Почему комедию фонвизина недоросль изучают в школе

Обновлено: 06.07.2024

Благодаря образам отрицательных персонажей в комедии "Недоросль" мы очень хорошо понимаем, какими НЕ должны быть дети и их родители, как не надо воспитывать подрастающее поколение. Фонвизин - человек эпохи Просвещения, и пытается выразить идеалы разумного общества, все члены которого приносят ему пользу, а не стяжают себе материальные блага чинопоклонством и воровством, не прочитав при этом ни одной дельной книги.

И вот что удивительно: написана эта пьеса в конце 18 века (1779), а сейчас на дворе начало 21 века. И по факту никуда у нас не делось не сословное строение общества, ни новые недоросли из числа золотой молодежи (и даже не очень золотой). Так что идеалы разумного и бескорыстного общества и человека всё еще идеалы, а не реальность, к сожалению.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пинюгина Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории,

МОУ СОШ с.Хохотуй Петровск-Забайкальского района

Годы жизни и творчества Д. И. Фонвизина (1744(45)-1792) приходятся на время, которое в истории называют веком Просвещения. В России интенсивное развитие просветительские идеи получают во время правления Екатерины II . Главной своей задачей просветители считали воспитание и образование людей. Воспитывать в человеке самостоятельную личность, гражданина своей страны, учить понимать мир и самого себя просветители пытались и средствами искусства, в частности, это театр и литература. Несовершенство русского дворянского общества, его невежество и безнравственность изображены в пьесах драматурга Д. И. Фонвизина, активного сторонника идей Просвещения.

«Скотинин . А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Не завидная участь ожидала и Софью, если б ее выдали замуж за Скотинина:

Единственное его желание – жениться, причем он знает, что в жены ему готовят Софью – богатую наследницу. Именно мать ему внушила эту мысль. И все воспитание госпожи Простаковой сводится к тому, чтобы сын как можно меньше работал и как можно больше наживал денег. Показательна в этом отношении сцена обучения Митрофанушки, когда учитель математики Цыфирким спрашивает у Митрофана, как разделить на троих триста рублей. За Митрофана ответила его мать:

Госпожа Простакова, искренне думает, что заботится о Митрофанушке, каждое ее действие наполнено мыслью о сыне. В этом ее нельзя упрекнуть. Только в финале пьесы мы наблюдаем, как грубо отталкивает сын свою разорившуюся мать. Почему? Потому что Митрофан не умеет думать о других. Такие чувства как сострадание, милосердие, человечность в нем отсутствует вовсе. Вряд ли о них знала и сама Простакова, ведь ее обращение с мужем, с Софьей, со слугами очень грубое, ее первая реплика начинается с брани. Она ласкова только с сыном. Но сын, по примеру матери, формируется невежой и невеждой и потом, возможно, и его дети будут такими же. Стародум, наблюдая за семьей Простаковых, делает вывод:

Именно поэтому, согласно авторскому замыслу, так важно разорвать эту цепочку невежества. И прежде всего нужно стремиться к просвещению, то есть образованию и воспитанию. Необходимо познавать мир, людей, самого себя, учиться думать не только о своем благополучии, но о благополучии ближнего. Нужно воспитывать в себе человека, уважающего себя и другого человека.

Идеи русского Просвещения, прежде всего идеи образования и воспитания дворянства, были очень близки Фонвизину и нашли свое отражение в этой пьесе. Тема невежества, основные образы и замысел пьесы нам кажутся очень важными и сегодня, когда мы сталкиваемся с пробелами в образовании и воспитании школьников. Сатирически изображенные образы Простаковой, Скотинина и Митрофана отталкивают, вызывают презрения, но их пример, при вдумчивом и глубоком прочтении пьесы на уроке, должен привести молодого читателя – школьника к пониманию и осознанию важности своего образования и воспитания.

Если на плодотворнейший в истории русской литературы XIX школьной программой отводится почти два года, то XVIII был временем её младенчества как литературы светской и европейской. Читать её сложно, часто затруднительно из-за устаревшего языка, а понять проблемы, волновавшие авторов, и того сложнее.

Однако и тогда уже были талантливые литераторы, писавшие языком невычурным, хоть и богатым, и рассматривавшие проблемы общечеловеческие, не зависящие от эпохи. К их числу относится пьеса Д. И. Фонвизина "Недоросль". В современной школе её изучают в 8 классе. И хоть идеи просвещённой монархии остались позади, в далёком прошлом, вопрос о том, насколько человек хочет развиваться, остаётся всегда актуальным.

Пьесу Фонвизина "Недоросль" сейчас изучают в 8 классе. Например в учебнике "Литература 8 класс" Коровиной мы находим эту пьесу в качестве примера литературы 18 века. Она идет сразу за изучением повести "Шемякин суд" и как раз перед изучением басен Крылова.

Но также это произведение проходят и в 9 классе. Например в учебнике Курдюмовой мы встречаем Фонвизина сразу после "Памятника" Державина и перед Карамзиным.

В таблице персонажи разделены, для удобства восприятия, на положительных и отрицательных персонажей.


Митрофан





Персонажи положительные:




Насколько мне помнится, произведение "Гроза" А.Н. Островского, в наших школах, дети проходят в 10 классе. Раннее считалось, что данная драма, занимает особое место в творчестве писателя. Поговаривали, что это довольно решительное произведение того времени.


Перед нами произведение классицистское, авторы которых на мелочи не разменивались. Любой сюжет, разыгранный в самых камерных декорациях, иллюстрировал проблему общечеловеческого или хотя бы государственного масштаба. Поэтому г-жа Простакова хотя и выступает лишь маменькой великовозрастного провинциального балбеса, является олицетворением каких-то более серьёзных отрицательных явлений, стоявших на пути процветания государства Российского. Без иронии, ибо она - для постмодернизма, а перед нами классический образец классицизма.

Функция образа мадам Простаковой - в объяснении, откуда балбесы берутся, ибо Митрофанушка - плод её воспитания.

Перед нами властная женщина, муж которой - типичный подкаблучник, Фонвизин даёт это понять сразу, как и то, что закосневшее самодурство - отличительная черта героини. Ведь и девичья фамилия её - Скотинина, Простаковой она стала уже по мужу, обе фамилии, как было принято у классицистов-драматургов, говорящие.

Пьеса начинается с придирок к новому кафтану Митрофана. Самоучка-портной пошил "на глаз" - это плохо, но и учиться ему не позволено.

ZdPI9CrQUHuoVhHoic5GRM30UZd0oD5.jpg

Дальше становится лишь хуже - мы узнаём о том, что дядюшка воспитанницы Софьи, о котором давно не было известий, жив. В "Недоросле" речь идёт о дочери покойной свекрови Простаковой, поскольку та называет её "сватьёй". По идее, Софья должна быть сестрой г-на Простакова, но никто не говорит о ней в таком качестве, лишь как о племяннице Стародума. Вопрос о том, не перемудрил ли Фонвизин, решается просто: он создал образ девушки, которая вроде и родня, но дальняя и беззащитная, поэтому отношение к ней потребительское, а положение поднеольное.

cSGtjUOzx4zjOx68rAjdD5P3YbewwmIx.jpg

Можно цитировать всё, что говорит персонаж, и ни одна ситуация, ни одна идея, высказываемая г-жой Простаковой не скажет в её пользу. Самовлюблённое невежество, не желающее считаться ни с чем, даже с очевидным, кроме своего желания - такова г-жа Простакова. Прекрасную характеристику дал ей П. А. Вяземский:

B8mGTlhmMITgSrrjklIf1dAdGWVcWZB.jpg

DoyxksueyZ9R7wdnDVhjgQzh2y23L.jpg

текст при наведении

А. Г. ВАРНЕК. ПОРТРЕТ А. Н. ОЛЕНИНА

Якобы до 18 лет этот человек был полным невежей, тратил время зря, совершенно не желая учиться.

Людская фантазия разыгралась настолько, что была придумана целая история об исправлении лентяя и неуча и превращении его в образованнейшую личность своего времени. Говорили, что прототип Митрофана, человек, принадлежащий к старинному дворянскому роду (его мать – из рода князей Волконских), рос как бурьян в степи, во вседозволенности, – был предоставлен самому себе, так как его отец, полковник лейб-гвардии в отставке, воспитанием отпрыска не занимался.

Молва приписывает современникам Фонвизина свидетельства о том, что А. Оленин, узнав себя в Митрофанушке и посмотрев на себя, благодаря комедии, со стороны, был сильно потрясен и устыдился своего невежества и безделья, в результате чего получил стимул для собственного образования и воспитания.

Легенда, как известно, произведение, созданное народной фантазией, в котором правда сочетается с вымыслом, причём зачастую это сочетание таково, что трудно становится отличить, особенно сквозь годы, что было на самом деле, а что придумано.

Попробуем разобраться в том, что было, а чего не было.

Нет никаких достоверных сведений о том, когда именно и при каких обстоятельствах Алексей Николаевич познакомился с комедией Фонвизина, а предположить, что он о ней ничего не знал, тоже сложно, так как Оленин был человеком начитанным, знал литературу, сам занимался научной и литературной деятельностью.

Следовательно, образ Митрофанушки, Митрофана Терентьевича Простакова, следует, на мой взгляд, считать собирательным образом, так как людей, проявлявших особые успехи в учёбе, воспитанных и тактичных, как А. Н. Оленин, было, конечно много, но всё же гораздо больше было (и сейчас есть) тех, кто предпочитает бесцельное времяпрепровождение, крайне ленив в учёбе, груб, жесток, изворотлив, как Митрофан.

текст при наведении

О. А. КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА ОЛЕНИНА. Это второй сын Алексея Николаевича (у него было 3 сына и 2 дочери). Как это ни странно, но многие учителя демонстрируют на уроках именно этот портрет, говоря о прототипе Митрофана.

Пьеса Фонвизина была написана во времена эпохи Просвещения. На тот момент искусство исполняло определенную функцию: оно должно было воспитывать. Денис Фонвизин написал классическое произведение современной ему эпохи.

Одна из главных героинь пьесы барыня Простакова совсем непросвещенная. Ни она, ни ее муж, ни ее брат не знают грамоты, не умеют считать и писать. Они думают, что это все в жизни не пригодится, без этого можно прожить. Главное – иметь деньги. Тот, кто богат – для них в почете, бедный – хуже животного. Скотинин, брат Простаковой, очень любил свиней. Он даже хотел жениться на Софии, чтобы заполучить этих животных.

Простакова тем не менее пытается дать образование сыну Митрофану. Дело не в том, что она меняет свои взгляды на просвещенность, просто на тот момент получать образование было модно. И все же Митрофан так и не смог познать науку. Из-за своей непросвещенности мать подбирает ему учителей-неуков, которые и сами на самом деле ничего не знают. Эта барыня все измеряла в деньгах. Простакова считала, что чем больше она заплатит преподавателю, тем лучше он научит ее ребенка.

Впрочем, мать не очень заботило качество образования Митрофана. Она часто вламывалась на уроки, слушала задания для сына и перечила учителям, ведь, по ее мнению, все это Митрофану в будущем не понадобится. Однажды она услышала задание по арифметике, где нужно было посчитать количество отданных денег. Ее реакция была мгновенной: Простакова тут же сказала сыну, чтобы никому не отдавал никаких денег. Эта сцена показывает всю глубину ее темноты и непросвещенности.

Естественно, что здесь можно увидеть не только одну проблему воспитания. И все же именно она становится центральной, потому что все остальные сводятся именно к этой проблеме. Родители для детей являются самым лучшим примером. Ребенок всегда подражает своему отцу или же матери. Митрофан не хотел учиться. Это и понятно, ведь мы видели отношение его матери к образованию. Проблема не только в том, что этот мальчик вырос непросвещенным, темным, но и в том, что его родители тоже невежды.

Фонвизин боролся с непросвещенностью России. Он считал, что настоящими руководителями смогут стать только те дворяне, которые были воспитаны в строгих правилах. Именно это, по мнению автора, позволит им быть более мягкими и гуманными по отношению к своим слугам.

Если бы старшее поколение дворян имело хорошее воспитание, то они никогда бы не позволили себе плохо относиться к другим людям, даже если те ниже их по чину. Если бы они жили в мире со своими слугами, считались с их проблемами и нуждами, то и крепостные отвечали бы им совестной работой и преданностью. А это в свою очередь точно имело бы благотворное влияние на развитие всей страны.

Фонвизинская комедия, названная в честь недоросля, не желающего учиться, учит тому, что выглядеть как Митрофанушка – смешно и глупо. А чтобы не выглядеть как Митрофанушка, нужно пользоваться возможностью получать образование, не лениться и делать все возможное, чтобы получить как можно больше новых знаний. Д.И. Фонвизин показывает, как глуп Митрофанушка, что он не сможет добиться в жизни высоких целей из-за своей необразованности. Комедия учит тому, что быть образованным – хорошо, а не плохо, как думал Митрофанушка и его родители.

Учит фонвизинская комедия также тому, что мировоззрение человека во многом зависит от родительского воспитания. Драматург показывает, что поведение Митрофанушки – следствие воспитания, точнее даже – следствие отсутствия родительского воспитания. Комедия учит как старшее поколение, так и младшее поколение, которым только предстоит стать взрослыми и вырастить детей, тому, что ребенку нужно давать должное воспитание, чтобы он вырос хорошим человеком, живущим в соответствии с нравственными принципами.

Поведение Митрофанушки вызывает отвращение. Комедия учит тому, что нельзя относится к окружающим людям с пренебрежением и жестокостью. Вне зависимости от возраста, степени родства и социального положения нужно относиться ко всем людям по-доброму. Д.И. Фонвизин учит тому, чтобы не относится к окружающим, как к скоту, как это делали Простаковы и Скотинин.

Жизненные принципы положительных персонажей Стародума, Правдина, Милона и Софьи учат жить в соответствии в нравственными ценностями. К таким относятся правда, справедливость, честность, чувство собственного достоинства. Поднимая проблему службы, Д.И. Фонвизин учит тому, что нужно ценить, уважать и любить Отечество, в первую очередь думать не о собственном благе, а о благе Родины.

Комедия учит тому, что душевное богатство намного важнее, чем богатство материальное. Не важно, сколько у человека денег или какое он занимает положение в обществе, важно, чтобы у него была чистая и добрая душа. В человеке нужно ценить его внутренние качества.

То, что тираны Простаковы были наказаны тем, что их имение перешло под опеку Правдина, учит тому, что за каждые поступки человек рано или поздно будет отвечать. Правдин намекает Скотинину, что если тот продолжит также жестоко относиться к своим крепостным, отвечать придется и ему. Финал комедии заставляет верить в то, что добро все же победит зло.

Читайте также: