По какому образцу принято христианство в моравии кратко

Обновлено: 28.06.2024

Великая Моравия - одно из первых славянских государств, о котором появились сведения в начале 9 века . Моравия находилась полностью на территории Чехии, Венгрии и Словакии, частично на землях Польши, Украины, Болгарии, Сербии, Хорватии, Словении, Австрии и Германии.

В 862 году моравийские послы прибыли в Константинополь и просили императора дать им "епископа и учителя". Но почему князь Моравии Ростислав захотел, чтобы на его земле появились византийские проповедники?

В первой половине 9 века в Моравии была зависимая от баварского епископа города Пассау церковная организация . Распространение христианства означало повышение статуса государства на международной арене. Единая вера с крупнейшими европейскими державами позволяло налаживать экономические отношения.

Но князь Ростислав не хотел, чтобы на его территории была баварская латинская церковь , потому что духовенство подчинялось только западным епископам. Нужна была своя церковь. Византийский император послал в Моравию Константина Философа (Кирилла) , который взял с собой брата Мефодия .

Восточная церковь, в отличие от западной, не считала, что язык христианства должен ограничиваться латынью. Поэтому проповедники Кирилл и Мефодий, распространяя христианство в Моравии, перевели Евангелие на старославянский язык , создали азбуку и славянскую письменность.

До Кирилла и Мефодия славянские слова писали латинскими и греческими буквами , о чем свидетельствуют записи черноризца Храбра , который писал:

Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [читали] и гадали с помощью черт и резов. Когда же крестились, то пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами, без порядка.

С римским и греческим алфавитом славяне познакомились не просто так. Карл Великий (742-814 гг.) разбил Аварский каганат , который находился на территориях, где жили славяне. С победой началась усиленная проповедь христианства.

Среди проповедников было много ирландских монахов , которые хорошо разбирались в языках кельтов и германцев. Возможно, что именно они доходили до земель славян, потому что во франкской церкви была нехватка миссионеров.

До Кирилла и Мефодия на территории Моравии находилось свыше двух десятков христианских храмов , которые, скорее всего, принадлежали Зальцбургской и Аквилейской епархиям. Церкви находились на укрепленных территориях. Это означает, что вера была распространена среди правящей элиты.

Жития святых также подтверждают, что до миссии Кирилла и Мефодия на территории Моравии уже были христианские миссионеры. Как такового конфликта между язычниками и христианами, наверное, уже не было. Захоронения в курганах показывают о синкретическом характере христианства.

Важным этапом в истории новых славянских государств стало принятие христианства. Славяне вступили в "содружество" государств христианской Европы, открыли двери для контактов с богатыми традициями политической культуры иного мира. Бывшие "варварские" народы вошли в орбиту многовековой христианской цивилизации. Принимая христианство, славянские правители стремились к тому, чтобы их государства не оказались в зависимости от соседних могущественных христианских держав - Каролингской империи, Священной Римской империи, Визан-тии. Не случайно во всех известных славянских памятниках подчеркивается принятие новой веры по собственному свободному выбору. Князья старались добиться особой самостоятельной церковной организации для своих владений.

Раньше всех приняли христианство Великая Моравия (30-е гг. IX в.) и Первое Болгарское царство (60-е гг. IX в.). Принятие новой религии было результатом свободного решения местной правящей верхушки. Обе эти страны были непосредственными соседями тех христианских государств, откуда они были крещены: Великая Моравия - Восточнофранкского королевства (выделившегося из Каролингской империи), а Болгария - Византии. Славянские страны принимали культурные традиции разных центров христианского мира, которые к IX веку уже существенно различались между собой. В условиях соперничества между Каро-лингами и Византийской империей случалось и так, что соседние славянские государства оказывались сторонниками разных ориентации. К концу IX века христианство приняли почти все славянские страны, граничащие с христианским миром. Они стали теми очагами, из которых христианство в X в. распространялось в другие славянские земли: из Великой Моравии оно пришло в Чехию и Польшу, из Болгарии на Русь были принесены основные христианские книги.

Болгарское царство. Поговорим об еще одном славянском государстве – Болгарском царстве. В 7 веке славян, живших по нижнему Дунаю, объединили под своей властью болгары – кочевники тюрского происхождения. Образовалось мощное государство известное под названием Первое Болгарское Царство. Название и правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они растворились среди многочисленных славян. Растворение победителей, тюркских кочевников-болгар, давших государству династию и название, в славянской массе — результат не только численного перевеса, но и культурного превосходства славян-земледельцев над кочевниками-скотоводами. Какие еще примеры такого рода нам уже известны? (это сопоставимо с растворением завоевателей-франков среди галло-римлян или норманнов среди французского населения Нормандии). Такой процесс называетсяассимиляция – слияние двух народов, при котором один из них теряет свой язык и культуру.

Чехия. После распада Великой Моравии славянское племя чехов, жившее на реке Влтаве, подчинило своей власти соседние племена. В 10 веке было образовано Чешское государство, правитель которого принял крещение по Римскому образцу. Это определило церковную и политическую зависимость Чехии от соседней Германии, а позже страна официально вошла в состав Священной Римской империи. Чешский князь получил от германского императора королевскую корону, и этот титул стал в Чехии переходить по наследству.

Польша. В Польше ядром формирующегося государства стало объединение племен полян в районе города Гнезно. Правитель образовавшегося княжества принял христианство в римском варианте. В Польше появилось свое архиепископство, которое подчинялось напрямую Риму, а не Германии. В 1025 году князь Болеслав Храбрый принял королевский титул.

Т.о. с 7 по 10 век в Центральной Европе и на Балканском п\о возникло несколько сильных славянских государств, принявшие христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло большую роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы.

Раньше всех приняли христианство Великая Моравия (30-е гг. IX в. ) и Первое Болгарское царство (60-е гг. IX в.) . Принятие новой религии было результатом свободного решения местной правящей верхушки. Обе эти страны были непосредственными соседями тех христианских государств, откуда они были крещены: Великая Моравия - Восточнофранкского королевства (выделившегося из Каролингской империи) , а Болгария - Византии. Славянские страны принимали культурные традиции разных центров христианского мира, которые к IX веку уже существенно различались между собой. В условиях соперничества между Каро-лингами и Византийской империей случалось и так, что соседние славянские государства оказывались сторонниками разных ориентации. К концу IX века христианство приняли почти все славянские страны, граничащие с христианским миром. Они стали теми очагами, из которых христианство в X в. распространялось в другие славянские земли: из Великой Моравии оно пришло в Чехию и Польшу, из Болгарии на Русь были принесены основные христианские книги.

Католичество приняли: Польское княжество; Чешское княжество; Хорватское княжество.

Византийское христианство приняли: Болгарское царство; Великая Моравия и Киевская Русь.

Принятие христианства на Руси произошло в 988 году. Это было великое событие в истории Киевской Руси. Несмотря на то, что христианство стало причиной духовного и культурного подъема, многие славянские племена противились новой вере.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Рассмотрен процесс христианизации раннесредневекового славянского государства Великая Моравия. Рассматривается хронологическая сторона вопроса, тактика и этнический состав миссионеров. С целью компенсировать нехватку письменных источников привлекаются данные археологии, используется метод исторической экстраполяции. Автор приходит к выводу, что в первой половине IX в. Великая Моравия юридически входила в состав епископства Пассау. Христианство распространялось в градах и принималось, прежде всего, местной правящей элитой. Вопрос этнического состава миссионеров остается открытым. Только присутствие баварских миссионеров не может вызывать сомнений.

Ключевые слова: Великая Моравия, принятие христианства, Кирилл и Мефодий, влахи, баварские миссионеры.

Практически все источники по интересующей нас теме происходят из среды франкского духовенства. Наиболее важную информацию содержат постановления синодов и капитуляриев несколько более раннего времени, чем время, с которого принято отсчитывать существование Великоморавского государства. Из них мы можем получить информацию о границах диоцезов и внутренней жизни франкской церкви. К сожалению, конкретных данных о деятельности христианских миссионеров в Великой Моравии в первой половине IX в. не сохранилось, в связи с этим мы вынуждены использовать метод экстраполяции.

В 796 г. на берегах Дуная состоялся синод, на котором кроме зальцбургского архиепископа Арно присутствовал аквилейский патриарх Паулин. Синод был организован сыном Карла Великого Пипином для обсуждения вопросов, связанных с христианизацией подчиненных авар. На синоде были приняты новые инструкции по ведению миссионерской деятельности [13, s. 19–20]. Из текста постановления синода известно о существовании трех вариантов практики крещения: когда крестили во имя св. Троицы и знакомили верующих с основными положениями новой веры (такое крещение признавалось синодом законным); когда крестили во имя св. Троицы святой водой и не забывали оглашать основы веры (это крещение также было законным); когда крестили необразованные клирики, которые погружали в воду без произнесения Символа веры и без полного соблюдения тринитарной формулы (такое крещение было недействительным).

Синодом 796 г. Нижняя Паннония была закреплена за зальцбургским епископом Арноном. В 803 г. Карл Великий подтвердил это решение [12, s. 304].

Крещение должно было осуществляться в массовом порядке на Пасху или Троицу, но в исключительных случаях разрешалось его провести и в воскресенье. В идеале крещение должно было проводиться с троекратным погружением человека в воду, чтобы тот помнил, что Господь воскрес из мёртвых на третий день. В случае опасности для жизни разрешалось крестить человека в любое время. Перед крещением рекомендовалось посвящать человека в смысл Святого Писания, чтобы после крещения неофит соблюдал все Божьи заповеди. Наставления должны были носить добрый, подробный и убедительный характер. Убеждать следовало не страхом перед адом, ужасами кровавого меча, но милостью Святого Духа и желанием спасти свою душу. Священник должен был учить оглашаемых в течении двух, трех или более недель. Он сам определит, когда человек будет готов принять крещение. Перед крещением следует семидневный пост, в субботу помазание елеем, а вечером прозелит уже должен быть благословлён во имя св. Троицы в колодце или в бочке. Наставления должны ограничиваться темой семи даров Святого Духа. Дети, которым не угрожает смерть, должны быть крещены на Пасху или Троицу.

Важным событием стало повышение зальцбургского епископства в архиепископство Карлом Великим с одобрением папы римского в 798 г. [12, s. 306] В подчиненное положении к зальцбургскому архиепископству перешло епископство Пассау. Первым архиепископом стал Арнон (с 784 г. епископ; 798–821 гг. архиепископ). В трактате говориться, что епископ Арнон, а также его предшественник Вергилий (767?–784) отправляли священников на славянские территории Карантании и Нижней Паннонии. Арнон по поручению императора основывал церкви, посвящал священников и проповедуя, учил народ. Христианство на территории современной Словакии распространялось спорадически, благодаря труду редких миссионеров, но ситуация изменилась после победы Карла Великого над Аварским каганатом. С этим событием можно связывать начало более интенсивной деятельности по обращению в христианство местного населения.

При дворе языческого нитранского князя Прибины имелся личный священник Доминик, который будет сопровождать его после изгнания, в плоть до самой своей смерти. Доминик был пресвитером епископства Регенсбург и действовал на чужой территории с согласия зальцбургского архиепископа [12, s. 313]. Во главе церковной организации Блатенского княжества стоял архипресвитер, назначаемый из Зальцбурга. Последним архипресвитером упомянут некий Ригбальд, который не выдержал произвола Мефодия и вернулся в Зальцбург. Вероятно, по его инициативе и был написан этот трактат. Известно также, что Прибина имел жену, которая была родом из Баварии, это означает, что скорее всего она была христианкой.

В работах Берхтольда из Кремсмюнстера (1270–1326) упоминается пассавский епископ Регинхар, который в 831 г. крестил всех мораван (omnes Moravos) [14, p. 655]. Берхольд также называет Регинхара апостолом мораван (apostolus Maravorum) [14, p. 620] и даже епископом мораван (Matavorum — здесь опечатка) [14, p. 623]. Эту информацию нельзя понимать буквально. Целый народ не мог быть крещен разом: часть мораван могла принять христианство раньше, а часть продолжать придерживаться старой веры. В этом году в Великую Моравию могла быть отправлена официальная миссионерская экспедиция, подробностей о деятельности которой мы не имеем.

Первоначальное значение этнонима влахи (волохи) сомнений не вызывает: это германское и славянское название кельтов (первым на этом настаивал П. Й. Шафарик). В IV–III вв. до н. э. кельты занимали Северную Италию, за латиноговорящим населением которой прочно закрепился этот этноним.

Б. Н. Флоря считает, что в этом месте скорее всего подразумеваются миссионеры из далматинско-истрийского региона, т. е. из Аквилейского или Градского (венецианского) патриархата [9, с. 147].

Раскопанные на территории Великой Моравии церкви подтверждают сведения письменных источников о существовании христианских общин к северу от среднего Дуная в первой половине IX в. Было установлено, что почти все великоморавские церкви строились из камня, наложенного на строительный раствор. Внутри стены штукатурили и иногда осуществляли роспись геометрическими и растительными мотивами, которые, к сожалению, сохранилась только во фрагментах. Поскольку раскопки великоморавских городищ еще не завершены и фундаменты зданий в некоторых случаях находили поврежденными, можно предположить, что церквей было больше, чем известно на данный момент. Не все храмы могли строиться из камня, могли существовать аналогичные постройки из дерева, следы которых в земле не сохранились.

Краткое обобщение различных теорий относительно происхождения сакральной архитектуры в Великой Моравии можно найти в статье Й. Поулика. На момент написания Й. Поуликом статьи ему было известно только двадцать, на сегодняшний день открыто уже двадцать две церкви [11, s. 86], но сделанные автором выводы до сих пор остаются актуальными [15, s. 170]. Церкви с прямоугольными пресвитериями предположительно связаны с деятельностью немецких (баварских) и, возможно, итальянских священников, которые вели свою деятельность в Великой Моравии в перовой половине IX в. Влияние Аквилейского патриархата может быть представлено трехнефной базиликой и церковью Микульчицы X. Происхождение храмов круглой формы остается нерешенным, особенно происхождение ротонд с двумя апсидами. Ни одна из церквей, по мнению Й. Поулика, не может быть связана с влиянием византийской архитектуры.

4-й канон IV Вселенского собора запрещал самовольное основание молитвенного дома без разрешения епископа. Все храмы в Великой Моравии должны были находиться в подчинении какого-либо епископа. Основными миссионерскими центрами Аквилеи и Зальцбурга для деятельности среди авар и славян могли являться: Мария-Зале (возможно под юрисдикцией епископства Пассау), бенедиктинские монастыри Кремсмюнстер, Мондзее и Нидеральтайх [16, s. 71].

Проведенные раскопки показывают, что христианство было принято прежде всего правящей элитой, проживавшей в градах. Большинство найденных церквей было в пределах территории, защищаемой крепостными стенами укрепленных поселений. Христианская вера сочеталась с пережитками языческих обычаев, например, с особой традицией погребения, следы которой обнаруживаются даже на церковных кладбищах. В могилах находили не только остатки многочисленных глиняных сосудов и деревянных ведер (в которые умершему клали еду), но и яичную скорлупу с костями птиц. Захоронения, расположенные за пределами досягаемости княжеских центров продолжали выполняться, в некоторых случаях, с применением кремации усопшего и возведением кургана.

На славянских землях к IX в. христианство уже не насаждалось мечом, что способствовало его усвоению как среди знати, так и среди местных жителей. Обязанность по просвещению варваров в странах Центральной и Юго-Восточной Европы была возложена на епископов пограничных епархий. Под их руководством велась деятельность миссионеров на славянских землях. Результаты этой деятельности уже в IX в. были значительными. Благодаря духовенству из Аквилейского патриархата, Зальцбургского архиепископства и епископства Пассау к IX в. стали христианскими Хорватия, Карантания, Паннонии, и Моравии. Христианизация славянских земель не привела к созданию независимой церковной организации. Вместо этого религиозные сооружения включались в уже существующие церковные структуры. В юридическом отношении Великая Моравия относилась к юрисдикции епископства Пассау. После прибытия на территорию Великой Моравии Константин и Мефодий застали уже в какой-то степени сформированную церковную организацию. Подтверждение этому можно увидеть в Пространном Житие Константина, где упоминаются архиереи, под которыми, скорее всего, следует понимать посланных в Великую Моравию архипресвитеров [5, с. 28]. Совершенно точно мы можем говорить о присутствии в Моравии только баварского духовенства. Поскольку территория епископства Пассау по своим размерам была большой, управление ею одним епископом было затруднительным. Для помощи с управлением удаленными землями епископом назначались архипресвитеры, которым были подвластны все храмы на контролируемой территории. Новая вера не смогла бы прижиться, если бы проповедники не могли объяснять местному населению ее основные положения на родном для населения языке. В том числе для этих целей выполнялись первые переводы на славянский язык латинскими буквами тех текстов, знание которых предписывалось всем. Чтобы не отпугнуть людей от новой религии, духовенству приходилось мириться с некоторыми языческими обычаями новых христиан. При этом духовенство, заручившись авторитетом, старалось влиять на социальные взаимоотношения в обществе, чтобы сделать выгоду от принятия христианства более очевидной. В отсутствии устойчивого денежного обращения церковная десятина у новообращенного народа могла быть нерегулярной и взиматься продуктами труда. Как верно заметила А. М. Кузнецова, ни один из действующих здесь миссионеров не удостоился собственного жизнеописания [3, с. 44]. Отсутствие миссионерских житий следует объяснять тем, что для Зальцбурга и Аквилеи миссионерская деятельность не воспринималась как подвиг, а была рутинным занятием, которым епархии занимались с самого их основания. Франкские миссионеры были не только проводником христианства в языческую среду, но и франкского политического влияния. Восстания и войны против франков часто приводили к изгнанию клириков.

В какой-то момент к правящей верхушке Великой Моравии и Блатенского княжества приходит осознание, что для обеспечения полной самостоятельности государства и функционирования церковных институтов в соответствии с ее интересами необходимо создание независимой церковной организации. Для этой цели князь Ростислав обращается в Рим к Николаю I [12, s. 143]. Не получив ответа, он отправляет в начале 60-ых гг. посольство в Константинополь с просьбой о епископе. В результате в Великую Моравию отправились простые монахи Константин Философ и Мефодий, которые своей деятельностью способствовали достижению великоморавской правящей верхушкой указанных целей.

Основные термины (генерируются автоматически): ирландско-шотландский, III, VIII, миссионер, церковь, Зальцбург, зальцбургский архиепископ, миссионерская деятельность, уж, христианская вера.

Читайте также: