Почему русский язык является обязательным предметом для изучения во всех школах российской федерации

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Язык есть драгоценнейшее сокровище народа, первое средство его развития и залог всех духовных успехов…

Действительно, язык человека, его речь – это точный показатель человеческих качеств, его культуры, степени интеллигентности. Опираясь на полученную в школе основу, знания, каждый человек продолжает строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни. По окончании школы молодые люди продолжают образование, выбрав отправной точкой какой-либо школьный предмет. Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в языке невозможно глубокое изучение всех научных дисциплин – и гуманитарных, и естественных, и технических, так как язык – это один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Язык бесценен и с эстетической точки зрения, но основная функция языка – быть средством общения.

Мы пользуемся речью в повседневном общении дома и на работе, на улице, в автобусе, магазине, слушаем радио или смотрим телевизор. Родной язык – важнейшее средство связи поколений, обеспечивающее передачу накопленного опыта. Первоначальные сведения об окружающем нас мире, основы наук мы постигаем в школе.

Цель работы – анализ роли и места русского языка в системе остальных предметов школьного курса и доказательство его важнейшего значения в образовательном процессе российской школы.

Объект исследования – русский язык как предмет общеобразовательного курса современной российской школы.

В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык“ занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Именно поэтому основные цели изучения предмета – языковое развитие личности, совершенствование умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для 5-9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Формирование коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода , который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов , необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка , освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В данной программе в соответствии с примерной программой 2 реализован коммуникативно – деятельностный подход, в соответствии с которым тематическое планирование курса включает не только перечень теоретических понятий, составляющих подлежащее освоению содержание коммуникативной компетенции, но и основные виды учебной деятельности, осуществляемые для освоения необходимого содержания.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии , обеспечивающие формирование указанных компетенций:

содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции ;

содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической(языковедческой) компетенций;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции , включая культуру речи .

Задачи преподавания русского языка определяются социальным заказом общества, уровнем развития базовых наук (языкознания, литературоведения, философии, педагогики, психологии и частных методик) и предназначены:

1) дать глубокие и прочные теоретические знания по основам науки о языке;

2) развивать и совершенствовать речь учащихся, пополняя словарный запас и грамматический строй речи;

3) последовательно и планомерно вырабатывать и закреплять умения и навыки (языковые, речевые, правописные);

4) обеспечить развитие логического и речевого мышления школьников;

5) воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в пополнении знаний, в решении поставленных задач;

6) сформировать эстетический взгляд на роль языка и речи в жизни общества.

Решение всех этих задач всецело зависит от учителя, его профессиональных качеств, которые вырабатывает методика преподавания русского языка.

Для этого необходимы следующие качества:

– знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
– умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
– владение профессиональной терминологией;
– владение стилем профессиональной речи;
– умение определять цель и понимать ситуацию общения;
– умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
– умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
– знание этикета и чёткость выполнения его правил.

Таким образом, знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний.

Почему русский язык изучается во всех школах Российской Федерации.


Нужно знать родной язык и язык где ты живёш так думаю.


Русский язык - государственный язык в России,

Конституция РФ написана на русском,

В России люди разных национальностей общаются на русском,

Поэтому мы и учим русский язык).


Какие функции выполняет русский язык в РФ?

2. В каких сферах используется русский язык?

3. Почему русский язык считается языком межнационального общения?


Русский язык - государственный язык нашей страны, Российской Федерации?

Русский язык - государственный язык нашей страны, Российской Федерации.

Мы должны гордится этим.

Подчеркнуть мягкие согласные звуки.


Сочинение рассуждение по русскому 8 класс на тему( русский язык - это национальный язык русского народа , государственный язык российской федерации и язык межнационального общения?

Сочинение рассуждение по русскому 8 класс на тему( русский язык - это национальный язык русского народа , государственный язык российской федерации и язык межнационального общения.


Почему русский язык является государственным языком на территории российской федерации?

Почему русский язык является государственным языком на территории российской федерации?



Аргументируйте следующий тезис : Русский язык - это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения?

Аргументируйте следующий тезис : Русский язык - это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.


Эссе на тему почему мы изучаем русский язык ?

Эссе на тему почему мы изучаем русский язык ?



Как можно короче, но понятно?

Как можно короче, но понятно.

Аргументируйте следующий тезис : Русский язык - это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.


Почему я хочу изучать русский язык 4класс?

Почему я хочу изучать русский язык 4класс.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Почему русский язык изучается во всех школах Российской Федерации?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 - 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


Словарные слова : праздники, зелень, дорогие, морозы, болота. Ледоход - сложное слово. Корни : лёд и ход. Соединительная гласная - о.


Сочинение на тему "Если бы я был президентом" предлагаю составить так : Я часто задумываюсь над тем, что президент - сложная профессия. Интересно, я бы стал хорошим президентом? Наверное, да. Я бы занялся реформами в разных сферах. Особое внимани..


Первое предложение оно простое, двусоставное , невосклицательное, распространенное. Второе предложение простое, невосклицательное, двусоставное, распространенное. По моему так.

3. Какие языки являются рабочими в ООН?
4. На каком языке общаются люди различных национальностей в России?
5. Почему Русский язык является одним из богатейших языков мира?
6. Назовите произведения русских писателей классиков.

1. По традиции.
2. На армянском
3. Английский
4. На азербайджанском
5. Потому что много бабла в него вложено
6. Идиот

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


От изучения родного языка теперь нельзя отказаться. Но можно выбрать для изучения русский язык в качестве родного языка.

Это нововведение решило проблемы русскоговорящих детей в национальных республиках. Раньше им приходилось изучать национальный язык, так как это было предусмотрено образовательной программой. Сейчас в качество родного языка они могут выбрать русский и отказаться от изучения национального.

Какие именно языки и как нужно вводить в образовательную программу? Что делать если в одном классе дети разных национальностей и они выбрали разные языки? Может ли русский, который живет в Якутии отказаться от изучения якутского языка? Может ли якут, проживающий в центральной части России, изучать якутский язык? Можно ли изучать родной язык, если он вовсе не родной и должен ли выбор зависеть от национальности? В какие сроки нужно вводить новый предмет, где взять учебники и примеры рабочей программы?

Родители могут выбрать язык из перечня, который предлагает школа. Список языков для изучения школа должна закрепить в локальном акте. Согласие на изучение детьми того или иного языка должно быть выражено в письменной форме. Если в одном классе учащиеся хотят изучать разные языки, по аналогии с иностранными языками – можно разделить их на группы.

5. Обучающиеся имеют право выбирать язык обучения, в том числе русский язык, независимо от своей национальности.

Образование может быть получено также на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, который установлен локальными актами школы и законодательством об образовании.

6. Языки народов РФ могут изучаться за пределами национально-территориальных образований. Любая школа имеет право принять решение о включении в образовательную программу любого национального языка с учетом запросов от родителей. Так, например, школа в Пермском крае в месте компактного проживания башкир и татар может принять решение о включении в образовательную программу татарского и башкирского языков, если значительная доля родителей заявит о желании изучать этот язык. При принятии решения администрация школы может учитывать число желающих, возможность комплектования классов или групп для изучения родного языка, наличие необходимых ресурсов, преподавателей, программ, учебников и т.п.

7. Количество часов изучения предмета школа определяет самостоятельно. В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка, или не делать этого, если это не соответствует запросам учащихся (письмо Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08).

Поскольку предмет входит в обязательную часть учебного плана – отметка в аттестат будет поставлена даже если на изучение предмета будет выделено менее 64 часов.

8. Государственный язык республик Российской Федерации утверждается законодательством республик РФ и имеет особый статус. Порядок его преподавания определяется законодательством республик. Но на него также распространяются требования ФГОС и гарантии свободного выбора языка для изучения.

9. Учебников по родному русскому языку, родной литературе или литературному чтению на родном русском языке в федеральном перечне пока нет, поэтому эксперты рекомендуют использовать учебник по русскому языку и литературе (литературному чтению) и адаптировать его под изучение родного языка.

10. Новые требования ФГОС в школах вводятся поэтапно.

Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р).

В 9 - 11 классах до введения ФГОС в штатном режиме продолжают действовать государственные образовательные стандарты 2004 г., утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

(Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 "О направлении информации")

11. Школы могут получить методическую помощь в разработке рабочих программ по новым обязательным учебным предметам. Учебно-методические объединения (в том числе региональные) вправе в инициативном порядке разрабатывать примерные рабочие программы.

Читайте также: