Планирование и анализ работы учреждения доу

Обновлено: 02.07.2024

Планирование деятельности детской дошкольной организации в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, системы рационального планирования всех структурных подразделений, организации разносторонней деятельности педагогического коллектива, выбора оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания детей, эффективного контроля. Решение этих вопросов зависит от умения руководителя грамотно спланировать работу всех участников образовательного процесса. Это позволит целенаправленно и системно подойти к организации деятельности детского сада.
Годовой план учебно-воспитательной работы дошкольной организации является одним из основных рабочих документов. Разрабатывается заведующей совместно с методистом и медицинским работником. Утверждается педагогическим советом, доводится до сведения всех сотрудников и коллектива родителей.
В основу годового плана входят годовые задачи. Они формулируются из анализа деятельности дошкольной организации за предыдущий учебный год. Допускается продолжение реализации задачи прошлого учебного года, если ее выполнение не признано удовлетворительным. На основании годовых задач всеми специалистами детского сада пишется свой перспективный план работы на год, в который включаются все необходимые моменты.
Администрации детского сада следует определиться с формой написания годового плана. План может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), виде таблицы с графами и столбиками. Необходимо продумать все разделы плана. Они должны отражать работу с педагогами, детьми, родителями, общественностью. Анализ работы за предыдущие периоды позволит учесть все недоработки в деятельности дошкольной организации. Годовой план должен быть реальным по выполнению. Не стоит перегружать план мероприятиями. Это отрицательно отразится на качестве работы педагогов и не позволит полноценно осуществлять подготовку к ним. Кроме того, большое количество мероприятий создаст дополнительную нагрузку на детей.

1-ый раздел. Общие сведения. В нем отражаются сведения о д/саде, анализ итогов работы за прошедший год, экран результативности работы педагогического коллектива (сравнительные данные за два года):
*показатели повышения квалификации педагогических кадров,
*анализ заболеваемости детей,
*экран результативности выполнения Государственного стандарта по образовательным областям,
*родительская удовлетворенность (по результатам анкетирования родителей).
Нормативно-правовая документация, которая является сопровождением годового плана:

№ название документа указания, вытекающие из документа
Цель деятельности д/сада и задачи на учебный год. Данный раздел можно оформлять как текстовым, так и табличным способом:
№ направление работы результат
(сравнительный анализ) задачи на ближайший период( по выявленным проблемам)

2-ой раздел. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Цель: повышение качества воспитательно- образовательной деятельности.
Здесь планируется работа методического кабинета, работа с педагогическими кадрами, работа с родителями, преемственность со школой, административно-хозяйственная деятельность:
№ работа
методического
кабинета работа с кадрами работа с родителями преемствен
ность
со школой администра
тивно –хозяйственная
деятельность
Повышение правовой грамотности:
№ содержание тематики сроки проведения ответственные
Повышение профессиональной компетентности:
№ ФИО долж
ность катего
рия стаж образо
вание год 2

катег 1
катег высшая
катег

Работа с педагогическими кадрами, подготовка к педсоветам.
Возможна свободная форма планирования или табличная:

п/п тематика сроки проведения к-во часов ответственные

3-ий раздел. Педагогические советы.
Цель: повышение качества воспитательно-образовательной деятельности.
Планируются все пять педсоветов. Август-сентябрь – первый педсовет, май – последний. В планирование педсоветов рекомендуется включать работы по образовательному вопросу: презентации опыта работы, выставки, открытые просмотры, подведение итогов работы педсоветов.
Этот раздел удобнее планировать табличным способом:


п/п Тема педагогического совета Форма
проведения Сроки,
ответственные

4-ый раздел. Работа по охране жизни и укреплению здоровья детей.
Цель: повышение качества охраны жизни и здоровья детей.
Планируются: план медико-педагогического контроля, план-график физкультурно-оздоровительных мероприятий, предупреждение дорожно – транспортного травматизма, мероприятия по ЧС.
Этот раздел удобнее планировать табличным способом:
№ мероприятия сроки группы
здоровья категория
заболеваний ответственные


План-график физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Планируются: досуги, спортивные развлечения, соревнования, дни здоровья, конкурсы, игры и др.
№ времена года месяц группы: младшие
средние группы: старшие
подготовительные

Предупреждения ДТП:
№ формы работы содержание сроки ответственные


Мероприятия по ЧС:
№ формы работы содержание сроки ответственные

5-ый раздел. Руководство и контроль.
Цель: Обеспечение качества воспитательно-образовательной работы.
Этот раздел планируется табличным способом:
месяцы содержание
контроля объект
кон-ля цель
кон-ля вид
кон-ля методы
кон-ля ответствен
ные где
рассматривает-ся

6-ой раздел. Общественное и семейное воспитание.
Цель: педагогическое просвещение родителей, для обеспечения повышения качества учебно-воспитательной деятельности.
Планируются общие и групповые родительские собрания, массовые мероприятия с детьми, организация работы родительских и детско-родительских клубов, дни открытых дверей, работа Попечительского совета, консультативного пункта и др.
План работы с родителями удобнее планировать табличным способом.
№ сроки тематика форма проведения ответственные

Далее планируются массовые мероприятия с детьми всех возрастных групп:
№ вид деятельности тематика дата проведения ответственные

7-ой раздел. Материально-техническое обеспечение.
Цель: Обеспечение условий для повышения качества учебно-воспитательной работы. Свободное или табличное планирование:
№ формы работы сроки ответственные результативность работы
В данном разделе планируется пополнение материальной базы, приобретения, ремонт и др.
Вся остальная работа, планируемая по организации работы я/сада и реализации программы развития, не вошедшая в структуру годового плана, прикладывается как приложения к годовому плану. В приложении также должны быть планы работы педагогов по дополнительным платным услугам.

Цель : оценка результатов деятельности коллектива, уровня воспитательно-образовательного процесса, постановка задач для плана работы на новый 2020-2021 учебный год.

В ДОУ создана комфортная, безопасная предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др., уголки уединения и т.д.

При построении предметно – развивающей среды в группах соблюдены принципы информативности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости и безопасности. Предметно - развивающая среда обеспечена общим и специфическим материалом для девочек и мальчиков. Материалы и оборудование в группах используются с учетом принципа интеграции образовательных областей. Во всех возрастных группах имеются необходимые для работы с детьми: дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, игрушки, но их не достаточно и необходимо постоянное пополнение. Для организации наблюдений в уголке природы воспитатели пополнили оборудование в группах. Часть оборудования изготовлена руками воспитателей и родителей. Материалы и оборудование отвечают требованиям СанПиН, педагогическим и эстетическим требованиям, а так же требованиям безопасности.

В детском саду в течение учебного года воспитатели оформляли выставки детских и совместных с родителями работ. Позитивный результат в воспитании и образовании дает эффективное использование материально- технических ресурсов учреждения. В настоящее время в детском саду в состав информационно - технической базы входят: ПК -3, сканер-1, принтер-1, ксерокс-1, цифровой фотоаппарат-1, музыкальный центр- 1, магнитофон – 2,телевизор -1. Все это используется воспитателями в работе с детьми.

Сведения о контингенте воспитанников (май 2019 г.)

Детский сад рассчитан на 75 мест, фактически посещали в этом учебном году 75 дошкольников.

В 2019 -2020 учебном году функционировало 3 возрастные группы , одна из которых является разновозрастной.

В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству.

  • профессиональных умений руководителя,
  • способностей оперативно принимать решения,
  • способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост.
  • умения руководителя осознавать себя и свои личные цели,
  • правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя;
  • умения создавать собственные управленческие концепции развития.
  • способность проанализировать ситуацию;
  • умение выявить основные тенденции жизнедеятельности учреждения (увидеть перспективы развития);
  • умение определить пути развития учреждения (способы и средства достижения).

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учитывать:

– тенденции социальных преобразований в обществе,
– запросы родителей,
– интересы детей
– профессиональные возможности педагогов.

  • недостаточное осознание руководителями значения и сущности планирования в системе управления;
  • трудности в совершенствовании механизма планирования (определении целей, структуры и содержания);
  • необходимость создания новых разновидностей планов и технологий планирования.

Квалифицированное составление плана одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.

Система планирования в ДОУ.

Планирование включает в себя целеполагание, разработку планов, а так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ (потребностей, потребителей и т.д.).

  • неумение чётко определить специфику целей и содержания планирования (как способ управленческой функции в ДОУ), её взаимосвязь с другими функциями управления;
  • нечеткость в определении методов и форм планирования деятельности ДОУ;
  • отсутствие взаимосвязи между планированием деятельности и механизмами его реализации, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов;
  • заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов;
  • непродуманность и неразработанность структуры планов.

Поэтому процесс планирования должен создать плановую систему, в которой хорошо видны:

1) основное содержание плана;
2) его временной разрез;
3) ответственное за его выполнение лицо или группа лиц.

  • привлечение родителей к разработке стратегических (долгосрочных планов);
  • обеспечение работников ДОУ всех уровней информацией, необходимой для качественной разработки планов;
  • определение алгоритма и видов деятельности, необходимых педагогическим работникам ДОУ для качественной разработки планов;
  • распределение функциональных обязанностей педагогических работников ДОУ в процессе планирования;
  • выработка оптимального набора форм планирования.

Данная система состоит из нескольких слоёв или уровней планов: стратегического, тактического и оперативного.

Уровневая система планирования и перечень соответствующей плановой документации.

Первый уровень – стратегическое, или долгосрочное, планирование – определяет основные стратегические (долгосрочные) цели образовательного учреждения, а также политику (направление действий) и стратегию (оптимальные пути) получения и использования ресурсов для достижения этих целей.

  • включение в его содержание основных проблем деятельности образовательного учреждения;
  • создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
  • долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
  • нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства;
  • заложенная объективная необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.

Второй уровень планирования, тактическое планирование – это краткосрочная стратегия достижения цели, разрабатываемая на уровне руководителей среднего звена.
Основной задачей является разработка дополнительных планов и конкретных указаний по обеспечению целей и налаживанию процесса реализации стратегического планирования.

  • определение мероприятий, которые необходимо провести в рамках образовательного учреждения (какие?);
  • определение исполнителей (кто?);
  • обеспечение реализации мероприятий (каким образом?).

Третий уровень, оперативное планирование – представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учетом всех необходимых условий.
Таким образом, планирование деятельности ДОУ необходимо рассматривать как сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней. Именно такое планирование представляется наиболее комплексным и системным.

  • создание долгосрочного плана:
  • дает основу для принятия решений(что и как организация хочет достичь);
  • способствует снижению риска при принятии решений;
  • помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования.

Тактическое планирование гарантированно обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов.

Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учетом всех необходимых ресурсов.

  • определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
  • создание стройной системы целеполагания (цели, главные/второстепенные задачи, контрольные мероприятия), конкретизирующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;
  • установление чёткой взаимосвязи между анализом итогов работы за год и проектированием работы на следующий период;
  • выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
  • чёткое прогнозирование результатов деятельности на планируемый период и др.

Годовой план ДОУ: структура, содержание, анализ.

Годовой план ДОУ – координированная система решений, рассчитанная на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течении определенного времени: недели, месяца, года.

  • анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
  • планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
    • обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
    • обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
    • создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
    • научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
    • взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
    • укрепление материально-технической и финансовой базы.
    • все виды ресурсов ДОУ, их состояние, способы и возможности использования;
    • кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.
    • составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе);
    • поэтапное обсуждение выполнения частей плана с коллективом, которое помогает каждому педагогу понять цель, уточнить способы решения общих задач, и четко представить себе цели своей последующей деятельности.
    • Первая часть плана представляет собой:
    • анализ выполнения годового плана (оценивается уровень выполнения каждой задачи предыдущего учебного года; выявляются причины невыполнения годовых задач).
    • задачи на новый учебный год.

    Оформление анализа годового плана

    • анализ состояния здоровья воспитанников;
    • анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
    • анализ результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
    • общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни);
    • резервы планирования деятельности на новый учебный год.
    • анализ результатов выполнения программы по всем направлениям.
    • анализ уровня познавательного развития детей, социально­-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др.;
    • общие выводы;
    • резервы повышения уровня выполнения программы.
    • анализ уровня готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу);
    • анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс;
    • общие выводы;
    • резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
    • результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;
    • заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства);
    • анализ методической работы в ДОУ;
    • анализ научно-методической обеспеченности образовательно-воспитательного процесса;
    • общие выводы, выявленные тенденции;
    • резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
    • анализ системы взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей);
    • выполнение планов совместной работы ДОУ и школы;
    • результаты взаимодействия с другими организациями;
    • общие выводы.
    • итоги административно-хозяйственной работы,
    • материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
    • проследить динамику развития образовательного, обеспечивающего и управленческого процессов;
    • выявить достижения и недостатки в работе;
    • определить противоречия и проблемы по основным направлениям работы ДОУ, учитывая которые, сформировать цели и задачи на следующий учебный год;
    • оформить полученные результаты в виде текстов и графиков, отражающих и прослеживающих динамику развития планируемых процессов жизнедеятельности ДОУ.
    • наметить конкретные меры по коррекции планирования и управления, сориентированных на поиск способов выполнения годовых задач.

    Вторая часть плана включает – основные направления и действия (мероприятия).

    Состоит из следующих разделов:

    • инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
    • производственные собрания;
    • повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
    • методические объединения;
    • подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
    • изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
    • консультации с обслуживающим персоналом.
    • деятельность совета по развитию ДОУ;
    • педагогические советы;
    • семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
    • работа с молодыми воспитателями.
    • родительские собрания (общие/групповые);
    • лектории и консультации для родителей;
    • дни открытых дверей;
    • занятия педагогического всеобуча;
    • оформление выставок и др.
    • воспитательная работа с детьми (праздники, развлечения, КВН, спартакиады и др.);
    • оздоровительная работа с детьми (спортивные праздники, секции, клубы, факультативы, походы и др.)
    • итоговый;
    • оперативный;
    • фронтальный;
    • тематический.
    • ремонт помещений;
    • укрепление материально-технической базы;
    • работа на территории ДОУ;
    • работа по охране жизни и здоровью детей и др.

    Таким образом, алгоритм годового планирования может быть представлен следующим образом:

    1-й этап. Планирование ежемесячно повторяемых дел (н-р, проведение педсоветов; первичной, полугодовой и итоговой педагогической диагностики дошкольников; подготовку и проведение праздников и др.);
    2-й этап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционно сложившимися мероприятиями ДОУ (н-р, проведение праздников, конкурсов, выставок);
    3-й этап. Запланировать новые мероприятия под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность всей работы ДОУ. План основывается на глубокой аналитической деятельности, направленной на определение места учреждения во внешнем мире. Планирование включает в себя выбор цели, определение средств для ее достижения, выбор стратегии, курса действий, разработку системы мероприятий, направленных на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить, отмечает О.А. Скоролупова. Разработать план – значит, определить задачи дошкольного учреждения, условия, необходимые для их решения, наметить основные направления деятельности, ответственных, сроки выполнения. Планирование образовательного процесса предполагает создание целостной системы, элементами которой выступают образовательная программа (стратегический план) и тактические планы организации образовательной работы в группах – перспективный и календарный. Исследования в области управления И.Н.Казаковой подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности.

    Планирование работы ДОО.

    Принципы планирования. Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления.

    Важной функцией управления ДОУ является планирование. Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность всей работы ДОУ. План основывается на глубокой аналитической деятельности, направленной на определение места учреждения во внешнем мире. Планирование включает в себя выбор цели, определение средств для ее достижения, выбор стратегии, курса действий, разработку системы мероприятий, направленных на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить, отмечает О.А. Скоролупова. Разработать план – значит, определить задачи дошкольного учреждения, условия, необходимые для их решения, наметить основные направления деятельности, ответственных, сроки выполнения. Планирование образовательного процесса предполагает создание целостной системы, элементами которой выступают образовательная программа (стратегический план) и тактические планы организации образовательной работы в группах – перспективный и календарный. Исследования в области управления И.Н.Казаковой подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности.

    В процессе планирования методист прогнозирует развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывает комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планирует деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствует взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов; создает условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми; совершенствует организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышает собственный уровень квалификации.

    Все стадии методической работы (педагогический анализ, планирование, организация, регулирование и коррекция, контроль) обладают определенными свойствами, присущими функциям управления. Одним из важнейших свойств является интегративность, или тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех стадий: свое предназначение каждая из перечисленных функций может выполнить лишь при условии взаимодействия с другими функциями. Педагогический анализ дает объективную оценку педпроцессу, выявляет причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. Педагогический анализ итогов работы за прошедший период закладывает основу для планирования, то есть для формулировки новых целей и задач, определения путей их достижения. Основывается анализ на организованной системе сбора оперативной информации, в том числе на результатах контроля. Планирование, в свою очередь, определяет организацию определенной структуры для выполнения плана, а также мероприятия по контролю над выполнением плана. Результаты контроля, подвергнутые анализу, становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции.

    В настоящее время существует следующая система планирования:

    Годовой план воспитательно-образовательной работы ДОУ на текущий учебный год;

    Читайте также: