Почему на ваш взгляд достоевский сделал преступником не злодея а человека с добрым сердцем кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возможно будет интересно: Сочинение по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”: характеристика Лужина

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Урок 111 НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУШИ РАСКОЛЬНИКОВА

30.03.2013 22345 0

Урок 111 Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова

I. Беседа о главном герое романа.

1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление? (Суть философии Родиона Раскольникова:

– страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств;

– трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

– соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

– теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только проверив на деле, то есть совершив преступление (см. [13. С. 118]).)

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему, на ваш взгляд, Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.

II. Работа над содержанием романа.

Психологические поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем

Часть III, глава 5.

Первая встреча Раскольникова со следователем. (Пересказ или чтение по ролям.)

Часть IV, главы 5–6.

Часть VI, глава 2.

1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?

2. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи?

3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?

4. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?

Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убежденность в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.

В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.

Подготовиться к сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.

поурочный план, 10 класс, русская литература

Разрушение теории

Теория Раскольникова начинает рушиться, причиняя ему не меньшую боль, чем отчужденность. Герой осознает, что если бы он убил старуху от голода, а не из философских убеждений, ему было бы гораздо легче и проще принять свое злодеяние. Эту мысль подтверждает сходство героя с Лужиным и Свидригайловым. Замечая схожие черты с ненавистными ему людьми, Раскольников понимает, что теория его оказывается совершенно не той, какой он видел ее до убийства. Если раньше он думал, что с помощью свершения правосудия спасет мир, поможет обездоленным, оградит униженных от таких, как эти герои, то сейчас он понимает, что теория только максимально сближает его с этими ненавистными личностями.

Несомненно, Родин Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, по своей натуре вовсе не убийца, а добросердечный, способный на любовь и сострадание человек. Герой, которому приходится выносить тяжелые испытания: голод, нищету, жизнь среди пьянства и разврата – не потерял умения проявлять милосердие, сочувствие к окружающим людям. Его угнетает безысходное, бедственное положение, горе матери и сестры, и в то же время он чувствует чужую боль: каждая встреча с обездоленными глубоко ранит персонажа. Вот

почему он, сам страдающий от нищеты, отдает последние гроши семье Мармеладовых, заботится о больном друге, выносит детей из огня.

Все это говорит о благородстве, отзывчивости героя.

О том, что Раскольников – человек милосердный, говорит нам и сон, в котором герой мысленно возвращается в детство. В нем он видит, как пьяные мужики издеваются над небольшой лошаденкой, запряженной в огромную телегу, избивают железным ломом несчастную клячу на глазах у толпы. Маленький Родион пытается заступиться, начинает плакать и кричать: ему жалко бедное животное.

Разве не очевидно, что герой не жестокий, а добрый,

Однако что-то заставляет Раскольникова совершить страшное преступление против добра, разума, закона и самого себя – убийство и ограбление старухи-процентщицы и ее сестры Лизы. На этот жестокий поступок героя толкают обстоятельства, которые сложились во времена, описанные в романе Ф. М. Достоевским. Но не нищета и безысходность станут причиной того, что бывший студент совершит преступление.

Причина в его теории! Раскольников хочет проверить свою идею, согласно которой “сильные” люди ради великой цели изменения несовершенного мира имею право пролить кровь “тварей дрожащих”. Автор произведения четко дает понять читателю: виной того, что добрый, благородный человек сошел с праведного пути, становятся витающие в воздухе безбожные мысли о делении людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”, о праве сильных мира сего допустить кровь по совести..

Они, считает Ф. М. Достоевский, и погубили Родиона Раскольникова, который убил “себя. а не старушонку”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. Наказание за преступление.Возрождение души Раскольникова

I. Беседа о главном герое романа.

1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление? (Суть философии Родиона Раскольникова:

страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств;

трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только проверив на деле, то есть совершив преступление (см. [13. С. 118]).)

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему, на ваш взгляд, Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.

II. Работа над содержанием романа.

Психологические поединки Раскольникова
со следователем Порфирием Петровичем

Часть III, глава 5. Первая встреча Раскольникова со следователем. (Пересказ или чтение по ролям.)

1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?

2. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи?

3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?

4. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?

Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убежденность в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.

В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе. Достоевский. "Преступление и наказание". Наказание за преступление.

Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова.

Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова.

Цели : раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом

поединке Порфирия Петровича с

Раскольниковым; выяснить, что

заставило главного героя сделать

1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя. 2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление?

1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление?

Суть философии Родиона Раскольникова:

страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств;

трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только проверив на деле, то есть совершив преступление.

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему, на ваш взгляд, Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

5. Почему, на ваш взгляд, Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается ещё до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Наказание Раскольникова начинается ещё до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь , избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь , избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.

Психологические поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем

Психологические поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем

Часть III, глава 5. Первая встреча Раскольникова со следователем.

Часть IV, главы 5–6. Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Часть VI, глава 2. Третья встреча .

1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?

2. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи?

3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?

4. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?

Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убеждённость в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.

Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к

покаянию и возрождению. В героине поражают убеждённость в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.

В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идёт по нарастающей.

В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идёт по нарастающей.

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению по роману

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЕСТЬ ИСТИННЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И В ЧЁМ ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ПРОИСХОДЯЩЕЕ?

Читайте также: