Почему падшая женщина спасает душу раскольникова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Хочется написать об одной из главных героинь романа “Преступление и наказание” Софье Семеновне Мармеладовой. С которой мы знакомимся из рассказа о ней ее отца, бывшего титулярного советника, а теперь словоохотливого пьяницы, приставшему с беседами к Раскольникову в питейном заведении.

Первое знакомство с Сонечкой Мармеладовой

Из этого первоначального описания узнаем о судьбе Сони. В четырнадцать лет она остается без матери, с одним лишь отцом, который спустя какое-то время привел в дом мачеху и ее троих детей. Из-за пагубной привычки Семена Захаровича вся семья живет на квартире у склочной немки в крайней нужде. По словам рассказчика ясно, что дочку тот любит сильно, не больше алкоголя, но дочь явно на втором месте после рюмочки. А пьет он так много и часто, что даже чулки супруги своей пропил и другое из дома уносил, лишь бы горло смочить.

Первоначально, мне показалось, что мачеха Сонечку сильно не любит. Ну и как тут любить. Обычно, если падчериц, да пасынков и любят, то только та любовь через любовь к их родителю просыпается. А тут, можно ли любить того, кто тебя со всеми детьми на самое дно тащит? Вот Катерина Ивановна Соню не любит и куском попрекает, и теплом, хоть про кусок было сильно сказано, потому как иной день и дети по три дня корки хлеба не видывали, не то, что Сонечка. Все бранила ее и когда та не выдержав спросила мачеху, что ж ей делать, неужели продаваться идти, та в насмешку ей ответила, что невелико сокровище.

Так Соня Мармеладова, не выдержав упреков мачехи и голодного плача сводных сестер и брата первый раз “пошла по желтому билету”, как выражаться изволил ее папенька. Катерина Ивановна в тот вечер, по ее возвращении еще долго сидела коло кровати у ног Сонечки и целовала их, да плакала. А из всей этой ситуации вышло, что в “благородных” домах Соне боле было не место и она вынуждена была съехать от семьи и снимать квартиру отдельно.

То есть Соня собой пожертвовала, своей добродетелью и добрым именем. Все, потому что жалеет пьющего отца, чахоткой больную мачеху, сводных брата и сестер. Единственное, что у Сони своего было, то ее честное имя. Но и это она должна отдать другим, ничего для себя не оставив.

Соня при прощании с отцом

Так уж вышло, но по ходу повествования Раскольников встретил девушку, о которой столько от ее отца слышал, чуть позже. Случилось несчастье с Семеном Мармеладовым, его затоптала лошадь на улице. Родион Романович был свидетелем происшествия и узнав жертву, решил помочь.

Тут он впервые встречает Софью, которая узнала о несчастье и прибежала нисколько не озаботившись своим внешним видом. В комнату робко входит девушка, одетая в грошовый наряд, “разукрашенная по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позороно выдающейся целью” . На ней было цветное шелковое платье с хвостом, широким кринолином, в руках зонтик, а на голове смешная круглая шляпка с ярким огненным пером.

Я не зря выделила слово “робко”, поскольку робость постоянно сопровождает описание Сони у Достоевского. И была она робка, стыдлива и нерешительна и в силу характера, и из-за занимаемого положения, на которое обрекла себя из жалости и сострадания к ближним.

Одним из основных библейских мотивов романа "Преступление и наказание" является мотив страшного суда за грехи человеческие. Иллюстрацией к страшному суду может стать 4-й сон Раскольникова. Он нарушает одни из основных евангельских заповедей - не убий, возлюби ближнего своего.. .
Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.
Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть. ” Кто же в романе несет этот свет? Таким теплым светом становится Соня.
Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.
Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Она сама - образец той самой великой любви к ближнему, когда переступая через себя, она жертвует собой ради других людей. не смотря на то, что жизнь жестоко обошлась с ней, она не несет в себе озлобленности и любит людей. Это она спасла душу Раскольникова.

Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова?

Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Соня Мармеладова спасла Раскольникова тем, что не осудила его, а поняла, что он переступил через свою совесть и чужую жизнь не ради себя или своей теории, а, как и она, сделал роковой шаг от безысходности. Девушка уверилась, что герой не злодей: он последние деньги отдал на похороны её отца; посадил её, отвергнутую обществом, рядом со своей матерью и сестрой; защитил от злобного клеветника Лужина. За эти поступки Соня полюбила Раскольникова.

Ужаснувшись бездне заблуждений героя, Соня не отвернулась от него, а как больному, лишённому духовной опоры, посвятила себя полностью, решив идти с ним вместе до конца. Раскольников признал за ней право направлять его: так несокрушима была её вера в милость Бога к грешнику и в возможность воскреснуть, как воскрес мёртвый Лазарь.

То, что герой в точности исполнил наставления Сони – на перекрёстке отдал поклоны, встал на колени, поцеловал землю, осквернённую преступлением, и пошёл с повинной в участок, – говорит о том, что он он сделал первые шаги на той дороге, по которой вместе с ним пойдёт Соня. Их ждут испытания каторги, время отчуждения, болезни, но и пришедшая в душу Раскольникова любовь к Соне, которая воскресит его.

Пройти все жизненные испытания Соне Мармеладовой помогает ее вера в Бога. Несмотря на все жизненные трудности, когда семья Сони находилась в бедственном положении, героиня смогла сохранить в себе любовь, милосердие и способность сострадать всем людям.

Соня верит, не задумываясь, инстинктивно. Героиня считает, что все люди на земле равны перед Богом, что справедливость восторжествует. Сонечка способна проникнуть в смысл бытия.

Вера Сонечки способна воскресить не только ее, но и других людей.

Отметить христианский лейтмотив — 30 серебряников. Соня отдает Екатерине Ивановне 30 целковых, отцу отдает на похмелье последние 30 копеек.

Протест.
Он не принимает жизнь такой, какая она есть.

Его теория есть путь насилия над другими.

В позоре и унижении она сохранила чуткую и отзывчивую душу.

Во имя любви к людям она выбирает путь насилия над собой; ради спасения других она идет на унижение и позор. Это один из путей, по Достоевскому, решения проблемы обновления мира.

Учитель прости ребят приводить примеры из текста к каждому положению в таблице. Эта таблица – у учеников в тетради.

  • Что показалось Раскольникову странным у Сони? Почему? (Примерный ответ: Для Раскольникова странно то, что Соня и Лизавета дружили (их отношения были основаны на человечности и человеколюбии, уважении и взаимном сострадании); у Сони Новый Завет, который подарила ей Лизавета, крестик. Также удивляет Раскольникова выражение сониного лица в экстремальной ситуации (например, на поминках). Странным ему все это кажется потому, что как может падшая женщина говорить о сострадании и уповать на Бога, верить в него).
  • Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? (Примерный ответ: Нет. Если разговор заходит о жизненных принципах, о вере в Бога, Соня не тихая, а решительная, сильная уверенная. Достоевский убеждает нас, что именно христианская религия помогла Соне сохранить чистую душу и выжить (Раскольников задает ей вопрос о самоубийстве), только вера в Бога дает ей силы).

Вывод в тетрадь: Раскольников живет разумом, а Соня – сердцем и религией.

Поступки Сонечки

Соня не считает себя праведницей, она чувствует свою вину за содеянное и пытается раскаяться. Это показывает эпизод чтения Евангелия.

С верой Сонечки в Бога связано и то, что она считала человеком и убийцу Раскольникова, она пыталась наставить его на истинный путь, помочь ему обрести себя. Теория Бога Сони, гласившая о равенстве всех людей перед Всевышним, позволила героине относиться к Раскольникову как к простому человеку. Не зря она читает ему про воскрешение Лазаря. Соня показывает Раскольникову, что подняться после нравственного падения может любой человек. Она призывает его к этому. Соня искренне помогает Раскольникову и всем находящимся на каторге. Для них она является символом прощения за их преступления.

Смысл жизни

Соня Мармеладова

  1. Сонина вера в Бога инстинктивна и лишена сомнений. Она помогает девушке выдержать тяжкие испытания, выпавшие на ее долю. Пройдя через житейскую грязь, Соня остается чистой в своих помыслах.
  2. В глазах общества она преступила нравственные законы. Но если Раскольников совершил преступление для того, чтобы проверить некую теорию, Соня Мармеладова пошла на это ради своих близких. Все ее поступки определяет способность к самопожертвованию.
  3. Сама Мармеладова считает себя грешницей, она полна раскаяния. Но девушка понимает, что для нее нет возможности изменить свою жизнь.

Несмотря на все зло, которое Сонечка претерпела от окружающих, она не утратила милосердия и любви к людям. Узнав о том, что Раскольников убийца, девушка не отталкивает его от себя. Она полна сострадания и хочет помочь ему вернуться на путь истинный. Она утверждает, что человек может обрести Бога и подняться после нравственного падения. Для этого Соня читает Раскольникову про воскрешение Лазаря.

Мармеладова уверена, что любой человек, каким бы он ни был, имеет право получить добро от своего ближнего. Она считает, что в глубине души у каждого есть добрые намерения. Даже когда Раскольников спрашивает, достоин ли жизни такой подлец, как Лужин, девушка отвечает, что не ей его судить.

Выражение авторской позиции

Ф. М. Достоевский, демонстрируя несостоятельность теории Родиона Раскольникова, показывает не только его правду, но и правду Сони Мармеладовой. Именно в ее мировоззрении проявились истинные мысли самого писателя.

Автор противопоставляет бунт главного героя смирению Сонечки. В этом конфликте мировоззрений в итоге побеждает правда Сони. Раскольников утверждает, что ее взгляды на жизнь теперь и его. Правда Сони, которая является правдой самого Ф. М. Достоевского, побеждает теорию Раскольникова.

История Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова не сразу появляется в романе. С ней читатель знакомится постепенно. Она вступает в повествование в тот момент, когда уже свершилось убийство, и Раскольников оказался в ловушке софистических заблуждений. Он лишил жизни двух людей и оказался на дне, откуда выбраться не сможет. Соня Мармеладова стала спасительной веревкой, мостом, с помощью которого Раскольников сумел вернуть себе целостность.

О Соне читатель впервые узнает из рассказа ее отца, Семена Мармеладова. Соня – его единственная родная дочь, остальные трое детей – приемные, дети Катерины Ивановны, второй жены Мармеладова. Женился на ней Мармеладов, когда Соне было четырнадцать лет. Женщина тяжело работала, чтобы хоть как-то прокормить детей, постоянно голодных и страдающих от алкоголизма главы семья.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правда Сони Мармеладовой 420 руб.
  • Реферат Правда Сони Мармеладовой 230 руб.
  • Контрольная работа Правда Сони Мармеладовой 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Однажды настал момент, когда женщина, больная чахоткой, уже не была в состоянии работать, и спасать семью пришлось Сонечке. Однако Катерина Ивановна выказывала девушке только неблагодарность. Соня понимает боль и причину раздражения мачехи и не держит зла на нее. Катерину Ивановну на скандальное поведение и скряжничество толкало безвыходное положение семьи и беспросветное отчаяние. И тогда Соня приняла решение, что обязана помочь своей семье.

Соня подрабатывала швеей, однако это приносило совсем маленький доход и никак не могло улучшить тяжелое положение семьи Мармеладовых. Часто доверчивость девушки приводила к тому, что ей и вовсе не платили за работу.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Историю Сони Родион услышал от Мармеладова, и этот рассказ запал в душу молодого человека.

Но несмотря на все жертвы девушки, история заканчивается печально. Мармеладов погибает, сбитый на улице лошадью извозчика. Катерина Ивановна в скором времени умирает от туберкулеза, а трое ее детей оказываются в сиротском доме.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Противопоставление теорий

Соня Мармеладова и Раскольников

  1. По мнению Раскольникова, бороться с дурным обществом нужно здесь и сейчас, но Соня не находит в самосуде выхода из положения.
  2. Девушка твердо верит в Бога. Ее теория заключается в том, что Бог все исправит, ситуация со временем изменится к лучшему, и каждый получит то, что заслуживает.
  3. Она упрекает Родиона в безбожии, которое его портит. По мнению Мармеладовой, чтобы очистить свою душу, ему необходимо не только раскаяться в преступлении, но и задуматься о духовных ценностях.

Смирение девушки противопоставляется бунту Родиона. Действительно, убийство старухи-процентщицы не решает проблем и не меняет общество, оно лишь губит жизнь самого убийцы. Таким образом автор старается доказать, что в конфликте двух мировоззрений побеждает Сонечка.

После того как преступление было раскрыто, девушка не бросает своего друга и отправляется за ним в ссылку. Она добра и милосердна не только к Раскольникову, но и другим каторжанам. Так она освобождается от собственных грехов и учит милосердию других. В конце романа взгляды Сони становятся взглядами главного героя. Он сожалеет о содеянном, но уже поздно.

В сочинении о самопожертвовании Сони Мармеладовой следует упомянуть о том, что для автора эта тема очень важна Девушка в романе олицетворяет любовь и душевную чистоту. Ее вера в Бога не фанатична, это вера настоящего праведника, и она очищает девушку от порока.

Цель урока: определить, в чем “правда” Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Оформление урока: портрет Ф.М.Достоевского, выполненный В.Г. Перовым в 1872 г., картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне” 1872 г., Микеланджело “Страшный суд”, рисунки учащихся, музыка “Аве Мария”, Нагорная проповедь.

Предварительно учащимся было задано прочитать 4 главу 4 части, обратить внимание на поведение героев при встрече, выписать авторские ремарки; определить, в каком контексте звучит библейская притча о Воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекут для себя герои романа.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем работу над произведением Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Произведение “Преступление и наказание” учит нас тому же, что и Библия: милосердию, состраданию, добру, ответственности перед высшим судом за каждый свой шаг. Но прежде, чем приступим к анализу произведения, хочу обратить ваше внимание на картину Крамского “Христос в пустыне” и портрет Ф.М. Достоевского. Постараемся увидеть, что в них общего.

Посмотрите внимательно на картину Ивана Николаевича Крамского “Христос в пустыне” 1872 года. Основа сюжета этой картины трактуется по-разному:

1) Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться.

2) Преданный одним из своих учеников Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свою идею.

- Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром? (Руки Иисуса – до боли сжатые, словно пытается связать воедино мир, землю и небо.)

Перед нами драма: превращение частного человека в посланника божьего среди людей, страдающего за людей. Обратите внимание на портрет Ф.М.Достоевского, выполненного В.Г.Перовым в 1872 году. Что общего в этих двух, на первый взгляд, разных картинах? (У Достоевского тоже руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен, боль в глазах.)

4. Слово учителя.

Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.

5. Послушайте стихотворение Льва Болеславского “Чудных отцу в небесной синеве”. (Читает ученик.)

Одним из основных библейских мотивов романа Достоевского является мотив страшного суда за грехи человеческие. Перед вами картина Микеланджело “Страшный суд”. Какой эпизод из “Преступления и наказания” может стать иллюстрацией страшного суда? (4-й сон Раскольникова.)

- Какие основные евангельские заповеди он нарушил? (Не убий, возлюби ближнего своего.)

Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.

Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Таким теплым светом становится Соня.)

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.

Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова

- Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова? (Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)

- Какие черты подчеркивает в ней Достоевский? (Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)

Расскажите о жизни Сони.

( Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)

- Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова? (Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)

Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него? (Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)

- Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть? (Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.

Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)

- Каким представляет себе Раскольников будущее девушки? (“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)

- Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина? (Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)

- Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.

Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря. Почему выбран этот эпизод из Евангелия? (Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)

7. Работа с текстом.

Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.

Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)

- Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания. Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)

- Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему? (Пробуждается душа.)

-С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит? (Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)

- Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

Капернаум – город, часто упоминаем в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться “Его городом”. В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений, сказал много притчей: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: “ Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?”. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

- В комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники и страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления: сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступлении.

Знаем, что здесь символичны числа. В 11 часов Раскольников приходит к Соне. В Евангелии от Матвея есть притча о работниках в виноградниках.

“Царствие Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в 11. … и пришедши около одиннадцатого часа получили по динарию.” “Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных”.

- Итак, мы видим, что для Раскольникова еще есть возможность покаяться, искупить свой грех страданием (в 7 часов рассоединил свою жизнь с богом) и воссоединиться с Богом.

10. Инсценирование разговора Раскольникова с Соней.

- Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму? (Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Она не может решать: кто должен жить, а кто нет.)

- Почему Раскольников признается Соне в убийстве? Что она испытывает к нему? (Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испытывая мучения совести.

Говорит: “Говори, я про себя пойму”. Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.)

- В чем причина совершения преступления, по мнению Сони? (“От бога вы отошли, и вас поразил, дьяволу продал”.)

Как вы понимаете это выражение? (По мнению Сони, теория, рожденная в ненависти и презрении к людям, преумножающая зло и нравственное опустошение, отрицает добро, любовь, сострадание.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.)

- Какой путь предлагает Соня Раскольникову? (Страдание принять и искупить себя им, вот что надо. Она не может мыслить иначе, для нее нет ни вопроса, ни сомнения.)

12. Слово учителя.

Главная проблема романа: имеет ли право человек решать, кому жить, кому не жить.

Сонина правда победила. Она помогла сгореть индивидуалистической философии Раскольникова. Своей жалостью и человечностью вернула ему ту полноту восприятия себя самого и окружающего, которая, казалось, навсегда была утрачена, стерта переживаниями о содеянном. Но он еще не принимает крест от Сони. Крест – это человеческие страдания. Тяжкий крест не для себя, а для других. Он еще к этому не готов.

13. Чтение сцены на Сенной площади.

Раскольников нарушил главную библейскую заповедь “не убий”, а верующая Соня обнимает его. Почему? Ответьте словами Нагорной проповеди. (Прощайте да прощены будете.)

- Смогла ли Соня привести Раскольникова к вере, когда это происходит? (В эпилоге, на каторге.)

- Как к Соне относились каторжники? (Били ее, кланялись ей.)

- Что значит для писателя эпилог? (Раскольников с Соней, которая последовала за ним на край света, которая спасла и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе. Именно здесь происходит человеческое прозрение Раскольникова, которое отрешает его от болезни индивидуализма, от стены, которую в своих мыслях он чуть не возвел между собой и другими “обыкновенными” людьми.)

- Возрождение приходит к герою романа как преодоление болезни. Что необычного мы в нем видим, чего ни в одной сцене не видели? (Слезы – это очищение, просыпается душа…)

15. Слово учителя.

Слезы – рубеж нового этапа его жизни. Ему становится легче дышать. Он начинает видеть высокий смысл тех, кого считал обыкновенными. Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освещенных религией.

На последней странице романа вновь появляется число “семь”, означающее союз человека с Богом. “Им оставалось еще семь лет”. Это начало очищения, а впереди 7 лет, только тогда может наступить полное очищение. В чем же сила Сонечки? (В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

“Блаженный тот, на которого сойдет благодать Божья”, – так сказано в Нагорной проповеди, которую Достоевский считал бесценной. “Блаженны”… ведь это о Сонечке и о тех людях, которые умеют сострадать другому человеку. Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.

Читайте также: