Почему не хочется читать школьную литературу

Обновлено: 08.07.2024

Ученые из ТюмГУ показали, почему подростки не любят читать классическую литературу. Одна из причин — распространение гаджетов, восприятие текста с которых способствует фрагментарному чтению. Но есть и другие, более важные, факторы.

Контролирующая манера общения родителя не способствует тому, чтобы подросший ребенок лучше выполнил просьбу.

Проанализировав исследования в области психологии и социологии чтения, психолингвистики и литературоведения, специалисты ТюмГУ пришли к выводу, что объяснения феномену следует искать в разных причинах. В первую очередь, в общих закономерностях восприятия художественного текста. Как установлено психолингвистикой, влияние на восприятие текста оказывает как прошлый субъективный опыт личности, так и потребности, мотивы и цели, которые побудили человека обратиться к этому тексту.

Вторая причина — возрастные особенности. «Возрастной эгоцентризм провоцирует сосредоточенность подростков на сюжетно-событийной стороне произведения и определенных темах – любви, самореализации – в ущерб эстетической составляющей и авторской концепции, а в классическом произведении именно две последних являются наиболее значимыми.

При этом механизм превращения прочитанного в полезный личностный капитал остается непонятным школьнику: ведь классическая литература не дает образцов для подражания и однозначных рецептов счастья, не предполагает идентификации читателя с положительным героем, дающей, пусть иллюзорное, но психологически комфортное ощущение собственной значимости, такое важное в этом возрасте.

Исследование показало, что те молодые люди, которым удобнее чаще находиться наедине с собой, не испытывают дискомфорта в общении.

И даже сиюминутной пользы в виде эстетического удовольствия от погружения в художественный мир классического произведения подростки испытать не могут. Следует учитывать и то, что само чтение объемных классических текстов в эпоху скоростей и больших объемов информации воспринимается, скорее, как излишество, чем необходимость. Потому, по мнению специалистов ТюмГУ, нелюбовь подростков к классическим произведениям естественна и нормальна.


Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

По теме

Этологи узнали, что пожилые слоны сдерживают агрессию молодых самцов

Постоянное использование смартфонов связали с риском развития депрессии у подростков

Подростковый алкоголизм вызван проблемами со сном

Популярное

Рогозин заявил о появлении в российском арсенале ракеты с неограниченной дальностью

Илон Маск отказался блокировать российские официальные СМИ в сети Starlink и призвал нарастить добычу нефти и газа

Ученые выяснили, как различается активность мозга при разных типах социального влияния

Авторы новой работы сравнили активность мозга людей, подверженных разным типам социального влияния. Они исследовали информационное взаимодействие, при котором человек меняет мнение, получив дополнительную информацию, и нормативное влияние, подвергаясь которому люди стремятся соответствовать мнению общества.

Европейский концерн Volkswagen Group столкнулся с проблемами из-за последствий российской спецоперации на территории Украины

Нехватку комплектующих уже испытывают завод Audi в Венгрии и ряд других производств бренда, так как соответствующие запчасти выпускают на украинских заводах. Подобные проблемы могут сказаться на производствах всей корпорации Volkswagen Group.

NASA рассматривает варианты использования МКС без участия России

Специалисты NASA изучают способы удержания Международной космической станции на орбите без участия России. Тем не менее в ведомстве не видят никаких непосредственных признаков того, что Москва отказывается от сотрудничества по проекту.

Европейский концерн Volkswagen Group столкнулся с проблемами из-за последствий российской спецоперации на территории Украины

Нехватку комплектующих уже испытывают завод Audi в Венгрии и ряд других производств бренда, так как соответствующие запчасти выпускают на украинских заводах. Подобные проблемы могут сказаться на производствах всей корпорации Volkswagen Group.

Нам отключат SWIFT, самолеты, банковские карточки и резервы Центробанка. Что не так с массовыми представлениями о новых западных санкциях?

Западные страны могут блокировать значительную часть валютных резервов Центробанка в надежде опрокинуть этим рубль. Крайне серьезные ограничения коснутся и электроники с самолетами. Но самые серьезные последствия происходящего лежат в возможной полной дестабилизации мировой экономики в случае чрезмерной ответной реакции России. Разбираемся в деталях.

NASA рассматривает варианты использования МКС без участия России

Специалисты NASA изучают способы удержания Международной космической станции на орбите без участия России. Тем не менее в ведомстве не видят никаких непосредственных признаков того, что Москва отказывается от сотрудничества по проекту.

Комментарии


Обращаюсь к преподавателям Тюменского гос. университета: В.П. Крапивин также считал, что классике нужно отводить меньше места в школе?


Если специалисты пришли к такому правильному выводу, то составителям школьной программы по литературе стоило бы к ним прислушаться и полностью изменить список изучаемых в школе произведений. Школе не нужна классика. Школа должна приучить ребёнка и подростка к осознанному чтению, к умению делать анализ прочитанного и формировать собственное мнение. Классика НЕ способствует этим задачам, потому что нашпигована психологией, которую дети и подростки не воспринимают в силу недоразвития мозга. Литературу следовало бы преподавать на современных увлекательных произведениях, от прочтения которых невозможно оторваться. Что-то из фэнтези, фантастики, современных приключений, где герой добр, силён и побеждает все трудности. Такие произведения дадут детям любовь к чтению, и в результате, в расцвете лет и в расцвете мышления, ближе к 40-ка годам, уже взрослые люди сами захотят читать классическую литературу. Современная же школа отваживает от классики напрочь.


Все просто. Зачем современному подростку, который взрослеет гораздо позже, читать классику? Многие классические произведения становятся понятны в зрелом возрасте, когда человек "жизнь немного познал". Ныне подросток в 16 лет ( основная часть) это не самостоятельный человек, современное общество ограждает его от многих проблем, не дает "понюхать пороха жизни". Да и не только подростков, но и часть взрослого населения

В этом возрасте нужно что-нибудь попроще читать - Донцову, Акунина, Фенимора Купера, и т.д. А уж после, в период студенчества (если такой будет), можно приниматься и за русскую классику. А в подростковом возрасте она (классика) просто не заходит. Я лично пробовал читать ее подростком, все равно почти ничего не понял. И совсем другое дело - студентом или под 40-50. Это только потеря времени - сейчас давать детям классику. Хотя, разумеется, есть исключения, только подтверждающие правило. В пубертате можно давать им "Ромео и Джульетту" и т.п. волнительные истории, которые будут им близки и понятны.

Классику дают в школе чтобы ее прочитали, ведь потом уже не заставишь )) Впрочем "Герой нашего времени" вполне себе интересное чтение, хоть мотивы вселенской тоски Печорина уже не слишком понятны. Какой-нибудь "Дубровский" теперь классика, а для своего времени был развлекательной историей про любовь и разбойников. Вот Толстой и Достоевский пожалуй трудноваты для восприятия в подростковом возрасте.

Герой нашего времени - в точку) ещё Мастер и Маргарита прочитал три раза, пока не заставили читать в рамках школьной программы)

Тот же Толстой, прекрасный фантаст. Гиперболоид чистый боевик, да и остальные произведения не менее динамичны

Это был другой Толстой )) Лев Николаевич писал про Войну и мир, гиперболоид это Алексей Николаевич. Но и Алексей Константинович давал стране угля - его "Князь Серебрянный" был прочитан в школе вполне добровольно. Что до Акунина так у него вышла недавно "Мiр и война" надо глянуть чего он смог противопоставить классике))

Судя по отзывам на его "Историю", он к сожалению ушёл из исторической фантастики, пытался в настоящую. Но глянуть действительно интересно

Это сейчас называется "кризис среднего возраста", тогда сей термин был неизвестен. Тогда были в ходу определения - "сплин", "хандра", "расслабление ума".


Да, согласен, ГНВ вряд ли зайдет подросткам, хотя вроде и экшена полно, и любви, и приключений. Какой-то Печорин на самом деле лишний, ненужный. У подростка и так полно своих комплексов, а тут еще и про чужие читать.


Толстой и Достоевский - это целые галактики, у них можно найти что угодно, от эпосов до анекдотов. К примеру, подросткам может понравиться вот что - "Набег", Рубка леса" - короткие рассказы, полно экшена. "Казаки" - замечательная короткая повесть, о неразделенной любви, сословных перегородках, природе, охоте, и все это на фоне прифронтовой полосы и погони за бандитами. Просто замечательно, читается на одном дыхании в любом возрасте. "Севастопольские рассказы" легко читаются в любом возврасте, в т.ч. и в пубертате. Небольшой объем, гениальное содержание. Толстой входит в так называемый "Западный канон" Гарольда Блума (одноименная книга) - список 26 авторов мирового значения, знать которых необходимо каждому культурн чел-ку. Но вот объемные вещи Толстого вряд ли зайдут подростку - "Война и мир", "Анна Каренина", и т.д. Это нужно читать уже ближе к 30-40-50. И перечитывать лет через 10, периодически. "Войну и мир" вообще не понимаю как можно осилить в рамках школьной программы вообще, я лично ее перечитывал уже раза 3, лет через 10 каждый раз, и это занимало каждый раз месяца 4 (с перерывами на работу и прочие дела, есссно). Достоевского читать тяжело, у него надрывный истерический стиль, произведения его чаще всего объемны. За каким-то чертом в школ программу включают самые нудные его произведения - "Прест-е и наказание", например. Хотя у него есть вещи покороче и поинтереснее. Для подростков я бы рекомендовал короткую повесть "Игрок" - любовь, карты, деньги, динамизм, чувства и т.д. Если хочется еще что-то, можно продолжить "Бесами" - динамизма там тоже вагон. А уж если понравилось, рекомендую "Братья Карамазовы", но это уже постарше в возрасте.

Гамлет тоже хорошо попрет - такое мочилово что Акунин с Донцовой отдыхают :) Ну а фантастику зря пинают, это просто инерция мышления литературоедов, лучшие образцы жанра содержат и любовь и страдания и этические проблемы. Плюс отражают современный мир, наполненный технологиями и дают возможность экспериментировать с такими нравственными выборами которые классикам и не снились.

Большинство школьников недолюбливают русскую литературу из школьной программы и не проявляют к ней никакого интереса. Читают ее через не хочу или не читают совсем. Давайте разберемся, почему так происходит.

Принуждение

Некоторые принципиально не читают школьную литературу, потому что учителя и вся школьная система прививает стойкое отвращение к чтению. Во многих школах уроки литературы - это такие нравственные ходунки, с помощью которых детей пытаются научить как правильно поступать, а как нет. Это угнетает школьников.

Не прочитаешь - поставят 2. Сомнительная мотивация. Поэтому школьникам приходится ныкаться по сайтам с кратким содержанием и все равно ничего не понимать.

Объем

Школьная программа по литературе каждого класса весьма обширна. И эти огромные объемы того, что "надо прочитать", давят на школьников и отбивают всякое желание прикоснуться к книге. К тому же, держать в голове детали всех произведений, которые требуют в школе, под силу только сверхчеловеку.

Непонятные слова, манера написания

Каким бы красивым и живым ни был язык русской классики, во многих произведениях можно встретить довольно тяжелую манеру повествования, очень далекую от того, как мы говорим сейчас. Это сбивает юных читателей с толку, а непонятные слова из прошлого только усугубляют ситуацию. Им не близко всё написанное, оттого и скука.

Незнание исторического контекста

Практически вся классика привязана к истории страны - это неизбежно. У меня вот в школе история никакущая. А без банального понимания хотя бы крепостного права трудно понять многие вещи в русской литературе. Особенно мотивы поступков героев.

В лучшем случае система образования отобьет у школьника только желание читать русскую классику, а не желание прикоснуться к книге вообще. Многие ребята любят читать, и ничего страшного, если это не Пушкин и Толстой и не другая литература "высшего сорта". Всему свое время, а школьной программой не ограничивается весь мир литературы.

Я искренне люблю читать, русскую классику в том числе, однако это не заслуга школы. Сначала меня спасала современная литература, а потом появился интерес к классике тоже. Сейчас я штурмую список литературы на 10 класс и делюсь своими впечатлениями на этом канале.

Делитесь своим мнением в комментариях, а также подписывайтесь на канал. Буду рада видеть вас здесь еще раз!

Не меньше, чем родители, на становление читателя влияет школа. Влияет она и на представления общества о читательской норме. Вырастая, люди за редкими исключениями забывают о том, как учились сами, как читали через силу или отказывались от чтения, как ненавидели поиск метафор и эпитетов, и солидаризируются с учителями.

Прежде всего, на идее, что есть менее ценные и более ценные книги, менее обязательные и более обязательные. И есть святое — список школьной литературы, канон. В него входят совсем не детские произведения, но именно они с 5-го по 11-й класс составляют основной круг чтения школьника (попробуй успеть на фоне общей нагрузки взяться за что-нибудь еще!) и превращаются в настоящую читательскую повинность.


Если тексты не читают, а лишь поверхностно знают, то и культурный код формируется условный, мифический. Происходит подмена общего культурного кода на общий культурный миф о литературных ценностях, объединяющих граждан.

Помню, что уже в начальной школе мне не хотелось читать неинтересное (таковыми были разные славянские песни, мифы или советские приключения), я поняла: можно скользнуть глазами по странице и понять, в чем там дело. Я научилась изворачиваться.

Влада, 16 лет, Красноярск

Где, как не на уроках литературы, развивать критическое мышление, аналитические навыки, воспитывать дух сомнения? Вместо этого литература в школе формирует мифологическое сознание.

Мы впихиваем детей в рамку обязательного списка из страха, что потом они все это не прочитают. Но школьники не только не читают программные произведения, но и приобретают к ним стойкое отвращение и, когда обязаловка кончается, могут уже не вернуться к классике.

Не лучше ли научить детей наслаждаться литературой, чтобы, запомнив этот опыт, они в будущем ознакомились с каноном самостоятельно? Вопрос непростой. И оценить риски такого подхода сложно.

Единственное, что мы можем подсчитать, — потери от нынешнего подхода. Об этих потерях свидетельствуют, например, результаты российских школьников в исследовании PISA, проверяющем математическую, естественно-научную и читательскую грамотность 15-летних школьников из разных стран. Исследование проводится раз в три года, и Россия стабильно занимает места ниже средних по всем направлениям.

Не соглашусь со стерильностью классики: я знаю немало свободных, творческих учителей, в чьих руках она становится предметом настоящего диалога. Стерильность — свойство системы преподавания, а не самих текстов. Но такая система действительно ведет к тому, что из литературного образования вымывается все живое, спорное, проблемное.

Может быть интересно

Что мне лично не нравится в классике? Есть вещи, которые очень сильно давят. Достоевский, например. Тебе вроде как нравится, а потом ходишь весь день, и так гадко.

Или вот всякие депрессивные мысли героев, которые ты пытаешься подавить в себе, достигаешь определенного успеха, а потом они берут и прыгают на тебя со страниц книги из уст героев, и это все равно что токсичные люди. Для меня это базовые причины, по которым я от чего-то отказываюсь в той же школьной программе.

Лиза, 16 лет, Санкт-Петербург

Не знаю, как другим ребятам, но лично мне не нравится сама установка, что школьную программу НУЖНО читать. Не важно, для чего и во имя чего мне НАДО прочесть все эти произведения, — для того, чтобы получить пятерку на уроке, или для того, чтобы успешно сдать экзамен. Для меня чтение — это в первую очередь про удовольствие, а не про принуждение и тем более не про экзамены! Мне бесконечно нравится сам процесс выбора книги для прочтения. Не знаю почему, но одна только возможность самостоятельно выбрать произведение приносит мне море радости.

До сих пор помню, как впервые сама купила себе книгу, не советуясь с родителями и не опираясь на список литературы на лето. Какой счастливой я тогда была!

Старшеклассники заменяют прочтение произведений просмотром их экранизаций или знакомством с кратким содержанием в интернете.

Ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Подростки подтверждают это в ходе социологических опросов. Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания. Одна из причин этого в 150-200 летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.

Киноиндустрия, накопившая сегодня достаточное количество различных экранизаций классики, дает возможность школьникам поверхностно, но быстро ознакомиться с содержанием обязательных к прочтению произведений. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в интернете.

Самые популярные среди подростков экранизации классики


Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и мир", (Мосфильм, 1967 г.)

Что раздражает девочек и демотивирует мальчиков

Какие книги подростки назвали любимыми

Какие книги подростки назвали нелюбимыми


Что читают подростки в свободное время

Около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1-2 книги в месяц. Более 20% — 3-4 книги. Мальчики читают заметно меньше, чем девочки. При этом в списках читаемых ими книг фигурируют переводные и/или отечественные фэнтези. Репертуар девочек значительно шире: зарубежная литература XX века, английские писательницы начала XIX (Джейн Остин, сестры Бронте), поэзия, фэнтези.

Возникает вопрос, в какой форме и в каких объемах должна преподноситься классическая литература современным школьникам. С одной стороны, школьная программа включает огромный массив произведений, обязательных к прочтению, а также их анализ. С другой, после одиннадцати лет обучения у школьников отсутствует опыт этого анализа и минимальной рефлексии содержания.

Проведенное исследование помогает увидеть многие болевые точки школьного обучения литературе, говорит Борусяк. Но самым главным остается вопрос, какая часть выпускников захочет после школы прочитать или перечитать классику. Если небольшая, то это серьезный повод задуматься об особенностях образовательной программы.

ч

В редакцию Гуманитарного журнала продолжают поступать материалы новых авторов. Сегодня мы публикуем размышления о том, почему современные дети не любят читать классические произведения русской литературы. Нас приятно удивило, что на эту тему решил поразмышлять челябинец Александр Щенников. Он родился и вырос в селе Старый Кумляк Пластовского района, окончил исторический факультет ЧГПУ, стал кандидатом экономических наук, сейчас работает в адиминистрации города. Как оказалось, и человека, не занимающегося профессионально литературой, волнуют проблемы ее бытия в нашем обществе. С автором можно соглашаться или не соглашаться, но бесспорно, что у него есть собственный, довольно своеобразный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Мы удовольствием предоставим слово его оппонентам.

Александр Щенников,
историк, кандидат экономических наук
Челябинск

Читайте также: