План внутрифирменного обучения педагогов доу

Обновлено: 06.07.2024

2 Непрерывное профессиональное образование - это активное, качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной деятельности. 2

5 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ПРЕДНАЗНАЧЕН: для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. 5

8 Компетенция: Компетентность: - общая способность человека мобилизовать в деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий. -опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав - обладать компетенцией значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

9 Компетентность: Компетентность: -новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности -наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. - характеризует субъект деятельности

10 Модель понимания компетентности педагога 10

11 Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) - это системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога. 11

12 Педагогическая компетентность - оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие: профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

13 Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, акмеологическую, икт-компетентность

14 Содержание профессиональных компетентностей педагогов ДОУ Компетентность Методологическая компетентность Психологопедагогическая компетентность Коммуникативная компетентность Исследовательска я компетентность Содержание компетентности Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребёнка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребёнок) совместная (партнёрская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательной деятельности (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательной деятельности) Заключается в практическом владении приёмами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, члены семьи, педагоги). Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытноэкспериментальные методы организации образовательной деятельности: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять её в условиях своего образовательного учреждения, группы Презентационная компетентность Акмеологическая компетентность Информационнокоммуникационна я компетентность Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, 14 Интернете

16 Внутрифирменное повышение квалификации - - это процесс постоянного совершенствования знаний и компетентностей, навыков и умений педагогов, их созидательной деятельности - это развитие знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности в процессе обучения на рабочем месте - это систематический процесс, вписанный в общую политику развития человеческих ресурсов и направленный на изменения поведения работника в целях наилучшего достижения целей организации

17 ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ форма непрерывного образования педагогов, целью которой является совершенствование теоретической подготовки, профессионального мастерства для внедрения педагогических инноваций в практику образовательных систем и улучшения качества образования. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ система повышения квалификации педагогических работников, проводимая на базе образовательной организации с привлечением собственных преподавателей из числа практических работников и направленная на внедрение в дошкольную практику образовательных инноваций. 17

18 Преимущества внутрифирменного обучения перед традиционными формами повышения квалификации Возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании Программа обучения разрабатывается и реализуется с учётом потребностей в обучении педагогов данного учреждения Обучение в деятельности, выращивание новых знаний в себе Обучение без отрыва от производства (на рабочих местах) в течение всей профессиональной деятельности Возможность контроля за ходом обучения Возможность организации командной работы педагогов ДОУ; Оказание непрерывной квалифицированной методической помощи конкретным педагогам по решению конкретной проблемы Постоянное повышение квалификации всего коллектива ДОУ, а не только отдельных педагогов Возможность распространения ценного опыта педагогов ДОУ по приоритетным направлениям развития системы образования Небольшие расходы на обучение 18

19 Основные компоненты внутрифирменного обучения педагогов ДО: Системообразующие факторы Условия функционирования Структурные компоненты Функциональные компоненты

20 Принципы внутрифирменного обучения: 1 2 взаимосвязь и интеграция всех структурных подразделений дошкольной организации (методическая, социально-психологическая, коррекционно-развивающая и т.д.) единая методическая тема, в зависимости от неё цели и задачи внутрифирменного обучения 3 перспективное, проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы 4 дифференцированный подход к оценке профессиональной деятельности в зависимости от квалификации педагога

23 АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Период Новички, молодые специалист ы (0-2 года ) 4 чел. (30,8%) Педагоги (компетенции умеренного уровня, не позволяют эффективно и полностью реализовать свои возможности) (2-4 года) Педагогиноваторы (зачисляются в кадровый резерв для дальнейшего продвижения) (4 и более лет) Заместители руководителя, старший воспитатель 4 чел. (30,8%) 4 чел. (30,8%) 1 чел. (7, 6% ) чел. (30,8%) 4 чел. (30,8%) 4 чел. (30,8%) 1 чел. (7, 6% ) 23

24 Наличие единой цели, формирующей личностно профессиональную компетентность педагогов; Общая мотивация, связанная с достижением педагогами уровня профессионального и личностного развития; Интеграция и координация индивидуальных деятельностей участников для построения целостного процесса повышения профессиональной квалификации; Признаки внутрифирменного обучения: Выделение в совместной деятельности индивидуальных действий и функций, реализующих задачу профессионального развития специалистов Согласование деятельности участников процесса с целью формирования показателей повышения уровня профессионализма; Единый результат, представленный совместным продуктом; Единое пространство и объединение участников педагогического процесса, совместно выполняющих работу в целостном образовательном процессе, а затем и в деятельности с детьми.

25 ОСНОВНЫЕ РИСКИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ : формализация содержания деятельности педагогов, преобладание теоретических форм обучения над практическими; изолированность содержательной деятельности в рамках отдельного образовательного учреждения от существующей практики в образовательном пространстве; невостребованность педагогами содержательных и организационных форм деятельности других дошкольных организаций (низкая активность участия в МО) отсутствие действенной системы информирования о внутрифирменном обучении в отдельной дошкольной организации (сайт) нестабильный состав участников семинаров, педагогических мастерских (гибкий график работы) 25

26 МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА 1. ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ включает: теоретико-практические занятия практическая деятельность по применению освоенных способов решения проблем консультации рефлексивную деятельность педагогов 26

29 МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В рамках обучающих семинаров педагоги выбирают темы для микроисследований важных для перехода на ФГОС. Темы микроисследований различных микрогрупп согласуются с программой развития ДОУ. Обучающие семинары проводят либо приглашенные специалисты, либо тьюторы специально подготовленные педагоги данного ДОУ. Обязательно планируется проведение презентации промежуточных результатов работы микрогрупп. В рамках обучающих семинаров проводится обсуждение наиболее важных для данного ДОУ проблем, обсуждаются способы решения профессиональных задач. 29

30 МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА 5. ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ КЕЙС-МЕТОДОМ Педагогам предлагается кейс, насыщенный реальными документами, характеризующими конкретную образовательную программу, конкретную группу, конкретного воспитанника. По предложенным документам педагоги выделяют проблемы ДОУ /образовательной программы/ воспитанников, формулируют задачи, предлагают способы их решения. Затем в режиме самостоятельной проектной деятельности микрогруппа педагогов разрабатывает варианты решения выделенных реальных проблем. 30

31 МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА 6. КРУГОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ -имеет четкую структуру содержания -является открытой и гибкой, учитывает опыт и проблемы конкретного педагога - последовательный характер повышения квалификации (регулярную связь практической деятельности и процесса обучения педагога в образовательном учреждении) -вариантом решения проблем являются разработанные педагогами проекты. 31

33 ЗАДАЧИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ Разработать систему помощи педагогам по вопросам реализации ФГОС ДО; Создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач новой деятельности; Помочь в реализации индивидуальных планов профессионального развития педагогов; Обеспечить обучение педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО; Создать условия по обобщению педагогического опыта педагогов. 33

34 РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ: Внешних ресурсов (очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы; очно-заочные курсы; целевые курсы и семинары; дистанционное повышение квалификации; курсы повышения квалификации по модульным учебным программам). Внутренних ресурсов (программа внутрифирменного обучения как составляющая кадровой политики ДОУ, технологическое сопровождение внутрифирменного повышения квалификации, индивидуальные планы развития профессиональной компетентности педагога). 34

36 РЕЗУЛЬТАТ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Это приобретение педагогами: умения работать с увеличивающимся и постоянно обнов ляющимся информаионным потоком в разных областях знаний ; использование различных способов интегрирования информации; умение самостоятельно формулировать гипотезу; возможность находить пути решения проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмыслен ия различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, четко, уверенно; аргументировать свою точку зрения и учитывать точк и зрения других; сотрудничать и работать в группе; самостоятельно заниматься своим обучением; брать на себя ответственность за принятое решение; уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 36

Читайте также: