Почему миграции один из важнейших факторов этнических процессов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Миграция населения – это переселение людей из одного региона (государства) в другой (в другое), осуществляемое в ряде случаев на большие расстояния и большими группами.

Этносоциология – это дисциплина в российской социологии, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Суть миграции

Миграция населения способствует перераспределению рабочей силы, а также содействует удовлетворению потребностей людей и изменению их социальных статусов.

Согласно отчету Международной организации по миграции, число международных мигрантов в 2010 году составило 214 млн. человек или 3,1 % населения мира. Если рост этого показателя продолжится с прежней скоростью, то к 2050 году он достигнет значения 405 млн.

В российском обществе существенное влияние на состояние социального пространства оказали миграции населения, которые были обусловлены комплексом объективных и субъективных причин. Они имели выраженный этнический характер и содержание, в связи с чем ученые этносоциологи провели колоссальную работу, которая позволила систематизировать представления о данном явлении. При этом особенно важно, что творческие усилия исследователей позволили создать колоссальную методологическую базу, выявить причины, следствия и результат миграции.

Центральное место в процессе миграции принадлежит ее субъекту. Социальными субъектами процесса миграции могут быть:

  • лица, которые совершают территориальное передвижение со сменой постоянного места жительства на определенный срок;
  • социальные группы, которые совершают миграционные движения.

Тенденции современной миграции с точки зрения этносоциологии

Современная миграция имеет несколько тенденций:

  • происходит рост нелегальной миграции, которая имеет ярко выраженный трудовой характер;
  • происходит увеличение демографической значимости международной миграции;
  • глобализируются мировые миграционные потоки;
  • происходят качественные изменения в миграционных потоках, а именно увеличивается доля лиц с высоким уровнем образования, которые добровольно мигрируют в другие страны с целью осуществления профессиональной деятельности;
  • миграционная политика приобретает двойственный характер, а именно ужесточаются миграционные запреты и реализуется политика интеграции мигрантов в сообщество страны их пребывания.

Готовые работы на аналогичную тему

С точки зрения этносоциологии миграционный процесс можно назвать серией социальных взаимодействий, которые происходят в принимающих и отдающих обществах, которые обуславливаются причинными зависимостями и неизбежно ведут к изменениям положения социальных субъектов внутри конкретной территории.

Вынужденная миграция

Вынужденная миграция провоцирует появление такого слоя населения как беженцы. Им предоставляется убежище или специальный международно-правовой статус лица, которое вынуждено покинуть страну своего пребывания и гражданства.

Элементы такого института реализуют:

  • гарантию безопасности мигрантов;
  • выдачу и невыдачу человека в страну, где он может подвергаться преследованию;
  • предоставление лицу необходимых прав и свобод.

Говоря об этнических миграциях, необходимо отметить, что по поводу их трактовки не существует единого мнения. Такие различия сформировались, прежде всего потому, что различные авторы оригинально трактуют феномен этничности и детерминанты миграционного процесса.

Этническая миграция всегда включает в себя представительство людей различных национальностей внутри одного миграционного потока.

Также среди этносоциологов существует мнение о том, что при определении характера, содержания этнических миграций необходимо опираться на глобальное значение этнического фактора. Имеется ввиду, что этнической можно признать любую миграцию, поскольку любой миграционный поток состоит из людей, как представителей той или иной нации.

Нация – это совокупность граждан определенного государства; исторически устоявшаяся политически самостоятельная общность равноправных и полноправных индивидов (граждан), наделённых уникальной национальной идентичностью.

Этнические факторы миграции

Но если разбираться в содержании этнической миграции, то к ней нельзя отнести каждое переселение. Решающим фактором для выделения этнической миграции является действие многогранных этнических факторов, которые действуют фактически одновременно.

К подобным этническим факторам относят:

  • этнический состав населения и возможности национальной самоидентификации;
  • специфика межнациональных отношений и возникновение этнических конфликтов;
  • своеобразие этнических конфликтов, языковой и религиозной ситуации.

Все этнические факторы нередко действуют в тесной взаимосвязи с экономической ситуацией и другими влияниями из внешней среды. Этническая миграция связывается с механизмами самосохранения нации и этноса, как самостоятельного организма.

По мнению С.В. Рязанцева, при рассмотрении любого миграционного потока необходимо учитывать наличие этничности, как специфической характеристики, которая придает особенный вид и содержание миграционному процессу.

Таким образом, миграция является глобальным процессом и всегда связывается с этническим фактором, поскольку участники миграционных потоков являются представителями тех или иных этносов, наций, народностей.

Зелетрясения , вулканическая деятльность , сжатие, растяжение пород.

Я бы отправил их в Узбекистан или в Туркию. Узбекистан не зря в СССР был "госпеталем" туда отправляли раненных и тд . и темболее там есть исторические здания .

От соотношения количества атмосферных осадков и испарения зависит соленость поверхностных вод океана.Испарение увеличивает, а осадки уменьшают содержание солей.

Евразия.
Рельеф России весьма неоднороден и контрастен.Две трети территории России занимают равнины. Они преобладают в западной части страны.К востоку от Енисея территория приподнята. На юге и востоке азиатской части России поднимаются горы. Общий уклон поверхности направлен от подножий гор к побережью Северного Ледовитого океана, куда несут свои воды крупнейшие реки России: Обь, Енисей, Лена.Размещение основных форм рельефа - гор и равнин - связанно с их положением в пределах литосферных плит.

1.Угол между горизонтальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью наблюдаемого объекта (служит для определения местоположения светил, летательных аппаратов и др.).
2.Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимутназывается истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан, азимут называется магнитным. Имея компас, вы можете легко определить магнитный меридиан.

Аl. Как называют оболочку Земли, состоящую из живых организмов? 1) гидросфера 2) биосфера 3) географическая 4) атмосфера А2. Что

Вопрос: За последние годы в сельском хозяйстве России доля государственного сектора снизилась до 12\%. Более 50 \% продукции сел

объясните причины самых низких летних температур (на арктических островах) и самых высоких (в прикаспии).

20 баллов помогите плиз. напишите потухший вулкан его высоту и материк место-нахождения ; 3 группы островов образованных с по

Как изменилась бы абсолютная высота горы Джомолунгма если бы уровень Мирового океана повысился на 10 м и понизился на 12 м

Докажите что реки являются важнейшей геологической силой земли. Ответ подтвердите примерами даю 57 баллов!!Честно!!;

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

В связи с этим можно указать на то, что общность, выступающая в качестве гаранта, может быть как соразмерной человеку (т.е. доступной для прямой апелляции отдельного индивида ко всем членам общности), так и несоразмерной (т.е. недоступной во всей своей целостности для прямой апелляции к ней индивида). В качестве соразмерных человеку общностей выступают семья, род, клан, племя, землячество, с которыми он разделяет конкретные признаки идентичности в силу самого факта рождения в нем. Несоразмерные человеку общности, такие, как класс, народ, нация, государство, также способны предоставить человеку гарантии безопасности, обеспечить его защиту, но не в силу кровнородственных отношений, а под влиянием норм поведения, взаимоотношений между членами общности, которые существуют в виде ценностей, символов, обычаев, представлений и фиксируют права человека – члена данной общности, в т.ч. и право на защиту. Но, как отмечает С. Панарин, как частична в этом случае мера идентичности, так частична и защитная сила[97].




Для того чтобы человек мог бы в полной мере обеспечить доступ к получению права на безопасность, он должен заботиться не только о своей безопасности, но и групповой идентичности, групповой безопасности. Созвучность малой индивидуальной идентичности большой групповой является основным условием признания и защиты личности общностью. Человек испытывает органичную потребность в безопасности идентичности как своих индивидуальных качеств, так и качеств, которые не составляют его личное достояние, но в некоторых пределах разделяются им с общностями, к которым он принадлежит. В их число входит и этническая общность.

Стремление к безопасности групповой идентичности, и в особенности к безопасности этнокультурной идентичности, во многом аналогично стремлению к безопасности, характерному для национального государства. Многие национальные государства посредством ревностного отстаивания этнокультурной идентичности стремятся продемонстрировать заботу о безопасности своих граждан. Однако подобный способ обеспечения безопасности все чаще становится, наоборот, источником угрозы безопасности личности и общности, подрывает региональную и международную безопасность. За заботой о безопасности идентичности в ряде случаев скрывается беспокойство о сохранности этнокультурного наследия, которое служит средством для реализации националистических политических планов или для обоснования недемократических моделей политического устройства. В этом случае ревностно отстаиваемая идентичность приравнивается к ограниченной части культурно-исторического наследия или вовсе фальсифицируется.

Потребность в этнокультурной безопасности остро ощущается не везде, а главным образом в тех регионах мира, где процессы национально-государственного строительства, формирования нации и становления гражданского общества еще не вышли на завершающую стадию. К числу таких регионов относится и пространство бывшего СССР.

В странах—наследницах Союза проблема безопасности этнокультурной идентичности во многом не решена и для титульного большинства. Это справедливо даже по отношению к русским в России. Наиболее остро проблема безопасности этнокультурной идентичности стоит в СНГ и Балтии перед этническими меньшинствами. Угроза их идентичности проявляется трояким образом:

1) в виде угрозы прямого устранения меньшинств — путем их физического истребления (таков, например, опыт месхетинских турок), открытого насильственного изгнания (опыт азербайджанцев Армении) или скрытого, но активного выдавливания за пределы национальной территории (опыт русских в Азербайджане);

2) в виде постепенно реализующейся угрозы социального принижения меньшинств вследствие непредоставления им гражданства (опыт русских в Эстонии и Латвии), утраты доступа кпрестижным видам деятельности (опыт всех меньшинств без исключения), отрицания, замалчивания или искажения их вклада в историю и культуру титульных этноареалов (опыт русских в Центральной Азии, татар в Башкортостане);

3) в виде угрозы поглощения меньшинств — в результате принятия властью и поддержки титульным большинством курса на их ассимиляцию (опыт мингрелов в Грузии, таджиков в Узбекистане и т. д.).

Основываясь на признаке этнокультурного тождества/различия между ареалами, в которых располагаются пункты выбытия и пункты прибытия миграционных потоков, отечественный исследователь С. Панарин выдвигает следующую классификацию этнической миграции:

1) тип первый — миграция в пределах своего этнокультурного ареала;

2) тип второй — движение из чужого этнокультурного ареала в свой;

3) тип третий — движение из своего ареала в чужой;

В связи с этим можно указать на то, что общность, выступающая в качестве гаранта, может быть как соразмерной человеку (т.е. доступной для прямой апелляции отдельного индивида ко всем членам общности), так и несоразмерной (т.е. недоступной во всей своей целостности для прямой апелляции к ней индивида). В качестве соразмерных человеку общностей выступают семья, род, клан, племя, землячество, с которыми он разделяет конкретные признаки идентичности в силу самого факта рождения в нем. Несоразмерные человеку общности, такие, как класс, народ, нация, государство, также способны предоставить человеку гарантии безопасности, обеспечить его защиту, но не в силу кровнородственных отношений, а под влиянием норм поведения, взаимоотношений между членами общности, которые существуют в виде ценностей, символов, обычаев, представлений и фиксируют права человека – члена данной общности, в т.ч. и право на защиту. Но, как отмечает С. Панарин, как частична в этом случае мера идентичности, так частична и защитная сила[97].

Для того чтобы человек мог бы в полной мере обеспечить доступ к получению права на безопасность, он должен заботиться не только о своей безопасности, но и групповой идентичности, групповой безопасности. Созвучность малой индивидуальной идентичности большой групповой является основным условием признания и защиты личности общностью. Человек испытывает органичную потребность в безопасности идентичности как своих индивидуальных качеств, так и качеств, которые не составляют его личное достояние, но в некоторых пределах разделяются им с общностями, к которым он принадлежит. В их число входит и этническая общность.

Стремление к безопасности групповой идентичности, и в особенности к безопасности этнокультурной идентичности, во многом аналогично стремлению к безопасности, характерному для национального государства. Многие национальные государства посредством ревностного отстаивания этнокультурной идентичности стремятся продемонстрировать заботу о безопасности своих граждан. Однако подобный способ обеспечения безопасности все чаще становится, наоборот, источником угрозы безопасности личности и общности, подрывает региональную и международную безопасность. За заботой о безопасности идентичности в ряде случаев скрывается беспокойство о сохранности этнокультурного наследия, которое служит средством для реализации националистических политических планов или для обоснования недемократических моделей политического устройства. В этом случае ревностно отстаиваемая идентичность приравнивается к ограниченной части культурно-исторического наследия или вовсе фальсифицируется.

Потребность в этнокультурной безопасности остро ощущается не везде, а главным образом в тех регионах мира, где процессы национально-государственного строительства, формирования нации и становления гражданского общества еще не вышли на завершающую стадию. К числу таких регионов относится и пространство бывшего СССР.

В странах—наследницах Союза проблема безопасности этнокультурной идентичности во многом не решена и для титульного большинства. Это справедливо даже по отношению к русским в России. Наиболее остро проблема безопасности этнокультурной идентичности стоит в СНГ и Балтии перед этническими меньшинствами. Угроза их идентичности проявляется трояким образом:

1) в виде угрозы прямого устранения меньшинств — путем их физического истребления (таков, например, опыт месхетинских турок), открытого насильственного изгнания (опыт азербайджанцев Армении) или скрытого, но активного выдавливания за пределы национальной территории (опыт русских в Азербайджане);

2) в виде постепенно реализующейся угрозы социального принижения меньшинств вследствие непредоставления им гражданства (опыт русских в Эстонии и Латвии), утраты доступа кпрестижным видам деятельности (опыт всех меньшинств без исключения), отрицания, замалчивания или искажения их вклада в историю и культуру титульных этноареалов (опыт русских в Центральной Азии, татар в Башкортостане);

3) в виде угрозы поглощения меньшинств — в результате принятия властью и поддержки титульным большинством курса на их ассимиляцию (опыт мингрелов в Грузии, таджиков в Узбекистане и т. д.).

Основываясь на признаке этнокультурного тождества/различия между ареалами, в которых располагаются пункты выбытия и пункты прибытия миграционных потоков, отечественный исследователь С. Панарин выдвигает следующую классификацию этнической миграции:

1) тип первый — миграция в пределах своего этнокультурного ареала;

2) тип второй — движение из чужого этнокультурного ареала в свой;

Читайте также: