Почему дети уходят из школы

Обновлено: 07.07.2024

Год назад, когда школы начинали ускоренно переводить учеников, их родителей и учителей на дистанционное обучение, нас всё это уже не коснулось. От слова "совсем" )) Сын к тому моменту заканчивал четвёртый класс на семейном образовании - половину предметов прошёл и сдал ещё осенью, а вторую - за время нашей четырёхмесячной зимовки в Турции и на Северном Кипре. Когда Россия погружалась в хаос и проходила все круги ада дистанционки, аврально осваивая компьютер и видеоплатформу Zoom, мы сдавали онлайн последние два предмета и готовили к первому классу СО обеих дочек.

Как получилось , что меньше двух лет назад большинство наших близких, друзей и знакомых крутили пальцем у виска, говоря что без школы мы не справимся, а уже спустя ровно полгода, поглядывали на нас с завистью и словами "Вы как чувствовали"? Что вообще такое семейное образование и в чём отличия со школой, дистанционкой и домашним обучением? Ведь многие не понимают даже разницы, не говоря уже о нюансах и преимуществах. Делимся личным опытом и развеиваем мифы и стереотипы ))

Мы забрали сына из 3-го класса школы и перевели на семейное образование к сентябрю 2019 года. Спустя ровно год, сразу после детского сада, оформили в 1-й класс СО среднюю семилетнюю Соню. А младшая пятилетняя Маша, ввиду своей сообразительности, проходит программу первого класса вместе с сестрой. Причин для такого решения было много и созревали они давно. Это и школьная жестокость, и негативное влияние многих одноклассников, и вечная погоня за оценками, и уровень современного образования. Да и последние ужасающие события в Казани оптимизма по поводу школ не прибавляют.

Немногие родители в России знают, что в отличие от большинства стран Европы и вообще Мира, имеют право забрать ребёнка из школы. Но сначала давайте разберёмся - куда ))

  • Со школой всё ясно - ранний подъём, родители отводят в школу, забирают из школы, доучивают и помогают с домашней работой по вечерам.
  • С дистанционным обучением вынужденно разобрались в пандемию - те же ранние подъёмы и ежедневные школьные уроки от звонка до звонка, но через монитор, борясь с виснущим Zoomом, медленным Интернетом и ещё худшей успеваемостью. Та же домашка с родителями по вечерам.
  • Домашнее обучение (которые многие путают с СО) - это прохождение школьной программы с приходящими на дом учителями, как правило, по состоянию здоровья ребёнка.
  • Семейное образование. Вы добровольно забираете ребёнка из школы, чтобы обучать его в семье самостоятельно, с помощью репетиторов, либо онлайн - на Ваше усмотрение. Вы занимаетесь сколько хотите и когда считаете нужным: неспеша или экстерном, по любому графику и распорядку дня. Соответственно, при онлайн-занятиях, Вы можете и любое место выбирать, где есть Интернет: дома, на даче, за границей у моря. Да и не только обучаться, но и сдавать все аттестации можно дистанционно - онлайн, вообще не возвращаясь в школу до ЕГЭ! Для этого, мы открепились от своей школы и прикрепились к другой через hss.center (ЦПСО). Кстати, по промокоду "ПУТЕШЕСТВУЙ" в ЦПСО действует 5% скидка!

Стереотипы и минусы СО

Самые частые камни, летящие в сторону родителей, выбравших СО, - это то, что они якобы превращаются из папы и мамы в учителей, хуже школы обучат, постоянно с ребёнком, лишают друзей, а самый главный камень преткновения - это пресловутая социализация.

Ну, камнями то закидывать всегда любили - и в древние века, и сейчас в соцсетях )) Вот только собирать эти камни потом желающих маловато. Разберём по пунктам, по камешку? ))

2 . Последние годы школьная программа всё сложнее, а вот качество обучения выше не становится. Как и раньше, учителей зачастую в полной мере понимают 3-4 отличника на первых партах, а все остальные усваивают лишь малую часть информации. А вот родителям приходится разбираться и помогать с домашней работой всё больше! Репетитор же, онлайн-преподаватель или видео-урок вещает не для класса, а для одного ребёнка - информацию можно уточнить, переспросить или просто прослушать ещё раз, перемотав назад )) И информация эта доносится гораздо интереснее! Ребенок не гонится за оценками - он старается во всём разобраться и быстрее освободиться для игр, прогулок, развлечений, а не досидеть тихонечко положенные 5-6 уроков в школе.

4 . Друзья на СО никуда не пропадают! Отсеиваются лишь негативные знакомства и конфликты, которых в школе не избежать! Друзья, соседские дети, приятели по кружку, секции и детской площадке остаются.

5 . Ну и социализация - последний фиговый листок из советских стереотипов. Да сорвите же Вы его и откройте глаза - в правде нет ничего постыдного! А правда вот в чём. Детский сад и школа не делают ребёнка более общительным. Институт не гарантирует светлого будущего. Армия не превращает мальчика в мужчину. А тюрьма не перевоспитывает .

Я не сравниваю сейчас школу с тюрьмой (хотя у многих они вызывают реально схожие эмоции), но давайте будем честными сами с собой! Детский сад позволяет работоспособному населению трудиться на работе и платить государству налоги. Хотя, мы не против сада с удачной группой и воспитателями, поэтому все наши дети его, пусть и с перерывами, но посещали. Школа подготавливает ребенка к наёмному труду в четырех стенах от звонка до звонка с соблюдением чёткого графика работы, планов и строгих указаний руководства. Институт даёт надежду родителям, что их дети добьются большего, чем они сами. Армия нужна для защиты государства. А тюрьма выполняет исключительно функцию наказания, а никак не перевоспитания! Всё это в любым случае ограничения свобод и самореализации четырьмя стенами, распорядком и правилами!

Как школа может социализировать? Чем? Звонками? Или беготнёй на переменках? Или драками и конфликтами с одноклассниками? Социализируют в первую очередь семья, друзья и путешествия, открывающие ребёнку весь огромный мир за пределами границ его привычного мирка!

Плюсы СО для родителей и детей

Еще почитать на эту тему:

В комментариях готовы ответить на любые вопросы. А также на эту тему много постов и сторис в нашем Инстаграме .

Добровольный дистант

В Челябинске самым популярным вариантом добровольного дистанта сегодня становится семейное обучение. По данным городского комитета по делам образования, еще два года назад в такой форме учились 486 челябинских школьников, в прошлом — 943, а в этом — уже 1200. В отличие от дистанционной или домашней форм обучения, при семейном обучении школа практически никак не участвует в жизни ученика, а вся ответственность за образование детей ложится на плечи родителей.

Дистанционное обучение школьников

В Российской Федерации образование может быть получено либо в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций (в форме семейного или самообразования). Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в школах, — сообщили в челябинском комитете по делам образования.


О росте востребованности такой формы обучения еще в сентябре сообщили и в департаменте образования администрации Перми. Так, в прошлом учебном году семейное образование было организовано для 504 детей, и, как заявили в мэрии города, за последние четыре года наблюдается рост числа таких учащихся.

Первый класс мы решили поучиться дома — попробовали, и нам понравилось. Оказалось, что там особо учить нечего, потому что в наше время практически все дети к этому моменту уже умеют читать и писать. Кроме того, сейчас очень много информации доступно детям в интернете, что помогает узнавать им гораздо больше обычной школьной программы. После начальной школы мы как-то так втянулись и поняли, что нам очень нравится семейная форма образования. У учителей, какими бы замечательными они ни были, большое количество детей, немалая нагрузка и очень много бумажной работы, что просто не позволяет им уделять много времени каждому ученику.

Сам процесс перехода на семейное обучение также оказался несложным.

домашнее задание семья


— Мы сначала перешли на заочную форму, а потом документально перешли на чисто семейную форму обучения, — рассказывает Бурдовицына. — На самом деле всё просто: нужно подать уведомление в отдел образования, и в общем-то всё.

Бывают некоторые проблемы от незнания, в основном в маленьких поселках и городах, которые не понимают, что с этим делать. Бывают некоторые проблемы и в школах — там считают, что если вы переходите на семейное обучение, то вы должны написать, куда вы переходите, зачем и так далее. На самом деле это не так: вы должны только предоставить уведомление, написанное в свободной форме, и отдать его в школу.

На сегодняшний день в России любой родитель имеет право перевести ребенка на семейную форму образования, в каком бы классе он ни учился. В таком случае родители берут на себя ответственность за освоение ребенком образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Уровень знаний детей, обучающихся в такой форме, регулярно проверяется во время аттестаций по всем предметам учебного плана.


Процесс аттестации также зависит от родителей. Можно проходить ее бесплатно в школе по месту жительства. Как правило, в начальной школе это легко, так как там всего один учитель. Сложности, в основном организационного характера, начинаются в средней школе, когда становится всё больше педагогов. Бывают сложности, связанные с предвзятостью со стороны преподавателей, которые считают, что дети не могут обучаться дома. Большинство же все-таки предпочитают дистанционную форму аттестации. В таком случае предметы сдаются через специальную платформу онлайн, на некоторых площадках тесты и вовсе сдаются под камерой, — рассказывает Виктория Бурдовицына.

Чем дальше, тем сложнее

— В основном недовольство таких родителей вызвали именно меры, которые предпринимались за последний год в сфере образования в связи с пандемией. Переход на дистанционное обучение привел к тому, что некоторые родители решили взять образование детей в свои руки, — говорит Чапковский.

Однако, принимая такое ответственное решение, стоит трезво осознавать и тот факт, что чем старше становится ребенок, тем сложнее становится и школьная программа.

ЕГЭ экзамен

— Одно дело перейти на такое обучение в начальной школе — все родители умеют читать и писать. И совсем другое дело в девятом классе, когда надо готовиться к ОГЭ, — поясняет он. — Тут многое зависит от материальных ресурсов и самой семьи. Кроме того, я всегда предупреждаю родителей, что при переходе на самостоятельное обучение в семье обычно всегда 2–3 месяца уходит только на то, чтобы войти в это новое образовательное пространство.


Дома проще организовать процесс обучения, потому что родитель лучше учителя понимает потребности своего ребенка, но в то же время необходимо помнить, что семейное образование предполагает очень большую работу родителей над собой, также подчеркивает Виктория Бурдовицына. По ее словам, если ты сам не учишься и не развиваешься, не пытаешься организовать свой день, то научить этому детей практически невозможно.

Чаще всего, признает Чапковский, на таком обучении родителям всё же приходится прибегать к посторонней помощи.

— В начальной школе семьи чаще справляются сами, но по мере роста номера класса зачастую прибегают к помощи опытных людей, — говорит он. — Конечно, когда речь идет о подготовке к профильному предмету или ЕГЭ, которые определяют дальнейшее высшее образование ребенка, там прибегают к репетиторам и профессиональной подготовке. Но к этому, как правило, в таких случаях обращаются все семьи, вне зависимости от формы обучения.


Ценное качество

По мнению председателя Ассоциации молодых педагогов России, директора лицея № 369 Константина Тхостова, основным недостатком семейного обучения является отсутствие его финансирования, что может потенциально влиять на качество обучения детей.

Главный недостаток, который на сегодняшний день обсуждается и экспертным сообществом, и родителями, состоит в том, что в законодательстве хоть и предусмотрена форма семейного обучения детей, но там абсолютно не прописан вопрос финансирования этого самого процесса, — отмечает он. — И, к сожалению, до тех пор, пока не будет урегулирован этот вопрос, говорить о качественном образовательном процессе не приходится.

обучение домашнее


На сегодняшний день всего несколько субъектов выплачивают компенсации семьям, решившим обучать детей дома своими силами. В этот короткий список входят Тульская, Свердловская, Тамбовская области и Пермский край. Раньше в него входила и Омская область, но в сентябре 2019 года в регионе такие выплаты были отменены. Однако и там, где они есть, получить деньги могут далеко не все — например, в Тульской области компенсация зависит от дохода семьи и положена только в том случае, если он не выше прожиточного минимума.

Между тем постепенно вопрос семейного образования поднимается и на федеральном уровне. В начале прошлого года Министерство просвещения разработало проект, включающий раздел о переходе на семейное образование. Причем четкие правила, как перевести ребенка на семейное образование, какие документы и куда нужно подавать, были прописаны в одном документе впервые. Кроме того, как отмечалось в проекте, ребенок, перешедший на домашнее обучение, может в любой момент вернуться к получению образования в школе.


Дарья Филатова

Сын учится в онлайн-формате с учебного года 2020-2021, переходит в 4 класс


Чтобы дать сыну хорошее образование, мы остановились на лицее, который входит в топ-100 школ страны. Ходили на подготовительные курсы, приложили огромные усилия, чтобы туда попасть. И это стало полным разочарованием. Я поняла, что реформа образования убила все хорошее и ничего нового не привнесла.

В школе нет игровой формы и соревновательности. А когда ребенку неинтересно, он не будет показывать результат. Уже во втором классе у сына были пробелы в знаниях.

Школа не соответствует духу времени. Тут несколько проблем:

Я поняла, что получать актуальные или просто интересные знания нужно вне школы. Репетитора нанимать не хотелось, потому что это двойная нагрузка, у сына совсем не осталось бы времени на детство. Принять решение уйти в онлайн нам помогла пандемия. Сын тогда был в третьем классе, и на карантине в 2020 году мы пришли в домашнюю школу Фоксфорда. Я быстро заметила несколько перемен:

  • У сына появился интерес. Когда он раньше приходил из школы, говорил, что его все время отвлекали. А в онлайне благодаря преподавателям и темам он с удовольствием работал на уроке. Ему нравилось, что его никто не отвлекает, можно быстро и интересно пройти материал и гулять с друзьями, посещать секции.
  • Качество знаний повысилось. Пробелы в знаниях исчезли. В онлайне дети не тратят время на дисциплину, на все эти: кто дежурный, давайте помоем доску, пересядем. Поэтому ученики идут по программе быстрее.
  • Появилось время на жизнь. В прошлом году у сына было всего два урока в день, занятия начинались в 11 утра — можно было выспаться. После уроков сразу делал домашку. И вся вторая половина дня была свободна для его увлечений, футбола, бокса.

Эти изменения убедили нас, что из школы надо уходить.

Например, сын разбирал с наставником, как поступать с задачами, которые не интересны или сложны на примере теории слона: нужно делить задачу на несколько частей.

Аттестация проходит по триместрам и в конце года. После каждого урока есть домашние задания. Они состоят из двух частей: распечатки, чтобы ребенок писал рукой, и тестов с автоматической проверкой, которые нужно выполнять сразу на платформе.

Каждую неделю я получаю отчет об успеваемости в процентах. Могу просмотреть задачи, оценить, какая тема западает. И дальше либо сама, либо через наставника решаю проблему. И ничего не оставляю на потом.

Кстати, годовую аттестацию сын сдавал, когда мы были в отпуске. И он сам организовал процесс так, как ему нравится: чередовал купание в бассейне и выполнение заданий.

Даша Мордвинцева

Учится в онлайне 1,5 года, перешла в 7 класс


Я поняла, что мне не хватает развития. В школе меня не устраивали методы обучения, стиль подачи. Там нет права выбирать предмет, изучаемые материалы. Нет возможности углубиться в тему. Например, мне очень нравится английский язык, и я бы хотела повысить свой уровень, но у нашей школьной учительницы уровень был низкий. Плюс мы переехали, было сложно целый час собираться и еще час тратить на дорогу.

В Фоксфорд я пришла в середине 2020 учебного года. Сначала мы с родителями посмотрели бесплатные уроки через демо-доступ. Нам понравилось, и я перешла на семейное обучение. Лицей, где я училась, поддерживает и помогает при проведении аттестации, например, частично принимает результаты аттестационного листа.

У меня удобное расписание, по 1-4 урока в день. Я могу распределить свое свободное время. То есть моя жизнь не зависит от уроков — в случае чего я могу посмотреть их в записи.

В школе мне не нравились гуманитарные предметы. Например, история — объемный предмет, здесь нужно уметь осмыслить информацию. В школе с этим не помогали. Вместо этого просто сваливали много материала. Еще в школе мне совсем не нравилась биология, я даже не понимала, что такое клетка. А благодаря онлайн-занятиям у меня появилась картинка, я полюбила этот предмет.

По вечерам я прохожу курсы мнемотехники, это помогает легче запоминать информацию. Не зазубривать, как раньше, а именно понимать и запоминать. Еще я занимаюсь тайм-менеджментом. Эти уроки помогли меньше стрессовать, если я что-то не успеваю. Раньше я думала, что это плохо, что я сама виновата, что нужно будет раньше встать или позже лечь. А сейчас я смотрю на это с другой точки зрения, без осуждения: если я не успеваю, значит, что-то нужно улучшить или изменить.

А еще мы стали больше времени проводить с родителями. Ушел стресс, появились силы, чтобы общаться. Я сама стала организованнее и спокойнее.

Но я знаю, что такой формат подходит не всем. Кто-то не готов самостоятельно заниматься и распределять время. Кому-то важно оффлайн-общение во время учебы.

Ольга Рубанова

Сын учится в онлайне с 1 класса, переходит во второй


Мы передумали отдавать сына в обычную школу после подготовительных занятий. Система сразу стала понятна: 25-30 человек в классе, занятие длится 45 минут, полноценное внимание, конечно же, никто не получит. Новый день — новая тема. То есть родителю дома нужно будет заново проходить с ребенком каждый предмет. Выходит, ребенок тратит лишнее время на занятия дома, и день в школе проходит зря. Да и чаще дети там не собраны, болтают, балуются.

Выбирая альтернативный вариант обучения, мы остановились на онлайне. Я работала онлайн, муж как ИП, мы привыкли к свободному графику передвижений. Но это не главное. Мы понимали, что сможем учить одну тему столько, сколько ребенку будет необходимо.

У нас были небольшие сомнения насчет того, как организовать сам процесс обучения и ничего не упустить, но на практике все быстро наладили.

В день мы проходим 2-3 урока, иногда можем отложить, а потом посмотреть сразу 4 урока

Иногда выделяем несколько дней на один предмет. И никакого насилия над ребёнком. В онлайне удобно учиться. Сын не боится замечаний учителя, не гонится за оценками. Просто набирается знаний. Он может смотреть уроки в любое время. Поспать, покушать и сесть с желанием и нормальным настроением. Кроме того, он может учиться в любом месте, а мы с середины весны до середины осени живем на даче. Благодаря онлайну ребенок высыпается.

Домашнее обучение не означает, что ребенок сидит дома в четырех стенах. Мы ходим в гости, гуляем, ездим в парки/аквапарки, три раза в неделю у сына тренировки по футболу. В новом учебном году добавим кружок по ментальной арифметике. Сын сам выбирает, с кем дружить. А в классе ребенок привязан к определенному кругу общения, у него нет возможности не видеть кого-то, с кем он не хочет общаться.

Цена за обучение та же, что наши знакомые тратят в обычной школе за год на покупку формы, сдачу денег на уборку, мероприятия и прочее.

Такой формат обучения подразумевает, что родители вникают в процесс обучения, полноценно занимаются ребенком. Мы не просто сдаем его в школу, чтобы он пришел с определенными результатами. Мы сами видим, когда у ребенка возникают сложности и стараемся вовремя ими заняться.

Благодаря онлайн-обучению мы становимся ближе, чем если бы мы видели ребенка только вечером и интересовались только дневником и домашними заданиями. Для нас это был осознанный выбор, мы были готовы. Младшего ребенка отдавать в школу тоже не планируем.

Наталья Голубева

Дочка учится в онлайне с дошкольного возраста, переходит в 4-й класс


Старший сын учился в обычной школе. Это был постоянный напряг со стороны учителей, куча ненужной информации, никакого свободного времени: сын приходил из школы и садился за уроки. Сейчас он учится в университете, и он выдохнул, понял, что есть жизнь вокруг.

И, конечно, всех очень волновала пресловутая социализация. Но какая социализация в школе?

На уроке разговаривать нельзя, на перемене каждый в своём телефоне, где социализация? А моя дочь отучилась в первой половине дня и свободна — у неё есть время на кружки, секции, где хотя бы общаться можно.

Конечно, на начальном этапе в онлайне важна поддержка родителей: чтобы ребенок понял, каким образом он будет учиться, как ему подключиться, что делать, если подключение сорвалось, как перезагрузить тот же компьютер. Но постепенно дети понимают, как это работает, всему учатся. У меня дочка сама помнит, когда у неё какое занятие. Я могу забыть про занятия с репетитором, она — нет.

Дети на семейном обучении вообще другие. Они абсолютно лишены каких-либо комплексов, они взаимодействуют с любым человеком любого возраста, они прекрасно знают, как себя вести со взрослыми, а как — с детьми. Они не боятся выражать своё мнение, не боятся отстаивать свою точку зрения, потому что дома этого им никто не запрещает.

Что делать, если подросток хочет бросить школу?

Почему дети бросают школу?

В большинстве случаев заявление подростка о том, что он хочет бросить школу, имеет под собой вполне конкретные причины. В подростковом возрасте многие дети не находят понимания среди своих ровесников или же переживают серьезные личные драмы, что и побуждает их таким странным образом решить свои проблемы – просто избавиться от них.

Если над ребенком постоянно издеваются одноклассники, смеются над ним, дразнят и устраивают настоящую травлю, его желание полностью уйти из этой давящей атмосферы оказывается вполне оправданным.

Если же причиной желания бросить учебу является личная драма, то таким образом подросток пытается найти выход из пока еще незнакомой и неприятной для него ситуации. Например, мальчик влюбился в свою одноклассницу, а она упорно его не замечает и встречается с другим парнем – влюбленному подростку становится просто морально трудно наблюдать за тем, как объект его любви дарит свое внимание другому. Еще хуже обстоят дела, если чувства поначалу оказались взаимными, но отношения закончились, едва успев начаться, и закончились они не по вине подростка, а потому что он оказался брошенной стороной. Первая любовь – вещь очень серьезная, неспроста же многим людям она запоминается на всю жизнь. Поэтому переживания ребенка в этом возрасте вовсе не являются надуманными, и они ничуть не менее болезненны, чем аналогичные ситуации во взрослом мире. Просто взрослые, в отличие от подростков, умеют брать свои эмоции под контроль, отвлекаться от мучительных мыслей. А дети, в силу своей неопытности, этого делать не умеют, и в итоге любая трагедия приобретает для них вселенский масштаб.

Удивительно, но иногда к желанию расстаться со школой раньше времени приводят и счастливые подростковые love-story. Если подростки испытывают первую взаимную симпатию, им хочется как можно больше времени проводить вместе. Под влиянием светлой эйфории от первого ответного чувства значимость учебы уходит на второй план, и вот уже несколько пропущенных уроков плавно превращаются в четкую уверенность, что лучше бросить учебу, найти работу и жить в свое удовольствие с объектом своей симпатии.

Иногда дети в подростковом возрасте просто внезапно теряют интерес к учебе. Так происходит, когда у них появляется какое-то хобби, которому они хотят посвящать все свое свободное время. Уроки и отметки перестают их интересовать, а ежедневное посещение занятий превращается в настоящую пытку, когда ребенок весь школьный день сидит как на иголках и совершенно не слушает учителя, думая лишь о том, когда, наконец, прозвенит последний звонок и он займется любимым делом.

Также потеря интереса к учебе может быть связана с осознанием подростком того дела, которым он хочет заниматься в дальнейшей жизни. Например, учащийся физико-математического класса вдруг понимает, что эти дисциплины ему совсем не пригодятся, потому что он хочет быть журналистом или музыкантом.

Советы родителям

Если подросток вдруг заявил, что собирается бросить школу или уже не появляется на занятиях длительное время, воспользуйтесь этими советами. Быть может, они помогут вам переубедить ребенка или вместе найти компромиссное решение.

Не поднимайте крик и не впадайте в истерику, как только ваше чадо озвучило вам свое решение! Лучше спокойным тоном сообщите ему, что хотите откровенно поговорить с ним на эту тему. Найдите подходящее для разговора время, создайте спокойную и подходящую для беседы атмосферу и попросите ребенка подробно рассказать, почему ему в голову пришло такое решение. Сразу предупредите, что ругаться вы не станете и что вам просто необходимо узнать, что же произошло в его жизни, что привело к таким глобальным переменам. Подросток, увидев, что вы относитесь к его словам серьезно, будет готов поделиться с вами наболевшим.

Если же ребенок ни в какую не хочет объяснять, почему он хочет бросить школу, попробуйте найти человека, которому он доверяет и попросить его узнать причины такого решения. Это может быть старший брат, лучший друг, дядя или тетя – одним словом, любой человек, с которым у вашего ребенка давно сложились доверительные отношения.

Узнав истинную причину, попробуйте вместе с подростком отыскать выход из сложившейся ситуации. Объясните ему, чем чревато отсутствие среднего образования, почему без аттестата он не сможет получить профессию своей мечты и приведите примеры людей, которые в свое время бросили школу и закончили свою жизнь весьма плачевно.

Если ваш ребенок страдает от травли со стороны одноклассников, предложите ему вариант перевода в другую школу или класс. Если он ни в какую не хочет ходить на занятия, попробуйте поговорить с преподавателями и директором школы о возможности домашнего обучения – иногда такая альтернатива вполне устраивает подростка.

Если подросток переживает личную драму, приведите ему похожие примеры из вашей собственной жизни или жизни ваших родных и знакомых. Главное, чтобы ребенок понял, что боль через какое-то время уйдет, а вот шанс устроить свою дальнейшую жизнь будет безвозвратно потерян.

Если ребенок наоборот находится на пике эйфории из-за первых взаимных чувств, разрешите ему проводить больше времени с объектом его влюбленности. Скажите, что если он продолжит посещать занятия, то вы освободите его на время от домашних обязанностей, чтобы он мог проводить больше времени со своей девушкой или парнем. Наведите его на мысль, что хорошо оконченная школа поможет ему при поступлении в институт, а значит впоследствии его будет ждать хорошая работа, которая позволит молодым влюбленным зарабатывать собственные деньги и тратить их на свои нужды и совместные планы.

Если подросток подался в молодежную субкультуру или же просто попал в плохую компанию, постарайтесь побольше разузнать о его новых друзьях. Подключите тех людей, которым ваш ребенок доверяет и попросите их узнать, чем они занимаются на встречах, куда ходят, чем увлекаются. Быть может, внешне странные ребята на деле окажутся интересными и творческими людьми и вам просто придется помочь своему ребенку приобщиться к их делу, например, - записать его на курсы гитары, и тогда он успешно сможет сочетать учебу со своими личными увлечениями.

Если ребенок потерял интерес к учебному процессу, вам стоит откровенно поговорить с ним о его планах на будущее. Если он уже определился со своей будущей профессией, имеет смысл вместе с ним рассмотреть все имеющиеся перспективы. Если на выбранную им профессию обучают только в профессиональных училищах, возможно, стоит забрать документы из школы и дать ребенку возможность закончить ПТУ по той специальности, которая ему действительно интересна. Если же ваш подросток метит выше – стоит расписать ему все преимущества оконченного среднего образования, без которого получения высшего ему попросту не светит. Ищите компромиссы! Быть может, стоит перевести его в класс другого направления или же в специализированный лицей, где он сможет реализовать себя в учебе.

Если никакие уговоры не помогают и у вас уже опускаются руки, попробуйте обратиться за консультацией к подростковому психологу – специалисту обязательно удастся найти индивидуальный подход к ребенку и помочь ему преодолеть трудности.

Юлия Шершакова


Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.


Рособрнадзор заявляет о том, что в среднем в России 54% школьников после 9 класса целенаправленно уходят в колледж. На то, почему половина выпускников не продолжает свое обучение в 10 и 11 классе, есть как минимум семь причин.

Потеря двух лет жизни

Не тянут программу

За компанию

Реже встречается ситуация, когда есть друзья или подружки не разлей вода, один из них решает уйти после 9. В этом случае друг поступает также, несмотря на возможные запреты со стороны родителей. Такая зависимость от другого человека очень пагубно влияет на самореализацию человека в будущем, родителям стоило бы повлиять на эту ситуацию еще на этапе подросткового возраста. Но, к сожалению, таких вот функциональных дружеских отношений становится все больше.

А что будет дальше?

Зачем мне высшее образование?

Когда финансы поют романсы

И эта причина в этом году для многих стала определяющей. Возникают ситуации, когда перед выпускником 9 класса встает задача обеспечивать (или оказывать в этом помощь) свою семью. Возможна потеря кормильца, трудная финансовая ситуация у родителей. Тогда перед юношей или девушкой встает необходимость включиться в трудовую деятельность как можно быстрее. В этом случае обучение в вузе можно оставить на более далекий период, пойти в колледж за профессией и иметь возможность параллельно начать работать.

Когда без вуза нельзя

Часто возникает две обратные друг другу ситуации, но ведущие к одному результату. Не имеет значения в этом случае желание и способности самого ребенка. Только желание родителей. В первом случае у родителей может совсем не быть высшего образования, во втором случае высшее (и чаще не одно высшее) есть у обоих родителей. И в том, и в другом случае никто не слушает выпускника, родители всячески уговаривают ребенка (при условии его активного сопротивления) пойти в 10 класс, чтобы тот поскорее поступил в вуз. Или ребенок не видит иного пути для себя из-за того, что в семье даже не допускалась мысль уходить после 9 класса в среднее профессиональное учреждение. Часто такие родители действительно не замечают того, что их ребенку может быть совершенно не интересен выбор дороги к высшему образованию. Выбор дальнейшего пути образования – это очень индивидуальный процесс, у каждого есть свои причины для того или иного выбора, возможности слишком различны. Но важно поддержать решение выпускника о продолжении или завершении школьного обучения, потому что пойти в вуз можно всегда, и после 11 класса, и после завершения обучения в колледже, и даже во время получения среднего профессионального образования. Было бы желание.

Читайте также: