Почему прыжки с высоты считается травмоопасной в доу

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глава 1. Изучение травматизма у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………..5

1.1. Виды детского травматизма и его причины………………………………. 5

1.2. Работа по профилактике травматизма в ДОУ…………………………………..5

1.3. Профилактические мероприятия в ДОУ………………………………………. 7

Глава 2. Оказание первой помощи…………………………………………………….13

2.1. Первая помощь ребёнку при различных видах травм…………………………. 13

Заключение……………………………………………………………………………. 18

Библиографический список……………………………………………………………19

Введение

Детский травматизм всегда был актуальной проблемой общества. Травмы, а также последствия повреждений могут стать причиной стойких функциональных нарушений в организме и привести к необратимому исходу. В настоящее время детский травматизм является серьезной задачей, решение которой, в социальном взаимодействии. Развитие нашей страны во многом зависит от одного из основных ресурсов - здоровья детей. Забота о защите детей - дело всех административных, хозяйственных и общественных структур государства, а главное родителей.

Соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особенное значение в период детства. К критическим периодам в жизни ребёнка, с точки зрения ученых, относится именно дошкольный возраст. Возникает нарастание силы подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Дети много двигаются, быстро утомляются. Вопрос безопасности детей в современных условиях особенно важен. Для его решения необходимо обучать детей, родителей, педагогов основам безопасного поведения. Родителям кажется, что травму невозможно предвидеть, но чаще всего беспечность, непредусмотрительность или ненадлежащее выполнение своих обязанностей взрослыми приводит к повреждениям у ребёнка. В быту взрослые путём многократного повторения выполняют действия, не задумываясь, но ребёнку необходимо объяснять подробно, как действовать, чтобы избежать травмы. Лучше всего это делать в совместной деятельности с ним.

По статистике бытовые травмы происходят в большинстве случаев, около 80% , примерно 78% травм дети получают на улице и только 22% - в помещениях. Нельзя также забывать о травмах при несоблюдении правил дорожного движения .

Требуется создавать благоприятные условия для развития различных видов деятельности ребёнка не только дома, но и в дошкольном учреждении. Кроме развития и обучения детей в ДОУ воспитатели должны следить за их здоровьем. Организация работы по обеспечению здоровой и безопасной обстановки для воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется при соответствующей подготовке сотрудников и наличии организационно-распорядительной и нормативно-правовой документации.

Реализация правил охраны жизни и здоровья детей является обязательной для дошкольного образовательного учреждения. Ответственность за соблюдение правил и мер безопасности, должны нести воспитатели, медсестры и заведующий.

Для того чтобы рассмотреть и полностью раскрыть все вопросы по обеспечению безопасных условий пребывания ребёнка в ДОУ, а также для изучения методов и приемов оказания первой помощи ребенку дошкольного возраста, можно выделить следующие задачи:

1.Получить представление о различных видах травм;

2. Выявить причины детского травматизма;

3. Изучить направления профилактики детского травматизма;

4. Освоить правила оказания первой помощи детям при получении травмы.

Глава 1. Изучение травматизма у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

1.1. Виды детского травматизма и его причины

Дети любят бегать, прыгать, изучать окружающий мир разными способами, которые могут быть небезопасны. Чаще всего дошкольники получают травмы на улице. Порезы, разбитым стеклом или льдом, сухие ветки и сучки на кустарниках, могут быть причиной различных повреждений. Летом при передвижении на велосипеде, самокате, нередки ушибы. Зимой возможны травмы, полученные при катании с горок на лыжах и ледянках. В морозные дни дети получают травмы при прикосновении к металлическим конструкциям лицом, руками, языком. Детские участки, не очищенные от снега и льда, а также не посыпанные песком, приводят к травмированию детей во время подвижных игр. В период оттепели, опасность представляют падающие с крыш сосульки, свисающие глыбы снега.

Дети, особенно дошкольного возраста, ко всему проявляют любопытство. Получить травму ребёнок может в любой ситуации, и основной причиной несчастных случаев является невнимательность взрослых. В каждой возрастной группе, причины повреждений разные, но при неумелом использовании технических средств изобразительной деятельности, неправильном пользовании ножами, вилками, серьезные травмы могут получить дети всех возрастов. Дорожно-транспортные происшествия, ожоги, обморожения, отравления, повреждения электрическим током, укусы животных и насекомых частые причины травм у детей.

В детских учреждениях должна проводиться работа по профилактике, направленная на предупреждение и снижение детского травматизма.

1.2. Работа по профилактике травматизма в ДОУ

В дошкольном учреждении правила охраны жизни и здоровья детей, должны выполнять сотрудники детского сада.

В группах, в залах для музыкальных и физкультурных занятий, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и проветривание. В помещениях, где находятся дети не должно быть опасных предметов, кипятка, лекарств. Мебель должна быть без острых углов и надёжно закреплена.

Лекарства, предметы и средства бытовой химии, необходимо хранить в закрытом шкафу. Возможность электротравмы можно предотвратить, если все электроприборы и розетки будут недоступны для детей.

На занятиях по художественному развитию у детей среднего и старшего дошкольного возраста используются ножницы с закруглёнными концами и воспитатель должен контролировать процесс деятельности детей.

В игровых уголках не должно быть игрушек опасных для здоровья детей, весь материал подбирается в соответствии с возрастом ребёнка. На воспитателя возлагается большая ответственность, он должен выполнять правила по охране жизни и здоровья детей, не только в помещении, но и на прогулке, организовывая деятельность детей, согласно требованиям СанПиНа. Перед выходом детей на прогулку, необходимо проверить прогулочную площадку. Убедиться в исправности оборудования, расположенного на участке, убрать мусор, ветки, опасные предметы. Выносной материал должен соответствовать требованиям безопасности. На прогулке, в целях профилактики травматизма воспитатель контролирует действия детей, организовывает деятельность, соизмеряя двигательную нагрузку в соответствии с возрастом детей и сезоном года, что уменьшает вероятность получения травм.

При проведении мероприятий вне помещения ДОУ, воспитатель обязан, рассчитать время отсутствия детей в ДОУ, составить список дошкольников и сопровождающих, назначить ответственного и поставить в известность заведующего детским учреждением. Воспитатель несёт ответственность за соблюдение правил безопасности детей на улице и в месте проведения досуга.

В помещение детского сада допускаются только родители и законные представители. Родитель вправе дать разрешение другому лицу, предоставив воспитателю заявление и копию паспорта этого человека. Без официальных документов посторонние лица посещать ребёнка не могут.

Рабочие по обслуживанию здания детского сада перед прогулкой детей должны проверить, чтобы крыши здания были очищены от снега и сосулек, дорожки и участки посыпаны песком, а также, провести технический осмотр оборудования, расположенного на участке. Ответственность за выполнение работы несёт заведующий детским учреждением.

На пищеблоке цикл приготовления блюд, предполагает соблюдение требований к санитарно-гигиеническим нормам и правилам.

Всеми сотрудниками детского сада должны соблюдаться правила пожарной безопасности. Задача персонала знать и уметь пользоваться огнетушителем. План эвакуации на случай пожара периодически пересматривается и при необходимости модифицируется. Большое значение имеет размещение плана эвакуации в учреждении, он должен быть на каждом этаже, а также в раздевалке группы, в уголке для родителей. Сотрудники ДОУ должны чётко знать свои действия в случае пожара, установленные эвакуационные пути и выходы. Для этого необходимо проводить тренировки в соответствии с планом проведения.

1.3. Профилактические мероприятия в ДОУ

Дети дошкольного возраста, в отличие от малышей стремятся к самостоятельности, появляется желание расширить круг деятельности, возникает потребность в активных действиях. Трудности в овладении необходимыми навыками, при выполнении сложных действий, нередко приводят к травме.

В ДОУ должны проводиться профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма. Для эффективности мер по охране жизни и здоровья детей в детском учреждении необходимо правильно организовать профилактические мероприятия. Меры по профилактике должны проводиться непрерывно. В работе по предотвращению несчастных случаев с детьми в детском саду должны быть предусмотрены решения двух главных задач, цель которых, сформировать у детей и взрослых умение понимать возникновение травмоопасной ситуации, а также научить избегать её, и создать благоприятные условия среды, в которой находится ребенок.

В реализации профилактических мер важно учитывать некоторые принципы. Работа по профилактике травматизма, а также отклонений в состоянии здоровья детей, требует комплексного подхода. Обязательным является взаимодействие сотрудников детского сада с родителями. Для выявления признаков нарушений здоровья необходимы профилактические осмотры дошкольников. Должна быть собрана информация о состоянии здоровья детей, хронических заболеваниях, на основе чего будут выделены и разработаны подходящие меры профилактики. Результаты проведённой работы следует записывать в виде таблицы показателей заболеваемости, изменений в физическом развитии детей. Необходимо проводить мероприятия, направленные на достижение санитарно-эпидемиологического благополучия среды ДОУ, режима и условий воспитания и обучения детей.

При приёме на работу и для всех сотрудников ДОУ периодически должны проводиться инструктажи по охране жизни и здоровья детей раннего и дошкольного возраста во время пребывания в детском учреждении и за его пределами, во время экскурсий и посещения различных мероприятий. Предусмотрены инструкции и по предупреждению детского травматизма и по оказанию первой помощи.

Одним из актуальных социальных вопросов в настоящее время является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Фундамент здоровья и формирования тела закладывается уже в дошкольном возрасте.

Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы. В связи с этим должно уделяться большое внимание вопросу по безопасному проведению физкультурных занятий и организации прогулок.

Инструкторы по физической культуре обязаны проводить физкультурные мероприятия направленные не только на оздоровление детей, но и обучающие правилам дорожного движения.

Музыкальными руководителями могут быть организованы праздники и развлечения с целью укрепления и сохранения психического здоровья детей средствами музыки, включающие в себя упражнения для поднятия мышечного тонуса.

Воспитатели должны быть ознакомлены со статистикой травмирования детей на прогулках в разное время года и проводить анализ причин травм.

В родительском уголке следует размещать информацию по профилактике травматизма у детей дома и на улице, изготавливать памятки, буклеты. В группах большое внимание необходимо уделять оформлению уголков безопасности, с информацией о правильном поведении в различных опасных ситуациях. Материалы могут быть представлены в виде настольных и дидактических игр, плакатов, макетов дорог и дорожных знаков, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Воспитатель обязан составить план мероприятий по предупреждению детского травматизма. Занятия по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения следует проводить в игровой форме, включая их в основную образовательную деятельность, с использованием наглядности. Цикл бесед по ПДД, пожарной безопасности, личной безопасности ребёнка в быту, правила безопасности при общении с собаками позволят детям познакомиться с особенностями улицы, углубить и закрепить знания правил поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Целью бесед является научить детей избегать опасности, усвоить нормы поведения, а не вызвать у них чувство страха. Все объяснения дошкольникам даются с учетом их возрастных и психологических особенностей. В профилактические мероприятия для дошкольников по предупреждению травматизма можно включать тематические обучающие игры и праздники, развлечения, театральные постановки, моделирование ситуаций, чтение художественной литературы, выставки рисунков и просмотр мультфильмов.

Взаимодействие ДОУ с ГИБДД, экскурсии в пожарную часть, являются эффективными методами для предупреждения детского травматизма.

Невозможно решить проблемы, связанные с безопасностью только в рамках детского сада, поэтому важно сотрудничество воспитателя с родителями.

В первую очередь родитель несёт ответственность за охрану жизни и здоровья ребёнка. Профилактическая работа должна проводиться с активной помощью родителей, тогда она будет полноценной и результативной. Именно в семье ребенок получает первоначальное знание о мире, обучается умению использовать полученные навыки осторожного поведения, начинается формирование привычки. В выработке этих навыков большую роль играет положительное поведение окружающих ребёнка взрослых. Многие родители считают несчастные случаи единичными и не понимают значения профилактических мероприятий. Поэтому необходимо повышать педагогическую компетентность и ответственность родителей за воспитание детей по данной проблеме, а также объяснять важность формирования здорового образа жизни ребёнка, объяснять актуальность и значимость работы по профилактике травматизма и в семье. Необходимо выделить основные правила поведения, которые дети должны запомнить и выполнять, понимая, что от этого зависит их здоровье, безопасность и жизнь.

Проведение родительских собраний, лекций, консультаций для родителей о причинах травм и по профилактике травматизма, помогут родителям осознать, что необходимо обучать детей как избежать опасных ситуаций, как помочь ребёнку исследовать окружающий мир без последствий. Повышенной зоной опасности являются детские площадки и дорога, следует быть рядом с ребёнком во время игр и, переходя дорогу или при посадке в общественный транспорт брать его за руку. Дома все лекарства и бытовую химию необходимо хранить в недоступном для ребёнка месте. Воспитатель должен объяснить родителям о психологических особенностях и физиологических возможностях данной возрастной группы, которые являются предпосылками поведения ребёнка в окружающей среде.

Желательна организация и проведение круглого стола, где родители детей, могут разобрать наиболее частые опасные ситуации в жизни ребёнка, какие повреждения возможны, как объяснить ребёнку, какую опасность представляют неосторожные действия с предметами, как предупреждать возможные риски. На такие мероприятия следует приглашать медицинского работника, сотрудников ГАИ и других специалистов, которые могут ответить на вопросы родителей.

Следует знакомить родителей с педагогическими и медицинскими требованиями соблюдения гигиенических норм и режима дня. Не с каждой семьёй можно обсуждать вопросы на общем собрании, возможно работа с такими родителями должна проходить индивидуально.

Рекомендуется обращать внимание родителей на различные виды травм и их последствия. Объяснять важность своевременного обращения за медицинской помощью, умения правильно оказать первую помощь ребёнку при повреждениях, вовремя прививать детей, не лечить их самостоятельно. Информация должна быть доступной, без терминологии, интересной, привлекающей внимание, познавательной и запоминающейся.

Дети не могут предвидеть последствия всех своих действий, так как у них ещё недостаточно жизненного опыта. У дошкольников образное мышление, поэтому для объяснения им опасной ситуации и к чему она может привести, необходимо показывать иллюстрированный материал, на котором изображено происшествие, и вместе с ним обсуждать эту ситуацию, делать выводы. Дети любят рассказывать о том, что уже знают друзьям, братьям или сёстрам, а также взрослым, таким образом, ребёнок неоднократно будет повторять правила безопасного поведения. Постепенно он научится быть внимательным, осторожным, поймёт, как правильно пользоваться предметами, столовыми приборами, чтобы не причинить себе и другим вред. Осторожность необходима и в общение с животными и насекомыми.

В летнее время года наибольшую опасность представляют водоёмы. Актуально объяснить детям правила поведения на воде. Ребёнок должен уяснить, что без разрешения взрослых к водоёму подходить нельзя, игры в воде запрещены, и нырять в незнакомых местах опасно.

ПРЫЖОК — движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение.

В прыжке есть определенная последовательность двигательных элементов и ритм.

Прыжок состоит из четырех фаз:

1) подготовительной — принятие исходного положения или разбег;

2) основной — отталкивание;

4) заключительной — приземление.

Существует несколько видов прыжков :

- прыжки в длину с места,

- прыжки в длину с разбега,

- прыжки в высоту с места,

- прыжки в высоту с разбега.

Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость . Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.

Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений , что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализатора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка .

Поэтому детей обучают определенному виду прыжков , исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.

ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА

Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство.

Умением прыгать в длину с места дети самостоятельно овладеть не могут. При специальном же обучении этому движению дети довольно быстро усваивают его. В возрасте 2,5 лет дети прыгают в длину с места на расстояние от 10 до 25 см, к 3 годам — на расстояние 25—40 см. За этот период происходят и значительные качественные изменения: появляется энергичный толчок, приседание перед прыжком, приземление на две ноги.

https://students-library.com/files/51/1881/metodika-obuchenija-doshkolnikov-pryzhkam_1.jpg

В последующие годы у ребенка быстро совершенствуется навык прыжка, его качественные и количественные показатели.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ДЛИНУ С МЕСТА

Особенности выполнения движения детьми

Педагогические требования при обучении движениям

Младший дошкольный возраст

Дети не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. Приземляются тяжело на всю ступню

Учить детей синтезировать приобретённые умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени.

Учить мягко приземляться на полусогнутые ноги

Учить реагировать на ориентиры

Обращать меньше внимания на толчок и взмах руками. Внимание обращать на приземление на полусогнутые ноги

Средний дошкольный возраст

У детей нет понимания взаимозависимости двигательных действий. Не сформирована ступня

Учить детей сочетать отталкивание с резким взмахом рук

Учить поддерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперёд

Обращать внимание на глубину приседа – он не должен быть глубоким.

Обращать внимание на сильный толчок и резкий взмах руками

Старший дошкольный возраст

Дети не умеют группировать в полёте и выносить ноги вперёд. Не умеют рассчитывать точность приземления в определённое место

Учить детей рассчитывать точность приземления в определённое место

Учить группировать в полёте и выбрасывать вперёд ноги

Соизмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть

Не следует добиваться большой длины прыжка, обращать внимание на технику выполнения.

При приземлении обращать внимание на глубину приседа. Детям трудно удерживать равновесие при глубоком приседе

Дети 3 лет , прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм , на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик , а на площадке прыгают в песок.

Для детей 6—7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление . Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.

ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА

Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5—6 лет.

В длину с разбега прыгают таким образом :

- последний шаг перед отталкиванием несколько короче;

- отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед — вверх;

- в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед;

- приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны.

https://students-library.com/files/51/1881/metodika-obuchenija-doshkolnikov-pryzhkam_2.jpg

Основная фаза — отталкивание и полет. Отталкивание связано с сильным сокращением разгибающих мышц, обеспечивающих начальную скорость полета и правильное направление; полет придает нужное положение телу при подъеме и обеспечивает подготовку к приземлению.

Заключительная фаза — приземление, окончание полета без резкого сотрясения и толчков. Чтобы сохранить при этом равновесие, необходима координация всех движений.

При прыжке в длину с места и с разбега приземление происходит сразу на обе ноги, с пятки на всю стопу.

Формирование навыка в этом движении осуществляется в такой последовательности: прыжки с одного, двух, четырех, шести шагов; совершенствование отталкивания одной и приземления на две ноги; энергичного маха руками в момент отталкивания; полета (согнув ноги) и устойчивого приземления. Когда ребенок освоит правильное отталкивание и приземление с ускоренного разбега (6—8 шагов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с полного разбега — до 10 м.

Профилактика детского травматизма в ДОУ : удушье от малых предметов Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки - это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Для детей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям в качестве игрушек. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши. За детьми также нужно присматривать во время еды. Малышам не следует давать блюда с маленькими косточками или семечками. Если у ребенка затруднено дыхание, нельзя исключать вероятности попадания мелких предметов в дыхательные пути малыша, даже если никто не видел, как он клал что-нибудь в рот. Профилактика детского травматизма в ДОУ : отравления Ядовитые вещества, отбеливатели, кислоты ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза или даже на одежду. Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Лекарства ребенку нужно давать только по назначению врача и в дозировке согласно возрасту. Медицинские препараты, предназначенные для старших детей и взрослых, могут оказаться смертельными для малышей. Хранить медикаменты необходимо в местах, недоступных для детей.

Профилактика детского травматизма в ДОУ : поражение электрическим током Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные их участки представляют особую опасность. Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям - обнаженные их участки представляют особую опасность. Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Последствия их очень серьезные. Самое опасное транспортное средство - стоящая машина. Как правило, ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие оказываются под колесами другой машины.

Профилактика детского травматизма в ДОУ : травматизм на дороге Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Последствия их очень серьезные. Самое опасное транспортное средство – стоящая машина. Как правило, ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие оказываются под колесами другой машины. Профилактика детского травматизма в ДОУ : причины травматизма в детском саду Основными причинами детского травматизма в детском саду можно считать, во-первых, отсутствие должного присмотра за детьми и, во-вторых, недостаточно проработанную либо отсутствующую систему профилактики детского травматизма в ДОУ. Рекомендации по созданию такой системы приведены в приложении. Администрация ДОУ обязана создать травмобезопасную среду в детском саду и обеспечить постоянный жесткий контроль охраны жизни и здоровья детей. Работники ДОУ должны сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в детском саду, но и дома, на улице. Шаблон можно скачать из электронной системы "Образование" Приложение Гособразование СССР Методические рекомендации Профилактика травматизма у детей в дошкольных учреждениях* [* Опубликован в Бюллетене Гособразования СССР, № 5, 6. 1990. В приложении приводятся извлечения из документа. - Примеч. ред. ] II. Классификация травм, их причины и последствия Травмы детей можно классифицировать: по возрастному принципу грудного возраста - 3,5% от 1 до 3 лет - 9,5% от 3 до 7 лет - 22% от 7 до 15 лет - 65% по характеру повреждений сотрясения мозга - 35% переломы - 46% прочие - 19% Из таблицы видно, что 22% детей, получивших повреждения, составляют дети в возрасте от 3 до 7 лет. Только в Москве ежегодно лечебные учреждения регистрируют примерно 136 тыс. травм. Конечно, не все дети получают серьезные травмы. По имеющимся данным, только 10% обращаются за медицинской помощью. Однако у 60% детей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7% детей, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% детей отмечаются эпилептические припадки. Травмоопасные ситуации : профилактика детского травматизма в ДОУ Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей. Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т. д. Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров. Существуют объективные причины детского травматизма : ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков). На первый взгляд кажется, что травма ребенка - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых. Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать. По видам: падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись); падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша); ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож); ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества); ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька); обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду); укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые); отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища); повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы); ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом); занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации : в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.); в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов); при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах; во время игр на проезжей части. Основными причинами возникновения повреждений у детей в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике детского травматизма в ДОУ. III. Создание безопасных условий в дошкольном учреждении Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды. Основная "вакцина" против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма в ДОУ. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми. Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения. Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми. Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале, также должны быть надежно закреплены. Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям. Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега. На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников. Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детей и персонала дошкольного учреждения. Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями. Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования детей. IV. Требования к работникам дошкольного учреждения Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо-безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности. Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами. Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями. Обслуживающему персоналу запрещается: привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе; оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.). Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике детского травматизма в ДОУ, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры. Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данного учреждения в специальном журнале. Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольного учреждения все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм. Рекомендуется ежемесячно сверять свои данные с материалами травмопункта или хирургического кабинета детской поликлиники, амбулатории, фельдшерского пункта. V. Требования к организации и проведению занятий с детьми Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания. Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой. На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними. В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами). В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами. Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику. Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д. Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта. Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив. Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу - как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков. Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

rebenok_i_batut

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДПРЫГИВАНИЮ

Методика обучения спрыгиванию

Методика обучения прыжку в длину с места

Методика обучения прыжку в длину с разбега

Методика обучения прыжку в высоту с места

Методика обучения прыжку в высоту с разбега

Техника выполнения основных видов прыжков

2 ф. – энергичное отталкивание путем выпрямления ног;

3 ф. – полет (при полете ноги прямые);

2 ф. – отталкивание производится двумя ногами одновременно путем сильного сокращения мышц, разгибающих ноги, и их выпрямление. Направление отталкивания – вверх – вперед;

3 ф. – полет. Во время полета руки совершают взмах вперед – вверх, тело выпрямляется и несколько прогибается;

2 ф. – отталкивание двумя ногами вперед – вверх с энергичным движением рук вперед – вверх;

3 ф. – полет. Вынести сравнительно прямые ноги вперед. Руки совершают движение вперед – вниз – назад до отказа, одновременно производится наклон корпуса вперед, голова приближается к коленям;

2 ф. – отталкивание начинается энергичным выпрямлением стопы. Голова находится на одной линии с корпусом. Бедро маховой ноги поднимается вверх – вперед, голень выносится также вперед. Руки взмахом выносятся вперед – вверх;

3 ф. – полет. В полете колено толчковой ноги подтягивается к

2 ф. – энергично выпрямляя полусогнутые ноги, оттолкнуться двумя ногами вверх и чуть-чуть вперед; взмах руками вверх;

3 ф. – в полете во время перехода через планку резко согнуть в коленях ноги, приблизив их к груди, руки опускаются вперед; к концу полета опускаются вниз

2 ф. – отталкивание производится вначале двумя ногами, но заканчивается одной ногой, дальней от планки; руки производят взмах вверх;

3 ф. – полет. Маховая нога, ближняя к планке, закончив толчок, несколько согнутая в колене, переносится через планку, корпус при этом немного наклонен назад, затем через планку переносится толчковая нога. В фазе завершения полета руки опускаются вниз, корпус слегка наклоняется вперед;

2 Ф. – толчок производится толчковой ногой. В это время маховая нога, согнутая в колене, резко выносится вперед — вверх, а толчковая выпрямляется с наклоном туловища вперед, руки совершают взмах вперед – вверх. К концу полета ноги опускаются вниз;

2 ф. – отталкивание одной ногой совершается одновременно с энергичным взмахом рук вперед – вверх;

3 ф. – после отталкивания одной ногой, находящейся дальше от планки, маховая нога, прямая или несколько согнутая в колене, переносится через планку. Толчковая нога вслед за маховой переносится через планку. Корпус в полете наклоняется вперед к ногам, руки опускаются вперед;

2 ф. – выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5-10 см;

дети

В процессе развития дети стремятся к познанию окружающего мира, не всегда понимая потенциальных опасностей и не умея на них реагировать. И чем активнее ребёнок, тем он больше подвержен опасности получить травму.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). У детей до 6 лет они составляют около 80% всех повреждений. 78% травм дети получают на открытом воздухе и 22% – в помещениях.

Наблюдается зависимость детского травматизма и от пола ребёнка: у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

Почему мы отказались
от бумажных удостоверений
по первой помощи?

Удостоверение по первой помощи

Основные травмы у дошкольников

Детские травмы весьма многочисленны и разнообразны. Условно мы их разделили на четыре группы по частоте проявления.

1. Наиболее частыми являются следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда.

2. На втором месте по частоте встречаемости травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр.

4. Наименее частотными является травмирование от незакрепленной мебели в группах, травмирование при ДТП, электротравмы.

Причины травмирования дошкольников

Основной причиной несчастных случаев у дошкольников является недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины получения травм.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. Дошкольники, в отличие от детей раннего возраста, в основном получают травмы на открытом воздухе в игровых ситуациях.

Особенности клинической картины травм в дошкольном возрасте

Диагностика переломов у детей труднее, чем у взрослых, и чем меньше возраст, тем больше трудностей. Часто переломы в области метаэпифизов можно диагностировать лишь при сравнении рентгенограмм симметричных конечностей, а для распознания поднадкостничных переломов рентгенограммы иногда следует рассматривать под увеличением.

Ожоговая травма протекает у детей тяжелее, чем у взрослых. Ожоги чаще всего бывают вызваны воздействием на ткани горячих предметов, жидкостей или пламени и относятся к разряду бытовой травмы. Реже они вызываются воздействием электротока или солнечных лучей.

Предупреждение детского травматизма и работа по созданию безопасной среды

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В детском саду должна проводиться работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

1. В детском саду необходимо четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада:

оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматривается на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки;

ежедневная проверка состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период необходимо проводить мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

3. В зимний период необходимо проводить мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.

4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном и возрастом детей.

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, о которых необходимо информировать, прежде всего, семью. Родители должны знать особенности клинической картины травм в зависимости от возраста ребёнка, чтобы правильно отреагировать при возникновении нештатной ситуации.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.


Чем опасен укус собаки для человека и какие последствия могут проявиться после укуса? А если собака бешеная, как определить симптомы бешенства у человека? Что делать при укусе и какую первую помощь оказывать? Ответы на эти вопросы, а также о мерах профилактики укусов собак читайте здесь.


На Земле существуют сотни тысяч видов грибов размерами от микроскопических до гигантских. Грибы существуют миллионы лет и вносят огромный вклад в формирование биосферы нашей планеты. Во многих культурах плодовые тела съедобных грибов считаются ценным пищевым продуктом. В этой статье расскажем как отличить отравление ядовитыми грибами, а также скажем о профилактике и первой помощи.


В этой статье вы узнаете, что является показанием к применению автоматического наружного дефибриллятора, каков алгоритм использования АНД для оказания первой помощи при внезапной остановке сердца во время сердечно-легочной реанимации (слр) посредством дефибрилляции.

Читайте также: