Почему пушкин гений кратко

Обновлено: 30.06.2024

Общеизвестно, что существует устойчивое мнение об однозначной гениальности поэта Пушкина.

Читал его неоднократно, пытаясь хоть как-то осознать и прочувствовать приписываемую ему исключительную гениальность великого поэта.

Не цепляет. Многое воспринимается банальным примитивным или графоманским. Это касается как формы, так и смысла его стихотворений.

К этому можно добавить ритмически унылое однообразие большинства его стихотворений, выражаемое в размере ямба. Реже - хорея. Не слишком ли слабо для гения?

Глагольной рифмой Пушкин также не брезговал. Использовал ее довольно часто. Хотя в поэтической среде такая рифмовка считается дурным тоном, которой злоупотребляют чаще всего новички. Да и в целом - многие его рифмы далеки от идеала.

Веский аргумент в пользу его поклонников: Пушкин – основатель современного русского литературного языка - этим он и гениален. Но способен ли один, пусть даже гениальный человек, за столь короткую жизнь фундаментально преобразить сложнейший язык?

Как можно поверить в то, что в одиночку, не имея специальной профессиональной подготовки и многих лет научно-исследовательской работы в области филологии, лингвистики и смежных наук основать язык, который даже за долгие годы вряд ли могла бы основать даже организованная группа высококвалифицированных профессоров?

Иные говорят, что Пушкин был гениален для своего времени, и мы чтим его как замечательный и величайший признак нашей истории. Но даже если для своего времени он, может быть, и был примечателен, то те времена уже канули в Лету, а посему - неким мерилом гениальности творчество Пушкина теперь быть не может.

В статье подчеркивается, что Пушкин является не только величайшим поэтом и создателем русского литературного языка, но и универсальным гением. Универсализм Пушкина заключается в том, что в поле его зрения находились не только литература, поэзия и вообще вся словесность, но и такие гуманитарные дисциплины, как философия, политэкономия, история и, конечно, наука. Следует также подчеркнуть, что Пушкин был энциклопедически образованным человеком.

Ключевые слова: универсализм, поэзия, критика, история, философия, филология, мыслитель, патриотизм, экзистенциализм.

I. A. Gobozov. Pushkin the universal genius (рр. 5–20).

The article stresses that Pushkin was not only the greatest poet and the creator of Russian literary language, but also was a universal genius. In his range of vision was not only literature and poetry, but such humanities as philosophy, political economy, history, and, of course, science. It should also be noted that Pushkin was encyclopedically educated.

Keywords: universalism, poetry, criticism, history, philosophy, philology, philosopher, patriotism, and existentialism.

На первый взгляд может показаться, что писать о Пушкине легко и просто: никто не сомневается в его гениальности и креативности. На самом деле писать о Пушкине очень и очень трудно. Во-первых, Пушкин не просто гений, а уникальный гений. Гениальных людей в истории человечества было много, а таких гениев, как Пушкин, кроме него, пожалуй, не было. Уникальность его прежде всего состояла в том, что он был универсальным гением. Универсализм Пушкина заключается в том, что в поле его зрения находились не только литература, поэзия и вообще вся словесность, но и такие гуманитарные дисциплины, как философия, политэкономия, история и, конечно, наука. Следует также подчеркнуть, что Пушкин был энциклопедически образованным человеком.

Пушкин – величайший поэт и создатель русского литературного языка. То, что Пушкин гениальный поэт и основоположник русского литературного языка, давно известно. Но я просто хочу обратить внимание на некоторые штрихи биографии великого человека.

Пушкин написал философское стихотворение, в котором отобразил знаменитые философские споры о движении и гелиоцентрической системе:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей [16] .

Это небольшое стихотворение стоит многих философских сочинений. В нем гениальный Пушкин лаконично и вместе с тем глубоко уловил суть античных философских споров относительно движения и покоя и трагическое положение великого итальянского ученого Галилео Галилея, вынужденного под влиянием церкви отказаться от своей поддержки системы Коперника, но перед смертью все же признавшего ее.

Большое место в творчестве Пушкина занимают экзистенциальные проблемы: смысл жизни, место поэта в обществе, конечность человеческого бытия и др. Возьмем стихотворение, написанное в день рождения поэта 26 мая 1828 г.:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум [17] .

Зато Эпикур проповедовал гедонизм. Высшей целью жизни он считал наслаждение.

Не только античные, но и многие современные философы ставили вопрос о смысле жизни. Человек – единственное существо, которое знает, что живет. Животные не знают, что они живут и умирают. А человек есть существо разумное и прекрасно понимает конечность своего бытия. Он хочет продолжить свою жизнь, отсюда и вера в загробную жизнь. Но никакой загробной жизни нет, и после смерти человек как биологическое существо уходит в небытие. Однако как социальное существо он вовсе не исчезает, а остается в своих деяниях. Великие люди – поэты, писатели, философы, ученые, художники, политики и др. – благодаря своим великим свершениям становятся бессмертными.

Экзистенциальные мысли в наибольшей степени проявились в последний период жизни Пушкина. Поэт начал думать о смерти, о счастье, о покое и т. д. В 1834 г. Пушкин пишет:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит –

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить. И глядь – как раз – умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля [19] .

Почему Пушкин всю свою короткую жизнь специально занимался историей? Потому что прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. Нет настоящего без прошлого и будущего без настоящего. Пушкин подчеркивал, что неуважение к прошлому есть черта необразованности, и тот, кто пренебрегает прошлым и занят одним настоящим, не понимает единства истории человечества.

Вообще не должно, чтобы республиканские идеи изумили воспитанников при вступлении в свет и имели для них прелесть новизны.

Заметим, что Пушкин предложил замечательную программу по изучению истории. Он выступает за объективное изложение истории человечества. Нетрудно видеть, что великий поэт категорически был против конъюнктуры, хотя это слово тогда не употреблялось.

Пушкин выражает свое недовольство тем, что выдающийся труд Карамзина никто по достоинству не оценил.

Но преемники великого реформатора, продолжает Пушкин, просто подражали Петру Великому, вместо того чтобы творчески подходить к его наследию.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель[28].

Патриотизм предполагает любовь к Родине, к народу, к национальной культуре, к родному языку, уважение национальных традиций и т. д. Вспомним Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам[31].

В наше время, когда в мировоззрении людей доминируют космополитические идеи, патриотизм оказался не в почете. О нем даже не хотят вспоминать, а если и вспомнят, то только в негативном плане. Но уверен, что придет время и патриотизм снова займет подобающее ему место в общественной жизни, ибо без любви к Родине, к своему народу, к его ценностям жизнь человека теряет всякий смысл. И великое творчество Пушкина будет нам помогать любить Родину, приумножать ее материальные и духовные ценности.

Афоризмы и заметки Пушкина

В заключение приведем некоторые афоризмы и заметки Пушкина:

1) Устойчивость – первое условие. Как она согласуется с непрерывным совершенствованием?

2) Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности.

3) Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного.

5) Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.

6) Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие.

7) Москва девичья, а Петербург прихожая.

8) Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке.

9) Тонкость не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки. Прибавить можно, что тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным.

10) Французская словесность родилась в передней и далее гостиной не доходила.

11) Переводчики – почтовые лошади просвещения.

12) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.

1 Григорьев А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Солнце России. Русские писатели о Пушкине. Кн. 1. Век XIX. – М., 1999. – С. 219.

[2] Чернышевский Н. Г. Сочинения Пушкина // Солнце России. Русские писатели о Пушкине. Кн. 1. Век XIX. – М., 1999. – С. 264.

[4] Там же. – С. 263–264.

[5] Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. – 4-е изд. – Т. 7. Критика и публицистика. – Л., 1978. – С. 14.

[6] Тургенев И. С. Речь на Пушкинском празднике // Солнце России. Русские писатели о Пушкине. Век XIX. – М., 1999. – С. 323.

[7] Островский А. Н. Застольное слово о Пушкине // Солнце России… – С. 353.

[8] Аксаков И. С. Речь, произнесенная на думском обеде // Солнце России… – С. 357.

9 Анненков П. В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск, 1998. – С. 180–182.

[10] См.: Последний год жизни Пушкина / сост. В. В. Кунин. – М., 1989. – С. 392–393.

[11] См.: Пушкин в воспоминаниях современников. – М., 2005. – С. 656.

[12] Витале С. Пушкин в западне. – М., 2008. – С. 336.

[13] Чаадаев П. Я. Соч. – М., 1989. – С. 395.

[14] Пушкин А. С. Дневники. Воспоминания. Письма. – М., 2008. – С. 397–398.

[15] Он же. Полн. собр. соч.: в 10 т. – 4-е изд. – Т. 7. Критика и публицистика. – Л., 1978. – С. 214.

[16] Пушкин А. С. Соч.: в 3 т. – Т. 1. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила: Поэма. – М., 1985. – С. 358.

[17] Там же. – С. 421–422.

[18] Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – 2-е изд., испр. – М., 1986. – С. 225.

[19] Пушкин А. С. Соч.: в 3 т. – Т. 1. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила: Поэма. – М., 1985. – С. 529.

[20] Пушкин А. С. Дневники. Воспоминания. Письма. – С. 196.

[21] Вяземский П. Я. Эстетика и литературная критика. – М., 1984. – С. 326.

[22] Пушкин А. С. Дневники. Воспоминания. Письма. – С. 244.

[23] Пушкин А. С. Дневники. Воспоминания. Письма. – С. 56.

[24] Он же. Собр. cоч.: в 10 т. – Т. 7. История Пугачева. Исторические статьи и мате-риалы. Воспоминания и дневники. – М., 1962. – С. 191.

[26] Анненков П. В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск, 1998. – С. 119.

[28] Пушкин А. С. Соч.: в 3 т. – Т. 1. – С. 468.

[29] Он же. Полн. собр. соч.: в 10 т. – 4-е изд. – Т. 7. Критика и публицистика. –Л., 1978. – С. 38.

30 Там же. – Т. 7. История Пугачева. Исторические статьи и материалы. Воспоминания и дневники. – М., 1962. – С. 347.

[31] Он же. Соч.: в 3 т. – Т. 1. – С. 496.

[32] Пушкин А. С. Собр. соч.: в 15 т. – Т. 15. Письма –1833–1837. Приписываемое Пушкину. Деловые бумаги. Из черновиков. – M., 1998. – С. 200–201.

[33] Пушкин – П. Я. Чаадаеву. 19 октября 1836 г. Петербург // Последний год жизни Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. – М., 1989. – С. 299.

[34] Braudel F. L'identite de la France. Espace et Histoire. – Paris, 1986. – P. 9.

Многие люди - если не все - говорят, что Пушкин - самый значительный писатель и поэт русской лит-ры, что он гений, но почему - никто не знает. В чём именно заключается его гениальность, что помогло ему воздвигнуть себе "памятник нерукотворный"?

"Всёгениальноепросто, этошедевр. " - это чей-то готовый, заученный ответ - все так говорят, не понимая самой сути. Подсказываю: может, П. открыл какие-то новые темы, проблемы и т. д.?

Ответ на дополнение к вопросу - Александр Сергеевич создатель современного русского литературного языка, что немаловажно.

Различные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…

А.С. Пушкин – гений поэзии по оценке Д.С. Лихачёва

Лихачёв Д.С: «Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко - украинской, Шекспир - английской, Данте - итальянской, Сервантес - испанской? Если бы пришлось определять день Праздника русской культуры, то лучшего дня, чем день рождения Пушкина, и искать бы не пришлось!

Пушкин - это гений возвышения, гений, который во всём искал и создавал в своей поэзии наивысшие проявления: в любви, в дружбе, в печали, в радости, в военной доблести. Во всем он создал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь. Он высоко поднял идеал чести и независимости поэзии и поэта.

Читайте также: