Почему в центральной и западной части китая слабо развита транспортная сеть кратко

Обновлено: 05.07.2024

Достижение таких внушительных темпов роста экономики Китая и внешнеэкономических отношений, было бы невозможно без модернизации и интенсивного развития транспортной системы страны. Ведущую роль в экономике играют три вида транспорта: железнодорожный, автомобильный и морской.

Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24% железнодорожных перевозок в мире и является одной из основных составляющих экономики. По длине железнодорожных путей Китай занимает 2 место в мире, уступая США, но опережая Россию. Протяжённость железнодорожной сети по данным 2009 г. составляла 86 тыс. км. На протяжении 2010 года продолжалось активное строительство новых линий и электрификация существующих. Китай обладает крупнейшей в мире сетью высокоскоростных железных дорог, протяженность которых составила 3,3 тыс. км (в 2009 гг.). В 2006 году была введена в строй Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль в Тибете - самая высокогорная железная дорога (до 5072 м над уровнем моря), стоимость постройки составила 4,2 млрд. долларов. Через Ланьчжоу-Синьцзянскую железную дорогу железнодорожная сеть Китая соединена с железными дорогами Казахстана. В 2009 году были введены в строй самые совершенные на сегодня скоростные железнодорожные линии Ухань-Гуанчжоу и Чжэнчжоу-Сиань. При постройке использовалась безбалластная технология крепления путевой решетки (на бетонных шпалах), что позволило обеспечивать скорости более 350 км/ч. На момент пуска она являлась самой скоростной дорогой в мире.

На казахстанско-китайской границе в настоящее время объем погрузки и разгрузки на станции Достык (Казахстан) достиг 620 вагонов в сутки. До недавнего времени эта цифра колебалась в районе 500-550. Пропускная способность пограничной станции на сегодняшний день достигла 12 пар поездов в сутки по узкой (китайской) колее. Общий грузооборот составил 14 млн. тонн (в 2008 г.). На станции строятся новые погрузочные терминалы, на данный момент их уже восемь. Каждый терминал предназначен для погрузки и разгрузки различных грузов, тяжелых установок и механизмов, тарно-штучных, сыпучих грузов и контейнеров. В основном, грузы в контейнерах направляются в страны Балтии, СНГ и Европы. В общем объеме перевозок контейнерные перевозки через станцию составляют примерно 70%. Таким образом, в год пограничный переход должен пропускать свыше 300 тыс. контейнеров.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние расстояния. Китай имеет наиболее развитую сеть автодорог в мире. Общий парк современного городского общественного транспорта КНР увеличивается по сравнению с 1949 г. в 21 раз, пассажирооборот - в 69 раз. Системы городских автодорог имеют сложную структуру и высокое качество дорожного покрытия рис. 1.


Рис. 1. Современная городская автодорога

В стране насчитывается более 45 тыс. автобусов, 4,5 тыс. троллейбусов, в четырех городах имеются трамваи, в Пекине и Тяньцзине - метро общей протяженностью 47 км. Самым распространенным видом городского транспорта в Китае остается велосипед (рис. 2).



Рис. 2. Велосипедные дорожки в Пекине

В стране 120 млн. велосипедов, что составляет 6 велосипедов на 10 горожан. Наибольшее их число сконцентрировано в Пекине (4 млн. штук), Тяньцзине (2,7 млн. штук). Велосипедный транспорт создает немалые сложности. Стоянки для велосипедов и специальные дорожки на транспортных магистралях значительно сужают ширину проезжей части дороги. До 1965 г. в Пекине имелся лишь один перекресток, где в часы пик количество велосипедов превышало 10000 штук, ныне таких перекрестков в столице около 50.

Местные и межрайонные грузоперевозки часто осуществляются речным транспортом. Общая протяженность рек в Китае составляет 226,8 тыс. км, протяженность судоходных маршрутов 136 тыс. км. Длина внутренних судоходных путей составляет 110 тыс. км, из них для судов водоизмещением свыше 100 т доступны более 20 тыс. км. Ежегодный грузооборот китайских портов превышает 370 млн. т.

На востоке Китай омывается морями: Бохайским, Желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морем, что обеспечивает выход судов в Тихий океан. Между Шанхаем, Тяньцзинем, Далянем и японскими портами Кобе, Осака, Иокогама и портом Инчхон (Республика Корея) курсируют международные люксовые пассажирские лайнеры. Морские каботажные рейсы связывают между собой все морские порты Китая. В стране 116 современных, высокотехнологичных морских портов, открытых для внешнеторговых операций. Порты насчитывают более 1 тыс. причалов, в т.ч. 230 глубоководных для судов водоизмещением более 10 тыс. т, 20 - для судов-контейнеровозов. Главные морские порты Китая: Шанхай, Тяньцзинь-Синьган, Гуанчжоу-Хуанпу, Яньтай, Циндао, Циньхуандао, Далянь, Бэйхай, Сянган. Вообще в Китае более чем 2000 портов, 130 из которых принимают иностранные корабли.

В Китае насчитывается 980 линий внутренних воздушных перевозок, 130 международных линий и 24 линии региональных авиаперевозок. Наибольшей плотностью авиалиний отличаются Пекин, Шанхай и Гуанчжоу с прилегающим районом дельты реки Чжуцзян. Пекин является узловым пунктом в сети международных авиалиний. Внутренний авиационный транспорт в настоящее время бурно развивается и охватывает всю страну. Общее количество воздушных судов в континентальном Китае по данным 2010 г. оценивается в 1580 единиц, а в 2006 г. их было 863. К 2025 году данная цифра должна возрасти до 4000. Длина авиалиний КНР - 324 тыс. км. Самолеты китайской гражданской авиации совершают рейсы почти по 300 маршрутам. Протяженность 33 международных авиалиний составляют 108 тыс. км. Они связывают Китай с 28 государствами и районами мира.

За более чем 50 лет с момента сдачи в эксплуатацию первого в Китае нефтепровода для дальней транспортировки, Китай достиг больших успехов в строительстве нефте- и газопроводов. В общей сложности в эксплуатацию сдано более 60 тыс. километров нефте- и газопроводов, протяженность которых в полтора раза больше длины окружности экватора. В Китае уже сформирована схема сетей нефте- и газопроводов межрегионального снабжения. По статистическим данным, уже в 1978 г. объем производства сырой нефти превысил 100 млн. тонн и Китай стал крупной страной-производителем нефти. В 2006 году объем производства природного газа составил более 59 млрд. кубометров. Внутри страны проходят два крупных нефтепровода. Первый соединяет города: Лэхну - Яэрся - Юймынь - Синин - Ляньчжоу - Байинь. Второй: Нанкин - Шицзячжуан - Пекин - Шеньян - Аньда - Дацин - Харбин - Чанчунь - Аньшань - Далянь - Таншань.

Китай имеет очень удачное и выгодное географическое положение, что благоприятно влияет на развитие транспортной системы. Китай во всем старается идти вперед и не уступает многим лидерам мировой экономики.

Рост китайской экономики хорошо виден на быстром развитии транспортной инфраструктуры. Вложения финансовых средств в транспортную сферу в Китае значительно больше аналогичных затрат развитых стран мира.

Поднебесная каждый час строит более 700 м дорог. Страны мира сегодня пристально изучают и анализируют техническую и финансовую стороны транспортной инфраструктуры Китая.

Общая протяженность автомобильных дорог в 1949 г составляла 80,7 тыс. км, а через три года увеличилась на 47 тыс. км.

Протяженность дорог достигла 500 тыс. км в 60-е годы прошлого века и тогда же началась их реконструкция.

План дорожного строительства начал осуществляться в 80-е годы и в первую очередь шло строительство сети государственных магистралей, включая скоростные дороги.

Разработанный в Пекине план поддерживали руководители местных уровней, поскольку были заинтересованы в прокладке дорог в глубинные районы Китая.

Проблема финансирования строительства дорог была решена в 1984 г – тогда Госсовет страны принял постановление, на основании которого увеличился размер сборов за обслуживание дорог, увеличилась пошлина при покупке машины, и увеличился сбор проезда по шоссе высокого класса.

Протяженность автомобильных дорог к 2000 г составляла 1,35 млн. км, включая протяженность скоростных автострад, протяженностью 11 605 км.

Во всех уездах и почти во всех китайских деревнях тоже появились дороги. Все магистрали и вспомогательные дороги соединяются воедино.

Первая из скоростных автострад, Шанхай-Цзядин была построена в 1988 г и имела протяженность 18,5 км. Далее появились автострады Шэньян-Далянь и Пекин-Тяньцзинь-Тангу, протяженностью 375 и 143 км соответственно.

Количество скоростных магистралей продолжало увеличиваться, и в 2005 г их протяженность составила 40 тыс. км. Потрясающие результаты были достигнуты за 10 лет.

Транспортная инфраструктура Китая в пятилетнем плане 2005-2010 гг определялась как стратегическая отрасль, на развитие которой было выделено более 100 млрд. долларов капитальных вложений.

Готовые работы на аналогичную тему

В конце 2008 г китайские автомобильные дороги имели протяженность уже 3,7 млн. км, включая скоростные автострады – при ширине 25,5 м их длина составляла 60 300 км.

Дороги первого класса, ширина которых составляет 25,5 м, имеют общую длину 54 200 км, а дороги второго класса, шириной 12 м - 285 200 км.

Дороги, протяженностью 1995,6 тыс. км, имеют высокий класс дорожного покрытия.

С окончанием следующего пятилетнего плана в 2015 г, города с населением более 200 тыс. человек на 90% были соединены сетью дорог, длиной 108 тыс. км.

Так создавалась система китайских автодорог, одна из крупнейших в мире. Если в самом начале дороги строились в основном вручную, то потом появилась дорожно-строительная техника, ускорившая этот процесс и обеспечившая высокое качество работ.

Мосты, тоннели, железные дороги Китая

Высокого класса автомобильные дороги требуют строительства автомобильных мостов, тоннелей, виадуков. К концу 1999 г в стране насчитывалось 230 тыс. автомобильных мостов, протяженность которых составляла 8006 км.

Сегодня их количество превысило цифру 300 тыс. Через основные реки страны были построены мосты очень высокой степени сложности, имеющие глубоководные фундаменты и большую длину пролета.

Так, например, первый крупнейший мост Хуанши на реке Янцзы. На этой же реке был построен стальной висячий мост Цзяньинь, по длине пролета первый в Китае и четвертый в мире.

На реке Хуанхэ мост Фэнлинду, морской мост Нюйгушань в Шаньдуне и др. Новый мост, связавший Гонконг, Чжухай и Макао, был построен в 2018 г. Протяженность этого самого длинного морского моста составляет 55 км, при строительстве которого возникло три искусственных острова и самый длинный в мире подводный тоннель.

Строительство тоннелей является важной частью транспортной инфраструктуры Китая. Первый крупный современный автомобильный тоннель с двумя полосами был построен в 1986 г, а к 1999 г в стране насчитывалось 1257 тоннелей, протяженностью 407 км.

Рисунок 1. Туннель Гуолянь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Китае построен самый длинный в мире железнодорожный тоннель, протяженностью 1686 м. Построен он в условиях высокогорной вечной мерзлоты на Цинхай-Тибетской железной дороге.

Идет строительство тоннеля под проливом Бохайхайся, который должен соединить два города – на Ляодунском полуострове город Далянь и город Яньтай – на Шаньдунском полуострове. Это будет самый длинный подводный тоннель в мире, протяженность которого под водой составит 90 км, а общая протяженность – 123 км.

Транспортная инфраструктура Китая немыслима без развития железнодорожной сети, охватывающей почти все провинции, кроме административного района Макао.

Первая железная дрога в стране была построена в 1876 г и в последующие годы развивалась очень медленно. Однако к 2014 г протяженность железных дорог составила 112 тыс. км – из них 55 811 были электрифицированы.

КНР по протяженности железных дорог находится на 3 месте в мире после США и России.

В перспективе к 2050 г Китай планирует довести длину железных дорог до 270 тыс. км.

Большое внимание в стране уделяется созданию скоростных железнодорожных магистралей. В 2020 г их протяженность составила 12 тыс. км из 100 тыс. общей протяженности.

Строительство скоростных трасс идет и в сторону российского Дальнего Востока. Китай с Европой связывают транспортный коридор.

Такой коридор проходит через Россию от китайских городов Чунцин и Чэнду к немецкому городу Дуйсбургу и польской Лодзи – движение поездов по этому коридору было открыто в 2011 и в 2013 годах соответственно.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы КНР

Дорожные проблемы у Китая были не всегда. Очень остро они проявились в связи с урбанизацией страны. Одна из этих проблем связана с пробками на дорогах.

Так, например, в 2010 г на китайском национальном шоссе появилась пробка, длиной в 120 км, разрулить которую удалось через 10 дней. Это стало серьезным предупреждением для правительства страны.

Китайские города страдают от ежедневного трафика, а китайское законодательство о противодействии дорожному движению предписывает чередование по дням движение автомобилей с четными и нечетными номерами.

Китай становится большой парковкой в часы пик. Проехать можно только на велосипеде, для которых есть специальные полосы.

В Китае на законодательном уровне закреплено положение, что водитель всегда неправ. Китайские правила в 99% случаев разрешают правый поворот на красный свет.

Проблема всего Китая заключается в хаотичном движении по дорогам. Чтобы решить проблему пробок Пекин вводит квоту на регистрацию новых автомобилей, большая часть которых будет распределяться с помощью лотереи среди будущих автовладельцев.

Предусматривается и комплексный подход решения проблемы – на пять лет запрещается покупка новых автомобилей для правительственных учреждений, численность которых более 700 тыс.

Создание новых парковочных мест, автобусных остановок и новых дорог в центральной части столицы, как-то поможет решить сложившуюся проблему пробок.

В зависимости от интенсивности движения город разделен на три зоны и плата за парковку увеличивается в два раза.

Кроме того, в столице действует правило, согласно которому в один из рабочих дней пользоваться автомобилем нельзя. Этот день связан с последней цифрой номера автомобиля.

Увеличены штрафы за неправильную парковку.

Есть и спорные предложения, например, налог на пробки и запрет продажи автомобиля иногородним гражданам, если у них нет парковочного места.

Специалисты выделяют несколько причин китайских дорожных пробок:

  • многие китайские города не были предназначены для автомобилей;
  • наличие автомобиля принято считать символом статуса;
  • на китайских дорогах очень много новых водителей, не имеющих достаточного опыта вождения;
  • вождение преподается на закрытых курсах, поэтому выпускники этих курсов выходят впервые на дорогу, когда садятся за руль.

В стране разработан и опубликован план развития национального транспортного комплекса на 2021-2035 гг., касающийся железнодорожного транспорта.

В плане определены ключевые цели – внедрение инноваций, интеграция железных дорог с другими видами транспорта, качество транспортных услуг, международная экспансия и бережное отношение к окружающей среде.

Протяженность автодорог, в том числе и сельских, составляет 3,5 млн км. Общая длина современных многополосных автострад превышает 45,3 тыс. км.

Скоростные и высокоскоростные железные дороги Китая включают модернизированные обычные железнодорожные линии, новые линии, построенные специально для движения высокоскоростных поездов, а также первые в мире коммерческие линии для движения поездов на магнитной подушке.

Высокоскоростной поезд в Китае

Протяженность железнодорожной сети China Railways достигает 76,6 тыс. км. В Китае существует крупнейшая в мире сеть скоростных и высокоскоростных железных дорог, превышающая таковые в Японии и Европе, вместе взятые.

Водный транспорт в КНР используется для морских внешнеторговых и внутренних перевозок, а также для грузоперевозок по наиболее крупным внутренним рекам. Водный транспорт функционирует в юго-восточном приморье и южных районах. Его доля в общем грузообороте составляет более 55%. Общая протяженность внутренних рек Китая превышает 110 тыс. км, а общая протяженность судоходных фарватеров — 7,8 тыс. км.

Водный транспорт Китая

Получает распространение в КНР и воздушный транспорт. В прошлом веке полет на самолете считался здесь признаком высокого положения в обществе. В наши дни рейсов между городами становится все больше. Так, из Пекина в Шанхай осуществляется более 40 рейсов ежедневно. В Китае насчитывается 143 гражданских аэропорта и 1143 авиалинии.

Говоря о транспорте Китая, было бы неправильно не вспомнить о таком его виде, как китайский рикша.

По оценке американских экспертов, в списке стран, поддерживающих Россию, значатся Индия, Бразилия, Венгрия

Александр Ситников

На фото: китайские войска во время смотра войск после завершения масштабных многонациональных военных учений на полигоне Телемба в Чите

Кстати, в числе (в том числе скрытых, но от этого не менее опасных) врагов Америки значатся не только Россия и, само собой, уже указанный Китай, но и Индия, в которой, как пишет Майкл Шуман, Нарендра Моди жестко искореняет американское влияние на общество. Правда, Нью-Дели борется за умы своих граждан хитро — через возврат к национальным корням, что категорически не нравится глобалистам. По мнению автора Atlantic, против янки настраивают свои народы Реджеп Эрдоган в Турции, Жаир Болсонару — в Бразилии, Виктор Орбан — в Венгрии. Конечно, список намного больше, просто здесь указаны страны, имеющие солидный вес в мировой иерархии.

Точно так и на Тайване. Сегодня тамошняя публика находится под мощным влиянием американской пропаганды, кстати, очень профессиональной, о чём свидетельствуют, к слову, нынешние события на Украине.

В Пекине уверены, что Вашингтон, руководствуясь принципами Макиавелли, намеренно отделил Тайвань от Китая, в такой же стратегии, как и Украину от России.

Проводя параллели, западные эксперты обращают внимание на то, что Тайвань намного меньше, как территориально, так и по численности населения, чем Украина. Кроме того, мало кто в США верит, что Тайвань окажет сильное сопротивление. Ушедший в отставку заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирал Джеймс Виннефельд и Майкл Морелл, бывший исполняющий обязанности директора ЦРУ в администрации Обамы, предупредили, что Китай может подчинить остров всего за три дня. По их мнению, сколько бы не охмуряли островитян американцы, большинство тайваньцев считают себя китайцами, что, безусловно, усиливает позиции Пекина.

Янки также уверены, что Китай сегодня на все сто процентов за Россию, в том числе и в вопросе нерасширения НАТО на восток. Другими словами, изгнание американских коллаборантов из Украины, а также разгром нациков, сделает более сговорчивым и сепаратистский Тайбэй.

Но будет ли Тайвань следующим, вопрос очень сложный. Многое зависит от того, как Россия справится с санкциями. Кроме того, есть огромная разница между тем, что творилось в Донбассе, и противоречиями между материковым Китаем и его отколовшейся провинцией. Впрочем, по мере усиления Пекина и, главное, роста уровня жизни в КНР, будет усиливаться и антиамериканская оппозиция в самом Тайбэе.

Читайте также: