Почему во франции и в англии возникли органы сословного представительства кратко
Обновлено: 05.07.2024
Столетняя война – война между Англией и Францией, которая с перерывами продолжалась более ста лет – с 1337 г. по 1453 г.
Парламент – это собрание представителей разных сословий (феодалов, духовенства, горожан) в Англии, орган сословно-представительной монархии. Состоял из верхней палаты – палаты лордов и нижней – палаты общин.
Хартия – это название некоторых документов публично-правового характера (конституций и др.), в которых нашли выражение требования политических прав социальных слоёв общества.
Генеральные штаты – высший совещательный орган сословного представительства во Франции XIV – XVIII веков, один из важнейших институтов сословной монархии.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
И во Франции, и в Англии в конце XI – начале XIV в. королевская власть добилась важных успехов в объединении страны. И во Франции, и в Англии возникла новая форма государства – сословная монархия.
В чем было сходство исторического пути государств Западной Европы в период развитого Средневековья? Как и почему Франция объединилась вокруг короля? Почему королевская власть в Англии в XI – XII вв. была более прочной, чем во Франции, и что изменилось в веке XIII? Что послужило поводом к Столетней войне между этими странами?
Об этом вы узнаете в данном уроке.
Франция прошла долгий путь объединения страны и усиления королевской власти.
В Англии и во Франции образовались органы сословной монархии, которые поддерживали борьбу королей с папами и крупными феодалами, а нередко и ограничивали своеволие королей. Во Франции опорой королевской власти служили Генеральные штаты – орган власти, в котором представители сословий обсуждали положение дел в стране и утверждали предложенные налоги. В Англии опорой государства стал парламент.
В период с 1337 по 1453 годы, на протяжении более ста лет проходила Столетняя война между Англией и Францией за территории. Предметом спора стала Аквитания. 1429 год – год освобождения Орлеана от осады – стал переломным в ходе войны. Когда последний оплот англичан в Аквитании – город Бордо – сдался, Столетняя война завершилась победой Франции. У англичан на французской земле ещё на столетие оставался один порт Кале.
К концу XV в. завершилось объединение и воссоздание централизованных государств во Франции и Англии.
Превращение Франции в единое сильное государство способствовало развитию в ней хозяйства и культуры, образованию единого народа.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Расположите на ленте времени события истории Англии XI–XIII вв.
Установление династии Плантагенетов
Завоевание герцогом Нормандским Англии
Правильный вариант:
Завоевание герцогом Нормандским Англии
Установление династии Плантагенетов
Задание 2. Расположите в хронологическом порядке события истории Франции.
В этом разделе будут представлены два органа сословного представительства: парламент (Англия) и Генеральные штаты (Франция). Освещение их деятельности имеет большое значение для понимания правовых и политических процессов, происходивших в тот период. Первое сословное представительство возникло в Англии, а его типичным примером развития сословного представительства являются Генеральные штаты.
Парламент (Англия). В период сословно-представительной монархии в Англии сложилось учреждение, которое со временем стало все серьезным элементом государственного механизма – представительный парламент. Парламент обязан своим возникновением политическим взаимоотношениям сословий с королевской властью и кризису власти во 2 половине XIII века. Также большое значение сыграла и традиция привлечения королевской власти высшей знати к решению государственных задач.
Что касается полномочий парламента, то они сложились не единовременно. Некоторые полномочия сформировались в силу традиций, а другие как политическое равновесие, часть их них утверждал король для достижения общественного консенсуса. Но за некоторые полномочия парламент вел очень жесткую и длительную войну.
Основным органом определения полномочий парламента было Собрание магнатов. За собранием знати признавались такие права, как утверждение налогов, подача королю советов по государственным делам и т.д.
1. Законы-статуты, представляющие совместные постановления короля и парламента.
2. Указы короля – ордонансы, которые коль имел право издавать самостоятельно.
В 1408 году Глостерскими декларациями было признано законным право лордов проводить совещания, посвященные государственным делам, в отсутствие короля, а после петиций парламента такое же право было закреплено за палатой общин. При Генрихе IV вошло правило свободы парламентских прений.
Генеральные штаты (Франция). Стремление королевской власти к централизации и резкому усилению королевских полномочий вызывало недовольство правящих сословий. Именно в этот период для королевской власти было необходимо общественное одобрение их политики. Вследствие этого возникает орган сословного представительства – Генеральные штаты.
Генеральные штаты исторически выросли из феодальных советов. Согласно феодальному обычаю участие в таких советах было их обязанностью. С середины XII века в таких советах участвовали и представители привилегированных городов. Ассамблеи же созывались королем, чтобы заручиться поддержкой 3 сословий: светских и духовных вассалов, горожан. Бывали случаи, когда сословия собирались либо вместе, либо по отдельности. Иногда собрания различались по территориальному принципу: Лангедок (север-центр), Лангедойль (Юг).
Между 1314 и 1328 гг. Ассамблеи обретают новый облик: король просит согласия у сословий на новые субсидии, унификацию монеты и т.д. Особенно возросло влияние штатов в годы столетней войны (1337-1453 гг.). Именно в этот период Генеральные штаты добиваются у короля принятия Великого мартовского ордонанса 1357 года. Согласно ему решения штатов должны были быть окончательными и входить в силу без одобрения короля. Финансовые субсидии могли расходоваться только на те цели, которые установят Генеральные штаты. Однако этот ордонанс продержался недолго и вскоре был отменен и почти не применялся.
Единой организации деятельности штатов долгое время не было, а именно каждое собрание носило свой характер: то сословия вместе, то по отдельности. Программа сессии определялась королем, и депутаты могли лишь выражать свое мнение по королевским предложениям.
Компетенция Генеральных штатов была неопределенной. В целом они высказывали свое мнение по следующим вопросам:
· вотирование налогов, ежегодных и новых субсидий;
· мирные соглашения или переговоры (редко – решение внутренних конфликтов);
· предложения и просьбы королю.
Первое из полномочий фактически ушло после 1439 года, когда штаты утвердили постоянный государственный налог.
В этом разделе будут представлены два органа сословного представительства: парламент (Англия) и Генеральные штаты (Франция). Освещение их деятельности имеет большое значение для понимания правовых и политических процессов, происходивших в тот период. Первое сословное представительство возникло в Англии, а его типичным примером развития сословного представительства являются Генеральные штаты.
Парламент (Англия). В период сословно-представительной монархии в Англии сложилось учреждение, которое со временем стало все серьезным элементом государственного механизма – представительный парламент. Парламент обязан своим возникновением политическим взаимоотношениям сословий с королевской властью и кризису власти во 2 половине XIII века. Также большое значение сыграла и традиция привлечения королевской власти высшей знати к решению государственных задач.
Что касается полномочий парламента, то они сложились не единовременно. Некоторые полномочия сформировались в силу традиций, а другие как политическое равновесие, часть их них утверждал король для достижения общественного консенсуса. Но за некоторые полномочия парламент вел очень жесткую и длительную войну.
Основным органом определения полномочий парламента было Собрание магнатов. За собранием знати признавались такие права, как утверждение налогов, подача королю советов по государственным делам и т.д.
1. Законы-статуты, представляющие совместные постановления короля и парламента.
2. Указы короля – ордонансы, которые коль имел право издавать самостоятельно.
В 1408 году Глостерскими декларациями было признано законным право лордов проводить совещания, посвященные государственным делам, в отсутствие короля, а после петиций парламента такое же право было закреплено за палатой общин. При Генрихе IV вошло правило свободы парламентских прений.
Генеральные штаты (Франция). Стремление королевской власти к централизации и резкому усилению королевских полномочий вызывало недовольство правящих сословий. Именно в этот период для королевской власти было необходимо общественное одобрение их политики. Вследствие этого возникает орган сословного представительства – Генеральные штаты.
Генеральные штаты исторически выросли из феодальных советов. Согласно феодальному обычаю участие в таких советах было их обязанностью. С середины XII века в таких советах участвовали и представители привилегированных городов. Ассамблеи же созывались королем, чтобы заручиться поддержкой 3 сословий: светских и духовных вассалов, горожан. Бывали случаи, когда сословия собирались либо вместе, либо по отдельности. Иногда собрания различались по территориальному принципу: Лангедок (север-центр), Лангедойль (Юг).
Между 1314 и 1328 гг. Ассамблеи обретают новый облик: король просит согласия у сословий на новые субсидии, унификацию монеты и т.д. Особенно возросло влияние штатов в годы столетней войны (1337-1453 гг.). Именно в этот период Генеральные штаты добиваются у короля принятия Великого мартовского ордонанса 1357 года. Согласно ему решения штатов должны были быть окончательными и входить в силу без одобрения короля. Финансовые субсидии могли расходоваться только на те цели, которые установят Генеральные штаты. Однако этот ордонанс продержался недолго и вскоре был отменен и почти не применялся.
Единой организации деятельности штатов долгое время не было, а именно каждое собрание носило свой характер: то сословия вместе, то по отдельности. Программа сессии определялась королем, и депутаты могли лишь выражать свое мнение по королевским предложениям.
Компетенция Генеральных штатов была неопределенной. В целом они высказывали свое мнение по следующим вопросам:
· вотирование налогов, ежегодных и новых субсидий;
· мирные соглашения или переговоры (редко – решение внутренних конфликтов);
· предложения и просьбы королю.
Первое из полномочий фактически ушло после 1439 года, когда штаты утвердили постоянный государственный налог.
Политическое устройство мира представляется нам давно сложившимся и устоявшимся. Демократия, политические партии, парламент, выборы — всё это привычные и проверенные временем политические институты и практики. Что может быть новое в этой области? Да и к чему изобретать велосипед? Но иногда все-таки полезно вспомнить, как был изобретен велосипед.
ФРАНЦИЯ — ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ
Тот институт сословного представительства, который нас интересует, во Франции назывался Генеральные штаты. Они существовали до 1789 года, т.е. до Великой французской революции, затем были трансформированы в Национальное собрание.
Справка : Генеральные штаты — высший сословно-представительный орган Франции XIV-XVIII веков. Состояли из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия, включавшего в себя всё остальное население Франции. Созывались монархом, прежде всего для получения согласия на взимание налогов. В июне 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием. Таким образом Генеральные штаты прекратили свое существование.
Появился он несколько позднее — в 1302 году, и был созван Филиппом IV Красивым.
Франция находилась тогда в очень тяжелом положении, и король очень нуждался в поддержке всех трех сословий французского населения: духовенства, дворянства и горожан. Генеральные штаты не действовали регулярно. Т.е. когда король считал нужным, тогда он и собирал парламент. И парламент обсуждал те вопросы, которые предлагал король.
Генеральные штаты состояли из трех палат. Если в Англии палаты какое-то время заседали вместе, а потом разошлись, то во Франции они всегда заседали порознь. Каждая палата обсуждала свои вопросы. Два раза за всю историю они собирались вместе: в 1468 и 1484 годах, когда обсуждали общие вопросы.
Генеральные штаты во Франции — это вынужденная мера. Королю очень не хотелось иметь с ними дело, но как только ситуация становилась острой, как только наступала эпоха кризиса, король вынужден был обращаться к сословиям для того, чтобы элементарно получить деньги на определенные расходы, те же самые войны. Доказательством этому является Столетняя война.
Справка : Столетняя война (1337-1453 гг.) — затяжной военный конфликт между Англией и Францией. По сути являлся серией военных компаний, чередующихся примирениями. Поводом явились притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, стремящейся вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям. Англия так и не смогла добиться своей цели. В результате войны на континенте у нее остался лишь порт Кале, который она удерживала до 1558 года.
АНГЛИЯ — ПАРЛАМЕНТ
Первый парламент в Англии созвал Симон де Монфор.
Для того, чтобы подкрепить свои позиции, он созвал баронов с той территории, которая его поддерживала, иерархов церкви, а также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города. Но в борьбе за трон он проиграл и был убит. Взошедший на престол Эдуард I оценил силу этого собрания.
Справка : Эдуард I (1239-1307 гг.) — король Англии (1272 г.) из династии Плантагенетов. Старший сын короля Генриха III. Во время правления отца участвовал в политических интригах, в том числе в открытом восстании английских баронов. После битвы при Льюисе стал заложником восставших баронов, но спустя несколько месяцев сбежал и присоединился к войне против Симона де Монфора. При нем укрепилась центральная власть и регулярно стал созываться парламент.
С конца XIII столетия парламент начинает регулярно собираться, опираясь на податное население, которое платило налоги.
Первые парламенты свелись к тому, что разбирались петиции с мест. Для короля они стали важной информацией о положении дел на местах, потому что чиновничьего аппарата в Англии не было. С самого начала в парламенте была провозглашена свобода слова, т.е. за то, что говорили депутаты, их нельзя было наказать.
В 1430 году в Англии было установлено избирательное право, и оговорено, где должны проходить выборы в парламент: либо в городах, либо в столицах графств на центральной площади. Длились они две недели. Законом было установлено, что в выборах принимают участие свободные владельцы земли возрастом не менее 21 года и получающие не менее 40 шиллингов дохода в год. У женщин избирательного права не было, оно появилось лишь в XX веке, после окончания Первой Мировой войны.
Первые парламенты в Европе
История современного парламентаризма началась в католической Европе XII–XIII веков, хотя ранее существовали различные образцы народного представительства, например, общегражданские собрания в древнегреческих полисах, Сенат в Римской республике, вече у восточных славян.
Рис. 1. Парламент Англии, Средние Века.
В 1137 году в королевстве Кастилия, занимавшем часть территории современной Испании, появились кортесы, то есть собрания знати и духовенства. В 1188 году представительство в кортесах получили горожане. С 1254 года их стали созывать в Португалии. В 1492 году на месте Кастилии и Арагона появилась Испанская империя, но региональные кортесы в ней существовали до начала XVIII века.
В Англии королевская власть с 1215 год была ограничена Великой хартией вольностей, а парламент стал действовать с 1265 года. В нем принимали участие представители следующих сословий:
- дворянство (бароны и по два рыцаря от каждого графства);
- духовенство, аббаты и епископы;
- горожане. По два человека от каждого крупного города.
В деле развития парламентаризма Англия стала лидером в Европе. Во Франции с 1302 года появились Генеральные штаты, но в XVI–XVIII веках, то есть до революции 1789 года они созывались редко.
Старейшим органом сословного представительства на планете, а также парламентом является Альтинг в Исландии, он ведет свою историю с 930 года. На острове Мэн, который относится к Британским коронным владениям, но при этом не входит в ЕС, парламент называется Тинвальд и существует с 979 года.
Рис. 2. Генеральные штаты Франции.
Сословное представительство в Новое время
В Нидерландах название органа сословного представительства — также Генеральные штаты, их историю можно отсчитывать с 1581, но на уровне провинций они существовали и ранее, с XV века.
В 1569 году, в результате Люблинской унии, появилось крупное европейское государство — Речь Посполитая. В ней органом сословного представительства стал сейм, который действовал до 1793 года. В этом государстве королевская власть была достаточно слабой, особенно в XVIII веке.
В Священной Римской империи, которая состояла из множества государств и княжеств, с 1648 по 1806 год верховным органом законодательской власти и основным элементом всей конституционно-правовой системы стал рейхстаг. В Германии он существовал с 1871 по 1918 год.
В Испании XIX века под влиянием революции во Франции и войны с Наполеоном появились Кадисские кортесы, которые действовали с 1808 по 1814 год и приняли первую конституцию в истории страны.
Лучше запомнить материал поможет таблица органов сословного представительства для 10 класса:
Государство
Орган власти и период появления
Кастилия и Испания
Кортесы с 1137 года
Англия и Великобритания
Парламент с 1265 года
Генеральные Штаты с 1302 года
Генеральные Штаты с 1581 года
Земский собор с 1549 по 1684 год
Сейм с 1569 года
Священная Римская империя
Рейхстаг с 1648 года
В России историю органов сословного представительства следует вести от Земского собора 1549 года. Он был созван при молодом царе Иване IV. Земский собор не был постоянным сословно-представительным органом власти. Его созывали периодически до 1684 года, особенно важным стал собор 1613 года, избравший на царство новую династию — Романовых.
Рис. 3. Земский собор 1649.
Что мы узнали?
В разных странах органы сословного представительства существовали в разные периоды, начиная со Средних Веков и заканчивая началом XX века. В качестве вывода следует отметить, что при укреплении абсолютизма в Новое время органы сословного представительства переставали играть заметную роль.
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта "Образование".
Читайте также: