Почему в некоторых школах

Обновлено: 04.07.2024

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Дети меняются, а школа остается прежней

Что не так с системой оценивания

Приведу пример: есть ребенок — девочка, отличница. Внезапно она на диктанте получила четыре: не поставила две запятые. Она исправляет две запятые, получает пять. На балл оценка выше. Есть мальчик, двоечник, который допустил 12 ошибок. Он провел большую работу над собой, в следующий раз допустил всего 5 ошибок, но все равно получил два. Получается, что текущая система оценок настроена только на то, чтобы работать с талантами.

То есть, условно, 20–25% аудитории — это таланты, которые успевают, которые могут, которые хотят. Вот с ними работают оценки 3, 4, 5. А как должны учиться все остальные? Современная система оценивания не позволяет это отметить. Ровно это же не позволяет отметить существующая система портфолио. Если мы действительно хотим оценивать ребенка, а не просто ставить оценку по шкале, то мы должны оценивать, насколько он превзошел самого себя вчерашнего, сколько он смог сделать за сегодняшний урок. Это его собственный путь, и здесь нам важен темп его прохождения, за что мы зацепились, вокруг чего выстраивали образовательный процесс, что получило максимальный эффект. Большая часть этих показателей должна собираться цифровой системой в автоматическом режиме без участия человека.

Современные платформы онлайн-обучения знают, сколько дети смотрят тот или иной фрагмент видео, сколько ребенок читает тот или иной параграф по времени. И они прекрасно могут адаптировать эти результаты и вытащить из них главное: вот на этом разделе ребенок задержался дольше всего. Почему? Либо он не понял и читал текст дольше и внимательнее, либо ему это интересно. И дальше надо подтвердить эту гипотезу: можно дать два задания и увидеть, что ребенок понял, а что нет. Тогда можно дать ему еще книжки ту же тему. И вокруг этого выстраивать учебный процесс.

То же самое они видят про детей: кто как контентом пользуется, кто куда заходит. И, соответственно, делают из этого какие-то выводы.

На самом деле материала собрано огромное количество. То, что собрано в период пандемии, еще предстоит осознать, и к этому нужно подвести педагогические модели. Мы до конца не знаем, какие данные на что влияют. Это огромнейший труд, мы действительно стоим на пороге новой доказательной педагогики, когда можно открыто сказать, что от того, какой учитель был на информатике или какой учитель был в начальной школе, зависит будущее вашего ребенка. Уникальнейшая история.

Основная задача Рособрнадзора — добиться такой работы учителя, чтобы этого не происходило. Как это сделать, если большая часть мотивационных надбавок учителя завязаны на качество образования? На мой взгляд, это нереально.

То же самое относится и к вузам. Если у профессора есть выбор: выставить честные оценки и оставить двоечника, чтобы он пришел на две пересдачи во время зимних каникул, или поставить тройку и поехать на отдых в это время, — что он выберет? Конечно, поставит тройку и поедет на отдых. Зачем профессору находиться в университете и принимать пересдачу? С тройкой пусть дальше учится. Но на самом деле должно быть по-другому.

Почему в школах поощряют гонку одаренностей

Очень удобно отчитываться хорошими результатами. У меня два олимпиадника, у вас восемь олимпиадников. Естественно, я буду гнаться за цифрой восемь. Людям свойственно конкурировать друг с другом, и учителя, директора школ тоже будут это делать.

Здесь основной вопрос немного в другом. Есть такое мнение, что нет неодаренных детей, каждый одарен по-своему, но в чем-то своем. А задача школы, допобразования, всевозможных кружков, родителей — почувствовать и раскрыть это. В свое время, когда я был вожатым в пионерском лагере, у меня один мальчик раскрылся как театрал. Он отлично входил в образ, ставил уникальнейшие постановки.

А родители считали, что их сыну подходит только футбол и оружие, ведь у него папа и дедушка — солдаты

Поэтому задача школы действительно в том числе и в том, чтобы найти одаренность и раскрыть ее. Дальше уже ребенок сам должен вместе с родителями определиться, будет он этим пользоваться или нет.


На протяжении без малого 20-и лет в российском обществе ходят споры об отсутствии 4 класса в образовательной системе в 1990-х годах. Одни граждане утверждают, что в 4 класс они не ходили, их якобы переводили из 3 сразу в 5. Их оппоненты удивляются такому заявлению, и утверждают, что во время их учебы, 4 класс был. Это абсолютно никакой не феномен, все очень просто, просто в начале 90-х годов часть учебных заведений попала под реформу.

Почему в некоторых школах России не было 4 класса

Согласно историческим данным, более или менее конкретная составляющая образовательного процесса в СССР была введена в 1934 г. Тогда члены СНК и ЦК приняли решение о структурировании системы начального и среднего образования в школах Союза.

В те годы школьникам полагалось учиться 10 лет:

Спустя 35 лет в СССР произошла первая реформа в системе общего образования. До 3 класса школьники изучали предметы начальной школы, до 8 класса – неполной средней и до 10 класса – средней.

В 1977 г. в рамках Конституции было закреплено понятие о 10-летнем образовании школьников, то есть в это время обязательным был 4 класс, и соответственно никто из 3 в 5 не переходил.

Когда убрали и потом ввели 4 класс в школах

Почему в российских школах раньше не было 4 класса и когда его ввели

На закате Советского союза, когда страна в некоторых вещах хотела подражать Европе и не отставать от прогрессивных стран, было принято на правительственном уровне перейти на 11-летнее образование. При этом необходимо было чтобы дети учились все те же 10 лет. Для этой цели требовалось отказаться от какого-то класса, и после длительных раздумий, из системы образования вычеркнули 4 класс.

Получается, что с 1987 г. в Союзе, а в последствии и в РФ школы перешли частично на новый формат обучения. Были школы, где 4 класс напрочь отсутствовал, а были такие в которых дети учились в 4 классе. При этом учитывалось мнение родители, которые решали, стоит ли их ребенку учиться по-старому или по-новому.

Педагоги рекомендовали детям, которые плохо усвоили материал младшего звена, пойти в 4 класс, чтобы закрепить полученные знания. Целый учебный год был своеобразной передышкой для школьников перед переходом на следующую более сложную ступень средней школы.

После нововведения, жители Союза стали массово отказываться от 4 класса. Таким образом, правительство было вынуждено рассмотреть данный вопрос и принять решение убрать полностью из советских школ 4 класс. Начиная с 1989 г. все школьники переходили сразу из 3 в 5 класс.

Такая система образования продолжалась до 2001 г. Новым правительством было принято решение перейти полностью на 11-летнее образование в средних школах, при этом не перескакивая в 5 класс через четвертый. На протяжении последних 19 лет, в начальной школе российские дети учатся обязательно 4 класса.

Есть ли школы в России в которых отсутствует 4 класс в 2020 году

Как говорилось выше, с 2001 г. в российскую систему образования был введен 4 класс. Регулярно в регионах в отдельных школах внедряются инновационные методы обучения. К примеру, учебный год в разных школах делится на разны сегменты: на четверти, триместры и модули. Однако учеба везде одинаково продолжается 11 лет. Этот регламент действует на территории всей РФ.

В настоящее время в России действует три периода школьного образования:

  • 1-4 классы – младшее звено;
  • 5-8 классы – среднее звено;
  • 9-11 классы – старшее звено.

Выпускные экзамены в школах сдают 2 раза. ОГЭ предназначено для 9-классников и ЕГЭ – для 11-классников. Сдав ОГЭ выпускники 9 классов могут поступить на учебу в колледж или ПТУ.

В Роспотребнадзоре намерены рассмотреть возможность отмены требования отводить для каждого класса отдельный кабинет. Такая норма введена из-за пандемии коронавируса. О планах от нее отказаться рассказала глава Роспотребнадзора Анна Попова, мотивируя инициативу периодом спада заболеваемости и стабильностью цифр, отражающих число новых случаев заболевания. Это заявление нашло широкий отклик среди российских педагогов.

По данным федерального оперативного штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией, в России за последние суки выявили 132 998 новых случаев заражения ковидом. За это время госпитализировали 8 632 человека, зафиксировано 762 летальных исхода. Больше всего заболевших за минувшие сутки выявили в Санкт-Петербурге – 8 742 человека, в Москве – 4 730 и Новосибирской области – 4 529 человек.

В усманьской школе №4 звенит звонок. Младшеклассники гурьбой выбегают из музыкального класса на перемену. Кто-то запрыгивает в прозрачные шарообразные кресла, подвешенные к потолку, кто-то бежит к настольному футболу, а другие начинают мелом рисовать на стене. В этой школе за такие рисунки не наказывают: стена — со специальным грифельным покрытием, чтобы дети могли рисовать и оставлять на ней свои послания.

Младшеклассники не получают привычных отметок: у каждого из них есть лист индивидуальных достижений, в котором учитель в течение четверти пишет, какие темы ребёнок успешно освоил, а в каких областях ему не хватает знаний или навыков.

По словам Шуйковой, такой подход учит школьников и их родителей следить не за цифрами в дневнике, а за тем, что дети изучают в школе. Специалист отмечает, что при необходимости преподаватель всегда может перевести информацию об индивидуальных достижениях в отметки по пятибалльной системе, например если ученик будет переходить в другую школу.

Собеседница добавляет, что детям старшего возраста сложнее привыкнуть к безотметочной системе. Именно поэтому эксперимент проводят в начальных классах и среди пятиклассников, которые перешли в среднюю школу и готовы к переменам.

Мотивируют не только оценки

Второкласснице Диане восемь лет, она пришла в эту школу в начале третьей четверти. Её мама Екатерина Гордеева говорит, что решилась перевести дочку в новую школу после положительных отзывов своих знакомых о классной руководительнице.

Классный руководитель Дианы — учитель начальных классов Надежда Политова — объясняет RT, что теперь на уроках она успевает давать больше материала и домашняя работа нужна только для закрепления знаний.

Собеседница RT признаётся, что бумажной работы у неё теперь больше, потому что оценивание стало более детальным: нужно не просто поставить оценку, а в конце четверти побеседовать с родителями каждого ребёнка о его уровне знаний, внести эти данные в журнал.

В холлах средней школы установлены шведские стенки и столы для настольного тенниса. На стене рядом с физической лабораторией — карандашный набросок портрета лауреата Нобелевской премии по физике Николая Басова, родившегося в Усмани. Его имя носит школа. Портрет ещё не закончен — его под присмотром руководителя рисуют ученики, которые занимаются в мастерской живописи.

В средней школе на безотметочную систему перешли только пятые классы и только по двум предметам: истории и основам духовно-нравственной культуры народов России. По итогам четверти ученики пишут работы, которые оцениваются по 100-балльной системе. По всем остальным предметам дети получают оценки, однако учителя стараются не просто задавать им вопросы и оценивать ответы, но и общаться с учениками, устраивать на уроках обсуждение.

Дмитрию 29 лет, и ему часто говорят, что он очень молод для своей должности. Сам Демихов считает, что возраст не имеет решающего значения. По его словам, среди наиболее демократичных учителей в школе есть как молодые, так и опытные преподаватели с 20-летним стажем.

Идеи общаться с учениками, а не просто давать знания, отменить пятибалльную систему и давать меньше домашней работы для российской педагогики не новые. Например, учёный-педагог из Липецка Константин Москаленко ещё в конце 1950-х годов предложил новаторскую для того времени идею — отказаться от проверки домашнего задания на уроках и потратить это время на обучение.

Липецкая область — не первый и не единственный регион, где экспериментируют с отказом от пятибалльной системы оценок.

Так, вологодская школа №26 в 2016 году перешла на десятибалльную систему оценивания. Баллы 8, 9 и 10 соответствуют пятёрке. В этом году по новой системе учатся уже все классы.

Отказаться от привычных отметок в этом учебном году решили и в московской школе №1561, правда, пока только в начальных классах.

По статистике из 90 выпускников лицея в высшие учебные заведения не поступают только трое.

В Минпросвещения отмечают, что в России каждая из 40 тыс. школ имеет достаточно автономии, чтобы установить свою систему оценок. Единственное условие — эти отметки должны конвертироваться в пятибалльную систему.

Однако не все эксперты согласны с тем, что отмена пятибалльной системы оценок приведёт к положительным переменам в российской школе.

Собеседник RT также усомнился в том, что школьники смогут правильно распорядиться свободой выбирать предметы для более глубокого изучения.

Зачем раньше переходили из 3 в 5 класс?

Зачем раньше

Система школьного образования в России неоднократно подвергалась реформированию за всю историю своего существования и развития. В частности случалось так, что некоторые поколения учащихся переходили из 3-го класса сразу в 5-й, миновав 4-й. Есть мнение, что это связано с высоким уровнем знаний, однако оно ошибочное.

Школьное образование в СССР

С возникновением СССР система образования вышла на новый уровень по сравнению с тем, какой она была в Российской империи. Главным отличием стала его общедоступность, особенно начального, а также обязательное получение. Например, в 1913 году доля грамотных мужчин/женщин составляла 54% и 26% соответственно. Самые низкие показатели грамотности демонстрировали бедные слои населения. Для сравнения в Великобритании этот показатель был равен 99% в обоих случаях.

Система образования в СССР многократно трансформировалась с целью адаптации к постоянно меняющейся жизни и повышения уровня грамотности населения. Сперва школа была девятилетней и относилась к категории трудовых – дети получали общие знания, а заодно обучались различным ремеслам.

В советской школе уделяли много времени чистописанию, особенно с появлением самопишущих ручек

В советской школе уделяли много времени чистописанию, особенно с появлением самопишущих ручек

В 1932 школьники перешли на 10-летнюю программу обучения, уже более приближенную к современной. При этом образование стало трехэтапным. В нем выделяли начальное – с 1 по 4 класс, неполное среднее – с 5 по 7, среднее – с 8 по 10 класс. В 1958 структура образования снова подверглась изменениям. Отныне начальными считались первые три класса, средними – с 4 по 8, а старшими – 9 и 10.

Интересный факт: переход с одной образовательной системы на другую требует времени. Обязательное восьмилетнее обучение вместо семилетнего утвердилось только в 1963 году. Также предпринималась попытка ввести 11 класс, но такой эксперимент продержался всего 5 лет и был прекращен, как неудавшийся.

Почему некоторые школьники не учились в 4 классе?

Пропуск 4 класса связан напрямую с изменениями в школьной программе. Причем подобные переходы случались в разные периоды времени. Это свидетельствует о том, что реформирование происходило постепенно. Так, 11-летняя программа обучения была официально введена в 1987 году.

В старших классах ученики изучали историю и различные науки. Русский язык они должны были освоить еще в средней школе

В старших классах ученики изучали историю и различные науки. Русский язык они должны были освоить еще в средней школе

В 1989 такая методика распространилась уже на все классы. Окончательно 3-летнее начальное обучение было отменено в 2001 году. С этого времени все первоклассники начинают учиться по 11-летней системе образования.

Интересный факт: начальная школа изначально представляла собой возможность получить минимальные знания для людей, которые не нуждались в полном образовании. В прошлом ее могли посещать подростки либо взрослые ученики, которые по какой-либо причине не смогли обучиться грамоте в детстве.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: