Почему страны запада шли на осуществление социальных реформ кратко

Обновлено: 16.05.2024

В Германии еще при О. Бисмарке в 1880 г. реформизм был важной составляющей внутренней политики. Труженики наемного производства получили возможность пенсионного и страхового обеспечения, были приняты меры в целях сокращения рабочего дня, ограничения произвола предпринимателей, запрещения труда детей до 13 лет. С приходом к власти императора Вильгельма II в условиях усиления милитаризма предпринимались неоднократные попытки принятия реакционных законов, ведущих к укреплению позиций монархии, но реформистская направленность внутреннего курса сохранялась, в том числе и потому, что ее отстаивали депутаты от социал-демократической партии, игравшие важную роль в германском рейхстаге.

Во Франции реформистские начинания, которые осуществлялись правительствами как республиканцев, так и радикалов (особенно при Ж. Клемансо), выразились в том, что уже в 1880 гг. были осуществлены реформы, касавшиеся введения всеобщего, бесплатного, светского образования, легализации деятельности профсоюзов, уменьшения продолжительности рабочего дня. Широкое антиклерикальное движение привело к принятию в 1902–1904 гг. законов о закрытии церковных школ, роспуску монашеских орденов, а в 1905 г. – об отделении церкви от государства.

Эрой итальянского либерализма была названа деятельность видного лидера итальянских либералов Дж. Джолитти (в 1901–1903 гг. он занимал пост министра внутренних дел, а в 1903–1904 гг. был,с небольшими перерывами, председателем Совета министров). В это время в Италии в жизнь были проведены реформы, связанные с легализацией рабочих организаций, признанием прав рабочих на стачки, изданием ряда законов об охране труда и расширении избирательного права.

Политика реформизма имела место в других европейских странах и США и была весьма своевременной, поскольку в социалистическом движении не прекращали деятельность представители леворадикальных сил (К. Либкнехт и Р. Люксембург в Германии, М. Кашен во Франции, В.И. Ленин в России и др.), призывая к насильственному переустройству общества. Буржуазный реформизм, политика классового сотрудничества не позволяли этим течениям (за исключением России) найти массовую опору и указывали на возможность мирных путей разрешения социальных конфликтов.

Однако в ряде стран правящие круги не осознали важности и необходимости государственного реформизма, игнорировали новые исторические условия и продолжали отстаивать ценности традиционного общества (сохранение жесткой авторитарной системы правления, отсутствие гражданских прав, свобод и социальной защищенности трудящихся масс, запрет деятельности политических партий и профессиональных союзов и т.д.). Нерешенность социально-экономических и политических противоречий приводила общество к революционному взрыву. Это были, как правило, государства сравнительно поздно вступившие на путь индустриального развития, отличавшиеся высокими темпами экономического роста, но в которых прочно держались пережитки традиционных феодальных отношений (самодержавно-монархический строй, социально-политическое первенство и привилегированное положение феодально-помещичьей знати, правовое бесправие не только рабочих, но и буржуазии и т.д.). Среди наиболее индустриально быстро развивающихся стран такой страной была Российская империя, которая за неполных два первых десятилетия XX в. пережила три революции. Другую группу стран составили формально независимые, но фактически полуколониальные государства (Иран, Турция, Китай, Мексика), в которых произошли буржуазные революции, сопровождавшиеся широким национально-освободительным движением. Особенностью этих революционных выступлений было то, что многие из них развернулись под влиянием первой революции 1905–1907 гг. в России.




К началу XX в. Османская империя, уже на протяжении длительного времени находилась в глубоким кризисе. Еще в XIX в. ею были утрачены Египет, Греция, часть территорий на Балканах. В условиях резкого обострения экономической ситуации усилилось вмешательство европейских стран во внутренние дела Турции.

В апреле 1909 г. внутренние враги младотурецкой революции, прежде всего сторонники султана и мусульманская верхушка организовали мятеж Стамбульского гарнизона и на короткое время восстановили самодержавие Абдул-Гамида II. В кровавой резне погибло немало младотурок. Прибывшие из Македонии революционные части подавили мятеж. Абдул-Гамид II был низложен и заключен под стражу. Парламент избрал султаном Мехмеда V, который должен был царствовать, но не управлять. В новое правительство вошли видные младотурецкие лидеры, которые выдвинули широкую программу модернизации экономики, системы управления и образования, а также образа жизни по западно-европейскому образцу. Однако реформы проводились медленно. В предвоенное и военное время их осуществление было приостановлено.

В 1905–1911 гг. революционные события произошли вИране (Персии). В начале XX в. зависимость Ирана от европейских держав усилилась. Основными соперниками здесь были Россия и Англия. Ухудшавшееся положение населения и голод 1903–1904 гг. привели к массовым волнениям, которые в конце 1905 г. приобрели характер антифеодальной революции. В августе 1906 г. шах Мозаффар-эд-Дин объявил о созыве меджлиса (парламента) и о введении конституции. Несмотря на попытки реакционных сил сорвать демократические преобразования, в октябре 1906 г. открылся первый иранский меджлис. В конце декабря вступил в силу основной закон, который был первой частью иранской конституции. В соответствии с ним власть шаха ограничивалась меджлисом, которому принадлежало право утверждать все законы и бюджет страны и контролировать их исполнение.

Возглавляемая шахом Муххамедом Али (он вступил на престол в январе 1907 г. после смерти своего отца Музаффара-эд-Дина) реакция решила воспользоваться поддержкой Англии и России и стала готовить переворот, который совершился в июне 1908 г. Меджлис был расстрелян, противники шаха арестованы, демократическая печать закрыта. Началась ожесточенная вооруженная борьба. В июле 1909 г. отряды федаев и восставших племен захватили Тегеран, низложили шаха, возвели на престол его сына и вновь созвали меджлис.

В конце 1911 г. в Иран были введены русские и английские войска. На севере русские войска сломили сопротивление иранских добровольцев и подавили революцию. На юге то же самое сделали англичане. В октябре 1911 г. в Тегеране противники революции совершили государственный переворот, меджлис был распущен. Англо-российская интервенция закрепила полуколониальное положение Ирана.

В 1906–1911 гг. восстания под руководством Тунмынхуэя охватили практически все провинции Китая. Несмотря на попытки маньчжурского правительства начать реформы, оно уже оказалось неспособным к сопротивлению. В сентябре 1911 г. в Сычуане началось крупное народное восстание, которое стало прологом революции. 1 января 1912 г. в Нанкине было торжественно провозглашено создание Китайской республики и в тот же день Сунь-Ятсен приступил к обязанностям временного президента. Сформированное им правительство носило либеральный характер, но в своей практической деятельности оно встало на путь ограничения революции.

В это время на Севере маньчжурские правящие круги выдвинули генерала Юань-Шикая на пост премьер-министра и главнокомандующего всеми войсками, действующими против революционеров. Будучи сторонником компромисса с Севером и стремясь избежать внутренней войны, Сунь-Ятсен 14 февраля 1912 г. отказался от поста президента и передал президентские полномочия Юань-Шикаю.

В апреле 1913 г. открылся китайский парламент, в котором члены Гоминьдана получили большинство мест и потребовали ограничения прав президента. Юань-Шикай настойчиво добивался диктаторских полномочий, что привело к началу так называемой второй революции, поднятой Сунь-Ятсеном и другими руководителями Гоминьдана летом 1913 г. в Южных провинциях. Но их выступление было жестоко подавлено. Сунь-Ятсен вновь эмигрировал в Японию и занялся подготовкой нового восстания.

Китайская революция 1911–1912 гг. открывала перед Китаем возможности подлинного национального возрождения, но на осуществление этой цели ушли еще долгие годы упорной борьбы.

После того, как в XIX в. Латинская Америка освободилась от колониального господства, заметно ускорилось ее экономическое развитие в капиталистическом направлении. Индустриальные сдвиги в экономике приводили к крупным социальным изменениям. Латинская Америка становилась ареной острых социальных и национальных столкновений, одним из ярких проявлений которых была народная революция вМексике (1910–1917).

Среди молодых государств Латинской Америки именно Мексика являлась наиболее экономически развитой. Большие займы ей были предоставлены США, Англией и другими странами, что, с одной стороны, стимулировало развитие промышленности, но, с другой стороны, вело к усилению влияния иностранного капитала.

В 1867–1911 гг. в Мексике правил диктатор генерал Порфирио Диас, который, не считаясь с национальными интересами, поощрял проникновение в страну английских и американских компаний. С открытием крупных запасов нефти экспансия иностранных держав увеличилась. Для строительства железных дорог, бурения нефтяных скважин, закладки шахт и рудников необходимы были огромные земельные пространства, которые отбирались у крестьян. Сопротивление безземельного крестьянства политике Диаса привело к началу вооруженной борьбы за землю и свободу и формированию в 1908 г. крестьянских армий, которые на севере страны возглавил Франциско Вилья, а на юге – Эмилиано Сапата. Одновременно против диктатуры Диаса выступила национальная буржуазия и часть помещиков, недовольных засильем иностранного капитала. В 1910–1911 гг. антидиктаторские волнения и движения крестьян вылились в буржуазную революцию.

Диас бежал из страны. К власти пришло либеральное правительство во главе с Франсиско Мадеро. Первоначально его поддерживали вожди крестьянских армий Сапата и Вилья, которые пользовались огромной популярностью. Но из-за нерешительности правительства Мадеро в земельном вопросе произошел их разрыв. Одновременно против Мадеро выступили реакционные силы, поддерженные США. В феврале 1913 г. произошел контрреволюционный переворот, в результате которого Мадеро был убит, а власть захватила военная хунта во главе с генералом Уэртой.

Освободительная армия юга под командованием Сапаты и Северная дивизия Вильи возобновили революционную борьбу. В апреле 1914 г. США, недовольные сближением Уэрты с англичанами, высадили в Мексике десант. Интервенция США усилила сопротивление мексиканцев. Вскоре крестьянские армии вступили в столицу. Диктатура Уэрты пала. Президентом стал лидер либералов Венустиано Карранса, который потребовал вывода американских войск. В конце 1914 г. они были эвакуированы из Мексики.

Используя ситуацию, США предприняли новую попытку интервенции в марте 1916 г. Только в феврале 1917 г. американские войска были выведены из страны под воздействием народных выступлений и жесткой позиции Каррансы.

В 1917 г. в Мексике была принята буржуазная конституция. Это означало вступление страны в индустриальное общество.

Политика реформизма и революционные события в странах Европы, Азии, Америки наглядно показали всю сложность и противоречивость развития индустриальной цивилизации в начале XX в.

Заключение

В начале XX в. ведущее положение в мире занимали индустриальные и индустриально-аграрные империалистические страны (США, страны Западной Европы, в некоторых отношениях Россия и Япония). В это время бурно развивалось промышленное производство, его высокая концентрация вела к образованию монополий. Качественным признаком индустриального общества началаXX в. являлись постоянно совершаемые научные и технические открытия, которые изменили представление людей о мире. Внедрение достижений научно-технического прогресса в промышленность и сельское хозяйство способствовало повышению их эффективности. Благодаря экономическим и техническим успехам возрос уровень жизни людей.

Глубокие внутренние противоречия индустриального общества обусловили социальную активность масс. Главной силой социальных движений центров индустриальной цивилизации являлся рабочий класс. Рабочее движение начала XX в. носило организационный характер и добилось важных завоеваний во многом благодаря деятельности профессиональных союзов, а также рабочих, социал-демократических и социалистических партий, которые активно использовали парламентские формы борьбы для отстаивания интересов трудящихся людей. Социальная и политическая активность рабочего класса и его партий стали одним из факторов формирования политики государственного (буржуазного) реформизма, которая наиболее последовательно осуществлялась в странах I эшелона модернизации, где сложились устойчивые парламентская и многопартийная системы. Острота противоречий между формирующимся индустриальным обществом и пережитками традиционного общества, незавершенность социальных и политических реформ, особенно в странах II эшелона модернизации, вызвали ряд революционных выступлений в начале XX в. в Европе, Азии и Латинской Америке, где аграрные и национальные движения играли значительную роль в революционной борьбе.

Вопросы

1. Почему мировой экономический кризис 1900–1903 гг. стал поворотным пунктом в эволюции индустриального общества?

2. Дайте определение основным видам монополистических объединений: синдикаты, картели, концерны, тресты.

3. Назовите особенности монополистического капитализма Англии, Франции, Германии, США, Японии.

4. Какие из перечисленных видов вооружений и военной техники появились в начале XX в. благодаря научным и техническим открытиям: артиллерия, самолеты, танки, ядерное оружие, отравляющие газы, огнестрельное автоматическое оружие, пластиковая взрывчатка, подводные лодки, приборы ночного видения?

7. Как Вы считаете, почему в испано-американской войне 1898 г. Испания не смогла отстоять свои владения?

8. Какие факторы обусловили англо-бурскую войну 1899–1902 гг. и каковы ее результаты?

9. Установите соответствие между событиями русско-японской войны и датами (соедините стрелками).

Начало 1904 г. Осада Порт-Артуа
10 февраля 1904 г. Цусимское сражение
Май 1904 – январь 1905 гг. Нападение японского флота на русский флот в Порт-Артуре
Сентябрь 1904 г. Сражение под Мукденом
Март 1905 г. Сражение под Ляоляном
Май 1905 г. Объявление Японией войны России

10. Какие социалистические и рабочие партии начала XX в. Вы знаете? Какую роль они играли в парламентах Англии, Франции, Германии?

11. Назовите реформы, которые были осуществлены под руководством О. Бисмарка, Дж. Джолитти, Д. Ллойд Джорджа.

12. Кто такие младотурки, моджахиды, ихэтуани? В каких государствах они действовали и за что вели борьбу?

13. Какие события Мексиканской революции связаны с именами П. Диаса, Э. Сапаты, Ф. Вилье, Ф. Мадеро, В. Каррансы?

В начале XX века во многих ведущих странах проходили революции, а также шла Первая Мировая Война, народ был истощён морально и физически. Для того, чтобы люди не выступали против существующей власти, правительству пришлось провести ряд социальных улучшений: социальная защита и обеспеченность, улучшались условия труда, введение пенсий и социальных пособий, страхования, активно вводились права трудящихся, ограничивался труд несовершеннолетних и женщин. Всё это способствовало улучшению обстановки в стране.

Социальные преобразования - это вводимые законодательным путем изменения правил функционирования социальной системы общества (обеспечение социальной защиты населения и оказание социальных услуг), которые, впрочем, не затрагивают ее фундаментальных основ.

Социальные преобразования в странах Западной Европы

Существенным фактором социальных преобразований, реализуемых в странах Западной Европы, считается процесс европейской интеграции. Формирование единых рынков, унификация законодательства, приведение стран-членов Европейского союза к единому уровню жизни определяли подход национальных правительств к проведению социальной политики, что зависело от текущей макроэкономической и внутриполитической ситуации.

Обобщая накопленный опыт, социальные преобразования в странах Западной Европы можно поделить на три направления:

  • Социально-демократическая модель социальных преобразований - характерна для скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия);
  • Корпоративная модель социальных преобразований - характерна для стран Бенилюкса, Франции, Германии, Австрии;
  • Либеральная модель социальных преобразований - характерна для англосаксонских стран (Великобритания и Ирландия);
  • Рудиментарная модель социальных преобразований - характерна для стран Южной Европы (Испании, Италии).

Социально-демократическая модель заключается в государственном обеспечении оказания всему населению страны множества разнообразных услуг и в создании условий для полной занятости населения. Этот курс социальной политики отстаивают политические союзы левых рабочих партий и партий, которые являются представителями мелких фермеров. Все граждане имеют право на равное социальное обеспечение, которое финансируется за счет налогов и находится на довольно-таки высоком уровне.

Готовые работы на аналогичную тему

Корпоративная модель основывается на объединении усилий профсоюзного движения и государства. Результатом этого сочетания является развитая система пособий по социальному страхованию, размер которых отличается в зависимости от вида и объема трудовой деятельности. Социальное страхование распространяется на работающее население и членов их семей.

Либеральная модель исходит из того, что государство должно поддерживать социальные низы на минимальном уровне. Это значит, что государство обеспечивает гражданам некий минимальный уровень жизни, поэтому социальная помощь в большей степени ориентирована на низкооплачиваемых граждан.

Рудиментарная модель интерпретируется как развивающаяся или переходная. В целом уровень социального обеспечения в странах с этой моделью довольно низок, однако в последние десятилетия происходит совершенствование отдельных элементов системы социального обеспечения. В странах Южной Европы до сих пор считают, что социальная защита должна осуществляться через семью и частную благотворительность.

Социальные преобразования в США

В США социальные преобразования преимущественно направлены на устранении общественных противоречий и уменьшения уровня социальной дезорганизации. В отличие от западноевропейских стран социальные преобразования в Штатах проводились более осторожно.

Несмотря на то, что США не провозглашают себя социальным государством, они законодательно ввели множество мер социальной защиты населения: государственное страхование, помощь нуждающимся, поддержка в поиске работы и т.д. Кроме того, в последние годы в США возросла роль государства в регулировании социально-экономической сфере. А рост расходов на социальные нужды фактически превратил американский бюджет в социально ориентированный.

Главным социально-экономическим приоритетом США на данный момент стало развитие высшего образования. Такой подход способствует экономическому росту, росту производительности труда, повышению денежных доходов населения.

Социальные преобразования в Японии

В Японии социальная политика рассматривается как часть государственного регулирования национальной экономики, т.е. социальные преобразования проводятся для развития экономики, в следствие чего должен произойти рост благосостояния граждан.

Разработка и проведение социальной политики в Японии, осуществление социальных преобразований осуществляется через систему следующих элементов, в основу которых были положены традиции и философия народа:

  • Система пожизненного найма – по мере увеличения стажа работы в одной фирме пропорционально добавляются материальные льготы и стимулы;
  • Система кадровой ротации - каждые 2-3 года проводится перемещение работников в фирме по горизонтали и вертикали, что поощряет их творчество и инициативу, расширяет кругозор;
  • Система подготовки на рабочем месте - фирмы обеспечивают профессиональное обучение работников, доводя его компетенции до нужного уровня;
  • Система репутаций - труд работников ежедневно проверяется, поэтому они действую так, чтобы за ними закрепилась репутация прекрасного, инициативного работника и порядочного человека.

Каждая из перечисленных систем дополняет другие. Таким образом, они функционируют как единое целое, влияющее на мотивацию работников, что обеспечивает повышение производительности труда.

Социальные преобразования в странах СНГ

Распад Советского Союза привел к резкому обострению социальных проблем в новых независимых государствах. В связи с этим большинство стран СНГ рассматривается как страны с переходной экономикой. Этот "переход" заключается в обеспечении таких экономических возможностей, которые бы позволили удовлетворить потребности населения в социальной защите.

По прошествии нескольких лет после того, как был достигнут достаточно устойчивый экономический рост, страны СНГ существенно повысили уровень социального обеспечения граждан. Это нашло отражение в увеличившихся размерах пенсий, пособий и в большем охвате граждан программами социальной помощи.

Во многих западноевропейских странах система социального страхования возникла еще в XIX в. под воздействием рабочего движения.

В Дании в 1891 г. была учреждена государственная пенсионная система по обслуживанию престарелых.

В Великобритании система социального страхования по болезни была введена в 1897 г., а в 1925 г. — по старости и инвалидности.

В большинстве европейских стран наряду с законами о страховании по старости, инвалидности и в случае потери кормильца было введено страхование по безработице.

Этапы реализации социальных программ в странах Западной Европы в 45-90-е гг. XX в.

Говоря о реализации социальных программ за последние пятьдесят лет в странах Западной Европы и Северной Америки, следует выделить основные этапы:

Вторая половина 1945-х — 1960-e гг. были периодом быстрого экономического роста. Это, естественно, отразилось на доходах государства, что позволило либеральным силам реализовать различные социальные программы.

Поворотным пунктом, повлиявшим на активность государства в социальной сфере, стала Вторая мировая война. Ненадежность и неопределенность существования привели к новым требованиям социальной защиты. В условиях ежедневного риска только государство могло взять на себя организацию страхования жизни и имущества.

В Англии в 1940-1941 гг. был учрежден, расширен или подвергся реформе целый ряд социальных программ: дешевые завтраки и бесплатное молоко для школьников, обязательные прививки и другие программы здравоохранения, увеличение пенсий, в частности закон о пенсиях по старости и для вдов, было отменено обследование нуждаемости при социальных выплатах, в 1941 г. был принят закон о помощи пострадавшим от войны.

Следующие законы, принятые британским правительством в середине и второй половине 1940-х гг: в 1944 г. — закон об образовании, в 1945 г. — закон о пособиях на семью, в 1946 г. — закон о национальном страховании больных, безработных, беременных женщин. В 1948 г. была создана Национальная программа помощи.

Во Франции примерно в это же время (1945—1947) были, приняты программы социального обеспечения, которые предусматривали меры в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, помощи безработным, жилищного строительства и т.д. для большого числа неимущих граждан.

Англосаксонская модель, которая распространена в Великобритании, Ирландии, Канаде и США. Для этой модели характерно:

· признание принципиальной невозможности достичь в современном обществе социальной справедливости.

· имеется понимание, что необходима определенная забота о наименее обеспеченных слоях населения.

· созданная для этой цели система социального обеспечения должна несколько сглаживать социальное неравенство, но при этом не подрывать трудовую мотивацию граждан.

Континентальная модель социального государства распространена в ФРГ, Франции и некоторых других европейских странах.




· в этой модели, как и в предыдущей, речь идет о необходимости объединять усилия государственных структур, частного сектора, общественных и благотворительных организаций для решения социальных вопросов.

· устранить причины бедности перераспределением средств через бюджетную систему не устраняет причин бедности.

· поддержка семьи, которая рассматривается в качестве основной социальной единицы.

Скандинавская модель социального государства, как это явствует из названия, распространена в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании.

· очень активная социальная политика власти, главная задача которой — предупредить появление проблем.

· социальная помощь и услуги предоставляются на универсальной, то есть бесплатной для всех основе и не зависят от проверки нуждаемости.

· в скандинавских странах сложилась социальная практика безусловной и безадресной поддержки.

В скандинавской модели не поощряются частные социальные услуги, особенно частное здравоохранение и образование. Основную роль в. финансировании социальных расходов играет государство, которое формирует бюджет, в том числе и на социальные программы за счет самого высокого в мире уровня налогообложения.

Однако циклические кризисы 1974 - 1975 и 1980 - 1982 гг. резко обострили экономические и социальные проблемы. Широко

C конца 1970-х гг. в некоторых индустриально развитых странах в Западной Европе к власти пришли консервативные силы:в Великобритании — М. Тэтчер, в ФРГ — Г. Коль.

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии социального государства, а именно возведение его в конституционный принцип.

Конституция Швеции 1974 г. установила обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан.

Основная идея, на которой сходятся все исследователи, — это то, что в социальном государстве или в государстве всеобщего благоденствия государство, основываясь на конституции и праве, должно нести ответственность за обеспечение в стране социальной справедливости и социальной защищенности.

1. Проследите особенности развития профессиональной социальной работы в Европе в ХХ веке.

2. Перечислите модели социального обеспечения и социальной работы.

3. Расскажите о развитии системы социального страхования, социального обеспечения и социальной помощи в Европе в XX в.

Становление системы социального страхования и социального обеспечения

Тема 3.2 Европейские модели социального обеспечения и социальной работы (XIX-XX вв.)

План:

Становление системы социального страхования и социального обеспечения

Во многих западноевропейских странах система социального страхования возникла еще в XIX в. под воздействием рабочего движения.

В Дании в 1891 г. была учреждена государственная пенсионная система по обслуживанию престарелых.

В Великобритании система социального страхования по болезни была введена в 1897 г., а в 1925 г. — по старости и инвалидности.

В большинстве европейских стран наряду с законами о страховании по старости, инвалидности и в случае потери кормильца было введено страхование по безработице.

Этапы реализации социальных программ в странах Западной Европы в 45-90-е гг. XX в.

Говоря о реализации социальных программ за последние пятьдесят лет в странах Западной Европы и Северной Америки, следует выделить основные этапы:

Вторая половина 1945-х — 1960-e гг. были периодом быстрого экономического роста. Это, естественно, отразилось на доходах государства, что позволило либеральным силам реализовать различные социальные программы.

Поворотным пунктом, повлиявшим на активность государства в социальной сфере, стала Вторая мировая война. Ненадежность и неопределенность существования привели к новым требованиям социальной защиты. В условиях ежедневного риска только государство могло взять на себя организацию страхования жизни и имущества.

В Англии в 1940-1941 гг. был учрежден, расширен или подвергся реформе целый ряд социальных программ: дешевые завтраки и бесплатное молоко для школьников, обязательные прививки и другие программы здравоохранения, увеличение пенсий, в частности закон о пенсиях по старости и для вдов, было отменено обследование нуждаемости при социальных выплатах, в 1941 г. был принят закон о помощи пострадавшим от войны.

Следующие законы, принятые британским правительством в середине и второй половине 1940-х гг: в 1944 г. — закон об образовании, в 1945 г. — закон о пособиях на семью, в 1946 г. — закон о национальном страховании больных, безработных, беременных женщин. В 1948 г. была создана Национальная программа помощи.

Во Франции примерно в это же время (1945—1947) были, приняты программы социального обеспечения, которые предусматривали меры в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, помощи безработным, жилищного строительства и т.д. для большого числа неимущих граждан.

Англосаксонская модель, которая распространена в Великобритании, Ирландии, Канаде и США. Для этой модели характерно:

· признание принципиальной невозможности достичь в современном обществе социальной справедливости.

· имеется понимание, что необходима определенная забота о наименее обеспеченных слоях населения.

· созданная для этой цели система социального обеспечения должна несколько сглаживать социальное неравенство, но при этом не подрывать трудовую мотивацию граждан.

Континентальная модель социального государства распространена в ФРГ, Франции и некоторых других европейских странах.

· в этой модели, как и в предыдущей, речь идет о необходимости объединять усилия государственных структур, частного сектора, общественных и благотворительных организаций для решения социальных вопросов.

· устранить причины бедности перераспределением средств через бюджетную систему не устраняет причин бедности.

· поддержка семьи, которая рассматривается в качестве основной социальной единицы.

Скандинавская модель социального государства, как это явствует из названия, распространена в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании.

· очень активная социальная политика власти, главная задача которой — предупредить появление проблем.

· социальная помощь и услуги предоставляются на универсальной, то есть бесплатной для всех основе и не зависят от проверки нуждаемости.

· в скандинавских странах сложилась социальная практика безусловной и безадресной поддержки.

В скандинавской модели не поощряются частные социальные услуги, особенно частное здравоохранение и образование. Основную роль в. финансировании социальных расходов играет государство, которое формирует бюджет, в том числе и на социальные программы за счет самого высокого в мире уровня налогообложения.

Однако циклические кризисы 1974 - 1975 и 1980 - 1982 гг. резко обострили экономические и социальные проблемы. Широко

C конца 1970-х гг. в некоторых индустриально развитых странах в Западной Европе к власти пришли консервативные силы:в Великобритании — М. Тэтчер, в ФРГ — Г. Коль.

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии социального государства, а именно возведение его в конституционный принцип.

Конституция Швеции 1974 г. установила обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан.

Основная идея, на которой сходятся все исследователи, — это то, что в социальном государстве или в государстве всеобщего благоденствия государство, основываясь на конституции и праве, должно нести ответственность за обеспечение в стране социальной справедливости и социальной защищенности.

1. Проследите особенности развития профессиональной социальной работы в Европе в ХХ веке.

2. Перечислите модели социального обеспечения и социальной работы.

3. Расскажите о развитии системы социального страхования, социального обеспечения и социальной помощи в Европе в XX в.


Социально-экономическое развитие стран Запада в XIX в.

Социально-экономическое развитие
стран Запада в XIX в.

Промышленный переворот повлек за собой глубокие изменения в социальной сфере. Это сказалось на социально-экономическое развитие стран Запада в XIX в. Кратко рассмотрим эту тему.

Прежде всего, окончательно утвердился экономический тип социальной стратификации: положение в обществе определялось уровнем дохода, материальным состоянием индивида. Стремление иметь деньги теперь во многом определяло образ жизни и стиль поведения людей в западном обществе.

Поскольку материальное состояние людей может изменяться, формировавшееся индустриальное общество характеризовалось высокой степенью социальной мобильности. В этой связи сложилась классовая по своему характеру социальная структура.

Общество разделилось на классы.

Ведущее значение в экономическом развитии приобретают фабричная буржуазия и пролетариат . В новых условиях социальная структура западного общества испытала серьезные трансформации.

  1. наличием дворянского землевладения, позволявшим аристократии удерживать прочные экономические, а, следовательно, и политические позиции в обществе;
  2. относительной слабостью буржуазии, еще не обладавшей достаточными материальными ресурсами, опытом, умением, чтобы управлять самостоятельно без помощи аристократии;
  3. ростом рабочего класса, прежде всего фабричного пролетариата, представлявшего серьезную оппозицию промышленной буржуазии.

Новое явление в социальной структуре западного общества в 19 веке — формирование так называемого среднего класса. В это время он был представлен главным образом средней торгово-промышленной буржуазией, а также состоятельной частью интеллигенции и чиновничества.

Особые процессы шли в деревне: крестьянство довольно быстро дифференцировалось. В нем выделялся слой сельской буржуазии, мелкой буржуазии и безземельных батраков.

Заметно изменились организация и условия труда : повысилась его интенсивность, утвердился жесткий режим, подчинявший человека ритму машины. Внедрение несложных механизмов создало возможности широкого использования женского и детского труда (более дешевого).

На протяжении всей промышленной революции наблюдалось снижение уровня жизни большинства населения, ухудшалось материальное положение народа. Низкая заработная плата пролетариев, отсутствие гарантий занятости, охраны труда вели к обнищанию трудящихся масс, порождали множество социальных проблем. Усилился процесс миграции.

Отмечая кардинальные перемены в странах Запада в эпоху промышленного переворота, следует иметь в виду, что в целом экономическое развитие в эти годы носило преимущественно еще экстенсивный характер. В целом промышленный переворот базировался на развитии трех отраслей : хлопчатобумажного текстиля, чугунолитейного производства и добыче каменного угля.

Промышленная революция в первой половине XIX в. охватила лишь эпицентр мировой экономики. Мир же в целом оставался докапиталистическим и аграрным: в середине 19 века единственной индустриальной державой была Англия.

Социально-экономическое развитие стран Запада в XIX в.

Выводы о развитии стран Запада в 19 веке.

Таким образом, в первой половине XIX в. страны Запада переживали глубокие перемены. Промышленный переворот дал толчок непрерывным техническим, экономическим и социальным переменам, нередко опережающим способность людей меняться самим. Он положил начало индустриализации — процессу широкой механизации всего экономического комплекса, создания системы крупного машинного производства. Сущностью индустриализации является не только повышение роли промышленности в отраслевой структуре экономики, но и внедрение передовой техники и технологии в разнообразные сферы общественной жизни, включая быт, науку, образование и пр.

Читайте также: