Почему евреи расселились по всему миру кратко

Обновлено: 07.07.2024

Не могли бы вы подробнее рассказать о том, правильно ли я ответил, и, конечно же, вообще выразить мнение по этому вопросу? Это будет приоритетным!

Заранее благодарю вас за ответ! С уважением, Зэев

Отвечает рав Арье Гальчук

Думаю, можно разделить вопрос Вашего знакомого-христианина на две части:

1) Почему наказанием еврейскому народу стало именно изгнание?

2) Почему изгнание продолжается так долго — уже почти две тысячи лет?

На самом же деле ясные предсказания и об изгнании еврейского народа, и о его возвращении есть в Торе (см., например, Дварим 30:1-14). И книги пророков полны словами утешения о возвращении евреев на свою Землю. Нам с Вами уже повезло стать свидетелями исполнения многих из таких пророчеств.

Теперь же давайте попробуем ответить на Ваши вопросы по существу. Ясно, что изгнание является не столько наказанием, сколько исправлением и подготовкой к будущему Избавлению.

Приведу Вам такой пример. Известно, что в каждой стране сформировалась своя школа изучения Торы. Метод мудрецов Испании кардинально отличается от методов школы тосафистов Франции, хотя мудрецы Испании были их учениками. Нельзя даже сравнить метод скрупулезного анализа текста (ийун), отличающий мудрецов Туниса, с пильпулем мудрецов Польши и Галиции.

Все это многообразие стало возможным лишь потому, что евреи побывали в разных странах, впитывая в каждой стране всё то хорошее, что она может дать. И пока эта задача не будет выполнена, пока не будут собраны все потерянные искры святости, освобождение не придет.

Но, поскольку изгнание является также подготовкой к грядущему Избавлению, ясно, что чем грандиознее будет Избавление, тем дольше должна быть подготовка. Именно поэтому наше изгнание тянется так долго. Это показывает, каких необыкновенных чудес нам нужно ждать в будущем. Остается лишь пожелать нам с Вами удостоиться увидеть эти чудеса своими глазами.

Как и почему евреи расселились по миру

После освобождения из египетского рабства евреи пришли в Эрец-Исраэль, где создали собственное государство. В дальнейшем, до определенного момента времени за пределами своей страны проживали, да и то, по большей части временно, лишь купцы.

Но потом случилось так, что евреям, и, как правило, не по собственной воле, пришлось переселяться в другие регионы. Так начали образовываться зарубежные еврейские диаспоры. Постепенно сложилось так, что они по численности превысили число иудеев, живущих на исторической родине. Вот основные вехи этого процесса.

В VI столетии до н.э. в центре Азии начало доминировать Вавилонское царство. В процессе своего расширения вавилоняне, руководимые царем Навуходоносором II, дошли до государств Ближнего Востока. Тогда добычей Вавилона стала Иудея. Используя наработки своих предшественников ассирийцев, вавилоняне также начали переселять порабощенные народы на другие, подконтрольные им земли. Эти насильственные выселения евреев в метрополию продолжались в течение 16 лет.

Однако, несмотря на оторванность от исторической родины, иудеи в Вавилонии сумели сохранить свою самобытность. За десятилетия там сформировалась мощная еврейская диаспора. Она настолько прочно встроилась в существующие структуры Вавилонского царства, что даже когда в 539 году до н.э. уже новый правитель региона персидский царь Кир Великий освободил евреев из плена, далеко не все они возвратились в Эрец-Исраэль. Так появилась первая крупная еврейская диаспора.

Новая волна еврейской эмиграции случилась двумя столетиями позже. В Европе появился новый завоеватель Александр Македонский, начавший строительство собственной империи, и в ходе которого покорил Иудею. Хотя сам процесс встраивания Иудейского царства в состав империи Александра прошел мирно, а его жители получили тогда массу преференций, некоторая часть из них сочла нужным переселиться. Так появились крупные еврейские диаспоры в городах Александрия и Антиохия.

Период новой насильственной эмиграции наступил в пору расширения Римской империи. В 63 году до н.э. на Ближний Восток двинулся походом Гней Помпей Магн, в ходе которого покорил Сирию и Иудею. После захвата Иерусалима, сопровождавшегося большими жертвами среди защитников города и Иерусалимского храма, в Рим отправился огромный караван награбленных ценностей и рабов.

Впрочем, пленники из Иудеи оказались неважными рабами, и впоследствии значительную часть из них владельцы отпустили на вольные хлеба. Еще некоторое количество невольников из Иудеи получили свободу после их выкупа еврейскими купцами. В результате количество иудеев, свободно проживавших в Риме, достигла довольно значительной величины. Подтверждает это такой факт. В 4 году до н.э. в Рим из Иудеи прибыла официальная делегация. Собратьев встречала группа местных евреев количеством не менее 8 000 человек.

К концу II века практически все Средиземноморье было поглощено Римской империей. С этого времени все, кроме Вавилонии, места компактного проживания евреев оказались во внутренних регионах Рима. Это позволило им начать свободно перемещаться по территории, создавая новые общины. Спустя еще пару столетий, когда Римская империя официально перешла из язычества в христианство, евреи потянулись на запад, в будущие Испанию и Францию, а уже оттуда направились в сторону Балтики, создавая общины на германских землях.

После того как в VII столетии возник ислам, мусульмане начали быстрое продвижение по бывшим ранее христианскими регионам. У большинства еврейских общин просто не было выбора: они остались на местах проживания, приспосабливаясь к новым реалиям. Однако часть все же отступила вглубь азиатского и африканского континентов, образовав общины в Индии, Китае и Эфиопии. Уже в наше время племя фаллашей было вывезено из Эфиопии в Эрец-Исраэль.

В период Средних веков культуры европейских народов начали оказывать значительное влияние на еврейские общины. В результате на континенте сформировались две соперничающие между собой группы: сефарды и ашкеназы. Первые больше опирались на общины Испании, Португалии и до некоторой степени Италии. Во вторую группу вошли евреи, жившие в Германии.

После изгнания иудеев в 1492 году из Испании, а потом и из Португалии, значительная часть сефардов перебралась в Турцию, начав расселяться на подконтрольных османам землях Северной Африки, Южной Европы и в Палестине. Примерно в это же время ашкеназы начали мигрировать на восток, заселяя страны Центральной и Восточной Европы. Наибольшее количество их осело в Польше, в которой на тот момент времени для них сложились максимально комфортные условия.

К началу XIX столетия основная часть иудеев проживала на территории Европы. Но в это время уже началось массовое переселение людей в Америку, и евреи также потянулись туда. Еще большее их количество начали выбирать жизнь за океаном на переломе XIX и XX столетий, когда в Восточной Европе участились случаи антисемитизма. Тогда, примерно за 30 лет, из Восточной Европы преимущественно в США выехало более 2,75 миллионов евреев. Приметой того времени стало начало их постепенного возвращения в Эрец-Исраэль.

После Первой Мировой войны в Европе все прогрессировал антисемитизм. Из-за этого большая часть еврейского населения европейских стран старалась покинуть континент. С 1932 по 1939 год оттуда выехало свыше полумиллиона евреев, причем около половины из них направились не за океан, а в Палестину.

После прихода к власти в Германии нацистов ее покинуло до 300 тысяч евреев. Однако многие из них остались в Европе, не найдя возможности выехать в Америку или Палестину. По большей части их участь оказалась печальной. После начала Второй Мировой войны на всех территориях, оккупированных Германией и ее союзниками, началось массовое истребление еврейского населения. К 1945 году в Европе погибло не менее 6 миллионов евреев. Те же, кто выжил, по окончании войны предпочли покинуть континент. К счастью, в 1948 году было образовано Государство Израиль, после чего значительная часть евреев из диаспоры смогла переселиться на историческую родину.

Еврейский народ пережил много периодов изгнания с исторической родины. В течение многих столетий судьба евреев зависела от терпимого или нетерпимого к ним отношения. Первое изгнание относится к VI столетию до н.э., когда Иерусалим был захвачен вавилонянами и плененных евреев увели в Вавилон. Хотя часть народа вернулась, многие остались и начали мигрировать дальше в центральные районы Азии.

Иудаизм под владычеством греков и римлян

В результате нашествия греков под предводительством Александра Македонского в 332 г. до н.э. еврейское государство прекратило свое существование, и многие евреи эмигрировали в греческие города, такие как Антиохия и Александрия. Иерусалим был дважды разграблен римлянами, в 70 и в 124 гг. н.э. Оба раза евреи были вынуждены покинуть родину.

К 200 году регионы Средиземноморья, где проживали евреи, оказались полностью внутри Римской империи, хотя еще оставались места компактного проживания евреев за ее пределами в Вавилонии. К 400 г. Римская империя стала в основном христианской, и многие евреи перебрались в Испанию и на север Франции. С возникновением ислама в VII столетии и быстрой его экспансией в последующие века многие регионы, бывшие ранее христианскими, попали под влияние ислама. Хотя большинство евреев проживало на территориях, где господствовали христианство или ислам, часть общин оказалась в Индии, Китае и Африке. Единственная африканская группа, сохранившая на протяжении столетий еврейское самосознание, — это фаллаши из Эфиопии.

Средние века

В средние ка еврейские общины в Европе испытывали большое влияние культур, в среде которых они очутились. В результате образовались две группы с несколько отличающимися религиозными обычаями. Живущие в Германии и мигрировавшие далее в Центральную и Восточную Европу получили название ашкеназы (ед. число ашкенази), а евреев Испании и Португалии стали называть сефардами (ед. число сефарди). В 1492 году сефарды были изгнаны из Испании.

Некоторые из них перебрались в Европу, другие в Северную Африку, но в Иерусалиме. большая часть оказалась в Турции и в других странах Восточного Средиземноморья под владычеством Османской империи.

Евреи в современном мире

К 1800 году большая часть еврейского населения проживала в Европе, но в XIX и XX столетиях произошли самые значительные изменения в расселении евреев. Между 1881 и 1914 гг. более 2,75 миллиона евреев покинули Восточную Европу и переселились, главным образом, в Америку, Южную Африку и Новую Зеландию. В Европе нарастал антисемитизм, и между 1932 и 1939 гг. ее покинули еше более 500 тысяч евреев, причем более 46% обосновались в Палестине.

С началом Второй мировой войны в 1939 году евреи утратили свободу передвижения. За время войны в Европе погибло 6 миллионов евреев. После войны сотни тысяч лишились своих домов, и многие решились начать новую жизнь в государстве Израиль, которое возникло в 1948 году.

Холокост (катастрофа)

Скульптура в Музее холокоста

Вскоре после прихода к власти правое крыло гитлеровской антисемитской Национал-социалистской рабочей партии добилось того, что евреи утратили гражданские права, им было предписано носить желтую повязку как знак принадлежности к еврейству. Давление на евреев все усиливалось. До 1939 года 300 тысяч евреев покинули Германию. Захват нацистами Польши ознаменовал начало Второй мировой войны. Евреи, оставшиеся в Германии и проживавшие в Польше и других странах, оккупированных нацистами, не имели возможности бежать.

Концентрационные лагеря

Памятники холокоста

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит – еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

история еврейского народа

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится сыном Ною), он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В землях Ханаана Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф – новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в столицу Египта выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в Ветхом Завете показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из Египта. История еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

    ;
  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

история еврейского народа для детей

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

история еврейского народа из библии

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

история еврейского народа в ветхом завете

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери земли обетованной, как и нет ни одной страны в наше время, где не существовало бы еврейской диаспоры.

история еврейского народа в россии

История дома израилева

…Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе. ( Второзаконие 32:7)

Эпоха патриархов

Предки семитских народов вели кочевой образ жизни. Не имея собственной земли, они странствовали вместе с семьями, имуществом и стадами по территориям Древнего Востока и время от времени становились лагерем вблизи городов. Иногда кочевники оседали надолго и тогда, заручившись покровительством местных царьков, приобретали в городских предместьях участки земли. Вероятно, такую полуоседлую жизнь вел и Фарра, отец Авраама — легендарного еврейского патриарха.

На протяжении всей своей долгой жизни (175 лет) Авраам не сближается и не роднится ни с одним из местных языческих племен. Когда приходит пора женить сына Исаака, он шлет свата в Харран, чтобы найти невесту из среды родичей.

Дело Авраама продолжил другой его внук, Иаков, младший сын Исаака и любимец Ревекки. Он взял в жены своих двоюродных сестер — Лию и Рахиль, а также их служанок — Баллу и Зелфу и произвел от них 12 сыновей — родоначальников 12 колен (племенных объединений) Израилевых. Иосиф, сын Иакова от красавицы Рахили, пользовался особым расположением отца. Братья, побуждаемые чувством зависти, за 20 серебренников продали Иосифа в рабство измаильтянам, и те отвели юношу в Египет.

Преданный братьями и разлученный с любящим отцом, Иосиф мог полагаться лишь на собственные силы. И он сумел не только выжить в чужой стране, но и сделать такую головокружительную карьеру, которой позавидовал бы и родовитый египтянин. Благодаря природному уму, административному таланту и особому дару предвидения Иосиф стал правой рукой фараона и первым чиновником Египта. Возвышение еврея было делом невиданным для этой страны, но этот еврей стоил возвышения. Он осуществил масштабные преобразования в сфере управления Египтом, обогатил казну, провел аграрную реформу и обеспечил продовольственную безопасность государства на долгие годы.

Историки воспринимают версию о 400-летнем пребывании евреев в Египте скептически: в настоящее время нет убедительных данных в ее пользу. Однако вряд ли это имеет существенное значение для понимания того, о чем говорится в Книге Бытия. Священная история любого народа всегда опирается на миф, то есть на реальность более высокого порядка, чем исторический факт.

Спустя 7 недель после исхода из Египта странники подошли к горе Синай. Там произошло центральное событие в священной истории иудаизма: Яхве призвал Моисея и через него даровал Израилю Десять Заповедей и Тору. Синайское Откровение считается моментом возникновения иудаизма как национальной религии. В пустыне народ Яхве построил первую скинию, или мишкан, — переносной молельный шатер, ставший прообразом будущего Храма и синагог. Самым священным предметом в скинии был Ковчег Завета, место земного пребывания Яхве — ларец, в котором хранились две каменные скрижали (плиты) с высеченными на них Заповедями.

Моисею не было суждено войти в Ханаан. Он умер, когда Земля обетованная уже виднелась вдали. Завоевание Святой земли возглавил преемник Моисея, пророк Иегошуа (Иисус Навин).

Эпоха Судей

Несколько столетий ушло на освоение новой территории, право на которую приходилось отстаивать в сражениях против воинственных соседей (хеттов и египтян), а также против коренного ханаанского населения. Израильтян окружали народы, близкие ему по происхождению (моавитяне, аммонитяне, арамеи), и древние аморейские государства Гешур и Мааха. Каждое из 12 колен Израилевых получило в Ханаанской земле свой надел, и эти территориально-племенные рамки были закреплены на много веков.

С этим центром связана судьба Самуила — судьи и пророка, при котором в Израиле впервые установилась царская власть. Семья будущего пророка ежегодно совершала паломничество в храм Шило, а сам Самуил с детства воспитывался и жил в храме.

Как правило, судьи проводили мобилизацию только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу XI в. до и. э. филистимляне, закрепившись на плодородной прибрежной полосе Ханаана, были готовы к тому, чтобы полностью завоевать страну. Опасность сплотила еврейские племена и ускорила процесс превращения союза колен в единое государство.

Народ обратился к Самуилу, достигшему преклонных лет, с просьбой поставить над Израилем достойного царя. Выбор пал на храбреца Саула, который стал первым израильским монархом (примерно в 1030 до и. э.), объединил военные силы всех колен и выступил против филистимлян.

Так в конце XI в. до н. э. было создано древнееврейское государство Израиль. Вначале Саулу сопутствовала военная удача, но в одном из сражений он потерпел сокрушительное поражение и, чтобы не стать пленником язычников, заколол себя мечом. Силы филистимлян были еще слишком велики.

Давид

Покончить с внешней угрозой смог зять Саула Давид (1004-965 гг. до н. э.), правивший Израилем более 40 лет. Почти все это время легендарный царь-воитель провел в сражениях и к концу своей жизни владел небольшой империей. К Израильскому государству были присоединены Галилея и города Саронской и Эздрелонекой долин. Особое значение имело завоевание крепости Сион, цитадели города Иерусалима, населенного одной из древних ханаанских народностей. Давид полностью оценил стратегические преимущества Иерусалима, находившегося в географическом центре страны, в точке пересечения торговых путей (и неподалеку от надела Иуды, из племени которого происходил сам монарх). Этот город был во всех отношениях наиболее подходящей столицей объединенного государства.

В период правления Давида вся гражданская и военная администрация сосредоточивается в Иерусалиме. Сюда переносится Ковчег Завета в сопровождении обслуживающих его священников и левитов, после чего новая столица становится не только политическим, но также культовым и судебным центром страны. Теперь Давид контролировал всю торговлю между Египтом и Междуречьем. Сирийское царство превратилось в данника Израиля. Давид завоевал также Идумею, доведя тем самым южные границы Израиля до Красного моря.

Историография последних лет царствования Давида приписывает все бедствия, обрушившиеся на его дом (братоубийство, восстание против Давида его сына Авессалома), непростительному греху, совершенному царем. Некогда, чтобы овладеть красавицей Вирсавией, он послал ее мужа, своего военачальника, на верную смерть. Моральное осуждение могущественного владыки — уникальное явление в исторической литературе не только Древнего мира, но и позднейших эпох.

Соломон

После смерти Давида (965 г. до н. э.) его младший сын Соломон (965-928 гг. до н. э.), убив брата и его сторонников, стал новым царем. При нем древнееврейское государство достигло могущества и процветания. Монарх заключил союз с Египтом и Финикией, установил контроль над Акобским заливом в Красном море, построил там гавань и занялся морской торговлей. В царскую казну рекой лились доходы от внутренней и внешней экономической деятельности. В городах с помощью финикийских архитекторов и ремесленников возводились сотни каменных строений. На фоне нового городского пейзажа скромные молельные шатры не производили должного впечатления, и Соломон принял решение о строительстве каменного Храма — в центре Иерусалима, на горе Сион.

Создание новой святыни Израиля было завершено к 958 году. В течение последующих 1000 с лишним лет Иерусалимский Храм являлся центром духовной жизни израильтян и символом национального единства всех еврейских колен.

Высшую категорию священнослужителей составляли жрецы (коганим), обладавшие исключительным правом совершать храмовые богослужения. Жрецами могли быть только аарониды — потомки Аарона, брата Моисея. Им прислуживали левиты — выходцы из рода Левия. Священники Иерусалимского Храма составляли высшую прослойку древнееврейского общества. Их потомки до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты. Например, коганим не должны находиться под одной крышей с мертвым телом, жениться на вдове или разведенной и т. д.

При жизни Соломона его родное племя Иуды получило значительные привилегии, что вызвало недовольство других колен. После смерти царя его сын Ровоам был отвергнут многими коленами Израилевыми. Северные племена восстали против Ровоама и основали собственное царство, сохранившее название Израиль. Два южных колена образовали государство Иудея.

В 722 году Израильское царство было завоевано могущественной Ассирией и навсегда сошло с исторической сцены, а его жители, уведенные в плен, растворились среди населения Ассирийской державы. Спустя 100 лет крохотное Иудейское царство оказалось в тисках конфликта между Вавилоном и Египтом. В 586 году вавилонский царь Навуходоносор II разрушил Иерусалимский Храм, а большинство иудеев насильственно переселил в вавилонские земли.

В 538 году до н. э. Кир Великий, царь Персии из династии Ахеменидов, завоевал Вавилон и позволил иудеям вернуться на родину. Иерусалим оставался частью Персидской империи, но получил статус самоуправляемого города (VI-V вв. до н. э.).

Однако многие не захотели покидать процветающие общины, созданные в Вавилоне за годы изгнания. Те, что вернулись в Иудею, приступили к восстановлению Храма. Но и здесь, на родине Обетования и Завета, между евреями не было прежнего единства. Лидеры новой религиозной общины Ездра и Неемия соглашались признавать иудеями только тех евреев, что прошли через вавилонский плен (где продолжали соблюдать еврейские обычаи и сохраняли верность Единому Богу). Прочие считались отступниками, осквернившими себя смешанными браками и почитанием языческих богов.

Отвергнутая часть израильтян создала свою особую общину самаритян, сохранившуюся в Израиле до нашего времени. Со времен Ездры идея о богоизбранности еврейского народа приобретает в учении иудаизма первостепенное значение.

Падение Иудеи

К 323 году до н. э. Иранская держава, в состав которой входила Иудея, была завоевана Александром Македонским. На подчиненных территориях распространялись эллинистические формы искусства, литературы, философии и управления. Когда греко-сирийский царь Антиох IV (175-163 гг. до н. э.) под угрозой смерти запретил поклонение Яхве всем евреям своей империи, противники эллинизации восстали, и началась продолжительная Маккавейская война (142-76 гг. до н. э.), которая закончилась победой и установлением иудейской монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.

В 63 году до н. э. над Израилем устанавливается римское господство — значительно более суровое, чем греческое. К началу нашей эры в еврейском обществе сложилось несколько религиозно-политических группировок, представители которых — саддукеи, фарисеи, зелоты и ессеи — вели напряженные дискуссии о том, какие формы должно принять сопротивление жестоким язычникам. Выработать общую программу действий не удалось, не появилось и единой идеологии, соответствующей историческому моменту.

В 135 году сопротивление евреев было сломлено, их вынудили покинуть Иудею, и они расселились по всей территории Римской империи и в странах Азии, образовав обширную диаспору.

Прошло почти 2000 лет, прежде чем евреи сумели вновь обрести суверенное государство на своей земле.

Диаспора

С образованием диаспоры начинается новый этап в истории иудаизма. На смену традиционным храмовым богослужениям пришли коллективные молитвы в синагогах. Синагога была не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы.

Евреи в Вавилоне (586 до н. э — 1040 н. э.)

В Вавилоне находилось крупнейшее еврейское поселение. Потомки евреев, изгнанных из Иудеи Навуходоносором, жили здесь в достатке. В некоторых районах они основали независимые княжества и даже помогали местным правителям в войнах с Римом. В Вавилоне изучение Торы достигло высочайшего уровня. Здесь были составлены Масоретский кодекс Танаха и Талмуд; вавилонские гаоны (главы еврейских академий) консультировали евреев всего мира по вопросам галахического законодательства. Последний гаон был убит в 1040 году н., э. — в период, когда еврейская жизнь в Вавилонии уже пошла на спад.

В начале VIII в. иудаизм распространился среди части тюркских племен, входивших в Хазарский каганат. Их потомки — караимы — образовали отдельную ветвь иудаизма. Караимы признавали только книги Танаха и отвергали Талмуд.

Иудаизм в Средние века

В средневековой Европе многие относились к евреям как к богоубийцам, распявшим Христа. Периодически принимались законы, унижающие евреев или ограничивающие их свободу. Иногда их заставляли жить в гетто (отдельных кварталах, обнесенных стеной с воротами, запирающимися на ночь), обязывали носить специальную одежду, сходить в сточную канаву, уступая дорогу христианам. Евреям редко удавалось получить высокие должности. В ряде случаев правительства городов, а иногда и целых стран просто избавлялись от еврейского населения. Например, в XII в. евреи были изгнаны из Киевской Руси, в конце XIII в. — из Англии, в конце XV в. — из Испании.

Несмотря на все это, изучение Торы в Средние века достигло новых высот, причем как в Европе, так и в арабском мире. Средневековые исследования Талмуда легли в основу современной талмудической науки.

Вместе с тем уже в период раннего Средневековья многие предписания Талмуда перестали выполняться — либо по причине их архаичности (как, например, закон о жертвоприношениях), либо в силу того, что они были вытеснены правовыми нормами тех стран, где жили евреи. Начиная с этого периода и вплоть до наших дней большинство евреев соблюдают лишь основные обряды жизненного цикла (прежде всего обрезание), а также тот раздел талмудического права, который связан с традиционными праздниками.

Как и в Европе, на Востоке жили в это время выдающиеся еврейские мудрецы, такие как Маймонид, автор важнейшего законодательного кодекса и философских работ.

Сефарды и ашкеназы

Со временем в диаспоре сформировались различные этнические общины, имеющие свои языковые, бытовые и обрядовые особенности. Значительная по численности этническая группа евреев-сефардов сложилась в средневековой Испании в период арабского господства (Сефард — еврейское название Испании в средние века). После изгнания сефардов из Испании в 1492 году они расселились в странах Ближнего Востока, в Турции и на Балканах, где сохранили сложившийся в Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе староиспанского. Позже сефардами стали называть всех евреев азиатского происхождения, в противоположность европейским евреям.

Начиная с позднего Средневековья происходит формирование ашкеназийской общины, этнокультурный очаг которой возник в Германии в IX-ХII вв. (Ашкеназ — еврейское название Германии в Средние века). В среде ашкеназов возник разговорный еврейский язык идиш, сложившийся на основе смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и древнееврейской письменности.

Сегодня наиболее значительную по численности этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы, которые проживают в большинстве стран Европы, в США, Латинской Америке и Южной Африке.

Эпоха перемен

Развитие европейской культуры XVII-XVIII вв. происходит под знаком секуляризма — отделения от религии и церкви. Центральным персонажем европейского Просвещения становится свободная мыслящая личность, подвергающая критическому пересмотру господствующие прежде воззрения на общество, государство, религию. Правоведы выдвигают концепции естественного права и общественного договора, доказывают необходимость юридического равенства людей перед законом, независимо от их национальности и вероисповедания.

В этих условиях многие представители еврейской интеллигенции включились в борьбу за эмансипацию евреев и отмену дискриминационных ограничений по национальному или религиозному признаку. В середине XVIII в. одним из лидеров этого движения становится Моисей Мендельсон, яркие философские работы которого вызывали интерес не только в иудейской среде, но и в просвещенном германском обществе.

Мендельсон и его последователи призывали евреев изменить традиционный образ жизни, изучать европейские языки и светские дисциплины наряду с Торой и Талмудом, осваивать земледелие и ремесла и отказаться от иврита при ведении деловых записей. Идея компромисса между евреями и нееврейским миром составила концептуальную основу гаскалы (еврейского Просвещения); ее приверженцы именовались маскилим. Среди маскилим не было единодушия по вопросу о том, в какой мере должен измениться еврейский образ жизни для достижения компромисса. Одни полагали, что перемены должны носить чисто внешний характер, не затрагивая основ еврейской жизни. Другие считали необходимым реформировать иудаизм, сделав его более созвучным духу времени. Последние заложили фундамент реформистского движения, распространившегося в Германии в начале XIX в.

Читайте также: