Почему роль учителя в новых экспериментальных школах была умалена и практически разрушена

Обновлено: 04.07.2024

Какие типы школ выделяются в экспериментальной педагогике Западной Европы и Америки?

Экспериментальное направление для западной школы является традиционным как в воспитании, так и в образовании. Назовите первую экспериментальную школу.

Объясните причины возникновения экспериментальной педагогики.

Какое место занимали идеи свободного воспитания в процессе обновления педагогической науки и практики в конце XIX – начале XX вв.?

Почему роль учителя в новых экспериментальных школах была умалена и практически разрушена?

Экспериментальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, основой которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о развитии ребенка, протекании педагогического процесса с целью его усовершенствования.

Основные представители: Гренвилл Стенли Холл (1846-1924, организатор первого в США института детской психологии, педагогической лаборатории), Альфред Бине (1857-1911, Франция), Вильгельм Август Лай (1862-1926, Германия), Эрнст Мейман (1862-1915,Германия), Эдуард Торндайк (1874-1949, США).

Содержание экспериментальной педагогики представляло собой свод сведений из анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, педагогики. Данное направление старалось опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов (наблюдение, анкетирование и т.д.). Эксперименталисты полагали, что это даст возможность выработать нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.

Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом развития науки о детях – педологии(родоначальник - С.Холл, США), которая представляла собой синтез психологических, биологических, социологических знаний о ребенке и основывалась на представлении о нем как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды.

2. Зарубежный опыт организации экспериментальных школ на основе идей реформаторской педагогики.

Экспериментальные (новые) школы – учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых осуществлялась в соответствие с концепциями и идеями реформаторской педагогики.

· Условия, необходимые для организации школьного образования на основе нетрадиционных педагогических. идей.

· Умственное воспитание, предполагающее учет индивидуальных наклонностей детей.

· Условия, связанные с нравственным воспитанием, и предусматривающие организацию самоуправления учащихся.




В Бельгии в 1907 г. Овидом Декроли (1871-1932) была открыта новая школа, в основу деятельности которой был положен принцип удовлетворения интересов и потребностей детей.

-физическая сущность; она объединяет человека с миром минералов;

-эфирная или жизненная сущность; она объединяет человека с растениями и животными;

Каждой фазе развития и образования этих элементов существа соответствует определенный образ мыслей и действий человека:

-подражание образцу в первые семь лет;

-следование авторитету во вторые семь лет до полового созревания; внутреннее принятие взглядов авторитета(учитель является и должен являться представителем мирового порядка);

-время образования собственных, автономных суждений в следующие семь лет;

-облагораживание и исправление остальных сущностей через свое Я, т.е. работа высшей человеческой души над всем человеческим существом в последующие годы.

Следовательно школьное воспитание должно содействовать свободному развитию всех элементов его существа. Характерными чертами вальдорфской педагогики являются: эпохальное обучение, преподавание иностранных языков с первого года обучения, разностороннее художественное и ремесленное обучение, эвритмия (Язык, музыка, движение), черчение и пространственное восприятие геометрических форм, школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники.

В 20 – 30-е годы среди экспериментальных школ лидирующие позиции заняли начальные учебно-воспитательные заведения. Экспериментальная работа была направлена на проверку эффективности новых методов, форм и технологий обучения.

5. Деятельность отечественных педагогов-реформаторов.

Крайним выразителем теории свободного воспитания в начале ХХ века был Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).Им был выдвинут взаимосвязанный ряд принципов воспитания: самоценность личности, самоценность детства, природосообразность, признание права учителя самостоятельно вырабатывать методику занятий в зависимости от особенностей учащихся и др.

Особенности педагогики свободного воспитания К.Вентцеля:

-отделение школы от государства (поскольку для государства требуется воспитание молодежи по заранее известным образцам);

-основная цель школы – содействие становлению свободной и независимой от внешних негативных влияний личности, в которой могли бы проявиться все лучшие качества, изначально присущие человеку.

-отказ от оценок и экзаменов;

-предоставление учащимся права выбора уроков, методов их проведения и учителей.

Однако следует иметь в виду, что в России внедрение прогрессивных педагогических идей реформаторской педагогики осуществлялось в постоянном противоборстве с правительственной политикой в области народного просвещения.

Используемые источники:

Экспериментальная педагогика – направление в реформаторской педагогике, основой которого было получение опытным (экспериментальным) путем необходимых достоверных данных о развитии ребенка, протекании педагогического процесса с целью его усовершенствования.

Основные представители: Гренвилл Стенли Холл (1846-1924, организатор первого в США института детской психологии, педагогической лаборатории), Альфред Бине (1857-1911, Франция), Вильгельм Август Лай (1862-1926, Германия), Эрнст Мейман (1862-1915,Германия), Эдуард Торндайк (1874-1949, США).

Содержание экспериментальной педагогики представляло собой свод сведений из анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, педагогики. Данное направление старалось опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов (наблюдение, анкетирование и т.д.). Эксперименталисты полагали, что это даст возможность выработать нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.

Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом развития науки о детях – педологии(родоначальник - С.Холл, США), которая представляла собой синтез психологических, биологических, социологических знаний о ребенке и основывалась на представлении о нем как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды.

2. Зарубежный опыт организации экспериментальных школ на основе идей реформаторской педагогики.

Экспериментальные (новые) школы – учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых осуществлялась в соответствие с концепциями и идеями реформаторской педагогики.

· Условия, необходимые для организации школьного образования на основе нетрадиционных педагогических. идей.

· Умственное воспитание, предполагающее учет индивидуальных наклонностей детей.

· Условия, связанные с нравственным воспитанием, и предусматривающие организацию самоуправления учащихся.

В Бельгии в 1907 г. Овидом Декроли (1871-1932) была открыта новая школа, в основу деятельности которой был положен принцип удовлетворения интересов и потребностей детей.

-физическая сущность; она объединяет человека с миром минералов;

-эфирная или жизненная сущность; она объединяет человека с растениями и животными;

Каждой фазе развития и образования этих элементов существа соответствует определенный образ мыслей и действий человека:

-подражание образцу в первые семь лет;

-следование авторитету во вторые семь лет до полового созревания; внутреннее принятие взглядов авторитета(учитель является и должен являться представителем мирового порядка);

-время образования собственных, автономных суждений в следующие семь лет;

-облагораживание и исправление остальных сущностей через свое Я, т.е. работа высшей человеческой души над всем человеческим существом в последующие годы.

Следовательно школьное воспитание должно содействовать свободному развитию всех элементов его существа. Характерными чертами вальдорфской педагогики являются: эпохальное обучение, преподавание иностранных языков с первого года обучения, разностороннее художественное и ремесленное обучение, эвритмия (Язык, музыка, движение), черчение и пространственное восприятие геометрических форм, школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники.

В 20 – 30-е годы среди экспериментальных школ лидирующие позиции заняли начальные учебно-воспитательные заведения. Экспериментальная работа была направлена на проверку эффективности новых методов, форм и технологий обучения.

5. Деятельность отечественных педагогов-реформаторов.

Крайним выразителем теории свободного воспитания в начале ХХ века был Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).Им был выдвинут взаимосвязанный ряд принципов воспитания: самоценность личности, самоценность детства, природосообразность, признание права учителя самостоятельно вырабатывать методику занятий в зависимости от особенностей учащихся и др.

Особенности педагогики свободного воспитания К.Вентцеля:

-отделение школы от государства (поскольку для государства требуется воспитание молодежи по заранее известным образцам);

-основная цель школы – содействие становлению свободной и независимой от внешних негативных влияний личности, в которой могли бы проявиться все лучшие качества, изначально присущие человеку.

-отказ от оценок и экзаменов;

-предоставление учащимся права выбора уроков, методов их проведения и учителей.

Однако следует иметь в виду, что в России внедрение прогрессивных педагогических идей реформаторской педагогики осуществлялось в постоянном противоборстве с правительственной политикой в области народного просвещения.

При подготовке к семинару познакомьтесь с работами педагогов, взгляды которых будут обсуждаться. Используйте рекомендованное пособие по истории педагогики и образования под редакцией А.И. Пискунова, а также материалы лекций. Выписки из предложенных фрагментов работ и рекомендованной дополнительной литературы лучше группировать по проблемам и оформить в виде таблицы с графами


  • Что влияло на определение цели воспитания тем или иным педагогом?

  • Какое значение при этом имела мировоззренческая позиция педагога, время, в которое он жил?

  • Что включает в себя мировоззренческая позиция?

  • Какое содержание каждый из педагогов вкладывал в цель воспитания?

  • Насколько она соответствовала потребностям времени? Обоснуйте свою точку зрения.

Готовясь ко второму вопросу, обратите внимание на то, что идея природосообразности воспитания многоаспектна.

Сюда относятся взгляды педагога на характер природных задатков, соотношение социального и биологического в личности, факторы ее формирования, возрастные и индивидуальные особенности личности, попытки создать возрастные периодизации и др.

Обратите внимание на требование Я.А. Коменского учитывать индивидуальные особенности в процессе обучения, разработанную им типологию учащихся (См.: "Великая дидактика". Гл. 12). Сравните его взгляды с теми, которые высказывает А. Дистервег (С. 419-421). Обратите внимание на введение Дистервегом принципа культуросообразности воспитания. В чем его сущность? Каковы идеи Дистервега о соотношении принципов культуросообразности и природосообразности воспитания. Продумайте свою оценку вклада того или иного педагога в разработку идеи природосообразности воспитания.

Инновационные модели образования

в Западной Европе и Америке в конце XIX – начале XX вв.

Ц е л ь: охарактеризовать особенности инновационных моделей образования в зарубежной Европе и США рубежа 19- начала 20 вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика эпохи конца XIX – начала XX вв.

2. “Новые школы” и экспериментальная работа в области педагогической практики.

3. Педагогика “гражданского воспитания” и “трудовые школы” немецкого педагога Георга Кершенштейнера.

4. “Педагогика действия” Августа Лайя.

5. Экспериментальная педагогика Эрнста Меймана.

6. Прагматическая педагогика Джона Дьюи.

7. Вальдорфская педагогика.

Вопросы и задания

Какие типы школ выделяются в экспериментальной педагогике Западной Европы и Америки?

Экспериментальное направление для западной школы является традиционным как в воспитании, так и в образовании. Назовите первую экспериментальную школу.

Объясните причины возникновения экспериментальной педагогики.

Какое место занимали идеи свободного воспитания в процессе обновления педагогической науки и практики в конце XIX – начале XX вв.?

Почему роль учителя в новых экспериментальных школах была умалена и практически разрушена?

2. Хрестоматия по истории педагогики: В 3х т. Т. 3. Новейшее время. / Под общ.ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 560 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993 – 1999. Т. I – II.

^ РОЛЬ К.Д.УШИНСКОГО В РАЗВИТИИ

АКТУАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Ц е л ь: проанализировать взгляды К.Д.Ушинского на роль труда и учения в развитии личности, охарактеризовать идеи педагога о национальной самобытности воспитания, выяснить актуальность этих идей для современной педагогики.


  1. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности.

  2. Идея народности воспитания в теории К.Д. Ушинского.

  3. Значение анализируемых идей К.Д. Ушинского для современной педагогики.

1. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф. Егоров. М., 1986.

2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. произведения. М.,1968.


  1. Лордкипанидзе О.Д. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. Тбилиси, 1974.

  2. Струминский В.Н. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. М., 1960.

  3. Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский // Педагогика. -2001. - N 6. - C. 67-71

  4. Карамышева З.Ш. Взгляды К.Д. Ушинского на воспитывающее значение свободного труда // Педагогический альманах. - Уфа, 1998. - Вып. 1. - C. 31-35

К.Д. Ушинский глубоко и всесторонне проанализировал роль труда в развитии личности. Выступая за свободный труд как осознанную необходимость, он подчеркивал, что решающее значение имеет не количество, а характер труда.

Обратите внимание на приведенные К.Д. Ушинским примеры, показывающие, как разрушительно сказывается отсутствие труда на обществе, отдельных сословиях, частной жизни людей. Почему, по мнению К.Д. Ушинского, наслаждения должны уравновешивается трудом? Что происходит в противном случае?

Человек – единство биологического и социального, с этих позиций рассмотрите потребность в наслаждении и потребность в труде, почему необходима гармония этих потребностей?

Много внимания уделяет К.Д. Ушинский в статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" умственному труду. Как он опровергает бытовавшее в его время мнение, что умственный труд вреден для здоровья человека? Учение – тоже труд, основная деятельность детей. К.Д. Ушинский выступает против "потешающей" педагогики, настаивает на том, что учение должно быть серьезным и достаточно трудным. Какие аргументы он при этом приводит?

В конечном итоге постарайтесь сделать вывод – в чем состоит психическое значение труда, а в чем – воспитательное.

В русской педагогике второй половины 19 века актуальной была идея народности воспитания. Многие прогрессивные деятели России обращались к ней. К.Д. Ушинский также уделяет ей огромное внимание. Он выступает за народное общественное воспитание. В статье "О народности в общественном воспитании" он показывает, когда и как возникают национальные особенности общественного воспитания, чем они обусловлены. В какой мере можно пользоваться педагогическим опытом другого народа?

Какие, по утверждению К.Д. Ушинского, качества являются национальными чертами русского народа? Возможно, что некоторые положения статьи вызовут возражения, в этом случае подумайте: чем могут быть объяснены эти спорные мысли К.Д.Ушинского. Ценным является стремление К.Д. Ушинского показать, как можно осуществить идею народности на практике. Каковы его предложения?

Насколько, по вашему мнению, актуальны идеи К.Д. Ушинского?

^ РУССКИЕ ПЕДАГОГИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 – начала 20 в.

О ВОСПИТАНИИ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Ц е л ь: проанализировать идеи русских педагогов второй половины 19 – начала 20 вв. о причинах появления несвободной личности в обществе и значении авторитета в подавлении индивидуальности личности, ознакомиться с идеями и опытом свободного воспитания в практике Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля, общественной оценкой этого опыта.


  1. Краткая характеристика общественно-педагогического движения в России во второй половине 19 века.

  2. Н.И. Пирогов о воспитании свободной личности.

  3. Взгляды Н.А. Добролюбова на роль авторитета в воспитании.

  4. Опыт свободного воспитания в практике Л.Н. Толстого.

  5. Развитие К.Н. Вентцелем идеи воспитания свободной личности.

  6. Актуальность идей свободного (ненасильственного) воспитания.

  1. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф. Егоров. М., 1986.

  2. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общий очерк характера школы // Там же.

  3. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Там же.

  4. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.,1974.

Дополнительная литература.


  1. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой о воспитании и обучении. М.,1953.

  2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина 19 в. М., 1976.

  3. Смирнов В.З. Жизнь и педагогическая деятельность Н. И. Пирогова // Пирогов Н. И. Избр.пед.соч. М.,1953.

  4. Скабичевский А.М. Участие Н. А. Добролюбова в педагогическом движении шестидесятых годов / А.М. Скабичевский; А. Скабический. -М.: Типо-литография В. Рихтера, Б. г. - 31 c. Отд. оттиск из журн.: "Вестник воспитания"

  5. Чернявский А.Л. Еще раз о мировоззрении Л.Н. Толстого // Сов. педагогика. 1990. № 7.

  6. Кунин В.З. Яснополянская школа-лаборатория им. Л.Н. Толстого // Рус. яз.: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". -1998. -Т.33: Такие разные шк.. -N 00-09. - C. 14

  7. Стеклов М.Е. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание // Педагогика. -2003. -N 3. - C. 85-88

  8. Богуславский М.В. Жизнь и педагогические идеи К.Н. Вентцеля // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. -2003. -N 2. - C. 134-159

При анализе статьи обратите внимание на следующее. Какие вопросы он считает главными вопросами жизни (название статьи)? Какие недостатки видит Н.И. Пирогов в современном ему воспитании? Какие типы людей формируются при такой системе воспитания? При характеристике каждого из вариантов – "взгляды на жизнь" – выделите, какие качества личности здесь проявляются? Что означает в трактовке Н.И. Пирогова "внутренний человек", "общественное воспитание"? Какие 3 пути решения проблемы видит он, насколько они результативны? Что, по мнению Н.И. Пирогова, является главным в воспитании "внутреннего человека", в чем свобода такого человека?

В то время, как в педагогике утвердилась мысль о значимости авторитета в воспитании, Н.А. Добролюбов в статье "О значении авторитета в воспитании" выступает "вдруг" против этой, казалось бы, общепризнанной мысли. Обратите внимание, что Н.А. Добролюбов рассматривает авторитет в неожиданном ракурсе. "Разумная воля воспитателя" рассматривается им в двух аспектах: 1 – как понимают этот термин современные Н.А. Добролюбову педагоги; 2 – как понимает он. Вначале следует разобраться в первом аспекте термина. Чем аргументировали современные Н.А. Добролюбову педагоги необходимость "разумной воли", т.е. безусловного повиновения ребенка? Какие аргументы приводит автор статьи, доказывая разумность детей? Какой, с точки зрения Н.А. Добролюбова, должна быть подлинная разумная воля воспитателя, на что она должна быть направлена? Почему педагог не имеет права на безусловный авторитет? В чем Н.А. Добролюбов видит вред безусловного повиновения для развития личности ребенка?

Л.Н. Толстой предпринял попытку опробовать идею свободного воспитания личности на практике. При анализе опыта Л.Н. Толстого обратите внимание на следующие вопросы. Как организован учебный день учащихся в Яснополянской школе? Почему Л.Н. Толстой так "демократично" относится к беспорядку в школе? Что неординарного предпринимает Л.Н. Толстой в отношении дисциплины учащихся? Как он взаимодействует с детьми? Как вам кажется, способна ли система Л.Н. Толстого воспитать свободного человека? В чем он будет свободен? Насколько свободен? Видите ли вы плюсы и минусы системы Л.Н. Толстого, в чем они? "отели бы вы обучать современных школьников по опыту Л.Н. Толстого? Подготовьте аргументацию своих оценок.

Знакомясь со статьей К.Н. Вентцеля, обратите внимание, в чем его представления об идеальной школе будущего? Подумайте, в чем может состоять внутреннее и внешнее освобождение школы? Чем школа, описываемая Вентцелем, отличается от традиционных представлений о школе? Как вы относитесь к идее автора, что учеба не должна быть главным в идеальной школе? Чему, по его мнению, необходимо отдать предпочтение? Согласны ли вы? Почему?

Какое место отводится труду? Почему? Как он организован? Что нового вносит Вентцель в сравнении со своими предшественниками (сравните взгляды его и Песталоцци)?

Как организовано в Доме Свободного Ребенка обучение? Почему Вентцель противник учебников? Согласны ли вы с его аргументацией? Каким лично вам представляется идеальный учебник? Нужен ли он? Каким методам обучения и почему отдает предпочтение Вентцель? Как относится к групповой работе? Какие видит способы индивидуализации обучения? В чем своеобразие подхода Вентцеля к наглядности?

В целом, в чем состоит значение рассматриваемых идей для современной педагогической теории и практики? В чем значение идей ненасильственной педагогики?
Семинар

^ ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Ц е л ь: проанализировать взгляды зарубежных и отечественных педагогов на проблему воспитания детей в семье, их понимание воспитательного потенциала семьи, путей преодоления ошибок семейного воспитания.
Вопросы для обсуждения:


  1. Зарубежные педагоги 17-19 вв. о роли семьи в воспитании.

  2. Русские педагоги 19 в. о семейном воспитании.

  3. Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

Задания для самостоятельной работы:

Методические рекомендации
Готовясь к семинарскому занятию, вспомните, какую роль отводили семейному воспитанию крупнейшие зарубежные педагоги 17-19 вв. (Я. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.). Каково их отношение к семейному воспитанию? Чем оно обусловлено?

Вопросы семейного воспитания находились в центре внимания различных представителей общественно-педагогического движения в 19 в. Весьма интересен подход В.Г. Белинского. В предложенной к семинару статье он рассуждает о различных аспектах воспитания, в первую очередь семейного.

Знакомясь со статьей, обратите внимание на мысль автора о том, что воспитание – везде и при этом оно – нигде. Как его понимать?

Характеризуя различные подходы к пониманию сущности воспитания, Белинский выделяет в своей статье несколько видов воспитания. Какие? В чем их особенности? В какой мере предложенная им классификация имеет право на существование в наши дни?

Значительная часть рассуждений Белинского связана с анализом сущности родительской любви и ее меры. Какие формы родительской любви выделяет автор? В чем их проявление? Обратите внимание на понимание Белинским того, что такое разумная родительская любовь. С чем он ее связывает? Подумайте о возможных воспитательных последствиях того или иного стиля отношений родителей и детей. Согласны ли вы с точкой зрения автора о том, что детей следует любить для них самих, но не для себя? Свою точку зрения аргументируйте.

При подготовке к занятию обратите внимание на то, что в своей практике А.С.Макаренко имел дело с беспризорными, "бессемейными" воспитанниками. Но он постоянно подчеркивал, что в большинстве случаев причиной беспризорности были недостатки семейного воспитания. Значительное место в своей педагогической деятельности он отводил разъяснению родителям условий и методики воспитания детей в семье.

А.С. Макаренко стремился показать, что воспитать ребенка правильно легче, чем перевоспитать; правильное воспитание детей по силам каждой семье. В статье "Общие условия семейного воспитания" он характеризует основные условия, определяющие успех семейного воспитания: правильная структура семьи, наличие осознанной цели и программы воспитания, гражданская позиция родителей, строгие требования родителей к собственному поведению, серьезные, простые искренние отношения с ребенком, разумное руководство детьми, правильная организация всей жизни семьи с учетом мелочей. Анализируя статью, подумайте, к каким последствиям приводит несоблюдение каждого из указанных условий, какие отрицательные черты характера могут сформироваться у ребенка.

Родителям трудно воспитывать детей, если они не авторитетны для них. Подумайте, в чем заключается воспитательная функция авторитета? Раскрывая виды ложного родительского авторитета, постарайтесь определить, что общего во всех видах ложного авторитета? Какую общую ошибку совершают родители? Подумайте, какие из названных А.С. Макаренко видов ложного авторитета наиболее распространены в современной практике семейного воспитания? Почему? Охарактеризуйте сформулированные А.С. Макаренко основы истинного авторитета: жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, поведение родителей, ответственность родителей за воспитание детей, помощь ребенку, знание жизни ребенка, ответственность родителей за воспитание детей. Приведите примеры того, как могут проявляться в семейном воспитании эти положения А.С. Макаренко.

Одной из актуальных проблем современного семейного воспитания является формирование у детей разумных потребностей. Этому посвящена работа Макаренко "Потребности в семье и воспитание". Обратите внимание, что он разграничивает потребности по способу их удовлетворения: одни вырастают из "опыта удовлетворения", другие – "из опыта борьбы", Конкретизируйте эту мысль. Подумайте о том, каковы возможные воспитательные последствия этих способов удовлетворения потребностей?

Приводя характеристику типов семей по потребностям, попытайтесь спрогнозировать возможные воспитательные последствия для детей того или иного типа семьи. Какому типу семьи отдает предпочтение сам А.С. Макаренко и почему? Подумайте, как в современных условиях поляризации общества по доходам у детей из семей с различным доходом не сформировать, с одной стороны, чувства ущербности, ущемленности, а с другой, ощущения вседозволенности и распущенности.

Общий анализ позволяет вычленить показатели разумных, "нормальных" потребностей: они должны соотноситься с личным трудовым вкладом, с потребностями других членов семьи, удовлетворение потребностей должно предполагать активную деятельность ребенка, способствовать развитию личности в соответствии с задачами воспитания.

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО

1.13.3. Экспериментальная педагогика и ее направления

Наиболее видные представители экспериментальной педагогики, определившие развитие ее разных ветвей, были немецкие ученые Эрнст Мейман (1862-1926) и Вильгельм Август Лай (1862-1926), французский психолог Альфред Бине (1857-1911), американские ученые Эдуард Ли Торндайк (1874-1949) и Гренвилл Стенли Холл (1846-1924) и др.

Эрнст Мейман (1862–1915) – немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики, один из первых авторов работ, посвященных психологии ребенка. Критиковал традиционную педагогику за отсутствие в ней и обосновывал новую (Таблица 6) Обосновал тезис, что только индуктивный путь обеспечивает каждого воспитателя пониманием применяемых им педагогических мер.

Таблица 6. – Педагогические идеи Э.Меймана

Критика традиционной педагогики

Обоснование экспериментальной педагогики

Отвлеченный, нормативный характер; имеет дело только с понятиями

Необходимо исчерпывающее обоснование устанавливаемых норм с помощью педагогического эксперимента

На первое место выходит изучение ребенка

Теоретический, научный характер

Каждая теоретическая посылка должна быть проверена и доказана практикой

Использование знаний смежных наук, но рассматривая их с точки зрения воспитания и обучения

Э.Мейман разработал свою периодизацию жизни ребенка, критерием которой являются этапы интеллектуального развития: от рождения до 7 лет – стадия фантастического синтеза (обобщение детьми отдельных ощущений без всякой системы и логики); от 7 до 12 лет – стадия анализа (систематическое обучение детей, так как ведущим здесь является не интеграция, но дифференциация); от 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза (формирование операционального мышления). Вместе с тем Мейман считал, что педагогика должна исследовать индивидуальные варианты развития, особенности конкретного данного ребенка. Немецкий педагог очертил основные области исследования педагогики. Это изучение душевного и телесного развития ребенка в период его школьной жизни; это изучение в отдельности развития духовных способностей (психических функций) у детей; это изучение индивидуальных различий между детьми на различных стадиях их развития; это изучение состояния ребенка во время его школьной работы.

Вильгельм Август Лай (1862 – 1926) полагал, что лабораторный эксперимент дает ценный материал для определения новых путей воспитания. Исходя из того, что в основе детских поступков лежат врожденные, либо приобретенные рефлексы, Лай утверждал, что изучив их как в лабораторных, так и в обычных условиях, педагог получит ориентир, способ воспитания. Вместе с тем, В.А.Лай признавал неразрывность теории и практики, считал, что изучение, анализ педагогических фактов нельзя отрывать от выдвижения гипотез, формирования теорий. Критикуя традиционную педагогику, порождавшую пассивность в школе, Лай, основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, попытался создать новое направление в педагогике – педагогику действия.

Кроме разработки учебного плана важное внимание уделил В.А.Лай обоснованию методов преподавания в своей школе, ориентированных на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Рекомендовал практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепку, рисование, игры и спорт и др.

Рисунок 8. – Проблема содержания образования

Читайте также: