что было результатом Февральской революции?

Введение в стране гражданских прав и свобод

Вывод Росси из войны

Установление ограниченной монархии

Национализация помещичьих земель

А 2. Какое событие произошло позднее других?

Отречение Николая II

Создание Временного правительства

Выступление генерала Корнилова

Апрельский кризис Временного правительства

А 3. Какая партия стала правящей после Февральской революции?

Эсеров 2) кадетов 3) большевиков 4) черносотенцев

А 4. Что было причиной Октябрьской революции?

Ухудшение военного и экономического положения в стране

Создание коалиционного правительства

Разгон II Государственной Думы

Мы видим, что именно при такой обстановке, т.е. при полном отвлечении от обстоятельств времени и места, написаны они Лениным.

Мотивационно-целевой этап.

Первые декреты Советской власти.

Организация власти Советов.

Создание новой армии и спецслужб.

Первая Конституция России 1918 г.

Введение в новый материал.

Исследую политику партии большевиков в первые месяцы после октябрьских событий, попробуем согласиться или опровергнуть доводы советской историографии.

Работа по теме урока.

Первые декреты Советской власти.

Задание. Прочитайте п.1 и назовите первые декреты, постановления Советской власти , укажите их основные задачи.

Декрет о мире

Декрет о земле

Декрет о власти

Всем воюющим странам начать переговоры о справедливом и демократическом мире.

Заключить перемирие на 3 месяца для подписания всеобщего мира без аннексий и контрибуций.

Отмена помещичьей собственности на землю.

Отмена частной собственности на землю (национализация земли).вся земля с инвентарем передавалась в исключительное пользование государства или общин.

Земля распределялась по едокам и количеству трудоспособных в семье.

Декрет в целом совпадал с эсеровской программой

СНК- Совет народных комиссаров. Председатель- В.И.Ленин. Нарком по иностранным делам- Л.Д.Троцкий. Нарком просвещения- А.В.Луначарский. Нарком по делам национальностей- И.В.Сталин.

Избран новый ВЦИК в составе 62 большевиков и 29 левых эсеров.

Учредительное собрание.

Задание. Прочитайте п.2 § и проанализируйте данные таблицы и сделайте выводы о причинах поражения большевиков в этих выборах.

Было подано голосов

Меньшевики и эсеры надеялись на то, что на учредительном собрании удастся перехватить власть у большевиков. Большевики изменили свое отношение к собранию. 5 января- расстрел митинга. 6-7 января- роспуск собрания.

Последствия роспуска Учредительного собрания:

Утрачены надежды на мирный путь устранения большевиков от власти

Сделал вывод о необходимости вооруженной борьбы с большевиками

Организация власти Советов.

Самостоятельно изучается учащимися (если на уроке на хватает времени- дома)\

Создание новой армии и спецслужб.

Самостоятельно изучается учащимися (если на уроке на хватает времени- дома)

Брестский мир.

Задание. Работая с п. § , дополнительный материалом, ответьте на вопросы:

Подготовка перемирия.

Декрет свидетельствовал о готовности России выйти из войны, что было выгодно Германии, которая могла, заключив мир с нашей страной, сосредоточить все свои силы на Западном фронте, и невыгодно странам Антанты, терявшим важного союзника. Намерение большевистского правительства опубликовать тайны договоры также устраивало Германию, поскольку секретные соглашения Россия, естественно, заключала с союзниками. т.е. с Антантой.

7 (20) ноября Ленин по телефону потребовал от главковерха Н.Н.Духонина сделать австро-германскому командованию формальное предложение о перемирии. Духонин (он объявил себя верховным главнокомандующим 1 (14) ноября ввиду безвестного отсутствия А.Ф.Керенского) считал власть большевиков узурпаторской , и, отвергая сепаратные переговоры, ответил отказом. 9 (22) ноября приказом Совнаркома генерал был смещен со своего поста. Новым главнокомандующим был назначен прапорщик Н.В.Крыленко, профессиональный революционер, большевик с 1904 г, член Петроградского ВРК.

9 (22) ноября 1917 г советское правительство официально передало иностранным послам предложение о заключении мира без аннексий и контрибуций. Послы союзных государств на советскую ноту не ответили.

В тот же день Ленин и Крыленко по радио предложили всем воюющим частям прекратить военные действия и выбрать уполномоченных для ведения с противником переговоров о перемирии. Это привело к окончательному развалу старой русской армии. К 16 (29) ноября 20 из находившихся на фронте 125 дивизий заключили с противником соглашения о перемирии, а фактически прекращения огня придерживалась большая часть войск.

14(27) ноября германское командование дало согласие на участие в мирных переговорах. Днем позже советское правительство объявило, что вступит в переговоры в том случае, если союзники по Антанте не примут в них участия. Это означало их готовность к подписанию сепаратного мира.

По предложению германской стороны переговоры велись в Брест-Литовске, где находилась ставка главнокомандующего немецким Восточным фронтом. Советская делегация прибыла 20 ноября (3 декабря) . В ее состав входили три большевика и два левых эсера. Руководителем делегации был А.А.Иоффе, бывший меньшевик.

Советские представители предложили заключить мир без аннексий и контрибуций. Германские дипломаты заявили, что согласятся на это лишь в том случае, если от аннексий откажутся все страны Антанты. Тем самым они фактически отвергли советские предложения , поскольку было очевидно, что Англия и Франция никогда не согласятся оставить Германии Эльзас и Лотарингию.

Советская делегация добивалась всеобщего перемирия и запрета на переброску войск с фронта на фронт. Это избавило бы большевистскую власть от упреков в предательстве союзников. Но немцы соглашались заключить перемирие только на Восточном фронте, так как западные державы не собирались отказываться от военных действий , а на одностороннее прекращение огня на Западном фронте Германия, естественно, пойти не могла.

Не устраивал германских дипломатов и отказ от переброски войск в Восточного фронта на Западный. Дело в том, что сразу после взятия большевиками германский Генеральный штаб приступил к разработке плана наступления во Франции весной 1918 г- в расчете на скорое высвобождение войск с Восточного фронта. Тем не менее в этом вопросе немцы уступили.

Зато они сочли слишком длительным предложенный советской стороной срок перемирия- 6 месяцев. Если большевики рассчитывали максимально затянуть перемирие, надеясь на мировую революцию, то их партнеры стремились как можно скорее подписать сепаратный мир. В результате перемирие было заключено с 4 (17) декабря 1917 г по 1(14) января 1918 г.

Всё дело в том, что такой тест требует от человека иметь за спиной большой список прочитанных произведений, причём, обязательно с ощутимым упором на признанные классическими, что вызывает у молодёжи затруднения, поскольку если с восприятием дошкольной и ранней школьной литературы ещё проблем не возникает, то для понимания смысла более "тяжёлых" рассказов и романов необходимы ещё и общие энциклопедические, исторические познания, например.

Еще одна проблема — это темы, на которые предлагают размышлять. Зачастую они вызывают у учащихся позывы к зевоте и иногда сформулированы так, что, чтобы их целиком раскрыть, даже педагогу придётся изрядно попотеть.

И последнее, что тяготит людей в связи с этим экзаменом — это тот простой факт, что даже успешная сдача экзамена не является гарантом того, что усилия вообще того стоили, поскольку наблюдается стойкая тенденция у значительной части учащихся идти по пути наименьшего сопротивления и выбирать к сдаче предметы типа литературы, философии и т. п., чтобы избавить себя от работы с тяжёлыми расчётами и запоминания большого объёма энциклопедических фактов о той или иной стезе мироздания. Только вот такой набор предметов на выходе создаёт избыточность подобных специалистов и как результат — толпы невостребованных выпускников. Попробуй-ка настроить себя на сдачу, с запозданием ошеломлённый этой мыслью.

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, – не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем – какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества – воды. Дерево – это одно состояние воды, гора – другое, птица – третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

Милет - один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь - переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ. Это была натурфилософия, или философия природы.

Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость.


ФАЛЕС (VII–VI вв. до н. э.)
1. Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.
2. Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.
3. Разрушение мира по истечении "мирового цикла" будет означать погружение всего сущего в океан.

Фале́с (ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии

Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего , обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге): ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное – ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484–430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы. Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается. Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода - это то, что в последующем многие философы стали называть материей, "матерью" всех вещей и явлений окружающего мира.

Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.


Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.hyle и zoe - вещество и жизнь - философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan - все и theos - Бог - философское учение, в соответсвии с которым "Бог" и "природа" отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Рекомендованная литература:

Читайте также: