Почему государство поддерживает различные формы образования и самообразования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Разобрав в чем заключается суть и значение правового регулирования в сфере образования, каким образом государство гарантирует право на образование, с формировать положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием.

ВложениеРазмер
regulirovanie_otnosheniy_v_sisteme_obrazovaniya.docx 241.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правовое регулирование отношений в системе образования

Цель урока: совместно с обучающимися в ыяснить, в чем заключается суть и значение правового регулирования в сфере образования, каким образом государство гарантирует право на образование. Сформировать положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием.

Реализация педагогических целей

I Проверка домашнего задания

Задание№1 Проверка знания терминов проводится на каждом уроке. Для этого готовятся памятки с перечнем терминов по каждому изучаемому блоку, которые необходимо запомнить. В таблице представлены термины, знание которых проверяются на данном уроке.

Духовная сфера общества

Сфера общественной жизни, включающая науку, образование, культуру, религию, главной функцией которой является производство и потребление духовных благ.

Деятельность, направленная на создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей.

Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

Закон об образовании

Федеральный закон от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.), закрепляющий права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяющий основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями.

Право на образование

право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами, закрепленное Конституцией РФ (ст. 43)

Задание№2 – Для более глубокого погружения в смысл понятий проверяется домашнее задание по самостоятельному поиску информации о происхождении слов, а на уроке разбирается задание через наводящие вопросы. Этимология поможет нам

Найти значение словам

Этимология (греч. etymología, от étymon — истинное значение слова, этимон и lógos — слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. Термин введён античными философами более 2 тыс. лет назад.

1.Из какого языка заимствовано слово?

2. Как в настоящее время в законе уживаются норма, обязательная для исполнения и традиция?

Задание№3 – Объясните, как вы понимаете суть приведенных высказываний.

Задание – тренировка К ЕГЭ дает сноровку

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.

Марк Твен (писатель)

Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.

Виктор Гюго (писатель)

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Адольф Дистервег (немецкий педагог)

II Объяснение нового материала

  1. Законодательство в сфере образования
  2. Право и обязанность

Объяснение первого вопроса плана

Через демонстрацию презентации на интерактивной доске учитель объясняет, что основные направления государственной политики в области образования на определенный срок формулируются в Федеральной программе развития образования.

Далее учитель, используя схему, разбирает вместе с учащимися постулат о многоуровневом законодательстве в системе образования.

Законодательство в сфере образования

Федеральные законы (действующие на всей территории России)

Законы субъектов (действующие на территории республики, области, края)

Законы, нормативные акты о различных образовательных программах

Законы Волгоградской области

Объяснение второго вопроса плана

• Чтобы теория доступна стала,

Примера очередь настала…

- Какова роль образования в обществе согласно этой пословице?

- Согласны ли вы с такой оценкой?

- Почему государство, главной функцией которого является обеспечение порядка в обществе, берет на себя обязательства по обеспечению обязательного общедоступного образования, хотя это очень большие расходы?

Задание №2 - Работа с документом. На основании ст.43 Конституции , ответить на вопросы . Ты осознай всю значимость момента,

И начинай работать с документом …

- Кто имеет право на образование?(все)

-Что означает право на образование? (гарантируется общедоступность и бесплатность)

-Какое образование является обязательным?(основное общее)

-Кто несет ответственность и обеспечивает получение детьми основного общего образования?(родители или лица, их заменяющие)

-Почему государство поддерживает различные формы образования и самообразования?

Задание №3 - Работа с документом. На основании извлечения из текста ФЗ, ответить на вопросы и занести ответы в таблицу в течение ограниченного времени(5 минут). Количество баллов, выставляемых за задания, зависит от полноты и правильности ответа. Ты осознай всю значимость момента,

И начинай работать с документом …

Извлечение из Закона об образовании Глава II. Система образования Статья 19. Общее образование

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

До достижения, какого возраста применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу требование обязательности общего образования

Ответ: до 18 лет

Обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования при условии 3 обстоятельств, установленных законом. Назовите их.

1.По согласию родителей (законных представителей)

2.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

3.Органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования

С достижения, какого возраста начинается обучение детей в образовательных учреждениях?

Ответ: шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья

Перечислите уровни образовательных программ

Ответ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

Сколько ступеней включает в себя общее образование?

За что по решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет?

Ответ: за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения

В течение какого времени комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

Ответ: в месячный срок

На основании, каких 2-х обстоятельств, закрепленных в законе, общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

1. при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности

2. только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей)

III Закрепление изученного материала.

Задание№1 Верны ли суждения?- К онтроль по усвоению понятий и пройденной темы содержит 6 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых верный. Вопросы теста помогают нам понять,

1.Верны ли следующие суждения о получаемых в школе знаниях?
А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.
Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
3

1.Верны ли следующие суждения о получаемых в школе знаниях?
А. Знания, получаемые в школе, не должны соответствовать современным научным представлениям.
Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
2

2. Верны ли следующие суждения о развитии образования?
А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.
Б. В развитии образования не проявляется тенденция к интернационализации.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
1

2. Верны ли следующие суждения о развитии образования?
А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.
Б. В развитии образования проявляется тенденция к интернационализации.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
3

3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Формой самообразования является заочное обучение.
Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
3

3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Формой самообразования является экстернат.
Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня культуры.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
3

4. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, но не происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
1

4. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
4

5. Верны ли следующие суждения о получении основного образования?
А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
3

5. Верны ли следующие суждения о получении основного образования?
А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
3

6. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

А. начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Б. начальное, основное, среднее (полное) образование
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
1

6. Общее образование является:

А. не обязательным

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
2

Задание№1 Работа с художественным произведением

Шедевр искусства пред тобой,

Займись работой над собой!

Эпиграф: Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь В.О.Ключевский

Картина Н. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе Русский музей 1895.

  1. Опишите картины.
  2. Найдите персонаж, объединяющий картины.
  3. Почему в качестве эпиграфа, иллюстрирующего эти произведения Н. Богданова-Бельского, взяты слова В.О.Ключевского?

Картина Н. Богданов-Бельский. 1896 год. Третьяковская галерея " В народной школе С.А. Рачинского. Устный счет.

На картинах Н. Богданова-Бельского изображена деревенская школа XIX века. Учитель, изображенный на обеих картинах — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

Список использованной литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой статус родителей в системе образования
Правовой статус родителей в системе образования


Тест "Правовое регулирование общественных отношений"

тест с ответами.

Правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативных правовых актах

В статье рассмотрены аспекты правового регулирования мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на федеральном и региональ.


Правовое регулирование права ребенка на родной язык в системе образования

Конституция РФ ст. 68, провозглашая государственным языком на всей территории страны русский язык, одновременно гарантирует всем ее народам право на сохранении родного языка, создании условий для его .


Разработка урока по теме "Правовое регулирование отношений в сфере образования"

Данный материал является методической разработкой к уроку обществознания в 9 классе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. В разработку урока входит презентация-шаблон, материалы для самостоятельной работы с Н.

1. Положения статьи 43 Конституции полностью соответствуют международным стандартам в сфере образования, в том числе статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В указанном Пакте подчеркивается, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования.

Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.

2. Государство, согласно части второй статьи 43, гарантирует гражданам Российской Федерации получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование - это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. А в 10, 11 классы предполагается прием учащихся по их желанию.

Содержание образования определенного уровня и направленности обусловлено соответствующими программами: дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; начального и среднего профессионального образования и т.д. Эти программы должны соответствовать государственным образовательным стандартам.

Реализуются перечисленные программы в следующих образовательных учреждениях: дошкольные (детские сады), общеобразовательные (школы, лицеи, гимназии), начального и среднего профессионального образования (профессионально-технические училища и иные виды подобных учреждений); учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии и т.д.

Следует отметить, что наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускаются организация и деятельность негосударственных учреждений - частных школ, а также образовательных учреждений, создаваемых общественными и религиозными объединениями.

4. С точки зрения конституционных обязанностей граждан Российской Федерации обязательным для каждого является основное общее образование; в настоящее время это девять классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. По завершении основного общего образования осуществляется государственная аттестация учащегося, т.е. при успешном окончании обучения выдается аттестат государственного образца, что дает право продолжать обучение для получения среднего (полного) общего образования либо среднего профессионально-технического образования.

Законом предусмотрено, что требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста.

В связи с обязательностью основного общего образования родителям или лицам, их заменяющим, вменяется в обязанность обеспечить получение детьми такого образования. При этом названный Закон допускает возможность семейного образования, т.е. обучения ребенка вне образовательного учреждения, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке.

5. Чтобы обеспечить высокий уровень образования, в Российской Федерации законодательно закреплено введение государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты и их компоненты утверждаются на федеральном уровне соответствующими центральными органами исполнительной власти.

Чтобы реализовать право на образование, гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично возмещает расходы на их содержание в период получения образования. Категории граждан, которым оказывается такая помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Родители несовершеннолетних детей имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать права и интересы ребенка. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Помимо несоответствия основного федерального закона об образовании Конституции РФ, имеется и базовое несоответствие Конституции РФ Конвенции о правах ребенка ООН, в которой обязанность обеспечить образование ребенка накладывается на государство, а не на родителей. Фактически, если в советское время перед началом учебного года работники школ или отделов образования обходили семьи и записывали в первый класс всех детей, достигших семилетнего возраста, то теперь о поступлении ребенка в школу должны заботиться только родители. В том случае, если родители в силу невозможности или нежелания не отдадут ребенка в школу, его право на образование может остаться нереализованным.

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.




3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

1. Каждый имеет право на образование. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13).

2. гарантируется общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях.

Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Родители несовершеннолетних детей имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать права и интересы ребенка. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Помимо несоответствия основного федерального закона об образовании Конституции РФ, имеется и базовое несоответствие Конституции РФ Конвенции о правах ребенка ООН, в которой обязанность обеспечить образование ребенка накладывается на государство, а не на родителей. Фактически, если в советское время перед началом учебного года работники школ или отделов образования обходили семьи и записывали в первый класс всех детей, достигших семилетнего возраста, то теперь о поступлении ребенка в школу должны заботиться только родители. В том случае, если родители в силу невозможности или нежелания не отдадут ребенка в школу, его право на образование может остаться нереализованным.

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Судебная практика по статье 43 Конституция РФ:

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и устанавливающих иной перечень вступительных экзаменов в аспирантуру, не имеется. Утверждение заявителя о том, что статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует получение послевузовского профессионального образования, не соответствует содержанию данной нормы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения. В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Читайте также: