Почему в странах восточной европы после войны возросло влияние коммунистов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Страны Восточной Европы. Результаты войны. Восточная Европа после Второй мировой войны. Изменения в политической системе. Политические кризисы. Компартия Венгрии, перемены в политике. В Чехословакии, Венгрии, Польше изменения. Экономические реформы.

Восточная Европа после Второй мировой войны. В результате разгрома фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы утвердился строй народной демократии.


В политической сфере его характерной чертой была многопартийность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль играли коммунистические и рабочие партии.

В области политической системы они предусматривали:
1) ликвидацию многопартийности;
2) концентрацию всей полноты власти в исполнительных органах, слившихся с коммунистическим партийным аппаратом.

Политические кризисы. В некоторых странах социалистического лагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные выступления прошли в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. В Восточный Берлин были введены советские танки. С помощью полиции ГДР рабочие выступления были подавлены.

Осенью 1956 г. возникли серьезные кризисы в Польше и Венгрии. Сложная внутриполитическая обстановка в Польше была решена путем возвращения В. Гомулки к руководству Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). По его предложению был изменен курс аграрной политики в деревне, была смягчена политика насильственной коллективизации.
В Будапеште и других городах начались уличные демонстрации и выступления.

Они были направлены против тогдашней Компартии Венгрии, органов госбезопасности, против союза с СССР. Было сформировано новое правительство во главе с Имре Надем, распущена Венгерская коммунистическая партия, возрождена Социал-демократическая партия. Советские войска покинули страну. Венгрия объявила о выходе из состава Организации Варшавского договора.

4 ноября 1956 г. группа коммунистов во главе с Я. Кадаром объявила о создании Временного рабоче-крестьянского правительства Венгрии и обратилась к советскому правительству с просьбой вновь ввести войска в Будапешт для пресечения трагических событий. Советские части снова заняли венгерскую столицу. Правительство Я. Кадара постепенно восстанавливало порядок в стране.

Перемены в политике. Кризисные явления в ряде стран социалистического содружества вызвали необходимость реформирования внутренней политики.

В Чехословакии, Венгрии, Польше были прекращены массовые репрессии, внесены изменения в темпы индустриализации, санкционировано существование разных экономических укладов, снижены уровни администрирования, даны некоторые послабления в использовании индивидуальной трудовой деятельности. Руководство Югославии взяло курс на децентрализацию экономики и смягчение государственного планирования. Был провозглашен отказ от диктатуры пролетариата. Трудовые коллективы и местные территориальные единицы стали рассматриваться как политические ячейки общества.

В 1968—1969 гг. в Чехословакии разразился глубокий кризис. Определенная часть членов КПЧ была недовольна политикой, проводимой Первым секретарем ЦК А. Новотным, который был явным сталинистом. Обострился словацкий вопрос. Словакия практически не пользовалась политическим и государственным равноправием с Чехией.


Была отменена цензура, создавались политические партии и движения вне рамок Национального фронта, началась кампания по реабилитации жертв репрессий. Эти процессы были расценены советским руководством и руководителями других социалистических стран как контрреволюционные, угрожающие делу социализма. 21 августа 1968 г. войска пяти государств-участников Варшавского договора — Польши, ГДР, Венгрии, Болгарии, СССР — перешли границы Чехословакии. А. Дубчек и часть руководителей КПЧ были арестованы.

Опираясь на поддержку советских войск, консервативные силы КПЧ перешли в наступление, в ходе которого из руководства КПЧ, правительства и Национального фронта устранялись сторонники реформ. В апреле 1969 г. Дубчек был заменен на посту Первого секретаря ЦК КПЧ Г. Гусаком.

По мере освобождения стран Восточной Европы от оккупационных режимов в них устанавливалась власть правительств Национального фронта.

Страны Восточной Европы на историческом переломе

После войны создавались коалиционные правительства из представителей коммунистических, социал-демократических и сохранивших политический вес деятелей довоенных буржуазных партий. Не скомпрометированные сотрудничеством с нацистами политические лидеры заняли значительные посты.

В Польше в правительство вошёл бывший премьер-министр С. Миколайчик. В Чехословакии президентом вновь стал Э. Бенеш. Главой Румынии до 1947 г. являлся король Михай.

Составлявшие правительственные коалиции политические силы зачастую имели противоположные представления о будущих путях развития государств. Некоторое стояли за реставрацию довоенных режимов. Другие отдавали предпочтение демократическим западноевропейским моделям. Третьи стремились к установлению диктатуры пролетариата. По мере формирования экономических и социальных основ послевоенных государств между этими силами обострялась борьба. Решения всех вопросом — от экономики до культуры — принимались в спорах, выходивших за рамки правительственных кабинетов.

Главными преобразованиями 1944—1948 гг. стали национализация средств производства и аграрная реформа. Государству переходили банки, промышленные предприятия, страховые компании, транспорт и связь, собственность сотрудничавших с оккупантами лиц. В конце 1940-х годов доля государственного сектора в промышленности восточноевропейских стран составляла свыше 90%, В результате аграрной реформы ликвидировалось помещичье землевладение. Часть земель закреплялась за государственными хозяйствами, часть передавалась малоземельным крестьянам. Такие преобразования поддерживались одними группами населения и вызывали сопротивление других.

Готовые работы на аналогичную тему

В борьбе переломной вехой стали 1947—1948 гг. В короткий отрезок времени власть в восточноевропейских стран попала в руки коммунистических партий. Это стало следствием тактики коммунистов и поддержки им со стороны Советского Союза.

В Польше исход борьбы определился на референдуме 1946 г. и выборах в Законодательный сейм в 1947 г.

Референдум задавал гражданам три вопроса:

  • об упразднении высшей палаты парламента;
  • о закреплении в конституции экономического строя, основанного на национализации средств производства и аграрной реформе;
  • об утверждении границ государства по рекам Одра и Ниса Лужицкая.

Одобрив первые два пункта большинство населения поддержало предложенные левыми партиями мероприятия. Выборы в Сейм в 1947 г. принесли коммунистической Польской рабочей партией 80 % голосов и Польской народной партии – 10%.

При внешней легкости утверждение новой власти привело к большим жертвам. В стране действовали антикоммунистические силы. Погибли 20 тысяч активистов новой власти.

В Чехословакии в феврале 1948 г. противоречия между коммунистами и их противниками достигли предельной остроты. В ответ на предложение коммунистов провести очередной виток национализации 12 министров от буржуазных партий ушли в отставку в расчёте, что падёт всё правительство, возглавляемое руководителем Коммунистической партии К. Готвальдом.

Коммунисты воззвали к рабочим и на предприятиях появились комитеты, поддерживающие Национальный фронт, были созданы отряды рабочей милиции, состоялась всеобщая забастовка. Президент страны Э. Бенеш принял отставку 12 министров и согласился с новым составом правительства Готвальда.

27 февраля 1948 г. новое коммунистическое правительство было приведено к присяге. При смене власти не было произведено ни единого выстрела. После отставки Э. Бенеша в июне 1948 г. новым президентом был избран К. Готвальд.

К 1949 г. в руки коммунистических партий попала вся полнота власти в Албании, Венгрии, Польше, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Югославии, ГДР.

1950-е годы: утверждение нового строя

Политический строй стран Восточной Европы в конце 1940-х годов получил название народно-демократического, а затем — социалистического. В некоторых странах существовали многопартийные системы, в других (Албания, Венгрия, Румыния, Югославия) действовала только одна партия. Функционировали парламенты, сохранялся пост президента, но руководящая роль принадлежала коммунистическим партиям. Их программы определяли развитие всех сфер общества. Примером служил СССР. Выдвигались главные задачи:

  • индустриализация;
  • кооперирование сельского хозяйства;
  • культурная революция.

В результате индустриализации большинство восточноевропейских стран из аграрных превратились в индустриально-аграрные. Главным образом развивалась тяжёлая промышленность.

Успехи индустриализации оплачивались ценой напряжения всех ресурсов. Названные государства не получали экономической помощи по плану Маршалла. Одновременно подчёркивалась необходимость укреплять военную мощь в условиях противостояния Западу. Нередко задачи завышались и темпы строительства произвольно ускорялись. Из-за внимания к тяжёлой промышленности отставало производство предметов повседневного спроса.

В кооперировании сельского хозяйства имелись отличные от советского опыта черты, учитывавшие национальные условия и традиции. В некоторых странах развивались несколько типов кооператива. Обобществление земли проводилось поэтапно. К концу 1950-х годов в сельском хозяйстве доля обобществлённого сектора превысила 90%. Исключение составляли Польша и Югославия, в которых преобладали частные крестьянские хозяйства.

Перемены в области культуры определялись особенностями развития стран. В Албании, Польше, Румынии, Болгарии, Югославии первоочередной задачей являлась ликвидация неграмотности. В ГДР особые усилия требовались для преодоления последствий господства нацистской идеологии.

Несомненным достижением стала демократизация образования.

Противоречия и кризисы 1950-х годов

Общий курс восточноевропейских стран, основывался на единой идеологии, партийной дисциплине, системе отношений в рамках ОВД и СЭВ. Но в 1948—1949 гг. между руководством СССР и Югославии произошёл конфликт, закончившийся разрывом отношений. Контакты восстановились только после смерти Сталина. Югославия за годы разрыва избрала свой путь развития. Утвердилась система общественного самоуправления. Было отменено централизованное управление хозяйством, расширялись функции предприятий по планированию и распределению фондов заработной платы. Повышалась роль местных органов власти.

Проблемы возникали в других странах. Намеченный путь оказался непростым, и трудности порождали недовольство или открытый протест населения.

16—17 июня 1953 г. в городах и посёлках ГДР произошли демонстрации трудящихся с требованиями улучшить материальное положение. Звучали антиправительственные лозунги и нападениям подверглись партийные и правительственные учреждения. Наряду с полицией против демонстрантов были направлены советские войска. Выступления удалось подавить.

Летом 1956 года в Польше начались выступления трудящихся. Рабочие в Познани объявили забастовку, в знак протеста против повышения рабочих норм и снижения заработков. В столкновениях с полицией и военными погибли несколько человек. События привели к смене руководства в Польской объединённой рабочей партии.

23 октября 1956 г. студенческая демонстрация в Будапеште начала события, поставившие страну на грань гражданской войны.

Причины кризиса в Венгрии:

  • выдвижение коммунистическими лидерами нереальных задач;
  • экономические и социальные трудности;
  • репрессивная политика руководства и др.

Положение осложнялось борьбой в верхушке правившей Венгерской партии трудящихся между догматиками во главе с М. Ракоши и желавшими изменений в партийной политике с лидером И. Надь.

Студенты требовали демократизации системы и экономических отношений. Собравшаяся толпа захватила радиокомитет и редакцию центральной партийной газеты. В городе появились вооружённые группы, которые нападали на сотрудников полиции. На следующий день были введены советские войска. При содействии руководства СССР было образовано новое правительство. 4 ноября выступление было подавлено.

Выступления в ГДР, Польше и Венгрии были протестом против партийной политики, советской модели социализма.

Особенно показателен пример Польши, где бойцов Армии крайовы (АК) выслеживали, разоружали, арестовывали, заключали в тюрьму и депортировали. АК стала потенциально ценной боевой силой, но как альтернативная основа власти в Польше представляла угрозу будущему влиянию Советов в этой стране. Несмотря на все свои декларации, Советы никогда не ограничивались победой в войне: их всегда интересовало политическое будущее стран, которые они оккупировали.

Другой способ обеспечения главенства коммунистов – использование Контрольных комиссий союзников (АСС). В конце войны союзники учредили эти временные комиссии во всех странах бывшей оси для надзора за действиями местной администрации. АСС в Германии и Австрии были более или менее поделены между американскими, английскими, французскими и советскими представителями, их споры часто заходили в тупик и в конечном счете привели к разделению Германии. В Италии в АСС главную роль играли представители западных союзников. В Финляндии, Венгрии, Румынии и Болгарии, наоборот, именно Советы плотно контролировали ситуацию, а английские и американские участники выступали в роли политических наблюдателей.

Согласно договорам о прекращении огня в этих странах, Контрольные комиссии союзников имели право одобрять политические решения, принятые национальным правительством, равно как санкционировать или запрещать назначения людей на определенные государственные посты. Причиной этого было стремление обеспечить соблюдение демократических принципов, чтобы бывшие враги не могли вернуться к своей профашистской деятельности. Однако именно члены АСС определяли, какие принципы являются демократическими, а какие нет. В Финляндии и Восточной Европе Советы регулярно злоупотребляли своими полномочиями для обеспечения поддержки политики коммунистической партии и назначения коммунистов на ключевые посты в правительстве. АСС – козырная карта, которую коммунисты разыгрывали всякий раз, когда их планам мешали другие политики.

Превосходным примером в 1945 г. послужила Венгрия, где Контрольная комиссия союзников, состоявшая почти из тысячи человек, сформировала параллельное правительство. Именно АСС настояла на проведении в начале того года выборов, полагая, что это окажет помощь коммунистам. Когда же, на удивление, партия мелких земельных собственников завоевала большинство (57,5 %) голосов, АСС не допустила, чтобы она свободно решала, как формировать свое правительство, поддержав требования коммунистов передать им контроль за крайне важным министерством внутренних дел. АСС, в которой главенствовали Советы, также вмешивалась в земельную реформу, цензуру, пропаганду и чистку чиновников, служивших в военное время, и даже помешала правительству Венгрии сформировать некоторые министерства без согласования с планами Советов на эту страну.

В других странах целью коммунистов стали другие министерства – министерство информации в Чехословакии и министерство пропаганды в Польше, потому что они контролировали поток информации, поступающий массам. В Чехословакии и Венгрии, как и в Румынии, должность министра сельского хозяйства также высоко ценилась, так как коммунисты сразу же осознали значение земельной реформы для привлечения в свои ряды новых членов. Уже было показано, насколько быстро коммунисты получили поддержку в Южной Италии, отстаивая земельные реформы. В Восточной Европе они продвинулись гораздо дальше – не только поменяли закон, но и напрямую стали раздавать земельные участки, выделенные из больших поместий или конфискованные у высланных из страны немецких семей. Они буквально купили поддержку миллионов крестьян.

Последний фрагмент мозаичной головоломки состоял в том, чтобы приступить к устрашающим внутренним чисткам, которые искоренили бы любую потенциальную угрозу внутри самой партийной структуры. Таким путем исчезли последние следы многообразия. Независимо мыслящие коммунисты вроде Владислава Гомулки в Польше и Лукрециу Пэтрэшкану в Румынии были либо отстранены от власти, либо посажены в тюрьму и казнены. Вслед за расколом между Советским Союзом и Югославией арестовали, осудили и казнили бывших сторонников Тито. Таким же образом устранили бывшего министра внутренних дел Албании Кочи Дзодзе и бывшего руководителя Коммунистической партии Болгарии Трайчо Костова. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. вся Восточная Европа скатилась в ужасающую политическую чистку, в которой любой человек мог оказаться под подозрением. В одной только Венгрии – стране с населением менее 9,5 миллиона человек – около 1,3 миллиона предстали перед судом в 1948–1953 гг. Почти 700 тысяч человек – более 7 % всего населения – получили то или иное наказание.

Историческое развитие стран Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦЮВЕ) после Второй мировой войны коренным образом отличалось от процессов, происходивших в Западной Европе. Непродолжительный период демократических преобразований в них сменился переходом к социалистическим преобразованиям, которые копировала плюсы и минусы советской модели социализма.

Преобразования первых послевоенных лет.

Исход Второй мировой войны привел к росту международного авторитета СССР, популярности коммунизма и формированию советской политической сферы влияния. Практически во всех странах Восточной Европы, освобожденных Красной Армией, состоялись выборы в высшие органы власти. В Румынии, Польше, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии и Албании к власти пришли коммунисты.

В 1947—1949 гг. они провозгласили официальный курс на построение основ социализма. Образцом служила советская модель социально-экономического и политического развития. Для нее были характерны приоритет государства в экономике, диктатура компартий, насильственное внедрение марксистской идеологии, антирелигиозная пропаганда и т. д. Проводились ускоренная индустриализация и коллективизация, фактически ликвидировалась частная собственность. С целью оказания помощи Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии в 1949 г. Советским Союзом был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Успехи и трудности социалистического строительства.

К середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли определенных успехов в развитии промышленности. Однако ускоренная индустриализация привела к образованию диспропорций в экономике. Не хватало средств для сельского хозяйства, медленно развивалась легкая промышленность, снижались доходы и покупательная способность населения.

Не было единства и в рядах социалистических стран. Так, влияние СССР не распространялось на Югославию. Лидер Югославии И. Броз Тито считал, что само государство, а не внешние силы, должно определять средства достижения коммунизма. Сталинское руководство СССР подвергло Тито жесткой критике, и в 1949 г. между двумя странами произошел разрыв.

Несмотря на относительный экономический прогресс, многие люди в странах Восточной Европы были недовольны политикой коммунистической власти. Массовые выступления рабочих охватили ГДР (1953), забастовки и уличные беспорядки происходили в Польше (1956).

Восточная Европа во второй половине XX века

Нарастание кризиса в Восточной Европе.

Массовые забастовки и демонстрации осенью 1989 г. привели к отстранению от власти коммунистических правительств в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Венгрии. Была разрушена Берлинская стена, и в 1990 г. произошло воссоединение немецкого народа. В Румынии массовые демонстрации переросли в вооруженные столкновения. Н. Чаушеску, отказавшийся пойти на уступки, был отстранен от власти и расстрелян без суда и следствия.

Таким образом, произошел распад социалистической системы, началось восстановление капитализма в восточноевропейских государствах и изменение расстановки сил в мировом масштабе. ОВД и СЭВ прекратили свое существование.

Распад Чехословакии.

Бурные потрясения в восточноевропейских странах обострили межнациональные и этноконфессиональные отношения. Не выдержала испытания временем и общая государственность чехов и словаков.

В 1992 г. единое государство мирно разделилось на Чехию и Словакию.

Гражданская война в Югославии.

Наиболее негативные последствия имели межнациональные и межрелигиозные конфликты в Югославии. После введения многопартийной системы на выборах в югославских республиках победили националистически настроенные партии. В результате в 1991—1992 гг. суверенитет провозгласили Хорватия, Словения, Македония, Республика Босния и Герцеговина. Православные Сербия и Черногория заключили в 1992 г. договор о создании нового федеративного государства — Союзной Республики Югославии (СРЮ). Югославская федерация фактически распалась. В это же время началась война в Боснии и Герцеговине между сербскими и хорватско-мусульманскими формированиями, в которую были втянуты Хорватия и СРЮ. В боснийском конфликте 1992—1995 гг. западные страны заняли антисербскую позицию.

В 1998 г. вспыхнули военные действия между сербами и албанцами в сербском крае Косово, т. е. на территории СРЮ. Конечной целью албанских сепаратистов было завоевание независимости края, являвшегося историческим центром Сербии. В ходе конфликта страны Запада пошли на крайние меры в отношении Югославии. Весной 1999 г. войска НАТО осуществили беспрецедентную в истории послевоенной Европы бомбардировку Белграда, Косово и других районов СРЮ. После этого был свергнут режим С. Милошевича в Сербии, к власти пришли прозападные политические силы. В 2003 г. Югославия была переименована в Государственный Союз Сербии и Черногории, а в 2006 г. Черногория отделилась от Сербии.

Интеграция в европейские структуры и НАТО.

В 2004 г. в Евросоюз вошли Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, а также страны прибалтийского региона, в 2007 г. — Румыния и Болгария, в 2013 г. — Хорватия.

Недавние социалистические страны повернулись в сторону не только ЕС, но и НАТО. В 1999 г. к этой организации присоединились Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 г. — Болгария, Румыния, Словакия и Словения, а в 2009 г. — Албания и Хорватия. В 2017 г. Черногория стала 29-м членом НАТО.



Читайте также: