Почему рассказ кладовая солнца так называется кратко

Обновлено: 08.07.2024

В своих книгах М. М. Пришвин ставит и решает серьезные вопросы – о смысле жизни, о том, как надо жить, чтобы оставить значимый след на земле, как любить всех и быть внимательнее к каждому. В сказке-были “Кладовая солнца” писатель с помощью фантастических историй и персонажей стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе и к человеку, важно приобретать жизненный опыт, каждый человек должен понимать и ценить красоту. Сказка-быль дает нам новые важные знания о жизни, наполняет наши сердца любовью

Так случилось, что природа поставила героев перед суровым испытанием.

Но сама природа и помогла им выйти из него победителями. Знание лесных примет и тропинок, умение пойти по правильному пути, способность находить согласие друг с другом, помнить о близких и не забывать о своем долге – вот какие главные истины утверждает автор “Кладовой солнца”. Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу.

Благодаря этой любви они выжили и остались людьми.

А это и есть суровая правда жизни – вековая борьба людей за любовь. Испытание, которое

Они поняли, что самое главное в жизни – любовь и забота о близком человеке (правда старика Антипыча, которую он “перешепнул” своей собаке, – “правда вековечной суровой борьбы людей за любовь”.

В сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа. Как писал сам автор, люди – “хозяева природы”, а она для них является “кладовой солнца с великими сокровищами жизни”. “Кладовая солнца” – удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе


Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;

4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.

Оборудование

: художественный текст, иллюстрации к произведению

урок – анализ художественного текста

Метод:

частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа

А) Приветствие и посещаемость;

Б) Готовность к уроку;

2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу — активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы.

Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.


Какое историческое время описывается в произведении?
— Что вам о нем известно?

— Кто является главным героем в произведении и почему?

Действующие лица

Главные герои рассказа — Настя и Митраша. Они являются сестрой и братом. Насте 12 лет, она очень умная и хозяйственная девочка. На ней лежит следующая работа:

  • уход за скотиной;
  • уборка и приготовление пищи;
  • отправка коровы на пастбище.

Дети рано осиротели, поэтому Насте пришлось стать главой семьи. Она очень любит брата, и он всегда готов ей помочь. Митраше всего 10 лет, он любознательный и трудолюбивый мальчик, но в силу возраста немного торопливый. Брат Насти мастерит деревянную утварь и выполняет мужскую работу по дому. Митраша немного безрассудный, но очень решительный.

В рассказе есть и второстепенные герои:

  • старик Антипыч — умный и мудрый человек, лесник, все относятся к нему с особым уважением;
  • Травка — собака Антипыча;
  • Серый помещик — волк, который убил немало людей и животных.

Повествование ведется от лица рассказчика. Он исследователь болотных ресурсов. Именно он помог найти сироток. Пришвин написал произведение в жанре сказка-быль и в нем переплетаются правда и вымысел.

почему рассказ называется кладовая солнца?


Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.

Враг или друг человека

В произведении Пришвина описание природы выполнено в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы в точности передать взаимоотношения человека и жителей леса. Так, когда Митраша оказывается по собственной невнимательности в болоте, все в мире начинает меняться и хмуриться, сожалея вместе с ним о таком поступке. Когда же мальчик освобождается из оков трясины — начинает светить солнце. Болото под названием Слепая Елань является настоящимврагом для ребенка и всех тех, кто ранее в нем утонул.

Также в тексте есть два самодостаточных персонажа из животного мира — собака Травка и волк Серый помещик. Если первая выступает примером дружбы между людьми и животными, то второго автор показывает истинным врагом рода человеческого.

Собака настолько предана своему хозяину, что не может смириться с его смертью и продолжает искать черты Антипыча в каждом встречном человеке. Именно благодаря Травке Митраша смог выбраться из трясины.

Волк же предстает перед читателем хитрым существом, которого никто не может поймать. Других представителей рода в этих краях нет, остался только Серый помещик.

Для человека хищник стал настоящим врагом. Он один за лето уничтожал столько скота, сколько вся его стая раньше не убивала.

Идея этого противостояния вполне понятна. Волк и собака происходят из одного вида животных. Но первые являются врагами людям, а вторые — преданными друзьями.

2) Смешным или грустным вам показался рассказ Толсты и Тонкий ? Ответить почему 3) От чего умер Экзекутор Червяков ? Почему рассказ называется Смерть чиновника ?





Спасение Митраши

В это время Травка услышала тихое тявканье. Она знала, что так тявкает лисица по зайцу, и решила поймать зверька. Но тот обманул ее и помчался на слепую елань, где в это время тонул Митраша. Травка полетела за зайцем, но лишь прибежав туда, она увидела в болоте Митрашу и остановилась, как вкопанная. Она смотрела на мальчика и думала, что это Антипыч.

Митраша вспомнил, как старик приходил в их село с собакой Затравкой (так изначально звали Травку) и назвал ее по имени. У мальчика в голове созрел план спасения. Травка ползла все ближе к болоту и мальчику. Вскоре она подошла так близко, что мальчик уцепился за ее ногу. Она дернулась, и Митраша освободился из болота. Выйдя на землю, мальчик властно позвал ее. Теперь ее сомнениям пришел конец, перед ней стоял Антипыч.

Травка спасла Митрашу, но не поймала зайца. Поэтому она продолжила свою погоню. Травка побежала к кусту можжевельника на ту палестинки, где должен быть заяц, но там уже ждал ее Серый помещик. Едва Митраша увидел морду волка, он выстрелил почти в упор. Серый помещик окончил жизнь быстро и без мучений. Травка поймала русака и принесла его Митраше. Они развели костер и приготовили зайца.

Те, кто поверили, взяли веревки и сани, поехали на указанное место и привезли мертвого Серого помещика. А Настя всю свою ягоду отдала больным детям.

почему рассказ называется кладовая солнца?

Кладовая солнца — это метафора, обозначающая Блудово болото, где содержатся большие запасы торфа. Писатель подробно рассказывает, как под воздействием сил природы этот торф образовывался и накапливался в болоте. А первоисточником этого процесса и является солнце.

Поход за клюквой

Однажды собрались дети за клюквой. Митраша прихватил с собой ружье и компас. Также он помнил, что отец рассказывал ему о том, что есть в лесу палестинка (тайная полянка), где клюквы видимо-невидимо. А Настя в это время, как настоящая хозяйка, собирала еду.

Немного пройдя по лесу, охотники за клюквой начали класть себе в рот ягоды. А потом вдруг заспорили, куда идти — по большой тропе, где все люди ходят, или на север, где, по словам отца, и находилась эта палестинка.

В итоге Настя пошла по известной дорожке, а Митраша по своей тропке, к таинственной полянке.

Персонажи-животные и их роль в повествовании

Параллельно миру людей в сказке существует другая реальность. Ее представляют животные, которых автору удается представить живыми и одухотворенными, со своими мыслями, логикой, благородными порывами, потребностью в любви.

  • Серый помещик — в лесу и на селе все хорошо знали этого волка, ужасно его боялись, но никто не мог его убить. Считалось, что это невозможно. И именно сейчас Серый помещик начал жалобно выть. Митраша объяснил это тем, что все волки на Сухой речке убиты, и остался только он один.
  • Травка — гончая собака Антипыча, лесного сторожа. Старик умер уже давно, но верная помощница все равно ждет его появления.

Антипыча уже нет, и домик его зарос. Но Травка так и жила в картофельной яме на месте его заросшего жилища. Для умной собаки жить в лесу, как дикому зверю, было нелегко. Так как в прежние времена она помогала Антипычу охотиться, гоняла дичь для хозяина, но не для себя.

А теперь, когда его не стало, ей пришлось, как и всякому дикому зверю, жить для себя. И скучая по нему, она все чаще и чаще начинала выть. Этим воем она звала к себе Антипыча. И к нему уже давно прислушивался Серый помещик, ведь сторожка находилась совсем недалеко от Сухой речки, где обитал волк.

Но, к счастью для Травки, сильный голод заставил ее прекратить свой вой. Она пошла на поиски пищи, намереваясь поймать зайца. Но, выслеживая зверя, Травка неожиданно увидела следы ребенка, а именно Насти.

Добрая собака решила добыть еду именно для этих детей, чтобы получить в награду за это кусок хлеба и ласку человеческих рук, чтобы обрести в них вновь хозяина, Антипыча.

Затерянный в болоте

А тем временем Митраша пробирался по своей тропке. Земля у него под ногами становилась не просто мягкой, а полужидкой, с каждым шагом становясь все тоньше и тоньше. Природа, зная, чем может закончиться поход на болото, предупреждала об этом Митрашу. Но мальчик, хоть и слышал все эти предупреждения, не обращал на них внимания. Он просто шел прямо, время от времени поглядывая на компас.

Недалеко он увидел высокую траву белоус. Она росла около чистой хорошей поляны. Это показывало, что он шел по правильному пути. И он смело двинулся вперед, пересекая чистую полянку. Вначале Митраша довольно твердо ступал по елани (так называется топкое место в болоте). Однако постепенно его нога стала утопать все глубже, гиблая топь засасывала его.

Настя находит палестинку

Девочка шла по лесу, на ходу собирая клюкву. Ей так хотелось ягоды, что она не думала ни о чем другом. И так, собирая ощупью клюкву, девочка сошла с набитой тропы. Увидев это, она сначала бросилась в одну сторону, потом в другую, и вдруг увидела ту саму палестинку, к которой так стремился Митраша. Девочка, видя это изобилие клюквы, начинает без промедления ее собирать. Она не заметила ни лося, стоявшего посередине палестинки, ни змеи, свернувшейся кольцом на клюкве. Поэтому она дернула за ту самую плеть, где лежала змея.

Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в щеку, а потом встала и громко завыла.

И этот вой услышал Серый помещик. Поняв местоположение собаки, он быстро помчался на палестинку.

Главные герои

Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.

Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Отзывы читателей

Увлекательная и эмоциональная сказка-быль. Когда я читала текст, искренне переживала за героев. Особенно я волновалась за Митраша, когда он провалился в болото. Его спасла собака, а потом он смог убить волка. Серого хищника не одолели опытные охотники, но мальчику удалось это сделать. Поучительное произведение.

Интересная и необычная работа Пришвина. Она привлекает внимание необычным названием. Повествование ведется от лица рабочих, которые готовили болота для добычи торфа. Главная мысль текста — всегда важно поддерживать друг друга. Только это помогло брату с сестрой выжить.

". Болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".
Пришвин назвал свой рассказ так, потому что болото и есть "Кладовая солнца"

Концовку не поможете придумать?

Я, думаю, что произведение Пришвина “кладовая солнца” приобрело такое название, поскольку большая часть действия в рассказе ведется в Блудовом болоте, которое и является кладовой солнца. Блудово болото содержит огромные запасы горючего - это слой торфа.
Тысячи лет это добро под
водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта
кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство.
Метки: Редактировать

". Болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".
Пришвин назвал свой рассказ так, потому что болото и есть "Кладовая солнца"

". Болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".
Пришвин назвал свой рассказ так, потому что болото и есть "Кладовая солнца"

". Болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".
Пришвин назвал свой рассказ так, потому что болото и есть "Кладовая солнца"

". Болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".
Пришвин назвал свой рассказ так, потому что болото и есть "Кладовая солнца"

Смысл названия сказки - были

Смысл названия

Название сказки – были заставляет задуматься читателя об устном народном творчестве. Автор боготворит природу и её дары, он с гордостью и уважением относится к людям, их духовному богатству. Торф – кладовая солнца. Жизнь поколений – кладовая души. В рассказе Пришвин показывает свою любовь к природе и неподдельное восхищение. Автор призывает читателя ценить и проявлять уважение к окружающей среде.

В пути они ссорятся из – за пустяка, решают разделиться и идти разными дорогами. Этого ни в коем случае нельзя было делать. В лесу, а тем более на болоте всегда нужно держаться вместе. Настя идёт в обход, а Митраша прямо и проваливается в топь. Ребята случайно находят большие залежи торфа. Это оказалась ценная находка для тяжёлого военного времени. Его использовали в качестве обогрева. Писатель показывает читателю болото, как кладовую солнца. Он хочет сказать, что всё в нашей вселенной и природе находится в зависимости от солнца. Торф — служит топливом, клюква, за которой пришли дети, тоже копила энергию солнца.

Сироты пришли за ней в голодное, трудное время. Горячее солнце, как мать для каждой травинки, ягодки, цветочка. Солнце отдаёт свою энергию всем растениям. Болото не позволяет растительности отдать добро ребятам. Тысячелетиями торф разлагался под водой. Торф передаётся человечеству, как дар от солнца. Трудные приключения Митраши и Насти преподают им жизненный урок выживания. В произведении ребята проникли любовью и уважением к природе – матери.

Напутствие этой сказки – были в том, что не стоит ругаться и конфликтовать, нужно доверять друг и другу и поддерживать. Нельзя бросать родных, близких и знакомых в беде – иначе придётся горько пожалеть. К окружающим нужно прислушиваться и быть максимально внимательным и идти навстречу друг другу. Ведь в жизни человека подстерегает множество опасностей, а тем более в лесу и на болоте. Ведь ребята могли не только утонуть, но и заблудиться. Гордость и высокомерие не доводят до добра.

Иногда стоит забыть про собственные амбиции – иначе они могут стоить жизни. Искать компромисс, уметь договариваться в сложных ситуациях. Тогда будет меньше вероятности попасть в опасную и неприятную ситуацию. Из – за упрямого характера Митраша чуть не лишился жизни, но его вовремя спасает собака Травка. Мальчик обретает себе друга.

В рассказе также есть второстепенный герой Антипыч – мудрый охотник и добрый лесник. Именно его собака спасет мальчика. Она осталась одна и не могла привыкнуть к дикой жизни в лесу. Антипыч умер – он был стар, но Травке повезло встретить мальчика и обрести в нём нового хозяина. Жизнь нужно стараться прожить без злости, чтобы выпавшие испытания на долю человека – не озлобили в нём его душу. Чтобы человек любил окружающих, природу и животных.

Быть добрым и бескорыстным, при любых обстоятельствах оставаться человеком. Забота о близких очень важна, особенно в тяжёлое военное время в сложных жизненных условиях.

Читайте также: