Почему дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права

Обновлено: 05.07.2024

стр. 63 Вопрос об отношении крестьян к школе на протяжении многих десятилетий был одной из главных проблем развития системы народного образования. Желание или нежелание жителей села обучать своих детей грамоте или содействовать открытию сельских начальных училищ волновало не только учебное начальство на всех его уровнях, но и общественность. Вопрос о том, как повлиять на отношение крестьян к обучению детей грамоте, вызывал споры между различными общественными направлениями и не сходил со страниц газет и педагогических журналов. Пробуждение в народе тяги к знанию – процесс постепенный, который занял почти столетие, если считать с момента начала школьной реформы при Александре I.

Однако в Олонецкой губ. организация такого обучения натолкнулась на ряд серьезных проблем.

Чтобы привлечь внимание крестьян к начальной школе, предполагалось вести разъяснительную работу среди населения. Необходимо было убеждать крестьян в пользе обучения детей грамоте. Миссия таких просветителей-пропагандистов возлагалась на визитаторов, ревизующих учебные округа (в этой роли обычно выступали преподаватели университетов), директоров народных училищ, открывающих в деревнях новые школы, а также местных священников – учителей приходских школ. Представителям учебного начальства и духовным лицам на собрании сельского схода в деревне и в личных беседах с крестьянами предлагалось рассказывать сельским жителям о полезности учения и о важности грамоты. Так постепенно в народе формировалось и утверждалось общественное мнение, что без помощи самого общества и родителей правильно поставить школу нельзя. Как правило, крестьяне внимательно слушали рассказы о пользе образования, соглашались с ораторами в том, что нужно учить детей, но от решения принять на себя расходы по содержанию училища уклонялись. Они отказывались выделять средства на устройство и содержание училищ, ссылаясь на недород хлеба, дороговизну жизни, бедственное и нищенское состояние.

    Национальный архив Республики Карелия (далее НА РК), ф.33, оп.5, д.6/23, л.31. НА РК, ф.33, оп.5, д.6/23, л.55 об. Там же, л.107. Там же, л.94. НА РК, ф.335, оп.2, д.1/1, л.8. НА РК, ф.33, оп.5, д.6/23, л.467 об. Там же, л.129 об. НА РК, ф.17, оп.5, д.7/14, л.97. НА РК, ф.33, оп.5, д.6/23, л.440 об. Там же, л.456. Предварительные правила народного просвещения 1803 г. // Сборник постановлений и инструкций по Министерству народного просвещения. СПб., 1864. Ст.20. Воронов А.С. Историческое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715–1828 гг. СПб., 1849. С.146. НА РК, ф.17, оп.2, д.1/2, л. 272. Там же. Там же. НА РК, ф.17, оп.2, д.1/5, л.620.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Как учили детей рабочих и крестьян до революции? Как родилась современная школа? Чем приходская школа отличалась от земской? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

Ученики крестьянской школы в Ясной Поляне Л.Н. Толстого. Оригинал фото находится в музее Ясной поляны.

Ученики крестьянской школы в Ясной Поляне Л.Н. Толстого. Оригинал фото находится в музее Ясной поляны.

Нужно ли детям крестьян и рабочих образование? Должны ли они уметь читать, писать и считать? В дореволюционной России многие считали, что да. Иначе откуда бы взялись новые Ломоносовы? Крестьянские школы давали шанс каждому ребенку, независимо от его происхождения, постичь науку и пойти дальше. И пусть это очень маленький шанс, некоторые им все же смогли воспользоваться.

Итак, как же были устроены школы для представителей нисшего сословия в дореволюционной России?

Школа Рачинского

Седой благородный учитель. Мальчики в холщовых рубахах и лаптях. Доска, на которой мелом начерчена задача. Изразцовая печь. Картина с Девой Марией. Так запечатлел школу Рачинского для крестьян художник Богданов-Бельский, некогда обучавшийся там.

Сергей Александрович Рачинский был ученым, академиком, а также надворным советником. Он выстроил школу с общежитием в селе Татеве, где у него было имение. Картину Богданова-Бельского любят помещать в учебники истории. Но большинство учебных заведений для крестьян и рабочих в Российской Империи были совершенно иные.

Массовое образование

Прежде чем рассказать о школах, надо объяснить про сам феномен массового образования в России. В аграрном обществе крестьянам, которые составляли большую часть населения планеты, чтение и письмо не требовались. Археологи находят глиняные таблички шумеров, папирусы египтян, пергаменты древних римлян, берестяные грамоты новгородцев. Но все это было создано тонкой прослойкой городских образованных жителей. Их доля была невелика по отношению к тем, кто работал на земле и обучался неписаным премудростям от отца и матери.

"Цифирные школы"

Реформы Екатерины II

В этих школах могли учиться все дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. Дети казаков, государственных крестьян или мещан имели право получить образование. Именно тогда появились первые единые учебные планы.

Реформы Александра I

Следующая реформа образования состоялась при Александре I. Именно при нем получили широкое распространение школы в сельской местности, именуемые приходскими училищами. Закончив их, можно было поступать в училища уездные, которые служили подготовкой к гимназии. При этом дети дворян обычно до гимназии обучались на дому. Дети же крестьян, мещан и рабочих ограничивались первыми двумя ступенями.

Земская школа

Несмотря на трехлетнее обучение, в школах был всего лишь один класс, но поделенный на три группы. Численность такого класса достигала пятидесяти человек. В школу детей отдавали в восемь лет или раньше: крестьянам и рабочим было важно, чтоб ребенок скорее мог вернуться к домашнему хозяйству или пойти в ученики по какому-либо делу.

Школьная система в императорской России была очень запутанной. Она охватывала далеко не все население. Обязательное всеобщее образование (всеобуч) появилось только после Октябрьской революции. Впрочем, и без большевиков страна рано или поздно бы перешла к тотальной ликвидации безграмотности.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель истории. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами .

Почему народное просвещение не давало народу образования


Даже когда у правительства возникало желание учить крестьянских детей, деньги на помещения, книги и квалифицированных учителей выделялись крайне трудно и неохотно

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

У каждого изменяющего жизнь процесса есть собственный могучий ускоритель. Для революции 1917 года, как считал Ленин, им была мировая война. А для слома существовавших в России веками сословных барьеров им мог стать кадровый голод. Для преобразования страны по европейскому образцу Петр I остро нуждался в квалифицированных специалистах и не только выписывал их из-за границы, но и стремился готовить их из своих подданных, невзирая на их сословную принадлежность.

Первое начало образования крестьян не только не имело себе подражателей, но и не было поддержано

В 1789 году в Новгородской губернии в четырех имениях были даже открыты сельские школы.

Но некоторые крестьяне, отпущенные на жительство в города, не упускали возможности обучать своих детей в народных училищах. Так, в 1801 году в этих заведениях в Санкт-Петербургской губернии и столице из 4136 учащихся 1092 были крестьянскими и солдатскими детьми. Правда, многие из них, научившись читать, учебу бросали.


Кадровый голод заставил царя-реформатора сделать учебу обязательной сначала для сыновей солдат и священников, а затем для недорослей из дворянских и купеческих семей и лично экзаменовать их

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

Вот только взвалили все это на священнослужителей, пообещав постепенно приготовить нужное количество учителей.

Святейший синод передал министру народного образования мнение епархиальных архиереев по поводу вмененного священникам преподавания:

Казенным крестьянам предписали содержать училища за свой счет, а в помещичьих имениях расходы на них возложили на помещика. По этой причине в тысячах сел школы не открылись, а сотни возникших училищ не проработали и двух лет.

Исключением было приходское училище графини С. В. Строгоновой, просуществовавшее почти 10 лет в ее селе Марьино в Новгородской губернии. Она же в 1824 году открыла в Петербурге частный пансион для крестьянских мальчиков своего пермского имения, который чуть позже, после расширения учебной программы, стал называться школой земледельческой, сельского хозяйства и горнозаводских наук. В ней готовили приказчиков для имений и частных горных заводов и фабрик, а также ремесленников и хлебопашцев.

Все мастерства требуют хотя малых познаний в практическом производстве оных, коего людям, не умеющим ни читать, ни писать, никак преподать не можно

Примером для подражания были школа для крестьянских девочек, открытая Н. С. Стремоуховым в селе Миловидово Лебединского уезда Харьковской губернии, и школа князей Шихматовых-Ширинских в Можайском уезде Московской губернии.


Поступление в Петербургский университет крепостного Никитенко, ставшего позднее профессором и академиком (на гравюре), закрыло доступ остальным крепостным не только к высшему, но и к среднему образованию

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

А народ голосовал ногами против уездных училищ, которые часто размещались в убогих зданиях, далеко от дома; в которых работали выгнанные за пьянство семинаристы или мелкие чиновники, продолжавшие пить, прогуливать, драться. Любящие родители отдавали своих детей в дом к частному учителю, у которого они и обедали, и могли остаться в плохую погоду на ночь. В Воронежской губернии, например, было около 50 домашних школ с 480 учениками. Потом те, кто хотел учиться дальше, сдавали экзамены за курс уездного училища и поступали в гимназии.

Солдатским детям после гимназии была открыта дорога в Медико-хирургическую академию. А образованные государственные крестьяне имели шанс перейти в мещанство, а скопив денег — и в купечество.


Тщательная проверка знаний учеников и выпускников сельских школ зачастую давала печальные результаты

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

При Николае I бессословность образования в России была отменена. Рескриптом от 19 августа 1827 года император запретил допускать крепостных людей к учебе в гимназиях, пока они не получат вольную от помещика. Несомненно, на появление этого документа повлияла громкая история с поступлением в Петербургский университет крепостного графа Шереметева — А. В. Никитенко, будоражившая столицу в 1825 году. Свою роль сыграл и появившийся у императора после восстания декабристов страх перед вольнодумством любого рода и изменением существующих сословных порядков, лишь усиливавшийся с течением времени.

Вредное влияние некоторых предметов обучения на умы воспитанников крепостного состояния слишком очевидно

Прежде всего имелись в виду училище и школы графини Строгоновой. После появления рескрипта там из курса обучения изъяли статистику и историю, а русскую словесность заменили усиленным изучением русской грамматики. В школах при горных заводах преподавался немецкий язык, что стало считаться излишеством. Инспектор частных учебных заведений В. Я. Буняковский разъяснил позицию комитета:

Во всех частных школах разных уровней и специализаций в 1837 году училось: помещичьих и дворовых крестьян обоего пола — 354, отпущенных — 331 и государственных — 135. Но и это мизерное число раздражало и пугало привилегированное сословие. Некоторые помещики стали выступать в печати с опасениями, что если крестьяне станут грамотными, то начнут читать книжки, которые испортят их нравственность или возбудят вольнолюбие, и предлагали правительству учить их лишь церковнославянской грамоте, чтобы читали только молитвы.

Но до такой крайности не дошло. За всеми крестьянами оставили право учиться не только в приходских, но и в уездных училищах. Кроме того, помещик мог отдать своего крепостного учиться в егерское Лисинское училище, в школу для образования фельдшеров при Обуховской больнице в столице, а крестьянок — в Повивальный институт при Петербургском воспитательном доме. Но право заниматься этими профессиями не освобождало от крепостной зависимости. Будучи крепостными, грамотные крестьяне могли работать и учителями в приходских училищах.


Долгие споры о введении всеобщего начального образования привели к тому, что в Российской Империи в 1913 году школы посещало менее трети детей

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

Сколько было школ в помещичьих имениях по всей стране, неизвестно. Есть цифры по государственным крестьянам: к 1 января 1844 года в 1884 сельских училищах было 89 163 ученика. Но, скорее всего, эти цифры не соответствовали действительности. Например, описывая состояние народного образования с 1840 по 1861 год в Минской губернии, где было немало казенных крестьян, подполковник генерального штаба И. И. Зеленский сообщал об училищах при православных приходах:

По предположению Зеленского, максимум шестая часть показанных в отчетах школ существовала на самом деле, и еще вопрос, научались ли в них чему-нибудь крестьянские дети.

После отмены крепостного права началось противостояние земских и частных сельских школ.

Не предвидится никакого выхода из этого положения, и число учащихся никогда не может увеличиться

Земско-министерские деятели, по мнению писателя, должны были не строить одно большое дорогостоящее училище, до которого из многих деревень не дойти, не доехать, а компенсировать крестьянам часть расходов на их маленькую местную школку и шефствовать над ее учителем. Помогите или не мешайте, настаивал писатель, получить земледельцу элементарное — научиться читать и считать.

И все же главная проблема состояла не в этом. По-прежнему миллионы детей не получали даже начального образования.

Надежда на улучшение ситуации появилась после первой русской революции и возникновения народного представительства — Государственной думы. В 1907 году во фракции трудовиков, представлявшей интересы крестьян, был выработан Проект временных правил по народному образованию, в котором говорилось:

Проектом предлагались изъятие всех школ и училищ, включая учительские, из ведения правительства и Святейшего синода вместе с ассигнованиями на них и передача этих учебных заведений в ведение сельского и городского самоуправления.

Настолько радикальные перемены напугали не только светские и церковные власти, но и многих депутатов. Поэтому проект трудовиков, внесенный на рассмотрение законодателей 18 мая 1907 года, не рассматривался ни распущенной вскоре II Государственной думой, ни следующим составом российского парламента. Немалую роль в этом сыграло и появление альтернативного законопроекта, выработанного в правительстве, чтобы снизить общественное недовольство и сохранить управление образованием в руках государства и церкви.

Нормальным числом детей в начальной школе на одного учителя признается — 50

Во внесенном в III Государственную думу в ноябре 1907 года проекте закона говорилось:

  1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе.
  2. Забота об открытии достаточного числа училищ, соответственно числу детей школьного возраста, лежит на учреждениях местного самоуправления, при этом расчеты относительно числа необходимых школ делаются применительно к четырем возрастным группам: 8, 9, 10 и 11 лет.
  3. Нормальная продолжительность обучения в начальной школе — 4 года.
  4. Нормальным числом детей в начальной школе на одного учителя признается — 50.
  5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом.
  6. На обязанность учреждений местного самоуправления возлагается в двухгодичный, со дня вступления в законную силу настоящих положений, срок составление школьной сети и плана ее осуществления для достижения всеобщности обучения в данной местности, с указанием предельного для сего срока и ожидаемых из местных источников средств для выполнения школьной сети.

Законопроект на словах предоставлял местному самоуправлению права по созданию и подержанию школьных сетей. Но утверждали планы этих сетей министерства просвещения и внутренних дел, а основой сетей должны были стать церковно-приходские школы. Только созданные этим путем сети могли получить финансирование из казны, но в проекте не оговаривалось — какое и в какие сроки. Школьные сети могли бы разделить судьбу первых народных училищ Екатерины II. Но члены Государственной думы увидели подвох и настаивали на точном и ясном установлении финансирования школьного образования.

Но для огромной Российской Империи эти деньги были каплей в море. Поэтому комиссия по народному образованию Думы настаивала на установлении минимума суммы, на которую в течение десяти лет — срок введения всеобщего начального обучения в стране — каждый год должно было увеличиваться финансирование. Депутаты требовали, чтобы финансирование ежегодно росло на 10,5 млн руб. В Государственном совете, куда был передан одобренный думцами законопроект, возражали прежде всего против установления точного срока введения всеобщего начального образования и имели собственное мнение по его финансированию. Договориться двум палатам российского парламента не удалось, и 6 июня 1912 года Госсовет отклонил спорный закон.

И в самом успешном для Российской Империи году — 1913-м — в начальные школы ходили лишь 30,1% детей в возрасте от 8 до 11 лет.


Ранние роды и их опасность


В те времена о контрацепции ничего не знали, поэтому детей рожали столько, сколько Бог даст. Конечно, использовали некие снадобья для прерывания беременности, но чаще всего детей в семье было много, ведь аборт не был безопасным, к тому же считался тяжким грехом.

Так как браки нередко были ранними (уже в 14-летнем возрасте девочки могли венчаться с возлюбленными), то и роды несли в себе определенную опасность. Так как вплоть до начала схваток женщины работали, то рожали порой и в поле, и в телеге. В деревнях во время родов беременным никто не помогал. Конечно, могли позвать повитуху, но она мало чем помогала. Аристократы вызывали врача, но и он был почти бессилен. Поэтому оставалось лишь ждать и молиться, чтобы женщина успешно разрешилась от бремени.

О кесаревом сечении тогда было известно, ведь операцию практиковали еще в Древнем Риме. Однако прибегали к ней лишь в том случае, если спасти женщину уже было нельзя. Так как после кесарева сечения женщины не выживали из-за обильной потери крови, заражения по причине отсутствия антисептиков либо воспаления.

То, что крепостные крестьянки были вынуждены работать сразу после родов, неправда. В течение недели они отдыхали, набирались сил и регулярно посещали баню.

Высокий уровень детской смертности


Порой и после родов молодая женщина умирала. А нередко какую-нибудь хворь, которую в те времена еще не умели лечить, отнимала у семьи и ребенка. Поэтому его старались как можно скорее окрестить. Некоторые несчастные вынуждены были пережить смерть всех своих отпрысков. Хотя, несмотря на высокую детскую смертность, детей в семьях было много, особенно в крестьянских.

Воспитание детей крепостных


Воспитание малышей в крестьянских семьях было довольно строгим. Их с детства приучали к ответственности и труду. В раннем возрасте малышей не щадили, а порой даже наказывали розгами. Что говорить о крестьянах, если даже Пушкин, если верить свидетельствам современников, мог дать розги своему двухлетнему сыну! Хотя физическое насилие все же редко применяли по отношению к детям. А вот отца, если первенцем оказалась девочка, мужики могли и побить за то, что "бабу родил".

Детей никогда не считали равными родителям. Именно в первые годы жизни ребенка отец и мать понимали, каким человеком вырастет их малыш. На восприятие родителей налагал отпечаток и факт подневольности. Ведь ребенка хозяин мог продать или обменять.

Данная иллюстрация демонстрирует незавидное положение крепостных крестьян.


Авторитет матери и отца в крестьянских семьях был незыблемым. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание, но если даже в чем-то были несогласны друг с другом, никогда на людях этого не демонстрировали. Не знал об этом и сам ребенок, поэтому перетянуть отца или мать на свою сторону он не мог. Записи этнографов о тех временах подтверждают: женщину в семье почитали так же, как и мужчину. Она занималась решением всех бытовых вопросов, в том числе продуктовым планированием и изготовлением одежды.

Ни девочкам, ни мальчикам родители спуску не давали. Поручения домочадцам отдавались в приказном тоне, а перечить никто права не имел. Однако за выполненную работу ребенка неизменно хвалили, говоря, что он приносит пользу родным.

Обязанности в семье


Поощрялся детский труд. Это сегодня он считается формой эксплуатации и является уголовно наказуемым. А наши предки о таком и не слышали. Возможно, именно поэтому вырастали столь самостоятельными и приспособленными к жизни. Уже в подростковом возрасте дети осваивали все навыки, которыми обладали их родители. Мальчик овладевал ремеслами, а девочка становилась полноценной помощницей матери. Конечно, от мальчиков требовали больше, ведь их готовили к роли кормильца будущей семьи.

Уже в 3-4 года ребенок был в состоянии подмести крыльцо, а к семи годам уже учился ездить на лошади, помогать в поле, ухаживать за скотиной. К 14 годам он уже должен был пахать и молоть, и даже имел возможность самостоятельно подрабатывать. Например, пастухом. Если будущих мужчин привлекали к физической работе, то девочки занимались исключительно бытовыми вопросами. Они помогали по хозяйству в доме, занимались огородом, присматривали за младшими братьями и сестрами. То есть детских труд разделили по половому признаку довольно рано.

Кроме этого, детям в крестьянских семьях прививали и моральные принципы. Их учили почитать старших, молиться, помогать немощным и убогим, уважать свой и чужой труд. Было также два важных правила: мужчина должен уметь защищать свою семью не только с физической, но и с психологической точки зрения, а также уметь контролировать себя и сдерживать свои эмоции.

Образование крепостных


Ориентиром для владельцев имений в организации школ для детей крепостных служила прежде всего деятельность государства. Был издан указ, гласящий, что дети, включая также отпрысков крепостных, должны получать образование от начального до среднего. Был разработан проект об учреждении деревенских школ и народных училищ. Однако большая часть маленьких крепостных обучалась в приходских школах. Также были так называемые крепостные школы, которые не ограничивались начальным образованием. В имениях открывались профессиональные учебные заведения.

Каким предметам обучали крепостных детей?


На весь период обучения школы полностью обеспечивали своих воспитанников питанием и одеждой. И, конечно, всеми учебными принадлежностями вроде бумаги, учебников, аспидных досок и грифелей. При некоторых школах даже были собственные бани. То есть помещик полностью брал на себя заботу о детях, вероятно, рассчитывая в будущем получить более толковых работников.

Обучали детей чтению, письму, арифметике, грамматике, пению, ремеслам. Также ученики знакомились с основами веры. Чаще всего принимали детей от 6 до 10 лет, однако встречались и учащиеся постарше. Учились только те, которые добровольно хотели получить образование.

Читайте также: