Планирование и организация учителем собственной деятельности в начальной школе

Обновлено: 14.05.2024

- Технология проектирования педагогического процесса.

- Этапы педагогического проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.

- Проектировочная деятельность учителя начальных классов.

- Планирование как результат конструирования педагогического процесса.

- Планирование в деятельности учителя начальных классов.

- Этапы подготовки к тематическому планированию учебного материала.

- Подготовка учителя к уроку и его планирование.

- Требования к оформлению тематического и поурочного плана.

- Планирование комплексного методического обеспечения.

- Понятие об учебно-методическом комплексе (УМК).

- Этапы разработки УМК.

- Требования к оформлению УМК.
С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

рис. 9. этапы проектирования педагогического продукта

Рис. 9. Этапы проектирования педагогического продукта

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операциональная).
Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная технологии различаются по своему предмету. В каждой из них выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая деятельность, завершающаяся постановкой диагноза; прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность. Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана (плана-конспекта, конспекта) или нет.
Технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности. Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий учащихся.

Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза

В данной работе рассмотрены основные этапы и содержание педагогической деятельности учителя начальных классов с целью реализации требований ФГОС НОО. Определены основные квалификационные характеристики модели современного учителя начальных классов. С этой точки зрения проанализированы характерные особенности организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающие качественный результат обучения младших школьников. Особое внимание уделено основным критериям оценки учителем собственной педагогической деятельности.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word_2.docx 21.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В данной работе рассмотрены основные этапы и содержание педагогической деятельности учителя начальных классов с целью реализации требований ФГОС НОО. Определены основные квалификационные характеристики модели современного учителя начальных классов. С этой точки зрения проанализированы характерные особенности организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающие качественный результат обучения младших школьников. Особое внимание уделено основным критериям оценки учителем собственной педагогической деятельности.

Ключевые слова: самоопределение, педагогические задачи, проектирование, решение педагогических задач, оценка деятельности.

Совсем недавно образовательные учреждения ХМАО-Югры начали работать по новым Стандартам, которые предусматривают владение принципиально новой педагогической технологией. Главной задачей учителя начальных классов сегодня является организация собственной деятельности младших школьников по овладению способами изучения учебного материала, по постановке и решению частных учебных задач при закреплении, систематизации и обобщении, по выполнению действий оценки и контроля на протяжении всего образовательного процесса. В соответствии с указанными образовательными целями теперь необходимо самому определять и формулировать цели и задачи собственной профессиональной деятельности.

Практика показывает, что учителю начальных классов, который много лет работал на основе традиционного подхода, трудно перейти от полного руководства учебным процессом на всех этапах учебной деятельности к предоставлению возможности ученику самостоятельно действовать. Еще острее стоит следующая задача: как осуществлять обучение на основе предполагаемого деятельностного метода. С целью более эффективного перехода к новой профессиональной позиции необходимо пройти определенные этапы собственного становления. А.Б. Воронцов определяет следующие этапы формирования личностной профессиональной позиции учителя:

« осознание собственных профессиональных ценностей и оснований педагогической деятельности;

преобразование профессиональных стереотипов, анализ собственной профессиональной недостаточности;

опробование себя в новом содержании педагогической деятельности;

С целью реализации образовательных требований сегодня многими учеными создается модель современного учителя начальных классов, которая включает основные квалификационные характеристики.

2. Знание структуры учебной деятельности на основе деятельностного метода, психологических закономерностей и механизмов ее построения с целью развития личности ребенка.

3. Умение создавать и подбирать упражнения для проблемных предметных ситуаций, понимание важности мотивации в образовательной деятельности школьника.

5. Понимание и умение применять на практике методы, позволяющие ребенку находиться в позиции субъекта, что процесс обучения делает более целенаправленным и развивающим.

6. Знание теоретических основ и наличие способностей к организации коллективно-распределительной деятельности, которая способствует формированию и развитию универсальных учебных действий на высоком уровне.

7. Знания о построении групповой работы, работы в парах, индивидуальной формы организации учебной деятельности как самостоятельной деятельности школьника при решении новых учебных задач, учебных задач на всех этапах учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода;

8. Умение осуществлять формирование и развитие у учащихся действий контроля и оценки.

Данные педагогические характеристики во многом отличаются от требований традиционной школы. Для их приобретения учитель должен решить ряд педагогических задач, способствующих становлению педагога нового типа. Прежде всего, это самоопределение учителя: создание потребности и мотивов к деятельности на основе системно-деятельностного подхода для достижения целей и решения задач, определенных в ФГОС НОО. Данный мотивационный этап просто необходим, так как новая технология требует серьезного переосмысления прежнего собственного опыта и немалых физических затрат. С целью мотивации к очень глубокой работе над собой, следует познакомиться с результатами обучения детей на основе деятельностного метода, которые демонстрируют высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности младшего школьника, способного к саморазвитию, к творческой деятельности, умеющего отстоять свою точку зрения, что очень отличает его от детей, обучающихся традиционно.

Работа над учебной задачей предполагает выполнение учебных операций , которые входят в состав способа действия. Все учебные операции ученик, начиная с 1 класса, должен научиться выполнять сам. Эта задача непростая, помочь ее решить может целенаправленная работа с алгоритмами на всех этапах учебной деятельности. Алгоритм - это порядок выполнения действий на каждом этапе учебной деятельности, инструктивное предписание действий ученика как при получении самостоятельно новых знаний, так и при их совершенствовании, закреплении и контроле. Через работу с алгоритмами ученик должен отработать все выполняемые пункты под руководством учителя и его контролем. После полного представления операций, которые входят в состав способа, постепенно он сокращает пояснение операций при получении результата, а на последнем этапе дает только результат.

Учебная деятельность на основе деятельностного метода построена через решение учебных задач по определенным законам и проходит по определенным этапам. Каждому этапу решения учебной задачи соответствует и определенный тип урока. Применение традиционной типологии урока не позволит качественно решить поставленные Стандартом задачи. Необходимая типология уроков на основе деятельностного метода разработана в технологиях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.Г. Петерсон. Название типов уроков несколько отличается, но их структура предполагает содержание в соответствии с системно-деятельностным подходом.

Каждый тип урока, построенный на основе системно-деятельностного подхода, характеризуется определенными критериями. Общими для каждого урока должны быть следующие признаки:

- наличие у учащихся внутренних мотивов при решении учебных задач;

- формирование на уроке универсальных учебных действий;

- постановка цели урока с тенденцией передачи ведущей роли от учителя к ученику;

-стиль, тон отношений, задаваемых на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Важным элементом профессиональной деятельности учителя является рефлексия, которая предусматривает анализ собственных действий, их критику, контроль и оценку, коррекцию. Рефлексия должна быть направлена на результаты выполнения образовательной программы, на уровень владения современной технологией на основе системно-деятельностного подхода. Анализ должен быть направлен на умение создавать проблемные ситуации, на организацию процесса постановки учебных задач и формирования универсальных учебных действий на всех этапах учебной деятельности, на умение организовывать работу в группах и парах, на анализ способности к рефлексии собственной деятельности, на коррекцию своих действий.

Осуществление образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода требует от учителя новые знания, умения, навыки и зависит от способности учителя проектировать собственную учебную и профессиональную деятельность. Только понимание содержания и методологии современной образовательной технологии, понимание собственных ценностных установок, целей и задач образования, умение выполнять анализ и рефлексию профессионального развития способствуют формированию учителя начальных классов нового типа.

Источники и литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего образования / В.В. Давыдов // М.:Педагогика, 1986. – 260 с.

4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова// Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. - 148 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросоо.


Презентация "Портрет современного учителя начальных классов"

Портрет современного учителя начальных классов.


Инновационные тенденции современного учителя начальных классов

Деятельность учителя начальных классов в услових реализации ФГОС.

Актуальность ИКТ в жизни современного учителя начальных классов

Актуальность ИКТ в жизни современного учителя начальных классов.

"Роль современного учителя начальных классов в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников".

Патриотическое воспитание наиболее актуально для начальной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.



Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

Документы, необходимые педагогу

Расписание работы школы (график работы)

Журнал учета работы школы.

Инструкции по охране труда и технике безопасности.

Отчет о работе педагога

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение

Планирование и организация учителем собственной деятельности

Подготовила студентка группы Ш42

Планирование – управленческий процесс, заключающийся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющий будущее состояние объекта или цели деятельности; путей, способов и средств его достижения .

Принципы организации образовательного процесса в планировании педагогической деятельности:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В данной статье рассмотрены основные этапы и содержание педагогической деятельности учителя начальных классов с целью реализации требований ФГОС НОО. Определены основные квалификационные характеристики модели современного учителя начальных классов. С этой точки зрения проанализированы характерные особенности организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающие качественный результат обучения младших школьников. Особое внимание уделено основным критериям оценки учителем собственной педагогической деятельности.

Ключевые слова: самоопределение, педагогические задачи, проектирование,

решение педагогических задач, оценка деятельности .

DESIGN FEATURES OWN PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE MODERN ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

This article describes the main stages and content of educational activities of primary school teachers in order to implement the requirements of the Standard. The basic qualifications of a modern model of primary school teachers. From this perspective, we analyzed the characteristics of the organization of learning activities of students on the basis of system-activity approach to ensure high quality results of training of younger schoolboys. Particular attention is paid to the main criteria for evaluating a teacher's own teaching.

Keywords : self-determination, pedagogical objectives, design, the decision of pedagogical tasks, assessment of activity.

Совсем недавно образовательные учреждения Крыма начали работать по новым Стандартам, которые предусматривают владение принципиально новой педагогической технологией. Главной задачей учителя начальных классов сегодня является организация собственной деятельности младших школьников по овладению способами изучения учебного материала, по постановке и решению частных учебных задач при закреплении, систематизации и обобщении, по выполнению действий оценки и контроля на протяжении всего образовательного процесса. В соответствии с указанными образовательными целями теперь необходимо самому определять и формулировать цели и задачи собственной профессиональной деятельности.

Практика показывает, что учителю начальных классов, который много лет работал на основе традиционного подхода, трудно перейти от полного руководства учебным процессом на всех этапах учебной деятельности к предоставлению возможности ученику самостоятельно действовать. Еще острее стоит следующая задача: как осуществлять обучение на основе предполагаемого деятельностного метода. С целью более эффективного перехода к новой профессиональной позиции необходимо пройти определенные этапы собственного становления. А.Б. Воронцов определяет следующие этапы формирования личностной профессиональной позиции учителя:

« осознание собственных профессиональных ценностей и оснований педагогической деятельности;

преобразование профессиональных стереотипов, анализ собственной профессиональной недостаточности;

опробование себя в новом содержании педагогической деятельности;

С целью реализации образовательных требований сегодня многими учеными создается модель современного учителя начальных классов, которая включает основные квалификационные характеристики.

2. Знание структуры учебной деятельности на основе деятельностного метода, психологических закономерностей и механизмов ее построения с целью развития личности ребенка.

3. Умение создавать и подбирать упражнения для проблемных предметных ситуаций, понимание важности мотивации в образовательной деятельности школьника.

5. Понимание и умение применять на практике методы, позволяющие ребенку находиться в позиции субъекта, что процесс обучения делает более целенаправленным и развивающим.

6. Знание теоретических основ и наличие способностей к организации коллективно-распределительной деятельности, которая способствует формированию и развитию универсальных учебных действий на высоком уровне.

7. Знания о построении групповой работы, работы в парах, индивидуальной формы организации учебной деятельности как самостоятельной деятельности школьника при решении новых учебных задач, учебных задач на всех этапах учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода;

8. Умение осуществлять формирование и развитие у учащихся действий контроля и оценки.

Данные педагогические характеристики во многом отличаются от требований традиционной школы. Для их приобретения учитель должен решить ряд педагогических задач, способствующих становлению педагога нового типа. Прежде всего, это самоопределение учителя: создание потребности и мотивов к деятельности на основе системно-деятельностного подхода для достижения целей и решения задач, определенных в ФГОС НОО. Данный мотивационный этап просто необходим, так как новая технология требует серьезного переосмысления прежнего собственного опыта и немалых физических затрат. С целью мотивации к очень глубокой работе над собой, следует познакомиться с результатами обучения детей на основе деятельностного метода, которые демонстрируют высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности младшего школьника, способного к саморазвитию, к творческой деятельности, умеющего отстоять свою точку зрения, что очень отличает его от детей, обучающихся традиционно.

Работа над учебной задачей предполагает выполнение учебных операций , которые входят в состав способа действия. Все учебные операции ученик, начиная с 1 класса, должен научиться выполнять сам. Эта задача непростая, помочь ее решить может целенаправленная работа с алгоритмами на всех этапах учебной деятельности. Алгоритм - это порядок выполнения действий на каждом этапе учебной деятельности, инструктивное предписание действий ученика как при получении самостоятельно новых знаний, так и при их совершенствовании, закреплении и контроле. Через работу с алгоритмами ученик должен отработать все выполняемые пункты под руководством учителя и его контролем. После полного представления операций, которые входят в состав способа, постепенно он сокращает пояснение операций при получении результата, а на последнем этапе дает только результат.

Учебная деятельность на основе деятельностного метода построена через решение учебных задач по определенным законам и проходит по определенным этапам. Каждому этапу решения учебной задачи соответствует и определенный тип урока. Применение традиционной типологии урока не позволит качественно решить поставленные Стандартом задачи. Необходимая типология уроков на основе деятельностного метода разработана в технологиях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.Г. Петерсон. Название типов уроков несколько отличается, но их структура предполагает содержание в соответствии с системно-деятельностным подходом.

Каждый тип урока, построенный на основе системно-деятельностного подхода, характеризуется определенными критериями. Общими для каждого урока должны быть следующие признаки:

- наличие у учащихся внутренних мотивов при решении учебных задач;

- формирование на уроке универсальных учебных действий;

- постановка цели урока с тенденцией передачи ведущей роли от учителя к ученику;

-стиль, тон отношений, задаваемых на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Важным элементом профессиональной деятельности учителя является рефлексия, которая предусматривает анализ собственных действий, их критику, контроль и оценку, коррекцию. Рефлексия должна быть направлена на результаты выполнения образовательной программы, на уровень владения современной технологией на основе системно-деятельностного подхода. Анализ должен быть направлен на умение создавать проблемные ситуации, на организацию процесса постановки учебных задач и формирования универсальных учебных действий на всех этапах учебной деятельности, на умение организовывать работу в группах и парах, на анализ способности к рефлексии собственной деятельности, на коррекцию своих действий.

Осуществление образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода требует от учителя новые знания, умения, навыки и зависит от способности учителя проектировать собственную учебную и профессиональную деятельность. Только понимание содержания и методологии современной образовательной технологии, понимание собственных ценностных установок, целей и задач образования, умение выполнять анализ и рефлексию профессионального развития способствуют формированию учителя начальных классов нового типа.

Источники и литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего образования / В.В. Давыдов // М.:Педагогика, 1986. – 260 с.

4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова// Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. - 148 с.

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Реализация технологии компетентностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой принципов:

- Принцип компетентности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и компетентностных способностей, общеучебных умений.

- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

- Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить обучающему возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

- Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

В связи с этим предъявляются новые требования к содержанию и структуре проведение занятия, как к учителю так и к обучающемуся:

Цели урока задаются с тенденций передачи функции от учителя к обучающему.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности обучающегося в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы.

Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую обучающемуся, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

В рамках компетентностного подхода, в условиях реализации ФГОС в начальной школе особое значение приобретает следующая система целеполагания:

Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету (актуализировать личностный смысл, помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала);

Развитие ценностных отношений к окружающей действительности (содействовать осознанию ценностей изучаемого предмета, помочь осознать ценность совместной деятельности);

Цели, связанные с развитием интеллектуальной культуры ( создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать познавательный объект);

Развитие исследовательской культуры (содействовать развитию умения использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью (обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности);

Развитие информационной культуры (создать условия для развития умения структурировать информацию, развивать умения составлять простой и сложный планы);

Развитие коммуникативной культуры (содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи);

- Как я чувствовал себя на уроке?

- Как мы смогли решить дело?

- Что было хорошо, что плохо?

- Достигли ли мы результата?

Рефлексия – умение отстраниться и занять любую из позиций в общении.

Цели, ориентированные на предметное содержание учебных занятий:

Организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению фактов, понятий, законов, положений

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий

Организовать деятельность по коррекции знаний и способов действий.

Опорная таблица для конструирования учебного занятия приведена в Приложении 1.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время:

- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;

- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

- на внеурочную деятельность.

Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС состоит не только в урочной деятельности, но и во внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.

Основные направления работы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников:

- адаптация обучающихся к современным требованиям образования повышенного статуса;

- отбор форм и методов работы, развивающих общеучебные умения и навыки;

- дифференциация и индивидуализация обучения в системе гимназического образования;

- учет интересов и способностей обучающихся, их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы.

2. Система дополнительного образования:

- организация разнообразного плодотворного досуга, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся;

- система мер по воспитанию здорового образа жизни;

- воспитание инициативы, самостоятельности, умения делать выбор через организацию занятий по интересам;

- воспитание норм и ценностей коллектива, развитие общественной активности обучающихся.

3. Взаимодействие с ближайшим социальным окружением:

- определение миссии гимназического образования;

- оценка и организация проектной деятельности по достижению необходимых изменений;

- адаптация обучающихся к современным условиям жизни;

- привлечение родителей и общественности к учебно-воспитательному процессу.

Таким образом, деятельность учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС позволяет:

- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся. С каждым новым поколением обучающихся значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

- повысить степень мотивации обучения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни обучающихся;

- разгрузить обучающихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Работа с определением

Использование обыденных аналогий

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка обучающимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Читайте также: