План внедрения steam в систему образования в детском саду какова роль воспитателя в данном процессе

Обновлено: 13.05.2024

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества образования. Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.

Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что STEM -технология может успешно использоваться в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.

Целью использования STEM -технологии в дошкольном образовательном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, M -mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика). STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности .

Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM -технологию :

LEGO-конструирование .

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.

Математическое развитие

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

Экспериментирование с живой и неживой природой

Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.

Дидактическая система Ф. Фребеля ;

Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста

Робототехника

В сентябре 2020 года мы начали внедрять STEM -технологию .

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы применяем STEM -технологию как в образовательной деятельности, так и в игровой деятель-ности. Использование STEM -технологии в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение STEM -технологии позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по познавательному развитию детей, потому что STEM -технология направлена на развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. На этот учебный год мы определили для себя 2 образовательных модуля. Первый модуль – LEGO-конструирование . Второй модуль – Математическое развитие . Педагогами изготовлены дидактические пособия для игр, кольца Луллия. Наладили тесную связь с коллегами из Центра дополнительного образования детей, имеющих опыт работы по использованию LEGO-конструирования . В работе по внедрению STEM -технологии участвуют пока две группы дошкольного возраста от 3 до 7 лет, что составляет 38 % от общего количества детей ДОУ.

Следует заметить, что STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЯ

2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

г. Хабаровск 2020 г.

1. Изучить образовательные модули STEАM-технологии:

2. Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.

3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

4. Формировать и развивать исследовательские навыки, умение сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками, самореализацию детей.

5. Постепенное внедрение STEAM – технологии в образовательную деятельность.

Ожидаемый результат:

1. Изучены образовательные модули STEАM - технологии:

2. Создана в группе педагогически целесообразная, научно-творческая развивающая среда.

3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.

4. Увеличено непосредственное участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.

5. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о STEАM - технологии в дошкольном образовании.

Актуальность:

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM - технологии.

Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс .

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.

Благодаря STEАM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Основная проблема:

Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.

Что такое STEАM?

S – science (естественные науки),

T – technology (технология),

E – engineering (инженерное искусство),

A – art (творчество),

M – mathematics (математика).

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEАM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули:

-развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др.

- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской деятельности.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата.

Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма

- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;

- освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:

-Различных видах художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость:

Вышеперечисленные технологии на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми раннего возраста.

2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с

3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

4. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.

6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1

7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.

10. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. / учебно – методическое пособие. – СПб. ООО «Издательство

11. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. /– М.: Просвещение, 1990.

12. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск, 2005.

14. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 197 c

15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго, 1996.

16. Смоленцева. А. А. - Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. / - М.; Просвещение 1987г.

17. Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.

19. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия,

20. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный (сентябрь 2020 г.)

2 этап - практический, основной (октябрь 2020 – май 2021 г.)

3 этап - итоговый (май 2020г.)

План реализации:

I этап
подготовительн
ый СЕНТЯБРЬ
2020 года

Изучение литературы по данной теме.
Создание педагогически
целесообразной развивающей
среды. Разработка программы работы на 2020 - 2021 гг.

Изучение теоретических
аспектов по данной
проблеме в педагогике.
Знакомство с работами
ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Обогащение предметно-
развивающей среды для
реализации на практике
STEM-технологии.
Создание условий,
стимулирующих детскую
инициативу, творчество для совместной деятельности
взрослых и детей на основе
STEM-технологии.

II этап
Практический,
основной:
октябрь-май
2020-2021 гг.

Информационное сопровождение родителей воспитанников по
применению STEM- технологии.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные
взаимоотношения детский сад-семья. Дать представления о STEАM-технологии и методах работы в
дошкольном образовательном
учреждении
Информационное сопровождение педагогов по данной теме. Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации
образовательных модулей. Внедрение элементов STEАM-технологии в работу с дошкольниками.
Повышение у детей образовательной
мотивации, развитие творческих способностей, формирование
исследовательских навыков, самореализации детей.Формирование у детейнавыков взаимодействия со
сверстниками, проявления
инициативы, толерантности,
взаимопомощи.

III этап
аналитический:
май 2021 г.

Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через
информационные ресурсы.
Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию
образовательной деятельности.

Перспективный план по самообразованию на 2020-2021 учебный год:

Подбор литературы по теме самообразования.

Поиск литературы по проблеме, создания плана работы.

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Работа с личной библиотекой, интернет-ресурсами.

Изучение литературы по данной тематике.

развивающей среды для

реализации на практике

целесообразной развивающей среды.

Обучение на вебинарах, семинарах, курсах.

стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEАM-технологии.

Работа над модернизацией развивающей среды

Оформление уголка группы

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

Обмен опытом по теме.

Посещение занятий педагогов, внедряющих STEAM -технологии в ДОУ

Создание методической разработки и изготовление буклетов, консультаций для родителей и педагогов, картотек по образовательным модулям

Изучение литературы, подбор материала

Подведение итогов по теме самообразования, составление плана на следующий учебный год.

Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Он должен быть наставником.

Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

Для решения данной задачи требуется утверждение СTEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Внедрение СTEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ

  • - Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.
  • - Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
  • - Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
  • - Формирование уверенности в своих силах.
  • - Активная коммуникация и командная работа.
  • - Развитие интереса к техническим дисциплинам.
  • - Креативные и инновационные подходы к проектам.
  • - Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  • - Ранняя профессиональная ориентация.
  • - Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.
  • - STEM, как дополнение к обязательной части основной образовательной программы (ООП).

КАК ВНЕДРИТЬ STEAM ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ.

Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.

КАКОВА ЖЕ РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ? Только инноваторский подход педагогов позволяет достичь высоких результатов через практическую исследовательскую деятельность.

Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Применение STEAM-технологий в своей работе мы начали с приобретения и использования конструкторов LEGO, которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

КАК МОЖНО ВНЕДРИТЬ STEM ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ?

  • Организовать конструктивные занятия. Для этого можно использовать роботов-конструкторови различные робототехнические устройства. Разнообразныезадания в игровой форме помогут детям развить логику и алгометрическое мышление. Дошкольники смогут научиться быстро решать практические задачи и приобрести для себя базовые знания программирования.
  • Провести экскурсионные мероприятия. Изучение окружающей среды при помощи проведения полевых работ вместе с дошкольниками даст возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это поможет им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям и осознать свою ответственность перед ними.
  • Подготовить игровые занятия. В этом случае можно организовать увлекательные мероприятия в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволит детям лучше развить коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, освоить грамматические особенности построения речи, научиться проектировать новые уникальные модели.

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

Сегодня можно встретить множество разнообразных учебных модулей, которые входят в СТЕМ образование в ДОУ.

- Экспериментирование с предметами окружающего мира;

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- Освоение пространственных отношений;

- Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

В нём объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки и т.д.

  • Формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;
  • Осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;
  • Формирование экологического сознания.
  • способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
  • умение группировать предметы;
  • умение проявлять осведомлённость в разных сферах жизни;
  • свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);
  • умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез;умение создавать конструкции и моделировать объекты на основе пазового крепления деталей.
  • Развитие логики и алгоритмического мышления;
  • Формирование основ программирования;
  • Развитие способностей к конструированию и моделированию;
  • Обработка информации;
  • Развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;
  • Умение быстро решать практические задачи;
  • Овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;
  • Знание универсальных знаковых систем (символов) и умение ими пользоваться;
  • Развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.
  • Освоение ИКТ и цифровых технологий;
  • Освоение медийных технологий;
  • Организации продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

Автор: Максутова Айбике Крымхановна

Населенный пункт: Республика Дагестан, Ногайский район с.Терекли-Мектеб

Автор: Агисова Альбина Куруптурсуновна

Населенный пункт: Республика Дагестан, Ногайский район, с.Терекли-Мектеб

Автор: Джумаева Сайдат Рашидбековна

Населенный пункт: Республика Дагестан, Ногайский район, с.Терекли-Мектеб

Слайд № 2

(Из Концепции дошкольного воспитания).

( Китайская народная мудрость)

1. Организационный момент

–Пожелаем друг другу здоровья. Вежливость это не просто реклама, а наша жизнь!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуйте! (всей ладонью)

Дорогие мои, коллеги! Я хочу познакомить вас моей знакомой. Это Робомышь.


Она приготовила для вас задания. А какое задание будете выполнять, вы выберете сами. Для этого вам нужно выбрать карточку и запрограммировать мышку и она выберет для вас задание. Как выполните задание, вы должны прикрепить карточку на магнитную доску.

Понадобится: вода, растительное масло, краситель, шипучая таблетка.

Налить в стакан воды, потом растительное масло, добавить краситель. Т.к. масло легче воды, оно будет находиться вверху и не смешиваться с водой. Бросить таблетку.


Понадобится: сода, моющее средство (фейри), уксус.

Взять 2-3 ложки соды, добавить моющее средство, краситель. Все перемешать. Налить уксус.


  1. T - technology – технология (Бонус от Микибота)
  2. E - engineering – инжиниринг.

Воспитатели должны быть инженерами и строителями. Когда мы спрашиваем мальчишек, кем они станут, когда вырастут, многие отвечают – космонавтами. И строят в основном ракеты. Сегодня вы будете в роли строителей-инженеров. Построим ракету, не из обычных лего, а из магнитного конструктора.

Все дети любят играть в конструктор, строить дома, башни, роботов. Магнитные конструкторы никого не оставят равнодушным. Магнитный конструктор – это конструктор, который состоит из геометрических элементов, соединяющихся между собой посредством встроенных магнитов. Его детали легко соединяются между собой силой магнитного притяжения. Все элементы соединяются друг с другом под разным углом, что позволяет создавать уникальные потрясающие конструкции.

Читайте также: