Почему самиздат был так популярен аргументируйте свой ответ кратко

Обновлено: 18.05.2024

Когда я только-только начал знакомство с миром сетературы, всё было (или казалось?) несколько иначе, нежели теперь. Тогда, как я понимаю, все сайты, допускающие публикацию литературных произведений, были этакими курилками, где писатели собирались, читали друг друга, критиковали, разбирали, и, в общем, весело проводили время, даже с некоторой пользой.

Однако время шло, и случилось странное. На самиздаты пришёл… Читатель. И ситуация начала круто меняться. Если раньше авторы тусили в более-менее дружеской компании, то теперь они стали конкурентами за читательское внимание. Публикуя очередную работу, автор надеялся уже не только (и не столько) получить отзывы от коллег, сколько — привлечь читателя. Писательская кухня перестала быть кухней. В ней прибрались, её расширили и превратили в столовую.

Прогресс не стоял на месте, и из столовых постепенно начали получаться приличные кафе и даже рестораны. Окончательно акценты расставила возможность самостоятельно продавать книги и получать донат. Сетевая литература превратилась в бизнес, не только успешно конкурирующий с бумажной литературой, но и потихоньку побеждающий.

В чём же причина успеха? Казалось бы, при отсутствии редактора, издателя, маркетолога и прочих полезных людей качество должно неизбежно упасть. Никакого контроля нет. Можно попрыгать пятой точкой по клавиатуре и опубликовать результат. И даже продавать. И некоторые, кажется, так и делают.

Однако на практике получается нечто иное. Издательство — сложная структура, достаточно инертная и неповоротливая. Поэтому авторам, чтобы издаться, приходилось ориентироваться на критерии, выдвигаемые издательством. В случае же с самиздатом, этого неуклюжего посредника нет, поэтому уже на стадии замысла можно дать себе полную свободу. Автор предлагает свою работу непосредственно читателю и самостоятельно делает выводы, исходя из его реакции.

Когда-то давным-давно я, где-то между десятым и одиннадцатым классами очутился в летнем лагере Школы Гуманитарного Образования. Из всего, что там творилось (бухали) запомнилось одно. Лекция, на которой глава Школы изобразил три дуги. Как будто траектория трех прыжков кузнечика.

— Это, — сказал он, — то, как развивается наше общество. Первая дуга — это экономическое господство правительства. Мы его наблюдали в двадцатом веке на примере Советского Союза. На смену ему пришла эпоха корпораций. Хорошо поднялись те люди, которые вовремя это учуяли и, не дожидаясь, пока одна дуга упрется в землю, перепрыгнули на следующую и пошли вверх. Но и эта дуга тоже достигла своего пика, и она вот-вот пойдет вниз. Что будет дальше? — Он постучал маркером по третьей дуге. — Дальше на передний план выйдут отдельные люди. Личности. Они будут двигать общество вперёд. И те из корпораций, кто это понимает, уже сейчас уходят и начинают делать своё. Им и будет скоро принадлежать мир.

Я запомнил эту схемку и эти слова на всю жизнь. Третья дуга действительно уже здесь, а вторая медленно издыхает. Видно это не везде и не во всём, но в литературе не увидит только слепой. Сайты самиздата — это и есть третья дуга. Личности, берущие всё в свои руки, отвечающие за себя от и до. Закономерный этап развития общества.

Почему мы читаем классику? Потому что это — прошлое, это наши корни, основы, начало координат.

Почему мы читаем самиздат? Потому что это — будущее, новый язык, новые возможности, новые миры.

Читатель и автор смотрят в глаза друг другу. Им еще предстоит немалый путь. Им нужно многое друг в друге понять и принять.

Мы живём не в эпоху упадка литературы, но в эпоху нового её расцвета. Хотя, конечно, цвет этот придется по нраву далеко не всем.

Это то что переписывалось вручную и давалось читать друзьям по большому секрету - за это могли и посадить .

СамиздаL9;т (читается [самыздаL9;т] ) — способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами.

Цензура не позволяла тиражироваться, тем более на гос. издательствах

запрещенные книги, в том числе антисоветские, переписывались вручную. В крайнем случае перепечатывались на пишущих машинках. Но все они стояли на учете в милиции и по шрифту могли найти владельца. Копировальных аппаратов не было

Из-за цензуры не всё можно было выпустить в тираж. Как Ленин печатал "Искру", так и подпольно печатали запрещённую литературу. Без авторских прав. Иногда просто печатали на печатной машинке через 10-12 (. ) копирок. Первая копия ценилась выше. Последняя - самая дешёвая.

Издательство самими, а не гос. издательствами, что было запрещено.
Разумеется, на кустарной технике - печатные машинки под копирку, ротаторы, использование копирования на работе.. .
Но вообще ближе к теперешнему интернету.

Самиздат или Самсебяиздат - способ познакомить со своим творчеством более широкий круг лиц нежели сына, дочку и жену. Сегодня его с успехом заменяет Интернет. В СССР Интернета не было, поэтому приходилось изготавливать всё вручную.

Далеко не все можно было издать, политцензура. Многие произведения ходили по рукам размноженные после распечаток на машинках. потом тексты набирали на носителях ЭВМ, распечатывали.. . Так ходили по рукам "Мастер и Маргарита", "Раковый корпус", стихи Ахматовой и Бродского.. . но еще был замечательный журнал "Новый Мир", которому удавалось печатать замечательные вещи - "Альтист Данилов", прозу И. Грековой и т. п. Выписывать его было большой удачей.

Самизда́т (произносится: [самызда́т]) — способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами, к концу СССР также и при помощи ЭВМ. Вошло в английский язык (англ. samyidat ) как название неподконтрольной властям литературы в тоталитарных и авторитарных странах [1] .
Самиздатом распространялись также магнитофонные записи А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима, певцов-эмигрантов и др.; подобное явление часто носило отдельное название магнитиздат [2] .

Содержание

История самиздата в России

Дискутируется вопрос о том, следует ли журналы, выходившие в последнее десятилетие XX века, да и любую не преследуемую издательскую деятельность, называть самиздатом [5] .

Возникновение терминов

Согласно Александру Даниэлю, самиздат — это специфический способ бытования общественно значимых неподцензурных текстов, состоящий в том, что их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их распространения в читательской среде [7] .

В виде самиздатовских копий впервые получили хождение:

Правда, таким же способом любители распространяли порнографию.

Периодические самиздатские издания и репрессии

Преследование самиздата противоречило международным соглашениям, подписанным Советским Союзом в Хельсинки. Были организованы группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, см., например, Московская Хельсинкская группа. Документы Хельсинкских групп выходили как в самиздате, так и в тамиздате. Изготовление и распространение этих документов преследовалось властями; участников Хельсинкских групп выгоняли с работы, арестовывали и подвергали принудительному лечению (карательная психиатрия) [12] .

Не только диссиденты

Возникновение советского самиздата послесталинской эпохи было в значительной степени связано с художественной литературой, запрещённой в СССР не по политическим, а по эстетическим и другим причинам. Так, Лилианна Лунгина вспоминает:

Поскольку книги величайших русских поэтов двадцатого столетия не переиздавались и их имена были вычеркнуты из истории культуры, Леонид Ефимович Пинский взял на себя инициативу разыскать старые книжки или заграничные факсимильные переиздания, чтобы сделать копии. Стихи Цветаевой, Мандельштама, Гумилёва, Ходасевича перепечатывали на машинке в четырёх экземплярах, а то и переписывали от руки, переплетали в маленькие брошюрки и их передавали друг другу. Многие из наших друзей последовали этому примеру [14] .

По мнению искусствоведа Екатерины Дёготь, у бытования в СССР неполитического самиздата имелось и эстетически-культурологическое измерение:

В самиздате распространялись также кулинарные рецепты и рецепты алкогольных коктейлей и самогоноварения. Копировались и перекопировались топографические карты, порнографические материалы, модельные лекала и выкройки из западных журналов (например, Плейбой, Бурда-моден) и прочее. Были достаточно широко известны также самиздатные материалы и труды (например, В. Г. Ажажа) по неприветствовавшейся и засекреченной теме НЛО и уфологии.

Бытовал мелкий коммерческий самиздат по продаже (особенно в поездах) тех же рецептов, выкроек, календариков (например, с портретами опального Сталина, эротики, животных).

Технологии самиздата



Изначально самиздат возник как дешёвая и доступная альтернатива массовой типографской печати и распространялся в рукописном варианте и в виде машинописных копий. Для ускорения процесса размножения использовалась копировальная бумага. При переписке вручную (шариковой ручкой) на газетной бумаге (50 г/м²) отчётливо получалось три копии, при использовании пишущей машинки — пять копий. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду её полупрозрачности можно было использовать только одну сторону листа.

В 1970-х годах для размножения самиздата работники крупных советских институтов стали использовать принтеры (это были первые АЦПУ больших вычислительных машин) и плоттеры, а также бумагу больших форматов. Для размножения машинописного самиздата в тех же институтах стало использоваться ксерокопирование (одной из мер борьбы с подобным со стороны властей и начальства являлся строгий учёт и контроль использования подобной техники со стороны т. н. Первого отдела). Иллюстрации перед размножением фотографировались, печатались на фотобумаге как обычные фотографии и вклеивались вручную в готовое издание. Иногда фотографировалось (на стандартную 35-мм плёнку) всё издание целиком. Негативы использовались для передачи материалов за рубеж и для размножения.

Начиная с конца 1970-х годов, в период распространения ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ — началось распространение самиздата в виде компьютерных файлов, переносимых от одного ВЦ к другому на магнитных лентах или, реже, дисках.

Перестройка и освобождение слова

Самиздатские журналы

Интересные факты

История советской литературы полна трагических моментов и блестящих попыток обойти идеологические преграды. Цензура заставляла писателей изощряться в иносказании, а запрет на печать стал причиной того, что родились альтернативные формы публикации текстов. Так появился самиздат — одно из крупнейших и важнейших явлений в русской культуре XX века.

На сегодняшний день нет общепринятой точки зрения по поводу того, когда он появился. Исследователь истории инакомыслия в СССР Александр Даниэль признает, что процесс издания текстов в Советском Союзе не слишком отличался от распространения запрещенных цензурой произведений в пушкинские времена, однако считает, что классический самиздат возник в тот момент, когда печатная машинка стала доступна всем, у кого было достаточно денег.

Лекции по русской литературе

Лекции по русской литературе Василий Аксёнов Твердый переплет 511 ₽ Добавить в корзину В корзину

Как Хемингуэй заговорил по-русски, или Библиотека самиздата

Скорее всего, с поэзии все и началось. Первыми произведениями, распространявшимися в рамках самиздата, были стихотворения Окуджавы, Сапгира, Слуцкого, Евтушенко и других авторов.

Лекции по русской литературе XX века. Том 1

Лекции по русской литературе XX века. Том 1 Дмитрий Быков Мягкая обложка 355 ₽ Добавить в корзину В корзину

Аудиозаписи также расходились через самиздат. Так, в 50-е под запретом оказался автор многих советских хитов Леонид Утесов, барды Александр Галич и Юрий Визбор, всеми любимый Владимир Высоцкий и многие другие.

Лекции по русской литературе XX века. Том 2

Лекции по русской литературе XX века. Том 2 Дмитрий Быков Электронная книга 229 ₽

Способы распространения

А где же деньги?

Лекции по русской литературе XX века. Том 3

Лекции по русской литературе XX века. Том 3 Дмитрий Быков Электронная книга 229 ₽

Конец истории?

Славная история самиздата закончилась, и хочется надеяться, что навсегда. Сегодня термин имеет противоположное значение, обозначая все то, что автор открыто может публиковать в Интернете на определенных площадках, не боясь быть арестованным, но это уже совсем другая история.

Читайте также: