Почему музыкальная школа платная

Обновлено: 03.07.2024

Платное обучение в музыкальной школе ⇐ Здравствуйте, многодетные!

Модератор: Кошкина мать

Добрый день!Я многодетная мама 5 детей..Трое ходят в музыкальную играют на разных инструментах - недавно нам предложили в связи с сокращением бюджетных мест обучение платно 7 тыс на 1 го в месяц на сколько это правомерно,платить такую сумму 21 тыс в месяц мне не подъемно так не работаю ( в декретном) -только папа работает..

Нам на собрании в муз. школе сказали, что этот учебный год все доучиваются как учились. Далее часть детей будет переведена на облегченные программы обучения. Количество бюджетных мест сокращается для вновь поступающих на 2015-16 уч.год. Среди ранее обучавшихся будет конкурс - отстающие будут переведены на облегченный режим. Что это такое - не разъяснили. Видимо, меньшее количество часов. При желании большее количество можно будет оплатить. Ваши дети плохо там учатся, не занимаются? Стоит подтянуться. Про преимущества многодетным не узнавала пока.. Надо бы тоже поинтересоваться.

Также интересуюсь этим вопросом. Я многодетная, да еще и одинокая. С нового года педагог резко начала ставить плохие оценки, незаслуженно. Думаю, что в связи с переводом на платное обучение, они должны по оценкам "поделить" детей на платных и на бюджетников. Я не против платить как раньше было, но 7т руб на одного ребенка. это очень дорого

Девушки, я не ведаю что творится в Москве, но сейчас ВСЕ школы искусств (в которых действуют муз.школы) обязаны предоставлять БЕСПЛАТНЫЕ услуги, поскольку это бюджетное образовательное учреждение.
Теперь есть такой термин как добровольные родительские пожертвования-обычно оговаривается сумма, но это не обязательная сумма и отказать вам в обучении не имеют права. Есть федеральный закон.
Ну и уж конечно 7 тыс это просто что-то запредельное.
проконсультируйтесь с юристом

— Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик кивнул.
— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.
— Ну что ты молчишь? — Я верю, — сказал Ежик.

Ха, у нас до нового года многодетным была скидка, 30%, а с 1 января скидку сняли, но платим по божески 500 р. в месяц за хоровое отделение. Не знаю что с сентября будет.

В нашей музыкалке учится более 700 человек. И вот сверху им было дано ра поряжение убрать с бюджетного отделения 120. И как вот выбирать?

Записались в музыкальную школу. Одному озвучили сумму это 6.500 в месяц. Другой попадает на бюджет. Но если скажут платно, то придется отказаться. У второго сумма будет 7.500. Грабеж.

Александра (2001-2004. об упок.), Мария - 2006, Иван - 2008, Дарья - 2010, Танюша - 2012, Сережа - 2017

Как поступить в музыкалку и сколько учатся в художке? 8 вопросов про школы искусств

1. Школа искусств — это как кружок?

Школа искусств — это полноценное учебное заведение. Просто ребенок ходит в него после обычной школы. Здесь всё серьёзно: ученики московских школ искусств проходят от 3 до 11 классов обучения, осваивают разные предметы и дисциплины. Тут, как и в обычной школе, нельзя прогуливать, есть зачёты и экзамены, существует академическая программа, а по окончании обучения выдается свидетельство, которое будет нужно в случае, если ребенок захочет продолжать профильное образование в колледже или вузе. Преподаватели школ искусств имеют профильное творческое образование, которое не всегда есть у их коллег из кружков по аналогичным направлениям. Школа искусств — это первая ступень в системе подготовки творческих кадров.

Московские школы искусств — это музыкальные, хоровые, художественные, архитектурные, хореографические, театральные школы и колледжи. Их ключевое отличие от кружков или репетиторов — качество обучения.

Программы в школах искусств делятся на предпрофессиональные и общеразвивающие. На предпрофессиональных программах одарённых детей с раннего возраста готовят к творческой карьере, а общеразвивающие ориентированы на эстетическое воспитание более широкого круга детей и взрослых.


2. В каком возрасте поступать в школу искусств?

На предпрофессиональные программы в зависимости от направления обучения принимают детей с 6,5 до 12 лет. На общеразвивающие программы — с 6,5 до 17 лет. Верхняя граница возраста размыта, потому что она зависит от направления обучения. Например, фортепианное отделение принимает детей до 9 лет, а народные инструменты — до 12 лет. А ещё в некоторых школах есть программы раннего творческого развития, куда можно отдать и 3-летнего ребёнка.

Основное правило, которое действует в государственных школах искусств, — ученик должен окончить ее до 18 лет. Поэтому, например, нельзя пойти учиться скрипке в музыкальную школу на предпрофессиональную программу на бюджетное место после 11 лет, потому что обучение длится 7 лет. А вот на общеразвивающую платную — можно.

3. Сколько стоит обучение в школах искусств?

Большинство учеников школ искусств учатся бесплатно. Только на учебный год 2021/2022 в московских школах искусств выделено более 15 тысяч бюджетных мест.

Но нужно предусмотреть стоимость инструментов и материалов, которые понадобятся для учёбы. Хорошая скрипка может стоить огромных денег, но ребенку в начале обучения хватит и инструмента за 10–20 тысяч (подойдёт и подержанный инструмент, взятый у знакомых). Если он хочет быть художником, все гораздо бюджетнее. Мольберт, холст и кисти обойдутся в 5–10 тысяч рублей. Сэкономить можно, купив подержанные инструменты или запросив их у самой музыкальной школы: там с этим тоже могут помочь.


4. Как поступить в школу искусств?

В музыкальной школе после заполнения заявления в приемную комиссию родителей с ребенком пригласят на прослушивание. Приемная комиссия оценит данные ребенка: его чувство ритма, память, артикуляцию и музыкальный слух. Ребенка для этого, как правило, просят исполнить любую детскую песню и прохлопать ритм.

В остальных школах происходит похожее испытание — основываясь на предрасположенностях и способностях ученика, комиссия решит, может ли он проходить обучение и какие направления ему стоит попробовать.

Приемная кампания в московских школах искусств проходит с 15 апреля по 15 июня ежегодно. И в этот же период проходят прослушивания. В случае недобора объявляется дополнительный набор до 15 августа. На платное отделение сроки отбора зависят от формы и направления программы обучения.

5. Сколько длится обучение?

В основном государственная программа в школе искусств длится от 3 до 8 лет в зависимости от специализации. Предпрофессиональные программы длятся от 5 до 8 лет, общеразвивающие — от 3 до 7 лет, раннее творческое развитие — от 1 года до 4 лет.

6. Кто выбирает направление обучения?

Направление обучения выбирает ребенок и его родители (или другие законные представители). В приемной комиссии могут посоветовать какое-то определенное направление, которое больше всего подходит ребенку. Но финальное решение — за семьей.


7. К какой нагрузке готовить ребенка?

Нагрузка на учеников музыкальных и художественных школ немаленькая. Будь то обучение скрипке или танцам, ребенку придется прикладывать много усилий, чтобы сдать финальные и промежуточные экзамены. В случае, если ученик школы искусств завалит экзамены, он сможет их пересдать или уйти из школы.

Расписание большинства школ устроено так, что ученики могут совмещать их с уроками в школе. Но в старших классах нагрузка на ребенка возрастает, усиливается фокус на профессиональное ориентирование. Так что относиться к той же музыкалке как к необязательному кружку не получится.

8. Что будет дальше?

Когда ребенок получит свидетельство об окончании школы искусств, он может продолжить обучение в среднем и высшем учебном заведении — в художественном или музыкальном колледже, в консерватории, художественном вузе или, например, архитектурном институте. Но даже если выпускник не захочет идти дальше, опыт занятий искусством всегда будет для него полезным, а ещё, скорее всего, он найдёт в школе хороших друзей.

В нашей детской школе искусств объявили, что со следующего года часть специальностей будет платными. Конкретно - гитара и вокал. Как самые популярные с большим конкурсом и маленьким набором, видимо.
По слухам, уже обучающиеся со следующего года тоже будут платить. Но про это не точно знаю, так как у меня ребенок только поступать будет.
Гитара - 6,5 тысяч в месяц. Как-то много, если честно. Я-то думала, ну 2, ну 3 тысячи, ну это же гос.школа. Это во всех музыкальных школах теперь так или нам не повезло?

P.S. Место действия - Москва

у нас еще ничего не известно.Но у моей не гитара. а вообще-да. на гитару у нас сложно попасть, так что не удивлюсь

В нашей школе искусств (правда, не Москва, а МО) второй год объявляют периодически. то одно, то другое. Но пока все по-прежнему бесплатно.
Для начала уточните, это уже принятое решение? Кем, на каком основании, почему размер оплаты именно такой, предусмотрены ли льготы и для кого. Можете уточнить, насколько действия администрации по введению оплаты правомерны.

Тогда вариантов у Вас немного. Платить, сменить школу на другую, сменить специальность. Но и тут есть подводный камень. В нашей школе (например) настолько бездарный и бестолковый преподаватель гитары, что лучше вообще к такому не попадать (говорю со знанием дела, т.к. имею музыкальное образование по классу классической гитары).

Вокал, к сожалению, не относится к предпрофессиональной подготовке. То бишь, ему абсолютно не обязательно учиться с детства, поэтому его выкинули из бесплатного музыкального образования. Оставили только инструменты, в которых нельзя обойтись без игры с детства. Как у нас в музыкалке будет в этом году с вокалом, неизвестно. По крайней мере, нам, вроде бы, разрешили закончить бесплатно, а вот новеньких, возможно, будут уже набирать платно. У меня дочка заканчивает 4 класс по классу академического вокала. Про гитару тоже не знаю.
И да, платное образование в музыкалке стоит дорого . Единственно, можно выбирать. Будешь ли ты заниматься только инструментом или хочешь получить корочку музыкалки. Полное образование на специальности, требующей концертмейстера, у нас музыкалке стоит 7000 руб в месяц.

Да, все верно. Дети, которые уже учатся, будут доучены бесплатно, а для вновь поступающих уже новый закон о доп обровании начнет действовать, бесплатно будут принимать оооочень маленькое количество детей, а все осталтные за деньги. Так озвучили в нашей дмш.

в нашей музыкалке в ЦАО, я подходила в администрацию, сказали, что все изменения через год вступают в силу. тех, кто уже учится изменения не касаются.

так дипломы же в любом случае дадут(т.е. свидетельство об окончании)?Моя 4-й заканчивает по нар.пению(фольклору в музыкалке)- у нас помимо фольклора основного вокал индивидуально еще 45 минут в неделю дополнительно, но вокал по народным песням.Еще общее фоно раз в неделю и сольфеджио с муз. литературой.Пока вроде все остается бесплатным.Кто еще на 2 инструмент хочет попомимо основной специальности-те уже и сейчас платят.

У нас в музыкалке появилась услуга без диплома. Только специальность 1-2 раза в неделю. Без диплома.
У нас инд. вокал 2 раза в неделю, плюс стандартные: сольфеджио, музлитература, общее фоно и хор.

да, в концертом зале и на каждом концерте на нем играют
и у них есть два класса для занятий, насколько я знаю. но не знаю, что там стоит
это дши № 11 в ясенево

но в музыкалке это будет не только инструмент, но и сольфеджио, хор и все остальное, что у них по программе положено. другое дело, что разумнее поступать тогда на фортепиано или, например, флейту, учиться бесплатно, а через несколько лет, если интерес сохранится, взять репетитора по гитаре. осталось убедить ребенка

В Митино гитара 9600 (или 9400 точно не запомнила, т.к. сумма шокировала). Это школа им. Стравинского.

А я довольна,что будет большое повышение,т.к. за бесплатно дети учатся кое-как,никакой заинтересованности ни у детей,ни у родителей.
Мои родители в 80-е годы платили по 25 рублей в месяц и учится в музшколе было очень престижно. а не так,как сейчас.

сейчас очень престижно,вы что. В нашу поступить на некоторые инструменты невозможно или очередь стоит- и вообще народу море в музыкалке.А как будут учиться дети из бедных семей?У нас таких в музыкалке очень много(только что оттуда). Им, конечно, муз. образование не нужно, им лопаты в руки. А кое-как будут учиться точно так же те, кому это неинтересно, никакие деньги не помогут, дети есть дети. Как и в частных многих обычных школах, где платят родители, а дети балду гоняют.Только снобизма прибавится.У нас сейчас бесплатно много учится талантливых детей. которым все это нравится.Дочка в муз. школе-смотрю по ее подругам и знакомым.

У нас эстрадно-джазовое отделение в муз.школе- бесплатно вокал, хотя на него конкурс огого какой. Москва

И я только что оттудв-преподаю в музыкалке уже 20 лет.Какой престиж?В музучилища раньше были огромные конкурсы,теперь недобор.А платно в музшколе дети не будут прогуливать уроки и будут больше уважать.И отношение к учебе будет другое.Особенно это касается старших классов-многие сейчас доучиваются ради корочки.Правда не уверена,что педагоги от повышения оплаты станут получать больше( у нас в школе 80%пенсионеров,молодежи почти нет- и так везде).

да кто же вам сказал,что прогуливать не будут?Это же не родители учатся. которые платят- а дети. которые толком и цену денег еще не знаютИм вообще наплевать, платно или нет.А по поводу учителей-вот у моей по фольклору 2 молоденькие учительницы, по вокалу вообще только закончила муз.уч. заведение (какое-не знаю), по общему фоно не больше 28 лет.Только по сольфеджио заведующий лет 55-ти.Много молодых

В полном объеме музыкалке, возможно и нет, но первые несколько лет - точно да. Сольфеджио помогает в освоении инструмента, а хор и просто для здоровья полезен.

У нас в этом году на бюджет взяли совсем мало народу, остальных гурьбой отправили на платное отделение (причем, многие дети ходили в эту школу на подготовку). И пока даже не понятно, будут ли там общие предметы или это только занятия на инструменте. Стоимость около 5000 рублей в месяц. Родители в тоске.

У моей знакомой дочка закончила 4 класс музыкалки. На бюджетное отделение было 4 экзамена, сказали, что только 20% пианистов возьмут, по "мелким" инструментам больше. Сколько реально взяли - не могу сказать, девочку взяли (все экзамены на 5)

все кто поступил до принятия нового закона учатся на тех условиях на которых поступали. Новые правила касаются только вновь поступивших

Есть подозрение (точно сказать не могу, т.к. непосредственно этого не касаюсь), что это не совсем так.
Но по своей знакомой знаю, что им учительница сказала, что дочку взяли (и других, у которых не более 2-х четверок по 4-м экзаменам), остальных сейчас отбирают, это в 5-й класс.
Такой же разговор о сокращении бюджетных мест был и в "Гнесинке" (знакомый мальчик там учится, 5 класс), но ее вроде как "отбили" и оставили на бюджете полностью.

Странные вы какие то. В советское время музыкалка стоила 25 руб в месяц по тем временам огромные деньги и действительно бедные не могли себе позволить.

Но потом она стоила 200 рублей, а последний год и вовсе бесплатно. К хорошему быстро привыкаешь.
И не нравится такой подоход - гитара вся платная, а остальные инструменты - бесплатно. Логиченее все же иметь на всех инструментах и бюджетные места и коммерческие. И логичнее и справедливее.

А с чего бы это государству платить за ваши хотелки.
Может вам еще и бассейн и йогу бесплатно, и в парках велики иролики раздавать за так.
Хотите. платите.

Никто не против платить, вопрос сколько. Лучше бы уж сделали всем по 1000-1500, чем кому-то бесплатно, а остальным по 6000. Согласитесь, это уже существенная сумма. А если детей 2-3? И базовое музыкальное образование - это уж не совсем экстравагантные хотелки, чай не йога.

А зачем всем? Если ребенок реально талантлив, но беден - логично, что ему стоит дать возможность заниматься бесплатно -авось дорастет до таких величин, что даст возможность школе пиариться на его имени. А если ребенок середнячок и априори никаких величин не достигнет -так, чисто иметь представление об инструменте, то почему бы за эту блажь родителям и не платить? И получается, что именно что платить и за себя, и за бесплатника, потому что в конце концов учителям тоже нужно получать зарплату.

99% закончивших музыкалку уже в 20 лет ничего на инструменте не играют
С какой радости вы решили что 1000 это нормально? Себестоимость около 10000 в месяц выходит, то есть 9000 все таки за ваши хотелки кто то должен платить. Почему?

Музыкалка это никак не база, это именно хотелки.

Ну понятно. Если для вас музыкальная школа - родительская блажь, то ясно все и с вами, и с вашим образованием, и с вашим общим культурным уровнем. Вот такие же недоучки сидят в департаменте образования и решения принимают. О чем тут еще говорить? Arrivederci!

Я ее закончила и училище еще потом, я знаю о чем пишу.
И никакой не кошмар, музыкалка для бОльшей части детей это родительская прихоть и нереализованные таланты в других областях.

А чем танцы не полезнее и не нужнее? Почему танцевальные школы платные. Какое нехорошее государство не оплалчивает все людям.
Вы реально наивная.
Родили будьте добры воспитывайте и обучайте по своих доходам.

Увеличение оплаты в любой области, пусть даже в муз школе-это прямой путь к безграмотности в этой области, т.к. подавляющее большинство платить эти деньги не смогут, у нас в музыкалке очень много многодетных мам( и студия у них не одна).Да и с двумя детьми уже проблема.И музыкалка-не "хотелка", а , по моему мнению, одно из направлений гармоничного развития личности, а не однобокого. В нашей стране угробили уже образование, а сейчас еще будем все поголовно музыкально безграмотны. Мировой сырьевой придаток, наполненный дворниками-вот наше будущее( я НЕ ваш предыдущий оппонент)Кстати, есть страны, где многое оплачивается государством- и почему-то не возникает вопроса:"а почему оно за вас должно платить?"Потому что цивилизованная страна может это позволить,чтобы видеть своих граждан развитыми талантливыми людьми.Многое отдается-чтобы потом многое получить.

в Москве много танцевальных студий бесплатны.Вот у нас в центре твор-ва, к примеру.И еще кучу знаю таких мест.А ребенка надо развивать всесторонее-танцы важны, музыка, рисование и много еще чего

Вы путаете общее музыкальное развитие и серьезную музыкальную школу.
Я чтобы выступать на конкурсах, концертах и олимпиадах очень много пропускала общеобразовательную.
И заниматься в музыкалке это мало прогулок, мало общения со сверстниками, невозможность посещать еще какие то развивалки.
У меня урывками получалось ходить в бассейн, танцы, кружок шитья, но чаще всего я после НГ это дело бросала так как уставала и реально не было свободной минутки.

Да, это блажь -особенно, если у ребенка нет таланта. Если чо - у меня мама преподаватель фортепиано и я слегка варилась в этой среде -так сказать насмотрелась на родителей с большими амбициями. В свою очередь у моей дочери, например, муз.слух весьма посредственный. Несмотря на это, она прошла отбор на бесплатное отделение. Но я прекрасно осознаю, что для неё это будет просто подспорье в расширении кругозора и не более того. То есть по сути блажь. Дорогу нужно давать реальным талантам -для того и существует гос.поддержка, гранты и тыды, а за вытягивание на какой-то средненький уровень тем, кому медведь на ухо наступил всё-таки наверное стоит платить их родителям. Не хотите - не надо, у нас нет обязательного музыкального образования.

Ну здрасти, музыкальная школа может равняться только на хореографическую школу не меньше, то есть человек должен идти и дальше в этой области, а иначе зачем гос-ву вкладываться.
А так то у нас в доме творчества и хор бесплатно и вокал и игра на инструментах и сольфеджио, но это не равно школе, а именно как вы пишите для общей и гармоничного развития ребенка.

это музыкалка, кто-то из этих детей станет музыкантом потом, чтобы найти этого одного-двух нужно, чтобы сто-тысяча попробовали свои силы.
и бассейн будет бесплатным, если это занятия в спортшколе. тоже далеко не все, кто занимается в спортшколе станет победителем Олимпиады через десять лет.

Поверьте достаточно 10 детей) У нас кто был изначально силен так и закончил с красным дипломом, а кто был троечником тот им и остался. Именно способности к музыке проявляются очень рано.
В спортшколе к 10 годам остаются реально сильные.

Беда в том, что в этом случае ходят только те, за кого могут платить, а подчас талантливые дети остаются "за бортом".
Раньше по стране ездили и отбирали таланты, сейчас этого нет, поэтому даже в хоре мальчиков при училище Свешникова уровень сильно упал.
Теперь еще один источник, где можно было талант увидеть, уходит.

Извините но уровень самих школ давно уже ниже плинтуса, они как раз для общего образования разве что и годны. НЕ могут они растить таланты. И да мы в капитализме.

да, я тоже об этом. нужно многим попробовать многое, ну не всем, а у кого есть желание, какие-то наклонности. поэтому нужны бесплатные или символично оплачиваемые музыкалка, художка, спортшколы.

Они есть, в бывших домах пионЭров.
У нас в этом году одного мальчика талантливого оттуда оторвали с руками и ногами музыкалка известная.

Желания мало, нужны наклонности и эти наклонности педагогам (а не зашоренным родителям) прекрасно видны и вцепляются они в таких талантливых детишек ого-го как, и забесплатно их протаскивают, и защищают везде, где только можно. У нас например есть такой талант -мальчишка, который в общеобразовательной школе вообще не тянет, но при этом в музыкальной на конкурсах побеждает. В итоге все за него горой.

У нас дети многодетных ходят везде где им мона бесплатно а потом падают в обморок от передоза. А мамашкам ведь делать больше нечего води да води.

Я, я предыдущий оппонент! Подписываюсь под каждым вашим словом! Именно это и имею в виду! Господи, слава Богу хоть остались еще адекватные люди, а то я уже думала, что я в каком-то деградировавшем зоопарке Да, я училась в музыкальной школе в детстве, я никогда не рассматривала музыку, как профессию, не училась и даже не собиралась в училище, но эта учеба дала мне очень много! У меня были способности к музыке, но делать из этого профессию мне было не нужно, но нужно было для общего развития. Никогда из-за концертов мне не приходилось прогуливать школу или тренировки. Но доказывать это людям, которые говорят, что музыкальная школа - блажь - это метать бисер, сами знаете, где и куда. Я уверена, что учителя музыкальных школ должны получать достойное материальное вознаграждение, но нужно найти какой-то компромисс что ли. К тому же есть обычные музыкальные школы (районные), которые многих устраивают, а есть ЦМШ и подобные ей, на которые для "общего развития" никто не претендует.

Не была бесплатная (где я это сказала?), стоила что-то смешное и чисто символическое, училась в начале 90ых.

Концерты проходили именно в учебное время. Ну чего вы врете, училась она))) У нее еще и тренировки блин были. Фантазерка, ну или школа была фуфловая + дворовая общеобразовательная)
И конечно ваши родители ничего не платили)))

Концерты обычно в субботу или вечером, в 16-18 часов. В школе, куда сын поступил, сейчас так, по идее школу детям не приходится пропускать из-за этих концертов.

По данным статистики Минкультуры России, за последний год количество школьников, которые хотят учиться музыке, пению, танцам и рисованию, увеличилось на 38 тысяч. Почему педагоги музыкальных школ этому не рады? Кому по карману рояль Steinway? Сколько баллов дадут ГИТИС и ВГИК за выпускные сочинения? Об этом "РГ" рассказывает статс-секретарь - заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев.

Григорий Петрович, по планам через пять лет 75 процентов школьников должны заниматься в кружках и секциях, в том числе в школах искусств. Помнится, вы рассказывали, что обычно самая первая просьба директора школы или дома культуры: "Подарите баян!". А что сейчас?

Фото: Олеся Курпяева/ РГ

Григорий Ивлиев: Выделяются субсидии на модернизацию школ искусств, что дает возможность обновить "парк" музыкальных инструментов. Так, на 2015 год предусмотрено 77 млн рублей. Но в чем проблема? Хороший баян стоит от 200 тыс. руб., пианино - от 140-160 тыс. руб., рояль Steinway стоит более 8 млн. рублей. Поэтомунеобходимы не год и не два, чтобы обновить все инструменты, ведь их изношенность в школах искусств составляет 70 процентов.

Однако дело не только в деньгах. В России практически не осталось производителей музыкальных инструментов. В связи со сложным дорогостоящим производством фортепиано закрылись 8 фабрик. Баяны и аккордеоны, струнно-щипковые инструменты выпускают всего пять.

Каков портрет среднестатистического педагога в школе искусств?

Григорий Ивлиев: Это женщина 47 лет со средним или высшим профессиональным образованием, преданная своей профессии. Средняя зарплата - 24 тысячи 966 рублей.

Каждый год закрывается 40-50 школ искусств. Причина?

Григорий Ивлиев: Школы искусств не ликвидируются. Идет оптимизация сети школ, в результате которой, к сожалению, школы искусств становятся структурными подразделениями других образовательных организаций. При этом число учеников в школах искусств постоянно растёт. За последний год их стало больше на 38 тысяч.

А платные услуги там есть?

Григорий Ивлиев: Не везде и не много. Мы исходим из того, что дополнительное музыкальное, художественное образование должно быть бесплатным. Государственно-частное партнерство, конечно, поддерживается, и те школы, где есть спонсоры, меценаты, процветают. Но таких школ мало. Одну я видел в Оренбургской области, где меценаты поддерживали филиал детской школы искусств в отдаленном селе райцентра.

В России есть школы, которые дают одновременно и среднее образование, и профессию. Почему работающие там преподаватели не очень довольны новыми федеральными стандартами?

Григорий Ивлиев: Сразу скажу: таких школ немного. Сейчас одарённые дети обучаются по федеральному образовательному стандарту среднего профессионального образования, 10 лет 10 месяцев. По новому закону об образовании образовательные учреждения будут работать по двум стандартам - начального общего образования и среднего профобразования. По мнению некоторых педагогов, разделение на стандарты может нарушить преемственность программ и помешать учебе. Они считают, что для таких особых школ, как например, Центральная музыкальная школа при Московской консерватории, должен быть один стандарт, который включал бы и начальное общее, и основное общее, и среднее общее образование, и среднее профобразование. Вместе с тем всю специфику обучения можно учесть в стандартах, и проблем у специализированных школ не будет. Так, уже подготовлены более 20 дополнений в стандарт для начальной школы.

Было совещание на самом высоком уровне, где обсуждались все "за" и "против". Хочу подчеркнуть: мы гарантируем, что во всех школах, где есть интегрированные программы, срок обучения останется прежним. Будет сохранён и принцип непрерывности, и преемственности образования. Остается одна проблема: особые школы хотят получить право принимать детей не только в первый класс, но и в любой другой.

Что надо, чтобы ребенка приняли в ЦМШ при консерватории?

Григорий Ивлиев: Только талант. Сейчас в этой школе обучается 254 ученика. Образно говоря, "штучные" ребята. Где-то 40 процентов из них - иногородние. В таких школах почти все отличники, это же особо одаренные дети. Превосходная природная память, уникальная работоспособность. Как пример приведу выдающегося пианиста Дениса Мацуева, выпускника Центральной музыкальной школы. В его репертуаре не один десяток сложнейших программ.



Юрий Башмет (справа) в детстве выбрал непопулярны альт, который сделал его знаменитым. Фото из семейного архива.

В обычной московской школе на ученика отпускается 120 тысяч рублей в год, на ученика с ограниченными возможностями здоровья - 360 тысяч. А сколько бюджет дает на обучение музыкально одаренного школьника?

Григорий Ивлиев: Могу привести примеры. В средней специальной музыкальной школе в Ростове - 110 тысяч рублей, в Новосибирской специальной музыкальной школе - 190 тысяч, в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории - 180 тысяч рублей.

Григорий Ивлиев: Стоимость обучения одного студента консерватории в год - 190 тысяч рублей.

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Будут ли еще открываться музыкальные школы с интернатом для одаренных детей?

Григорий Ивлиев: В этом году откроется кадетское музыкальное училище для одаренных детей при Московском государственном институте культуры в Химках. Вся инфраструктура уже готова, приобретаются музыкальные инструменты, идет ремонт, формируется педагогический коллектив. Думаю, что с 1 сентября начнется обучение. В следующем году планируем открыть такое же на базе филиала нашего вуза в городе Советске.

С этого года вузы будут учитывать выпускное сочинение. Сколько баллов прибавят за него в творческих вузах?

Григорий Ивлиев: Во ВГИКе за индивидуальные достижения добавят 5 баллов, сочинение перепроверят и оценят по пятибалльной шкале. В ГИТИСе максимум 5 баллов прибавят за аттестат с отличием, а за другие достижения, включая ГТО, дадут дополнительные 2 балла. Санкт-Петербургская консерватория решила учитывать только аттестат - его оценили в 1 балл. Сочинение приемная комиссия перепроверит сама.

У школьников вырос интерес к дополнительному образованию

Дома, центры и дворцы творчества процветают не во всех регионах: у местных бюджетов не всегда есть на них деньги. Вдобавок идет жесткая конкуренция с негосударственным сектором.

Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах, пожалуй, самая известная в России организация дополнительного образования. Недавно Дворец вместе с колледжем профтехнологий, несколькими школами и детскими садами вошел в состав образовательного комплекса "Воробьевы горы". В комплексе сейчас более 1000 разных объединений, кружков и секций и 26 тысяч детей.

- У детей очень популярны танцы, музыка, спорт, робототехника, театральные объединения, эколого-биологическое направление. Самые активные школьники - дети до 13 лет. Как правило, старшеклассники у нас интересуются 3D-моделированием, цифровыми технологиями, кулинарией, театром моды и эстрадным пением, - расказывает заместитель директора дворца Дмитрий Григорьев.



Вундеркинды Евгений Кисин (справа) и Вадим Репин уже в детские годы были известны музыкальному миру. Фото: Анатолий Морковкин / Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС.

Из платных программ родители чаще всего выбирают иностранные языки, художественное образование, спортивные секции.

- У меня нет сомнений, что к 2020 году в системе допобразования будут заниматься 75 процентов детей. Но реальную картину поможет понять электронная запись. В Москве, к примеру, она есть, - говорит Григорьев.

Определив, насколько востребованы те или иные кружки, регионам будет проще определиться с тем, кого финансировать в первую очередь. Возможно, в виде сертификатов. Родители несут сертификат, который обеспечен реальными средствами, допустим, это 15-20 тысяч рублей, туда, где их детям интереснее всего заниматься", - рассказывает эксперт. Причем, это может быть и негосударственная организация - частная языковая школа, платный спортивный клуб.

Кстати, в некоторых регионах с помощью сертификатов учителя могли пройти курсы повышения квалификации, выбрав тот вуз, школу или институт повышения квалификации, который хотят сами, а не тот, что назначили сверху. Идея сертификатов сейчас прорабатывается в минфине.

Что касается содержания программ, то оно тоже будет меняться. Приоритет - за так называемыми интегративными программами, которые ликвидируют разрыв между разными областями знания и жизнью, к сожалению, типичный для нашего образования. Они рассчитаны от 30 часов до 200 и включают в себя знания из самых разных областей, помогающие учащимся понять целостность мира.

Читайте также: