Почему в первое десятилетие независимости произошла дифференциация школ

Обновлено: 17.06.2024

"Независимость - самая священная ценность для всех казахстанцев". Нурсултан Назарбаев

Казахстан в этом году празднует юбилейную годовщину Независимости. 30 лет для истории – небольшой срок, но для страны этот отрезок времени стал целой эпохой, в течение которой произошли радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества.

СМЕЛОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ НАЦИИ

Достижения республики за прошедшие годы действительно впечатляют. Казахстан воссоздал свою государственность, обеспечил территориальную целостность страны и нерушимость границ, перевёл экономику на свободный рыночный путь развития и интегрировал её в мировой рынок. Таких качественных изменений в политической системе за столь короткое время Казахстан ещё не знал в своей истории.

Основным идеологом демократических и экономических преобразований в республике являлся Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев. Построив сильный Казахстан и предложив долгосрочный план по выведению страны на лидирующие позиции, Нурсултан Назарбаев реализовал надежды народа о независимом, стабильном и уважаемом государстве.

Сегодня у республики есть своя территория, экономика, культура, родной язык, соб ственная политика, свои нацио нальные интересы. Впервые казахстанцы обрели право выступать от имени своего народа на международной арене и защищать свои насущные интересы. Казахстан признан мировым сообществом, он стал полноправным членом ООН, налажены дипломатические отношения со многими странами мира. По инициативе Елбасы установлены базовые институты гражданского общества и правового государства, которые оказывали значительное воздействие на сохранение политической стабильности в стране, упрочение межконфессионального и межэтнического консенсуса, ускорение экономического развития.

ОТПРАВНАЯ ТОЧКА

1 декабря 1991 года состоялись первые прямые выборы Президента республики, в которых безоговорочно победил Нурсултан Назарбаев.

10 декабря Казахская Советская Социалистическая Республика переименована в Республику Казахстан.

Конституционный закон объявил Казахстан независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории.

21 декабря 1991 года руководители 11 бывших советских республик выразили намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, подписав декларацию, которая стала основополагающим документом нового объединения – Содружества Независимых Государств.

Вместе с обретением Независимости в Республике Казахстан наступили сложные времена – времена ответственности и испытаний. Весь мир наблюдал за Казахстаном, задаваясь вопросами о том, как будет развиваться республика, что ждёт впереди молодое государство, сможет ли страна встать на ноги?

Однако Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев смог сохранить не только суверенитет и государственную целостность страны, но и перейти к стремительному развитию, обеспечив согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это очень сложный круг вопросов, которые не каждому по плечу, и не каждый осмелился бы взять на себя ответственность в такой сложный исторический период.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ГОСАППАРАТЕ

В 1991 году Казахстан начал активно реформировать органы государственного управления. Были созданы Агентство космических исследований и Государственный комитет по земельным вопросам и землеустройству, образованы министерства туризма, печати и массовой информации, физической культуры.

10 декабря Президент издал указ о формировании Алмазного фонда республики.

МИРНЫЙ АТОМ

После развала Союза Казахстану достался огромный ядерный потенциал – четвёртый в мире по своей мощности. Однако страна отказалась от ядерной бомбы ради мира.


Сейчас Казахстан входит в число самых безопасных стран в рейтинге ядерной безопасности. Принятое Нурсултаном Назарбаевым решение потребовало огромного мужества и железной воли. Оно стало катализатором для всего мирового антиядерного движения.

Закрыв Семипалатинский полигон и отказавшись от арсенала ядерного оружия, Казахстан во главе с
Первым Президентом получил полное моральное право выдвигать масштабные мировые инициативы. Активную политику в этом направлении наше государство продолжает на всех глобальных саммитах по ядерной безопасности, в которых участвует Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев в качестве почётного гостя, внёсшего выдающийся вклад в ядерное разоружение, всегда обогащая повестку дня новыми инициативами.

ПУТЬ К ЗВЁЗДАМ

2 октября 1991 года – день, когда в космос отправился первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров . Впервые в космос полетел наш соотечественник.

До обретения страной Независимости космодром был закрыт для Казахстана, и, по мнению Первого Президента РК, пришло время, когда в космос должен был полететь казахский космонавт. Это было не только жестом справедливости, но и реальным шагом республики в освоении космоса, началом космической деятельности молодого независимого государства.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НАУРЫЗ МЕЙРАМЫ

Как развивалась отрасль образования за годы Независимости в СКО

Становление отрасли образования пришлось на тяжелые 90-е годы. Тогда на первом месте были, казалось бы, совершенно другие приоритеты. Тем не менее, сфера развивалась. Сначала медленными темпами и уже более активно с начала 2000-х.

Срочного решения требовала проблема дефицита в дошкольных учреждениях. В период развала союза детские сады, особенно в сельских населенных пунктах, просто перестали функционировать. Здания либо разрушали, либо приватизировали.


Позже появилась программа государственно-частного партнерства. Предприниматели стали открывать детские сады в Петропавловске и сельской местности.

Параллельно развивалось среднее образование. Поколение североказахстанцев, родившихся в 80-е годы, наверняка, помнит, как приходилось учиться в две-три смены, сидеть на уроках в слабо отапливаемых кабинетах, учиться по одному учебнику на двоих. О комфортных условиях тогда и речи не было.

Построенные в годы Независимости школы совсем другие. В Северо-Казахстанской области за этот период избавились от аварийных школ и трехсменного обучения. Построили 45 школ на 13 268 мест.


В 1996-м году в Петропавловске появилась первая школа с казахским языком обучения. За 30 лет число школ с государственным языком обучения возросло почти в два раза – с 65 до 114.


На базе средней школы №35 открылась гимназия. Инициатором ее открытия и автором концепции учебного заведения была Раиса Полищук. Гимназия создала свою систему обучения и воспитания, основанную на принципах гуманного и гуманитарного развития личности. Были заключены меморандумы о совместных образовательных проектах с ФРГ и США. 25 гимназистов обучались в PutneySchool штата Вермонт.


Сейчас в области функционируют 469 государственных общеобразовательных школ и две частные, где в целом обучаются 73 209 учащихся. Всего в системе образования задействовано 35 тысяч сотрудников. В том числе 17 тысяч педагогических работников.



Северный Казахстан был в числе первых, где более 20 лет назад впервые в стране открылась областная школа-интернат для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Идея создания такой школы принадлежала человеку с ограниченными возможностями и большим сердцем Шамилю Шакшакбаеву. В этом благом деле его поддержал и принял участие в церемонии открытия школы-интерната Первый Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев.

За годы Независимости возродились музыкальные, художественные школы, туристические станции. В художественном лицее Петропавловска обучается более 500 детей, в музыкальных школах - более тысячи ребятишек.

В 2003-м году был создан городской детско-юношеский центр внешкольной работы. Открылись 22 детско-подростковых клуба для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Успешно работает Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Айыртауского района.

В соответствии с потребностями страны менялись колледжи области. Изменился перечень профессий. Приоритетными специальностями в тот период были менеджер, предприниматель, оператор ЭВМ, налоговые агенты, таможенники.


Техникумы, училища, профессиональные лицеи стали колледжами. С учетом потребности отраслей экономики региона проведена профилизация и оптимизация колледжей.


В соответствии с индустриально-инновационным развитием региона открываются новые специальности: эксплуатация машин и оборудования в промышленности, производство строительных изделий и конструкций, строительство автомобильных дорог и аэродромов, техническая эксплуатация дорожно-строительных машин, пожарная безопасность, туризм, маркетинг и другие.

Сейчас в системе технического и профессионального образования региона действуют 25 колледжей, в том числе четыре частных. В них обучаются свыше 10,7 тысяч студентов. Обучение ведется по 70 специальностям и 126 квалификациям для 11 основных отраслей экономики региона.

Алматинский университет энергетики и связи имени Г. Даукеева, ИУТЭ-20-3,г.

Научный руководитель, к.и.н.

Образование оказывает решающее воздействие на современного человека. Значительные изменения происходят и в Казахстане, где сложилась и целенаправленно реформируется достаточно современная система образования. Возникли частные учебные заведения, набрали силу новые типы образовательных учреждений лицеи, гимназии, колледжи. Известно, что система образования способна оказывать косвенное, отдалённое во времени, но мощное целенаправленное влияние на развитие всего общества в том числе на политические и социокультурные процессы.

Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.

И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.

Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.

Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.

За годы независимости был разработан ряд госпрограмм, направленных на развитие системы образования.

Стратегической задачей нашего государства является введение страны в ближайшие 10 лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Вхождение в число этих стран определяется по рейтингу Всемирного экономического форума на основе Индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК). Из десяти показателей ИГК два показателя относятся к развитию и качеству образования страны. В свою очередь качество образования определяется результатом внедрения передовых достижений педагогической науки в образовательную практику. В целях достижения конкурентоспособности в области педагогических наук, как и в других областях наук, проводятся фундаментальные, прикладные и инициативные исследования, результатами которых и становятся госпрограммы по совершенствованию отечественного образования.

Только в 2007 году для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области образования государством выделено 136 млн тенге. В 2006–2008 годах по заказу комитета науки МОН РК выполнены 12 фундаментальных и 41 прикладных научно-исследовательских работ в области образования.

В 2009–2011 годах по заказу комитета науки МОН РК выполнены 21 фундаментальная и 30 прикладных научно-исследовательских работ. Кроме этих исследований были проведены научные исследования учеными инициативного характера, результатами которых стали кандидатские и докторские диссертации.

Известные ученые А.П. Сейтешев, К. Кунантаева, Г.А. Уманов, Н.Д. Хмель, К.Н. Нарибаев, Т.С. Садыков, Н. Нурахметов, С. Калиев, Т.Т. Турлыгулов, Б. Баймуханов, К.Б. Жарикбаев, Н. Оралбай, Б.И. Муканова, Г.М. Храпченков, С.Е. Чакликова, Б. Абдыкаримов, К. Кабдыкаиров, В.В. Егоров, М.Х. Балтабаев, Г.К. Нургалиева, Ш. Таубаева, Р.А. Сулейменова, Н.А. Завалко, Г.Т. Хаируллин, Р.Р. Джердемалиева, Л.Х. Мажитова, М.Н. Сарыбеков, С.А. Узакбаева, К.Ж. Кожахметова, К. Болеев, Б.К. Момынбаев, Г.К. Ахметова, Ж.А. Караев, Ы.А. Наби, Н.Э. Пфейфер, С.Т. Каргин, Г.М. Кертаева, Ж.А. Асанов, Г.Ж. Менлибекова и многие другие внесли большой вклад в подготовку научных кадров, развитие педагогической науки и реформирование системы образования.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Именно модернизуя систему образования, экономически развитые страны смогли добиться качественного прорыва в социальной сфере.Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему человек может надеяться сделать хорошую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в экономическом развитии.

Требования к качеству образования можно характеризовать следующим образом:

В дошкольном воспитании – получить качественную подготовку к школе.

В среднем образовании – получить достаточно системное понимание азов наук и начальные навыки их использования в жизни.

В техническом и профессиональном образовании (ТиПО) и вузах – получить знания, умения и навыки, конкурентоспособные на международном уровне и реально востребованные экономикой и обществом.

Молодёжь вступает в жизнь трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьёзно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.2

Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должны функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимся, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одарённости. Возможность платить и личная одарённость таковы струны, из которых делается селекция, с всё уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.

Несмотря на общее снижение научных работ в Казахстане после 1991 года, за последние 10 лет казахстанской наукой достигнуты результаты, некоторые из которых имеют мировой уровень.По результатам исследований получено 877 патентов, разработано 136 образцов техники, созданы и испытаны 193 сорта сельскохозяйственных культур, выведено и апробировано 14 новых типов, линий и пород сельскохозяйственных животных. Подготовлена проектно-конструкторская и техническая документация для 36 наукоёмких производств.В 2003 году в Республике Казахстан научные исследования и разработки выполняли 267 организаций. Среди специалистов-исследователей 942 работника имеют учёную степень доктора, 2688 — кандидата наук.3

Что касается достижений за годы независимости:

Второй важный момент – приведение структуры казахстанской системы образования в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (МСКО).

В-третьих, были разработаны учебные и образовательные программы, учебники нового поколения, введены национальные госстандарты. В стране на сегодня созданы новые модели организаций: Назарбаев Университет/НИШ, КИМЭП, КБТУ и др.

В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м членом Европейской зоны высшего образования и первым центральноазиатским государством, признанным полноправным членом европейского образовательного пространства.

В скором времени планируется перейти на 12летнюю форму обучения в средних школах. Сейчас в некоторых лицеях, гимназиях и музыкальных школ применяется эта форма обучения.

Елбасы Нурсултан Назарбаев сообщил, что начиная с 2025 года мы будем полностью учиться по латинскому алфавиту. Сейчас уже предпринимаются действия, создаются книги на латинском алфавите. [5]

Заканчивая свою мысль, хочу сказать, что в Казахстанском образовании есть будущее, если учителя будут хорошими, техника современной и ученики грамотными, стремящимися в будущее, с открытым умом и с горящими глазами идти вперёд.

Список использованных источников:

Экономика, конкурентоспособность, качественное образование, будущее, развитие.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.


Новая политическая культура

Сегодняшние преобразования в РК как раз способствуют целям четвёртого десятилетия Независимости. Прежде всего, речь идёт о развитии и укреплении парламентаризма в стране и , в частности, введении института парламентской оппозиции. Идея была успешно апробирована на прошедших в январе 2021 года выборах нижней палаты Парламента — Мажилиса. Теперь на законодательном уровне гарантировано право выдвижения из числа депутатов-оппозиционеров кандидатуры на должность руководящего состава республиканского парламента. Также закреплён выбор председателя одного из комитетов Мажилиса и секретарей двух постоянных комитетов именно из числа депутатов парламентской оппозиции. Представители партии большинства занять эти должности не смогут. Также парламентской оппозиции предоставлено право инициировать слушания и вносить альтернативные законопроекты на рассмотрение депутатов. Именно таким образом будет обеспечена системная работа, гарантирующая дискуссию и право на альтернативную точку зрения в Парламенте.

Ещё раньше, выполняя поручение президента, депутаты либерализировали закон о мирных собраниях. В крупных городах республики были организованы специальные публичные площадки для таких акций, а процедура уведомления сократилась до пяти дней. При этом государственным органом вводится в обязанность оказывать содействие в проведении мирных собраний.


Главные приоритеты


Читайте также: