Почему в цивилизациях древнего востока такую важную роль играли жрецы кратко 5 класс история

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос:

Почему в цивилизациях Древнего Востока такую важную роль играли жрецы?

Полный ответ:

Это связано с тем, что жрецы выступали посредниками между богами и простыми людьми, они обладали сакральными знаниями, которые позволяли им направлять народ по верному пути. Так, к примеру, у древних шумеров вся власть находилась в руках у жрецов. Там верховный жрец считался управителем города (или точнее города-государства). В древнем Египте жрецы также пользовались очень большим почетом и уважением.

Это связано с тем, что жрецы выступали посредниками между богами и простыми людьми, они обладали сакральными знаниями, которые позволяли им направлять народ по верному пути. Так, к примеру, у древних шумеров вся власть находилась в руках у жрецов. Там верховный жрец считался управителем города (или точнее города-государства). В древнем Египте жрецы также пользовались очень большим почетом и уважением.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Потому что неотъемлемой частью жизни людей являлась вода. С ней готовили пищу, стирали одежду, изготавливали краски. Также в долине была самая плодородная почва. Обустроившись у берегов рек, люди перешли от кочевого к оседлому образу жизни. Вместо охоты и собирательства, пропитание можно было получить за счет земледелия. Рядом с крупными реками почвы плодородны и нет недостатка в воде, поэтому урожай более или менее гарантирован. Люди стали тратить меньше времени на добычу пропитания и смогли заниматься ремеслами и науками.

Проанализируйте общие черты и различия в государственном устройстве древнего Египта, древнего Вавилона, древней Индии и Древнего Китая.

И в общественно-экономическом, и в государственном строе Древнего Египта, древней Индии, древнего Китая и Вавилона обнаруживается много общего. Особые условия климата и почвы, постоянная и напряженная борьба с водной стихией обуславливали необходимость коллективных усилий земледельцев по созданию сложных ирригационных систем, приводили к длительному сохранению сельской общины, тормозили развитие частной собственности на землю, предопределяли наличие значительного слоя свободного крестьянства.

Правящая верхушка древневосточного общества была представлена правителем-царем, наследственной аристократией, чиновничеством. Очень влиятельной группой являлось жречество.

На противоположном полюсе общества находилась вся масса рабов. Раб был такой же собственностью своих хозяев, как и всякое другое имущество.

Во всех древневосточных государствах существовал весьма значительный слой свободных крестьян-общинников и ремесленников. Их труд был тяжек и изнурителен.

Специфической чертой всех древневосточных государств был кастовый строй – разделение свободных на группы, различающиеся по своему правовому положению.

Наиболее распространенной на Древнем Востоке была монархическая форма правления в виде восточной деспотии. Она характеризовалась неограниченным объемом власти обожествленного правителя, существованием дворцовой системы управления, сочетанием строжайшей централизации с сохранением органов общинного самоуправления в качестве низового звена.

Как возникали и развивались древневосточные империи?

Наиболее распространенной на Древнем Востоке была монархическая форма правления в виде восточной деспотии. Она характеризовалась неограниченным объемом власти обожествленного правителя, существованием дворцовой системы управления, сочетанием строжайшей централизации с сохранением органов общинного самоуправления в качестве низового звена.

Появление подобной формы организации государственной власти было обусловлено природно-климатическим фактором. В древности необходимость совместных усилий для предотвращения разрушительных последствий наводнений, а позднее и для экономного и совместного использования воды требовала вмешательства центральной власти. И уже с момента своего возникновения древневосточное государство кроме осуществления функции подавления должно было брать в свои руки дело поддержания и правильного использования оросительной системы. Такого рода контроль за общественным производством усиливал позиции государственной власти, укреплял монархию.

Древнеиндийский раджа изображался как “великое божество в образе человека”, считался воплощением восьми божеств – хранителей мира – Луны, Огня, Солнца и т.д. Точно так же во введении к вавилонским Законам царя Хаммурапи утверждается, что Хаммурапи, “могучий царь, солнце Вавилона”, был призван великими богами, которые даровали ему народ ("черноголовых”).

Чем отличаются друг от друга язычество и монотеизм?

Язычество – это вера и поклонение множеству богам одновременно. Монотеизм – это вера в одного Бога.

Почему в цивилизациях Древнего Востока такую важную роль играли жрецы?

Потому что религия в цивилизациях Древнего Востока играла большую роль. Согласно представлениям того времени, боги распоряжаются всеми сторонами жизни людей. Только жрецы благодаря известным одним им религиозным ритуалам могли общаться с ними и обеспечить их благоволение к людям. Отсюда уважение и столь заметная роль жрецов в жизни древневосточных обществ. Практически повсеместно главным жрецом страны являлся правитель.

Как появилась и развивалась письменность в цивилизациях Древнего Востока?

Причиной появления письменности была необходимость вести учет в хозяйственной деятельности. Первыми были записи об урожае в различных провинциях. Также письменность стала использоваться для сохранения и передачи знаний. Впервые письменность зародилась у шумер, для написания они использовали глиняные таблички, на которых вдавливался текст специальным писалом, позже таблички обжигались.

Практически одновременно с шумерами письменность возникла в Древнем Египте, где использовали иероглифы, которые наносились на папирус. Также иероглифы использовались и в Древнем Китае, где они наносились на шелк, а позже на бумагу.

В Древних цивилизациях религиозные культы играли огромную роль, как в общественной так и в политической жизни. Жречество являлось основой образования и науке в ряде государств Востока, Азии и Латинской Америки.

Понятие и возникновение жречества

Роль жречества

Стремление человека найти помощь и понимание у сил природы привело к появлению первых религиозных культов и верований. Жречество имело огромное влияние на развитие и становление культуры, образования и медицины. Жрецы в первобытном обществе часто заменяли врачей. Помимо так называемого "общения с духами" они также готовили различные лечебные снадобья. Именно тогда сформировалось восприятие жреца не только как религиозный вождь общины, но и как хранителя сакральных традиций и мастер сакральных техник.

Жрец выполнял функцию посредника между высшими силами и общиной. Наряду с вдохновенными вещаниями пророка существовали сакральные формулы и ритуалы, входившие в сферу жреца.

Подобные формулы и ритуалы можно найти в самых примитивных формах культуры, известных нам, и с развитием цивилизации они росли в числе и сложности, пока наконец не образовали содержания огромного систематического корпуса знаний, являвшегося единственным занятием образованного и могущественного класса.

О существовании жречества, как класса стало известно из истории Месопотамии и Египта. Эти государства уже обладали могущественным и высокоорганизованным жречеством. Тоже самое было распространено и в Полинезии, Западной Африке, Нью-Мексико и Флориде, но, при этом, развито жречество тут было на более низком уровне.

Жреческий тип культуры должен рассматриваться в качестве основной традиции мировой цивилизации, от которой зависят или из которой происходят все существующие формы высшей культуры [1].

Природа жречества

В древности центры культуры жречества находились в тесном контакте между собой. Уже в III тысячелетии до нашей эры всё это пространство стало цивилизованным, в котором различные центры цивилизации были взаимосвязаны, оказывали друг на друга влияние и взаимно стимулировали развитие – как материально, так и интеллектуально.

Жречество и жертвоприношение в древних культурах

Жречество связано с жертвоприношением с древних времен. Боги и духи всегда требовали подарков или жертв. На этом строились многие культы древности.

Жертвоприношение – нить связывающая духов/богов, жрецов и простых смертных. Форма выражения покорности и преданности определенной религии.

Жертвоприношение как акт выказывания покорности меняется вместе с развитием жречества. Оно превращается в таинственный обряд с определенной символикой и атрибутикой. Жертвоприношение начинает окружать множество практик и идей, которые далеки от понимания большинства простых людей. Именно это делает культ или верование сложным для понимания простыми людьми, не связанными со жречеством. При этом ритуалы обрастают пластами мистических знаний. Все это позволяет жречеству оформиться в полноценный социальный институт.

Жречество и жертвоприношение сохранилось во всех современных религиях. Оно поменяло форму и сменила ореол, но сущность осталась прежней.

В качестве примера развития техник жертвоприношения и ритуала можно найти в религиозной культуре Индии. Тысячи лет назад эта жреческая традиция была приведена в тщательно разработанную систему, которая даже в наиболее ранних письменных формах приобретает ауру незапамятной древности. И она наделена столь выдающимся значением не только из-за своей древности и богатства документации, которой мы обладаем, но еще в большей степени из-за той интенсивности и настойчивости, с которыми следовали этой особой линии развития. Нигде эта концепция жреца как специалиста в жертвоприношении не разрабатывалась с такой тщательностью в деталях и с такой изобретательностью в спекулятивной теории.

Из первобытной концепции магической действенности сакральных формул развивается спекулятивная теория творческой силы божественного слова – Брахмана, пока наконец мы не достигаем сознательной философской идентификации просветленного ума, Атмана, "Я", с Брахманом – конечной основой всех вещей и единственной трансцендентной сверхвещественной реальностью[1]. Продолжая говорить о жречестве в Индии, следует отметить, что развитие теории жертвоприношения в области теологии теснейшим образом соотносится в области социологии с развитием института жречества, который в Индии как нигде был способен к концентрации всей интеллектуальной и социальной энергии общины на интенсивном культивировании и изучении своих специализированных функций.

Жрецы в Древнем Египте

Цивилизация Древнего Египта обладала самым развитым институтом жречества в древнем мире. Жрецы не только являлись распространителями просвещения и медицины, они также влияли на политическую и социальную жизнь государства.

Жречество являлось основой сохранения культурных и исторических ценностей Древнего Египта. Во многом благодаря жречеству государство процветало.

У жречества в Древнем Египте были свои особенности. Они отражены на рисунке ниже.

Особенности жречества в Древнем Египте

Особенности жречества в Древнем Египте

Одной из особенностей являлось женское жречество. Оно обладало следующими отличиями от мужского жречества:

  1. Устав был куда более "гибким";
  2. Участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного положения.

Большую роль в храмовых ритуалах играла и "Мут Нечер" – "божественная мать", титул которой впервые засвидетельствован с начала Нового царства. Чаще всего эти функции выполняла царица, родившая царствующего фараона, а потому почитавшаяся как воплощение богинь, великих небесных матерей – Исиды и Мут.

Кроме того, вершиной культовой иерархии считался фараон, и культовая практика носила сокровенный характер, поскольку только монарх имел право доступа в целлу, где находилась статуя божества. Поскольку он не мог руководить службой во всех храмах, верховный жрец выступал его представителем и совершал службы от его имени

Жречество в культурах Месопотамии

Месопотамия

Шумерское жречество имело ряд особенностей, которые отличали его от египетского. Прежде всего, шумерские жрецы являлись отдельным закрытым сословием, происходившем из знатных фамилий. К кандидатам в жрецы предъявлялись серьезные требования:

  1. образование
  2. хорошее здоровье
  3. отсутствие увечий и отклонений.

Правитель Месопотамии являлся первосвященником. ОН самолично присутствовал во время многих ритуалов, в том числе и во время жертвоприношения.

Развито было и женское жречество. Жрицы обычно поклонялись богине Иштар. В одну из практик женского жречества в Месопотамии входила храмовая проституция. Богине Иштар также служили евнухи, которые носили женские наряды.

Кроме ритуальной стороны обязанностей жрецов, следует выделить тот факт, что жрецы активно занимались наукой. Многие из них были талантливыми учеными, помогающими развивать медицину. До сих пор сохранились в различных музеях мира мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, это заклинания против злых демонов, астрологические расчеты, различные лечебно-магические наставления.

Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп[3].

Жречество, как этап эволюционного развития оказался намного влиятельней, чем в Древнем Египте. В качестве доказательства можно привести то, что во время религиозных празднеств посвященных божеству с именем Мадук царь должен был становиться на колени перед статуей бога по распоряжению главного жреца, который отбирал у владыки знаки царской власти, бил его по щекам и таскал за волосы, и тот покорно рассказывал о своей невинности и любви к богам [3].

Жрецы в Древней Америке

Жречество было развито как на территории Южной так и Северной Америки. Самыми значимыми были культуры

инков, майя, чибча и кечуа-инков. Жрецы служили при храмах, которые имели вид многоступенчатых пирамид с открытой площадкой наверху.

Жрецы в Древней Америке были высоко образованными. Они знали иероглифическое письмо, астрономию, вели сложное летоисчисление и знали календарь. Они являлись основными носителями науки, истории и культуры. Авторитет жрецов был велик. Они происходили в большинстве своем из знатных семей и были наделены недюжими богатствами.

Будущие жрецы воспитывались и обучались в специальных школах, они были дисциплинированы, хорошо и разносторонне образованы. Существовала строгая иерархия в служебном положении жрецов при определенном храме.

Древние индейцы считали, что у каждого человека есть мистический двойник в виде животных (нагуаль), смерть которого вызывает и смерть человека – это трансовое поверье называется нагуализм. Многие племена и народы верили в посмертное существование душ, поэтому существовал сильный мистический культ предков (уака). Искусство транса у древних индейцев выражалось в умении " гадать, Следует отметить, что в цивилизациях Центральной и Южной Америки преобладало искусство черной магии. Индейские маги изобрели специальный способ подчинения себе стихийных духов и с их помощью они добивались любых целей. Кроме того, они могли управлять мозгом любого человека на расстоянии через специальные заклинания. Индейские маги умели создавать говорящие человеческим языком фетиши.

Роль жрецов в социальном развитии общества

В древних цивилизациях жречество занимало значительное место в развитии государств. Будучи очень влиятельными, в расцвет культуры жречества цивилизации достигали значительных высот в науке, искусстве и ритуальной части религий.

Однако на всех этапах развития древних цивилизаций жречество периодически злоупотребляла властью. Дело в том, что комплекс жреческих ритуальных манипуляций, ставящих целью воздействие на коллективное сознание можно назвать – социальной магией, основной стержень её искренняя масс вера в её действенность. Именно управление верой, искусственное её вызывание вот главная тайна жреца.

Жрецы всегда считались прямыми посредниками между людьми и богами, владеющими тайнами знаниями. Смерть и загробная жизнь жреца и простого смертного имела разный религиозный и духовный подтекст. Жрецы придумывали сложные системы потустороннего мира и утверждали, что без их посредничества человеческая душа никак не сможет там сориентироваться и занять подобающего ей места.

Значительная часть культовых служителей, издревле отдавали себе отчёт о том, что вся система их власти это всего лишь манипуляция, и сами не верили в тот идейный продукт, который преподносили массам. Но, осознавая, что своим существованием они выполняют важную социальную функцию, вынуждены были скрывать это. Поэтому среди жречества всегда распространены были эзотерические (скрытые) учения и философия, догматы которых сильно отличались от внешней экзотерической стороны их учений. Основные принципы своей философии жречество всегда держит в секрете.

Читайте также: