Почему была создана табель о рангах какую роль она сыграла в успехе петровских преобразований кратко

Обновлено: 03.07.2024

В XV—XVII веках в Русском государстве действовала система социальных, служебных и бытовых норм, известная как местничество. Именно она определяла порядок распределения должностей в государстве, исходя в первую очередь из знатности происхождения того или иного человека. Однако в период с 1678 по 1682 год местничество в России было поэтапно ликвидировано.

Как отмечают эксперты, местничество не могло удовлетворить потребность Русского государства в кадрах для разраставшегося военного и административного аппарата. Однако Фёдор Алексеевич умер в 1682 году, так и не завершив начатые им реформы. К административным вопросам вернулся со временем Пётр I.

По словам Дмитрия Володихина, масштабные преобразования управленческой сферы в России стали возможны после завершения Северной войны.

По его словам, при проведении управленческих реформ Пётр I активно использовал европейские модели, в том числе прусскую, датскую, шведскую и французскую. С частью из них он ознакомился во время деятельности Великого посольства.

Основные работы по созданию новой системы продвижения по службе были завершены уже в начале 1721 года. Однако Пётр I, который относился к реформе чрезвычайно серьёзно, приказал не обнародовать документ до тех пор, пока его проект не будет тщательно изучен Сенатом, а также Военной и Адмиралтейской коллегиями. Российский император хотел выслушать мнения подданных, какие изменения стоило бы внести в документ.

В сентябре 1721 года Сенат представил собственное заключение по проекту. Военные и морские должности не вызвали никаких вопросов, а вот классы других категорий чиновников были уточнены с учётом иностранного опыта.

Изначально таблица содержала не только чины, но и некоторые конкретные должности, которые, впрочем, со временем были либо удалены из документа, либо также преобразованы в чины (например, коллежские советники и коллежские асессоры, которые могли вообще не служить в коллегиях).

В каждом классе нужно было прослужить определённый минимальный срок. При продвижении по службе учитывался уровень образования соискателя. Уже в XVIII веке было принято несколько законов, позволявших лицам, окончившим университет либо кадетский шляхетский корпус, при поступлении на службу перескакивать через нижние классы.

Однако, по его мнению, во второй половине XIX века созданная Петром I система начала себя изживать и требовала серьёзной модернизации, направленной на борьбу с коррупцией.


Одной из петровских реформ, фундаментально изменивших российский уклад, было принятие Табели о рангах — регламента госслужбы, определявшего порядок работы и соответствие придворного, военного, гражданского чинопроизводства. Положения этого документа отразились не только на функционировании государственной системы, но и на социальных взаимоотношениях, установив главенство государства над личностью.

Как было в допетровской России

До принятия Табели структура органов государственного управления была двухступенчатой и простой по своей сути:

  1. Первый уровень — московские приказы. Учреждения центрального управления не имели строгого разделения по контролируемым отраслям, территориям или сословиям. Их полномочия могли распространяться, например, на определенные города или группы населения.
  2. Второй уровень — местные учреждения. Примером могут служить приказные избы — канцелярии, ответственные за управление уездами воевод.

Картинки (фото, рисунки)

А. Д. Меншиков

Цензы продвижения по служебной лестнице табель о рангах

Дворяне выходцы из низов

Табель о рангах это при петре 1 определение

Картинка табеля о рангах при петре 1 которая позволяла выдвинуться из низов

Табель о рангах доклад

Зачем приняли Табель

Административные функции должны были выполнять служащие нового формата, а их деятельность становилась строго регулированной и подчиненной общим интересам государства.

Подобные регламенты существовали во многих европейских странах, поэтому при создании Табеля о рангах многое решил зарубежный опыт. При подготовке к его принятию, начатой в 1719 году, были переведены аналогичные английские, польские, прусские, французские документы. Важной особенностью русского чинопроизводства являлось его влияние на общественную жизнь, тогда как в Европе подобные системы в основном служили лишь инструментом управления государством.

Суть Табели о рангах

Концепция Табели

Табель о рангах предполагала строгое разделение функций и положения каждой единицы госаппарата — начиная от центральных структур и заканчивая мелкими служащими. Каждый человек, независимо от рода службы, был винтиком общей машины, поэтому полезными и важными признавались и военные, и статские, и придворные чиновники.

Важнейшим нововведением было утверждение жалования для всех служащих даже самых незначительных. Также продвижение по службе сулило не только почет, власть и денежные выплаты, но и дворянский титул — личный или потомственный. Для государства чины стали легким и относительно недорогим способом поощрять служащих, а новая аристократия создавала противовес старой. Кроме того, талантливые люди из низов могли себя реализовать законным путем, что лишало их стимула выступать против существующей власти.

Табель о рангах называлась так потому, что ее основой служила таблица из трех разделов. Она позволяла сопоставить чины трех видов государственной службы: придворной, военной, гражданской. Чины из каждой группы делились на 14 классов, в военные дополнительно подразделялись по родам войск — на морские, гвардейские, сухопутные, артиллерийские. Таким образом, при завершении военной карьеры служащий мог претендовать на равнозначную (в том числе и по денежному содержанию) должность на гражданской или придворной службе.

Фактическое изменение системы государственного администрирования не было одномоментным — оно происходило в течение всего правления Петра I. Органы центрального управления приобрели завершенный вид только к 1720-м годам, местное самоуправление реформировалось еще дольше.

Служба при Петре I

Влияние на социальные отношения

Петр запустил процесс создания сословий по европейскому формату, однако понятие чина приобрело совсем другое значение. Социальный статус чиновника изменился, а положение подданных определялось не только и не столько сословием и материальным положением, сколько чином.

Влияние на дворянство

Дворяне при Петре I должны были выказывать свою образованность (уметь читать, писать, знать четыре действия арифметики, понимать ино­странные языки). Неграмотным дворянам запрещалось жениться. Дворяне должны были сдавать экзамены. Иногда их принимал сам царь. По итогам сдачи экзаменов определяли на военную и гражданскую службу в соответ­ствующий разряд.

Картинки (фото, рисунки)

А. Д. Меншиков

Недостатки системы

Начиная с принятия Табели о рангах в России зарождается профессиональное чиновничество. Весь XIX век шли споры о целесообразности сохранения принятой Петром I системы чинов. Без сомнения, Табель упорядочивала государственный аппарат, но чиновная иерархия имела ряд недостатков:

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 12266
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tabel.htm
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства) . Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать"- гласила одна из описательных статей закона.
Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдашнему словотолкованию) не получат".

Потомки русских и иностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 рангов (до майора и коллежского асессора включительно) , причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству, изменился генеалогический состав сословия.

"Табель о рангах" сыграл важную роль в создании новой бюрократии, впервые (!) поставившая в основу служебной карьеры не знатность рода, а деятельность каждого чиновника.

4 февраля 2022 года исполнилось 300 лет со дня принятия этого документа. Подробнее о целях и значении Табели о рангах – в материале 24СМИ.

Ранжирование чинов в допетровскую эпоху

Строгая иерархия чинов оформилась в России после преобразования в царство. Двор самодержца в середине XVI века вмещал правительство, администрацию царя, пул советников, военное командование и охрану государя.

На вершине иерархии в допетровскую эпоху стоял царь. Династическая должность, которая наследовалась по праву рождения. Далее шли люди, которые несли гражданскую или военную службу. Разделялись на две основные группы: служилые по отечеству и по прибору.

Элитой первой группы считались думские бояре. На эту должность, обходя все чины, назначались представители 16 знатных родов. За боярами шли окольничие, которые входили в состав Думы, назначались воеводами и управляли крепостями. Члены 15 родов получали право сразу приступать к должности окольничего.

Стольниками становились молодые люди знатных фамилий, которые выполняли задачи при дворе, и при должном старании и отличиях в службе могли назначаться воеводами.

Дворяне московские начинали со слуг, но при усилении княжеского двора их статус стал выше. Распоряжались вотчиной с крепостными крестьянами, которую сохраняли за собой, даже если уходили со службы.

Дворяне городовые по статусу ниже московских, но пользовались теми же правами.

Дети боярские московские формировали потомственный боевой состав. Служивым выдавались поместья и крестьяне в качестве обслуги. Получали землю, но если род уходил со службы, то надел забирали.

Дети боярские городовые пользовались теми же привилегиями, что и московские. Несли военную службу, участвовали в походах и оборонах крепостей, занимали должности воевод, голов стрелецких или казачьих, дьяков в приказе.

Вожи ценились в русской армии. В задачи входили разведка, сопровождение полков. Вожи знали местность, разбирались в ориентировании и славились как добротные следопыты.

Вторую группу – служивые по прибору – формировали люди без знатного происхождения. Функции стражи города и охраны царя выполняли стрельцы, пушкари и вратники.

На военной службе правителя находились казаки. При крепостях действовали штатные должности: кузнецы, шорники, дворники.

Дворцовые крестьяне платили оброк зерном, а волостные снабжали армию провиантом. Далее шли бобыли монастырские, которые не владели землей и работали за еду при церквях.

В самом низу иерархии размещались монастырские и прочие крепостные крестьяне, которые не присягали на верность царю.

Причины и цели введения Табели о рангах

Петр I положил начало системе титулов, мундиров и орденов в царской России. Процесс связан с реформаторской деятельностью государя. Причина создания Табели о рангах объясняется стремлением сформировать регулярную армию и эффективный административный аппарат. Поэтому царь решил окончательно избавиться от местничества – распределения должностей в зависимости от происхождения.

На посты в администрации и армии планировали брать дворян. Продвижение по службе зависело не от знатности, а от заслуг. К подобному преобразованию пришли постепенно, в ходе реформ Петра Великого. Так, положение дворян укрепилось после принятия указа о единонаследии, который защищал сословие от обнищания.

Читайте также: