Почему школьные рюкзаки такие большие

Обновлено: 09.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Однако, н ося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы, но за этим никто не следит.

Вес портфеля первоклашки как минимум в три раза превышает норму. Более того - он весит больше, чем ранец старшеклассника.

Современные школяры все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами.

Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.

Проблема исследования : вес школьного портфеля.

Гипотеза: мы предполагаем, что тяжелый портфель вредит здоровью.

Предмет исследования : школьный портфель.

Цель работы:

Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.

Задачи :

Измерить вес школьных портфелей, установить соответствие веса санитарным нормам для школьников.

Выявить причины нарушений санитарных норм.

Установить зависимость массы школьного портфеля от возраста ученика.

Установить зависимость массы школьного портфеля от успеваемости ученика.

Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.

Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.

Методы исследования:

Метод изучения и анализ литературы.

Метод опроса школьников.

Проведение замеров массы рюкзака.

Анализ полученных данных.

Глава 1. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля.

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.

• 1–4-х классов – 300г;

• 5–6-х классов – 400г;

• 10–11-х классов – 600г.

Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать

1-2 классы 1,5 кг

3-4 классы 2,5 кг

7-8 классы 3,5 кг

9-11 классы 3,5-4 кг

Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника .

1.2. Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения веса портфеля

Указанная проблема стоит не только в нашей стране. Например, в августе 1996 г. министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10 % от веса тела школьника.

На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.

О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.

В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.

Школьные рюкзаки, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Тамошние школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках. Российские врачи не так категоричны, считается, что правильно подобранный рюкзак или портфель не только не испортит, но, наоборот, сформирует хорошую осанку.

В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.

В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).

Таким образом, из изложенного следует, что:

Избыточный вес ранца увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Проблема веса школьного портфеля остро стоит во многих странах мира.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ

СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

2.1. Исследование фактического веса портфелей учеников 5 класса.

Мы исследовали фактический вес портфелей учеников 5 класса. Во-первых, мы замерили вес портфеля каждого ученика 5 класса в каждый учебный день недели, а также вес пустого портфеля, без школьных принадлежностей. Во-вторых, мы рассчитали индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика 5 класса, исходя из веса тела и постулата о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника.

Таким образом, по данным таблицы видно, что у половины учащихся 5 класса портфель не превышает норму. У остальных 9 (3 человека не принимали участие в замерах) вес ранца превысил гигиеническую норму. При этом ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой системы.

Сравнение правильного веса портфеля со средним значением фактического веса портфеля учащихся 5 класса

Фамилия, имя ученика

Вес ученики, кг.

Вес правильного портфеля, кг.

Максималь-ный факти-ческий. вес портфеля, кг.

Слишком тяжелый

Слишком тяжелый

Слишком тяжёлый

Замеры веса портфелей учащихся 5 класса

Вес портфеля, кг

2.2 Исследование зависимости веса портфеля

от возраста учащихся и успеваемости.

Нами было сделано предположение, что масса школьного портфеля зависит от возраста учащихся, а именно, что чем старше класс, тем меньше становится масса портфеля. Для проверки данной гипотезы, мы измерили массы портфелей всех учащихся школы с 5-го по 11-го класс в один и тот же учебный день (среду) и вычислили среднее значение массы портфеля по классам. Вот что у нас получилось.

Из таблицы видно, что наше предположение оказалось верным. Особенно это хорошо видно на примере 5-го и 10-го классов. Что касается остальных классов, то, как мы видим, массы портфелей приблизительно одинаковые. Не смотря на то, что учебная нагрузка с каждым годом увеличивается, масса портфеля уже не меняется. Это означает, что по мере взросления, школьники начинают либо менее ответственно собирать школьный портфель согласно расписанию и берут не всё, либо они больше заботятся о своем здоровье и не хотят носить тяжести.

Из таблицы видим, что массы портфелей 9-го и 11-го классов несколько отличаются от других классов. Это объясняется наличием практически во всех рюкзаках и сумках книжек по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Но, превзойти 5 класс не смог никто!

В ходе исследования было абсолютно точно установлено, что масса портфеля также зависит от успеваемости учащихся. Начиная с 8 класса, прослеживается, что чем лучше учится школьник, тем тяжелее его портфель. Чем ниже успеваемость учащегося, тем портфель легче. Для учащихся 5-7-х классов данная закономерность не выполняется.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТЯЖЕСТИ ПОРТФЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

В качестве третьего этапа исследования был выбран метод социологического опроса. В опросе принимали участие учащиеся исследуемого 5 класса – 19 учеников.

Мы просили опрашиваемых ребят дать свои рекомендации, каким образом можно снизить вес школьных портфелей.

Вот какие рекомендации дали ученики 5 класса:

Оставлять все учебники в школе.

Сделать в школе меньше предметов.

Не носить все школьные принадлежности.

Ежедневно проверять ранцы и вытаскивать из него все ненужные предметы.

Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечнососудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.

Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.

ВЫБИРАЕМ ГРАМОТНО

Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому правильно подбирайте размер рюкзака. Запомните одно несложное правило, когда станете выбирать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Далее обращайте внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак.

Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.

Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50–70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела. Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.

Медики убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, взвесьте ее в руках, прикиньте, а не слишком ли тяжела будет ноша. Вес пустого ранца для первоклашки не должен превышать 700 граммов, а нагруженного тетрадками и книжками - двух килограммов. Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Хотя как тут все учесть: ведь малыши любят все яркое.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Ананьева Н. А, Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. – 2014. - №1.

2. Баева И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): учеб. Пособие для учителя – психолога и ученика. – М., 2011.

3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни.- М., 2013.

4. Балабанова В. В., Максимцева Т. А. Предметные недели в школе. Биология, Экология, здоровый образ жизни.- Волгоград, 2010.

5. Горанская С.В., Баранова О. С. Выбираю жизнь: Программа Д. О. М.: учеб.-матод. Пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей.- 2-е изд.- Петрозаводск, 2013

6. Касаткин В.Н. Педагогика здоровья.- М., 2015

7.Касаткин В. Н., Щеплягина, Л. А. Здоровье: учеб.-метод. пособие для учителей 1-11 кл.- Ярославль: Арес-пресс, 2002.


За здоровье детей отвечают педагоги

Ответственность за сохранение здоровья в учреждении образования несет руководитель, а также, в пределах своих должностных обязанностей, сотрудники школы, поясняет врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. К слову, за тяжелые рюкзаки школьников специалисты санстанции оштрафовали на 5–8 базовых четырех руководителей гродненских школ в прошлом учебном году.

В младших классах дети берут в школу игрушки. Рюкзаки старшеклассниц тяжелеют от косметики и парфюмерии почти на килограмм. За тем, что ребенок кладет в рюкзак и в каком количестве, должны следить родители и педагоги. Но опрос знакомых родителей школьников показал: папы и мамы не знают, сколько должен весить рюкзак ребенка. По словам Галины Конопинь, эта информация всегда доступна в школе, санстанции или больнице.


Как уменьшить вес портфеля?

— Тяжелый школьный рюкзак, который ребенок носит на одном плече, может спровоцировать искривление позвоночника и боли в спине, — предупреждает заведующая педиатрическим отделением № 1 детской поликлиники № 1 Алина Полякова.

По ее словам, в прошлом году среди гродненских школьников было 3,3 % с нарушением осанки. Причину детских сколиозов врач видит в неправильной позе на уроках и дома. Если в школе за осанкой следит учитель, то дома это обязаны делать родители. Стол для школьника должен быть с наклоном, ноги при сидении — согнуты на 90 градусов, ступни — ровно на полу, спина — струной, а от глаз до книги — минимум 45 сантиметров.

По санитарным нормам и правилам, масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями для первоклашек и второклашек не должна превышать 1,5 кг (2,1 с рюкзаком). Максимальный вес для 3–4 класса — 2 кг (2,6 с рюкзаком), для 5–6 — 2,5 кг (до 3,5 с рюкзаком), для 7–8 классов — 3 кг (4 с рюкзаком). Самый тяжелый груз у старшеклассников — до 3,5 кг (4,5 с рюкзаком). Пустой рюкзак должен весить не более 600–700 граммов для учеников начальных классов и до 1 кг — для средних и старших классов, проинформировала врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. Существуют и негласные нормы, по которым вес школьного рюкзака с содержимым не должен превышать 10 % веса ребенка.

Каждое утро, собираясь в школу, я беру с собой свою школьную сумку. В нем лежат учебники (на каждый предмет), тетради (где же я буду писать классную работу?), пенал (много ручек, карандашей), иногда папка (на технологию или рисование). Могу положить небольшую игрушку (надо же чем-то на перемене заниматься!).

Так вот прежде чем выйти из дома, я наклоняюсь над школьной сумкой, совершаю рывок, закидываю ее на плечо, выпрямляюсь и надеваю вторую лямку.

Мы задумались, а почему школьная сумка для маленького ребенка такая тяжелая и не вредит ли моему здоровью (осанке) ежедневное поднятие таких тяжестей.

Мы решили это проверить.

Гипотеза: если школьная сумка соответствует утвержденным нормам, тогда осанка школьника будет формироваться правильно.

Цель исследования: изучение влияния моей школьной сумки на здоровье школьника.

Задачи:

Объект исследования: школьная сумка и здоровье школьника.

Предмет исследования: вес школьной сумки и её содержимого, осанка школьника.

Методы исследования:

  1. Поисковый: подобрать литературу, энциклопедические пособия, нормативные документы.
  2. Исследовательский: произвести взвешивание моего ранца (школьной сумки) и сравнить вес по дням недели.
  3. Практический: составить памятку.

1. Основная часть

В медицинской энциклопедии написано, что позвоночник в возрасте 7-9 лет усиленно растет, а окостенение тел позвонков продолжается в течение всего детского возраста и к 14 годам окостеневает только средняя его часть. Фиксация физиологических изгибов позвоночника происходит к 14 годам.

Нарушения кривизны позвоночного столба возникают у школьников не только из-за неправильной посадки за партой, но и из-за ношения тяжестей и приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье. В первую очередь нарушается осанка, а это в свою очередь приводит к нарушению работы внутренних органов дыхания и кровообращения.

Итак, разберем, что же такое осанка и как на нее может повлиять тяжелая школьная сумка.

Осанка — привычка держать своё тело в определённом положении в покое и при движении.

Человек с правильной осанкой выглядит красивым, подтянутым, стройным. У такого человека прямая спина, поднятая голова, развёрнутая грудная клетка, плечи на одном уровне, втянутый живот.


При плохой осанке наоборот — спина сутулая, плечи опущены. Это выглядит некрасиво. Неправильная осанка приводит к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей и стоп.


К тому же, у такого человека сдавлены лёгкие и сердце, поэтому затруднено дыхание (уменьшается количество вдыхаемого воздуха) и сердцу работать сложнее (кислорода в кровь поступает мало).


Из-за неправильной осанки повышается утомляемость мышц и суставов. Желудок сдавлен, что может привести к развитию таких заболеваний как гастрит и рефлюкс-эзофагит. Постоянная общая утомляемость и головные боли так же являются следствием искривления позвоночника.

Вывод: осанка формируется со школьной скамьи и правильному её формированию способствует ношение правильной школьной сумки, ее вес и форма.

1.2. Виды школьных сумок

В магазинах на полках можно увидеть большое видовое разнообразие школьных сумок, из которого покупатель старается выбрать ту, которая будет безопасна для юного школьника, а точнее для его позвоночника.

Изучив Интернет ресурсы и школьные сумками одноклассников, мы выделили 4 вида школьной сумки.

Портфель – род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг[5].


Портфель представляет собой прямоугольную сумку с одной ручкой и жестким каркасом. Как правило, носится он в руках, а если точнее, в одной руке. С медицинской точки зрения, это влечет за собой ряд проблем касающихся позвоночника. Все дело в том, что длительные статические нагрузки распределяются неравномерно, под тяжестью ребенок вынужден наклонять тело в какую-нибудь одну сторону. Поэтому его не рекомендуют носить детям младших классов.

Ранец – жесткая сумка для ношения за спиной [5].


Ранец от других школьных сумок отличается твердым корпусом, что несомненно является его преимуществом. Его прямая плотная спинка помогает защитить детский организм от сколиоза, равномерно распределяя вес по всему корпусу. Благодаря плотным стенкам учебники и другие учебные принадлежности можно максимально удобно разместить у него внутри. Также все содержимое ранца хорошо защищено от внешних воздействий (ударов, падений, дождя и т.д.). Такая школьная сумка прекрасно подходит для детей младшего школьного возраста, у которых кости и правильная осанка еще только формируются. К тому же тетради и книги не будут мяться. Мой ранец весит 1 кг 200 г.

Рюкзак – мешок для вещей, носимый за плечами [5].


Ранец имеет намного меньше преимуществ. Врачи не рекомендуют рюкзаки детям младшего школьного возраста, из-за отсутствия жесткого каркаса. Такой вид сумки предпочтительней для детей старших классов.

Гибрид внешне больше похож на рюкзак, но имеет плотную укрепленную спинку, нередко ортопедическую, широкие лямки, не менее 4 см и жесткое дно, как у ранца. Такая сумка сохраняет форму, устойчива, привлекательна внешне, легче ранца, удобна и безопасна в использовании, благодаря правильному распределению нагрузки на спину. Вес гибридной сумки 800 гр.


Вывод: рассмотрев виды школьных сумок, мы видим, что самым подходящим вариантом для младшего школьника является гибрид, т.к. обладает не только хорошими характеристиками, но и привлекательным внешним видом, а так же легкостью.

1.3. О школьной сумке в нормативных документах

Вес сумки без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом она должна иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления школьных сумок, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки [2].

Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.

Требования к весу учебников включены в новые правила (САНПины 2.4.7.1166-22.4.7.р.3,п.3.1). [3]

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг. [1]

Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%. [3]

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка. [4]

Вывод: таким образом, вес и форма школьной сумки, а так же учебных изданий регламентируется правилами и нормами, утвержденными министерством. При их соблюдении школьник будет иметь здоровую осанку.

2. Практическое исследование

2.1. Изучение веса портфеля и учебных принадлежностей

Проведя теоретические исследования, мы перешли к практическим. Для этого мы измерили мой вес, вес моего пустого ранца и ежедневно в течение недели измеряли вес ранца вместе с учебниками, в соответствии с расписанием уроков

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Однако, н ося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы, но за этим никто не следит.

Вес портфеля первоклашки как минимум в три раза превышает норму. Более того - он весит больше, чем ранец старшеклассника.

Современные школяры все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами.

Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.

Проблема исследования : вес школьного портфеля.

Гипотеза: мы предполагаем, что тяжелый портфель вредит здоровью.

Предмет исследования : школьный портфель.

Цель работы:

Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.

Задачи :

Измерить вес школьных портфелей, установить соответствие веса санитарным нормам для школьников.

Выявить причины нарушений санитарных норм.

Установить зависимость массы школьного портфеля от возраста ученика.

Установить зависимость массы школьного портфеля от успеваемости ученика.

Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.

Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.

Методы исследования:

Метод изучения и анализ литературы.

Метод опроса школьников.

Проведение замеров массы рюкзака.

Анализ полученных данных.

Глава 1. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля.

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.

• 1–4-х классов – 300г;

• 5–6-х классов – 400г;

• 10–11-х классов – 600г.

Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать

1-2 классы 1,5 кг

3-4 классы 2,5 кг

7-8 классы 3,5 кг

9-11 классы 3,5-4 кг

Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника .

1.2. Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения веса портфеля

Указанная проблема стоит не только в нашей стране. Например, в августе 1996 г. министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10 % от веса тела школьника.

На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.

О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.

В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.

Школьные рюкзаки, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Тамошние школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках. Российские врачи не так категоричны, считается, что правильно подобранный рюкзак или портфель не только не испортит, но, наоборот, сформирует хорошую осанку.

В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.

В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).

Таким образом, из изложенного следует, что:

Избыточный вес ранца увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Проблема веса школьного портфеля остро стоит во многих странах мира.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ

СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

2.1. Исследование фактического веса портфелей учеников 5 класса.

Мы исследовали фактический вес портфелей учеников 5 класса. Во-первых, мы замерили вес портфеля каждого ученика 5 класса в каждый учебный день недели, а также вес пустого портфеля, без школьных принадлежностей. Во-вторых, мы рассчитали индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика 5 класса, исходя из веса тела и постулата о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника.

Таким образом, по данным таблицы видно, что у половины учащихся 5 класса портфель не превышает норму. У остальных 9 (3 человека не принимали участие в замерах) вес ранца превысил гигиеническую норму. При этом ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой системы.

Сравнение правильного веса портфеля со средним значением фактического веса портфеля учащихся 5 класса

Фамилия, имя ученика

Вес ученики, кг.

Вес правильного портфеля, кг.

Максималь-ный факти-ческий. вес портфеля, кг.

Слишком тяжелый

Слишком тяжелый

Слишком тяжёлый

Замеры веса портфелей учащихся 5 класса

Вес портфеля, кг

2.2 Исследование зависимости веса портфеля

от возраста учащихся и успеваемости.

Нами было сделано предположение, что масса школьного портфеля зависит от возраста учащихся, а именно, что чем старше класс, тем меньше становится масса портфеля. Для проверки данной гипотезы, мы измерили массы портфелей всех учащихся школы с 5-го по 11-го класс в один и тот же учебный день (среду) и вычислили среднее значение массы портфеля по классам. Вот что у нас получилось.

Из таблицы видно, что наше предположение оказалось верным. Особенно это хорошо видно на примере 5-го и 10-го классов. Что касается остальных классов, то, как мы видим, массы портфелей приблизительно одинаковые. Не смотря на то, что учебная нагрузка с каждым годом увеличивается, масса портфеля уже не меняется. Это означает, что по мере взросления, школьники начинают либо менее ответственно собирать школьный портфель согласно расписанию и берут не всё, либо они больше заботятся о своем здоровье и не хотят носить тяжести.

Из таблицы видим, что массы портфелей 9-го и 11-го классов несколько отличаются от других классов. Это объясняется наличием практически во всех рюкзаках и сумках книжек по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Но, превзойти 5 класс не смог никто!

В ходе исследования было абсолютно точно установлено, что масса портфеля также зависит от успеваемости учащихся. Начиная с 8 класса, прослеживается, что чем лучше учится школьник, тем тяжелее его портфель. Чем ниже успеваемость учащегося, тем портфель легче. Для учащихся 5-7-х классов данная закономерность не выполняется.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТЯЖЕСТИ ПОРТФЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

В качестве третьего этапа исследования был выбран метод социологического опроса. В опросе принимали участие учащиеся исследуемого 5 класса – 19 учеников.

Мы просили опрашиваемых ребят дать свои рекомендации, каким образом можно снизить вес школьных портфелей.

Вот какие рекомендации дали ученики 5 класса:

Оставлять все учебники в школе.

Сделать в школе меньше предметов.

Не носить все школьные принадлежности.

Ежедневно проверять ранцы и вытаскивать из него все ненужные предметы.

Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечнососудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.

Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.

ВЫБИРАЕМ ГРАМОТНО

Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому правильно подбирайте размер рюкзака. Запомните одно несложное правило, когда станете выбирать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Далее обращайте внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак.

Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.

Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50–70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела. Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.

Медики убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, взвесьте ее в руках, прикиньте, а не слишком ли тяжела будет ноша. Вес пустого ранца для первоклашки не должен превышать 700 граммов, а нагруженного тетрадками и книжками - двух килограммов. Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Хотя как тут все учесть: ведь малыши любят все яркое.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Ананьева Н. А, Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. – 2014. - №1.

2. Баева И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): учеб. Пособие для учителя – психолога и ученика. – М., 2011.

3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни.- М., 2013.

4. Балабанова В. В., Максимцева Т. А. Предметные недели в школе. Биология, Экология, здоровый образ жизни.- Волгоград, 2010.

5. Горанская С.В., Баранова О. С. Выбираю жизнь: Программа Д. О. М.: учеб.-матод. Пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей.- 2-е изд.- Петрозаводск, 2013

6. Касаткин В.Н. Педагогика здоровья.- М., 2015

7.Касаткин В. Н., Щеплягина, Л. А. Здоровье: учеб.-метод. пособие для учителей 1-11 кл.- Ярославль: Арес-пресс, 2002.

Читайте также: