План внеурочной деятельности по обж в школе

Обновлено: 02.07.2024

Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях современного исторического процесса достигло уровня глобальной проблемы, став одной из актуальных для всего человечества. В связи с этим введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности (с 1991 года) является принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.

2. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета ОБЖ

Проблемы содержательного характера. В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций.

Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.

Негативное влияние на преподавание учебного предмета оказывает целенаправленное продвижение идеи эффективности интегрированного обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практико-ориентированности предмета.

3. Конструирование урока ОБЖ

Российская педагогическая наука рассматривает урок как форму организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях при классно-урочной системе обучения. Несмотря на то что уроку уже более 400 лет, изменились взгляды на учебные взаимоотношения учителя и обучающегося, широко внедряются в образовательный процесс новые информационные технологии, урок до сих пор остаётся ключевой частью современного процесса обучения.

В настоящее время сложились общие требования, которым должен отвечать качественный урок:

  • гуманистические принципы воспитания обучающихся, постановка лишь тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  • чёткое определение целей урока, целесообразная реализация дидактических принципов и правил, их оптимальное соотношение;
  • использование последних достижений науки и образовательной практики, организация урока на базе закономерностей учебно-воспитательного процесса, активное выделение межпредметных связей, логики предмета и целостности научного знания;
  • обязательное создание условий, необходимых для продуктивной воспитательной, познавательной и развивающей деятельности обучающихся с непременным учётом их индивидуальных особенностей, потребностей, интересов и наклонностей, создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания;
  • рациональное информационное насыщение урока, системность и аргументированность подачи учебного материала, эмоциональность;
  • тщательное прогнозирование и чёткое планирование каждого урока, разумное и эффективное использование различных педагогических средств, форм и методов обучения;
  • неразрывная связь с повседневной действительностью, преемственность знаний и опора на фактический уровень развития и имеющийся опыт обучающихся;
  • актуализация знаний и мотивация обучающихся на обучение, практико-ориентированность, выработка необходимых знаний, умений и навыков, формирование практических компетенций, логических приёмов мышления;
  • воспитание гражданской идентичности, формирование умения самостоятельного приобретения знаний, осознанной потребности продолжить саморазвитие и самосовершенствование;
  • создание и поддержание условий оперативной обратной связи, эффективного контроля и управления;
  • обязательный самоанализ проведённого урока и его коррекция.

Современным и интересным урок делают не сами по себе различные технологические новшества и инновационные цифровые технологии, а их умелое внедрение в каждую клеточку образовательного процесса, организация тесного учебного сотрудничества на основе открытого, доступного и самостоятельного выбора обучающихся.

Основываясь на современной парадигме образовательного процесса, можно выделить основные критерии нового урока:

  • главный объект и субъект урока - обучающиеся;
  • учитель выступает не как авторитарный источник знания, а как помощник и проводник обучающихся к новому знанию;
  • учитель доказывает принципиальную необходимость, актуальность учебного материала для обучающихся;
  • учитель создаёт проблемные учебные ситуации, организует групповую деятельность обучающихся по самостоятельному коллективному поиску верного решения, его свободному обсуждению и презентации, непрерывно управляет учебной деятельностью обучающихся;
  • учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, безусловный учёт вопросов здоровьесбережения;
  • учитель использует дифференцированный подход, учитывает индивидуальные особенности обучающихся;
  • учитель обеспечивает условия открытости и доступности обратной связи с обучающимися;
  • учебные задания носят характер творческого самостоятельного поиска, репродуктивные задания сведены к минимуму;
  • учебные задания предполагают гибкое применение современных информационно-коммуникационных технологий и могут быть использованы при дистанционном обучении;
  • учебные задания насыщены практико-ориентированными ситуациями, которые отрабатываются обучающимися в личностно-деятельной и групповой формах;
  • учебные задания построены в форме индивидуально-групповой исследовательской работы (проекта).

Современный урок по ОБЖ должен соответствовать выделенным критериям, а алгоритм его конструирования должен включать несколько этапов:

  • Определение целей, планируемых результатов урока (место и роль урока в теме, модуле) и его типа.
  • Определение структуры урока (этапы и их последовательность).
  • Определение характера деятельности обучающихся по этапам урока.
  • Отбор учебного материала и распределение его по этапам, планирование возможного образовательного результата.
  • Отбор методов обучения и форм организации учебной деятельности обучающихся.
  • Соотнесение структуры урока с этапами формирования компетенций, проведение мысленного самоанализа урока.
  • Разработка технологической карты урока с учётом его возможной коррекции.

Что касается типа урока, то в зависимости от образовательных задач целесообразно выделить:

  • Урок изучения новых знаний. Предназначен для формирования у обучающихся опыта усвоения знаний как начального этапа в овладении компетенциями (установление свойств изучаемых объектов, построение правил, алгоритмов и т.д.).
  • Урок закрепления знаний и умений. Предназначен для формирования у обучающихся опыта репродуктивной деятельности (овладение компетенциями и опытом их применения в стандартных ситуациях по образцу).
  • Урок применения знаний и умений. Предназначен для формирования у обучающихся опыта деятельности (на репродуктивном, эвристическом и творческом уровнях) по овладению компетенциями на всех уровнях их применения.
  • Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Предназначен для формирования у обучающихся опыта ценностных отношений (умений применять компетенции в индивидуальной и совместной деятельностно-познавательной, коммуникативной деятельности).
  • Урок контроля знаний, умений, навыков. Предназначен для формирования у обучающихся опыта усвоения знаний, опыта деятельности и опыта отношений (проверка умений использовать компетенции на репродуктивном, эвристическом и творческом уровнях).

Выбор типа урока будет напрямую зависеть от его целей. Например, если предстоит первый урок по новой теме, то следует говорить об уроке изучения новых знаний, а если целью является проверка уровня овладения компетенцией, то следует конструировать урок контроля знаний, умений, навыков.

При определении структуры урока следует руководствоваться общеизвестным перечнем его типовых этапов:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока;
  • изучение новых знаний;
  • закрепление новых знаний и умений;
  • обобщение и систематизация знаний, умений, навыков, опыта деятельности, ценностей;
  • контроль, само- и взаимоконтроль;
  • подведение итогов урока, рефлексия;
  • инструктаж о домашнем задании.

При отборе учебного материала необходимо за основу брать учебник по ОБЖ, нормативно-правовую базу в области обеспечения безопасности и официальные ресурсы организаций, отвечающих за различные направления комплексной безопасности населения и территории Российской Федерации.

Следует учитывать, что содержание учебного материала необходимо соотнести не только с целями конкретного этапа и урока в целом, но и с ведущими идеями предмета ОБЖ.

При выборе методов обучения и форм организации учебного взаимодействия следует учитывать характер деятельности обучающихся на конкретных этапах урока. Применяемые педагогические техники должны обеспечивать реализацию системно-деятельностной парадигмы ФГОС, учёт практико-ориентированности предмета ОБЖ и достижение целей этапов и урока в целом.

Например, возможными приёмами формирования рабочей атмосферы, создания у обучающихся настроя на учебную деятельность в ходе проведения организационного момента могут быть:

При проверке домашнего задания могут применяться:

  • фронтальный письменный опрос;
  • проверка отработки задания в рабочей тетради, представление отработанного задания несколькими обучающимися;
  • выборочный устный опрос;
  • само- и взаимопроверка;
  • опрос, касающийся затруднений и неясностей, которые были обнаружены во время выполнения домашнего задания.

Формами организации изучения новых знаний могут быть:

  • фронтальная работа с опорой на учебник;
  • групповая работа с использованием раздаточного материала, информационно-коммуникационных технологий;
  • парная (групповая) работа с заранее подготовленным комплектом учебных материалов;
  • самостоятельная работа под руководством учителя: сбор, обработка, анализ и обобщение учебного материала и др.;
  • индивидуальное (коллективное) решение учебных заданий, кейсов, ситуационных задач и др.

Оптимальной формой учебной работы для закрепления знаний и умений, их обобщения и систематизации, а также достижения метапредметных результатов освоения содержания является групповая работа.

  • изменение роли и функций педагога: он становится не учителем, а наставником (проводником к знаниям);
  • изменение статуса обучающихся, закрепление за ними роли полноправного субъекта образовательного процесса;
  • атмосферу свободы, самостоятельности и коллективного принятия решения;
  • учёт различных мнений и выработку общего решения, обширную возможность само- и взаимооценки;
  • широкую возможность формирования метапредметных результатов освоения программы по ОБЖ.

Каждая форма организации учебного взаимодействия и каждое учебное задание должны включать элементы, направленные на формирование универсальных учебных действий, например:

  • исследовательские проекты;
  • задачи на классификацию, анализ и оценивание;
  • проведение опытов и практических исследований;
  • выполнение теоретических задач, связанных с поиском, обобщением, анализом и обработкой данных;
  • разработка виртуальных моделей и наглядных макетов;
  • смысловое чтение;
  • постановка цели и задач;
  • уяснение задачи и оценка ситуации;
  • выработка замысла и принятие решения;
  • планирование и построение учебной маршрутной карты;
  • прогнозирование и самокоррекция;
  • само- и взаимоконтроль;
  • организация и осуществление учебного сотрудничества;
  • обмен учебной информацией;
  • групповые ситуационные задачи и игры.

При этом распределение заданий в процессе изучения ОБЖ должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.

В ходе конструирования урока его структуру необходимо соотнести с известными этапами (психолого-педагогическим циклом) формирования компетенций у обучающихся:

  • Знать (способен запоминать и воспроизводить).
  • Понимать (способен интерпретировать, приводить пример, классифицировать, суммировать, делать логический вывод и объяснять).
  • Применять (способен использовать и осуществлять).
  • Анализировать (способен выделять, систематизировать и характеризовать).
  • Синтезировать (способен объединять, комбинировать, планировать и регулировать).
  • Оценивать (способен определять и выбирать).

Это позволит выбрать оптимальные виды возможных учебных заданий и их целесообразное содержание, вплоть до формулировок учебных вопросов.

4. Формы внеурочных занятий в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности.

Цели внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
  2. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
  6. Организация информационной поддержки обучающихся.
  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.

Основные принципы организации внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию.

Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.

В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:

  • углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
  • формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ПК.

Осуществляя работу, важно соблюдать следующие педагогические требования:

  • общественно-полезная, профессиональная, экологическая краеведческая направленности;
  • современность содержания и форм внеурочной деятельности;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
  • сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
  • системность, непрерывное развитие внеурочной работы.

Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:

I уровень: использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.

II уровень: на этом уровне главное - развить и поддержать интерес обучающихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности обучающихся.

III уровень: самостоятельная деятельность обучающихся при решении различных проблем.

Внеклассная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств. При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, МВД, медицинскими работниками.

Формы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по предмету ОБЖ.


Актуальность программы в том, что вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, укрепления здоровья, безопасность от криминальных проявлений в обществе, умение грамотно вести себя в экстремальных ситуациях волнуют сегодня школу, педагогов, родителей и на сегодняшний день остаются одними из самых важных.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.
Программа предназначена для учащихся второй ступени общего образования, где для обучающих созданы благоприятные условия для личностного и познавательного развития и направлена на формирование важнейших компетенций обучающихся. Обучающие­ся должны научиться самостоятельно ставить цели и опреде­лять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса. Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки, самостоятельно действовать, что в дальнейшем позволит им использовать полученный опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях.
Внеурочные занятия призваны способство­вать формированию у учащихся сознательного и ответствен­ного отношения к вопросам личной и общественной безопас­ности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и соци­ального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения. Основу вне­урочных занятий составляет подготовка и участие в различных конкурсах, движениях, марафонах и т.д. Программа предполагает применение здоровье сберегающих приемов и методов.
Цель и задачи программы
Целью данного курса формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений, поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально - психологического состояния и физического развития подрастающего поколения.
Основными задачами курса являются:

выработка активной жизненной позиции учащихся;

изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах;

овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного
движения;

изучение правил противопожарной безопасности;

изучение правил безопасного поведения дома, на улице, в школе и в общественных местах;

Войти через uID

Войти через uID

Мероприятие для учащихся 7 - 9 классов. Разработка содержит сценарий мероприятия, задания для всех этапов, критерии оценивания, презентацию.


Зудов Андрей Евгеньевич (zudov)


03.12.2018

Викторина для учащихся 6 - 8 классов проводится во внеурочное время. Цель мероприятия: закрепление знаний учащихся о правилах поведения в опасных и экстремальных ситуациях.


Туркова Любовь Валентиновна (Lyubov2404)


14.11.2016


Михайлова Алла Олеговна (allchonok-07)


14.10.2014



Актищев Владимир Евгеньевич (Володя3072)


30.01.2014


Михайлов Евгений Александрович (ОВСник)


31.10.2013


Мультимедийное пособие "Огневая подготовка" - полностью готовый продукт для проведения обучения, подготовки и проведения контроля знаний и умений учащихся. Содержит 4 учебных флеш программы, 15 презентаций по различным темам, 7 учебных видео фильмов, большое количество учебных текстовых файлов и фото. Пособие создано в формате EXE, что позволяет запускать его с любого носителя (флешка, диск) без установки. Параметры: стандартный набор програм WINDOWS + FlashPlayer и KMPlayer(желательно).


Гордейчик Виктор Владимирович (Viktar7959)


30.10.2013

Данный элективный курс предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих, основополагающие знания по данным вопросам и умений распознать и оценить опасные и вредные факторы обитания человека, определить способы защиты от них
Программа элективного курса или курс по выбору рассчитан на учебный год (35 часов). В неделю проводится 1 час.


Кинзябаев Ильфат Амирович (ilfat2956)


16.02.2013


Худорожков Павел Валерьевич (Khudorojkov)


07.02.2013

Авторская программа элективного курса по Основам безопасности жизнедеятельности разработан для 10 - 11 классов агротехнологического профиля обучения.


Сатдаров Фаргат Гумерович (Фаргат)


18.12.2012

Программа направлена на развитие культурной личности, умеющей адаптироваться в современной дорожно-транспортной обстановке.
Для детей 1-4-х классов.
Срок реализации программы 2 года.


Нежурина Мария Алексеевна (Нежурина)


15.11.2012


Урманов михаил Юрьевич (мишка7487)


08.04.2012

Данный материал может быть использован как учителем начальных классов, так и учителем русского языка на уроках, кружках, внеклассных занятиях, при подготовке к олимпиадам. Урок проходит в форме путешествия.
Цели урока:
1. Углубить знания учащихся о местоимении.
2. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении
местоимений в речи.
3. Развивать умения учащихся работать в группе.


Карасова Райганат Крымгереевна (Райганат)


11.11.2011

Собственная разработка, призванная стимулировать у учащихся инттерес к военно-прикладным видам спорта, их популяризации,воспитание командного духа. Учтены возрастные особенности участников игры(соответсвенно меняются этапы и их количество, нормативы прохождения этапов


Риб Валерий Николаевич (rvn270)


30.09.2011

Модифицированная прграмма дополнительного образованя на основе авторской программы "Честь и мужество",2003г, автор программы педагог допонительного образования отдела оборонно-массовой работы и технических видов спорта МГДДЮТ А.Л. Кофман,


Риб Валерий Николаевич (rvn270)


29.09.2011

Снаряжение магазина патронами, это один из практических вопросов, требующий определённой сноровки и специфических умений и навыков. Для выполнения существующего армейского норматива или для подготовки к соревнованиям учащемуся необходимо многократно выполнять снаряжение магазина, доводя этот навык до автоматизма. Как сделать эти занятия интересными и занимательными предлагается автором в данной разработке.


Ревякин Анатолий Николаевич (кумнфлшт)


20.09.2011

Авторская программа клуба "За здоровый образ жизни" предназначена для обучающихся 5-9-х классов. включает в себя деятельность учащихся по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется творческой (исследовательской) и практической деятельности учащихся (создание презентаций и организация расширенных заседаний клуба, проведение анкетирования, участие в конкурсах, организация туристических походов выходного дня).


Шуба Петр Иванович (Avgustsch)


02.04.2011

Оказание первой доврачебной помощи может стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего. Своевременно предоставленная скорая помощь определяет, выздоровеет ли пострадавший полностью или останется на всю жизнь инвалидом. В идеале, всем людям без исключения, хорошо было бы знать, какие действия необходимо предпринимать при несчастном случае.


Батуева Ольга Викторовна (Салют)


11.02.2011

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.


2. Карабашева А.Д. Формирование здоровьесберегающих компетенций у старшеклассников общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Карачаевск, 2009.

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Эйдос. - 2005. - № 4. - С. 26-32.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Под ред. И.А. Зимней. // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 35 с.

5. Нечаев М.П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС / М.П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. – №. 9. – С. 16-21.

Снижается число практически здоровых детей, тревожная статистика, многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования, результаты Всероссийской диспансеризации, отчёты призывных комиссий свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья подрастающего поколения (только каждый десятый первоклассник может считаться здоровым) и требуют разработки специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников [1].

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.

Возрастающая потребность социума в воспитании здорового поколения наталкивается на недостаточную разработанность системы здоровьесбережения в общеобразовательной школе, обусловленную низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в привитии школьного интереса и развития потребностей в здоровом образе жизни.

Вредные привычки не появляются тогда, когда есть система замещения и есть мода быть здоровым. Подверженность ей в подростковой среде очень высока. И сверхзадача – сделать модным здоровый образ жизни.

Одной из важных задач, которая стоит перед образовательным учреждением, это сохранение здоровья учащихся в процессе получения их знаний. В статистике последних лет отмечается отрицательная динамика показателей уровня здоровья. Все это связано с тем, что сегодня в обществе нет необходимости в здоровом образе жизни, а также в системе ценностных ориентиров этого возрастного периода учеников собственное здоровье еще не занимает значимого места.

Формирование здоровьесберегающих компетенций обучающихся общеобразоваельных учреждений – процесс актуальный и востребованный в системе современного образования [2].

Таким образом, когда говорят о методике формирования, то предполагают целенаправленное воздействие с целями, формами и содержанием, которые ориентированы на формирование личностных качеств и в том числе компетентности. Современные изменения в системе образования предполагают использование новых форм и методов работы.

Понятие "здоровьесберегающие компетенции" вошло в отечественную педагогику в результате внедрения компетентного подхода к системе общего образования. Данное понятие подразумевает мотивированную, самоорганизованную деятельность, обусловленную логикой поведения и личным отношением к проблеме сохранения здоровья. Здоровьесберегающая компетентность состоит из навыков сохранения здоровья. Самые подробные понятия здоровьесберегающей компетентности, их компоненты разрабатывались А.В. Хуторским и А.И. Зимней [2].

А.В. Хуторской (2005) здоровьесберегающие компетенции отнес к ключевым, которые отражают общие цели образования, а также установил им место в личных навыках самосовершенствования [3]. В свою очередь А.И. Зимняя (2004) создает свою систему иерархий компетенций, основанных на логике ранее полученных результатов, и группирует на основе анализа интерпретации различных авторов в: "компетенции, связанные с самим человеком как человеком, субъектом деятельности, общения". Ее интерпретация определения здоровьесберегающих компетенций звучит следующим образом: "знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, быта; физическая культура человека, свобода и ответственность за выбор образа жизни" [4].

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей.

Внеурочная деятельность в школе протекает в разных формах – массовая, групповая и индивидуальная. Массовая работа дает возможность охватить сразу большое количество учащихся - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, музеи, встречи со специалистами, ветеранами и др. Групповые формы внеурочной деятельности - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и многое другое. Внеурочная деятельность преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию того или иного предмета, обогащает их знания, расширяет кругозор, содействует росту познавательной активности [5].

Внеурочная деятельность по безопасности жизнедеятельности определяется как форма различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности, связанная с вопросами организации безопасности личности, общества и государства.

В процессе внеурочных занятий по безопасности жизнедеятельности учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания по основам безопасности жизнедеятельности, развивают интерес к окружающей природно-социальной среде, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется научное мировоззрение, воспитывается культура безопасности жизнедеятельности, формируются качества личности безопасного типа [6].

Внеурочная деятельность по безопасности жизнедеятельности решает следующие задачи:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России;

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности ведения здорового образа жизни;

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность, дополняя урочную, способствует формированию и развитию физического, психического и нравственного здоровья. Отсюда и вытекает актуальность изучения возможности применения внеурочной деятельности по ОБЖ в формировании здоровьесберегающих компетенций у обучающихся средней школы.

Анкета "Что вы знаете о здоровом образе жизни?" содержит 42 вопроса. Учащиеся отвечают на вопросы, должен выбрать вариант ответа: да, нет, я не знаю. Полученные результаты оценивались в баллах и распределялись по уровням сформированности мотивации к здоровому образу жизни: 12-28 баллов – низкий уровень, 29-44 балла – средний и 45-60 баллов – высокий уровень.

Результаты анкетирования показали, что 52% учащихся имеют средний уровень установки на здоровый образ жизни. На втором месте находятся школьники с низким уровнем (38%), что говорит о необходимости усиления работы по повышению теоретических знаний учащихся по здоровому образу жизни.

При анализе результатов опросника выявлено, что основными причинами, мешающими подросткам вести здоровый образ жизни, являются: недостаток свободного времени; состояние здоровье респондента; нарушение норм здоровья со стороны респондента (нарушение здорового образа жизни в форме неправильного питания и не соблюдение правильного режима дня.) и дурная компания во дворе, на улице. У большинства учащихся имеются проблемы с ведением здорового образа жизни, 42% учащимся требуется помощь в решении некоторых проблем по ведению здорового образа жизни.

Таким образом, в результате проведенной диагностики по двум методикам было выявлено, что у исследуемых обучающихся недостаточно сформированы здоровьесберегающие компетенции. Решить данную проблему по повышению уровня и качества знаний у учащихся по этому направлению возможно через внеурочную деятельность.

Основной целью данного курса является расширение знаний по здоровому образу жизни и формирование умений сохранения и укрепления здоровья.

Основными задачами курса являются:

- - сформировать у ребят необходимые знания по здоровому образу жизни;

- - выработать практические умения самоанализа и самооценки своего здоровья;

- - сформировать способность противостоять негативным влияниям;

- - сформировать умение предвидеть последствия своих решений и действий в отношении здоровья.

Актуальность этой программы обусловлена тем, что в последнее время тенденция ухудшения здоровья населения России очевидна, а современная школа стала называться "школой болезней".

Проблема поддержания здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все больше осознает необходимость здорового образа жизни, личной деятельности и улучшения здоровья.

Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное понимание личного здоровья, здорового образа жизни.

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: "Вредные привычки", "Питание и здоровье", "Если хочешь быть здоровым" (рис. 1).


Данный курс можно разделить на 3 блока: первый блок - мотивационный (2 часа), второй блок - практический (10 часов) и третий – творческий (5 часов).

Читайте также: