По какой технологии на руси отливали пушки во времена царя ивана грозного кратко технология

Обновлено: 05.07.2024

История классической артиллерии начинается с XIII века. В 1216 году английский монах Роджер Бэкон сумел раскрыть для европейцев секрет ранее изобретенного в Китае пороха, а в 1308 году испанцы первыми из европейских народов применили порох в боевых условиях. В России первое боевое применение артиллерийских орудий относится к 1382 году и связано с обороной Москвы от войск ордынского хана Тохтамыша.

Становление артиллерийского искусства на Руси связано с привлечением иностранных специалистов, в основном из Европы, но некоторые историки говорят и о заимствованиях из стран Востока. К началу XV века русские войска уже научились основным навыкам артиллерийского дела.

Развитие артиллерии при Иване Третьем

Несмотря на то, что к моменту окончательного собирания Русских земель и царствования великого князя Московского Ивана III на Руси имелись собственные артиллеристы, большой толчок развитию этого военного искусства дали иностранцы, приглашенные в страну.

Так, в 1475 году в Москву из итальянской Болоньи по приглашению великого князя прибыл зодчий и литейщик Ридольфо Фиорованти. Он прославился не только своими постройками в Московском Кремле, но и как литейщик и учитель для русских оружейных дел мастеров.

Развитие русской артиллерии в этот период характеризовалось существенными качественными улучшениями, которые связаны с использованием бронзы и меди при отливе орудий, а не кованного железа, как это делалось в первой половине XV века.

Это улучшение положительно отразилось на качестве ведения пушечной стрельбы. Основы русской артиллерийской школы, заложенные в период правления Ивана Третьего, позволили отечественным войскам успешно применять артиллерийские орудия в ходе ведения многочисленных военных кампаний. По свидетельствам историков, меткость и высокое качество пушечной стрельбы сыграли решающую роль при осаде Смоленска великим князем Василием III в 1514 году.

Русские артиллеристы под предводительством пушкаря Стефана после третьего залпа вынудили город сдаться. Также известно об успешном применении артиллерийских орудий при обороне Рязани от татарских войск крымского хана Магомет Гирея в 1512 году. Но наибольшее развитие отечественное пушечное дело получило в правление Ивана Грозного.

Артиллерия Грозного

Эпоха Ивана IV характеризуется расцветом оружейного дела в России. Помимо собственно пушечного производства, в организации которого прославился Андрей Чохов, русские войска усиленно применяли артиллерию на практике. Артиллерия была выведена в качестве отдельного рода войск. Особую роль артиллерия сыграла при осаде Казани в 1552 года.

Пытаясь взять штурмом столицу татарского ханства, русские войска не только активно применяли пушки, а при осаде было задействовано около 150 тяжелых орудий, но и успешно пользовались услугами саперов. В этом деле на помощь русскому войску вновь пришло мастерство иностранных специалистов — английских саперов, приглашенных царем в Россию.

Также, как и Фиорованти, английский мастер не только руководил организацией минирования укреплений при штурме города, но и обучал подрывному делу русских учеников, среди которых наиболее известны имена Василия Серебрянного и Алексея Адашева. В конечном итоге благодаря успешным действиям саперов после длительной осады Казань была, наконец, взята.

На столетие впереди

Русские артиллеристы XVI века усилиями как собственных талантов, так и приезжих мастеров, научились не только производству пушек высокого качества и достойному с ними обращению, минному и инженерному делу, но и добились определенных прорывов в развитии артиллерии.

Известно, что в конце XVI века отечественные оружейники изготовили железную пищаль калибром 1,7 дюйма, которая в результате усовершенствования стала первым в мире орудием с нарезным стволом. Европейские мастера сумели создать орудия такого типа лишь в следующем столетии.

Успехи в развитии пушечного и инженерно-осадного искусства в России в XV—XVI веках шли рука об руку с общим подъемом и возрастанием мощи централизованного русского государства. Успешные и органичные заимствования через приглашение европейских мастеров своего дела, а также развитие собственной оружейной школы и широкую боевую практику, особенно в эпоху Ивана Грозного, привели к расцвету артиллерийского дела.

В военных походах времен Ливонской войны русские войска имели уже около 200 орудий. Были достигнуты успехи не только в обучении артиллерийскому мастерству и разработке новых типов орудий, но и в деле организации военного дела, посредством создания собственной полковой артиллерии.

Однако дальнейшее развитие Московского царства, в том числе в сфере оружейной, было прервано катастрофой Смутного времени. Последствия этой задержки пришлось устранять уже Петру Первому в ходе его военных реформ.

Самым трудоемким моментом было формирование формы для будущей отливки. И оно неудивительно, что изготовление формы такого размера ̶и̶з̶ ̶г̶о̶в̶н̶а̶ ̶и̶ ̶п̶а̶л̶о̶к̶ ̶ было делом трудным: деревянный сердечник оборачивали вначале соломенным жгутом, закрепленным на нем, затем покрывали глиной и смесями глины с различными наполнителями, затем вставляли деревянные макеты цапф, винограда, дельфинов и поручней. Все это дело вновь покрывали подушкой из состава на основе топленного сала, воска и растительных масел, давали смеси застыть, и формировали внешний кожух модели, покарывая глиной в несколько слоев, последовательно их просушивая, затем нагревали форму, извлекали все деревянные и соломенные части, отдельно формировали контур будущего канала ствола и зарядной каморы. Вдобавок, стволы орудий тогда в обязательном порядке затейливо украшали, что также мало облегчало процесс. Украшения делались обычно отдельно из смеси воска и наполнителей. Все это сало и воск по окончании работ приходилось вытапливать, разжигая огонь внутри будущего канала ствола и поддерживая его несколько часов.

Готовую форму усиливали, скрепляя железными ободами по всей поверхности, чтобы засохшая глина выдержала массу заливаемого в нее расплава. Обручи и ободы крепили проволокой. Ее помещали в яму казенной частью вниз, и, поддерживая температуру формы достаточно высокой, выливали в нее горячий расплав через литниковую чашу. Расплав поступал непосредственно из плавильной печи по каналу, сформированному в полу литейной. После этого форму неторопливо охлаждали, стараясь поддерживать равномерной температуру во всех ее частях.

Понятное дело, что каждая форма при такой технологии выходила уникальной, а качество чистовой обработки каналов стволов оставляло желать лучшего, в них нередко встречались раковины и другие литьевые дефекты. Впрочем, запас толщины стенок стволов тогда делали таким, чтобы даже весьма грубые дефекты не приводили к разрывам. Ну а на качестве боя они сказывались мало: куда важнее считались точность отмеривания заряда, калибровка ядра и аккуратность при заряжении.

В России сохранилось немало русских и иностранных пушек той эпохи. В Москве на них можно полюбоваться в кремлевском арсенале, например, а в Петербурге: во дворе и экспозиции Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Примерно пять тысяч лет назад наши далёкие предки догадались расплавить вместе медь и олово, и получили более прочный сплав. В этот момент закончился медный век и начался век бронзовый. И хотя со временем бронзу как основной материал для всевозможных орудий вытеснило железо, осталась сфера, где господство бронзы было неоспоримо.

Мирная бронза

Получается, что в старину город или монастырь никак не могли обойтись без колоколов. А поскольку изготовить колокол – задача нетривиальная, колокольных дел мастера были всюду в большом почёте.

Как же изготавливали колокола?

Мастер начинал свою работу с рассчётов: какой колокол он хочет изготовить, и сколько для этого нужно бронзы. Затем он делал чертёж, изготавливал два лекала – для внешней и для внутренней поверхности колокола, и наконец приступал к самой заготовке.




Болваны для колоколов. Тот, что слева – с лекалом (внутренним). Бронзы на колокол требовалось немало (бывало, что не одна тонна), но ещё больше на отливку уходило глины.

Теперь поверх болвана мастер лепил из глины тело самого колокола – рубашку. Она точно так же выравнивалась лекалом – но уже вторым, бо́льшим. Здесь мастер мог уже приступать к формовке следующего слоя, но многие предпочитали украсить колокол, превратить его в произведение искусства. И скульптор сначала лепил в формах, а затем наносил на поверхность рубашки всевозможные фигуры из глины или воска: святых, государей, фантастических зверей, орнаменты и надписи… Работа это была долгая и кропотливая, но результат себя оправдывал.

Наконец глиняная модель будущего колокола со всеми украшениями была готова, и её покрывали той же специальной краской, что и болван. Наступал черёд третьего слоя – кожуха. По сути, это был съёмный (иногда – разборный) слепок с модели колокола. Чтобы кожух не рассыпался под собственным весом, его укрепляли железными обручами и прутьями.

Когда кожух был готов, его поднимали, рубашку удаляли с болвана, вновь устанавливали кожух, и между кожухом и болваном образовывалось пустое пространство в форме колокола. Оставалось только засыпать котлован вокруг кожуха землёй, хорошенько её утрамбовать (а то кожух прорвёт) и заполнить полую форму расплавленной бронзой прямо из плавильной печи.

Да уж, нелёгкая это работа – изготовить красивый и звучный колокол!

Не мирная бронза

От китайцев к монголам, а от тех – к другим народам попал порох. Вскоре гром пушечных выстрелов раздавался по всей Европе и на Ближнем Востоке, а когда европейцы открыли Новый Свет, порох перебрался и туда. И если не считать всякую жуть вроде пушек из сваренных вместе железных прутьев, из дерева и даже из свёрнутых в рулон кож (представляете, какая у этих изделий была надёжность!), материалом для артиллерии служила всё та же бронза.

Впрочем, не совсем та же. Со временем литейщики пришли к выводу, что для колоколов нужна своя бронза, для пушек – своя. Экспериментальным путём пришли к тому, что в колокольном сплаве было 20% олова, а в пушечном – только 10% (дело в том, что большой процент содержания олова в бронзе делает её более звонкой, но вместе с тем и более хрупкой). Тем не менее, в ознаменование победы захваченные пушки врага часто переплавляли в колокола. Бывало и наоборот: когда войскам не хватало пушек, колокола снимали с колоколен и отправляли в печь.




Сразу и не поймёшь, колокол это или пушка.
Старинные пушки большого калибра – бомбарды – на первых порах делали точно так же, как и колокола, только болван был другой формы. Но было очевидно, что такой способ невыгоден. Во-первых, он годился только для больших пушек, во-вторых – был очень трудоёмким и длительным. Это колокол можно делать полгода, год или даже несколько лет; оружие нужно армии здесь и сейчас.

Со временем придумали способ отливки пушек в разборных формах – опоках. Сперва столяр изготавливал деревянный макет пушки в натуральную величину. Затем делали опоки – длинные ящики, заполненные смесью песка и глины. Макет пушки вдавливали в смесь до половины, чтобы получить отпечаток, затем таким же образом делали отпечаток другой половины пушки. Наконец, опоки ставили друг на друга так, чтобы отпечатки макета совпали, и получилась полость в виде пушки.

Разумеется, пушка не была бы пушкой без канала ствола. Канал можно было просверлить, но с техникой того времени это было бы слишком долго и трудно. Придумали отливать пушку сразу с каналом: изготавливали глиняный стержень, чей диаметр соответствовал калибру пушки, и помещали его в форму перед отливкой. Когда изделие остывало, мастеру оставалось выбить из него глину и прочистить канал ствола. Пушка была готова к установке на лафет.

В конце XVIII века французские оружейники усовершенствовали процесс: теперь первым делом отливалась не сама пушка, а опоки, которые теперь изготавливались из чугуна и к тому же были разборными. С такими многоразовыми опоками литьё пушек значительно ускорилось. Но к тому времени бронзу как материал для пушек списали со счетов – их отливали, опять-таки, из чугуна, а впереди был век пушек, сделанных из стали…

Для сравнения также приведем данные по анализу орудий первой трети XVII в.:


Царь-пушка 1586 г.[353]

Мы не знаем, как мастерами делался расчет шихты для литья. Очевидно, литейщики использовали пропорции, исходя из качества меди и олова. Обращает на себя внимание наличие в составе пушечной бронзы легирующих элементов – свинца и цинка.

Медь и олово не добывались на территории Российского царства, а доставлялись из-за границы, хотя возможным наличием в России медных руд интересовалась английская The Russia Company, которая требовала обстоятельные сведения об образцах русской меди, если таковые сыщутся [354].

В ганзейских городах, Швеции, Дании и Англии закупался лом – старая медная посуда, колокола (после прошедшей Реформации таковых было много), металл в слитках, исчисляемых берковцами[355] – и привозился в Россию. В 1581 г. английская королева Елизавета отправила в Московию караван из 13 кораблей с грузом на сумму 9000 фунтов стерлингов, среди которого числилась и медь[356].

– из Голландии – 145;

– из Английской Московской компании – 106;

– из Гамбурга – 21;

– из Шотландии – 8;

– из Восточной Польши – 8;

Однако эти данные далеко не полные, они учитывают лишь те суда, которые оплатили пошлину в датском Зунде[361].

В 1560 г. ревельцы писали датскому королю Фредерику II, что несмотря на эмбарго, объявленное восточному соседу, продолжается подвоз военных грузов (и, очевидно, специалистов) – только за 12 мая в Россию прошло 18 судов [362].

Есть данные по европейским орудиям. Так, отливка 80-фунтового шарфметца (210 пудов) и изготовление снастей для похода под него обходилось имперской казне в 1352? флорина[374] (или 405,75 руб.)[375]. Но надо учесть, что медных рудников в России не было, а сам металл был привозной (т. е. значительно дороже, чем в империи).

Технология литья орудий была практически целиком скопирована с производства колоколов, без каких-либо существенных изменений. Мастер, унаследовавший от учителя навыки и умение составлять пропорции металлов, отливал орудие, исходя из принятой классификации и собственных представлений о размерах и украшений ствола.

Таким образом, мастер должен был обладать уникальными знаниями: знать химию, физику, механику, математику, уметь пользоваться измерительными приборами, и, судя по всему, немного разбираться в мифологии и бестиариях (или, по крайней мере, черпать сведения о реальных и мифологических животных, растительном орнаменте и символике из книг).

После остывания с помощью талей отливочную модель извлекали из ямы, обрубали литники и выпоры, очищали внутреннюю и наружную части орудия. После очистки чеканщики (упоминаются в штате Пушечного двора с XVII в.) прочеканивали литые украшения и надписи, просверливали запальное отверстие.

После изготовления орудие, как правило, испытывали на полигоне. Крупные бомбарды и пушки, скорее всего, испытания не проходили, поскольку транспортировка многотонных орудий на полигон и обратно была слишком затратной.

Читайте также: