Почему в дороманских храмах отсутствовала скульптура кратко

Обновлено: 05.07.2024

С кризисом античного мира произошло вытеснение жизнерадостного мировоззрения античности, что и отразилось в искусстве. Варвары переосмысливали христианские сюжеты и само христианство в духе своих первобытных мифов. Местное искусство имело прочные народные основы, определяющим для него было прежде всего декоративно-орнаментальное начало, в котором господствующей была абстрактная
"звериная орнаментика".

Дороманское искусство гораздо меньше связано с античностью, чем раннехристианское.

Церковь Сен Жан в Пуату. Эпоха Меровингов.
В эпоху франкской династии Меровингов (первая династия франкских королей в истории Франции) (486-751) на территории Галлии, в центральных областях реки Рейн на руинах античности: римских базилик, цирков, крепостей в смеси с готскими шатрами - возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила.

Гробница остготского короля Теодориха
в Равенне.
Первые постройки варваров указывают о спаде строительной техники, забвении римского инженерного искусства. Из-за не умения рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (ок. 530 г.), создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к активному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но плану церкви придали форму латинского креста, отодвинув трансепт от апсиды к западу - эти изменения были вызваны усложнением богослужения и увеличением количества духовных лиц, занятых в отправлении службы. В базиликах полностью исчезает атриум, наследие античности, теперь ранее отдельно стоящая колокольня сливается со знанием и часто помещается на перекрестье нефа и трансепта. Также встречаются храмы типа ротонды. Нередко использование старых античных колонн разных ордеров - вперемешку.
План трехнефного собора с трансептом.

От 6-8 вв. сохранились произведения прикладного искусства - бытовая утварь (чаще церковная), ювелирные изделия. Драгоценные материалы и яркие краски являются характерными чертами произведений искусства раннего средневековья. Этот период - господство орнамента. Порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь - любая свободная поверхность была украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц.

10 век был временем больших сотрясений для Европы. Из Скандинавии в Западную Европу двинулись норманны, с востока - венгры, от Средиземноморья - арабы. Культурная жизнь обитала лишь на окраинах, в Испании и Англии. Книга остается единственным памятником культуры того времени. Интересно, что самой популярной книгой тогда становится Апокалипсис - Откровение св. Иоанна, предвещающее гибель человечеству за его грехи.

Гернроде. Церковь св. Кириака (Цириакускирхе).
После 961, западная часть — 1-я половина 12 в.
Вид с запада.
В конце 10 века на первый план в Центральной Европе выступает Германия. В 962 г. король Отгон I коронуется в Риме, положив начало "Священной Римской империи германской нации". На покоренных землях восточной Германии, в Саксонии, в этот период активно строятся суровые и неприступные монастыри. Их церкви хоть и сохраняют уже известный базиликальный тип, но более просты по форме, чем каролингские, четки по объему, лишены наружного декора. В центре Гарца, в Гернроде, до сих пор стоит в своей суровой первозданной красоте церковь св. Кириака (10 - начало 11 в.).

Фрески этого периода тоже сохранились только во фрагментах. Но и по ним можно хорошо судить о живописи большого внутреннего напряжения и взволнованности. В миниатюре германских книг того времени преобладают графичность, плоскостность, холодные локальные цвета; пейзаж сведен до минимума, преобладает золотой фон, экспрессивность чувств сведена к минимуму (рукописи школы Рейхенау). Но даже среди этих сцен сильно выраженного спиритуалистического характера отчетливо проступает в немецких миниатюрах народная струя: в декор вплетаются чудища, забавные фантастические фигурки. Такие же народные черты прослеживаются в предметах прикладного искусства, в изделиях из бронзы, дерева, стука, в рельефах, в резьбе из слоновой кости, произведениях выемчатой (позже перегородчатой) эмали, в ковке железа (решетки, ограды, замки, оковка сундуков и пр.).

Дороманский период – период в европейском искусстве, сменивший позднюю античность и предшествующий романскому искусству.

Дороманский период принято считать временем становления всей средневековой архитектуры. Во времена раннего христианства, когда данная религия становится официальной, начинают строиться первые базилики. Надо сказать, что до этого момента все культовые сооружения находились, преимущественно, под землей – в катакомбах. Большинство церквей раннего периода христианства до наших дней не сохранилось. Из того, что может оценить современный наблюдатель, остаются лишь определенные фрагменты комплексов, чаще всего крещальни. Они представляют собой здания с ярко выраженным центром. По форме в плане крещальня может быть восьмиугольная, круглая и крестообразная.

Особенности архитектуры дороманского периода

Среди наиболее характерных признаков дороманской архитектуры можно выделить следующее:

  • применение мозаики и фресок во внутреннем декоре зданий;
  • крестообразная форма зданий в плане;
  • условность всех изображений (такой подход, скорее всего, был заимствован из античности);
  • частое использование символики;
  • применение приемов разномасштабности в фигурах.

Готовые работы на аналогичную тему

Культовые христианские сооружения начинают появляться в этот период в Англии и Ирландии, однако, они еще носят достаточно примитивный характер и практически лишены оформления. Как и при любом другом переходном периоде здесь еще прослеживается влияние предыдущей архитектуры. Например, в постройках Остготского и Лангобардского королевств очевидно влияние античности. Еще остаются в силе некоторые элементы античного искусства. Как правило, храмы имеют круглую форму, а их купола грубо отесаны. Одной из архитектурных особенностей данных регионов можно назвать надгробные плиты, выполненные в технике поверхностного рельефа.

Первой яркой страницей в истории средневековой Европы стало правление Каролингов. Основным культурным центром того времени стала столица франкского государства – город Аахен. Неудивительно, что на архитектуру Каролингской и Оттоновской империй в дороманский период оказывают сильное влияние античные традиции (преимущественно, римская архитектура). Базилики здесь строились из дерева и камня и имели строго центрическую форму. Примечательно, что с годами усиливается оборонительный характер подобных религиозных объектов.

Наиболее значимым сооружением того времени можно по праву назвать капеллу Карла Великого в Аахене (800 год). Монастырское строительство в этот период также получило широкое распространение. Помимо этого, начинают появляться первые прообразы феодальных замков. Монастыри планируются с небывалой четкостью и полностью соответствуют уже сложившимся к этому моменту канонам. В такой комплекс обязательно входит храм, соединенный с жилыми помещениями, а также школа, библиотека, трапезная и больница. По канонам каждое из вышеупомянутых зданий должно иметь свою ориентацию и располагаться строго в определенных местах.

Известные сооружения дороманского периода

Известно, что Карл Великий был довольно религиозным человеком, поэтому он выстроил в своей столице базилику необыкновенной красоты. Сооружение сохранилось до наших дней. Здание украшено золотом, серебром, мозаикой и светильниками. Ворота и решетки выполнены из бронзы. Примечательно, что некоторые конструктивные элементы были доставлены из Раввены или Рима (например, колонны и мраморные блоки).

Рисунок 2. Капелла Карла Великого в Аахене. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Высота капеллы составляет около 32 метров. Нижний шестнадцатиугольный этаж сооружения символизирует собой землю. Восьмиугольный верхний ярус олицетворяет небо. Здесь располагается алтарь, а напротив него – царский трон. Купол изнутри оформлен мозаикой с изображением Спасителя, восседающего на троне. Христос окружен 24-мя старцами. Здесь также символически изображаются животные четырех евангелистов.

Интересно, что в начале XX века специалистами под более поздним средневековым слоем декора был обнаружен первоначальный. Он представляет собой фрески, очень похожие элементы оформления римских домов.

Таким образом, еще одной характерной особенностью дороманской архитектуры можно назвать монастыри с тщательно продуманной планировкой и красивые базилики, украшенные фресками и мозаикой. Как уже отмечалось выше, расцвет архитектуры дороманского периода приходится на период правления Каролингов.

Продолжаем рассказывать о нашем путешествии по северной Испании в августе 2017 года. Ссылки на остальные рассказы даны в конце.

Нашей первой остановкой в Астурии был город Овьедо. Но ради более гладкого изложения исторического контекста увиденного в этом крае, мы начнем с рассказа про Ковадонгу.

Ковадонга

Вторгшиеся в 711 году в Испанию арабы и берберы (далее, в соответствии с традицией, будем называть их маврами) разбили существовавшее там в то время Вестготское королевство и в течение 10 лет захватили почти всю территорию Иберийского полуострова. Им не удалось покорить лишь Астурию — узкую полоску земли на севере, где местное население и оттесненные маврами вестготы вели партизанскую войну с завоевателями, пользуясь возможностями горной местности.

Лидером сопротивления был знатный вестгот Пелайо (Pelayo), который летом 716 года (по другой версии — в 722 г.) разбил мавров в узком ущелье в местечке под названием Ковадонга (Covadonga). От этого момента и с этой битвы начинается отсчет Реконкисты, или долгой (свыше 700 лет!) освободительной войны христианской Испании против мусульманских захватчиков.

Базилика Св. Девы Марии (Basilica de Santa Maria la Real de Covadonga) в Ковадонге. Древний храм, стоявший на этом святом месте, сгорел в 1777 г. Этот построен в конце 19-го века.

Вдохновленные всеми этими познаниями, мы приехали в Ковадонгу и обнаружили, что далеко не мы одни горим желанием приникнуть к истокам христианской Испании. Народу было так много, что нам с трудом удалось найти свободное парковочное место, на которое, как выяснилось, уже кто-то претендовал. После небольшой эмоциональной дискуссии на смеси английского с испанским, в ходе которой нас обозвали собаками (исп. perros), мы все же овладели местом и отправились смотреть достопримечательности. Их оказалось несколько. Во-первых, там есть базилика Св. Девы Марии из розового известняка в неороманском стиле, очень красиво смотрящаяся на фоне гор (два фото выше).

И, самое главное, там есть Священная пещера (La Santa Cueva), в гроте которой находится статуя Святой Девы Ковадонгской (Virgen de Covadonga, или La Santina), которая, по легенде, даровала Пелайо победу над маврами.

Перенесемся в Западную Европу времен раннего Средневековья. Приблизительно с конца V века до XI столетия здесь господствует так называемый дороманский стиль, связанный с правлением германских династий, пришедших на смену римским императорам. В целом для этого периода характерно смешение римских традиций с чертами искусства пришлых племен. Как это проявилось в архитектуре?

Наследие готских племен

Интерьер баптистерия в Пуатье. Фото начала XXI в.

Мавзолей Теодориха представляет собой мощное, круглое в плане двухъярусное строение, причем каждый ярус имеет десять граней. Постройка возведена из известняка и увенчана куполом, что интересно — высеченным из цельного камня. Верхний ярус украшают скромные резные каменные фризы. Все сооружение в целом производит впечатление основательности и прочности. Интересно, что это единственная сохранившаяся до наших дней постройка остготов; когда Апеннинский полуостров был завоеван византийским правителем Юстинианом I, останки Теодориха убрали из мавзолея и превратили постройку в капеллу.

Сан-Педро-де-ла-Наве

Неподалеку от испанского города Самора сохранилась построенная когда-то вестготами церковь Сан-Педро-де-ла-Наве. Внешне это типичная постройка вестготов — мощная, тяжеловесная, сложенная из тесаного камня. Главной художественной ценностью в ней являются украшающие интерьер резные и лепные детали

Также на землях, занятых когда-то вестготами, археологи находят в средневековых захоронениях всевозможные предметы, доказывающие, что и суровым воинам было не чуждо желание украсить себя, — застежки-фибулы, серьги, богато орнаментированные ременные пряжки. Многие изделия явно свидетельствуют о влиянии на вестготов сначала римского, а позднее — византийского искусства.

Постройки франков

дворец Теодориха

C 751 по 987 год государством франков правила династия Каролингов, получившая название по имени самого известного франкского короля — Карла Великого. К числу архитектурных шедевров Каролингов дороманского периода относится принадлежавший Карлу Ахенский дворец. (Город Ахен, находящийся ныне на территории Германии, в период раннего Средневековья входил в состав государства франков и долгое время являлся его столицей.) Увы, до нашего времени от этого комплекса сохранилась лишь капелла Карла Великого (бывшая дворцовая церковь), в которой он и был похоронен. Для возведения этой постройки использовались готовые архитектурные детали — в частности, колонны, привезенные по приказу Карла из Рима и Равенны. Такая экономия объяснялась не только нехваткой времени и средств в условиях многочисленных войн, но и желанием правителя представить себя как наследника императоров древности.

Альбрехт Дюрер. Карл Великий. Ок. 1512 г. Германский национальный музей

С постройкой капеллы связана довольно популярная в Ахене легенда. Говорят, что денег на строительство не хватало и жители города, понимая, что недостающие суммы правитель будет настойчиво вытряхивать из их карманов, якобы заключили сделку с самим дьяволом. Повелитель тьмы выделил средства (да-да, на строительство капеллы!), но потребовал: по окончании строительства он должен получить душу первого, кто войдет в эту постройку. Он был уверен, что это, конечно же, будет священник. Но хитроумные ахенцы, готовясь к торжественному открытию капеллы, поймали в лесу волчицу и первой запустили внутрь именно ее. Раздосадованный дьявол так хлопнул дверью, что она треснула, — эту трещину на одной из панелей экскурсоводы до сих пор демонстрируют всем желающим.

В капелле по сей день находится мраморный трон Карла Великого. Сама же она является ныне частью комплекса готического Ахенского собора: при строительстве этого величественного храма капеллу включили в его ансамбль.

К числу шедевров каролингской архитектуры дороманского периода историки относят также монастырь Райхенау на Боденском озере. Основан он в первой трети VIII столетия, а наиболее значительные постройки, дошедшие до наших дней, относятся к более позднему времени, к VIII—IX вв.

Именно в дороманский период в культовой архитектуре Европы утверждаются такие характерные черты, как, например, средокрестие: два нефа — главный и поперечный (трансепт) — пересекаются, образуя в плане крест, обычно увенчанный куполом. В монастырских постройках часто используется клуатр — крытая галерея, обрамляющая внутренний двор.

Также в IX—X веках в Западной Европе начинают массово появляться замки — постройки, объединяющие в себе функции жилища феодала и военного оборонительного сооружения.

Как видим, дороманский период заложил основы архитектурных традиций, которые будут развиваться в последующие века.

Читайте также: